ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Московский государственный университет
путей сообщения (МИИТ)
Институт транспортной техники и организации производства (ИТТОП)
Кафедра «Менеджмент»
Курсовой проект
по дисциплине
«НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ»
на тему:
«Факторы, влияющие на эффективность учебного процесса в Туп-312 МИИТ г. Москва» (Метод исследования: Анкетирование)
Выполнил:
Принял: к.фс.н., доц. Черняева Г.В.
МОСКВА 2009
1.1 Анализ актуальности темы.
Тема актуальна тем, что в настоящее время при получении диплома о высшем образовании некоторый процент выпускников, является:
-Специалистами, не желающими работать по своей специальности;
-Специалистами, не находящими работу по специальности;
-Специалистами, не имеющими достаточной квалификации в своей области.
1.2 Описание социальных фактов.
Большинство студентов пришли в вузы по профессиональным мотивам — чтобы получить специальность, а затем и привлекательную работу и сделать карьеру. Но по окончанию высших учебных заведений перед выпускниками встает ряд вопросов о своем трудоустройстве и дальнейшей работы по специальности.
«Оценка картины реального трудоустройства выпускников российских вузов».[1]
ВУЗ |
Занятость по специальности |
Средняя зарплата работающих по специальности |
Средняя зарплата работающих не по специальности |
Индекс вариации зарплат |
||||
МИИТ (Московский государственный университет путей сообщения) |
45-60% |
40 000 - 50 000 руб. |
40 000 - 50 000 руб. |
1.00 (Отношение средней зарплаты работающих не по специальности к средней зарплате работающих по специальности
|
По данным, которые были получены по МИИТу за 1991-2001 год видно, что процент студентов, не работающих по своей специальности, варьируется от 40-55%.
«Насколько вы уверенны, что будущая работа будет связана с выбранной специальностью?»[2]
«По диаграмме видно, что 69 % (53 % — «скорее да» + 16 % — «да, бесспорно») студенты связывают свою судьбу с выбранной профессией, однако при этом каждый третий после окончания учебного заведения не собирается работать по специальности (18 % — «скорее нет» + 13 % — «совершенно не уверен»)».[3]
1.3 Выявление социальных противоречий.
Ученые имеют различные представления о эффективности учебного процесса. В ряде современных источников литературы представлены противоположные мнения о эффективности учебного процесса.
«Одним из путей эффективности учебного процесса является его интенсификация, то есть превращение учебной деятельности в такой процесс, при котором происходит усвоение максимального количества учебной информации при наименьших затратах энергии со стороны обучающихся и в максимально короткие сроки».[4]
«С точки зрения эффективности учебного процесса огромное значение имеет функция обратной связи, позволяющая гибко реагировать на вероятные недостатки учебного процесса. Среди наиболее распространенных проблем можно выделить следующее: 1.Недостатки информационного обеспечения учебного процесса. Оказалось, что студенты слабо информированы о количестве учебных пособий, находящихся в библиотеке. 2.Недостатки материально-технического обеспечения учебного процесса 3.Недостатки квалификации преподавательского состава. Достаточно обоснованной критике подверглись отдельные преподаватели и их методы преподавания. 4. Недостатки расписания, учебного плана, проведения экзаменационной сессии и т.п.».[5]
1.4 Постановка проблем опроса.
Выпускники ВУЗов получившие высшее образование не работают по своей специальности и с течением времени (3 года) они теряют свою эффективность, как специалисты.
1.5 Определение и формулировка цели.
Цель: Выявить мнение респондентов на эффективность учебного процесса при помощи анкетирования. Сформулировать рекомендации по улучшению учебного процесса в группе туп-312.
1.6 Задачи.
-Сформулировать опросник ;
-Проведение анкетирования;
-Анализ результатов;
-Составление рекомендаций по улучшению студентам группы Туп-312.
1.7 Краткое описание объекта опроса.
Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), группа по управлению персонала туп-312 очной формы обучения 2009 год. Дата обучения: 1.09.2007-1.07.2012
1.8 Определение и обоснование типов выборки.
Тип выборки: Сплошная
1.9 Операционализация основных понятий.
