Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы и социальные характеристики работающих студентов в социологии……………………………………………5
§ 1. Характеристика группы работающих студентов……………………...5
§ 2. Научный взгляд на проблему исследования социально - психологических факторов профессиональной социализации работающих студентов……………………………………………………13
Глава 2. Исследование проблемы профессиональной социализации работающих студентов…………………….……………………………………20
§ 1. Характеристика метода исследования………………………………..20
§ 2. Анализ результатов исследования…………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………29
Приложения..…………………………………………………………………….31
Введение
На сегодняшний день чрезвычайно актуальной становится проблема работающих студентов. Речь идет о больших объемах вторичной занятости в течение учебного года, когда наряду с основным видом деятельности - получением образования студенты выполняют различные виды работ за деньги. Увеличение числа работающих студентов происходит не только за счет роста вторичной занятости учащихся, но и за счет увеличения количества студентов, которые оставили учебу.
Процесс подготовки кадров и включения их в сферу профессиональной деятельности является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на особенности и успешность протекания профессиональной деятельности. В социологических и психологических дисциплинах данный процесс принято обозначать как процесс профессиональной социализации.
Чтобы стать субъектом профессиональной деятельности, индивид должен предварительно социализироваться, т.е. сформироваться в данной профессиональной культуре, воспринять ее требования и нормы, «вжиться» в профессиональную среду. В противном случае его субъективность (активное начало) не будет продуктивной, его действия не будут восприняты профессиональной средой. Социализация, таким образом, является необходимым условием включения индивида в профессиональную деятельность.
Профессиональная социализация может рассматриваться с точки зрения социологии, как процесс интеграции в профессиональную деятельность, профессиональную среду, обусловленный состоянием социальных структур (институтов, организаций) и особенностями их воздействия. Также она может рассматриваться с точки зрения социальной психологии, как процесс формирования психических структур индивида, регулирующих его взаимоотношения с той частью социальной среды, которая связана с профессиональной деятельностью. Поэтому в данном исследовании особое внимание уделяется изучению особенностей воздействия института высшего образования на социально - психологические особенности профессиональной социализации студентов.
Объект исследования: студенты дневного отделения МАРГТУ в возрасте от 18 до 22 лет.
Предмет исследования: социально-психологические факторы профессиональной социализации работающих студентов.
Цель исследования: изучить проблемы профессиональной социализации работающих студентов.
Задачи исследования:
1. Составить программу исследования и провести анкетирование работающих студентов.
2. Проанализировать полученные результаты исследования.
Гипотеза исследования: предполагается, что в студенческой среде действуют две группы мотивов поиска работы – материальная (помощь родителям либо независимость от родителей) и профессиональная (карьера).
В настоящее время система высшего образования, по мнению большого количества преподавателей вузов, столкнулась со множеством проблем, в числе которых следующие:
• Падение качества образования;
• Низкая мотивация студентов относительно учебной деятельности;
• Ослабление воспитательной функции образования;
• Несоответствие системы образования потребностям экономики;
• Дегуманизация образования, т.е. падение роли общечеловеческих ценностей, сведение образования к формированию отдельных профессиональных навыков;
• Наличие противоречий между установками преподавателей и студентов: в частности, относительно набора необходимых студентам знаний и навыков;
Таким образом, возникает ряд социальных проблем, которые являются общими для системы высшего образования иоциологии. Истоки данных проблем, как нам представляется, лежат в области, относящейся одновременно к обеим указанным сферам, а именно — в области профессиональной социализации студентов.
Исследуя процесс профессиональной социализации студентов, механизмы, закономерности, типы, результаты протекания данного процесса, мы считаем необходимым способствовать решению проблем, являющихся общими для сфер социологии и высшего профессионального образования.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения общенаучной методологии, психологические принципы единства деятельности, сознания и личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), теория установок (Д.Н. Узнадзе), диспозиционная концепция личности (В.А. Ядов), культурно-историческая психология (Л.С. Выготский).
База исследования: экономический факультет МАРГТУ, 50 человек в возрасте от 18 до 22 лет.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы и социальные характеристики работающих студентов в социологии
§ 1. Характеристика группы работающих студентов
Феномен работающего студента становится в современной России очень распространенным. В наше динамичное время работающие студенты (и студентки) - это уже не редкость и исключение из правил, а вполне обычное явление. Причем речь идет не только об учащихся заочного и вечернего отделения, но и о «дневниках». По статистике, работающих студентов вузов и средних специальных учебных заведений (колледжей, техникумов) больше 50 % [5, c.42].
Опыт работы по специальности, конечно же, впоследствии даст молодому специалисту большое преимущество перед другими выпускниками, немаловажную роль играет и материальный фактор (на стипендию, как известно, нынче не проживешь). Однако такое положение дел создает определенные трудности как для самого студента, так и для его работодателя. Например, это касается графика рабочего дня и учебного отпуска.
