Оглавление TOC \o "1-3" \h \z \u
Введение. PAGEREF _Toc248164493 \h 3 #
Глава 1. Предстартовые психологические состояния. PAGEREF _Toc248164494 \h 6 #
1.1. Особенности предстартовых психологических состояний спортсменов. PAGEREF _Toc248164495 \h 6 #
1.2. Механизмы возникновения предстартового эмоционального возбуждения PAGEREF _Toc248164496 \h 11 #
1.3. Психологическая подготовка спортсменов, занимающихся академической греблей. PAGEREF _Toc248164497 \h 17 #
Глава 2. Исследование предстартовых психологических состояний в академической гребле. PAGEREF _Toc248164498 \h 24 #
2.1. Методика и результаты исследования. PAGEREF _Toc248164499 \h 24 #
2.2. Решение выявленных проблем по регуляции предстартовых состояний. PAGEREF _Toc248164500 \h 27 #
Заключение. PAGEREF _Toc248164501 \h 32 #
Список использованной литературы.. PAGEREF _Toc248164502 \h 34 #
Введение
Актуальность. Спортивная деятельность, особенно соревновательная, отличается большой эмоциогенностью. Успешность выступления спортсменов на соревнованиях требует не только высокого уровня физической, технической, тактической подготовки, но и максимального напряжения психических функций, лежащих в основе психологической подготовленности спортсмена. Важно отметить, что именно психологический фактор играет решающую роль в напряженных поединках. В исследованиях ряда авторов указывается на высокую значимость психологической подготовки в достижении поставленной цели на соревновании.
В предсоревновательной подготовке спортсменов различных специализаций большая часть занятия уделяется физической и технической подготовке, индивидуализации тренировочного процесса. Другие авторы берут В за основу мотивацию спортсмена к соревнованию. В других работах рассматривается эмоциональный компонент психологической подготовки борцов к соревнованиям. Психологическая подготовленность спортсмена к соревнованию не ограничивается его мотивацией или эмоциональным состоянием, она включает в себя комплекс психологических характеристик, отражающих состояние спортсмена в целом. Поэтому психологическая подготовка спортсмена к соревнованию должна включать в себя комплексную диагностику составляющих психологической подготовленности спортсмена и их коррекцию с целью приведения спортсмена к оптимальному боевому состоянию.
Вопросы предстартового состояния спортсменов интересуют многих тренеров, физиологов и психологов спорта на протяжении длительного времени. Психические переживания спортсменов исключительно сложны и разнообразны, так как соревнования нередко требуют от них максимального напряжения в самых неблагоприятных условиях.
Положительное или отрицательное влияние предстартового состояния на спортивный результат зависит от степени возбуждения нервной системы спортсмена. Предстартовое состояние может выражаться в разных формах.
В нашей работе мы будем рассматривать предстартовое психологическое состояние спортсменов на примере академической гребли.
Академическая гребля относится к циклическим видам спорта. Академическая гребля очень сильно отличается от гребли на байдарке и каноэ: как по способу движения, так и по получаемым со стороны спортсмена нагрузкам. Академическая гребля — это один из немногих видов спорта в котором спортсмен задействует около 95 % мышц всего тела.
Являясь соревновательным видом спорта, академическая гребля относится к числу общеразвиваюших упражнений и одновременно может служить отличным средством активного отдыха для спортсменов, занимающихся другими видами спорта.
В то же время это массовый вид спорта, которым занимаются в оздоровительных целях. Академическая гребля очень популярна, особенно в форме водного туризма. Будучи преимущественно командным видом спорта, академическая гребля имеет большое воспитательное значение, благодаря чему занимает важное место в физвоспитании.
Цель исследования – провести анализ предстартовых психологических состояний спортсменов, занимающихся академической греблей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности предстартовых психологических состояний спортсменов.
2. Проанализировать механизмы возникновения предстартового эмоционального возбуждения.
3. Исследовать предстартовые состояния у спортсменов, занимающихся академической греблей.
4. Провести решение выявленных проблем по регуляции предстартовых состояний.
Объект исследования – основополагающие характеристики спортивной психологии.
Предмет исследования - определение предстартовых психологических состояний спортсменов.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И., Родионов А.В. и других.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, опрос, анкетирование.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Предстартовые психологические состояния
1.1. Особенности предстартовых психологических состояний спортсменов
Выделяя общие психологические особенности спортивных соревнований, необходимо иметь в виду, что на спортсменов влияет большое число разнообразных факторов - состав и поведение зрителей, действия судей, взаимодействия с тренерами, возникающие почти в каждом соревновании неожиданные ситуации и др. Эти факторы действуют хотя и ситуативно, однако могут оказывать и положительное и отрицательное психологическое влияние на спортсменов. Все это вместе взятое, характеризует спортивное соревнование как деятельность, протекающую в экстремальных условиях.
Чтобы такая деятельность была высокопродуктивной, каждый спортсмен должен быть подготовлен к ней во всех отношениях, особенно психологически.
Готовность к деятельности - широкое понятие. На современном уровне знаний ее можно рассматривать как многокомпонентную и многомерную структуру, характеризующуюся для каждой деятельности определенной совокупностью признаков. По определению Ю.Я.Киселева психическое состояние - это "интегральная характеристика человека в конкретный промежуток времени, отражающая доминирующие отношения и мотивы, качественное своеобразие и степень напряженности его переживаний, уровень функционирования его познавательных процессов, меру волевой активности и непроизвольной активации, точность и стабильность саморегуляции". В психологии спорта хорошо известны предстартовые состояния спортсменов - состояния боевой готовности, стартовой лихорадки, стартовой апатии. Понятия об этих состояниях являются общепринятыми и вошли не только в теорию и практику психологии спорта, но и физиологию, спортивную медицину, теорию и методику спортивной тренировки. Эти разновидности предстартовых состояний достаточно сложны по психологическим особенностям и физиологическим механизмам, однако выражены лишь эмоциональными реакциями спортсменов на предстоящие соревнования. Вместе с тем состояние психической готовности к деятельности, в частности к соревнованию, не может быть описано только по отдельным признакам, скажем по уровню эмоционального возбуждения. Для каждого из предстартовых состояний существует определенная совокупность признаков - его специфический синдром, включающий большее или меньшее число личностных характеристик.
