Оглавление

 TOC \o "1-3" \h \z \u

Введение. PAGEREF _Toc250496705 \h 3 #

Глава 1. Основы программного туризма. PAGEREF _Toc250496706 \h 5 #

1.1. Рекреационные основы программного туризма. PAGEREF _Toc250496707 \h 5 #

1.2. Мотивация программного туризма. PAGEREF _Toc250496708 \h 7 #

Глава 2. Ресурсы событийного туризма Санкт-Петербурга и Ленинградской области. PAGEREF _Toc250496709 \h 11 #

2.1. Событийный туризм в России. PAGEREF _Toc250496710 \h 11 #

2.2. Событийный туризм в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. PAGEREF _Toc250496711 \h 12 #

2.3. Ресурсы событийного туризма и его программы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. PAGEREF _Toc250496712 \h 16 #

Заключение. PAGEREF _Toc250496713 \h 23 #

Список использованной литературы.. PAGEREF _Toc250496714 \h 26 #

Приложение. PAGEREF _Toc250496715 \h 27 #

Введение

Актуальность. Туризм (от франц. - прогулка, поездка) - это путешествие в свободное время, один из видов активного отдыха, который превратился в настоящее время в целую отрасль, мировую индустрию.

Основные функции туризма: воспроизводящая, познавательная, а также функция самовыражения. Все эти функции тесно взаимосвязаны, дополняют и сопутствуют друг другу, позволяя осуществлять современный подход к туризму как программному обслуживанию.

Программное обслуживание - это комплексное предоставление определенного набора услуг клиенту в процессе преодоления им пространства (на транспорте, пешком, на животных или другими способами), подчиненное одной цели (мотиву), побудившей его (клиента) к решению собственных проблем (возможности знакомства, обучения, самовыражения, удовлетворения любопытства и др.) с помощью путешествия.

В связи с высокой степенью накала конкурентной борьбы на международном туристском рынке большинство туристских фирм стало предлагать своим клиентам комплексное обслуживание по определенной программе. Это резко и довольно сильно увеличило рынок, расширив систему спроса и предложения, позволило дифференцировать его, а туристским фирмам - специализироваться на том или ином виде программ (тематике, технологии), что, естественно, сразу повысило уровень обслуживания.

Программа обслуживания - это набор запланированных услуг, распределенный по дням и времени их предоставления. Программный туризм - это работа над программами обслуживания.

Краеугольным камнем туристской программы является основная цель путешествия. Это связано с тем, что, как показали исследования, турист не считает программу и обслуживание качественными (даже программу самого высокого уровня), если цель путешествия не достигнута. Например, при покупке тура клиент предполагал, что получит много познавательных экскурсий, а в процессе обслуживания выяснилось, что на фешенебельном курорте все экскурсии предоставляются за дополнительную плату, да и то при условии набора минимального количества человек в экскурсионной группе. Турист не удовлетворен. Программа его не устроила - обслуживание некачественное. И наоборот. Такая реакция потребителя на обслуживание оказывает влияние на восстановительный эффект поездки и отдыха, так как этот эффект тесно связан с психологическим уровнем восприятия отдыха и путешествия.

При этом базовой основой программирования туристского обслуживания являются, конечно, вкусы, привычки и пожелания клиентов.

Цель исследования – провести анализ ресурсов определенного вида туризма (событийного туризма).

Задачи исследования:

1.     Рассмотреть рекреационные основы программного туризма.

2.     Проанализировать мотивацию программного туризма.

3.     Определить развитие туризма в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

4.     Изучить ресурсы событийного туризма и его программы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Объект исследования – основополагающие характеристики программного туризма.

Предмет исследования – событийный туризм Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Бабкин А.В., Долженко Г.П., Шмыткова А.В. и других. 

Глава 1. Основы программного туризма

1.1. Рекреационные основы программного туризма

Деятельность (мероприятия) по расширенному воспроизводству человеческих сил называется рекреационной деятельностью. Программное обслуживание и рекреационная деятельность взаимосвязаны между собой.

Без рекреационной деятельности, без рекреационных занятий невозможна хорошая программа обслуживания. Поэтому можно сказать, что рекреационные занятия также есть основа туристских программ[1].

Исторически сложилось так, что термин «рекреационная деятельность» несет сегодня двойную нагрузку. С одной стороны, в него вкладываются понятия о деятельности человека и групп населения; с ним связаны понятия «рекреационные занятия», «циклы занятий». С другой стороны, с ним связано представление о специфической деятельности общества по организации условий осуществления населением деятельности по удовлетворению потребностей (то, что мы называем деятельностью организаторов отдыха). Возможно, со временем эти два понятия разойдутся и каждое из них будет обозначаться своим термином[2].

Рекреационная деятельность отдыхающих и организаторов отдыха выступает как процесс организации пространства и времени, т. е. как деятельность, созидающая, организующая, придающая им некоторую упорядоченность.