После сдачи внушительного количества экзаменов и зачетов, штудирования сложно обозримого количества томов учебной литературы многим студентам кажется, что в течение пятилетнего обучения был разобран и вновь собран воедино целый мир. Вследствие этого нередко рождается убеждение в том, что после окончания ВУЗа найти престижную и интересную работу не так сложно. А диплом о получении высшего образования или сам факт текущего обучения - это уже залог готовности работодателя предоставить квалифицированную работу. Как правило, в таких случаях нет сомнений в том, что труд работника, только что получившего знания, представляющие собой квинтэссенцию всего нового, более совершенного, должен хорошо оплачиваться. К сожалению, реальность выглядит подобным образом только в том случае, если смотреть на нее глазами жизнерадостного, амбициозного и со всех сторон замечательного студента.
Чтобы правильно распределить силы и на работу и на учебу, студенту необходимо обладать определёнными способностями. При этом если сравнивать работающих студентов со сверстниками, которые не обучаются в ВУЗе, можно выделить ряд характерных им особенностей, как положительных, так и отрицательных [8, c.150].
Winterset dvd Во-первых, работающие студенты не только проявляют тягу к новым знаниям на работе, но и постоянно черпают свежие идеи и новые данные из приобретенных теоретических основ в ВУЗе, перенося их на практику, что, безусловно, благоприятно сказывается на работе всего коллектива. Однако, если профиль работы далек от получаемого в ВУЗе образования, то студент всегда будет стремиться найти более подходящую для него работу, проявляя при этом легкомысленное отношение к уже имеющемуся трудоустройству. Многие, правда, просто хотят приобрести новый опыт и попробовать себя в той или иной деятельности.
I’ll Always Know What You Did Last Summer movie full
Monster House divx
Привлеченные на работу студенты предрасположены к решению новых задач, усовершенствованию методов и организации работы, увеличению эффективности технологий. Помимо этого они могут объективно оценить связь между получением знаний и результатом работы, а, следовательно, обладают хорошей мотивацией к быстрому обучению и освоению новых приемов работы и профессиональных навыков.
Во-вторых, кНачало формы
Nightmare Detective buy
Конец формы
ак и все молодые люди, работающие студенты энергичны, активны, обладают большим количеством идей, направленных на решения целого ряда проблем. При этом существует вероятность переоценки своих возможностей. Как составляющий элемент коллектива, студенты-работники нуждаются в большем внимании и постоянной оценки их деятельности, что нередко оказывается причиной недовольства других работников и возникновением напряженности в отношениях. При всем этом, студенты менее требовательны к содержанию самой деятельности – готовы выполнять любую, даже физически тяжелую работу. При необходимости выполнения разовых работ, студенты мотивированы гораздо больше, чем их старшие коллеги.
Если обратить внимание на организационные моменты, то студенты охотно соглашаются работать в режиме ненормированного рабочего дня, при этом начальство устанавливает более низкую оплату труда, в виду их промежуточного статуса или не квалифицированности. К существенным недостаткам можно также отнести заметное снижение работоспособности во время сдачи экзаменов по вполне очевидным причинам.
Студенты последнего курса обучения гораздо охотнее всегда принимаются на работу, так как они являются без нескольких месяцев готовыми специалистами, которые по истечению этого срока вольются в коллектив полноценными работниками без затраты дополнительного времени на введение в курс дела. Кроме того, само руководство должно быть нацелено на воспитание, обучение профессии и особенностям работы в данной фирме с практическим применением теоретических знаний, получаемых в ВУЗе, а это всегда легче, чем переучивать готового специалиста [21, c.68].
Наряду с этим, остается определенный риск, что в результате затраченных усилий на обучение, на введение в дело и подготовке к профессиональному росту, студенты, в меру своей непредсказуемости и повышенной мобильности, не отказываются от поиска нового места работы, а потому они вполне могут перейти к конкурентам и применить там приобретенный опыт.
