Содержание

 

 TOC \o "1-3" \h \z Введение. PAGEREF _Toc248140382 \h 3 #

1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: сущность, значение и принципы составления. PAGEREF _Toc248140383 \h 5 #

1.1. Нормативное регулирование составления отчетности в России. PAGEREF _Toc248140384 \h 5 #

1.2. Понятие и классификация бухгалтерской отчетности. Пользователи отчетной информации. PAGEREF _Toc248140385 \h 8 #

1.3. Основополагающие принципы, или допущения, в учете и отчетности. PAGEREF _Toc248140386 \h 11 #

1.4. Состав промежуточной и годовой отчетности. PAGEREF _Toc248140387 \h 12 #

2. Формирование бухгалтерской отчетности. PAGEREF _Toc248140388 \h 16 #

2.1. Основные понятия. PAGEREF _Toc248140389 \h 16 #

2.2. Порядок составления, представления, утверждения, подписания бухгалтерской отчетности. PAGEREF _Toc248140390 \h 17 #

2.3. Публичность бухгалтерской отчетности. PAGEREF _Toc248140391 \h 21 #

2.4. Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности. PAGEREF _Toc248140392 \h 24 #

3. Формирование бухгалтерской отчетности. Значение учетной политики и анализа финансового состояния предприятия. PAGEREF _Toc248140393 \h 27 #

3.1. Условия, обеспечивающие соответствие бухгалтерской отчетности требованиям. Этапы формирования бухгалтерской отчетности. Влияние учетной политики на отчетность. PAGEREF _Toc248140394 \h 27 #

3.2. Применение бухгалтерской отчетности при анализе финансового состояния предприятия. PAGEREF _Toc248140395 \h 36 #

Заключение. PAGEREF _Toc248140396 \h 44 #

Список используемых источников. PAGEREF _Toc248140397 \h 46 #


Введение


В современных условиях бухгалтерская отчетность может и должна рассматриваться как важная предпосылка организации эффективных деловых взаимосвязей всех участников рыночных отношений. Однако, чтобы стать реальным фактором делового оборота, информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности организации, должна обладать качественными характеристиками вполне определенного содержания, нести требуемую заинтересованным пользователям нагрузку.

Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) предусматривается, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной признается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная по правилам, установленным актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Одновременно с этим подчеркивается, что если при составлении бухгалтерской отчетности недостаточно данных для формирования полного представления об имущественном и финансовом положении организации, то в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели.

Бухгалтерская (финансовая отчетность) предприятия является завершающим этапом учетного процесса. В условиях формирования рыночных отношений в значительной степени усиливаются ограничения финансирования хозяйственной деятельности предприятия. В этой связи значение достоверной и объективной бухгалтерской отчетности резко возрастает, так как анализ ее показателей позволяет определить истинное финансовое положение предприятия.

Бухгалтерская (финансовая отчетность) является наилучшим источником информации для принятия управленческих решений в области планирования, контроля и оценки деятельности предприятия.

Данные факт и определили актуальность темы курсовой работы.

Целью настоящей работы является рассмотрение методологических вопросов формирования бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями рыночной экономики.

Исходя из этого, необходимо решить следующие задачи:

- изложить нормативную базу, которая регулирует составление бухгалтерской отчетности;

- дать понятие бухгалтерской отчетности рассмотреть основные принципы составления отчетности, ее классификацию;

- раскрыть состав промежуточной и годовой отчетности;

- рассмотреть основные понятия бухгалтерской отчетности;

- раскрыть порядок составления, представления, утверждения, подписания бухгалтерской отчетности;

- дать понятие публичности бухгалтерской отчетности и требований, предъявляемых к ней;

- рассмотреть процесс формирование бухгалтерской отчетности, а также значение учетной политики и анализа финансового состояния предприятия.


1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: сущность, значение и принципы составления

1.1. Нормативное регулирование составления отчетности в России


Информация об организации представляется в виде отчетности. Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях централизованно планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем учетной информации в то время выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, плановых, статистических и финансовых органов. Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределило необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных стандартов финансовой отчетности.

Первый уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" [1], принятый Государственной Думой 23 февраля 1996 г. и одобренный Советом Федерации 20 марта того же года. Данным Законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Появление этого документа трудно переоценить - в сущности бухгалтерская и налоговая системы приобрели одинаковый статус. В качестве одной из основных задач бухгалтерского учета названный Закон предусматривает обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

В Законе о бухгалтерском учете дается определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

В одном ряду с Законом о бухгалтерском учете стоят другие законы, например, Закон "Об акционерных обществах", Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, которые прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Важным нормативным актом первого уровня является Гражданский кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 21 октября 1995 г., в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности, в частности, наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятия дочерних и зависимых обществ.

Одним из важнейших методологических документов в области бухгалтерского учета является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях. Однако, несмотря на всю важность данного документа, его нельзя однозначно отнести к документам первого уровня, поскольку оно утверждено не законодательным органом, а приказом Минфина России.

Второй уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В этих ПБУ рассматриваются отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например, учета основных средств и запасов. Многие Положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением отчетности - это прежде всего ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н [2]. Данные Положения по бухгалтерскому учету утверждаются приказами Минфина России. Некоторые ПБУ претерпели изменения с момента их первой публикации.

К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцию по его применению, являющиеся базовыми документами системы бухгалтерского учета в России, а ранее и в СССР. План счетов - документ общего порядка, является единым, обязательным к применению в организациях любых видов деятельности и всех отраслей народного хозяйства независимо от форм собственности, подчиненности, за исключением бюджетных организаций и банков.

Третий уровень объединяет документы рекомендательного характера: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.

Если документы второго уровня обязательны для всех организаций (например, План счетов), то документы третьего уровня регулируют конкретные операции. Так, если ПБУ 4/99 является документом второго уровня, то ежегодные приказы Минфина России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требования к отчетности текущего года, являются документами третьего уровня (например, Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" [3] или Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, принятые в развитие ПБУ 6/01 "Учет основных средств" от 30.03.2001 № 26н [4]).

Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Так, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учетная политика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/98, являются документами четвертого уровня.


