Критерии оценки инновационного проекта.
Существует множество различных систем критериев для оценки инновационного проекта. Мы, на наш взгляд, предлагаем Вам одну из наиболее удачных методик.
В соответствии с этой методикой Вы можете произвести оценку Вашего проекта по девяти группам критериев, охватывающих все ключевые аспекты его эффективности.
Каждый из критериев количественно может быть определен посредством одной из пяти оценок:
«-2» — очень низкая оценка; «-1» — низкая оценка; «0» — отсутствие оценки; «+1» — высокая оценка; «+2» — очень высокая оценка.
Кроме того, для каждого из критериев определяется относительная его значимость посредством назначения весовых коэффициентов.
Рассмотрим рекомендуемый данной методикой перечень критериев по группам:
1. Аспекты, характеризующие Вашу фирму в целом. Здесь Вы можете оценить свою фирму с точки зрения ее способности наилучшим образом реализовать проект.
При этом используются 15 критериев, имеющие следующие весовые коэффициенты:
1) весовой коэффициент 3,0:
- квалификация административно-управленческого персонала;
- квалификация специалистов по маркетингу;
- организационно-управленческая структура фирмы;
- система сбыта товаров (услуг);
- финансовое и экономическое положение фирмы.
2) весовой коэффициент 2,0:
- репутация (имидж) фирмы и ее товаров (услуг);
- квалификация научного и инженерного персонала;
- квалификация производственная персонала;
- технологический уровень производства;
- доступность источников сырья, материалов, комплектующих;
- доступность источников энергии и топлива;
- уровень развития транспортной сети;
- доступность рынка;
- культура производства;
- безопасность производства;
- экология производства.
2. Аспекты, характеризующие отрасль и отраслевой рынок. С помощью данных аспектов Вы сможете оценить перспективы развития отрасли и ее рынка, в которой Вы собираетесь реализовывать свой проект.
При этом используются 8 критериев, имеющие следующие весовые коэффициенты: 1) весовой коэффициент 3,0:
- перспективы развития отрасли и отраслевого рынка;
- уровень конкуренции;
- стабильность спроса;
- тенденции изменения спроса;
- затраты на продвижение товаров (услуг) на рынок.
2) весовой коэффициент 2,0:
- емкость рынка:
- способность рынка к принятию товаров или услуг.
3) весовой коэффициент 1,0:
- влияние проекта на развитие смежных отраслей.
3. Аспекты, характеризующие товары или услуги. При проведении оценки Вам необходимо оценить качество продукции (услуг), полученных в результате реализации Вашего проекта по сравнению с аналогами. В качестве базы для сравнения Вы должны выбрать наилучший из аналогов, существующих сегодня, включая зарубежные.
При этом используются 11 критериев, имеющие следующие весовые коэффициенты:
1) весовой коэффициент 3,0:
- функциональные и потребительские свойства товаров (услуг);
- надежность и долговечность;
- экологичность;
- безопасность для потребителя;
- цена;
- себестоимость товаров (услуг).
2) весовой коэффициент 2,0:
- дизайн;
- возможность развития товаров (услуг);
- соответствие стандартам;
- технологичность.
3) весовой коэффициент 1,0:
- подготовка клиента к использованию товаров (услуг).
4. Аспекты, характеризующие маркетинг. Здесь Вы сможете оценить реалистичность разработанной программы маркетинга и ее эффективность при реализации целей Вашего проекта.
При этом используются 5 критериев, имеющие следующие весовые коэффициенты:
1) весовой коэффициент 3,0:
- исследование рынка;
- реклама;
- каналы сбыта товаров (услуг);
- методы стимулирования сбыта.
2) весовой коэффициент 2,0:
- предпродажное и послепродажное обслуживание.
5. Производственные аспекты. Данные аспекты позволят Вам оценить производственный план Вашей фирмы с точки зрения рациональности использования ее технологического потенциала.
При этом используются 6 критериев, имеющие следующие весовые коэффициенты:
1) весовой коэффициент 3,0:
- система обеспечения и контроля качества товаров (услуг);
- накладные расходы.
2) весовой коэффициент 2,0:
- использование технологического потенциала;
- затраты на сырье, материалы и комплектующие;
- затраты на топливо и энергоносители;
- производственная кооперация.
6. Финансовые аспекты. Следующий Ваш шаг — оценка стратегии обеспечения финансирования проекта.
При этом используются 9 критериев, имеющие следующие весовые коэффициенты:
1) весовой коэффициент 4,0:
- возможность привлечения средств из госбюджета;
- возможность привлечения средств населения;
- обеспечение финансовых гарантий.
2) весовой коэффициент 3,0:
- участие фирмы, представляющей проект, в его финансировании;
- возможность привлечения российских инвесторов;
- возможность привлечения зарубежных инвесторов;
- возможность получения кредитов в российских банках;
- возможность получения кредитов в зарубежных банках;
3) весовой коэффициент 2,0:
- общий объем финансирования проекта.
7. Социально-экономические аспекты. Далее Вам необходимо оценить Ваш проект с социальной точки зрения.
При этом используются 14 критериев, имеющие следующие весовые коэффициенты:
1) весовой коэффициент 3,0:
- обеспечение занятости населения;
- экспортный потенциал;
- экология региона;
- рост деловой активности.
2) весовой коэффициент 2,0:
- использование научно-технического потенциала;
- рост личных доходов населения региона;
- развитие отрасли;
- развитие производств, косвенно связанных с проектом;
- развитие объектов социальной сферы в регионе;
- решение демографических проблем;
- разработка новых рынков;
- рациональное использование природных ресурсов;
- безопасность населения;
- развитие региональной инфраструктуры.
8. Коммерческая (финансовая) эффективность проекта. Один из важнейших этапов оценки проекта — оценка его эффективности. Здесь Вы должны проанализировать уровень финансовых показателей эффективности Вашего проекта.
При этом используются 3 критерия, имеющие следующие весовые коэффициенты:
1) весовой коэффициент 4,0:
- прибыльность проекта.
2) весовой коэффициент 3,0:
- время окупаемости инвестиций;
- ликвидность и платежеспособность.
9. Риск проекта. Последним шагом оценки Вашего проекта является оценка риска потери вложенных в проект средств в результате влияния различных факторов.
При этом используются 9 критериев, имеющих следующие весовые коэффициенты:
1) весовой коэффициент 3,0:
- экономический риск;
- риск сбыта;
- социально-политический риск.
2) весовой коэффициент 2,0:
- риск качества;
- риск обеспечения производства;
- бюджетный риск;
- природный риск;
- экологический риск;
- криминальный риск.
После оценки всех критериев Вам необходимо рассчитать общий рейтинг Вашего проекта. Для этого вы должны перемножить весовые коэффициенты критериев на значения их оценок и затем полученные произведения сложить. Полученный результат и будет составлять общую оценку (рейтинг) Вашего инновационного проекта.
Обращаем Ваше внимание, что при значении полученного результата меньше 200 баллов, следует считать данный проект неэффективным.