Теоретические и экспериментальные исследования А.Ц.Пуни, Б.А.Вяткина, Г.М.Гагаевой, А.Д.Ганюшкина, В.А. Геселевича, А.С.Егорова, Р.М.Загайнова, А.Д.Захарова, Ю.Я.Киселева Н.П.Казаченко, А.Б.Ливмане, О.Н.Мазурова, Н.И.Наенко, В.К.Петровича, Л.Н.Радченко, П.А.Рудика и др. послужили основанием для установления структурных компонентов синдрома состояния психической готовности. Ими являются: трезвая уверенность в своих силах, стремление упорно и до самого конца бороться за достижение соревновательной цели, оптимальный уровень эмоционального возбуждения. Высокая помехоустойчивость против сбивающих внешних и внутренних влияний, способность произвольно управлять своими действиями, мыслями, чувствами, поведением в целом. Существенное практическое значение состояния психической готовности к соревнованиям заключается в том, что оно представляет собой фон, на котором протекают психические процессы, направленные на ориентировку спортсмена в предсоревнователь-ных ситуациях и в условиях соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию действий, мыслей, чувств, поведения в целом, на решение технико-тактических и других задач, ведущих к достижению конечной соревновательной цели. Здесь и обнаруживается единство состояния психической готовности с другими сторонами целостной готовности личности к соревнованиям - готовностью моральной, специальной и функциональной. Раскрывается либо гармония всех звеньев этой сложной поликомпонентной системы, либо пробелы в формировании каких-то ее звеньев. Восстановить целостность системы, гармонию ее звеньев путем психической саморегуляции, как правило, невозможно, причем в ряде случаев потому, что слабым звеном является именно недостаточная психическая подготовленность спортсмена.
В науке о спорте большое внимание уделяется предстартовым состояниям. Однако это в основном теоретические разработки. Экспериментальных исследований не так уж много.
Ретроспективный анализ показывает, что разные авторы выделяют разные формы предстартовых состояний. Пуни (1949), например, отметил три формы: стартовая лихорадка, боевая готовность и стартовая апатия. Навроцкая (1965) предлагает различать пять форм: легкое предстартовое возбуждение, среднее предстартовое возбуждение, сильное предстартовое возбуждение, предстартовая апатия и сильная предстартовая апатия. Родионов (1983) указывает на особенности свойств нервной системы спортсменов как на причину количественных и качественных функциональных сдвигов и специфики стартовых состояний. Данное утверждение находит свое экспериментальное подтверждение в исследованиях Генова (1967).
Предстартовые состояния детерминированы не только объективными условиями соревнований, но и субъективными отношениями личности и индивидуальными различиями. При этом возрастает уровень психической напряженности спортсмена, который определяется балансом процессов возбуждения и торможения.
Выделяют три вида эмоциональных состояний спортсменов: боевая готовность, предстартовая лихорадка и предстартовая апатия.
Состояние боевой готовности (воодушевления) характеризуется оптимальной степенью нервного и эмоционального возбуждения и наиболее благоприятно для выполнения соревновательной деятельности. Спортсмен ощущает подъем сил, энергии и активности, у него возникает своеобразное вдохновение. Он уверен в успехе, с нетерпением ожидает старта, намерен с полной отдачей сил и до конца бороться за достижение цели. У него обострено восприятие, особенно специализированное («чувство воды», «чувство льда», «чувство мяча»), внимание сконцентрировано на предстоящей деятельности, мышление осуществляется быстро, характеризуется критичностью и гибкостью. Спортсмен обладает высокой помехоустойчивостью к неблагоприятным факторам (критическим замечаниям тренера, судейским ошибкам, негативной реакции зрителей, провокациям соперников и т. д.). К старту он готовится тщательно и организованно, ясно помнит, что ему надо учесть и использовать в своем выступлении. Это состояние наиболее благоприятно для успешного выступления спортсмена[1].
Однако состояние боевой готовности имеет и свои «изъяны». Выявлено, что в этом состоянии наряду с усилением процесса возбуждения может наблюдаться снижение произвольного контроля над действиями и увеличение инертности возбудительного процесса, что можно связать с возникновением у спортсмена сильной рабочей доминанты. В некоторых видах спорта эти сдвиги нежелательны, например для стрелков оптимально отсутствие предстартового возбуждения, по крайней мере его явных признаков.
Предстартовая лихорадка появляется при большом желании достичь успеха, сопровождаемом сильным эмоциональным возбуждением, в эмоциональной сфере наблюдается неустойчивость переживаний (одни переживания быстро сменяются другими, противоположными по характеру), что в поведении приводит к капризности, упрямству и грубости в отношениях с товарищами и с тренерами, к снижению самокритичности. Страдает память, внимание рассеяно (спортсмен не может сосредоточиться, отвлекается на ненужные детали), восприятие и представления отрывочны, понижается гибкость и логичность мышления, сон нарушен (медленное засыпание, сон с мучительными сновидениями). Внешний вид такого спортсмена сразу позволяет определить его сильное волнение: руки и ноги дрожат, на ощупь холодные, черты лица заостряются, на щеках появляется лихорадочный пятнистый румянец. Спортсмен проявляет суетливость, торопливость, неадекватно реагирует на обычные раздражители. Ухудшается способность к расслаблению, нарушается координация движений.
Свои возможности спортсмены, находящиеся в состоянии предстартовой лихорадки, часто переоценивают, а возможности соперника недооценивают, то есть появляется самоуверенность. Бывают также случаи проявления страха.
Все эти признаки стартовой лихорадки сопровождаются изменением физиологических показателей. Спортсмен теряет аппетит; пульс, дыхание и артериальное давление повышены и неустойчивы; наблюдается потливость; иногда отмечаются пересыхание в полости рта, расстройство желудочно-кишечного тракта. Для спортсменов возбудимого типа порог перехода в состояние предстартовой лихорадки значительно выше, чем для спортсменов тормозного типа. Тот уровень возбуждения, который для лиц тормозного типа будет близок к состоянию «лихорадки», для лиц возбудимого типа может являться обычным предстартовым состоянием. Следовательно, при оценке степени эмоционального возбуждения перед стартом должны учитываться индивидуальные особенности спортсмена[2].
Способствуют устранению предстартовой лихорадки более интенсивная, чем обычно, разминка с помощью физических упражнений, а также воздействие авторитета тренера, особенно для начинающих спортсменов.
В ряде видов спортивной деятельности (например, в спринтерском беге) состояние стартовой лихорадки может даже способствовать успешным выступлениям в соревнованиях.
Предстартовая апатия. Часто длительное эмоциональное возбуждение спортсмена переходит в торможение (говорят: «спортсмен перегорел»). Однако апатия может появиться и при перетренированности спортсмена, а также когда деятельность не представляет для него интереса. Апатия сопровождается общей вялостью, сонливостью, снижением быстроты движений и ухудшением координации, ослаблением внимания и процессов восприятия, ослаблением волевых процессов; неуверенностью в своих силах, страхом перед соперником, малой помехоустойчивостью, ослаблением внимания, притуплением остроты восприятия, снижением памяти, ухудшением координации привычных действий, неспособностью «собраться» к моменту старта, урежением и неравномерностью пульса[3].