Для рекреационной деятельности типичны упорядоченность и одновременно периодичность. Это обусловлено как природными ритмами и циклами (суточными, сезонными и др.), так и цикличностью (с чередованием труда и быта) социально-бытовой деятельности отдыхающих и общества (в частности, организаторов отдыха).

Рекреационная деятельность изучается в рамках рекреалогии и рекреационной географии.

Рекреалогия - это междисциплинарная наука о рекреационных системах, основанная на парадигмах (ощущениях, целях и привычках) экологии человека.

Основные понятия рекреалогии: рекреационные потребности человека, рекреационные потребности общества, рекреационная деятельность отдыхающих, рекреационная деятельность организаторов отдыха, рекреационное занятие, рекреационное время, рекреационное пространство, рекреационная система.

Программа обслуживания это определенный цикл рекреационных занятий.

Цикл рекреационных занятий - это:

1)           взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание элементарных рекреационных занятий, возникающих на базе ведущего (основного) занятия;

2)           взаимосвязанное сочетание различных видов деятельности людей во время отдыха, имеющее целевую ориентацию;

3)           программа отдыха, позволяющая на основе поведенческих возможностей и образцов реализовать определенные рекреационные цели в конкретных условиях.

Построение программ по циклам рекреационных занятий предполагает специализацию туристских предприятий по отдельным видам рекреации.

Циклы рекреационных занятий делятся на зимние, летние и внесезонные. Туристское движение носит сезонный характер. Оно проявляется преимущественно в периоды, когда можно принимать солнечные ванны, купаться, заниматься парусным, лыжным, конькобежным или другими видами спорта. Существуют, конечно, и внесезонные занятия, к ним в основном относятся занятия познавательного и развлекательного характера, однако и они сильнее проявляются все-таки в лучшие сезоны.

Сезонный спад вызывает временное высвобождение рабочей силы, которой нужно найти на этот период другое применение, и влияет на распределение издержек производства. С помощью специально разработанных туристских программ (наряду со скидками) можно привлекать в эти периоды дополнительных клиентов, смягчая отрицательное воздействие сезонности туризма. Любая туристская программа имеет план мероприятий, реализуемый для удовлетворения специализированных и конкретных запросов и интересов туристов. Это обеспечивается правильно и интересно смоделированным циклом рекреационных занятий.

Циклы рекреационных занятий должны удовлетворять двум фундаментальным требованиям: полезности и индивидуальной привлекательности.

1.2. Мотивация программного туризма

Программное обслуживание в первую очередь использует мотивы и стремления клиентов. Естественно, что не все они могут быть отчетливо сформулированы и определены. Поэтому при их описании необходимо придерживаться несколько условной классификации, основанной на мотивации туристов при выборе того или иного вида отдыха или путешествия.

Мотивы туристов при выборе путешествия могут быть самыми разнообразными и зависят от многих факторов. Среди них, конечно же, и возраст, и уровень доходов туристов, и национальные особенности, и даже мода[3].

Однако среди всего многообразия мотивов специалисты выделяют наиболее типичные, присутствующие у большинства потребителей на большинстве туристских рынков. На них обычно основываются стандартные программы обслуживания, распространенные во всем мире. Это следующие мотивы и связанные с ними программы обслуживания:

1. Забота о сохранении здоровья - в этой группе программ предусмотрены туры с лечением, массажем и другими процедурами для семей, инвалидов, некурящих или бросающих курить, туры с оздоровительными видами спорта (плавание, аэробика, лечебная гимнастика и пр.).

2. Занятия спортом как средство психологической разрядки и повышения жизненной активности. Сюда входят туры, позволяющие заниматься в период отпуска такими видами спорта, которыми большинство людей не имеют возможности заниматься регулярно в течение года. Это горные лыжи, теннис, гольф, планерный спорт, конный, парусный спорт, серфинг, виндсерфинг, подводное плавание, сплав на байдарках и катамаранах и многое другое.

3. Обучение. Здесь можно выделить прежде всего изучение иностранных языков и разговорную практику, предусматривающие ежедневные занятия, а также другие виды рекреационных занятий. Кроме того, сюда входят обучение различным видам спорта и профессиональные программы обучения (менеджмент, маркетинг, экономика и др.). Небольшую группу составляют обучающие туры по интересам (кулинария, экология, астрономия и др.).

4. Возможность для самовыражения и самоутверждения. Эта группа включает в себя так называемые приключенческие туры: высококатегорийные туристские походы, кругосветное путешествие на теплоходе, африканское сафари, охота на верблюдах (Йемен, Египет) и мотонартах (Финляндия), покорение горных вершин, подводная охота и различные экспедиции.

5. Возможность заняться любимым делом (хобби) в среде единомышленников. Для таких людей существуют специальные туры для автолюбителей, для «фанатов» и спортивных болельщиков на спортивные соревнования, чемпионаты и олимпиады, для паломников, для коллекционеров и любителей (например, «Путешествие за орхидеями по Азии»), для гурманов («Сырный тур по Швейцарии» или «Пивной тур по Чехии») и др.