1.2. Понятие и классификация бухгалтерской отчетности. Пользователи отчетной информации


Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования. Методологически и организационно отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обуславливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами.

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки и эффективности деятельности предприятия, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования.

Отчетность организации классифицируется по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных и по уровню специализации.

По видам: бухгалтерская, статистическая, оперативная.

По периодичности составления: внутригодовая, промежуточная, годовая.

По степени обобщения отчетных данных: первичная, которая составляется организациями и сводная, в том числе консолидированная, которую составляют на основании первичных отчетов.

По уровню специализации: общая (итоги хозяйственной деятельности предприятия в целом) и специализированная (раскрывает отдельные стороны хозяйственной деятельности).

Кроме того, отчетность бывает внутренней, внешней, налоговой.

Система приводимых в бухгалтерской отчетности показателей имеет цель показать пользователям достоверную и полную информацию об имущественном и финансовом положении организации, об его изменениях, а также финансовых результатах ее хозяйственной деятельности.

Пользователями бухгалтерской отчетности являются юридические и физические лица, заинтересованные в информации об организации.

Согласно международным стандартам бухгалтерского учета все пользователи бухгалтерской отчетности объединяются в три группы

К первой группе относятся лица, непосредственно занимающиеся бизнесом в данной организации – учредители организации или собственники ее имущества, руководители и служащие.

Вторую группу пользователей бухгалтерской отчетности составляют лица, не работающие в данной организации, но имеющие финансовый интерес, - фактические и потенциальные инвесторы, кредиторы, поставщики, клиенты и др.

К третьей группе лиц, имеющих косвенный финансовый интерес к данному бизнесу, относятся самые различные пользователи бухгалтерской отчетности: налоговые службы; фондовые биржи; органы, осуществляющие планирование, а также контроль за ценами, экспортом и импортом; другие пользователи (профсоюзы, общественные организации).

Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) определяет пользователя бухгалтерской отчетности как юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.

Пользователю необходимо обладать минимальными знаниями о порядке формирования этой информации и навыками ее использования.

Какой должна быть отчетная информация. Разным категориям пользователей нужна разная информация, которая представляется организациями в форме отчетности, в нашей стране получившей название бухгалтерской, а в западных странах - финансовой. Бухгалтерская отчетность формируется по данным бухгалтерского и оперативного учета. Финансовая кроме бухгалтерских включает также широкий круг аналитических показателей, при расчете которых могут использоваться, например, данные фондовых бирж и статистическая информация. Примером такой дополнительной информации являются отчетность по сегментам в составе финансовой отчетности, показатели соотношения цены акции и прибыли, приходящейся на одну акцию.

Целью финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) является представление широкому кругу пользователей информации о финансовом положении, результатах деятельности, изменении финансового положения компании.

В какой бы форме не представлялась отчетность, каково бы не было ее наполнение, какие бы показатели не включались в ее состав, всем пользователям нужна информация своевременная, достоверная, правдивая и надежная, полная и сопоставимая.

Основные задачи бухгалтерского учета и требования к отчетности в России, сформулированные в ст. 3 Федерального закона "О бухгалтерском учете", а также в ПБУ 4/99, по составлению и представлению сопоставимой, полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям: руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности, отвечают общим качественным критериям отчетности организаций, которые делают ее полезной для любых категорий пользователей [5].


1.3. Основополагающие принципы, или допущения, в учете и отчетности


Бухгалтерская отчетность должна быть доступной для понимания, поэтому на практике построение бухгалтерской отчетности базируется на следующих принципах:

-    периодичности – отчеты должны подготавливаться периодически, через равные промежутки времени;

-    полноты обхвата бухгалтерской информацией предполагает, что отчетность содержит максимум того, что необходимо знать заинтересованным лицам для оценки финансового положения, а также необходимые комментарии для однозначного толкования данных бухгалтерской отчетности;

-    консерватизма или осмотрительности означает, что в случае наличия альтернативных оценок или неясности оценок специалист принимает наименее оптимистичную;

-    ясности - информация, содержащаяся в отчетах, должна быть изложена на таком уровне, чтобы ее мог воспринять читатель со средним уровнем понимания проблемы бизнеса;

-    существенности – отчеты должны содержать информацию, существенную для принятия решений и ориентированную на пользователя;

-    надежности – поставляемая информация должна быть полной и достоверной;

-    сравнимость – предполагает возможность сопоставления данных о деятельности организации за разные периоды;

-    открытости информации – информация, содержащаяся в отчетах, должна быть доступной для заинтересованных пользователей [5].


1.4. Состав промежуточной и годовой отчетности


Промежуточными называют отчеты, которые составляются по итогам месяца или квартала. Согласно ст.14 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" промежуточной бухгалтерской отчетностью организаций является месячная и квартальная отчетность, составляемая нарастающим итогом с начала отчетного года.

Требования к промежуточной бухгалтерской отчетности содержатся в п.48-52 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, которые состоят в следующем:

1) организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;

2) промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации;

3) общие требования к промежуточной бухгалтерской отчетности, содержание ее составляющих, правила оценки статей определяются в соответствии с ПБУ 4/99;

4) организация должна сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

5) представление и публикация промежуточной бухгалтерской отчетности производится в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации или учредительными документами организации.

Обязанность представления квартальной бухгалтерской отчетности организациями (за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг)) в течение 30 дней по окончании квартала установлена в п.2 ст.15 указанного Федерального закона [11].

В составе промежуточной бухгалтерской отчетности обязательно должны быть представлены две формы:

- Бухгалтерский баланс (форма N 1);

- Отчет о прибылях и убытках (форма N 2).

По своему усмотрению организации могут расширить состав промежуточной бухгалтерской отчетности, включив в нее пояснительную записку, Отчет о движении денежных средств и другие отчетные формы.

Минимальный объем информации, который организация должна раскрыть в бухгалтерской отчетности, - это данные по группам статей Бухгалтерского баланса и статьям Отчета о прибылях и убытках, которые приведены в ПБУ 4/99. Каждый существенный показатель необходимо представить в бухгалтерской отчетности отдельно [10].