Однако развивающееся во время апатии торможение касается не всей нервной системы. Сначала тормозятся наименее устойчивые нервно - психические функции, прежде всего мотивационный уровень, в то время как другие (например, двигательный) еще остаются возбужденными или даже усиливают свое возбуждение[4].
Таким образом, состояния, возникающие перед деятельностью спортсмена, не всегда способствуют эффективности его деятельности.
Очевидно, связь эффективности соревновательной деятельности с предстартовым состоянием зависит и от вида спортивной деятельности, и от индивидуально-психологических особенностей спортсменов.
При многодневных соревнованиях предстартовое состояние может зависеть от успешности предыдущего выступления. После неудачного выступления наблюдается либо перевозбуждение, либо апатия. После успешного выступления отмечается оптимальное состояние боевой готовности.
При разных предстартовых состояниях изменяется соотношение между гормонами адреналином и норадреналином. При состоянии боевой готовности содержание норадреналина превалирует над содержанием адреналина, а при апатии отношение содержания норадреналина к содержанию адреналина снижается.
1.2. Механизмы возникновения предстартового эмоционального возбуждения
У спортсменов, длительное время занимающихся спортом, образуется система условно-рефлекторных связей, которая при известных условиях (мысль, разговор о предстоящей деятельности, привычная обстановка) активизируется независимо от воли и желания спортсмена, подготавливая организм к предстоящей двигательной деятельности. Предрабочие сдвиги могут возникать задолго до этой деятельности, когда спортсмен в них еще не нуждается, поэтому условные рефлексы на рабочую обстановку или на представление о будущей деятельности «срабатывают вхолостую». Однако, возникая непосредственно перед соревнованием, они играют большую приспособительную роль.
Механизмы состояний, возникающих перед деятельностью, включают помимо условно-рефлекторной и психическую составляющую (эмоциональные и волевые процессы). Поэтому состояния, возникающие перед деятельностью, характеризуются не только изменениями вегетативных функций (повышением пульса, ритмом дыхания, обменом веществ), но и отражаются на проявлении двигательных качеств, технике движений, поведении спортсмена, его речи и т. д.[5]
Возникновение тех или иных состояний определяется многими факторами, среди которых основными, влияющими на выраженность предстартового волнения спортсменов, являются:
· значимость соревнований; эта значимость всегда личностна и не всегда совпадает с рангом соревнования, например первенство института может быть для спортсмена более значимо, чем участие в соревнованиях городского или областного масштаба, в которых у спортсмена нет никаких шансов на победу;
· наличие сильных конкурентов;
· условия соревнования (торжественность открытия, затяжка старта из-за погодных условий);
· поведение окружающих спортсмена людей, особенно тренера, мешающего сосредоточению спортсмена своими «накачками»;
· индивидуальные психологические особенности спортсмена (свойства нервной системы и темперамента: эмоциональное напряжение легче возникает у спортсменов со слабой нервной системой, эмоционально возбудимых, имеющих высокий нейротизм);
· характер и особенности взаимоотношений в коллективе, то есть психологический климат;
· присутствие на соревновании значимых для спортсмена лиц (друзей, любимых, тренеров сборных команд);
степень овладения способами саморегуляции.
Рассмотрим факторы, влияющие на выраженность предстартового эмоционального возбуждения.
Уровень притязаний спортсмена. Именно он, а не официальный ранг предстоящих соревнований определяет качество и степень возникающих реакций. Если уровень притязаний высок (например, спортсмен хочет попасть в сборную команду города, страны), то предстартовое волнение будет выражено сильнее. Важно, однако, чтобы уровень притязаний был адекватным имеющимся возможностям, то есть не превышал их, но был бы и не ниже, что наблюдается у лиц с эмоциональной неустойчивостью. Эмоционально стабильные спортсмены оценивают свои возможности выше среднего уровня[6].
Обстановка соревнования. Торжественность и праздничность соревнования, присутствие многочисленных зрителей усиливают предстартовое волнение спортсмена, вызывают бодрость, воодушевление.
Наличие сильных конкурентов. Сильные соперники ожесточают спортивную борьбу, уменьшают уверенность спортсмена в успехе, а это вызывает дополнительные волнения. Однако если разрыв в уровне мастерства между спортсменом и другими участниками соревнований велик, то у него будет меньшее предстартовое эмоциональное возбуждение[7].
Личные или командные соревнования. Предсоревновательное волнение у многих спортсменов выражено сильнее, если спортсмен выступает за команду.
Вид спорта. Предстартовые сдвиги у представителей разных видов спорта не одинаковы, хотя имеются и общие для всех моменты. В видах спорта, которые требуют от спортсмена хорошего концентрирования и моментального напряжения (прыжок в высоту и гимнастические упражнения на снарядах), показатели концентрации внимания значительно выше, чем перед плаванием или гонкой на лыжах. Показатели переключения внимания были более высокими у лыжников.
Опыт спортсмена тоже обусловливает особенности предстартового волнения. Выявлено, например, что у одних спортсменов более выражены изменения со стороны сердечно-сосудистой системы (эти спортсмены чаще имеют сильную нервную систему) и в меньшей степени – со стороны двигательной системы, у других сдвиги больше касаются двигательной системы и в меньшей степени – вегетативной системы (эти реакции характерны для спортсменов со слабой нервной системой). Очевидно, эти различия связаны с тем, что ограничение мышечных проявлений эмоций (за счет волевой регуляции) делает более выраженным их вегетативный компонент.
Но и вегетативные показатели изменяются у разных людей по-разному, в связи с чем введено понятие «индивидуальный реактивный стереотип», то есть предрасположенность реагировать определенным образом на стрессовые ситуации. Так, один спортсмен может постоянно реагировать повышением кровяного давления без изменения частоты сердечных сокращений, другой среагирует учащением пульса и снижением кровяного давления, у третьего не обнаружатся изменения этих показателей, но показатели кожно-гальванической реакции (КГР) будут повышены[8].
Возрастные особенности. У юных спортсменов (14–18 лет) предстартовое повышение пульса, артериального давления и мышечной силы выражено больше, чем у взрослых.
Индивидуальные особенности спортсменов. Эмоционально возбудимые спортсмены демонстрируют большее предстартовое эмоциональное возбуждение, чем эмоционально невозбудимые. Поскольку эмоциональная возбудимость у женщин выше, чем у мужчин, есть основания ожидать, что предстартовое эмоциональное возбуждение у спортсменок будет выше, чем у спортсменов[9].
Время возникновения предстартового возбуждения тоже зависит от многих факторов: специфики деятельности, мотивации, стажа в данном виде деятельности, пола и даже от развития интеллекта. Выраженное предстартовое возбуждение у квалифицированных спортсменов точнее приурочено к началу работы, чем у новичков.