6. Решение деловых проблем. Сюда относятся так называемые деловые, конгресс-туры и т. п. Туристская фирма обеспечивает культурную и туристско-экскурсионную программу конгрессов, организует деловые поездки с посещением интересующих клиентов мест и предоставлением соответствующих услуг (транспорта, размещения, питания, конгресс-обслуживания и пр.).

7. Развлечение и потребность в общении с другими людьми. Это в основном путешествия в праздничные дни с развлекательно-познавательной программой.

8. Удовлетворение любопытства и повышение культурного уровня. Эти задачи решаются во всех названных выше турах, но основную роль они играют: в познавательных турах по знаменитым городам, столицам, историческим и культурным центрам; в театральных турах по знаменитым оперным залам, концертам и балетам; в литературных турах по местам действия известных литературных произведений и др.

При выборе программы важны также экономические соображения, территориально-климатические и многие другие.

Каждый вид тура в зависимости от программы имеет особую специфику организации обслуживания туристов, распределения времени и предоставления услуг, технологии обслуживания туристов. При этом программа обслуживания строится исходя из основной цели путешествия. При всем разнообразии вариантов программ соблюдается принцип «Цель путешествия - тип тура»[4].

Если не выполняется этот основополагающий принцип организации тура, составления программы, то работа обречена на провал, даже состоящая из высококачественных услуг высшей категории, так как турист считает качественным обслуживание только тогда, когда цель его путешествия выполнена. Если же он ее не достиг (скажем, ехал поправить здоровье, а попал в горный поход), то впечатления его отрицательны. Следовательно, спрос на такое туристское обслуживание падает. То же касается и безликих программ, составленных из услуг различной направленности и тематики и не отвечающих потребностям того или иного сегмента потребителей.

Любая программа обслуживания должна быть сориентирована на конкретного потребителя и соответствовать его целевым мотивам.

Целевые программы - это программы, построенные исходя из цели путешествия туристов. Цель путешествия - важный аспект ориентации содержания программы и обслуживания. Целевая ориентация программы диктует специфику обслуживания. На рынке представлено огромное множество целевых программ путешествий, равно как и туристских целей. Однако при все возрастающей их дифференциации существуют наиболее распространенные целевые программы обслуживания, такие, например, как курортно-оздоровительные, познавательные, деловые, спортивные и др.

Одним из динамично развивающихся видов туризма сегодня является событийный туризм. Событийный туризм - направление сравнительно молодое и чрезвычайно интересное. Основная цель поездки приурочена к какому либо событию. Уникальные туры, сочетающие в себе традиционный отдых и участие в самых зрелищных мероприятиях планеты, постепенно завоевывают все большую популярность. Событийный туризм - это непреходящая атмосфера праздника, индивидуальные условия отдыха и незабываемые впечатления. Главная особенность событийного туризма - множество ярких неповторимых моментов. Это перспективный и динамично развивающийся вид туризма. Целевая аудитория событийного туризма - это обеспеченные туристы с доходом выше среднего, а также компании, состоящие из нескольких пар. Событийный туризм можно классифицировать по масштабу события (национального или международного уровня) и по тематике события. В дальнейшей работе мы и будем рассматривать событийный туризм на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Глава 2. Ресурсы событийного туризма Санкт-Петербурга и Ленинградской области

2.1. Событийный туризм в России

Событийный туризм начал развиваться в России не так давно. Соответственно, событий, способных привлечь туристов в Россию, пока не слишком много. Но они появятся в ближайшее время, поскольку такая задача поставлена туристическим властям регионов. В любом случае организовать поездку на то или иное событие сможет любая принимающая фирма в России. Но позаботиться об этом надо заранее. Среди событий, привлекающих туристов в Россию, - крупные международные спортивные соревнования (Кубок Кремля по теннису, хоккейные турниры и футбольные матчи, спортивный Праздник Севера в Мурманской области), культурные события - Московский международный кинофестиваль, этнические праздники (якутский праздник в честь наступления лета Ыысах, недели культуры и искусства разных стран или народов) и религиозные (русская Масленица в Москве).

Одним из мощных событийных поводов стало празднование в конце мая 2003 года 300-летнего юбилея со дня основания Санкт-Петербурга. Юбилейные торжества в разных городах все же привлекают приезжих не только из России, но и из-за рубежа. Для участников Второй мировой войны во всем мире поводом для поездок в Россию служит 9 Мая - день окончания войны. В последние годы родственники погибших и оставшиеся в живых воины из Германии получили возможность посещать в России могилы своих близких и друзей. Привлекательные для россиян события происходят летом в южных городах страны. Это карнавалы - открытия курортного сезона в Геленджике и Анапе, музыкальные и кинофестивали и пр.

Событийный туризм - это уникальные туристические предложения, которые включают в себя помимо традиционного отдыха участие в самых интересных мероприятиях стран мира[5].

Такие туры становятся все более популярными, все больше появляется людей, которые хотят максимально интересно провести свой отпуск или выходные дни.

