Критерии оценки инновационного проекта.

Существует множество различных систем критериев для оценки инновационного проекта. Мы, на наш взгляд, предлагаем Вам одну из наиболее удачных методик.

В соответствии с этой методикой Вы можете произвести оценку Вашего проекта по девяти группам критериев, охватывающих все ключевые аспекты его эффективности.

Каждый из критериев количественно может быть определен посредством одной из пяти оценок:

«-2» — очень низкая оценка; «-1» — низкая оценка; «0» — отсутствие оценки; «+1» — высокая оценка; «+2» — очень высокая оценка.

Кроме того, для каждого из критериев определяется относительная его значимость посредством назначения весовых коэффициентов.

Рассмотрим рекомендуемый данной методикой перечень критериев по группам:

1. Аспекты, характеризующие Вашу фирму в целом. Здесь Вы можете оценить свою фирму с точки зрения ее способности наилучшим образом реализовать проект.

При этом используются 15 критериев, имеющие следующие весовые коэффициенты:

1) весовой коэффициент 3,0:

  • квалификация административно-управленческого персонала;
  • квалификация специалистов по маркетингу;
  • организационно-управленческая структура фирмы;
  • система сбыта товаров (услуг);
  • финансовое и экономическое положение фирмы.

2) весовой коэффициент 2,0:

  • репутация (имидж) фирмы и ее товаров (услуг);
  • квалификация научного и инженерного персонала;
  • квалификация производственная персонала;
  • технологический уровень производства;
  • доступность источников сырья, материалов, комплектующих;
  • доступность источников энергии и топлива;
  • уровень развития транспортной сети;
  • доступность рынка;
  • культура производства;
  • безопасность производства;
  • экология производства.

2. Аспекты, характеризующие отрасль и отраслевой рынок. С помощью данных аспектов Вы сможете оценить перспективы развития отрасли и ее рынка, в которой Вы собираетесь реализовывать свой проект.

При этом используются 8 критериев, имеющие следующие весовые коэффициенты: 1) весовой коэффициент 3,0:

  • перспективы развития отрасли и отраслевого рынка;
  • уровень конкуренции;
  • стабильность спроса;
  • тенденции изменения спроса;
  • затраты на продвижение товаров (услуг) на рынок.

2) весовой коэффициент 2,0:

  • емкость рынка:
  • способность рынка к принятию товаров или услуг.

3) весовой коэффициент 1,0:

  • влияние проекта на развитие смежных отраслей.

3. Аспекты, характеризующие товары или услуги. При проведении оценки Вам необходимо оценить качество продукции (услуг), полученных в результате реализации Вашего проекта по сравнению с аналогами. В качестве базы для сравнения Вы должны выбрать наилучший из аналогов, существующих сегодня, включая зарубежные.

При этом используются 11 критериев, имеющие следующие весовые коэффициенты:

1) весовой коэффициент 3,0:

  • функциональные и потребительские свойства товаров (услуг);
  • надежность и долговечность;
  • экологичность;
  • безопасность для потребителя;
  • цена;
  • себестоимость товаров (услуг).

2) весовой коэффициент 2,0:

  • дизайн;
  • возможность развития товаров (услуг);
  • соответствие стандартам;
  • технологичность.

3) весовой коэффициент 1,0:

  • подготовка клиента к использованию товаров (услуг).

4. Аспекты, характеризующие маркетинг. Здесь Вы сможете оценить реалистичность разработанной программы маркетинга и ее эффективность при реализации целей Вашего проекта.

При этом используются 5 критериев, имеющие следующие весовые коэффициенты:

1) весовой коэффициент 3,0:

  • исследование рынка;
  • реклама;
  • каналы сбыта товаров (услуг);
  • методы стимулирования сбыта.

2) весовой коэффициент 2,0:

  • предпродажное и послепродажное обслуживание.

5. Производственные аспекты. Данные аспекты позволят Вам оценить производственный план Вашей фирмы с точки зрения рациональности использования ее технологического потенциала.

При этом используются 6 критериев, имеющие следующие весовые коэффициенты:

1) весовой коэффициент 3,0:

  • система обеспечения и контроля качества товаров (услуг);
  • накладные расходы.

2) весовой коэффициент 2,0:

  • использование технологического потенциала;
  • затраты на сырье, материалы и комплектующие;
  • затраты на топливо и энергоносители;
  • производственная кооперация.

6. Финансовые аспекты. Следующий Ваш шаг — оценка стратегии обеспечения финансирования проекта.

При этом используются 9 критериев, имеющие следующие весовые коэффициенты:

1) весовой коэффициент 4,0:

  • возможность привлечения средств из госбюджета;
  • возможность привлечения средств населения;
  • обеспечение финансовых гарантий.

2) весовой коэффициент 3,0:

  • участие фирмы, представляющей проект, в его финансировании;
  • возможность привлечения российских инвесторов;
  • возможность привлечения зарубежных инвесторов;
  • возможность получения кредитов в российских банках;
  • возможность получения кредитов в зарубежных банках;

3) весовой коэффициент 2,0:

  • общий объем финансирования проекта.

7. Социально-экономические аспекты. Далее Вам необходимо оценить Ваш проект с социальной точки зрения.

При этом используются 14 критериев, имеющие следующие весовые коэффициенты:

1) весовой коэффициент 3,0:

  • обеспечение занятости населения;
  • экспортный потенциал;
  • экология региона;
  • рост деловой активности.

2) весовой коэффициент 2,0:

  • использование научно-технического потенциала;
  • рост личных доходов населения региона;
  • развитие отрасли;
  • развитие производств, косвенно связанных с проектом;
  • развитие объектов социальной сферы в регионе;
  • решение демографических проблем;
  • разработка новых рынков;
  • рациональное использование природных ресурсов;
  • безопасность населения;
  • развитие региональной инфраструктуры.

8. Коммерческая (финансовая) эффективность проекта. Один из важнейших этапов оценки проекта — оценка его эффективности. Здесь Вы должны проанализировать уровень финансовых показателей эффективности Вашего проекта.

При этом используются 3 критерия, имеющие следующие весовые коэффициенты:

1) весовой коэффициент 4,0:

  • прибыльность проекта.

2) весовой коэффициент 3,0:

  • время окупаемости инвестиций;
  • ликвидность и платежеспособность.

9. Риск проекта. Последним шагом оценки Вашего проекта является оценка риска потери вложенных в проект средств в результате влияния различных факторов.

При этом используются 9 критериев, имеющих следующие весовые коэффициенты:

1) весовой коэффициент 3,0:

  • экономический риск;
  • риск сбыта;
  • социально-политический риск.

2) весовой коэффициент 2,0:

  • риск качества;
  • риск обеспечения производства;
  • бюджетный риск;
  • природный риск;
  • экологический риск;
  • криминальный риск.

После оценки всех критериев Вам необходимо рассчитать общий рейтинг Вашего проекта. Для этого вы должны перемножить весовые коэффициенты критериев на значения их оценок и затем полученные произведения сложить. Полученный результат и будет составлять общую оценку (рейтинг) Вашего инновационного проекта.

Обращаем Ваше внимание, что при значении полученного результата меньше 200 баллов, следует считать данный проект неэффективным.