·Barbie of Swan Lake
Darkman II: The Return of Durant full Batman Begins divxОтносительными преимуществами работающих студентов можно считать то, что они:
· более склонны к различного рода новшествам и переменам - к новым задачам и видам деятельности, к изменению технологии, методов и организации работы;
· обладают большим потенциалом и ориентированы на развитие, рост, карьеру;
· более энергичны и активны; у них часто возникают новые идеи, которые они готовы предложить и реализовать;
· менее требовательны к содержанию деятельности - готовы выполнять непрестижную, физически тяжелую работу; гораздо больше, чем нестуденты, ориентированы на выполнение разовых работ;
· готовы начать работу с нуля и развить, например, новое направление;
· согласны работать в режиме ненормированного рабочего дня;
· обладают заметно более высоким уровнем культуры (особенно в сравнении с заметно снизившимся в последние годы фоновым уровнем);
· не только проявляют тягу к новым знаниям, но и постоянно подпитываются в вузе свежими идеями и новыми данными;
· видят связь между получением знаний и результатом работы, а поэтому обладают хорошей мотивацией к обучению и быстрее овладевают новыми приемами работы и профессиональными навыками;
· обеспечены жильем (дома или в общежитии) и какими-то деньгами (стипендия), что позволяет им в трудных случаях как-то перебиться, а фирме не заботится о жилье;
· соглашаются на более низкую оплату, которую им можно установить под предлогом их промежуточного статуса (“...Ты же пока еще учишься!”); Кроме того подчеркивалось, что:
· студент - “чистый лист” и его часто легче научить профессии и особенностям работы в данной фирме, чем переучивать уже готового специалиста;
· работающие студенты являются очень хорошими трансляторами рекламы, услуг и вакансий;
· если студента взять на работу на выпускном курсе, через несколько месяцев фирма получит готового специалиста без особых затрат на его обучение;
· развитие студенческой занятости - путь к развитию культурной бизнес-среды и формированию развитых эталонов работника [17, c.56]. А вот те качества работающего студента, которые, с точки зрения работодателей, являются их недостатками по сравнению с работниками-нестудентами. Они:
· часто значительно переоценивают свои знания, умения и возможности;
· становясь постоянными работниками, нередко предъявляют более высокие претензии по части зарплаты, чем другие работники;
· нередко проявляют слабую профессиональную ориентацию (если образование студента не совпадает с профилем работы, у него выполняемая сегодня работа конкурирует с возможностями найти работу по специальности);
· проявляют легкомысленное отношение к работе, перенося на нее допустимое в вузе отношение к учебе;
· обладают нереалистическими представлениями о содержании, методах работы и отношениях в рамках формальных организаций, что также объясняется попыткой перенести на работу те нормы отношений, которые органичны для вуза;
· проявляют слабые менеджментные навыки (что является явным следствием их зависимого студенческого статуса);
· требуют к себе большего внимания и постоянной оценки их работы, что нередко вызывает недовольство других работников и усиливает напряженность отношений в коллективе;
· ослабляют работу в периоды сессий;
· менее предсказуемы в своем развитии и поведении; в частности, у них повышенная мобильность, а потому усилия, затраченные на их обучение, введение в дело и профессиональный рост, могут оказаться потраченными зря; более того, в поисках нового места работы (а к этому студентов толкает множество факторов, в том числе отмеченная выше переоценка себя) они вполне могут перейти к конкурентам и применить там опыт, полученный в данной фирме;
· в момент окончания вуза оказываются в кризисной ситуации: у многих возникает проблема жилья, у мужчин - проблема службы в армии, резко меняется образ жизни и контактная среда [9, c.54].
Большинство студентов сами ищут места работы - по объявлениям, через знакомых, методом “сплошного обхода”. Но и работодатели во все возрастающей степени проявляют активность для нахождения и найма на работу студентов: фирмы распространяют в вузах объявления о потребности в работниках, организуют презентаций; напрямую сотрудничают с деканатами. В последние 1-2 года начинает использоваться такая форма студенческой занятости, как стажировки.
Итак, если студент был занят на регулярной работе во время учебы в вузе, из него через сравнительно короткое время получается работник, обладающий заметными преимуществами по сравнению как с неработавшим выпускником вуза, так и с работником, не получившим полноценного высшего образования. От первого его отличает, во-первых, большая активность, а во-вторых, потребность и умение подкреплять теоретические знания и положения практическими примерами и опытом; а от второго - стремление и навык к систематизации и теоретическому обоснованию практических наблюдений и методических (инструментальных) находок, а также приверженность к демократическим, партнерским отношениям в работе [12, c.29].
Таким образом, суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что из студентов, занятых на регулярной работе во время учебы в ВУЗе через сравнительно небольшой промежуток времени, вполне может сформироваться полноценный работник, обладающий преимуществами по сравнению, как с не работавшим выпускником ВУЗа, так и с работником без высшего образования.
§ 2. Научный взгляд на проблему исследования социально - психологических факторов профессиональной социализации работающих студентов
Процесс социализации является предметом исследования в различных научных дисциплинах. В частности, изучением процесса социализации занимаются психология, социальная психология и социология. В рамках каждой научной дисциплины внимание уделяется различным аспектам социализации, и акцент внимания связан со спецификой конкретной науки. Кратко фокус внимания каждой дисциплины относительно изучения процесса социализации можно охарактеризовать следующим образом:
1. В психологии предметом рассмотрения являются преимущественно механизмы деятельности и освоения нового опыта, в том числе на разных стадиях жизненного цикла. Психология акцентирует внимание на том, что в процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований, как личность и самосознание.
2. В социальной психологии изучаются социализирующие функции непосредственного окружения и межличностных отношений. Таким образом, акцент внимания переносится с особенностей функционирования психологических структур индивида на особенности социальной среды, воздействующие на процесс его социализации. Тем не менее, социализация также рассматривается как психологический процесс, поскольку интерес сосредоточен именно на преломлении, отражении социальной среды в психике индивида. Если в общей психологии речь идет преимущественно о внутренних психологических структурах индивида как таковых, то в социальной психологии - о социальном содержании этих структур [15, c.78].