Выставки техники, спортивные мероприятия, концерты известных исполнителей, шоу и мюзиклы, фестивали и ярмарки - все это является центром и основой событийного туризма. Данные туры по желанию можно комбинировать со свободным времяпровождением.

Ленинградская область располагает одной из наиболее развитых в России систем отдыха, туризма и спорта. Область обеспечивает потребности как себя самой, так и Санкт-Петербурга и Северо-Запада России. На территории области размещается свыше 400 коллективных средств размещения, в том числе: базы отдыха, принадлежащих предприятиям и учреждениям, туристические базы и гостиницы, учреждения детского отдыха, санатории и пансионаты, что особенно благоприятно для развития именно событийного туризма.

2.2. Событийный туризм в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

На сегодняшний день гостиничный сервис Ленинградской области, отвечающий требованиям туристов, относительно развит на Карельском перешейке (Выборгский, Всеволожский, Приозерский районы), где расположены туристические базы, кемпинги, гостиницы, санатории, дома отдыха, автомагистрали, закусочные, кафе. Здесь же аккумулируется и основной рекреационный спрос жителей Санкт-Петербурга. Главную природноэстетическую ценность Карельского перешейка представляют побережье Финского залива, Ладожского озера и озерноречная система Вуокса, продолжающая пейзажи и ландшафты соседней Финляндии.

В то же время практически все районы Ленинградской области обладают значительным рекреационным потенциалом как в плане развития экскурсионно-познавательного туризма, так и событийного туризма. В первую очередь, это касается северо-востока области, где сохранились подлинные жемчужины культуры и истории русского Севера - такие как церковь Святого Георгия ХII века в Старой Ладоге, памятники каменного и деревянного зодчества ХV - ХVIII веков в Посвирье и т.д.

Богатейшие природные ресурсы Ленинградской области создают необходимые предпосылки строительства больших туристических баз для охоты, рыболовства, водного туризма.

Инвестиции в развитие Ленинградской области сферы туризма исключительно перспективны, так как в самое ближайшее будущее туризм обещает стать одной из главных доходных статей регионального бюджета. Наиболее перспективны в плане развития туризма Выборгский, Приозерский, Всеволожский, Волховский, Подпорожский и Лужский районы.

Ежегодно Ленинградская область с населением около 1700 тысяч человек посещают более 1,5 миллиона туристов. Рекреационный спрос (в первую очередь интуристов) связан в основном с памятниками культурно-исторического наследия районов области.

В нашей стране практически нет качественной аналитики и исследований по вопросу экономической эффективности событийного туризма. Можно констатировать, что и реальной индустрии событийного туризма в настоящее время в России нет.

Основные плюсы событийного туризма – его всесезонность и высокая доходность. Российские города за последние годы получили хороший опыт в реализации крупных имиджевых событийных проектов в рамках празднования различных юбилейных и праздничных дат. В их числе 300-летие Санкт-Петербурга, 1000-летие Казани, 1150-летие Великого Новгорода. С помощью этих проектов города получили средства на обновление инфраструктуры, исторических центров и - хороший имиджевый эффект. Однако вопрос экономической эффективности таких событий, в том числе и за счет участия в них туристов, чаще всего оставался за рамками этих проектов, хотя вложения в них весьма значительны. Вообще в нашей стране практически нет качественной аналитики и исследований по вопросу экономической эффективности событийного туризма. Можно констатировать, что и реальной индустрии событийного туризма в настоящее время в России нет.

По словам вице-президента Российского союза туриндустрии Сергея Корнеева, в Санкт-Петербурге многие мероприятия, которые могли бы стать центром притяжения туристов, таковыми не становятся. Событие может стать туристическим, если его информационная поддержка начинается за полгода или, лучше всего, за год до открытия, при этом бюджет на рекламу и маркетинг должен быть равен бюджету на организацию мероприятия. По словам г-на Корнеева, целесообразно проводить ежегодный отбор порядка 15 интересных для туристов проектов, на которых необходимо сосредоточить основные усилия по организации, рекламе и продвижению. Координация этого процесса и долгосрочное планирование должны быть организованы органами власти. Со своей стороны Северо-Западное отделение РСТ готово проводить «туристическую экспертизу» планируемых событий. Организаторам также необходимо заблаговременно, не менее чем за 1-2 года, информировать туристическое сообщество о соответствующих планах.

Также для турфирм важны стабильность и регулярность проведения мероприятия, стабильная цена, система экономических стимулов (скидки, комиссия и т.д.). Только в этом случае турбизнес сможет активно подключиться к созданию на основе городских событий полноценного турпродукта. Сергей Корнеев также отметил важность выбора сезона для реализации проекта, целевой аудитории и продвижения собственных культурных брендов. Например, хорошая тема для создания реального туристического события - русская Масленица, российский аналог европейских карнавалов.