Годовая бухгалтерская отчетность включает:

- Бухгалтерский баланс (форма N 1);

- Отчет о прибылях и убытках (форма N 2);

- Отчет об изменениях капитала (форма N 3);

- Отчет о движении денежных средств (форма N 4);

- Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5);

- пояснительную записку.

Организации, которые подлежат обязательному аудиту, должны приложить к годовому отчету еще и аудиторское заключение.

Составление пояснительной записки - заключительный этап работы над годовой отчетностью. Чтобы облегчить труд бухгалтера, приведем основные сведения, которые нужно раскрыть в пояснительной записке.

Пояснительная записка, как правило, состоит из нескольких разделов. Например, можно использовать такую структуру документа:

1. Сведения об организации.

2. Аналитические показатели, характеризующие деятельность организации.

3. Расшифровка показателей бухгалтерской отчетности.

4. Изменения учетной политики на следующий год.

5. Решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения чистой прибыли.

При составлении годовой бухгалтерской отчетности организация должна указывать достоверную, полную, нейтральную (т.е. одинаково удовлетворяющую интересы всех пользователей), последовательную информацию. В формах бухгалтерской отчетности отражаются показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).

Годовая бухгалтерская отчетность является открытой для учредителей, инвесторов, банков и других пользователей [14].


2. Формирование бухгалтерской отчетности

2.1. Основные понятия


Согласно ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, которые сгруппированы в определенные формы, характеризующих имущественное и финансовое положение организации, и результат ее хозяйственной деятельности за отчетный период.

Отчетный период - период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.

Отчетная дата - дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.

Пользователь - юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.

Методологически и организационно бухгалтерская отчетность является неотъемлемым элементом всей системы учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обуславливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами.


                           


                        Сводная отчетность

                       Единичная отчетность

                         Формы отчетности

Регистры синтетического учета

Регистры аналитического учета

    Первичные документы

            Показатели

Бухгалтерская финан-совая отчетность

Учет

Поэтому, одной из важнейших черт бухгалтерского учета является строгая и иерархическая система обобщения учетных данных. Условно ее можно представить в виде треугольника.









На нижнем уровне множество экономических показателей (натуральные, стоимостные), которые сгруппированы в первичных документах. Поступая в систему бухгалтерского учета, часть этих показателей собирается на счетах аналитического учета.

Высшим уровнем обобщения бухгалтерских данных является баланс с сопутствующими ему формами отчетности, где синтезированы преобразованные показатели нижнего уровня.

Единичные балансы хозяйствующих субъектов обобщаются в сводных балансах. Единая система показателей отчетности предприятий позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по народному хозяйству страны в целом.


2.2. Порядок составления, представления, утверждения, подписания бухгалтерской отчетности


Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъяв­ляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов дол­жно быть обеспечено соблюдение следующих условий: полное отраже­ние за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов ин­вентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетическо­го и аналитического учета; осуществление записи хозяйственных опера­ций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформлен­ных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.

Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному специальному графику. Важным этапом подготовительной работы со­ставления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распре­делительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До нача­ла этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты ин­вентаризации), проверена правильность этих записей.

Приступая к закрытию счетов, следует иметь в виду, что совре­менные организации являются сложными объектами учета и кальку­лирования себестоимости продукции. Их продукция используется по различным направлениям. Взаимные услуги оказывают друг другу и основному производству вспомогательные производства. При взаим­ном использовании продукции и услуг невозможно во всех случаях отнести на все объекты калькуляции фактические затраты. Какую-то часть затрат по некоторым объектам калькуляции организации вынуж­дены отражать в плановой оценке. В этих условиях важное значение имеет обоснование последовательности закрытия счетов [9].

Обобщение накопленного опыта в этом деле позволило вырабо­тать следующие рекомендации: закрытие счетов начинают со счетов производств, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты, и заканчивают счетами с минималь­ным количеством потребителей и максимальным количеством встреч­ных затрат. В соответствии с данным подходом закрытие счетов осу­ществляют в такой последовательности.

В первую очередь исчисляют себестоимость услуг вспомогатель­ных производств и закрывают счет 23 «Вспомогательные производ­ства». Во вторую очередь распределяются расходы будущих перио­дов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закры­ваются следующие счета: 97 «Расходы будущих периодов», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расхо­ды». Затем калькулируют себестоимость продукции основных отрас­лей производства и списывают затраты со счета 20 «Основное произ­водство». После этого осуществляют списание затрат со счета 29 «Об­служивающие производства и хозяйства». В порядке последующей очередности производятся записи на счетах по учету капитальных вложений, определяется финансовый результат от деятельности орга­низации и закрываются счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы», распределяется прибыль и закрывается счет 99 «Прибыли и убытки».

При составлении форм бухгалтерской отчетности используются в основном данные Главной книги. Порядок составления отчетных форм подробно изложен в Методических рекомендациях о порядке форми­рования показателей бухгалтерской отчетности.

Отчетным годом для всех организаций считается период с 1 янва­ря по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом для создаваемых организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря вклю­чительно. Вновь созданным организациям после 1 октября разреша­ется считать первым отчетным годом период с даты их государствен­ной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Данные вступительного баланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного баланса за период, предшествующий отчетному. В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года причины следует объяснить.

Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к теку­щему, так и к прошлому году (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обна­ружены искажения ее данных.

Исправления ошибок в бухгалтерской отчетности подтверждают­ся подписью лиц, ее подписавших, с указанием даты исправления.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и глав­ным бухгалтером (бухгалтером) организации. В организации, где бух­галтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией или специалистом, бухгалтерская отчетность подписы­вается руководителем этой организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

В соответствии с законом о бухгалтерском учете все организа­ции, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерс­кую отчетность в соответствии с учредительными документами учре­дителям, участникам организации или собственникам имущества, а также территориальным органам государственной статистики по мес­ту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, упол­номоченным управлять государственным имуществом.

Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользо­вателям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организации обязаны представить квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено зако­нодательством Российской Федерации.

Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, предусмотренном учредительными докумен­тами организации.

Датой представления бухгалтерской отчетности для организации считается день фактической передачи ее по принадлежности или дата ее отправления, обозначенная на штемпеле почтовой организации. Если дата представления отчетности приходится на нерабочий (вы­ходной) день, то сроком представления отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

Годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредито­ров, покупателей, поставщиков и др., которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмеще­нием расходов на копирование.

