СОДЕРЖАНИЕ


 TOC \o "1-3" Введение................................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc481118242   PAGEREF _Toc481118242 2

Глава I. Валовой национальный продукт (ВНП)............................................ GOTOBUTTON _Toc481118243   PAGEREF _Toc481118243 4

1.1 Определение ВНП............................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc481118244   PAGEREF _Toc481118244 4

1.2 Расчет ВНП........................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc481118245   PAGEREF _Toc481118245 5

1.3  ВНП в процессе перераспределения: система взаимосвязанных показателей. GOTOBUTTON _Toc481118246   PAGEREF _Toc481118246 9

1.4 Несовершенство показателя ВНП. Чистое экономическое благосостояние.. GOTOBUTTON _Toc481118247   PAGEREF _Toc481118247 11

Глава II. Валовой внутренний продукт (ВВП)................................................ GOTOBUTTON _Toc481118248   PAGEREF _Toc481118248 12

2.1 Общая характеристика ВВП.......................................................................................... GOTOBUTTON _Toc481118249   PAGEREF _Toc481118249 13

2.2  Методы расчета ВВП....................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc481118250   PAGEREF _Toc481118250 15

Глава III. Использование системы национальных счетов для представления ВВП при макроэкономическом анализе и прогнозировании.............................................................................................................. GOTOBUTTON _Toc481118251   PAGEREF _Toc481118251 27

Заключение.......................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc481118252   PAGEREF _Toc481118252 33

Список используемой литературы................................................................... GOTOBUTTON _Toc481118253   PAGEREF _Toc481118253 34






















Введение


В настоящее время общеизвестно, что любая страна рано или поздно переходит к  рыночной системе экономики. При этом  государство должно осуществлять разумное вмешательство в экономику страны. Степень этого вмешательства может быть различной, но одно правило будет действовать всегда. Для эффективного регулирования экономической жизни страны государственный аппарат должен располагать какими-то сведениями о процессах, происходящих в экономике. Эти данные (или показатели) становятся доступными благодаря ведению экономической статистики.

Экономическая статистика — это одна из наиболее важных отраслей статистики как научной дисциплины и вида практической деятельности органов государственной статистики, которая занимается количественной характеристикой массовых явлений и процессов в экономике. Наиболее простыми показателями количественных измерений экономических явлений являются показатели динамики цен, объема произведенной продукции, численности населения и трудовых ресурсов, безработицы, степени равномерности распределения доходов, наличия основных и оборотных фондов и т. д. Однако в некоторых случаях в экономической статистике количественно измеряются более сложные экономические процессы и явления, а также устанавливаются взаимосвязи между ними, например, с помощью межотраслевого баланса дается цифровая характеристика межотраслевых связей, зависимости между выпуском продукции отраслей народного хозяйства и конечным продуктом, т. е. продукцией, используемой для потребления и накопления. Данные экономической статистики позволяют обеспечить систематическое количественное описание всех основных аспектов экономического процесса и экономики в целом..

Важной особенностью экономической статистики является ее системный подход к изучению экономики, что предполагает разработку для изучения экономики системы показателей, которая охватывает основные виды экономической деятельности и аспекты экономического процесса. Системный характер экономической статистики подразумевает согласованность между различными показателями, используемыми для описания и анализа различных, но взаимосвязанных аспектов экономического процесса.

При определении содержания показателей проводится качественный анализ изучаемых процессов и явлений, который, как правило, основывается на концепциях политэкономического характера. Эти концепции и основном распространяются на наиболее важные макроэкономические показатели, такие, как ВВП, национальный доход, сбережение и др. Например, согласно одной из политэкономических концепций, используемых в системе национальных счетов (СНС), предусматривается определение видов деятельности, в результате которых создается стоимость, производится национальный продукт. На основе другой важной концепции политэкономического характера определяется содержание системы показателей доходов: первичного дохода, располагаемого дохода, национального дохода.

Целью этой работы является раскрытие понятия валового национального продукта (ВНП), определение его места в системе национального счетоводства. Также будет рассмотрен несколько модифицированный вариант показателя ВНП - валовой внутренний продукт (ВВП). Оба показателя являются обобщающими, так как они отражают экономический потенциал страны. Это и определяет центральное место ВНП и ВВП в системе национального счетоводства, а следовательно и в экономической статистике.






















Глава I. Валовой национальный продукт (ВНП).


1.1 Определение ВНП


Экономическая теория и статистика для измерения объема национального производства используют ряд показателей, среди которых важное место занимает ВНП. ВНП определяется как рыночная стоимость всей произведенной конечной продукции и услуг в экономике за год. При этом учитывается годовой объем конечных товаров и услуг, созданных гражданами страны, как в рамках национальной территории, так и за рубежом. Другое определение ВНП представляет собой сумму доходов предприятий, организаций населения в материальном и нематериальном производстве. ВНП учитывает и амортизационные отчисления, которые образуются в результате включения части стоимости используемых товаров (станки, машины и т.д.) в готовую продукцию. Для правильного расчета ВНП необходимо учесть все продукты и услуги, произведенные в данном году, всего 1 раз. Это позволяет избежать двойного счета и завышения стоимости ВНП, поскольку многие продукты продаются несколько раз, прежде чем они будут переработаны, и войдут в конечный продукт. Исключить двойной счет позволяет показатель добавленной стоимости, который представляет разницу между продажами фирм и покупками фирмами материалов, инструментов, топлива, энергии, услуг и т.п. Иными словами, добавленная стоимость – это рыночная цена продукции фирмы за вычетом стоимости потребленных сырья и материалов, купленных у поставщиков.

Суммируя добавленные стоимости, произведенные всеми предприятиями, можно определить ВНП, который представляет рыночную стоимость всех выпущенных товаров и услуг.

Важной модификацией ВНП является показатель ВВП, который суммирует добавленные стоимости всех производителей товаров и услуг, называемых резидентами. Резиденты – это граждане, проживающие на территории данной страны, за исключением иностранцев, живущих в стране менее 1 года.

 Если к показателю ВВП добавить разность между поступлениями от факторов производства (факторными доходами) из-за границы и факторными доходами, полученными зарубежными инвесторами в данной стране, то мы получим показатель ВНП. Так, например, для Франции после расчета показателя ВВП, нужно добавить поступления факторных доходов из Великобритании, США, Германии и т.д. и вычесть доходы британских, американских, германских объектов рыночного хозяйства, ведущих свою деятельность во Франции. Разность между ВВП и ВНП незначительна и колеблется в пределах SYMBOL 177 \f "Symbol" \s 12±1% от ВВП.

Статистическая служба ООН рекомендует использовать ВВП в качестве основного показателя для составления Системы национальных счетов. В США и Японии используется показатель ВВП.

В конце 1987 года в СССР было принято постановление правительства об использовании методологии ООН  при расчете важнейших итоговых макроэкономических показателей. В 1989 году в отчете Госкомстата уже фигурировал показатель ВНП, хотя, очевидно, точнее было бы назвать его ВВП, т.к. сальдо заграничного производства в бывшем СССР и нынешней Россией составляет все еще исключительно небольшие величины.


1.2 Расчет ВНП


ВНП вычисляется в текущих рыночных ценах, что представляет номинальное его значение. Для получения истинной величины этого показателя необходимо очистить цены от влияния инфляции, взвесить их, т.е. применить индекс цен, что дает реальное значение ВНП. В США, например, в 1990 году ВНП в текущих ценах составил 5570 млрд. $, а в постоянных ценах – 4254 млрд. $.

Отношение номинального ВНП к реальному показывает увеличение ВНП за счет роста цен и называется ВНП-дефлятором.

Характеризуется ВНП как «наиболее точный суммарный измеритель товаров и услуг, которые может произвести страна» (П. Самуэльсон). Экономисты представляют 2 пути его измерения.