Руководитель проектного направления «Центра стратегических разработок Северо-Запад» Виктория Желтова выступила перед участникам круглого стола с экспертным сообщением «События Санкт-Петербурга - форматы продвижения города на рынках». Она отметила, что сегодня более 50% посетителей Санкт-Петербурга не посещают его основные культурные достопримечательности - музеи. Это означает, что рынок традиционного культурного туризма не растет и необходимо искать новые стимулы для развития туриндустрии. Если ориентироваться на опыт Парижа, Милана или Лондона, то таким стимулом становится, например, шопинг. Соответственно туристическим событием может стать проведение масштабных распродаж или ярмарок.

По мнению г-жи Желтовой, также необходимо привлекать внимание потенциальных туристов к дизайну, другим современным видам искусства и исполнительским мероприятиям. Возможно заманивание туристов с помощью индустрии спорта, тем более что Петербург славится традициями футбола, тенниса и фигурного катания. Кроме того, к числу перспективных рынков, развитие которых, по мнению эксперта, позволило бы привлечь туристические потоки в регион, относятся индустрия красоты и здоровья, а также образование. По мнению Виктории Желтовой, городские события, связанные с историческими, культурными, памятными и традиционными праздничными датами, носят сегодня формально административный характер или «советский» устаревший формат народных гуляний и, чаще всего, неинтересны горожанам и туристам.

Анализ исторического центра Петербурга с точки зрения организации крупных мероприятий показал, что наиболее перспективны в этом смысле Петропавловская крепость и площадь перед Смольным. Среди возможных стратегий Санкт-Петербурга в плане развития событийного туризма Виктория Желтова выделила четыре варианта: проведение масштабных знаковых мероприятий (аналогичных Экономическому форуму); «дотягивание» существующих городских событий с высоким потенциалом до хорошего уровня; формирование и разработка новых уникальных проектов, основанных на собственной культурной составляющей; активное привлечение в город «чужих» или внешних событий (Саммит G8, концерт Мадонны и т.п.). Каждая из этих стратегий имеет свои плюсы и минусы, которые необходимо оценить для принятия решения о развитии событийной индустрии и инфраструктуры в Петербурге и на Северо-Западе.

По словам президента музея-заповедника «Петергоф», вице-президента Российского комитета Международного совета музеев Вадима Знаменова, в Петербурге остаются недооцененными возможности Елагина острова и Елагина дворца в части проведения красивых городских событий. Также весьма перспективен Центральный парк культуры и отдыха. По мнению г-на Знаменова, неэффективно используется в городе Аничков дворец (на Невском проспекте), где можно было бы создать музей истории Санкт-Петербурга. А для Дворца творчества юных, который сейчас расположен в этом комплексе, следовало бы построить новое современное здание.

Реализация туристского бизнеса в условиях рынка может быть осуществлена при наличии четырех основных составляющих:

·        капитала;

·        технологии;

·        кадров;

·        туристских ресурсов.

Это означает, что, недостаточно, имея капитал, купить технологию, нанять кадровую команду и заниматься туризмом. Для этого необходимо выбрать место, где имеются туристско-рекреационные ресурсы, а если такого места нет, то создать его. Это одна из специфических особенностей туристского бизнеса в условиях рынка. Так как четвертая составляющая – туристские ресурсы – является наиболее дешевой, то в целом это определяет высокую рентабельность туристского бизнеса. Если туризм связан с созданием туристского ресурса (а не потреблением имеющегося), то себестоимость туристского продукта резко возрастает.

2.3. Ресурсы событийного туризма и его программы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

Под ресурсами в широком смысле этого слова понимают:

·        экономические;

·        природные;

·        культурно-исторические;

·        трудовые;

·        финансовые;

·        социальные;

·        производственные.

Под туристскими ресурсами понимают совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристского продукта. Как правило, туристские ресурсы определяют формирование туристского бизнеса в том или ином регионе.

Туристские ресурсы имеют следующие основные свойства:

·        привлекательность;

·        климатические условия;

·        доступность;

·        степень изученности;

·        экскурсионная значимость;

·        пейзажные характеристики;

·        социально-демографические характеристики;

·        потенциальный запас;

·        способ использования и др.

Данные ресурсы используются в оздоровительных, туристских, спортивных и познавательных целях.

Туристские ресурсы условно можно подразделить на две группы:

1)      природные;

2)      инфраструктурные.

Динамическое развитие туристского бизнеса требует наличия обеих групп. Даже при высоких аттрактивных свойствах природных ресурсов без наличия коммуникаций, средств связи, коммунальной инфраструктуры просветительных учреждений, памятников культуры, искусства и др. – туристский бизнес для широкого круга потребителей невозможен.

Событийный туризм опирается на привлечение большого количества туристов на какое-либо событие культурной или спортивной жизни региона, привлекательной для туристов. Практически каждый областной город интересен своими культурными и спортивными событиями, проходящими при немалом стечении зрителей: например, международные кинофестивали в Выборге и в Гатчине, международные водные фестивали «Вуокса» в пос. Лосево Приозерского района и «Паруса Выборга» в г. Выборге, фольклорный фестиваль «Венок славы Александра Невского» в Старой Ладоге, вечера камерной музыки в историко-архитектурном и природном музее- заповеднике «Парк Монрепо» (г.Выборг), фольклорные фестивали и праздники в Старой Ладоге, Винницах, Тихвине и многое другое. Календарь событий, наиболее интересных для посещения туристами, ежегодно формируется и публикуется на сайте http://lentravel.ru/kalendar

«Рыцарские забавы в замке»

Выборгский район, Выборгский замок

Ежегодный праздник, проходящий в июле, представляет собой театрализованное представление - рыцари, облаченные в рыцарские доспехи, латы и кольчуги, в кафтанах и камзолах, соревнуются на рыцарских турнирах. Организуются концерты старинной музыки.