Сводная годовая бухгалтерская отчетность объединения юриди­ческих лиц, созданного на добровольных началах организациями, пред­ставляется в порядке и сроки, предусмотренные в учредительных до­кументах объединения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.


2.3. Публичность бухгалтерской отчетности


В соответствии с законом о бухгалтерском учете акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, со­зданные за счет частных, общественных и государственных средств, обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным [8].

Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубли­ковании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерс­кой отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче органам государственной статистики по месту регистра­ции организации для предоставления заинтересованным пользовате­лям.

Публикации в обязательном порядке подлежат бухгалтерский ба­ланс и отчет о финансовых результатах. Бухгалтерский баланс может публиковаться по сокращенной форме, разработанной на основе По­ложения о бухгалтерской отчетности. Сокращенная форма бухгал­терского баланса может включать лишь итоговые показатели по разделам (внеоборотные активы, оборотные активы, убытки, капитал и резервы, долгосрочные пассивы, краткосрочные пассивы) при нали­чии одновременно следующих финансовых показателей деятельнос­ти общества:

а) валюты баланса на конец отчетного года, не превышающей 400 000-кратного размера МРОТ по состоянию на конец года;

б) выручки (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, ус­луг за отчетный год, не превышающей 1 000 000-кратного МРОТ.

При превышении этих показателей бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах публикуются полностью.

В форме бухгалтерского баланса, включающей лишь итоговые показатели по разделам, строки, по которым отсутствуют числовые значения активов и пассивов, приводятся, но прочеркиваются.

Форма отчета о прибылях и убытках, представляемая для публи­кации, должна включать все показатели, предусмотренные п. 23 По­ложения по отчетности: выручка от продажи товаров, продукции, ра­бот, услуг; себестоимость продажи товаров, продукции, работ, ус­луг; валовая прибыль, коммерческие расходы; управленческие расходы и др.

Кроме того, отчет о прибылях и убытках должен включать сведе­ния о решении общего собрания акционеров о распределении прибы­ли или покрытии убытков общества за отчетный год, если такие све­дения не опубликованы отдельно или в составе какого-либо иного документа, подлежащего опубликованию в средствах массовой инфор­мации.

Общество должно применять принятые для публикации формы бухгалтерской отчетности от одного отчетного года к другому. Изме­нения допускаются лишь в случае изменения условий представления и в иных случаях, обоснованность которых подтверждается независи­мым аудитором.

Показатели публикуемых форм отчетности формируются путем прямого переноса показателей из годовой бухгалтерской отчетности или объединения соответствующих показателей. Расхождения между показателями публикуемых форм и показателями годовой бухгалтер­ской отчетности не допускаются.

Бухгалтерская отчетность публикуется в тысячах рублей. При зна­чительных оборотах отчетность может быть опубликована в милли­онах рублей с одним десятичным знаком.

Публикация бухгалтерской отчетности должна включать: полное наименование общества; отчетную дату и (или) отчетный период; валюту и формат представления числовых показателей отчетности; должности, фамилии и инициалы лиц, подписавших отчетность; дату утверждения отчетности общим собранием акционеров; место нахождения исполнительного органа общества (полный почтовый ад­рес, телефон, факс), в котором заинтересованный пользователь мо­жет ознакомиться с отчетностью и получить копию; сведения об орга­не государственной статистики, в который общество представило эк­земпляр бухгалтерской отчетности, составленный по типовым формам.

Если бухгалтерская отчетность публикуется по сокращенным фор­мам, то публикация должна содержать лишь мнение независимого ауди­тора о достоверности бухгалтерской отчетности (безусловно положи­тельное, условно-положительное, отрицательное, отказ от выражения мнения).

В случае полной публикации бухгалтерской отчетности она вклю­чает полный текст итоговой части аудиторского заключения.

Типовые формы бухгалтерской отчетности могут дополняться ста­тьями и данными, необходимыми заинтересованным пользователям сводной бухгалтерской отчетности:

• статьи типовых форм бухгалтерской отчетности, по которым у группы отсутствуют показатели, могут не приводиться, кроме случа­ев, когда соответствующие показатели имели место в периоде, пред­шествующем отчетному;

• числовые показатели об отдельных активах, пассивах и иных фак­тах хозяйственной деятельности должны приводиться в сводной бух­галтерской отчетности обособленно, если без знания о них для пользо­вателей невозможна оценка финансового положения группы или фи­нансового результата ее деятельности.

В любом случае отчетность должна включать данные о полном названии аудиторской фирмы, виде и номере лицензии на осуществ­ление аудиторской деятельности, дату аудиторского заключения.

Расходы, связанные с публикацией бухгалтерской отчетности, включаются в себестоимость продукции в качестве затрат, связанных с управлением производством (по счету 26).

Суммы возмещения расходов на копирование и пересылку бух­галтерской отчетности, поступающие от заинтересованных пользова­телей, отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».


2.4. Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности


Для уверенности в правильности показателей бухгалтерской отчетности и для того чтобы исключить претензии работников налоговых органов, которые могут возникнуть в процессе проверки деятельности предприятия за отчетный год, необходимо учитывать основные требования, предъявляемые к составлению бухгалтерских отчетов [14].

В соответствии с ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность организаций должна отвечать следующим основным требованиям: достоверности, целостности, последовательности, сопоставимости, отчетного периода и оформления.

Требование достоверности означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также финансовых результатах ее хозяйственной деятельности. Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Требования целостности связано с необходимостью включения в бухгалтерскую отчетность организации данных о всех хозяйственных операциях, осуществленных организацией как юридическим лицам, так и показателей деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, выделенных на отдельный баланс.

Под отдельным балансом понимают систему показателей, формируемую подразделением организации и отражающую его имущественное и финансовое положение на отчетную дату для нужд управления организацией, в том числе для составления сводной бухгалтерской отчетности.

Требование последовательности закрепляет в практике состояние бухгалтерской отчетности необходимость постоянства содержания и форм бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.