Раннее предстартовое волнение возникает чаще у женщин, чем у мужчин, у юных спортсменов, чем у взрослых, у спортсменов с более высоким образованием, чем у спортсменов, имеющих среднее и восьмилетнее образование. Последнее связано с тем, что с развитием интеллекта повышается способность к прогностическому анализу предстоящей деятельности, а это сопровождается появлением эмоций[10].
Очевидно, что слишком рано возникающее предстартовое возбуждение приводит к быстрой истощаемости нервного потенциала, снижает психическую готовность к предстоящей деятельности. Например выявлено, что у боксеров, проигравших бои, предстартовое волнение более ярко развивалось уже в день первого взвешивания, когда до боя оставались 1–2 дня. У победителей предстартовое возбуждение развивалось более своевременно (в основном перед боем). Конечно, раннее появление предстартового напряжения может возникать и вследствие того, что спортсмены плохо тренированы и чувствуют себя неуверенно. Неуверенность приводит к раннему напряжению, а раннее напряжение – к «перегоранию» и проигрышу.
Для некоторых видов спортивной деятельности оптимальным является возникновение эмоционального возбуждения за один-два часа до соревнований.
Состояние тревоги. Одним из наиболее распространенных видов предстартовой напряженности является тревога (тревожное ожидание). Она возникает тогда, когда человек ожидает событие, которое его интересует (значимо для него), но исход которого (приятный или неприятный) ему неизвестен. Тревогу как состояние следует отличать от тревожности как устойчивой характеристики (свойства) человека.
Усугубляет состояние тревоги чувство неуверенности спортсмена в степени готовности к предстоящей деятельности или в том, какую оценку дадут другие люди результату его деятельности (когда вынесение этой оценки откладывается на некоторое время).
Причиной неуверенности могут быть[11]:
· недостаток сведений, необходимых для принятия решения или прогноза успеха или неуспеха; при любой твердой оценке ситуации неуверенности не может быть и, следовательно, нет основы для состояния тревожности;
· борьба мотивов, например хотения и долженствования;
· недостаточное закрепление навыков;
· преклонение перед сильным соперником, боязнь его;
· частые поражения, которые терпит спортсмен, или проигрыш важного соревнования;
· вынужденная смена игрового амплуа.
Частными причинами являются новизна обстановки, задания, неясность и неопределенность цели и задачи.
Выявить тревожного спортсмена не всегда легкая задача. Спортсмен редко прямо скажет тренеру, что он боится. Ведь так не должен поступать мужчина, и потому даже самые встревоженные и обеспокоенные спортсмены, вероятнее всего, открыто не выскажут своих страхов, поскольку побоятся признать свою слабость. Однако поведение спортсмена может свидетельствовать о том, что он встревожен. Например, известно, что встревоженный человек охотнее обсуждает свои слабости и недостатки, чем нетревожный. Тревожный часто проявляется в поведении, которое можно было бы назвать чрезмерной чувствительностью к раздражению. Спортсмен, который входит в незнакомый зал или на чужое поле и начинает при этом жаловаться на что-то (слишком крутой виражу дорожки, не то освещение, перекладина не как у нас), тем самым косвенно говорит тренеру, что он в той или иной мере встревожен[12].
При неуверенности в благополучном исходе деятельности предстартовые сдвиги, отражающие величину эмоционального возбуждения, выражены гораздо больше, чем при уверенности в успехе. Более высокая тревога неуверенных имеет, однако, и положительное следствие: у них больше, чем у уверенных, выражена мобилизация на достижение успеха в предстоящей деятельности. Поэтому нельзя неуверенность безоговорочно причислять к факторам, мешающим достижению успеха. Все зависит от той степени выраженности состояния тревоги, которая развивается у данного спортсмена. Степень же тревоги определяется как степенью значимости успеха для спортсмена, так и его личностными особенностями (например, чаще всего высокая тревога сопутствует спортсменам, имеющим высокий нейротизм). Во многих случаях для преодоления неуверенности требуется проявить решительность.
Некоторые зарубежные психологи связывают тревогу с переживанием страха. Считается, например, что тревога – это форма невротической реакции, которая заключает в себе условный страх. Различают тревогу «связанную», вызываемую определенными внешними объектами, и «разлитую», вызываемую внутренними стимулами и сохраняющуюся длительное время. Некоторые спортсмены умело скрывают свою тревогу перед стартом. В этом случае выявить ее может помочь объективное психологическое обследование спортсмена.
Состояние благодушия, самоуспокоенности. Это состояние возникает при переоценке собственных сил и недооценке сложности и трудности предстоящего соревнования или когда спортсмену предстоит соревноваться с более слабым соперником. Волевая мобилизованность спортсмена снижена, спортсмен испытывает положительные эмоции в предвкушении успешного выступления. Интенсивность внимания и бдительность снижены, процессы восприятия и мышления замедлены. Все это приводит к снижению результативности деятельности спортсмена.
1.3. Психологическая подготовка спортсменов, занимающихся академической греблей
Существует несколько видов гребного спорта: академическая гребля, народная, гребля на байдарках и каноэ, гребной слалом и, как наследие далекого прошлого, сохранилось в нескольких странах отталкивание шестом. Все эти виды спорта имеют много общего и, в тоже время каждый, имеет свою специфику.
Особенностью гребного спорта, в том числе и академической, гребли является спортивный снаряд и взаимодействие с двумя видами окружающей среды: двигательные действия спортсмен выполняет в воздухе и продвигается на спортивном снаряде – в воде.
Система масс, которую образуют гребец, лодка и весло осуществляет в цикле гребка сложные взаимные перемещения. Гребец выполняет двигательные действия, которые обеспечивают перемещение системы масс, характеризуются рациональностью и подчинены следующим закономерностям:
· цикличность - для продвижения системы масс гребец отталкивается веслом от воды и каждый раз возвращается в исходное дл начала следующего гребка положение. Одно такое замкнутое движение и образует цикл гребка;
· непрерывность – для непрерывного продвижения системы масс необходимо, чтобы движение гребца выполнялись непрерывно, т.е. один цикл без остановки следовал за другим;
· чередование напряжения и расслабления мышц в цикле гребка обусловлены конструкцией движителя (весла), и используются гребцом для сохранения высокой работоспособности на всем протяжении тренировки или гонки;
· физические качества гребца – важнейшие или ведущие физические качества определяются соревновательным упражнением. Для гребца это выносливость и сила, а также координационные способности.
Спортивная тренировка в гребном спорте – специализированный педагогический процесс физического воспитания средствами специфичными для гребного спорта, направленный на достижение физического и духовного совершенства и высокого спортивного мастерства.
В процессе тренировки на основе технической, физической, тактической, морально-волевой и теоретической подготовки осуществляется подведение гребцов к участию в соревнованиях.