«Русская Крепость»

Приозерский район, г. Приозерск, крепость Корела

Военно-исторический фестиваль проходит в Крепости Корела в начале июля. В программе фестиваля: показательный штурм крепости, прохождение торжественным маршем участников фестиваля по улицам города к крепости, фехтовальный турнир, конный рыцарский турнир, реконструкция средневековой повседневной жизни, концерт стилизованной средневековой и старинной музыки.

Фестиваль «Старая Ладога»

Волховский район, Старая Ладога

Военно-исторический фестиваль, ежегодный праздник раннего средневековья, проводится в конце июня - начале июля. В программе фестиваля: историческая реконструкция средневековой военной и повседневной жизни, показательные выступления бойцов, поединки, показ исторического костюма, знакомство с ремеслами, торговые ряды, спортивные состязания.

«Древо жизни»

Подпорожский район, с. Винницы

Вепсский фольклорный праздник-фестиваль проводятся ежегодно в июне. Фестиваль - сплетение языческих праздников и современного гулянья, в котором участвуют коренные народности Севера и Северо-Востока Ленинградской области - вепсы, финны, карелы, национальные ансамбли из Ленинградской и Вологодской областей, Республики Карелия. В программе также конкурсы, показы, театрализованная программа в форме деревенских посиделок и др.

«Сабантуй»

Всеволожский район, п. Кузьмолово

Фонд «Петербургский сабантуй»

www.sabantuy.ru

Праздник отмечают в последнее воскресенье июня. «Сабантуй» означает «праздник труда». Под открытым небом организуется большое концертно-театрализованное представление, спортивные и развлекательные игры: поднятие гирь, разбивание горшков «вслепую», лазание на шест, борьба подушками на бревне, бег в мешках и т. д. Лучшие повара соревнуются в приготовлении блюд национальной татарской, башкирской кухни.

«Копорская потеха»

Ломоносовский район, с. Копорье

Ежегодный областной историко-фольклорный праздник проводится в июне. Главный герой праздника - русский солдат, в любых, даже самых трудных ситуациях обладающий чувством юмора, умеющий поддержать себя и товарищей веселой шуткой. В большом праздничном представлении принимают участие ветераны-победители, прошедшие через тяжелые испытания и не сломленные войной. В программе веселые состязания, батальные сцены, концертная программа.

«Зажигайте сердца»

Волосовский район, д. Извара

Областной праздник проходит 9 октября в день рождения Н.К. Рериха в музее-усадьбе великого художника, ученого, путешественника. Праздник собирает почитателей творчества Рериха со всего мира. Организуются выступления музыкальных коллективов, артистов Мариинского театра, выставки картин художника из разных коллекций.

Кинофестиваль «Литература и кино»

г. Гатчина, пр.25 Октября, дом 5

Многие годы проходящий в Ленинградской области кинофестиваль не имеет аналогов - его программу составляют фильмы-экранизации литературных произведений. Участниками фестиваля могут быть: кинематографисты, режиссеры, писатели, сценаристы, актеры, драматурги, продюсеры, журналисты, кинокритики, литературоведы представившие фильмы-экранизации или картины, созданные по мотивам литературных произведений.

«Старая Ладога»

Старая Ладога располагается в Ленинградской области, на высоком левом берегу очень широкой и полноводной реки Волхов, примерно в 15 километрах от места ее впадения в крупнейшее озеро Европы - Ладожское. Старая Ладога - один из старейших городов России, впервые упоминается под 862 годом. В XII вв. Ладога становится одним из новгородских пригородов, ключевым звеном в системе укреплений, защищавших Новгород от внешних врагов. В 1114 году здесь была заложена каменная крепость.

В конце Ливонской войны Борис Годунов перестроил Ладогу. Вплоть до XVIII века Ладога защищала всю северо-западную Русь от нашествий врага. Но даже стены не спасли город от "государевых опричников" после разгрома Новгорода Иваном Грозным. Ещё не успев оправиться от последствий опричных бесчинств, Ладога оказалась втянута в интриги и распри Смутного времени. Во время Северной войны Ладога стала "прифронтовой базой" русских войск. Здесь перед кампанией 1702–1703 годов сосредоточились основные силы русской армии.

В XIX веке Старая Ладога, расположенная сравнительно недалеко от столицы, стала излюбленным местом путешествий русских художников. В гости к местному коллекционеру Алексею Томилову приезжали Кипренский, Айвазовский, Рерих, Кустодиев, которые создали множество картин с видами этих мест.