В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности должны приводиться данные по конкретному показателю как за предыдущий, так и за отчетный год. В том случае, если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период по ряду причин (реорганизация, изменение в учетной политике и др.),. То данные предшествующего периода подлежат корректировке по установленным правилам. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснительной записке вместе с указанием ее причин .

Требования отчетного периода устанавливает, что для всех организаций отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно.

Первым отчетным годом для вновь созданной либо реорганизованной организации считается период со дня ее государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для организации, вновь созданной после 1 октября (включая 1 октября),.- с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Данные о фактах хозяйственной деятельности, проведенных до государственной регистрации вновь созданной организации, включаются в ее бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год.

Для составления бухгалтерской отчетности  отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.

Требование оформления определяет, что бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке, в валюте Российской Федерации на основе проверенных бухгалтерских записей, подтвержденных надлежаще оформленными документами. Для подтверждения достоверности годовой бухгалтерский отчетности перед ее составлением в организации обязательно проводят полную инвентаризацию имущества и финансовых обязательств, осуществляют выверку всех расчетов, закрывают все счета бухгалтерского учета, подсчитывают обороты, выводят сальдо и определяют окончательный финансовый результат хозяйственной деятельности организации за отчетный период.


3. Формирование бухгалтерской отчетности. Значение учетной политики и анализа финансового состояния предприятия

3.1. Условия, обеспечивающие соответствие бухгалтерской отчетности требованиям. Этапы формирования бухгалтерской отчетности. Влияние учетной политики на отчетность


Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала перечисленным требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов и балансов должна быть обеспечена соблюдением следующих условий:

-         полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов;

-         полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также соответствие показателей отчетов и балансов данным синтетического и аналитического учета;

-         осуществление записей хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации;

-         правильная оценка статей баланса.

Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год, который, как правило, совпадает с календарным (с 1 января по 31 декабря включительно). Отчетность должна содержать только информацию о фактах хозяйственной жизни, произошедших в указанный временной период, в связи с чем, необходимо разделить учетную информацию, относящуюся к разным отчетным периодам. Мероприятия, направленные на разделение учетной информации о фактах хозяйственной жизни, относящихся к разным отчетным периодам, называют процедурами закрытия отчетного периода. Последние могут быть классифицированы как учетные процедуры (например, уточнение начисленных расходов и доходов, отражение несогласованных счетов, реформирование баланса) и процедуры контроля (проведение инвентаризации, обработка первичных документов и др.). Следует различать учетные процедуры закрытия отчетного периода и закрывающие записи. Последние нужны для того, чтобы:

- увеличить (уменьшить) нераспределенную прибыль на сумму чистой прибыли (чистого убытка) за период;

- закрыть остатки по счетам, связанным с расчетом прибыли и дивидендов.

Примерный состав организационных вопросов, которые должны быть отражены в приказе об учетной политике, содержит ПБУ 1/98:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета;

- формы первичных учетных документов, применяемые для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Таким образом, чтобы в годовую отчетность была включена информация о фактах хозяйственной жизни, относящихся только к отчетному периоду, главный бухгалтер должен составить и утвердить процедуры закрытия отчетного периода. При разработке указанных процедур целесообразно определить перечень мероприятий, сроки их проведения, ответственных исполнителей, а также порядок внутреннего контроля и утверждения.

Обработка первичных документов. По завершении года первичные учетные документы, относящиеся к фактам хозяйственной жизни отчетного периода, должны быть отделены от документов, относящихся к следующим периодам. Такая группировка призвана снизить риски, связанные с неправильным определением бухгалтером принадлежности хозяйственных операций и соответствующих им записей по счетам бухгалтерского учета к тому или иному отчетному периоду.

Должен быть также разработан порядок подготовки первичных документов к передаче в архив. При этом должен осуществляться контроль за тем, чтобы в архив сдавались только обработанные документы.

Первичные документы, полученные в начале следующего года, подтверждающие хозяйственные операции отчетного периода, следует группировать (сшивать) вместе с документами отчетного периода.

С 1 января отчетного года целесообразно вводить новую нумерацию первичных документов, составляемых в организации, а также фиксировать последние номера документов, относящихся к отчетному периоду. Регистрация последних номеров первичных документов (счетов-фактур, накладных, актов и др.) имеет две основные задачи:

- проконтролировать, чтобы все документы были обработаны (сброшюрованы и на их основе сделаны соответствующие записи по счетам бухгалтерского учета);

- исключить возможность бесконтрольного вложения (изъятия) документов.

Проведение процедуры разделения первичных документов упрощается, если разработаны документооборот и технология обработки документов, в частности, утверждены сроки их обработки и прохождения.

Обработка учетных регистров. По окончании отчетного периода в учетные регистры должны быть внесены все санкционированные изменения (корректировки). К корректировкам, отражаемым заключительными оборотами декабря, относятся:

- отражение результатов инвентаризации, проведенной перед составлением отчетности;

- изменение сумм начислений при получении подтверждающих документов;

- использование резервов;

- использование прибыли отчетного года (реформирование баланса);

- отражение последствий событий после отчетной даты и условных фактов хозяйственной деятельности;

- исправление ошибок, выявленных в ходе аудиторской проверки.

Процедуры закрытия отчетного периода должны содержать сроки обработки учетных регистров на конец года с указанием ответственных исполнителей (чтобы все необходимые записи были полностью внесены до составления годового отчета), а также формы документов (справок), которыми должны оформляться отдельные учетные записи. Целесообразно обязать бухгалтера оформлять корректирующие записи при закрытии отчетного периода специальными справками, которые должны визироваться главным бухгалтером (контролером).

Главный бухгалтер должен следить за тем, чтобы в регистры вносились только санкционированные исправления. Поэтому записи, вносимые в учетные регистры в конце отчетного периода, должны быть проверены.

Также необходимо предотвратить утрату учетных регистров и внесение исправлений "задним числом", после закрытия счетов в отчетном периоде и составления бухгалтерской отчетности. Согласно п.3 ст.10 Федерального закона "О бухгалтерском учете" при хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Для этого бухгалтер обязан сдавать учетные регистры в архив, доступ к регистрам прошлых периодов должен быть ограничен.