Метод расчета ВНП по расходам.

 

ВНП определяется как сумма благ и услуг в распоряжении общества в определенный период времени. Величина ВНП – это денежная оценка конечных продуктов и услуг, произведенных за год. Иными словами, необходимо суммировать все расходы на приобретение (потребление) конечного продукта.

В показатель ВНП входят:

1.    Потребительские расходы (С).

2.    Валовые частные инвестиции в национальную экономику (Ig).

3.    Государственные закупки товаров и услуг (G).

4.    Чистый экспорт Xn, который представляет разность между экспортом и импортом.

Таким образом, перечисленные здесь расходы составляют ВНП и показывают рыночную стоимость годового производства. Следовательно, суммарный ВНП можно вычислить по формуле:

ВНП = C + Ig + G + Xn




Метод расчета ВНП по доходам.

 

ВНП, с другой стороны, составляет сумму доходов отдельных лиц и предприятий (зарплата, процент, прибыль, рента) и определяется как сумма вознаграждения владельцев факторов производства. В этом случае в ВНП также включены косвенные налоги на предприятия, амортизация, доходы от собственности.

ВНП может также определяться как сумма доходов отраслей народного хозяйства.

Совмещение двух подходов к расчету ВНП по доходам и расходам показано в таблице 1. Данная схема описывает одновременно два согласованных между собой подхода к расчету рассматриваемого показателя. ВНП, рассчитанный по доходам, распределяется  на зарплату наемным рабочим, рентные платежи, проценты, дивиденты, доходы индивидуальных собственников, налоги на прибыль корпораций, косвенные налоги на бизнес, амортизационные отчисления.

Следующие далее вычеты добавлению, показанные стрелками, позволяют получить показатели чистого национального продукта, национального дохода. Схема учитывает также налоги с граждан, уплачиваемые из личного дохода, налоги с корпораций, взносы на социальное страхование, источники инвестиций у предприятий и др.

ВНП, рассчитанный по расходам, включает в себя 4 потока: инвестиции частного предпринимательства, государственные закупки товаров и услуг, потребительские расходы и чистый экспорт.

Очевидно также, что кругооборот доходов – возобновляемый и расширяющийся процесс: расходы стимулируют рост доходов, которые в свою очередь позволяют увеличить расходы.

Оба метода считаются равноценными и дают одинаковые результаты.


Таблица 1

Национальное производство и кругооборот доходов и расходов

Валовой Национальный Продукт

 



      Чистый экспорт




 

Другие страны

Косвенные налоги

Чистый нац. продукт

Инвестиции

                     

                       Перераспределение прибыли корп.

Амортизация


Налоги на прибыль корп.


Взносы на соц. страх.

Национальный доход

 

Бизнес





Гос. закупки товаров и услуг


Индивидуальные налоги


Личный доход

 

Государство


Трансфертные платежи

Личные потребительские расходы


 

Домашние хозяйства


Располагаемый доход

Личные сбережения





Расчет ВНП по расходам                                                                                         Расчет ВНП по доходам



Наиболее разработанной является статистика ВНП в США, которая проводится Бюро экономического анализа Министерства торговли страны. Здесь ВНП исчисляется не изолированно, а в рамках системы национальных счетов, которая помимо счетов  валового национального продукта и национального дохода, включает межотраслевой баланс продукта и капиталовложений, баланс финансовых потоков, баланс национального богатства и баланс трудовых ресурсов.

В США ВНП учитывает конечные товары и услуги, т.е. в ВНП включается только такая продукция, которая либо навсегда покидает процесс производства, поступая в общественное или  личное потребление, либо возвращается в сферу производства в виде инвестиционных товаров. Сырье, полуфабрикаты, и вспомогательные материалы не учитываются.

ВНП включает сальдо внешнеторговых операций США с другими странами. Для сведения баланса в ВНП включается часть продукта, произведенного гражданами США вне страны, а продукт, созданный не гражданами США на территории Штатов не учитывается. Кроме того, в ВНП входит чистый приток доходов как сумма прибыли, дивидендов, процентов на вложенный за границей капитал, рентных платежей и т.п.

Первоначально в США ВНП исчислялся  в фактических текущих ценах, что искажало измеренный объем производства вследствие инфляционного процесса, влияющего на цены (это приводило к описанному ранее двойному счету). Динамику производства в чистом виде показывает ВНП и постоянных ценах базисного года (каждые 10-15 лет определяется новый базисный год). Показатель ВНП в постоянных ценах возрастет заметно меньше, чем в текущих ценах. Так, например, среднегодовой темп прироста ВНП в текущих ценах  в США в 1973-1985 гг. составлял 9,8 %, тогда как темп роста ВНП при использовании постоянных цен за тот же период времени равен 2,8%. Несовпадение этих показателей объясняется инфляцией.

Кроме того, в США Экономический совет при Президенте рассчитывает так называемый потенциальный ВНП, который показывает производственные возможности американской экономики, т.е. учитывает полностью использованные трудовые ресурсы страны. Такой подход позволяет оценивать эффективность внутриэкономической политики американского правительства, и, прежде всего политики в области  занятости, что не лишено смысла и для оценки результатов экономической политики, проводимой исполнительной властью нашей страны.









Таблица 2

Счет валового внутреннего продукта и расходов США (упрощенная схема)


1.      Заработная плата и другие выплаты.

2.      Доход индивидуальных предпринимателей.

3.      Прибыли корпораций.

4.      Чистые проценты.

5.      Трансфертные платежи предпринимателей.

6.      Косвенные налоги на бизнес и неналоговые пассивы.

7.      Потребление основного капитала.

8.      Поступление факторных доходов из-за рубежа.

9.      Платежи факторных доходов за рубеж.

Валовой внутренний продукт

1.      Личные потребительские расходы.

2.      Валовые частные внутренние инвестиции.

3.      Чистый экспорт.

4.      Государственные закупки.

Валовой внутренний продукт


Источник: Survey of Current Business. July, 1992, tab 8.




1.3  ВНП в процессе перераспределения: система взаимосвязанных показателей.


ВНП и ВВП – не единственные показатели национальных счетов, которые отражают движение совокупных величин в экономике страны.

В экономической теории и статистике широко используется взаимосвязанных показатели национальных счетов, которые рассчитываются на основе ВНП. К ним относятся чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход, располагаемый доход.

Чистый национальный продукт представляет собой более совершенный показатель по сравнению с ВНП, поскольку в нем не учитываются амортизационные отчисления. С помощью показателя чистого национального продукта (ЧНП) можно измерить годовой объем производства, который экономика (предприятия, организации, государства или иностранных граждан) в состоянии потребить, не сокращая производственных возможностей будущих периодов. Отсюда


ЧНП = ВНП – амортизация.

 

Национальный доход. Для определения показателя общего объема зарплаты, процента, прибыли и ренты, т.е. платежей, полученных при производстве ВНП в данном году, необходимо вычесть из ЧНП косвенные налоги на предпринимателей. Смысл этого подсчета состоит в том, что государство, взимая косвенные налоги с предприятий, ничего не вкладывает в производство и поэтому его нельзя рассматривать как поставщика экономических ресурсов. Таким образом, мы можем получить показатель национального дохода (НД). С точки зрения собственников ресурсов, НД является измерителем их доходов от участия в производстве за текущий период. Предприятие рассматривает НД как показатель, отражающий уровень цен на факторы производства или ресурсы.

Исследованием НД занимались экономисты различных направлений.  Так, английский экономист XVII века У. Петти предпринял в 1664 году попытку анализа доходов капиталистического общества и их распределения. Он составил баланс доходов и расходов населения Англии того времени. При этом при расчете размера НД он определил сумму доходов всего населения, полученных с земли, домов, капиталов и за счет трудовых ресурсов.