В процессе технической подготовки осуществляется обучение спортсмена рациональной технике и дальнейшее совершенствование технического мастерства.
Физическая подготовка разделяется на общую и специальную.
Общая подготовка с использованием широкого набора тренировочных средств и упражнений из вспомогательных видов спорта, способствуют повышению уровня развития физических качеств с учетом специфики соревновательной деятельности, является базой для специальной подготовки.
Специальная подготовка проводится с использованием специальных средств – лодка, гребной бассейн, гребной тренажер и направлена на развитие физических качеств в их специфическом проявлении – выносливость, скоростная выносливость и специальная выносливость.
Тактическая подготовка позволяет гребцу реализовать свои возможности в условиях соревнований.
Морально-волевая подготовка формирует у спортсменов чувство патриотизма, трудолюбие, настойчивость в достижении намеченной цели и рациональную структуру поведения.
Психологическая подготовка повышает устойчивость против сбивающих факторов, дает умение управлять своими эмоциями.
Теоретическая подготовка способствует лучшему пониманию и освоению практического материала.
Спортивная тренировка – основная форма подготовки к спортивным состязаниям, и во многом совпадает с понятием подготовки спортсмена, однако, не полностью.
Второе понятие – подготовка спортсмена или комплексная подготовка значительно шире и содержит:
· подбор и подготовку инвентаря,
· научное и медицинское обеспечение,
· организацию и материальное обеспечение,
· подготовку и участие в соревнованиях.
Распределение средств и методов психологической подготовки гребцов в зависимости от этапов и периодов учебно-тренировочного процесса.
Средства и методы психолого-педагогических воздействий должны быть включены во все этапы и периоды круглогодичной подготовки, постоянно повторяться и совершенствоваться.
Некоторые из них на том или ином этапе обучения и тренировки годовых циклов, особенно в связи с подготовкой к соревнованиям, участием в них и восстановлением после значительных тренировочных и соревновательных нагрузок имеют преимущественное значение.
На этапе занятий, групп начальной подготовки основное внимание должно уделяться нормированию интереса к спорту, правильной спортивной мотивации, нравственных и волевых качеств, а также специфических, необходимых в спорте (трудолюбие в тренировке, дисциплинированность, чувство ответственности, уважение к тренеру и товарищам по команде, сопернику, требовательность к себе) положительных межличностных отношений в спортивных группах, развитию простейших сенсомоторных реакций, внимания, навыков самоконтроля.
На этапе занятий учебно-тренировочных групп акцент делается на развитие спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, нормировании волевых черт характера, улучшении взаимодействий в спортивной команде, развитии оперативного мышления и памяти, специализированных восприятий, создании общей психической подготовленности к соревнованиям.
На этапе занятий групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства основное внимание в подготовке уделяется совершенствованию волевых черт характера, специализированных восприятий, сложных сенсомоторных реакций и оперативного мышления, способности к саморегуляции, нормированию специальной предсоревновательной и мобилизационной готовности, способности к нервно-психическому восстановлению[13].
В круглогодичном цикле подготовки должен быть сделан следующий акцент при распределении объектов психолого-педагогических воздействий: в подготовительном периоде выделяются средства и методы психолого-педагогических воздействий, связанные с морально-психологическим просвещением спортсменов, развитием их спортивного интеллекта, разъяснением цели и задач участия в соревнованиях, содержания общей психологической подготовки к соревнованиям, развитием волевых качеств и специализированных восприятий, оптимизацией межличностных отношений и сенсомоторным совершенствованием общей психологической подготовленности.
В соревновательном периоде подготовки упор делается на совершенствование эмоциональной устойчивости, свойствах внимания, достижении специальной психической готовности к выступлению и мобилизационной готовности к соревнованиям. В переходном периоде используются преимущественно средства и методы нервно-психического восстановления спортсменов. В течение всех периодов подготовки применяются методы, способствующие совершенствованию моральных черт характера и приемов психической регуляции спортсменов.
В ходе учебно-тренировочных занятий также существует определенная тенденция преимущественного применения некоторых постоянно используемых средств и методов психолого-педагогического воздействия.
В вводной части занятий спортсменов-гребцов применяются психолого-педагогические методы словесного (смешанного) воздействия, направленные на развитие определенных свойств личности юных спортсменов, сообщается информация, способствующая развитию интеллекта и психических функций в подготовительной части занятий используются методы развития внимания, сенсомоторики и волевых качеств; в основной - совершенствуются специализированные психические функции и психомоторные качества, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции, повышается уровень психической специальной готовности спортсменов.
В ходе тренировки особенно при состоянии значительного утомления гребцов необходима особая корректность поведения тренера. В заключительной части занятий совершенствуется способность к саморегуляции и нервно-психическому восстановлению[14].
Разумеется, распределение средств и методов психической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей спортсменов, задач их индивидуальной подготовки, направленности тренировочных занятий. Важным фактором является выявление и учет при планировании учебно-тренировочного процесса таких личностных характеристик гребцов, как монотонофильность, сенсомоторная устойчивость и способность переносить монотонную работу.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы. В психологии спорта хорошо известны предстартовые состояния спортсменов - состояния боевой готовности, стартовой лихорадки, стартовой апатии. Понятия об этих состояниях являются общепринятыми и вошли не только в теорию и практику психологии спорта, но и физиологию, спортивную медицину, теорию и методику спортивной тренировки. Эти разновидности предстартовых состояний достаточно сложны по психологическим особенностям и физиологическим механизмам, однако выражены лишь эмоциональными реакциями спортсменов на предстоящие соревнования. Вместе с тем состояние психической готовности к деятельности, в частности к соревнованию, не может быть описано только по отдельным признакам, скажем по уровню эмоционального возбуждения. Для каждого из предстартовых состояний существует определенная совокупность признаков - его специфический синдром, включающий большее или меньшее число личностных характеристик.
Академическая гребля является циклическим видом спорта, на занятиях академической греблей задействованы практически все мышцы спортсмена. Данный вид спорта выделяется значительными физическими и психологическими нагрузками для спортсмена.
Психическая подготовка спортсменов в академической гребле направлена на воспитание волевых качеств личности и состоит из общей психологической подготовки спортсменов, психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсмена. Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсменов и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.
Глава 2. Исследование предстартовых психологических состояний в академической гребле
2.1. Методика и результаты исследования
Спортивный успех в любом виде спорта, в том числе и в академической гребле, можно разложить на его главные составляющие – это мастерство тренера, физическая и психологическая готовность спортсмена показать наивысший технический результат, система управления, обеспечивающая возможность достичь максимальных результатов, материальная база, а также общее состояние развития вида спорта в стране.
Цель работы заключалась в исследовании предстартовых состояний юных спортсменов, занимающихся академической греблей.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Определить особенности реакции предстартового возбуждения спортсменов.
