Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Развитие профессии «Психолог»………………………………………………..4

2. Сферы деятельности психолога…………………………………………………8

Заключение…………………………………………………………………………12

Список используемой литературы……………………………..…………………13



Введение

Ученые прогнозируют, что XXI век будет веком психологии, и явные тенденции, подтверждающие эти утверждения, мы видим уже сегодня: стремительно оформляются различные виды практико-психологической помощи населению. Таким образом, в ближайшее время будут востребованы специалисты-психологи, оказывающие эту помощь.


Психологи сопровождают человека (во всяком случае, в развитых странах) от колыбели до кладбища. Сегодня в западных социальных службах появляются новые специальности - специалист по психокоррекции трудновоспитуемых детей и психотерапевты, которые помогают пережить утрату близких. Не говоря уже о том, что психологи участвуют в бизнесе - от разработки продукта до его реализации.

Глубокое знание психологии никогда не подводило: даже выпускники психфаков советских вузов, часто не имевшие возможности устроиться непосредственно по специальности, пользуясь осведомленностью о природе и механизмах человеческих страстей, удачно устраивались на партийные должности или в уютные конторы. А сегодня такие выпускники незаменимы. Психологи работают с президентами и чемпионами, консультируют ученых и артистов.


В нашей работе мы бы хотели показать, что психологу в настоящее время не так уж и трудно заработать денег.

1. Развитие профессии «Психолог»

Отнесенность понятия "профессия" к психологии не очевидна. Во всяком случае, в наиболее распространенных у нас психологических словарях оно как таковое не раскрывается. Правда, отнесенность к нашей науке такого составного термина (и соответствующего понятия), как "профессия психолога" сомнений вызывать не может.

Парадокс состоит в том, что языковое, общественное сознание подводит понятие "профессия" под категории "деятельность", "род деятельности", а они являются для психологов теоретически очень близкими. И, тем не менее, область психологического изучения профессий, их возникновения, дифференциации, интеграции, отмирания освоена психологами, надо признать, еще мало. Мало продвинуты пока и вопросы изучения профессии психолога как таковой.

Итак, в своей фундаментальной основе "профессия" – это также и психологическое понятие, если его рассматривать как частное выражение деятельности. Не чуждыми психологии являются и другие варианты понимания этого слова в научных и научно-практических текстах – как область приложения сил человека, как социально фиксированный трудовой пост (могущий быть вакантным и предполагающий, в частности, некоторую психологическую пригодность человека к делу), как система выполняемых человеком трудовых функций, как определенная квалификация, опытность специалиста и, наконец, как общность людей, занятых определенным родом деятельности.[1]

Быть может, понятие "профессия" является в нашей науке чисто отраслевым, т. е. относящимся исключительно к психологии труда и инженерной психологии? В этом не было бы ничего плохого. Но ответ на этот вопрос не прост. Этимологически слово профессия восходит к латинскому profiteri – "говорить публично"[2], что осмысливалось в свое время как "объявлять другим о своем деле, занятии, специальности". Для чего же объявлять? Чтобы кто-то узнал в продукте моей деятельности предмет своей потребности, чтобы установился диалог, состоялись обмен ценностями, удовлетворение потребностей. Таким образом, в феномене профессии исконно скрыты и общепсихологические, и социально-психологические события. Само собой разумеется, что профессия – это такое занятие, которому надо специально учиться; отсюда – понятие профессии "вклинивается" также в возрастную и педагогическую психологию.[3]

Важность вопроса об истории профессии, в частности профессии психолога, обосновывается следующими соображениями:

·                     общепсихологическая теория деятельности останется недостаточно общей, если будет строиться на фактах "ничьей" деятельности в "никакой" специальной области, как нередко и бывает;

·                     профессия (по крайней мере, в части случаев) может пониматься как некоторый исход из ситуации постоянно воспроизводящегося конфликта между личными качествами человека и объективными, нормативными требованиями деятельности; поэтому исследования в области психологии профессий и их истории могут быть полезны для построения общей теории конфликта;[4]

·                     поскольку человек и профессия создают некоторую внутренне напряженную развивающуюся систему, изучение вопросов истории профессий может рассматриваться как источник полезной информации для построения общей теории прогрессивной эволюции систем;

·                     история культуры часто понимается как история достижений в художественной деятельности; в строгом значении слова предмет рассмотрения здесь должен быть более широким – без истории профессий человечеству еще очень далеко до подлинной истории своей культуры;

·                     в условиях быстро обновляющейся жизни современного общества совершенствование профессионального образования любого типа и уровня (в частности, и подготовки психологов) предполагает постоянное моделирование и даже проектирование соответствующей трудовой деятельности. А это в свою очередь предполагает глубокую ретроспекцию в область профессиональной культуры, истории профессии;

·                     адекватная система ценностных представлений профессионала, совершенно необходимая для построения педагогической системы подготовки специалиста, возможна только при условии глубокой исторической ретроспективы;

·                     система подготовки психологов в вузе предполагает формирование профессионального самосознания; это в свою очередь означает, что должна быть построена по возможности полная картина всего незримого сообщества, включающего и ряд предшествующих поколений, обогатившего культуру не только теориями, но и практическими умениями, жизненно значимыми событиями, построенными на психологическом знании.