Проведение инвентаризации. Согласно п.2 ст.12 Закона РФ "О бухгалтерском учете" перед составлением годовой отчетности необходимо провести инвентаризацию.

Инвентаризация имущества позволяет достичь допустимый уровень соответствия между фактическим наличием ценностей и их оценкой, отраженной в бухгалтерском учете, а инвентаризация обязательств - предотвратить возникновение существенных расхождений между обязательствами, отраженными в учете, и обязательствами, вытекающими из фактически существующих договорных отношений с поставщиками и покупателями. Полного соответствия между фактическим наличием ценностей (обязательств) и данными бухгалтерского учета достичь невозможно, поскольку существуют ограничения как при отражении в учете хозяйственных операций, так и при проведении инвентаризации (погрешности, ошибки, невозможность сплошной проверки отдельных учетных объектов).

Оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства результаты инвентаризации по состоянию на конец отчетного периода могут служить доказательством достоверности отражения имущества и обязательств организации в бухгалтерской отчетности. Доказательства адекватности учетных данных, полученные при проведении инвентаризации, важны не только для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности, но и, в отдельных случаях, для обоснования расчета налоговых обязательств.

Результаты годовой инвентаризации должны быть отражены в годовом бухгалтерском отчете. Это означает, что разницы, выявленные в результате инвентаризации, должны быть отражены бухгалтерскими записями отчетного периода.

Бухгалтер не имеет права определять источник покрытия инвентаризационных разниц, решение о списании недостачи на финансовый результат или ее взыскании с виновного лица принимает руководитель организации. Источники покрытия по каждому факту недостач должны быть установлены приказами за подписью руководителя организации или уполномоченного им лица.

Начисление доходов и расходов. С принятием Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99) и Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99) изменилась трактовка принципа начисления в российской учетной практике.

Указанные положения не связывают признание доходов и расходов с фактом выставления покупателям (поставщикам) расчетных документов. Доходы и расходы можно определять на основе расчета или экспертной оценки величины полученного дохода (фактического потребления), не дожидаясь получения первичных документов от покупателей (заказчиков) и поставщиков (подрядчиков) исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности. До вступления в силу указанных положений по бухгалтерскому учету организации отражали доходы и расходы по мере предъявления (получения) расчетных документов в сумме, на которую предъявлены (получены) расчетные документы. Таким образом, доходы и расходы отражались по счетам бухгалтерского учета в том отчетном периоде, когда были получены первичные документы. Однако если такие документы оформлялись (обрабатывались) в следующем отчетном периоде, соответствующие доходы и расходы отражались соответственно по кредиту (дебету) счета 99 "Прибыли и убытки". Они считались доходами и расходами прошлых лет, признанными в отчетном году.

В настоящее время на счете 99 "Прибыли и убытки" как прибыли (убытки) прошлого периода, выявленные в отчетном году, следует отражать доходы и расходы, информация о существовании которых отсутствовала на момент составления отчетности, т. е. организация не предполагала возможности возникновения таких доходов и расходов.

При обработке первичных документов (счетов, накладных, актов), подтверждающих начисленные суммы доходов и расходов, можно уточнить суммы начислений, отраженные в отчетном периоде (корректировка суммы дохода или расхода). Учетные записи, корректирующие суммы начисленных доходов и расходов, должны быть отражены заключительными записями декабря.

Трактовка принципа начисления, предложенная ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, позволяет более корректно распределять расходы и доходы между отчетными периодами и приводит к необходимости проводить процедуры разделения.

В рамках процедур закрытия отчетного периода должны быть разработаны и утверждены такие документы, как справка о расчете начисления, справка о корректировке суммы начисления, а также методики расчета начислений по видам доходов (расходов).

Отражение несогласованных счетов. Несогласованными считаются счета поставщиков (подрядчиков), не утвержденные руководителем организации по причине их несоответствия договору или наличия в них неточностей. Каждый несогласованный счет должен быть проанализирован сотрудником бухгалтерии и зарегистрирован с особой пометкой. В случае, если принято решение о необходимости учетных записей на его основе, то записи должны быть документально оформлены (составлена справка бухгалтерии) и санкционированы (утверждены).

Использование резервов. В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения организация может создавать за счет операционных расходов соответствующие резервы: на предстоящую оплату отпусков работникам; выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; ремонт основных средств и др. В результате уменьшения финансовых результатов организация может начислять оценочные резервы: под обесценение вложений в ценные бумаги и по сомнительным долгам.

Организация имеет право создавать соответствующие резервы либо отказаться от их создания, нормативные документы по бухгалтерскому учету оставляют за ней право выбора. Поэтому решение об образовании резервов предстоящих расходов и платежей и (или) оценочных резервов должно быть отражено в учетной политике организации (п.8 ПБУ 1/98).

Организация должна также разработать порядок определения величины начисляемого резерва таким образом, чтобы обеспечить соответствие начисляемой суммы величине ожидаемого расхода. Для расчета величины предполагаемого резерва можно разработать процедуру оценки долгов исходя из совокупности их наиболее существенных характеристик.

На конец отчетного периода проверяется правильность отражения в бухгалтерском учете образования и использования резервов и при необходимости вносятся соответствующие исправления. Например, следует проверить, не произошло ли ошибочное присоединение неиспользованного резерва по сомнительным долгам к прибыли того года, когда он был создан.

Таким образом, в рамках процедуры закрытия отчетного периода должны быть предусмотрены:

- проверка правильности начисления и использования резервов в течение года;

- сравнение суммы начисленного резерва и фактических расходов;

- принятие решения об изменении порядка определения суммы резерва, если сумма резерва существенно отклоняется от фактического расхода.

Корректировки сумм резервов и их использования, проводимые в конце года, следует оформлять справкой бухгалтерии.

Перед тем, как отразить распределение прибыли, следует проверить правильность формирования показателя прибыли отчетного года, в частности, убедиться, что:

- результатные счета не имеют сальдо на конец периода;

- проведена переоценка задолженности и монетарных активов в иностранной валюте по состоянию на конец года;

- отражены результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годового отчета;

- на финансовый результат списаны все суммы, подлежащие списанию в конце года (сомнительные долги, условные убытки и др.).