2. Изучить особенности предстартового возбуждения у мальчиков и девочек.
В исследовании принимали участие 15 юных спортсменов, из них 5 девочек и 10 мальчиков.
Для характеристики предстартового состояния у испытуемых регистрировались показатели:
· частота тремора правой руки в течение 30 сек. по методике, описанной С. М. Оя (1961), с использованием электротремометра;
· частота пульса на лучевой артерии в течение 60сек. пальпацией, после 3-4 мин. расслабленного положения.
Параллельно проводилось и педагогическое наблюдение над поведением спортсменов, фиксировались их разговоры, проводился специальный опрос для выяснения предстартового состояния.
Регистрация частоты тремора руки и частоты пульса происходила в тренировочные дни за 10 мин. до тренировки и в дни соревнований за 40-30 мин. и за 10-5 мин. до старта. По литературным данным, предстартовые сдвиги особенно заметны в последние часы или даже десятки минут до старта. Так, например, по данным В. Навроцкой, у 800 спортсменов предстартовые реакции чаще всего возникали непосредственно перед стартом (38,4%) или за 1-2 часа до старта (32,1%).
Все собранные цифровые данные подвергались процедуре стандартной математической статистики, найдены их основные статистические характеристики (по Г.Н. Зайцеву, 1973). Статистические данные (средние данные и стандартные отклонения) представлены в таблице 1.
Для выяснения вопроса об увеличении или уменьшении предстартовых возбуждений с увеличением спортивной квалификации и спортивного стажа и зависимости их от вида спорта для нашего исследования были выбраны 2 группы спортсменов, бегунов на средние дистанции:
· перворазрядники и мастера спорта со спортивным стажем свыше 6 лет;
· спортсмены второго и третьего разрядов со спортивным стажем от 3 до 4 лет;
Таблица 2.1
Результаты исследования предстартовых состояний спортсменов
Показатели |
Время |
мальчики |
девочки |
Частота тремора |
До тренировки |
28,2 ±9,7 |
31,4±12,2 |
за 30-40 мин до старта |
59,4±13,6 |
43,0±11,4 |
|
за 5-10 мин до старта |
63,5±8,8 |
50,1±12,3 |
|
Частота пульса |
До тренировки |
64,5±4,9 |
65,4±5,2 |
за 30-40 мин до старта |
83,5±6,2 |
87,7±8,1 |
|
за 5-10 мин до старта |
96,4±5,2 |
100,4±2,8 |
|
за 30-40 мин до старта |
82,3±23,3 |
77,8±23,7 |
|
за 5-10 мин до старта |
86,5±32,4 |
64,3±21,0 |
Сравнивая средние показатели предстартового состояния у девочек и мальчиков, можно отметить, что:
1. Не существует специальной разницы между средними данными тренировочного дня в обеих группах;
2. У обеих групп наблюдаются относительно большие индивидуальные колебания в частоте тремора руки и самооценке эмоциональных состояний, как в показателях тренировочных дней, так и в показателях в дни соревнований;
3. У всех групп спортсменов мальчиков на соревнованиях частота тремора руки значительно больше, чем у групп девочек.
4. Показатели ситуативной тревожности были лучше у спортсменов мальчиков даже в тренировочные дни, но особенно заметной была разница в дни соревнований.
5. В отличие от данных частоты тремора руки частота пульса больше у спортсменов девочек до тренировок.
Как показывают результаты аналогичных исследований в других видах спорта, большая частота тремора и высокая самооценка эмоциональных состояний, а также низкий показатель ситуативной тревожности свидетельствуют о наличии стартовой лихорадки. По данным нашего опроса, показанным результатам мы оценили предстартовое возбуждение у испытуемых из числа девочек перед соревнованием как наличие стартовой лихорадки. Отметим также, что эта группа очень "боялась" дистанций. Некоторые из испытуемых волновались, считая, что они устанут, не дойдут до конца и т. д. У них отмечались типичные симптомы стартовой лихорадки: чувство неуверенности, страх, подавленное состояние, реакции торможения, недостаточная способность к концентрации внимания, чувство слабости, ухудшение координации движений.
Выводы
1. Эмоционально возбудимые спортсмены демонстрируют большее предстартовое эмоциональное возбуждение, чем эмоционально невозбудимые. Поскольку эмоциональная возбудимость у женщин выше, чем у мужчин, есть основания ожидать, что предстартовое эмоциональное возбуждение у спортсменок (девочек) будет выше, чем у спортсменов (мальчиков).
2. У спортсменов-мальчиков предстартовое состояние выражено сильнее. Однако в тех случаях, когда у девочек возникает страх перед такими видами деятельности, которые представляются им большими субъективными трудностями, предстартовое состояние у них проявляется сильнее, чем у квалифицированных спортсменов.
3. Спортсмены мальчики способны лучше регулировать и управлять своими эмоциями перед стартом.
4. Более четкое проявление предстартовых сдвигов у мальчиков имеет условно-рефлекторный характер. У них сильнее проявляется чувство ответственности, для них соревнования являются более важными, а эмоциональное напряжение уровень притязаний гораздо выше.
2.2. Решение выявленных проблем по регуляции предстартовых состояний
Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общей психической подготовки к соревнованиям, которая проводится в течение всего года и специальной психической подготовки к выступлению в конкретных соревнованиях. В ходе общей психической подготовки к соревнованиям нормируется высокий уровень соревновательной мотивации, соревновательные черты характера, предсоревновательная и соревновательная эмоциональная устойчивость, способность и самоконтроль и саморегуляции в соревновательной обстановке. В ходе психической подготовки к конкретным соревнованиям нормируется специальная (предсоревновательная) психическая боевая готовность спортсмена перед выступлением, характеризующаяся уверенностью в своих силах, стремлением к успеху, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внутренних и внешних помех, способностью управлять своими действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффективно выполнять во время выступления действия, необходимые для успеха[15].
Предстартовые состояния эмоционального возбуждения часто возникают задолго до соревнований и могут истощить нервную систему спортсмена, дезорганизовать его деятельность. В связи с этим требуется проведение мероприятий, направленных на уменьшение психической напряженности. Имеется несколько способов уменьшения психической напряженности спортсменов: выполнение в определенном ритме дыхательных актов, расслабление скелетных мышц, изменение направленности сознания, моторная разрядка и т. д.
Психическая саморегуляция. Воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих им мысленных образов (представлений) называют психической саморегуляцией. Она может осуществляться с помощью самоубеждения, воздействия на себя с помощью логических доводов, самовнушения, основанного на беспрекословной вере. Основным способом, используемым на практике и тщательно разработанным теоретически, является самовнушение. Оно использовалось человеком еще несколько тысяч лет назад в системе йога. Дальнейший этап в развитии этого способа психической саморегуляции связан с именем немецкого психиатра И. Г. Шульца, выпустившего в 1932 году книгу «Аутогенная тренировка»[16].