Проблемы производства и НД изучали А. Смит, Д. Рикардо. Они определили стоимость всего общественного продукта суммой доходов общества, исключая при этом входящую в стоимость продукта  стоимость средств производства.

Аналогичных взглядов придерживался швейцарский экономист Симонд де Сисмонди, который не делал различия между величинами годового продукта общества и НД.

Французский экономист Жан-Батист Сей утверждал, что стоимость и полезность вещи есть результат услуг трех факторов производства – труда, земли и капитала., а общая стоимость всех продуктов складывается из доходов трех классов – рабочих, капиталистов, землевладельцев. НД создает каждый человек, получающий доход.

Современные западные экономисты унаследовали от экономистов прошлого, прежде всего от Жана-Батиста Сея, представления о том, что НД создают различные и равноправные факторы производства. Смысл такого подхода состоит в том, что каждый вид деятельности одинаково приносит доход, каждый получатель дохода одновременно является его творцом, независимо от профессии и сферы деятельности. Сюда включаются государственные чиновники, военнослужащие, священнослужители и др.

Американская статистика, как отмечалось выше, определяет НД как сумму зарплаты, прибыли, процента, рентных платежей. НД меньше ВНП на сумму косвенных налогов и амортизационных отчислений от  стоимости основного капитала. Ряд ученых в нашей стране по-прежнему считает, что экономически неоправданно в НД учитывать доходы от деятельности полицейского, военного, юриста, работника СМИ. Все эти профессии, согласно подходу марксистской политологии, создают специфические услуги, но не имеют прямого отношения к профессиям общественного воспроизводства в стране. Более того, по мнению этих ученых, подобная методика подсчета дает повторный счет доходов, искусственно увеличивая показатель НД на 20-30%.

Личный доход (ЛД). Представляет собой полученный доход, в отличие от НД, который является заработанным доходом. Здесь следует заметить, что часть заработанного дохода – взносы на социальное страхование, налог на прибыль предприятий и их перераспределение – не поступают в распоряжение населения. В то же время трансфертные платежи, которые не являются результатом хозяйственной деятельности работников, по сути, представляют часть их дохода. Таким образом, ЛД как фактически полученный доход можно вычислить путем вычитания из НД взносов на социальное страхование, налогов на прибыль предприятий, перераспределение прибили, и добавления суммы всех трансфертных платежей.

Располагаемый доход находится в личном распоряжении членов общества. Его величина может быть получена путем вычитания индивидуальных налогов (подоходного, налогов на личное имущество, на наследство)  из ЛД.


1.4 Несовершенство показателя ВНП. Чистое экономическое благосостояние.


Показатель ВНП дает возможность в денежном выражении измерить объем годового производства  страны. Вместе с тем считается, что ВНП не полностью отражает реальное экономическое состояние нации, что объясняется следующими обстоятельствами.

Практически во всех странах отсутствует систематическая и достоверная статистика таких видов деятельности, как домашний уход за больными и детьми, домашнее благоустройство, репетиторство, которые, несомненно, увеличивают благосостояние общества. Не учитываются в ВНП результаты таких секторов экономики, как нелегальные виды развлечений, рэкет, торговля наркотическими веществами и оружием, которые отрицательно сказываются на благосостоянии общества. ВНП не включает также домашнюю работы (ремонт квартир, электро и радиоаппаратуры, обуви, автомашин и др. ), которые увеличивают благосостояние общества, но имеют нерыночный характер. Также отсутствует  в ВНП оценка негативных результатов производства (истощение ресурсов, изменение климата, загрязнение окружающей среды), что влечет за собой неизменное уменьшение уровня благосостояния членов общества. Кроме того, как известно, в условиях высокоразвитой экономики уровень доходов достаточен для качественного отдыха и увеличения времени досуга значительной части населения, что равнозначно росту благосостояния.

Учесть влияние этих факторов на общественное благосостояние позволяет показатель чистого экономического благосостояния (ЧЭБ), введенный в научный оборот американскими экономистами В. Нордхаусом и Дж. Гобином. Этот показатель можно вычислить по следующей формуле:

ЧЭБ = ВНП - отрицательные факторы + нерыночная деятельность (в денежной оценке) + денежная оценка свободного времени.








































Глава II. Валовой внутренний продукт (ВВП)


2.1 Общая характеристика ВВП.


Как было отмечено выше, валовой внутренний продукт (ВВП) — это один из важнейших показателей системы национальных счетов, который характеризует конечный результат производственной деятельности экономических единиц—резидентов и измеряет стоимость товаров и уел произведенных этими единицами для конечного использования.

Прежде чем приступить к характеристике методов расчета ВВП, необходимо пояснить в дополнение к тому, что было сказано ранее, некоторые ключевые моменты в его определении, чтобы избежать смешения понятий внутреннего продукта и национального дохода.

Во-первых, ВВП — это показатель произведенного продукта, который представляет собой стоимость произведенных конечных товаров и услуг. Это означает, что стоимость промежуточных товаров и услуг, использованных в процессе производства (таких, как сырье, материалы, топливо. энергия, семена, корма, услуги грузового транспорта, оптовой торговли, коммерческие и финансовые услуги и т. п.), не входит в ВВП. В противном случае ВВП содержал бы повторный счет.

Во-вторых, ВВП —это внутренний продукт, потому что он произведен резидентами. К резидентам относятся все экономические единицы (предприятия и домашние хозяйства) независимо от их национальной принадлежности и гражданства, имеющие центр экономического интереса на экономической территории данной страны. Это означает, что они занимаются производственной деятельностью или проживают на экономической территории страны длительное время (не менее года). Экономическая территория страны—территория, административно управляемая правительством данной страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. В отличие от географической территории она не включает территориальные анклавы других стран (посольства, военные базы и т. п.), но включает такие анклавы данной страны, расположенные на территории других стран.

В-третьих, ВВП — это валовой продукт, потому что он исчисляется вычета потребления основного капитала. Потребление основного капитала представляет собой уменьшение стоимости основного капитала в течение отчетного периода в результате его физического и морального износа случайных повреждений, не носящих катастрофического характера.

Теоретически внутренний продукт должен определяться на чистой основе, т. е. за вычетом потребления основного капитала. Однако для определения потребления основного капитала в соответствии с принципами СНС требуются специальные расчеты на основе данных о восстановительной стоимости основных фондов, их сроке службы и износе по видам основных фондов. Амортизация поданным бухгалтерского учета не подходит для этой цели. Не все страны производят такие расчеты, а те, которые производят, используют различные методы. Таким образом, данные о ВВП более доступны и сравнимы между странами, и поэтому показатель ВВП получил более широкое распространение, чем чистый внутренний продукт.

Если бы экономика страны была закрытой (т. е. если бы не было связей с внешним миром), то ВВП равнялся бы сумме валовых доходов резидентов, полученных от производства. Однако все страны имеют связи с внешним миром, в той или иной форме получают доходы от других стран и выплачивают им часть своих доходов. Если принять во внимание эти потоки доходов, то можно получить показатель валового национального дохода. В СНС 1968 года он назывался валовым национальным продуктом, что не совсем правильно отражало его сущность как совокупности первичных доходов, полученных резидентами в результате их участия в производстве и от собственности. Поэтому в СНС 1993 года рекомендуется называть его валовым национальным доходом (ВНД).

Ниже показана взаимосвязь между показателями валового и чистого внутреннего продукта и валового и чистого национального дохода.


Валовой внутренний продукт


-

Потребление основного капитала

=

Чистый внутренний продукт

+




+

Сальдо первичных доходов из-за границы




Сальдо первичных доходов из-за границы

=




=

Валовой национальный доход


-

Потребление основного капитала


­=

Чистый национальный доход





 

2.2  Методы расчета ВВП

 

ВВП может быть исчислен следующими тремя методами:


1.    как сумма валовой добавленной стоимости (производственный метод);

2.    как сумма компонентов конечного использования (метод конечного использования);

3.    как сумма первичных доходов (распределительный метод).