Таким образом, проведение процедур закрытия отчетного периода призвано обеспечить полноту и своевременность учетной информации. Указанные процедуры обеспечивают достоверность сальдо по счетам, а также следование принципу временной определенности.

Если процедуры закрытия периода не отражены в учетной политике и распорядительных документах организации, то существует риск недостоверного отражения в учете фактов хозяйственной жизни [13].

Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации.

Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.

3.2. Применение бухгалтерской отчетности при анализе финансового состояния предприятия


Показатели бухгалтерской отчетности позволяют оценить хозяйственный и финансовый потенциал, результативность и эффективность компании в целом и по каждому виду ее деятельности, а также проводить различные аналитические исследования. Данные отчетности необходимы как внешним пользователям, так и сотрудникам организации, ее руководству для осуществления оперативного управления, а также для принятия решений стратегического характера.

Центральное место в составе отчетности занимает бухгалтерский баланс, показатели которого дают возможность проанализировать и оценить финансовое состояние организации на дату его составления. По данным баланса устанавливаются и оцениваются следующие важнейшие показатели: состав, структура и динамика данных актива и пассива баланса; наличие собственного оборотного капитала; величина чистых активов организации; коэффициенты финансовой устойчивости; коэффициенты платежеспособности и ликвидности и т.д.

В балансе приводятся подробные сведения о стоимости активов организации и о величине ее долгов. По нему можно судить о соотношении внеоборотных (раздел I) и оборотных (раздел II) активов, а следовательно, и о маневренности капитала, о том, за счет каких источников были сформированы внеоборотные активы, а за счет каких - оборотные, и как это влияет на финансовую устойчивость. Источники формирования активов представлены в пассиве баланса, они подразделяются на собственные (раздел III) и заемные (разделы IV и V). По соотношению собственных и заемных источников средств можно судить о степени финансовой независимости организации и уровне финансовых рисков в осуществлении политики финансирования деятельности.

Вместе с тем баланс отражает имущественное положение компании и состояние ее пассивов, но не дает ответа на вопрос о том, в результате чего оно сложилось. Чтобы это выяснить, необходимо использовать сведения о производстве и сбыте продукции, инвестиционной деятельности, организационных изменениях внутри фирмы и т.п. Такая информация при проведении финансового (внешнего) анализа не всегда доступна, так как относится к категории внутренней информации, составляющей коммерческую тайну. Кроме того, бухгалтерский баланс отражает состояние средств на отчетную дату, он статичен по своей сути. Конечно, используя для анализа балансовые показатели за несколько отчетных дат, можно определить общие тенденции изменения факторов, однако их частные колебания остаются вне поля зрения аналитика. Валюта баланса зачастую не отражает реальной суммы средств, которой располагает организация, так как балансовая стоимость некоторых активов не соответствует рыночной.

Важнейшей формой выражения деловой активности организации является финансовый результат ее деятельности. Сведения о формировании и использовании прибыли рассматриваются наряду со сведениями об имущественном положении в качестве наиболее значимой части бухгалтерского отчета организации.

Отчет о прибылях и убытках (форма N 2) построен таким образом, что в нем отдельно отражаются доходы и расходы по различным направлениям деятельности организации. Раздел первый "Доходы и расходы по обычным видам деятельности" представляет информацию о доходах, расходах и прибыли, полученной от основной деятельности - производства и продажи продукции, товаров, работ, услуг.

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, являясь основным видом доходов организации, используется с целью формирования информационной базы для анализа и оценки таких важнейших показателей результативности работы, как оборачиваемость активов, средняя продолжительность сроков погашения дебиторской и кредиторской задолженности, материалоотдача, затратоемкость (в том числе по отдельным статьям расходов, формирующих себестоимость производства и продажи продукции) и т.д.

Наличие в отчете показателя валовой прибыли, рассчитываемого в виде разницы между выручкой от продаж и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг позволяет определить, покрывает ли выручка производственную себестоимость или же основная деятельность изначально приносит убытки.

Вычитая из полученной валовой прибыли коммерческие и управленческие расходы, можно понять, как влияют на финансовый результат расходы по сбыту продукции и на содержание управленческого аппарата. Сравнивая эти показатели с прошлым годом, данные за который также отражаются в отчете, можно установить наличие резервов для более экономного расходования средств по данным статьям.

Итоговым показателем первого раздела формы N 2 является прибыль от продаж, величина которой характеризует финансовый результат от основных видов деятельности организации. Соотношения прибыли от продаж с другими показателями отчетности дают возможность определить и оценить такие важнейшие показатели, как рентабельность продаж, рентабельность затрат, рентабельность вложений в основные производственные активы, в материальные производственные запасы.

Сумма прибыли до налогообложения отражает итог всей предпринимательской деятельности организации за отчетный период. Данный показатель является весьма важным для оценки эффективности капитала, вложенного в активы. Он рассчитывается как отношение прибыли до налогообложения к величине активов организации и показывает, какую сумму прибыли в отчетном периоде она получила на каждый рубль вложенных средств - как собственных, так и заемных.

Завершающим показателем деятельности является чистая (нераспределенная) прибыль отчетного периода. По решению собственников чистая прибыль может быть использована на выплату дивидендов, на создание резервных и иных фондов, направлена на материальное стимулирование работников. Оставшаяся нераспределенная часть чистой прибыли реинвестируется в дальнейшую деятельность и способствует росту капитала организации.

Отчет об изменениях капитала (форма N 3) состоит из четырех разделов и справок. Структура первых трех разделов отражает динамику показателей капитала организации за отчетный год: остатки на начало года, поступление, расходование и остатки на конец года. В них показывается общее изменение размера капитала и его составляющих (уставного, добавочного, резервного, нераспределенной прибыли прошлых лет, целевого финансирования и поступлений); резервов предстоящих расходов; оценочных резервов в отчетном году. Четвертый раздел позволяет проанализировать факторы, под влиянием которых произошло изменение капитала: за счет дополнительного выпуска акций или уменьшения их количества, уменьшения номинала акций; за счет переоценки активов; прироста имущества; реорганизации; других доходов и расходов. Причем данные об изменениях факторов отражаются не только за отчетный, но и за предыдущий годы, что позволяет оценить динамику каждого показателя. В разделе "Справки" по строке 150 показывается величина чистых активов организации на начало и конец отчетного года. Данный показатель является одним из важнейших критериев для оценки устойчивости финансового состояния акционерных обществ. Таким образом, оценивая показатель чистых активов, партнеры организации имеют возможность установить степень ее финансовой надежности.