Наряду с аутогенной тренировкой известна система саморегуляции Э. Джекобсона – «прогрессивная релаксация» (расслабление). Джекобсон обнаружил, что при эмоциях у человека напрягаются скелетные мышцы. Для снятия эмоциональной напряженности он предложил расслаблять их. Этот способ помогает снимать чувство тревоги и страха.
Канадский ученый Л. Персиваль предложил еще один способ психической саморегуляции: сочетание дыхания с напряжением и расслаблением мышц. Делая задержку вдоха на фоне напряжения мышц, а затем спокойный выдох, сопровождаемый расслаблением мышц, можно снять чрезмерное волнение. Таким образом, метод Персиваля соединил в себе два способа саморегуляции, описанных выше, – дыхание и изменение тонуса скелетных мышц.
Умение расслабляться (и не только мышечно, но и психически), выключаться из борьбы важно в соревновательной деятельности, которая осуществляется с короткими перерывами. Это сохраняет спортсмену энергию во время ожидания следующих попыток.
Снятие психического напряжения путем разрядки. Во многих случаях снятие напряженности может быть осуществлено за счет замещающей деятельности. Типы разрядки нервного напряжения у разных людей различны: одни разряжаются через двигательные акты, другие – через речь.
В качестве первого способа разрядки может использоваться разминка . При апатии она может привести спортсмена в состояние боевой готовности, при чрезмерном возбуждении – успокоить. Однако при очень резко выраженных предстартовых реакциях разминка еще больше увеличивает возбуждение. Следовательно, необходимо учитывать исходный фон и подбирать к нему нагрузку при разминке. При регулировании сильного психического возбуждения следует, по-видимому, обеспечить «золотую середину», так как слишком слабый разряд оставляет большое по силе возбуждение, а слишком сильный разряд способствует возникновению еще более сильного возбуждения, то есть самовозбуждения.
Регулирующий эффект разминки определяется качеством и видом используемых для нее упражнений: чем больше разминка похожа на упражнения предстоящего соревнования, тем больше она увеличивает предстартовое возбуждение. Предварительная же работа, отличающаяся по характеру от предстоящей деятельности, уменьшает возбуждение спортсмена. Показана целесообразность комплексного применения разминки и методов аутогенной тренировки для снятия у спортсменов возникшей напряженности.
Использование дыхательных упражнений. Изменяя произвольно режим дыхания, человек изменяет и режим своей психической деятельности.
В практике используются три типа упражнений: полное брюшное дыхание и два вида ритмического дыхания. При выполнении первого упражнения вдох выполняется через нос. Вначале при расслабленных и слегка опущенных плечах наполняются воздухом нижние отделы легких, живот при этом все более и более выпячивается. Затем вдохом последовательно поднимаются грудная клетка, плечи и ключицы. Полный выдох выполняется в той же последовательности: постепенно втягивается живот, опускается грудная клетка, плечи и ключицы.
Второе упражнение состоит в полном дыхании, осуществляемом в определенном ритме (лучше всего в темпе ходьбы): полный вдох на 4, 6 или 8 шагов. Затем следует задержка дыхания, равная половине шагов, сделанных при вдохе. Полный выдох делается опять за тоже число шагов (4, 6, 8). После выдоха – задержка дыхания прежней продолжительности (2, 3, 4 шага) или несколько короче в случае возникновения неприятных ощущений. Количество повторений определяется самочувствием. В ходе повторений продолжительность вдоха может возрастать до 12 шагов и более, а в связи с этим может возрастать и задержка дыхания.
Третье упражнение отличается от второго только условиями выдоха: толчками через плотно сжатые губы.
Злоупотреблять этими упражнениями не следует. Положительный эффект возрастает по мере упражняемости, а на первых этапах он может быть незначительным.
До сих пор речь шла о методах срочной регуляции предстартовых и стартовых состояний. Однако эта регуляция может осуществлять спортсменом совместно с тренером и заблаговременно. Этому будут способствовать следующие методы. Снижение уровня притязаний как способ снятия психического напряжения.
Выше уже говорилось, что причиной психического напряжения спортсмена могут быть сложность стоящей перед ним задачи и его неуверенность в возможности ее решения (достижения поставленной перед ним цели). В этом случае целесообразно снизить требования к спортсмену. Если же спортсмен сам ставит перед собой трудные цели, имеет высокий уровень притязаний – задача осложняется. Снизить уровень притязаний спортсмена можно лишь путем убеждения, но это чревато неприятными последствиями, демобилизацией и уходом спортсмена от борьбы. Поэтому лучше изменить направление мыслей спортсмена со спортивного результата и представления о спортивной борьбе на точное, технически правильное выполнение упражнения, на тактически грамотное ведение поединка. Нужно заставить спортсмена думать не столько о результатах, сколько о способах их достижения. Кроме того, необходимо исключить угрозу наказания спорсмена за неудачное выступление.
Воздействие тренера в ситуации психического напряжения в значительной мере зависит от внушаемости спортсмена, то есть его веры даже в те доводы, которые высказываются тренером в неаргументированной форме. В этом случае спортсмен ориентируется не столько на содержание воздействия, его анализ и осмысление, сколько на форму воздействия и его источник, на то лицо, которое дает указания или советы.
При предсоревновательном нервно-эмоциональном напряжении внушаемость возрастает, что связано, очевидно, с увеличением тревожности и неуверенности спортсменов в исходе поединков.
Использование метода десенсибилизации (снятие чувствительности к факторам, вызывающим тревогу и страх). Сначала составляется перечень ситуаций и людей, которые вызывают у спортсмена состояние тревоги даже в незначительной степени. Затем этот перечень ранжируется в последовательности от факторов, вызывающих значительные опасения и страхи, до факторов, вызывающих небольшую тревогу.
После этого спортсмену предъявляются сначала ситуации, вызывающие незначительную тревогу. После адаптации к ним переходят к факторам, вызывающим средний уровень тревоги. Далее переходят на более высокий уровень, и так до тех пор, пока спортсмен не адаптируется ко всем стрессогенным для него факторам[17].
Моделирование соревновательных условий. Чтобы помочь спортсменам снизить соревновательную тревогу, целесообразно на тренировках моделировать некоторые ситуации, присущие соревнованию. Например, тренеру можно неожиданно для спортсмена провести тренировку или контрольную игру в незнакомом спортивном зале, пригласить на тренировку родителей или девушку спортсмена, болельщиков якобы команды соперника, чтобы те освистывали воспитанников тренера, и т. д. Конечно, эти методы нужно применять осторожно и после каждой такой тренировки объяснять спортсменам их смысл.
Заключение
В результате проведенного нами исследования по теме «Предстартовые психологические состояния на примере академической гребли» мы можем сделать следующие выводы.