ВВП как сумма валовой добавленной стоимости

При расчете производственным методом ВВП исчисляется путем суммирования валовой добавленной стоимости всех производственных единиц резидентов, сгруппированных по отраслям или секторам. Валовая добавленная стоимость — это разница между стоимостью произведенных товаров и оказанных услуг (выпуском) и стоимостью товаров и услуг, полностью потребленных в процессе производства (промежуточное потребление).

Выпуск — это стоимость товаров и услуг, произведенных и оказанных экономическими единицами-резидентами за рассматриваемый период. В соответствии с принятой в СНС трактовкой границ сферы производственной деятельности выпуск включает:

1.    все товары независимо от их использования (как товары, поставленные другим единицам, не являющимся их производителями, так и товары, произведенные для собственного конечного потребления или накопления, включая прирост запасов материальных оборотных средству производителя);

2.    услуги, предоставленные другим институциональным единицам, и частности, нерыночные услуги органов государственного управления и некоммерческих организаций;

3.    услуги домашних хозяйств по проживанию в собственном жилище и домашние услуги, оказываемые оплачиваемой домашней прислугой. Бесплатные домашние услуги, оказываемые членами домашнего хозяйства друг другу (приготовление пищи, стирка, уборка, ремонт домашнего оборудования и т.п.), не включаются в границы сферы производства в СНС.

В границы сферы производства должны включаться также производство товаров и оказание услуг теневой экономикой, т. е. производство товаров и оказание услуг, запрещенные законом (незаконное производство), и производство товаров и оказание услуг, в принципе разрешенные законом, но скрываемые от государственных органов с öåëüþ сокрытия доходов (скрытое производство).

Различаются два типа выпуска рыночный и нерыночный. Рыночный выпуск включает товары и услуги:

·      ðåàëèçóåìûå ïî ýêîíîìè÷åñêè çíà÷èìûì öåíàì ïóòåì ïðîäàæè èëè áàðòåðà

·      предоставляемые работникам в качестве оплаты труда в натуральной форме, производимые одним заведением предприятия (подразделением, находящемся на самостоятельном балансе или являющимся отдельной учетной единицей) и поставляемые другим заведениям того же предприятия для использования в производстве в том же или последующих периодах (например продукты питания, переданные подсобными хозяйствами предприятия в столовые, детские учреждения, дома отдыха, принадлежащие данному предприятию, и т.п.)

·      готовую продукцию и незавершенное производство, поступающие в запасы материальных оборотных средств у производителя и предназначенные для рыночного использования, т. е. на перечисленные выше цели.

Íåрыночный выпуск включает товары и услуги:

·      производимые экономическими единицами для их собственного конечного потребления или накопления (например, сельскохозяйственные и другие продукты, произведенные для этих целей в фермерских, крестьянских или подсобных хозяйствах населения, строительство хозяйственным способом, услуги по проживанию в собственном жилище, услуги оплачиваемой домашней прислуги и т. п.);

·      предоставляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения, другим институциональным единицам, включая услуги, оказываемые обществу в целом (например, бесплатное образование и медицинское обслуживание, услуги государственного управления, обороны и др.);

·      готовую продукцию и незавершенное производство, предназначенные для нерыночного использования и поступающие в запасы материальных оборотных средств у производителя.

Рыночный выпуск товаров и услуг рекомендуется оценивать и основных ценах или, если это невозможно, в ценах производителей.

Основная цена — цена, получаемая производителем за товары и услуги, исключая любые подлежащие уплате налоги на продукты и включая субсидии на продукты.

Цена производителя — цена, получаемая производителем за товары и услуги, включая подлежащие уплате налоги на продукты (кроме налога на добавленную стоимость и налогов на импорт) и исключая субсидии на продукты.

Налоги на продукты — это налоги, взимаемые пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг, производимых, продаваемых или импортируемых предприятиями-резидентами. К ним относятся следующие наиболее распространенные налоги: налог на добавленную стоимость (НДС) и налоги типа НДС; акцизы; налоги на продажи, покупки, налог с оборота и т. п.; налоги на отдельные виды услуг (услуги транспорта, связи, страхование, реклама, игры и лотереи, спортивные мероприятия и т. п.); налоги на прибыль фискальных монополий (средства, полученные государственными предприятиями, которым по закону предоставляется монополия на производство и распределение определенных товаров и услуг,   в результате превышения предельного уровня рентабельности и взысканные в доход бюджета для повышения дохода государства); налоги на импорт и экспорт, таможенные пошлины. Субсидии на продукты — это субсидии, выплачиваемые обычно пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг, производимых, продаваемых или импортируемых предприятиями-резидентами. К ним относятся, например, регулярные возмещения предприятиям из государственного бюджета постоянных убытков, возникающих в результате того, что продажная цена на производимую ими продукцию устанавливается ниже средних издержек производства, субсидии на экспорт и импорт и др.

Товары и услуги, произведенные для собственного конечного использования, оцениваются в основных ценах на аналогичные рыночные товары и услуги. Нерыночные услуги, оказываемые учреждениями государственного управления и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства, оцениваются исходя из текущих затрат этих организаций, включая потребление основного капитала.

Расходы на промежуточное потребление — это стоимость товаров (за исключением основных фондов) и рыночных услуг, потребленных в течение данного периода с целью производства других товаров или услуг. Они включают:

1.    затраты сырья, материалов, топлива, энергии, семян, кормов (покупных и собственного производства), продуктов питания, медикаментов, канцелярских принадлежностей, спецодежды и т. п.;

2.    оплату работ и услуг, предоставленных другими предприятиями и отдельными лицами (ремонт, услуги транспорта, связи, вычислительных центров, коммунальные услуги, услуги рекламы, банков, юристов, консультантов, страхование и т. п.);

3.    расходы на командировки в части оплаты проезда и гостиниц. Промежуточное потребление оценивается по ценам покупателей, действующим на момент поступления товаров и услуг в процесс производства и включающим торгово-транспортную наценку и налоги на продукты (кроме налога на добавленную стоимость) за вычетом субсидий на продукты.

При исчислении валовой добавленной стоимости должны учитываться также расходы на промежуточное потребление косвенно измеряемых услуг финансового посредничества, которые определяются как разница между процентами, полученными и выплаченными финансовыми посредниками (например, банками), и относятся ко всем их клиентам, т. е. к предприятиям и домашним хозяйствам, резидентам и нерезидентам. По этому они должны быть распределены между ними и показаны, соответственно, в промежуточном потреблении производственных единиц, конечном потреблении домашних хозяйств и экспорте услуг, что соответствует требованиям СНС 1993 года. Однако данная методика расчета находится в стадии рассмотрения, а пока большинство стран использует метод СНС 1968 года, согласно которому все косвенно измеряемые услуги финансового посредничества относятся к расходам на промежуточное потребление условной единицы, выпуск которой равен нулю. Таким образом, сумма валовой добавленной стоимости отраслей или секторов должна быть уменьшена на величину стоимости услуг финансового посредничества.

Однако для оценки ВВП в рыночных ценах этого недостаточно. Необходимо учитывать также чистые налоги на продукты, т. е. добавить налоги на продукты, не включенные в оценку валовой добавленной стоимости отраслей или секторов, и вычесть субсидии на продукты, включенные в оценку валовой добавленной стоимости. К таким налогам на продукты относятся прежде всего налоги на импорт и налог на добавленную стоимость, которые не учитываются в валовой добавленной стоимости. Кроме того, если валовая добавленная стоимость исчисляется в основных ценах, как это рекомендует СНС 1993 года, то необходимо добавить и все остальные налоги на продукты (акцизы, налоги на экспорт, налоге продаж, налог с оборота и т. п.), так как в этом случае они не учитываются в валовой добавленной стоимости. Субсидии на продукты (кроме субсидии на импорт), напротив, включаются в оценку валовой добавленной стоимости отраслей или секторов в основных ценах и поэтому должны быть исключены из общего итога ВВП в рыночных ценах.