В 1880-е годы в крепости экспедиция Николая Ефимовича Бранденбурга начала археологические раскопки. В Старой Ладоге раскопки проводятся и по сей день. В 1970-е годы тут был открыт археологический музей-заповедник. В последнее время Старая Ладога стала известна в узких кругах, во-первых, пещерами, которые привлекают внимание спелеологов, во-вторых, ежегодным Фестивалем по раннему средневековью.

Главной достопримечательностью Старой Ладоги является крепость, от которой сохранилась часть сен и башен XII века. В крепости расположен один из древнейших храмов на Руси – Георгиевская церковь XII века. Сейчас на территории крепости располагается археологический музей-заповедник.

В самой Старой Ладоге до наших дней дошел еще один столь же старинный храм – Успенский собор, окруженный более поздними монастырскими постройками. На правом берегу Вохова находится церковь Василия Кесарийского, построенная в XVII веке.

Чрезвычайно живописен ансамбль Никольского монастыря с собором XVII века, колокольней, настоятельским корпусом, гостиницей и церковью Иоанна Златоуста.

Таким образом, посещение ярких и часто неповторимых событий в культурной, спортивной или деловой жизни в масштабах региона или всего мира - основа событийного туризма. Существует огромное множество поводов для организации событийных туров. Можно выбрать крупные спортивные события, такие как Олимпиады, мировые и европейские чемпионаты по футболу, гонки «Формулы-1», теннисные, хоккейные и др. турниры. В мире культуры популярны различные фестивали, которые ежегодно проводятся во многих странах мира и представлены  арт-фестивалями, классическими, джаз- и рок-, фолк- музыкальными фестивалями,  кинофестивалями, цветочные фестивалями и т.д.

Заключение

Сфера туризма на современном этапе развития мирового хозяйства является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся. В ней занято 192 миллиона человек, что составляет                        8 процентов от общих показателей занятости в мире. По данным Всемирной торговой организации  и Международного валютного фонда, туризм вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг (532 миллиарда долларов, что составляет 7,8 процента мирового товарооборота). Средние темпы роста туризма составили в последние 40 лет 7 процентов в год, что почти в три раза выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. По прогнозам Всемирной торговой организации, в ближайшие годы темпы роста туризма сохранятся. Так, к 2020 году (относительно 2000 года) число международных туристских прибытий в мире должно вырасти в 2,2 раза (до 1,561 миллиарда поездок), а доходы туризма в 4,2 раза (до 2 триллионов долларов).

Событийный туризм – довольно молодой вид туризма. Событийный туризм является чрезвычайно интересным занятием, и довольно быстро развивается в последнее время. Основным отличием событийного туризма является то, что цель поездки приурочена к какому либо мероприятию – событию.

Событийный туризм в большинстве своем это индивидуальный вид отдыха, который наполнен постоянной атмосферой праздника. Люди отправляющиеся в подобное путешествие, несомненно испытают множество ярких незабываемых моментов, которые запомнятся им на всю жизнь.

Весь событийный туризм можно разбить на несколько категорий, которые отобраны по масштабу события. По этому признаку выделяют национальные и международные события. Также в событийном туризме можно выделить несколько направлений которые делятся в зависимости от тематик: национальные фестивали, фестивали кино и театра, театрализованные шоу, модные показы, гастрономические фестивали, фестивали музыки, и др. На сегодняшний день событийный туризм динамично развивается в России.

Северо-Западный регион России, и в частности Санкт-Петербург, занимает очень достойное место на рынке событийного туризма России.

Лидирующее положение по динамике развития туристской индустрии занимает Северо-Западный регион России. Последние годы его стабильно посещают от 3,5 до 4 миллионов зарубежных гостей. Большая часть туристов посещает Санкт-Петербург.

Благодаря продуманной политике органов государственной власти в ряде регионов Северо-Западного федерального округа существенно улучшился инвестиционный климат в сфере туризма и рекреации, постоянно растет количество объектов туризма и рекреации, увеличиваются туристские потоки и количество рабочих мест в туристской отрасли.

Опыт работы наиболее активных регионов Северо-Запада говорит о том, что актуальными вопросами развития туристской отрасли являются:

·        создание единой базы данных туристских ресурсов и приоритетных инвестиционных проектов в сфере туризма;

·        определение туристско-рекреационных территорий, создание туристско-рекреационных зон;

·        совершенствование институциональной структуры управления                        и поддержки туризма;

·        совершенствование нормативно-правовой базы туризма;

·        создание комфортной информационной среды для туристов;

·        содействие привлечению инвестиций в туристскую индустрию;

·        развитие приоритетных видов туризма;

·        развитие межрегионального и международного туризма;

·        развитие инфраструктуры туризма;

·        развитие кадровой составляющей туристской отрасли;

·        развитие научно-исследовательской базы туристской отрасли.