Специалисты в области спорта рассматривают соревнования как борьбу ума, воли, чувств, физического и технического совершенства спортсменов, как процесс борьбы, протекающий не только на физическом и моторном, но и на психическом уровнях. Тем самым в общей форме подчеркивается именно психологический аспект спортивного состязания как процесса борьбы. Отсюда вытекает основная особенность соревнования - достигнуть превосходства над соперниками и в то же время противодействовать в этом им. Такое взаимодействие требует проявления в борьбе всех физических и духовных сил человека в их единстве. Существенной особенностью спортивного соревнования является также высокая общественная и личностная значимость для каждого спортсмена и самого процесса борьбы, и ее исхода, т.е. достигнутого результата, который всегда получает не только оценку спортивных судей, но и общественную оценку - общественный резонанс. Особенно важное значение соревновательная борьба и ее исход имеют для спортсменов высокого класса.
Предстартовое состояния возникает до начало мышечной деятельности (перед гонкой). Предстартовые изменения в функциях организма особенно резко выражены перед участием в ответственных соревнованиях. Они могут возникать за много часов и даже за много суток до вызова на старт.
Предстартовые реакции вырабатываются в результате многократных совпадений различных раздражителей (вид стадиона, заполненных зрителями, вызов участников на старт, с началом напряженной мышечной деятельности и т.п.).
Предстартовое состояние обусловлено прежде всего изменениями в центральной нервной системе.
Наиболее благоприятно для предстоящей работы нерезкое повышение возбудимости тех отделов мозга, которые участвуют в ее выполнении (двигательных центрах). При умеренном повышении возбудимости этих центров готовность спортсмена к работе наилучшая. Предстартовое состояние такого типа называется боевой готовностью. Спортсмен настроен к предстоящей борьбе и правильно оценивает свои возможности победить в ней. Изменение в центральной нервной системы обеспечивают оптимальные сдвиги в функциональном состоянии двигательного аппарата и внутренних органов. При этом обмен веществ и температура тела умеренно повышаются. Сердечный ритм учащается, увеличиваются легочная вентиляция и употребления кислорода. Эти изменения повышают работоспособность организма.
Предстартовые реакции могут быть и такими, при которых возбудимость центральной нервной системы оказываются чрезмерно повышенной. Это ведет к значительным изменениям и других функций организма. Резко повышается температура тела, учащаются сокращения сердца, увеличивается газообмен. Эти сдвиги отрицательно влияют на работоспособность спортсмена. Неблагоприятно изменяется при этом и его психическое состояние. Он крайне возбужден, что ведет к ряду тактических ошибок в начале спортивного соревнования. Такая разновидность предстартовых реакций называется стартовой лихорадкой. Она чаще возникает у легковозбудимых спортсменов, нервные процессы у которых неуравновешенны и преобладающим является возбуждение.
В некоторых случаях наблюдается и иная разновидность предстартового состояния у спортсмена: в центральной нервной системе преобладают тормозные процессы, что так же, как и чрезмерная возбудимость, неблагоприятно сказывается на работоспособность организма. Спортсмен не готов к предстоящей спортивной борьбе, боится ее, преувеличивает силы соперника. Такое предстартовое состояние называется стартовой апатией. В большинстве случаев ее наличие отрицательно влияет на исход спортивной борьбы.
Стартовое состояние может изменятся в процессе подготовки к старту. Нередко при его задержке состояние боевой готовности переходит в стартовую лихорадку или стартовую апатию. На изменение стартового состояния влияют и другие факторы.
Список использованной литературы
1. Бабушкин Г.Д., Шумилин А.П., Чикуров А.И., Соколов А.Н. Влияние психологической готовности на предстартовое состояние и результативность соревновательной деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 3. - С. 13-17.
2. Бадулин В.Д., Петкевич А. И. Аутомиокоррекция в реабилитации спортсменов, занимающихся академической греблей // Культура физическая и здоровье. - 2008. - № 5. - С. 76-78.
3. Волков И.П., Цикунова Н.С. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов: хрестоматия. – М.: Советский спорт, 2005.
4. Волкова И.П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов: Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2008.
5. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. Учебное пособие. – М.: Академия, 2008.
6. Горбунов Г.Д., Гогунов Е.Н. Психология физической культуры и спорта. – М.: Академия, 2009.
7. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008.
8. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
9. Немов Р.С. Психология. – М.: Юрайт, Высшее образование, 2010.
10. Никандров В.В. Психология. – М.: Волтерс Клувер, 2009.
11. Попов А.Л. Спортивная психология. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т : Флинта, 2000.
12. Психология спорта. Хрестоматия. – М.: АСТ, Харвест, 2007.
13. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта. Учебник для вузов. – М.: Академический проект, Фонд "Мир", 2009.
14. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. – М.: Олимпия Пресс, 2005.
[1] Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. Учебное пособие. – М.: Академия, 2008. – С. 125.
[2] Бабушкин Г.Д., Шумилин А.П., Чикуров А.И., Соколов А.Н. Влияние психологической готовности на предстартовое состояние и результативность соревновательной деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 3. - С. 13.
[3] Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – С. 74.
[4] Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 81.
[5] Бабушкин Г.Д., Шумилин А.П., Чикуров А.И., Соколов А.Н. Влияние психологической готовности на предстартовое состояние и результативность соревновательной деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 3. - С. 15.
[6] Никандров В.В. Психология. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – С. 141.
[7] Волков И.П., Цикунова Н.С. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов: хрестоматия. – М.: Советский спорт, 2005. – С. 73.
[8] Немов Р.С. Психология. – М.: Юрайт, Высшее образование, 2010. – С. 142.
[9] Горбунов Г.Д., Гогунов Е.Н. Психология физической культуры и спорта. – М.: Академия, 2009. – С. 73.
[10] Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. Учебное пособие. – М.: Академия, 2008. – С. 137.
[11] Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. – М.: Олимпия Пресс, 2005. – С. 208.
[12] Волкова И.П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов: Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2008. – С. 51.
[13] Бадулин В.Д., Петкевич А. И. Аутомиокоррекция в реабилитации спортсменов, занимающихся академической греблей // Культура физическая и здоровье. - 2008. - № 5. - С. 76.
[14] Бадулин В.Д., Петкевич А. И. Аутомиокоррекция в реабилитации спортсменов, занимающихся академической греблей // Культура физическая и здоровье. - 2008. - № 5. - С. 78.
[15] Попов А.Л. Спортивная психология. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т : Флинта, 2000. – С. 85.
[16] Психология спорта. Хрестоматия. – М.: АСТ, Харвест, 2007. – С. 52.
[17] Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта. Учебник для вузов. – М.: Академический проект, Фонд "Мир", 2009. – С. 85.