ВВП как сумма компонентов конечного использования

Согласно методу конечного использования ВВП определяется как сумма следующих компонентов: расходы на конечное потребление товаров и услуг, валовое накопление, сальдо экспорта и импорта товаров и услуг.

Расходы на конечное потребление товаров и услуг — расходы домашних хозяйств-резидентов на потребительские товары и услуги, а также расходы учреждений государственного управления (бюджетных организаций) и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, на товары и услуги для индивидуального и коллективного потребления. Такая группировка показывает, кто финансирует расходы на конечное потребление. Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают:

1.    расходы на покупку потребительских товаров и услуг;

2.    потребление товаров и услуг, полученных в натуральной форме в порядке оплаты труда, подарков и т. д.;

3.    потребление товаров и услуг, произведенных домашними хозяйствами для собственного конечного потребления. Как было отмечено выше, в части услуг это относится только к услугам по проживанию в собственном жилище и услугам оплачиваемой домашней прислуги.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств должны учитывать покупки резидентами товаров и услуг за границей (например, во время командировок, туристических поездок) и исключать аналогичные покупки нерезидентов на территории данной страны.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств определяются â размере фактической оплаты ими потребительских товаров и услуг, проходимой за счет их доходов.

Расходы на конечное потребление учреждений государственного управления и некоммерческих организации, обслуживающих домашние хозяйства, определяются следующим образом: текущие расходы на содержание этих ó÷ðåждений, включая потребление основного капитала (выпуск), минус ïîступления этим учреждениям от продажи товаров и услуг по рыночным ценам и от частичного возмещения потребителями их стоимости (учитываются в расходах на конечное потребление домашних хозяйств или промежуточном потреблении предприятий в зависимости оттого, кто их îïлатил, плюс стоимость потребительских товаров и услуг, купленных ми учреждениями у рыночных производителей для передачи домашним хозяйствам бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения, плюс возмещение расходов домашних хозяйств на приобретя товаров и услуг за счет государственных фондов социального ñòðàõîâàния (например, возмещение инвалидам стоимости приобретения àâòîìîбилей, бензина и т. п.).

Бюджетные организации здравоохранения, социального  образования, культуры и искусства, а также некоммерческие, обслуживающие домашние хозяйства, предоставляя услуги для индивидуального потребления, которые используются , домашними хозяйствами для удовлетворения личных потребностей. Услуги коллективного потребления, т. е. обществу в целом, предоставляют бюджетными организациями управления, обороны, науки и др.

Как было отмечено выше, для характеристики конечного потребления с точки зрения того, кто фактически потребляет товары и услуги, в СНС 1993 года введен новый показатель — фактическое конечное потребление, который характеризует стоимость всех товаров и услуг, приобретенных домашними хозяйствами-резидентами для индивидуального потребления независимо от источника финансирования, и стоимость коллективных услуг, предоставленных органами государственного управления обществу в целом.

Все товары и услуги, предоставляемые некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства, рассматриваются как индивидуальные и относятся к социальным трансфертам в ни ной форме. Для этих организаций показатель фактического конечного потребления отсутствует.

Общая сумма социальных трансфертов в натуральной форме, полученных домашними хозяйствами, равна сумме этих трансфертов, переданных учреждениями государственного управления и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства, поэтому для экономики в целом показатели фактического конечного потребления и расходов на конечное потребление должны быть равны.

Валовое накопление — чистое приобретение (приобретение за вычетом выбытия) резидентами товаров и услуг, произведенных и оказанных в текущем периоде, но не потребленных в нем. Валовое накопление включают валовое накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств и чистое приобретение ценностей.

Валовое накопление основного капитала представляет собой вложение средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве. Основной капитал — это активы, являющиеся результатом производства, которые многократно используются в процессе производства: здания и сооружения, машины и 'оборудование, транспортные средства; скот племенной, молочный, рабочий; сады, виноградники и другие насаждения; затраты на геологоразведочные работы; затраты на программное обеспечение и базы данных для ЭВМ; оригиналы литературных и художественных произведений (фильмы, звукозаписи, рукописи, являющиеся основой для тиражирования).

При пересмотре СНС категория валового накопления основного капитала претерпела в концептуальном плане значительные изменения, которые выражаются в расширении этого понятия и увеличении объема ВВП за счет включения затрат на геологоразведочные работы, на создание и приобретение программного обеспечения ЭВМ и оригиналов литературных и художественных произведений. В СНС 1968 года эти затраты учитывались как промежуточные, т. е. на их величину уменьшался объем ВВП. Включение этих затрат в основной капитал обосновывается тем, что их результаты многократно и длительно участвуют в производственном процессе.

Валовое накопление основного капитала определяется как приобретение активов за вычетом выбытия новых и существующих основных фондов. Приобретение активов включает покупки, бартер, получение капитальных трансфертов в натуральной форме, производство для собственного использования, капитальный ремонт. Выбытие активов показывается как отрицательное приобретение.

Оценка составных элементов валового накопления основного капитала производится:

·      при покупке основного капитала по ценам приобретения (ценам покупателя, т, е. включая все затраты на передачу права собственности (стоимость услуг, оказанных адвокатами, агентами по операциям с недвижимостью и другими посредниками, пошлины, комиссионные, налоги и т. п.);

·      при производстве основного капитала для собственного использования по основным ценам или по затратам на производство.

Валовое накопление основного капитала включает также затраты на улучшение непроизведенных активов и расходы в связи с передачей права собственности на непроизведенные активы. К непроизведенным активам относятся активы, не являющиеся результатом производства, например, земля, недра и другие природные ресурсы, а также патенты, лицензии и т. п. Они не входят в состав основного капитала, однако работы по их улучшению (мелиорация, осушение, развитие и расширение шахт, лесных участков, плантаций, садов и других сельскохозяйственных угодий) и услуги, оказываемые в связи с их передачей другим единицам, представляют собой производственную деятельность, и поэтому их стоимость включается в валовое накопление основного капитала.

Изменение запасов материальных оборотных средств — это изменение стоимости производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и товаров для перепродажи. Изменение стоимости запасов материальных оборотных средств должно определяться как разница между поступлениями продукции в запасы и изъятиями из них, при этом продукция должна оцениваться в рыночных ценах, действующих соответственно в момент поступления или изъятия. Однако на практике трудно получить информацию о всех поступлениях и изъятиях продукции в течение отчетного периода, поэтому изменение запасов обычно рассчитывается как разница между стоимостью запасов на конец и начало периода по данным бухгалтерских отчетов предприятий. В этом случае необходимо исключить влияние изменения стоимости продукции в результате изменения цен за время нахождения ее в запасах.

Чистое приобретение ценностей — это новая категория, появившаяся в СНС 1993 года. Ценностями являются предметы, которые приобретаются не для производственных или потребительских целей, а для сохранения стоимости, т. е. предметы, ценность которых со временем увеличивается: драгоценные металлы и камни (кроме монетарного золота, а также золота и камней, предназначенных для промышленного использования), ювелирные изделия, антиквариат, коллекции и т. п. В СНС 1968 года они учитывались в ВВП в составе конечного потребления.