Фактор - (нем. Faktor, от лат. factor – делающий, производящий), причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты.[6]
Учебный процесс- система организации учебно-воспитательной деятельности, в основе которой – органическое единство и взаимосвязь преподавания и учения; направлен на достижение целей обучения и воспитания. Определяется учебными планами, учебными программами, а также планами воспитательной работы соответствующих учебных заведений, включает все виды обязательных учебных занятий (уроки, лекции, семинары, лабораторные занятия, учебную и производственную практику) и внеклассной (внеаудиторной) работы учащихся.[7]
Психологический фактор-
Экономический фактор-
Социальный фактор-
Организационный фактор-
1.10 Описание основных методов и технических приемов, которые предполагается использовать в данном опросе.
Метод исследования - анкетирование.
1.11 Обоснование выбора методов.
№№ п/п |
Используемый метод исследования |
Тип метода |
Предмет исследования |
Исследуемый признак |
Применяемые методики эмпирического измерения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Анкетирование |
Письменное анкетирование |
Факторы, влияющие на эффективность учебного процесса |
|
|
Обоснование метода |
Тип обоснования метода |
Степень обоснованности |
Принципы применения метода |
Примечания |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
|
|
|
1.12 Выдвижение рабочей гипотезы.
№№ п/п |
Формулировка гипотезы |
Тип гипотезы |
Обоснование гипотезы |
Условия верификации |
Условия фальсификации |
Примечания |
||||||||||||||||||||
Вид |
Степень |
|||||||||||||||||||||||||
1 |
На эффективность учебного процесса на 40% влияет психологический фактор. |
Экспертная |
Эмперическая |
|
Если в 11 и более анкетах варианты ответов будут одинаковы на вопросы. |
Если будет менее 11 анкет с ответами. |
Варианты ответов для верификации
|
1.13 Каталог вопросов
1) Влияние совместного время препровождения группы:
А) Положительное;
Б) Отрицательное.
2) Ваше отношение к совместному времени препровождению группы?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Как Вы поступите, если у Вас попросили помощи одногруппник/ одногруппница:
А) Если я знаю, то обязательно помогу всем;
Б) Никому помогать не буду;
В) Помогу только тем с кем общаюсь;
Г) Помогу, если человек не злоупотребляет помощью одногруппников;
Д ) Другое.___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Как Вы думаете, отношения в группе влияют на успеваемость группы в целом:
А) Да;
Б) Нет;
В) Никогда не задумывал (-ась\-ся).
5) Защита курсовых работ/ проектов Вам дается легче, когда:
А) Отношения с преподавателем «легкие» ;
Б) Рядом с Вами ваша группа;
В) Другое.___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
6) В случае не понимания пройденного материала, Вы подойдете к преподавателю?
А) Да;
Б) Нет.
Аргументируйте свой ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7) Как Вы считаете, Ваш интерес к дисциплине зависит от преподавателя?
А) Да;
Б) Нет.
Аргументируйте свой ответ. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8) Вам интересно ходить на пару, где преподаватель:
А) К теоретическим знаниям прилагает практический опыт из жизни;
Б) Просто дает одну теорию;
Г) Где вы сами получаете знания;
В) Другое.___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
9) Вам интересней дисциплины:
А) Где нужно что-то считать;
Б) Где нужно понимание человеческой сущности;
В) Где рассматриваются организация в целом;
Г) Где рассказывается о нашей профессии;
Д) Другое.___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
10) По Вашему личному мнению, эффективность образования зависит только от студента?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11) Ваше настроение влияет на Вашу активность на парах?
А) Да;
Б) Нет.
12 и 13) Как Вы считаете, взаимоотношения с преподавателем зависят на сдачу…
Варианты ответов: |
Зачета |
Экзамена |
А) Да |
||
Б) Нет |
||
В) Свой вариант ответа |
____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ |
____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ |
14) Как Вы предполагаете, важен ли «позитивный» психологический климат в группе?
А) Да, безусловно, важен;
Б) Нет, мне не важно, что происходит в группе.
15) Как Вы считаете, какой из факторов имеет наибольшее и наименьшее значение для эффективности учебного процесса?