Обратимся к вопросу о том, какой психолог предшествовал "советскому". Представим себе начало XX века в России, институциализирована (как-то представлена в специальных учреждениях – учебных заведениях) лишь определенного рода умозрительная и ориентированная на идеалистическую философию наука о душе, мало связанная с основными явлениями общественной жизни (а это, прежде всего, развитие капитализма в стране). Наряду с отмеченным порождается и вторгается в жизнь неофициальная психология, творимая врачами, инженерами, фабричными инспекторами и другими работниками, ввергнутыми в общественные, производственные процессы.[5]

Дореволюционная психология в России неоднородна, как и советская психология, и еще менее интегрирована, характеризуется противостояниями, взаимным неприятием или просто игнорированием некоторых своих составляющих (официальной и неофициальной областей производства и применения душеведческого знания), некоторой динамикой, фазами развития. Нет речи о едином профессиональном самосознании соответствующих работников как психологов.


Все грандиозные исторические процессы, связанные с лишь отчасти разобранными выше, нет возможности здесь даже упомянуть. Но нам достаточно в конечном счете хотя бы почувствовать явления, факты существования и развития тех профессиональных функций, которые сейчас так или иначе числятся за психологами. Разумеется, затронутые вопросы требуют систематического изучения на эмпирическом материале; и это может привести не обязательно к простому подтверждению или отрицанию предложенной выше гипотезы, но также и к ее продуктивным переформулировкам.

2. Сферы деятельности психолога

Уже почти пятнадцать лет наша страна живет в обстановке глобального экономического кризиса, который в последнее время усугубился начавшимся периодом техногенных катастроф, природных катаклизмов и прочего. Разгул терроризма, война в Чечне – все это факторы нестабильности. И нам суждено в этом мире жить, преодолевая все. Но неспокойное время делает неспокойном прежде всего душу, а с этим справиться под силу далеко не каждому. Вот тут и нужна помощь психолога. К сожалению, и по сей день в нашей стране ощущается дефицит квалифицированных специалистов. Да и сами люди зачастую просто боятся обратиться за помощью, не видя особой разницы между психологом и психиатром.

В одной только Москве несколько десятков высших учебных заведений ежегодно выпускают специалистов, в дипломе которых записано "Психолог. Преподаватель психологии". Немало и тех, кто, проработав психологом в одной из бюджетных организаций, в один прекрасный момент решает для себя сменить сферу деятельности.

Таким образом, ежедневно в Москве сотни практических психологов, с опытом и без, ищут работу.

Однако, приступив к поиску работы, вы довольно быстро приходите к выводу, что умение найти нишу, где вы будете востребованы в качестве психолога, - это отдельный университет.

Как это ни покажется забавным, но "при всем богатстве выбора..." альтернатив не так уж много. Попытки найти вакансию психолога через кадровое агентство, как правило, ни к чему не приводят.

Психологи приглашаются, как правило, в школы и детские сады. Но в бюджетной сфере ставки психологов символические, и при всем желании и стремлении "помогать людям" приходится думать о хлебе насущном.

Далее следуют отчаянные попытки устроиться на вакансию "менеджер по персоналу" - специалисты такого рода широко востребованы и в кадровых агентствах, и у прямых работодателей. И, возможно, после трех-четырех месяцев ваши поиски увенчаются успехом. За время этих поисков в ваших резюме появятся правдивые и не очень строчки о вашем опыте по подбору и оценке персонала, аттестации, мотивации, ротации. Более того, кто-то за это время действительно успеет пройти дополнительное обучение на курсах по этой специальности. И всегда найдутся сердобольные друзья, которые, сочувствуя вашим поискам, при случае подтвердят, что именно в их организации вы консультировали, подбирали персонал, и проявили себя просто мастером своего дела. И вот вы менеджер по персоналу и ...

Но, увы, довольно скоро вы убеждаетесь, что эта достойная профессия имеет весьма и весьма отдаленное отношение к тем знаниям и умениям, которые вы получили в институте и к вашему опыту работы психологом, который вы возможно уже успели приобрести, но который с трудом позволяет сводить концы с концами. Конечно, кто-то решит, что лучше синица в руках. Но самые стойкие будут настойчиво продолжать свои поиски. Должно же быть место, где можно применять свои профессиональные знания и при этом зарабатывать достойно.

Психологи-профессионалы, которые могут предложить свои квалифицированные услуги на тренинговом рынке, востребованы чрезвычайно. Если вы автор даже простого тренинга по технологии продаж, то на поиски первых клиентов, которым вы могли бы предложить свои услуги, даже у самого неспособного к активному самопродвижению психолога, не уходит более месяца.