Экспорт и импорт товаров и услуг — экспортно-импортные операции данной страны со всеми странами,

Экспорт и импорт товаров представляет собой стоимость вывезенных из страны или ввезенных в страну (пересекающих государственную границу) товаров. Стоимостная оценка объема экспорта и импорта товаров в целом по стране определяется в ценах фоб- или франко-граница страны экспортера.

Помимо экспорта и импорта товаров, учитываемых статистикой внешнеэкономической деятельности, в СНС экспорт и импорт товаров включает товары, поставляемые в порядке оказания безвозмездной (гуманитарной) помощи и в качестве дара, товары неорганизованной торговли, посылки, имущество мигрантов,

Экспорт и импорт услуг охватывают транспортные услуги, туризм, коммуникационные услуги, строительные, страховые, финансовые, компьютерные и информационные услуги, рекламу, бухгалтерский учет, управленческое консультирование и другие виды услуг.

ВВП как сумма первичных доходов (распределительный метод).

При определении ВВП распределительным методом он включает следующие виды первичных доходов, выплаченных производственными единицами—резидентами: оплата труда наемных работников, чистые налоги на производство и импорт (налоги на производство и импорт минус субсидии на производство и импорт), валовая прибыль и валовые смешанные доходы.

Оплата труда наемных работников представляет собой вознаграждение в денежной или натуральной форме, которое должно быть выплачено работодателем наемному работнику за работу, выполненную в отчетном периоде. Она учитывается на основе начисленных сумм и складывается из двух основных компонентов:

·      заработная плата;

·      отчисления работодателей на социальное страхование.

Заработная плата охватывает все виды заработков (включая различные премии, доплаты, надбавки), начисленных в денежной или натуральной форме независимо от источника финансирования, т. е. за счет себестоимости и прибыли, а также денежные суммы, начисленные работникам соответствии с законодательством за непроработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и т. п.). Заработная плата учитывается до вычета налогов и других удержаний, взимаемых с наемных работников. Следует иметь в виду, что в этом случае показывается заработная плата, гаченная предприятиями и организациями-резидентами работникам резидентам, так и нерезидентам.

Отчисления на социальное страхование производятся работодателями, чтобы обеспечить наемным работникам в будущем право на получение социальных пособий.

Социальные пособия выплачиваются органами государственного страхования, государственными и негосударственными пенсионными фондами, страховыми учреждениями, работодателями домашним хозяйствам при наступлении определенных обстоятельств, которые, как правило, приводят к снижению доходов и благосостояния домашних хозяйств, например:

1.    потребность влечении в результате болезни, травмы, рождения ребенка, инвалидности, старости и др.;

2.    необходимость содержания иждивенцев: супруга(и), детей, престарелых родственников, инвалидов и т. д.;

3.    невозможность работать вообще или полное время в результате выхода на пенсию, безработицы, болезни, травмы, рождения ребенка и т. д.;

4.    смерть кормильца;

5.    необходимость оплаты расходов на образование;

6.    невозможность оплаты жилья домашними хозяйствами с низким входом (пенсионеры, многодетные семьи и др.).

Различают фактические и условно исчисленные отчисления работодателей на социальное страхование.

Фактические отчисления на социальное страхование состоят из платежей, производимых работодателями третьей стороне, т. е. в организации социального страхования в соответствии с программами социального обеспечения и социального страхования населения (фондовое социальное страхование). Эти платежи являются основным источником средств для выплат населению пенсий, пособий, финансирования расхо дов на лечение и отдых работников. Хотя эти платежи производятся работодателями непосредственно организациям социального страхования, они рассматриваются как компонент оплаты труда наемных работников в размере взносов работодателей на социальное страхование.

Фактические отчисления работодателей на социальное страхование определяются в размере начислений на фонд заработной платы по всем видам социального страхования, т. е. в фонды социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости, фонд социальной поддержки населения и другие аналогичные социальные внебюджетные фонды. К ним относятся также обязательные отчисления работодателей на медицинское страхование и расходы предприятий по оплате услуг поликлиник по до говорам, заключенным с органами здравоохранения на предоставление своим работникам медицинской помощи. Добровольные отчисления работодателей на медицинское страхование в негосударственные социальные фонды в пользу отдельных наемных работников согласно полисам личного страхования должны учитываться как заработная плата в натуральной форме.

Условно исчисленные отчисления на социальное страхование представляют собой эквивалент социальным пособиям, выплачиваемым работодателями непосредственно их работникам, бывшим работникам или их иждивенцам, имеющим на это право, за счет своих средств без привлечения третьей стороны, например, страховой компании, и без учреждения для этой цели отдельной институциональной единицы в форме специального фонда или резерва. Хотя никаких платежей с целью их страхования третьей стороной не производится, они определяются условно и также включаются в оплату груда наемных работников. На практике в качестве возможной оценки условно исчисленных отчислений работодателей на социальное страхование наемных работников может служить сумма фактически выплаченных работодателями в текущем периоде социальных пособий. К ним относятся, например, выходное пособие при прекращении трудового договора; суммы, выплачиваемые на период трудоустройства уволенным работникам в связи с сокращением штата, реорганизацией или ликвидацией предприятия; пособия в связи с потерей трудоспособности: надбавки к пенсиям; оплата учебных отпусков, предоставляемых работникам; компенсации, выплачиваемые женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком; стипендии студентам и учащимся, направленным предприятиями на обучение.

Налоги на производство и импорт — это обязательные безвозмездные невозвратные платежи, взимаемые органами государственного управления с производственных единиц в связи с производством и импортом товаров и услуг или использованием факторов производства. Они называются безвозмездными, потому что государство ничего не предоставляет взамен индивидуальной единице, производящей платеж, хотя оно может использовать средства, собранные с помощью налогов, для предоставления товаров или услуг другим единицам или обществу в целом. Налоги, связанные с производством и импортом, уплачиваются предприятиями и организациями независимо от наличия прибыли.

К налогам на производство и импорт относятся налоги на продукты и другие налоги на производство. О налогах на продукты уже упоминалось раньше.

Другие налоги на производство—это налоги, связанные с использованием факторов производства, а также платежи за лицензии и разрешение заниматься какой-либо производственной деятельностью или другие обязательные платежи, уплата которых необходима для деятельности производственной единицы—резидента. Они могут выплачиваться за землю, средина производства или рабочую силу, используемые в процессе производства, или за право осуществлять определенные виды деятельности или операции. Другие налоги на производство не включают налоги на прибыль или иные доходы, получаемые предприятием, и они подлежат уплате в государственный бюджет независимо от рентабельности производства.

Субсидии на производство и импорт — это текущие безвозмездные невозвратные платежи, которые государство производит предприятиям в связи с производством, продажей или импортом товаров и услуг или использованием факторов производства для проведения определенной экономической и социальной политики.

К субсидиям на производство и импорт относятся субсидии на продукты и другие субсидии на производство. О субсидиях на продукты уже спорилось выше.

Другие субсидии на производство — субсидии, которые предприятия получают от органов государственного управления в связи с использованием  факторов производства:

·      субсидии, выплачиваемые в связи с использованием труда особого контингента лиц (инвалидов , подростков);

·      субсидии, связанные с использованием других факторов производства, например, для стимулирования использования определенных видов сырья, энергии и т.д.;

·      субсидии для уменьшения загрязнения окружающей среды, например, для покрытия стоимости дополнительной обработки отходов производства.

Валовая прибыль и валовые смешанные доходы представляют собой часть валовой добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычитания расходов, связанных с оплатой труда наемных работников и уплатой налогов на производство и импорт. Эта статья измеряет прибыль (или убыток), полученную от производства, до учета доходов от собственности. Для некорпоративных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, в которых члены домашнего хозяйства могут производить неоплачиваемые трудовые затраты, она содержит элемент вознаграждения за работу, который не может быть отделен от дохода владельца или предпринимателя. В этом случае она называется смешанным доходом. Эта категория является новой, ее не было в СНС 1968 года. К ней относятся, например, доходы отличных подсобных хозяйств населения, доходы мелких индивидуальных предпринимателей.