Факторы |
Ранг |
Психологический (отношения в группе, отношения с преподавателем и др.) |
|
Экономический (оплата обучения, оплата общежития) |
|
Организационный (посещение лекций/практик, сдача сессии и др.) |
|
Социальный (Выплата стипендии, предоставление общежитий и др.) |
|
( 4-для наиболее важного фактора;1- для наименее важного фактора)
16) Как Вы считаете, какое образование эффективней платное или бюджетное:
А) Платное;
Б) Бюджетное;
В) Оба.
Аргументируйте свой ответ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17) Важна ли своевременная оплата обучения?
А) Да;
Б) Нет;
В) Меня это не касается.
18) Как Вы считаете, поощрения университета за хорошую учебу в виде стипендии - хорошо?
А) Да;
Б) Нет;
В) Мне все равно.
19) Как Вы думаете, выплата стипендии для студентов платной формы обучения повысила бы их успеваемость?
А) Да;
Б) Нет;
В) Ваш вариант ответа._________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
20) Предоставление университетом общежитий для студентов, не проживающих в Москве и в области - это:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
21) Предоставление материальной помощи «нуждающимся» говорит о:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
22) Какой опыт, Вы получили от прохождения летней практики?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
23)Как Вы думаете, прохождение практики важно для студентов?
А) Да, я считаю это важно;
Б) Нет, я считаю это совершенно не обязательным;
В) Прохождение практики должно зависеть от желания студента.
24 и 25)Вы чаще всего отсутствуете на… :
Варианты ответов: |
Лекцие |
Практике |
А)По болезни |
||
Б) Просыпание |
||
В) Можно прогулять |
||
Г) Другое( Написать свою причину) |
_____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ |
_____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ ____________________________ |
26) Вы, как правило, стараетесь ответить на занятиях для:
А) Демонстрирования знаний;
Б) Возможность получение автомата;
В) Повышение бала в промежуточной аттестации;
Г) Другое (Написать свою причину).
_____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
27) Что для Вас лично, значит промежуточная аттестация:
А) Показатель вашей успеваемости в группе;
Б) Показатель вашей посещаемости и ваших знаний;
В) Другое (Написать свою причину ) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
28) Сдача сессии на 4 и 5 для Вас показатель Вашей:
А) Активности на парах;
Б) Знаний;
В) Стараний;
Г) Другое.____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
29) На Ваш взгляд, что мешает Вашим одногруппникам сдавать сессию на 4 и 5?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
30) Представьте, Вы окончили университет и получили диплом. Вы хотели бы работать по своей профессии:
А) Да;
Б) Нет;
В) Пока не знаю;
Г) Никогда не задумывался.
31) Как Вы считаете, по какой причине процент выпускников не работает по своей специальности?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
32) Где бы хотели работать после окончания университета?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
33) Почему вы выбрали специальность «Управление персоналом»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
34) Вы считаете специальность «Управление персоналом»- престижной (как будущая профессия)?
А) Да;
Б) Нет.
Аргументируйте свой ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
35) В случае не понимания пройденного материала, Вы обратитесь за помощью к одногруппников?
А) Да;
Б) Нет.
Если вариант ответа «да», то к кому.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
1.14. Опросный лист
[1]Центр маркетинговых и социологических исследований Кадрового Дома «СуперДжоб» создал новый проект - Рейтинг вузов SuperJob. Исследование 2007 года по данным с 1991 по 2001г.
http://www.ubo.ru/analysis/?cat=146&pub=1884 (1.12.2009 21:50)
[2] Результатам исследования «Общественная оценка профессиональных качеств выпускников вузов как претендентов на рынке труда» эксперты независимого рейтингового агентства «РейтОР».Исследование 2008 года.
http://www.sre.mnoga.ru/sre0391/sre0391.htm (2.12.2009 г. 13:20)
[3] Тоже самое, что и 2.
[4] Магала И.И.Материалы XII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону».Том второй. Общественные науки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2008. 194 с.
© Северо-Кавказский государственный технический университет, www.ncstu.ru
[5] Быков И.А., «Международная научно- методическая конференция» Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. Бояч-Бруевич. Copyright , 2005
[6] http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00023/47800.
М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер. (2.12.2009 г. 13:25)
[7] http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00023/43653.
М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер. (2.12.2009 г. 13:28)