Ленинградская область является частью Северо-Западного региона, тесно связана с другими субъектами Северо-Западного федерального округа историко-культурными корнями и своими туристско-рекреационными ресурсами. Исходя из этого, целесообразно рассматривать проблемы развития областного туризма с точки зрения общих для других субъектов Северо-Запада подходов к перспективам и решению задач развития отрасли туризма.

На фоне других субъектов Северо-Западного федерального округа Ленинградская область обладает редким туристско-рекреационным потенциалом, который определяется:

·        культурно-историческим наследием;

·        природно-ресурсными возможностями;

·        этнографическим составом;

·        географическим (пограничным) положением;

·        наличием соседнего мегаполиса – Санкт-Петербурга.

Это делает Ленинградскую область идеальным регионом для развития практически любого вида туризма.

Список использованной литературы

1.     Бабкин А.В. Специальные виды туризма. – М.: Высшее образование, 2008.

2.     Буйленко В. Ф. Туризм: учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

3.     Долженко Г.П., Шмыткова А.В. Событийный туризм в Западной Европе и возможности его развития в России // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. - 2007. - № 6. - С. 116-119.

4.     Кузнецов Ю.В., Черкасова И.И. Региональные аспекты концепции регулирования системы туристической индустрии // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. - 2007. - № 5. - С. 83-89.

5.     Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2005.

6.     Туризм и гостиничное хозяйство: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, МарТ, 2009.

7.     Туристическая деятельность / Под общей редакцией В. В. Семенихина. – М.: Эксмо, 2005.

Приложение

Программа тура по Санкт-Петербургу от туристического агентства Fortuna

Тур в Петербург на Рождественские праздники «Рождество в городе Петра»! 4 дня / 3 ночи (03.01.2010 – 06.01.2010)

Тур в Петербург на Рождественские праздники. «Рождество в городе Петра»! Тур в Петербург на Рождественские праздники. «Рождество в городе Петра»! Тур в Петербург на Рождественские праздники. «Рождество в городе Петра»! Дорогие гости, мы приглашаем Вас в праздничный тур в Санкт-Петербург на Новогодние праздники!

Программа рождественского тура в Санкт-Петербург

ДЕНЬ

ДАТА

ВРЕМЯ

ПРОГРАММА

1

03.01.2010 ВОСКРЕСЕНЬЕ

 

Самостоятельное прибытие в Санкт-Петербург.

13:00 – 14:50

Встреча с представителем фирмы в холле гостиницы. Получение ваучеров на экскурсию.

14:00

Размещение в гостинице.

14:50

Знакомство с гидом. Отправление на экскурсию «Петербург в огнях».

15:00 – 18:30

Обзорная экскурсия по новогоднему городу с посещением Петропавловской крепости и собора.

18:30 – 19:00

Возвращение в гостиницу или самостоятельное гуляние по Рождественской ярмарке.

 

Свободное время.

2

04.01.2010 ПОНЕДЕЛЬНИК

07:30 – 10:00

Завтрак «шведский стол» в гостинице.

10:00 – 14:00

Пешеходная экскурсия в Русский музей (за доп. плату)

 

Свободное время.

3

05.01.2010 ВТОРНИК

07:30 – 10:00

Завтрак «шведский стол» в гостинице.

10:00 – 14:00

Пешеходная экскурсия в Исаакиевский собор (за доп. плату)

 

Свободное время.

4

06.01.2010 СРЕДА

07:30 – 10:00

Завтрак «шведский стол» в гостинице.

 

Освобождение номеров или присоединение к туру «Рождественский Петербург».

Стоимость рождественского тура в Санкт-Петербург.

ГОСТИНИЦА «МОСКВА» 4* (ПЛ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО, Д.2). КАТЕГОРИЯ НОМЕРОВ - СТАНДАРТ

Стоимость на взрослого в двухместном номере

3 990 рублей

Доплата за одноместное размещение

1 730 рублей

Стоимость размещения взрослого на дополнительном месте

3 130 рублей

Стоимость размещения школьника на дополнительном месте

2 930 рублей

Специальное предложение:

ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ОСТАТЬСЯ В ПЕТЕРБУРГЕ ЕЩЕ НА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ПРЕДЛАГАЕМ ВАМ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К НАШЕМУ ТУРУ «РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПЕТЕРБУРГ» С 06.01.10 ПО 08.01.10. ПОДРОБНЕЕ О ТУРЕ ЗДЕСЬ ->

В стоимость входит:

  • проживание в гостинице,
  • завтраки «шведский стол» в гостинице (кроме дня заезда),
  • экскурсионная программа: билеты в музеи, экскурсионное обслуживание в музеях, услуги квалифицированного гида, комфортабельный транспорт.

IV Фестиваль малых исторических городов


[1] Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2005. – с. 116.

[2] Туристическая деятельность / Под общей редакцией В. В. Семенихина. – М.: Эксмо, 2005. – с. 26.

[3] Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2005. – с. 129.

[4] Туризм и гостиничное хозяйство: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, МарТ, 2009. – с. 59.

[5] Бабкин А.В. Специальные виды туризма. – М.: Высшее образование, 2008. – с. 48.