ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Московский государственный университет

путей сообщения (МИИТ)

Институт транспортной техники и организации производства (ИТТОП)

 

Кафедра «Менеджмент»


Курсовой проект

по дисциплине

«НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ»


на тему:

«Факторы, влияющие на эффективность учебного процесса в Туп-312 МИИТ г. Москва» (Метод исследования: Анкетирование)

 

Выполнил:

Принял: к.фс.н., доц. Черняева Г.В.


МОСКВА 2009


1.1  Анализ актуальности темы.


Тема актуальна тем, что в настоящее время при получении диплома о высшем образовании некоторый процент выпускников, является:

-Специалистами, не желающими работать по своей специальности;

-Специалистами, не находящими работу по специальности;

-Специалистами, не имеющими достаточной квалификации в своей области.


1.2  Описание социальных фактов.

Большинство студентов пришли в вузы по профессиональным мотивам — чтобы получить специальность, а затем и привлекательную работу и сделать карьеру. Но по окончанию высших учебных заведений перед выпускниками встает ряд вопросов о своем трудоустройстве и дальнейшей работы по специальности.

«Оценка картины реального трудоустройства выпускников российских вузов».[1]

ВУЗ

Занятость по специальности

Средняя зарплата работающих по специальности

Средняя зарплата работающих не по специальности

Индекс вариации зарплат

МИИТ (Московский государственный университет путей сообщения)

45-60%

40 000 - 50 000 руб.

40 000 - 50 000 руб.

1.00

(Отношение средней зарплаты работающих не по специальности к средней зарплате работающих по специальности

(IVM=

Mn

)

Mc

По данным, которые были получены по МИИТу за 1991-2001 год видно, что  процент студентов, не работающих по своей специальности, варьируется от 40-55%.

«Насколько вы уверенны, что будущая работа будет связана с выбранной специальностью?»[2]

    #

«По диаграмме видно, что 69 % (53 % — «скорее да» + 16 % — «да, бесспорно») студенты связывают свою судьбу с выбранной профессией, однако при этом каждый третий после окончания учебного заведения не собирается работать по специальности (18 % — «скорее нет» + 13 % — «совершенно не уверен»)».[3]


1.3  Выявление социальных противоречий.

Ученые имеют различные представления о эффективности учебного процесса. В ряде современных источников литературы представлены противоположные мнения  о эффективности учебного процесса.

«Одним из путей эффективности учебного процесса является его интенсификация, то есть превращение учебной деятельности в такой процесс, при котором происходит усвоение максимального количества учебной информации при наименьших затратах энергии со стороны обучающихся и в максимально короткие сроки».[4]

«С точки зрения эффективности учебного процесса огромное значение имеет функция обратной связи, позволяющая гибко реагировать на вероятные недостатки учебного процесса. Среди наиболее распространенных проблем можно выделить следующее: 1.Недостатки информационного обеспечения учебного процесса. Оказалось, что студенты слабо информированы о количестве учебных пособий, находящихся в библиотеке. 2.Недостатки материально-технического обеспечения учебного процесса 3.Недостатки квалификации преподавательского состава. Достаточно обоснованной критике подверглись отдельные преподаватели и их методы преподавания. 4. Недостатки расписания, учебного плана, проведения экзаменационной сессии и т.п.».[5]


1.4  Постановка проблем опроса.

Выпускники ВУЗов получившие высшее образование не работают по своей специальности и с течением времени  (3 года) они теряют свою эффективность, как специалисты.

1.5  Определение и формулировка цели.

Цель: Выявить мнение респондентов на эффективность учебного процесса при помощи анкетирования. Сформулировать рекомендации по улучшению учебного процесса в группе туп-312.


1.6  Задачи.

-Сформулировать  опросник ;

-Проведение анкетирования;

-Анализ результатов;

-Составление рекомендаций по улучшению студентам группы Туп-312.


1.7  Краткое описание объекта опроса.


Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), группа по управлению персонала туп-312  очной формы обучения 2009 год.  Дата обучения: 1.09.2007-1.07.2012

1.8  Определение и обоснование типов выборки.

Тип выборки: Сплошная

1.9   Операционализация основных понятий.