Для обеих указанных дисциплин характерно, что при изучении процесса социализации на одном полюсе стоят авторы, рассматривающие человека как биологическое существо, которое лишь приспосабливает врождённые формы поведения, инстинкты и т.п. к условиям существования в обществе, на другом - учёные, которые видят в личности лишь пассивный продукт социальных влияний. Социально-психологические концепции чаще придерживаются второй позиции (с той или иной степенью радикализма).
3. Для социологии интерес представляет, прежде всего, соотношение процессов и институтов социализации в социальной системе. Социология обращает особое внимание на то, что в процессе социализации происходит усвоение принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля. Т.е. здесь внимание, как правило, акцентируется не на индивидуальных особенностях, а на самих социальных структурах, нормах, формах поведения и т.п., а также на механизмах их распространения. Отдельный индивид также может являться объектом рассмотрения, но в социологии он будет выступать в абстрактной форме, как носитель определенных социальных качеств.
Несмотря на отмеченные различия между психологией, социологией и социальной психологией, во всех дисциплинах социализация понимается преимущественно как процесс усвоения индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Признается, что социализация включает как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование [11, c.30].
Помимо междисциплинарных различий, существуют различия в исследовании социализации, связанные с принадлежностью исследователей к тому или иному направлению, к определенной научной школе. Ниже представлены основные моменты, позволяющие охарактеризовать особенности изучения процесса социализации (в т.ч. и профессиональной социализации) в рамках ведущих социологических и социально-психологических направлений. Концепции, носящие общепсихологический характер, здесь не рассматриваются, т.к. тематика данного исследования предполагает изучение процесса профессиональной социализации с точки зрения его специфики как процесса социально обусловленного, т.е. требующего изучения с точки зрения концепций, принципиально учитывающих факт, что личность является продуктом социальной среды. Проблема глубинного исследования индивидуально-психологических структур и механизмов социализации в рамках данного исследования не ставилась.
В рамках социологических теорий, условно относимых к парадигме социального действия, на наш взгляд, имеет смысл коснуться проблемы социализации в классической теории Макса Вебера, а также рассмотреть процесс социализации исходя из результатов пересмотра теории Вебера Юргеном Хабермасом. Исключение представляет собой концепция Л.С. Выготского, которая изначально предполагает ключевую роль социальной среды в формировании личности [6, c.37].
В советское время значительную роль в формировании культуры труда играла идеология. В иерархии Гражданин, Семьянин, Работник и Личность первое место занимала роль Работника, поскольку можно сказать, что труд был стержнем всей системы ценностей. В обществе существовал идеальный образ Работника. Однако существование такого образа отнюдь не тождественно интериоризации ценностей, связанных с образом Советского Работника, и таким образом стремления соответствовать ему.
С развалом СССР исчезла господствующая идеология. На ее месте возник вакуум, т.к. нельзя считать заменой идею бесконечного обогащения любой ценой. Без прежней идеологической базы культура труда трансформировалась, но не исчезла. Заменой этой базы стали представления о западных и о дореволюционных российских образцах. Однако, до сих пор одной из доминант остались аспекты советской культуры труда. Возможно, это является причиной того, что клиентоориентированность, которая является нормой для западного общества, так сложно приживается в России: в СССР удовлетворенность клиента не фигурировала среди критериев оценки качества работы [4, c.41].
Таким образом, не сложилось привычки воспринимать клиента, потребителя как ориентир в своей трудовой деятельности. Несмотря на весь консерватизм, культура труда не остается неизменной: с каждым новым поколением привносится что-то новое. Но и каждое новое поколение усваивает уже сложившуюся культуру труда, социализируется.
В первую очередь, первостепенную роль в социализации молодых специалистов, играют следующие факторы: это институт семьи, который готовит ребенка к выходу во взрослую самостоятельную жизнь; в семье закладывается определенное отношение к труду (например, труд как ценность); родители - первый и основной образец поведения. Именно благодаря этому возникают семейные династии актеров, врачей, ювелиров.
Несомненно, кроме того что человек с детства погружен в атмосферу той или иной профессиональной деятельности, узнает какие-то профессиональные секреты, он усваивает от родителей «профессиональный кодекс», этические принципы предпринимателя, преподавателя, ученого. Поэтому вызывают уважение и пользуются кредитом доверия компании, представляющие собой семейный бизнес и обладающие при этом солидной историей. Репутация в данном случае коррелирует с высокой культурой труда.