Где место, где за разумную цену и за короткий срок могут научить специфике ведения бизнес-тренинга? А как хорошо было бы, если бы помогли сделать свой тренинг, помогли бы с раздаточным материалом. А уж если бы помогли бы с рекламной раскруткой... Ведь у известных тренеров и видеокассета с рекламным роликом, а на обложке коробки его фотография, и рекламные анонсы с фотографией, и календари, да мало ли рекламных штучек, которые так не помешали бы в начале профессионального пути.[6]

Одна из особенностей русской души – неистребимая никакими бедами и катаклизмами вера в сказку, во взмах волшебной палочки, который способен мигом решить все проблемы. И даже личный печальный опыт многих наших сограждан не лишает этой наивности. Конечно, купить так называемый оберег от всех бед сразу и по сходной цене гораздо проще, чем несколько месяцев (а то и лет) кропотливо работать над собой при помощи психолога. Ведь эта работа подразумевает проникновение в самые глубины души, вытаскивая на поверхность того, о чем, может быть, не хочется и даже больно вспоминать, переживание каких-то неприятностей и тяжелых жизненных моментов заново, проработка их и т.д. Конечно, на это не легко решиться. К тому же отчаявшийся человек, опутанный неразрешимыми, как ему кажется, проблемами, готов буквально  на все и ему трудно устоять перед сказочными предложениями горе-целителей. Но в последнее время наметился прогресс в состоянии сознания людей. О чем красноречиво свидетельствует рост популярности научной психологии.

Конечно, забота психолога – это и не допущение возникновения этих проблем или, по крайней мере, не допущения их разрастания до болезненных размеров. Поэтому психолог сегодня востребован буквально везде. Всякий коллектив, в котором работают хотя бы два человека уже подразумевает возможность конфликта. Порой людям очень трудно найти общий язык. И что же получится, если психологически несовместимым людям поручить общую работу? – ничего хорошего. Руководители, заботящиеся о процветании своего бизнеса, должны это понимать. Менеджер по кадрам обязательно должен быть психологом, любой руководитель среднего звена - тоже. Сегодня считается расточительным иметь штатного психолога, который контролирует «душевную» обстановку в коллективе. А дети и подростки? На них житейские проблемы давят, порою, еще жестче, чем на взрослых, а жизненного опыта нет практически никакого. Отсюда и наркомания, и беспризорность, и множество других проблем, которые чреваты самими тяжелыми последствиями. Семейная психология, психология бизнеса также решает актуальные проблемы современной жизни. Одним словом, психология – это действительно, профессия ХХI века, значение которой трудно переоценить. Именно поэтому огромное количество людей, прежде всего взрослых, сейчас интересуются психологией и многие стремятся получить качественное образование в этой сфере. Причины у многих могут быть разными. Для кого-то знание практической психологии станет инструментом оптимизации уже существующего бизнеса в любой сфере, кто-то, возможно, откроет свой психологический центр, а кто-то сможет просто разобраться в своих личных проблемах и начать жить по-новому. В любом их этих случаев получение новых практических знаний нельзя назвать бесполезным или лишним. [7]


Заключение


Специалисты-психологи способны работать в системе образования, здравоохранения, службах занятости населения, кадровых подразделениях предприятий, в консультационных и реабилитационных, службе семьи, правоохранительных органах и силовых структурах, в средствах массовой информации. Сферами деятельности психолога являются: консультационная, диагностическая, коррекционная, экспертная, учебно-воспитательная, научно-исследовательская, культурно-просветительная и т.д.


Хотелось бы добавить, что психология – одна из немногих профессий, в которой возраст только приветствуется. И это понятно. Вряд ли взрослый человек с годами взрощенным клубком своих проблем станет раскрывать душу перед двадцатидвухлетней девушкой, даже если она и очень хорошо образованна. В работе психолога неотъемлемым условием успеха является вотум безусловного доверия со стороны клиента. Необходимо, говоря профессиональным языком, возникновение импатии между взаимодействующими сторонами. Без этого вряд ли можно сказать, что, чем старше психолог, тем лучше. Человек, умудренный личным опытом, в любом случае вызывает больше доверия, особенно, когда ждешь от него помощи или доброго совета. И это обстоятельство должно особенно порадовать тех, кто устал слышать: «Ваш поезд ушел». Быть может, именно психология поможет вам раскрыться и реализовать свои таланты и способности.


Список используемой литературы

1.                 Гусейнова В. В. Практика использования психолога на предприятии сферы материального производства и проблемы подготовки психолога-практика // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1999. № 4.

2.                 Дружинин В. В., Канторов Д. С., Канторов М. Д. Введение в теорию конфликта. М.: Радио и связь, 1989.

3.                 Ждан А. Н. История психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1990.

4.                 Климов Е. А. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия // Вопросы психол. 1983. № 1.

5.                 "Работа сегодня"№ 529, 2001-07-01

6.                 Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1971.




[1] Климов Е. А. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия // Вопросы психол. 1983. № 1. С. 102-108.


[2] Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1971. 542 с.


[4]Дружинин В. В., Канторов Д. С., Канторов М. Д. Введение в теорию конфликта. М.: Радио и связь, 1989. 288 с.


[5] Ждан А. Н. История психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1990. 267 с.


[6] По материалам московского еженедельника "Работа сегодня"№ 529, 2001-07-01



[7] Гусейнова В. В. Практика использования психолога на предприятии сферы материального производства и проблемы подготовки психолога-практика // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1999. № 4.