Фактор - (нем. Faktor, от лат. factor – делающий, производящий), причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты.[6]

Учебный процесс- система организации учебно-воспитательной деятельности, в основе которой – органическое единство и взаимосвязь преподавания и учения; направлен на достижение целей обучения и воспитания. Определяется учебными планами, учебными программами, а также планами воспитательной работы соответствующих учебных заведений, включает все виды обязательных учебных занятий (уроки, лекции, семинары, лабораторные занятия, учебную и производственную практику) и внеклассной (внеаудиторной) работы учащихся.[7]

Психологический фактор-

Экономический фактор-

Социальный фактор-

Организационный фактор-

1.10          Описание основных методов и технических приемов, которые предполагается использовать в данном опросе.

Метод исследования - анкетирование.

1.11          Обоснование выбора методов.

№№

п/п

Используемый метод исследования

Тип метода

Предмет исследования

Исследуемый признак

Применяемые методики эмпирического измерения

1

2

3

4

5

6


Анкетирование

Письменное анкетирование

Факторы, влияющие на эффективность учебного процесса



Обоснование метода

Тип обоснования метода

Степень обоснованности

Принципы применения метода

Примечания

7

8

9

10

11






1.12          Выдвижение рабочей гипотезы.

№№ п/п

Формулировка гипотезы

Тип гипотезы

Обоснование гипотезы

Условия верификации

Условия фальсификации

Примечания

Вид

Степень

1

На эффективность учебного процесса на 40% влияет психологический фактор.

Экспертная

Эмперическая


Если в 11 и более анкетах варианты ответов будут одинаковы на вопросы.


Если будет менее 11 анкет с ответами.

Варианты ответов для верификации

№ Вопроса

Вариант ответа

2

А

3

А

4

А

5

А

8

А

10

∑От 40 баллов

16

А; А

17

А

1.13          Каталог вопросов

1) Влияние совместного время препровождения группы:

А) Положительное;

Б) Отрицательное.

2) Ваше отношение к совместному времени препровождению группы?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Как Вы поступите, если у Вас попросили помощи одногруппник/ одногруппница:

А) Если я знаю, то обязательно помогу всем;

Б) Никому помогать не буду;

В) Помогу только тем с кем общаюсь;

Г) Помогу, если человек не злоупотребляет помощью одногруппников;

Д ) Другое.___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Как Вы думаете, отношения в группе влияют на успеваемость  группы в целом:

А) Да;

Б) Нет;

В) Никогда не задумывал (-ась\-ся).

5) Защита курсовых работ/ проектов Вам дается легче, когда:

А) Отношения с преподавателем «легкие» ;

Б) Рядом с Вами ваша группа;

В) Другое.___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

6) В случае не понимания пройденного материала, Вы подойдете к преподавателю?

А) Да;

Б) Нет.

Аргументируйте свой ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7) Как Вы считаете, Ваш интерес к дисциплине зависит от преподавателя?

А) Да;

Б) Нет.

Аргументируйте свой ответ. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8) Вам интересно ходить на пару, где преподаватель:

А) К теоретическим знаниям прилагает практический опыт из жизни;

Б) Просто дает одну теорию;

Г) Где вы сами получаете знания;

В) Другое.___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

9) Вам интересней дисциплины:

А) Где нужно что-то считать;

Б) Где нужно понимание человеческой сущности;

В) Где рассматриваются  организация в целом;

Г) Где рассказывается о нашей профессии;

Д) Другое.___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

10) По Вашему личному мнению, эффективность образования зависит только от студента?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11) Ваше настроение влияет на Вашу активность  на парах?

А) Да;

Б) Нет.

12 и 13) Как Вы считаете, взаимоотношения с преподавателем зависят на сдачу…

Варианты ответов:

Зачета

Экзамена

А) Да

Б) Нет

В) Свой вариант ответа

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

14) Как Вы предполагаете, важен ли «позитивный» психологический климат в группе?

А) Да, безусловно, важен;

Б) Нет, мне не важно, что происходит в группе.

15) Как Вы считаете, какой из факторов имеет наибольшее и наименьшее значение для эффективности учебного процесса?

Факторы

 Ранг

Психологический (отношения в группе, отношения с преподавателем и др.)