Важными трансляторами культуры труда являются СМИ и кинофильмы: они способствуют формированию представлений в первую очередь, о том, что является основным источником средств к существованию, насколько важна работа в жизни. СМИ показывают наборы стратегий поведения (какие-то чаще, какие-то реже, какие-то не показывают вообще), тем самым делая популярным какой-то один/несколько. Так, в начале 1990-х не популяризировались ценности честного труда - в большем почете были бандитские «ценности»; криминальная «культура». В настоящее время картина постепенно меняется, но все же остается тенденция показывать роскошную жизнь, не показывая при этом тех усилий, той работы, которыми все было заработано. Таким образом, зрителей ориентируют на легкие пути получения денег: не столько зарабатывания, сколько именно получения [8, c.153].
Третьим фактором можно назвать образование (школа, техникум, ПТУ, ВУЗ). Согласно П. Бурдье, именно высшее образование является основным институтом воспроизводства, понимаемого в узком смысле, а именно как передачи, переработки и усвоения тех ценностей - элементов символического капитала - которые помогают индивиду достичь лучшего положения в обществе и таким образом получить доступ к ресурсам, благам. Т.Е. ВУЗы транслируют те или иные нормы и ценности, формируют аспекты культуры труда среди студентов - будущих специалистов.
По сути, обучение в ВУЗе уже во многом рассчитано на автономную, взрослую личность. Получение высшего образования - это приобретение и профессиональных знаний, и навыков учиться, т.е. ВУЗ приучает студента к труду, прививает определенную культуру труда. В каждом ВУЗе, на каждом факультете и кафедре существует свой набор приемлемых и неприемлемых стратегий поведения, информация о которых передается по неформальным каналам.
Часто играет важную роль основа обучения (бюджетная или коммерческая), степень коррумпированности образовательных учреждений. Платная форма может "развратить" студента, т.к. лишает его стимулов к учебе (сессию можно пересдать неоднократно, значительно снижаются шансы быть исключенным, стипендии нет в любом случае независимо от экзаменационных оценок). Взяточничество, в свою очередь, однозначно способствует формированию патологической культуры труда будущего специалиста, т.к. позволяет получать желаемое (в данном случае, хорошие оценки) без усилий. Студент не обретает привычки трудиться [8, c.64].
Итак, в кризисном, переходном обществе, каким является современная Россия, работа для студента вуза может выполнять несколько функций:
· Быть источником необходимого и дополнительного заработка, средств существования, поскольку прожить современному студенту на стипендию и резко сократившуюся по объемам помощь от родителей невозможно;
· Давать полезный практический опыт и новые (прежде всего, практические) знания, дополняя студентам процесс учебы в вузе, ускоряя процесс их профессионального становления и последующего трудоустройства;
· Знакомить студентов с условиями работы в различных организациях, помогая им формироваться как работникам, выбирать место постоянной работы после окончания учебы, заинтересовать собой работодателя.
Очевидность первой функции не вызывает сомнения, что же касается остальных, то они, конечно, имеют место, но степень их осознанности студентами, значимости для них - не ясны и требуют своего исследования. Не ясно также, насколько феномен работающего студента осознан агентами тех социальных институтов, в которых он прежде всего реализуется - высшей школы и рынка труда.
Сегодня работа для студента - получение практического профессионального опыта, новых знаний, недополученных в вузе и ускоряющих процесс профессионального становления и последующего трудоустройства; ознакомление с условиями работы в различных организациях, что помогает студентам формироваться как работникам, выбирать место постоянной работы после окончания учебы, заинтересовать собой работодателя. Для значительной части студентов работа - возможность самостоятельно зарабатывать деньги.
Сегодняшние студенты - завтрашние молодые специалисты; они будут адаптироваться на своем первом месте работы, впитывая ценности, нормы, образцы поведения, принятые в этой компании; но культура труда при этом будет накладываться не на чистый лист - благодаря ВУЗу индивид уже будет обладать некоторой культурой труда. Представляется вероятным, что разные ВУЗы транслируют разную культуру труда своим выпускникам. Наряду с подготовкой профессиональных, компетентных молодых специалистов, ВУЗам необходимо обратить пристальное внимание на культуру труда, которая формируется у выпускников.
Глава 2. Исследование проблемы профессиональной социализации работающих студентов
§ 1. Характеристика метода исследования
Изучив теоретические материалы исследования данной проблемы, мы предположили, что в студенческой среде действуют две группы мотивов поиска работы – материальная (помощь родителям либо независимость от родителей) и профессиональная (карьера).
Основным методом нашего исследования было выбрано анкетирование.
Анкетирование является письменной формой опроса, которая осуществляется, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях:
а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время,
б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.
Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.
Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.
Основным (но не единственным) инструментом этого метода является анкета, состоящая не только из опросного листа и "паспортички", но и из преамбульно-инструктивного раздела. Значимость последнего нельзя недооценивать, т.к. в условиях заочного общения с респондентом преамбула - единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говориться о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.
Главная часть анкеты (опросный лист) разрабатывается не только на основе общих требований к опросу, но и с учетом ряда дополнительных соображений.