Валовая прибыль и валовые смешанные доходы определяются до вычитания потребления основного капитала. Если его выделить, то получатся чистая прибыль и чистые смешанные доходы.

Особенность распределительного метода расчета ВВП заключаете том, что один из его компонентов (валовая прибыль и валовые смешанные доходы) представляет собой балансирующую статью счета образования доходов и рассчитывается сальдовым путем, т.е. как разница между ВВП и другими компонентами первичных доходов (оплата труда и чистые налоги на производство и импорт). Таким образом, по сравнению с двумя другими методами он носит подчиненный характер. Разумеется, можно при необходимости попытаться рассчитать валовую прибыль и валовые смешанные доходы независимым путем, например, корректируя соответствующим образом данные î ïðèáûëè, ïîëó÷åííûå èз бухгалтерских отчетов предприятий, однако это сделать это достаточно сложно. Поэтому данный метод расчета ВВП не получил широкого распространения.




Глава III. Использование системы национальных счетов для представления ВВП при макроэкономическом анализе и прогнозировании.


Одним из наиболее важных направлений экономического анализа на основе данных СНС является изучение темпов экономического роста и колебаний экономической коньюктуры. Темпы экономического роста, анализируемые на основе данных о динамике объема ВВП в постоянных ценах, как правило, зависят от изменений экономического потенциала страны вследствие наращивания инвестиций. Колебания экономической конъюнктуры обычно рассматриваются как изменения объема ВВП в краткосрочной перспективе вследствие изменений уровня использования существующих основных фондов.

Показатели темпов экономического роста используются для анализа общих тенденций экономического развития страны за тот или иной период, оценки эффективности проводимой экономической политики. Например, данные о темпах экономического роста в странах СНГ, приведенные в табл. 3, позволяют судить о глубине экономического спада, произошедшего в странах СНГ за годы экономических реформ.


Таблица 3

Индексы физического объема ВВП стран СНГ за 1992-1998 гг.

(в постоянных ценах, в процентах к предыдущему году)

1992 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

Азербайджан

77,4

88,2

101,3

105,8

110

Армения

58,2

106,9

105,9

103,1

107,2

Беларусь

90,4

89,6

102,8

111,4

108,3

Грузия

55,1

102,6

111,2

111,3

102,9

Казахстан

94,7

91,8

100,5

101,7

97,5

Кыргызстан

86,1

94,6

107,1

109,9

101,8

Молдова

71

98,1

94,1

101,6

91,4

Россия

85,5

95,9

96,5

100,8

95,4

Таджикистан

...

87,6

83,3

101,7

105,3

Туркменистан

...

...

...

...

...

Узбекистан

88,9

99,1

107,1

105,2

104,4

Украина

90,1

87,8

90

97

98,3

В среднем по СНГ

86,1

94,7

96,6

101

96,6

Вместе с тем на основе данных табл. 3  можно сделать вывод, что начиная с 1995 г. во многих странах СНГ падение объемов ВВП замедлилось, а в некоторых из них отмечался его рост в реальном выражении. Анализ зависимости темпов экономического роста от других переменных показывает, что высокие темпы роста экономики, как правило, обеспечиваются при низких темпах инфляции, высокой доле в объеме ВВП сбережений и инвестиций, относительно низкой доле в объеме ВВП расходов государственного управления, а также при относительно открытом характере экономики, что позволяет привлекать иностранные инвестиции. внедрять современные технологии, а также стимулирует конкуренцию отечественных производителей с зарубежными.

Другим важным направлением экономического анализа, основанным на данных СНС, валяется изучение отраслевой структуры экономики, а также ее изменений за тот или иной период. В табл. 4 приведены данные об отраслевой структуре ВВП России за 1991—1998 гг.



Таблица 4

ВВП России по отраслям за 1991-1998 годы

(в текущих ценах, в процентах)


1991 г.

1992 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

Промышленность

39,3

35

31,4

30,7

28,6

28,1

Сельское хозяйство

14

7,2

8,1

7,6

7,1

6,5

Строительство

9,4

6,3

8,8

8,2

7,8

7,1

Транспорт и связь

7,4

7,4

11,5

13,5

12,2

11,9

Торговля

12,3

29

18,5

15,9

16,6

19,3

Финансы, страхование, недвижимое имущество

7,6

6,9

8,8

9,4

13,4

12,5

Здравоохранение, образование, культура

7,6

6,1

7,8

8,9

8,8

9

Управление

2,4

2,1

5,1

5,8

5,5

5,6

Итого

100

100

100

100

100

100


Как видно из табл. 4, за годы реформ в отраслевой структуре ВВП России произошли значительные изменения. Прежде всего это выразилось н значительном увеличении доли услуг. Так, если в 1991 г. доля услуг и объеме ВВП составляла 37,3%, то в 1998 г. она достигла 57,3%. Однако следует отметить, что приведенные в табл. 4 данные об отраслевой структуре ВВП получены на основе оценки показателей в текущих ценах, и поэтому они отражают влияние как изменений цен, так и изменений физического объема производимых товаров и услуг.

Важным направлением анализа данных СНС для формирования макроэкономической политики страны является изучение структуры использования ВВП на конечное потребление, валовое накопление, чистый экспорт. В контексте этого анализа устанавливается также структура потребительских расходов домашних хозяйств (например, доля расходов на покупку продовольственных товаров), доля ВВП, расходуемого на оборону, управление, здравоохранение, образование и научно-исследовательские работы. Данные о структуре использования ВВП России за последние 8 лет свидетельствуют о тенденции к снижению доли валового накопления и, в частности, валового накопления основного капитала. Так, например, если в 1991 г. доля валового накопления в ВВП России составила 36,1%, то в 1998 г. она снизилась до 18,2%. Важным элементом в структуре ВВП являются расходы домашних хозяйств на конечное потребление. Одновременно они образуют важную часть располагаемых доходов населения — одного из наиболее важных показателей уровня жизни населения. В начале 90-х гг. в России и во многих других странах СНГ инфляция опережала рост номинальных располагаемых доходов населения, и, таким образом, произошло существенное снижение уровня жизни во всех странах СНГ. Например, в России реальные располагаемые доходы населения в расчете надушу населения сократились в 1998 г. по сравнению с 1991 г. на 50%. По сравнению с 1991 г. в структуре потребительских расходов домашних хозяйств во всех странах СНГ в последние годы резко повысилась доля расходов на продукты питания. Как известно, доля расходов на питание является одним из общепризнанных показателей уровня жизни населения. Например, в наиболее развитых в экономическом отношении странах она составляет около 30%, тогда как во многих странах СНГ она достигает 50—70%.

Наиболее общими показателями уровня жизни, разрабатываемыми в рамках СНС, являются показатели фактического конечного потребления домашних хозяйств и скорректированного располагаемого дохода, которые включают социальные трансферты в натуральной форме, т. е. стоимость бесплатных услуг в области образования, здравоохранения, социального обеспечения и т. д., предоставляемых домашним хозяйствам учреждениями государственного управления и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства. Динамика фактического конечного потребления домашних хозяйств в России и многих других странах СНГ была в последние годы ниже динамики расходов населения на конечное потребление. Это объясняется тем, что в условиях общей коммерциализации экономики доля бесплатных услуг снижается.

Процессы распределения доходов изучаются в СНС с помощью ряда показателей (первичные доходы, трансферты и т. д.), регистрируемых в счетах распределения и перераспределения доходов. В связи с этим большой интерес представляют показатели, характеризующие роль государства в процессах перераспределения доходов. О масштабах перераспределительных процессов посредством государственного вмешательства свидетельствует показатель, характеризующий отношение доходной части государственного бюджета к ВВП. Поскольку бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, показатели отражают разные механизмы перераспределения финансовых ресурсов вертикального и горизонтального характера (между секторами экономики, отраслями и территориями).