Экономический (оплата обучения, оплата общежития)


Организационный (посещение лекций/практик, сдача сессии и др.)


Социальный (Выплата стипендии, предоставление общежитий и др.)


( 4-для наиболее важного фактора;1- для наименее важного фактора)

16) Как Вы считаете, какое образование эффективней платное или бюджетное:

А) Платное;

Б) Бюджетное;

В) Оба.

Аргументируйте свой ответ____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17) Важна ли своевременная оплата обучения?

А) Да;

Б) Нет;

В) Меня это не касается.

18) Как Вы считаете, поощрения университета за хорошую учебу в виде стипендии - хорошо?

А) Да;

Б) Нет;

В) Мне все равно.

19) Как Вы думаете, выплата стипендии для студентов платной формы обучения повысила бы их успеваемость?

А) Да;

Б) Нет;

В) Ваш вариант ответа._________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

20) Предоставление университетом общежитий для студентов, не проживающих в Москве и в области - это:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

21) Предоставление материальной помощи «нуждающимся» говорит о:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

22) Какой опыт, Вы получили от прохождения летней практики?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

23)Как Вы думаете, прохождение практики важно для студентов?

А) Да, я считаю это важно;

Б) Нет, я считаю это совершенно не обязательным;

В) Прохождение практики должно зависеть от желания студента.

24 и 25)Вы чаще всего отсутствуете на… :

Варианты ответов:

Лекцие

Практике

А)По болезни

Б) Просыпание

В) Можно прогулять

Г) Другое( Написать свою причину)

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

____________________________

26) Вы, как правило, стараетесь ответить на занятиях для:

А) Демонстрирования знаний;

Б) Возможность получение  автомата;

В) Повышение бала в промежуточной аттестации;

Г) Другое (Написать свою причину).

_____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

27) Что для Вас лично, значит промежуточная аттестация:

А) Показатель вашей успеваемости в группе;

Б) Показатель вашей посещаемости и ваших знаний;

В) Другое (Написать свою причину ) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

28)  Сдача сессии на 4 и 5 для Вас показатель Вашей:

А) Активности на парах;

Б) Знаний;

В) Стараний;

Г) Другое.____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

29) На Ваш взгляд, что мешает Вашим одногруппникам сдавать сессию на 4 и 5?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

30) Представьте, Вы окончили университет и получили диплом. Вы хотели бы работать по своей профессии:

А) Да;

Б) Нет;

В) Пока не знаю;

Г) Никогда не задумывался.

31) Как Вы считаете, по какой причине процент выпускников не работает по своей специальности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

32) Где бы хотели работать после окончания университета?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

33) Почему вы выбрали специальность «Управление персоналом»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

34) Вы считаете специальность «Управление персоналом»- престижной (как будущая профессия)?

А) Да;

Б) Нет.

Аргументируйте свой ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

35) В случае не понимания пройденного материала, Вы обратитесь за помощью к одногруппников?

А) Да;

Б) Нет.

Если вариант ответа «да», то к кому.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

1.14. Опросный лист




[1]Центр маркетинговых и социологических исследований Кадрового Дома «СуперДжоб» создал новый проект - Рейтинг вузов SuperJob. Исследование 2007 года по данным с 1991 по 2001г.

http://www.ubo.ru/analysis/?cat=146&pub=1884    (1.12.2009 21:50)

[2] Результатам исследования «Общественная оценка профессиональных качеств выпускников вузов как претендентов на рынке труда» эксперты независимого рейтингового агентства «РейтОР».Исследование 2008 года.

http://www.sre.mnoga.ru/sre0391/sre0391.htm  (2.12.2009 г.  13:20)


[3] Тоже самое, что и 2.

[4] Магала И.И.Материалы XII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону».Том второй. Общественные науки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2008. 194 с.

© Северо-Кавказский государственный технический университет, www.ncstu.ru

[5] Быков И.А., «Международная научно- методическая конференция» Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. Бояч-Бруевич. Copyright , 2005


[6] http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00023/47800.

М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер. (2.12.2009 г.  13:25)


[7] http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00023/43653.

М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер. (2.12.2009 г.  13:28)