Была составлена программа исследования, включающая следующие этапы работы:
1. Изучение литературы и существующих отчетов о проведенных исследованиях проблемы и социальные характеристики работающих студентов в социологии;
2. Составление программы исследования по заданным характеристикам;
3. Проведение анкетного опроса работающих студентов.
4. Обработка и анализ данных, формулирование выводов.
§ 2. Анализ результатов исследования
В социологическом исследовании приняло участие 50 человек (29 женщин и 21 мужчина). Все они являются студентами дневного отделения экономического факультета МАРГТУ (рис.1).
Рис.1. Работающие студенты, принявшие участие в анкетировании
Большинство из них (36%) обучаются на 5 курсе (рис.2).
Рис. 2. Процентное соотношение работающих студентов и курсов вуза
Только 26% получает стипендию, но многие студенты не совсем удовлетворены ею (рис. 3).
Рис. 3. Удовлетворенность студентов размерами получаемой стипендии
62% опрошенных живут с родителями, постоянно получают от них материальную поддержку, 16% студентов живут в общежитии, 22% снимают жилье. Совсем не получают материальную поддержку от родителей 4% работающих студентов (рис. 4 и 5).
Рис.4. Проживание студентов
Рис. 5. Процентное соотношение студентов, получающих материальную поддержку родителей
Преобладающее число студентов дневного отделения (84%) работают. Из них 10% работают постоянно, 74% иногда подрабатывают. 78% хотят найти хорошую работу.
В большей мере их подталкивает к поиску работы желание иметь свои собственные деньги (36%) и необходимость материальной поддержки родителей (30%), а так же работа позволяет устанавливать контакты и налаживать связи, которые могут пригодиться в будущем (22%). Большинство подрабатывает во время семестра (54%). Они работают продавцами, курьерами, официантами, распространителями (рис.6).
Рис.6. Профессии работающих студентов
Среди этих причин, которые заставляют студентов работать, для опрошенных наиболее важными являются: необходимость платить за учёбу (30%), желание иметь собственные деньги (22%); желание улучшить материальное положение своей семьи (22%); работа, как способ обретения независимости от родителей (8%) (рис. 7).
Рис. 7. Причины, побуждающие студентов работать
Из-за работы 26% студентов-дневников в течение семестра попускали занятия, 22% считают, что работа мешает их учебе, 36% признают, что могли бы учиться лучше, если бы не работали. Однако 94% студентов уже знают, где будут работать после окончания вуза.
Полученные данные мы занесли в таб.1 для дальнейшего анализа.
Таб. 1. Результаты анкетирования работающих студентов
№ |
Данные опроса |
% |
1 |
знают, где будут работать после окончания вуза |
94% |
2 |
работают |
84% |
3 |
хотят найти хорошую работу |
78% |
4 |
иногда подрабатывают |
74% |
5 |
живут с родителями и постоянно получают от них материальную поддержку |
62% |
6 |
подрабатывает во время семестра |
54% |
7 |
хотят иметь свои собственные деньги |
36% |
8 |
могли бы учиться лучше, если бы не работали |
36% |
Полученные результаты мы наглядно отразили в диаграмме на рис. 8.
Рис.8. Анкетирование работающих студентов
Итак, мы видим, что большинство работающих студентов знают уже сейчас, где они будут работать после окончания вуза. Не смотря на это, многие из них хотят найти хорошую работу.
Большинство работающих студентов живут с родителями и получают от них материальную поддержку, в то же время больше половины из них хотят иметь свои собственные деньги, чтобы не зависеть от родителей материально.
Таким образом, по итогам проведенного исследования, мы пришли к выводу, что в студенческой среде действуют две группы мотивов поиска работы – материальная (независимость от родителей) и профессиональная (карьера).
Заключение
Итак, в последнее время чрезвычайно актуальной становится проблема работающих студентов. Из студентов, занятых на регулярной работе во время учебы в ВУЗе через сравнительно небольшой промежуток времени, вполне может сформироваться полноценный работник, обладающий преимуществами по сравнению, как с не работавшим выпускником ВУЗа, так и с работником без высшего образования.
На сегодняшний день, работа для студента - получение практического профессионального опыта, новых знаний, недополученных в вузе и ускоряющих процесс профессионального становления и последующего трудоустройства; ознакомление с условиями работы в различных организациях, что помогает студентам формироваться как работникам, выбирать место постоянной работы после окончания учебы, заинтересовать собой работодателя. Для значительной части студентов работа - возможность самостоятельно зарабатывать деньги.
Изучив теоретические материалы исследования данной проблемы, мы предположили, что в студенческой среде действуют две группы мотивов поиска работы – материальная (помощь родителям либо независимость от родителей) и профессиональная (карьера).
Данные опроса показали, что преобладающее число студентов дневного отделения работают. В большей мере их подталкивает к поиску работы желание иметь свои собственные деньги и необходимость материальной поддержки родителей, а так же работа позволяет устанавливать контакты и налаживать связи, которые могут пригодиться в будущем. Большинство подрабатывает во время семестра. Они работают продавцами, курьерами, официантами, распространителями.