Одной из важнейших характеристик эффективности государственного управления являются масштабы дефицита государственного бюджета, определяемые как соотношение размера дефицита и ВВП. В системе международных экономических отношений Европейского Союза установлен предельный размер дефицита по сравнению с ВВП (в настоящее время около 3%), дающий право странам стать членами Валютного союза. Выдача кредитов международными финансовыми организациями странам с переходной экономикой также обусловлена требованием жесткого контроля над размером дефицита государственного бюджета.

В Российской Федерации бюджет был наиболее дефицитным в 1994 г. (10,3%), в 1995 г. его уровень снизился до 3,1%, однако в 1996 г. вновь увеличился до 4,3%, в 1997 г.—до 5,0%, а в 1998 г. — снизился до 3,6%. Во многих развитых странах дефицит государственного бюджета по отношению к ВВП составляет около 2—4% (например, в Японии, ФРГ, Канаде, Франции, США). В 1998 г. в странах СНГ дефицит государственного бюджета не превышал 3% только в Армении, Кыргызстане, Молдове и Украине.

Определение налогового бремени на основные группы производителей — важное направление экономического анализа на основе данных ÑНС. В СНС предусмотрены четкие правила регистрации налоговых платежей, даны различия между налогами на производство и импорт, с одной стороны, и налогами на доходы и имущество, с другой. Производители товаров и услуг платят и те и другие налоги, и поэтому важно определить величину налогового бремени, соотнеся ее с ВВП. (Соотношение темпов роста денежной массы и инфляции по сравнено с динамикой физического объема производства характеризует скорость обращения денежной массы. Так, по предварительным данным, за 1998 1. в Российской Федерации динамика денежного агрегата М2 отставала на 28 процентных пунктов от темпов инфляции. Это в свою очередь в условиях сокращения объема производства ВВП (на 4,6%) означало увеличение скорости обращения рублевой массы приблизительно на 20%. Как считают некоторые эксперты, снижение скорости обращения денег, обусловленное ростом доверия к национальной валюте, позволяет увеличивать эмиссию денег без повышения инфляции.

Интенсивность инфляции измеряется посредством индексов—дефляторов ВВП и отдельных его составляющих. Для России индекс-дефлятор ВВП в 1998 г. по сравнению с 1990 г. увеличился в 7233 раза. Для измерения инфляционных процессов более широко применяется индекс потребительских Цен, в значительной мере предопределяющий размеры дефлятора ВВП.

Важным направлением макроэкономического анализа является изучение производительности труда в экономике и влияния ее динамики на изменения в структуре экономики. В статистике известны два обобщающих показателя производительности: показатель производительности труда и показатель общей (факторной) производительности. Показатель Производительности труда представляет собой отношение выпуска проекции к затратам живого труда, в качестве которых могут быть использованы показатель численности занятых в производстве, число отработанных человеко-часов или другие аналогичные показатели, например, динамика фонда оплаты труда в сопоставимых ставках оплаты. Показатель общей (факторной) производительности характеризует отношение выпуска продукции к совокупным затратам труда и капитала. На практике во многих странах статистические органы, как правило, ограничиваются исчислением и публикацией показателя производительности живого труда. При определении производительности труда приходится решать теоретико-методологические проблемы. Одна из них возникает при измерении динамики физического объема технологически емких продуктов, технико-экономические параметры которых быстро изменяются во времени. Например, в результате технического прогресса в течение относительно короткого периода радикально изменились технические возможности компьютеров и снизились цены на них. Однако расчет индексов цен, которыми можно было бы воспользоваться для дефлятирования стоимости произведенных компьютеров с целью исчисления индексов физического объема, сопряжен с большими трудностями, так как технико-экономические параметры компьютеров претерпели значительные изменения. Отметим, что расчет индексов цен предполагает, что цены и двух периодах относятся к одним и тем же товарам.

Другая проблема в этой области связана с измерением динамики выпуска нерыночных услуг, оказываемых учреждениями государственного управления. Дело в том, что выпуск в этих отраслях условно принимается равным сумме текущих затрат на производство. Поэтому динамика выпуска приравнивается к динамике затрат. При таком подходе удовлетворительные результаты бывают только при условии, если производительность труда в этих отраслях существенно не изменяется. Однако такое условное допущение может привести к искажению результатов расчетов.

В некоторых случаях для измерения динамики выпуска в этих отраслях применяются показатели, характеризующие выпуск в натуральных измерителях (например, число лиц, получивших образование, число пациентов и т. д.).

Для исчисления показателя общей (факторной) производительности труда требуется также соизмерение затрат труда и капитала. При решении этой задачи для взвешивания можно применять доли оплаты труда и прибыли в ВВП. Следовательно, индекс общей производительности труда можно определить по формуле:


#,


где Iq - индекс физического объема ВВП;

       Iw - индекс затрат труда;

       Ik - индекс затрат капитала;

       Dw - доля оплаты труда в ВВП;

       Dk - доля прибыли в ВВП.



































Заключение


Определяющим фактором благосостояния общества является уровень экономического развития страны, поэтому основные индикаторы состояния экономики часто используются в качестве обобщающих показателей уровня жизни. К этим показателям и относятся объем валового внутреннего продукты национальный доход и чистый национальный располагаемый доход. Показатель объема ВВП наиболее широко применяется в статистической практике. Для анализа уровня жизни, его динамики и проведения сравнительной характеристики по регионам объем ВВП рассчитывается в реальном выражении (в постоянных ценах) на душу населения. При проведении международных сопоставлений данный показатель оценивается в долларах на основе паритета покупательной способности валюты.

Для обобщающей характеристики благосостояния общества в статистической практике наряду с показателями ВВП и ВНП использовался также индекс стоимости жизни, расчеты которого в нашей стране начали проводиться еще в 20-е гг. Стоимость жизни изменяется в зависимости от динамики потребительских цен и структуры потребления, на которую влияют такие факторы, как изменение потребительского спроса, состояние рыночной конъюнктуры и др. Индекс стоимости жизни должен был отражать влияние цен на уровень благосостояния населения. С этой целью сопоставлялись расходы, необходимые для поддержания фиксированного уровня жизни, при изменении цен на потребительские товары и услуги. При исчислении данного показателя определялся набор потребительских благ (потребительская корзина), типичный для структуры расходов определенной группы населения. Стоимость этого набора рассчитывалась в текущих и базисных ценах, а затем проводилось сопоставление полученных величин. Однако при такой методологии расчета фактически отражается не изменение стоимости жизни, а влияние на нее потребительских цен. Поэтому в конце 50-х — начале 60-х гг. в большинстве зарубежных стран, в которых регулярно публиковался индекс стоимости жизни, изменили его название: он стал именоваться «индексом потребительских цен». Данный индекс рассчитывается и в Российской Федерации. Он характеризует изменение стоимости жизни в зависимости от одного фактора — динамики цен на товары и услуги, входящие в состав потребительской корзины.







Список используемой литературы.


1.    Иванов Ю. Н. Экономическая статистика. - М.: Инфра-М, 2000. - 480 с.

2.    Иванов Ю. Н. Система национальных счетов - инструмент макроэкономического анализа. - М.: Финстатинформ, 1996.

3.    Камаев В. Д. Экономическая теория. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 640 с.

4.    Липпе П. Экономическая статистика. - Штутгарт, Йена, 1995.

5.    Студенский П. С. Доход нации. - М: Статистика, 1992.

6.    Чепурин М. Н. Курс экономической теории. - Киров: “АСА”, 1995. - 327 с.


Автор Kurt Hectic