Большинство работающих студентов знают уже сейчас, где они будут работать после окончания вуза. Не смотря на это, многие из них хотят найти хорошую работу.
Большинство работающих студентов живут с родителями и получают от них материальную поддержку, в то же время больше половины из них хотят иметь свои собственные деньги, чтобы не зависеть от родителей материально.
Таким образом, по итогам проведенного исследования, мы пришли к выводу, что в студенческой среде действуют две группы мотивов поиска работы – материальная (независимость от родителей) и профессиональная (карьера). Что подтверждает нашу гипотезу.
Цель работы достигнута, задачи, стоящие в начале исследования, достигнуты.
Результаты исследования позволяют сформулировать практические рекомендации, которые могут быть использованы руководством вузов, студенческими советами, а также фирмами, работающими в направлении трудоустройства студентов.
1. Проблема трудоустройства студентов на работу по специальности актуальна во всех вузах и на всех факультетах. Однако в каждой конкретной ситуации наиболее эффективными окажутся разные меры.
2. Руководство вузов и факультетов должно учесть необходимость адаптации учебных программ некоторых факультетов (прежде всего - экономических) с тем, чтобы приблизить их к потребностям современного рынка. Коррекция, очевидно, должна осуществляться за счет увеличения социологической части (методы сбора и анализа массовой информации).
3. В случае попыток реализации коммерческих программ по поиску работы для студентов необходимо учитывать, что сами студенты вряд ли смогут оплачивать услуги агентств, так как труднее всего устроиться как раз выходцам из средне- и малообеспеченных семей. Следует рассмотреть возможности оплаты услуг по трудоустройству фирмами – работодателями. Это широко используемая практика в развитых странах. Однако, перспективы ее применения в наших условиях требуют специальных исследований.
Список литературы
1. Берковец Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.-Спб.: прайм-Еврознак, 2001. -367с.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по социальной работе- СПб.: Питер Ком, 2007. - 598 с.
3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Социальная работа. - Спб.: Питер, 2007. -380с.
4. Голенкова З.Т. Динамика социокультурной трансформации в России // Социс. 2008. № 10. С.40-42.
5. Журнал Социологические исследования. (Социс) Подшивка за 2008 г.
6. Зубок Ю.А. Исключение в исследовании проблем молодежи // Социс. 2008. № 8. С.37-39.
7. Ильина С.В. К проблеме экспериментального исследования паттернов детско - родительских отношений взрослого пациента (тезисы доклада).// Международная конференция памяти А.Р.Лурии, тезисы докладов. М., МГУ, 2007.-369с.
8. Караваева В.А. Социальный портрет учащейся молодежи. М. 2001. -380с.
9. Клипенштейн Т. Проблема молодежной занятости в современных условиях. М. 2000. -284с.
10. Курачова И.В. «Сексуальное насилие в семье».// «Семейная психология», №1.- 2007.-279с.
11. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений // Социс. 2008. № 5. С.30-32.
12. Меренков А.В. Жизненные ориентиры студенчества. // Социс. 2008 № 12. С.28-31.
13. Орлов А.В. Психологическое насилие в семье - определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи/Психолог в детском саду №3-4.С.48-51.
14. Осипов П.Н. Студент средней профессиональной школы // Социс 2008. № 11. С.12-15.
15. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. - М.: Инфра-М, 2007. - 368 с.
16. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной работе. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 528 с.
17. Российская молодежь: десять главных проблем. Материалы исследования Научно - исследовательского центра при Институте молодежи. 2007. -279с.
18. Руководство по предотвращению насилия над детьми / Под ред. Н.К. Асановой.-М.: Владос, 2007.-364с.
19. Сергеев С.А. К вопросу о классификациях и некоторых особенностях молодежных субкультур России // Социальное знание: формации и интерпретация. Материалы международной научной конференции. Казань 2006.-390с.
20. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы социальной работы.-М.: Школа-Пресс, 2005. - 384с.
21. Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики/ Отв. ред. В.Т.Лисовский. М., 2004.-360с.
22. Социальная работа глазами студентов: Межвузовский студенческий семинар «Школы профессионального материнства» / Составитель-редактор С.В. Колков. - М.: Социально-технический институт ГАСБУ, 2008. - 204с.
23. Справочное пособие по социальной работе / Л.С. Алексеева, П. В. Бобкова и др.; Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2007. - 168с.
24. Циркин С.Ю. (общая редакция) Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста - СПб.: Издательство «Питер», 2007. - 752с.
25. Черепанова Е.М. Социальная работа.-М.: Академия, 2007.-379с.
26. Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. Семейная психотерапия- СПб.: Питер, 2000.-360с.
Приложение 1.
Анкета
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!
Предлагаю Вам ответить на вопросы анкеты. При ответе на вопросы анкеты Вам просто необходимо отметить наиболее подходящий, на Ваш взгляд, вариант ответа (например, обвести кружком цифру ответа) или написать ответ словами или цифрами, где это указано.
Я полностью гарантируем тайну Вашего ответа. Результаты данного исследования будут использованы только в обобщенном виде.
Заранее благодарим за Ваш труд!
1. Ваш пол?
2. Ваш возраст?
3. Ваш курс обучения?
4. Получаете ли вы стипендию?
5. Удовлетворены ли Вы размером получаемой стипендии?
6. Вы живете….
7. Какое образование у Ваших родителей?
8. Получаете ли Вы от родителей материальную поддержку?
9. Как бы Вы оценили нынешнее материальное положение Вашей семьи?
10. Работаете ли вы?
11. Хотели бы вы найти работу?
12. Что вас подталкивает к поиску работы?
13. Вы обычно подрабатываете…
14. Кем Вы работаете?
15. Как вы нашли работу?
16. Скажите, пожалуйста, какие из перечисленных ниже причин для Вас являются наиболее важными в решении совмещения учебы и работы? (можете отметить несколько вариантов)
Желание улучшить материальное положение своей семьи-
Желание приобрести опыт по будущей специальности-
Необходимость платить за учебу -
Работа как способ собственной самореализации -
Желание иметь свои личные деньги -
Работа, как способ обретения независимости от родителей -
Желание иметь расширить свой круг общения -
Заработать необходимые деньги для оплаты жилья -
Другое -
Затрудняюсь ответить -
17. Приходилось ли вам пропускать учебные занятия из-за работы?
18. Тяжело ли вам совмещать работу с учебой?
19. Считаете ли вы, что могли бы учиться лучше, если бы не необходимость работать?
20. Вы уже знаете, где будете работать после окончания вуза?
Приложение 2.
Результат анкетирования студентов дневного отделения МАРГТУ
В анкетировании приняло участие 50 человек.
1. Ваш пол? Муж. - 21 Жен. - 29
2. Ваш возраст?
18-19 – 9 чел.
19-20 – 11 чел.
20-21 – 12 чел.
21-22 – 18 чел.
3. Ваш курс обучения?
II – 9 чел.
III - 11 чел.
IV – 12 чел.
V – 18 чел.
4. Получаете ли вы стипендию? Да – 13 Нет – 37
5. Удовлетворены ли Вы размером получаемой стипендии? (13 чел)
Нет – 7
Не очень – 4
Да, удовлетворен - 2
6. Вы живете….
С родителями – 31
В общежитии – 8
Снимаю жилье – 11
7. Какое образование у Ваших родителей?
Среднее профессиональное – 10
Среднее специальное – 2
Высшее - 38
8. Получаете ли Вы от родителей материальную поддержку?
Получаю постоянно – 44
Получаю время от времени – 4
Совсем не получаю – 2
9. Как бы Вы оценили нынешнее материальное положение Вашей семьи?
Денег не хватает даже на самые необходимые продукты – 2
Все деньги расходуются на продукты и покупку необходимых недорогих вещей – 5
В основном денег хватает, но приобретение товаров длительного пользования для нас затруднительно – 27
Живем обеспеченно, но осуществить некоторые покупки пока не в состоянии – 16
Можем позволить себе практически все - 0
10. Работаете ли вы?
Работаю постоянно – 5
Подрабатываю иногда – 37
Не работаю - 8
11. Хотели бы вы найти работу?
Да – 39
Нет – 11
12. Что вас подталкивает к поиску работы?
Желание иметь свои собственные деньги – 18
Работа позволяет устанавливать контакты и налаживать связи, которые могут пригодиться в будущем – 15
Необходимость материальной поддержки родителей – 11
Стремление к самореализации – 6
13. Вы обычно подрабатываете
На каникулах – 22
Во время семестра – 28
14. Кем Вы работаете?
Продавцом-консультантом – 7
Курьером – 11
Официантом – 5
Распространителем – 24
По будущей специальности – 3
15. Как вы нашли работу?
Помогли родители – 6
Подсказали друзья – 9
Через газетное объявление – 22
Через объявление на улице – 13
16. Скажите, пожалуйста, какие из перечисленных ниже причин для Вас являются наиболее важными в решении совмещения учебы и работы? (можете отметить несколько вариантов)
Желание улучшить материальное положение своей семьи- 11
Желание приобрести опыт по будущей специальности- 2
Необходимость платить за учебу - 15
Работа как способ собственной самореализации - 5
Желание иметь свои личные деньги - 11
Работа, как способ обретения независимости от родителей - 4
Желание иметь расширить свой круг общения - 2
17. Приходилось ли вам пропускать учебные занятия из-за работы?
Да – 13
Нет – 37
18. Тяжело ли вам совмещать работу с учебой?
Да – 22
Нет - 20
19. Считаете ли вы, что могли бы учиться лучше, если бы не необходимость работать?
Да – 18
Нет – 32
20. Вы уже знаете, где будете работать после окончания вуза?
Да – 12
Нет - 48