Отчет о движении денежных средств (форма N 4) содержит сведения о денежных потоках (поступление, выбытие) в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации и остатки денежных средств на начало и конец отчетного периода. Текущей считается деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности. Инвестиционной считается деятельность организации, связанная с капитальными вложениями организации в связи с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей, с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера и т.п. Финансовой считается деятельность организации, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций и т.п.

Наряду с итоговыми показателями поступления и выбытия денежных средств в отчете приводится их расшифровка по видам. Перечень показателей, содержащихся в форме N 4, позволяет провести детальный анализ денежных потоков организации за отчетный период, а на основе данных за ряд отчетных периодов можно изучить положительные или отрицательные тенденции их поступления. Анализ денежных средств проводится прямым и косвенным методами. Прямой метод основан на сравнении показателей, исчислении и оценке необходимых величин (абсолютных и относительных отклонений, темпов роста и прироста, удельного веса отдельных элементов притока и оттока денежных средств в общем объеме денежных потоков за отчетный период), а также оценке динамики исследуемых показателей. Косвенный метод имеет целью установление соответствия между суммой чистой прибыли и суммой изменения остатка денежных средств за отчетный период. Неравенство этих двух показателей абсолютно объективно и объясняется тем, что чистая прибыль определяется в соответствующем отчете методом начисления, а остатки денежных средств - кассовым методом, лежащим в основе формирования данных Отчета о движении денежных средств. Косвенный метод, заключающийся в корректировке суммы чистой прибыли отчетного периода, позволяет рассчитать и оценить влияние различных факторов на рост (уменьшение) остатка денежных средств во взаимосвязи с изменением показателей, формирующих финансовые результаты деятельности организации. После проведения ряда необходимых корректировок величина чистой прибыли отчетного периода становится равной приросту остатка денежных средств за анализируемый период.

Из приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5) можно получить дополнительную информацию для проведения аналитических исследований. Оно состоит из семи разделов, в которых отражаются данные о движении заемных средств, кредиторской и дебиторской задолженности, амортизируемом имуществе, источниках средств для финансирования инвестиций, финансовых вложениях, расходах по обычным видам деятельности, социальных показателях. Эта информация полезна для корректировки показателей при проведении анализа. Например, при проведении анализа ликвидности путем ранжирования отдельных видов оборотных активов по степени ликвидности, а обязательств - по срокам погашения не погашенные в срок кредиты и займы необходимо отнести к наиболее срочным обязательствам, а просроченную дебиторскую задолженность - к труднореализуемым активам. Таким образом, показатели ликвидности, полученные с использованием данных формы N 5, будут отличаться от тех значений, которые можно получить, используя лишь данные баланса. Информация о сумме начисленной амортизации позволяет определить, в какой степени амортизационные отчисления используются на восстановление основных средств и нематериальных активов.

Особое внимание следует обратить на содержание пояснительной записки, так как в ней должны содержаться основные сведения о факторах, оказавших влияние на результаты деятельности организации и ее финансовое состояние. Содержание пояснительной записки строго не регламентировано. В рекомендациях по составлению бухгалтерской отчетности перечислены основные методические подходы, которые следует использовать при написании пояснительной записки. Одна из главных задач заключается в раскрытии информации, представленной в формах отчетности, например уточнение данных статей, по которым в балансе и отчете о прибылях и убытках отражаются прочие активы, прочие кредиторы, дебиторы, иные обязательства, отдельные виды прибылей и убытков в случае их существенности.

Пояснительная записка должна также содержать прогнозные характеристики важнейших показателей бизнес-плана на ближайшую (будущий год) и отдаленную (несколько лет) перспективу.

Существующие методики финансового анализа деятельности организации по данным бухгалтерской отчетности, опубликованные в различных инструктивных материалах, ведомственных приказах, специальной литературе, как правило, включают следующие основные взаимосвязанные блоки исходных и расчетных показателей:

финансовые результаты: доходы, расходы, прибыль;

рентабельность капитала, активов, производства и продажи продукции;

деловая активность: оборачиваемость и эффективность использования ресурсов (активов, капитала);

финансовое состояние: структура и динамика показателей баланса, ликвидность, платежеспособность, финансовая устойчивость.

По результатам финансового анализа проводится оценка деятельности организации в целом, устанавливаются конкретные факторы, оказавшие положительное и отрицательное влияние на ее результаты, а также разрабатываются варианты для принятия оптимальных управленческих решений как для руководства компании, так и для ее партнеров по бизнесу[12].


Заключение


Таким образом, в процессе функционирования организации возникает поток разнообразной информации об ее деятельности. Наряду с внутренней, используемой для целей управления самой организацией создается большой пласт внешней отчетной информации - статистической, налоговой, организационной и др., важное место котором занимает бухгалтерская отчетность организации.

В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности.

Как известно, бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на определенную отчетную дату, финансовые результаты ее деятельности и изменения ее в финансовом положении за отчетный период. Эти показатели должны давать возможность внешним пользователям делать правильные выводы и принимать обоснованные решения. Внешними пользователями бухгалтерской отчетности о сем мире являются: реальные и потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом.

Отчетность организации классифицируется по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных и по уровню специализации.

Бухгалтерская отчетность должна быть доступной для понимания, поэтому на практике построение бухгалтерской отчетности базируется на принципах периодичности; полноты обхвата бухгалтерской информацией; консерватизма или осмотрительности; ясности; существенности; надежности; сравнимость; открытости информации.

Отчетным периодом является период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность. Отчетной датой является дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.

Бухгалтерская отчетность некоторых предприятия должна быть публична, то есть опубли­кована в газетах и журналах, доступна пользователям бухгалтерс­кой отчетности, а также передана органам государственной статистики по месту регистра­ции организации для предоставления заинтересованным пользовате­лям.

С целью оценки хозяйственного и финансового потенциала, результативности и эффективности компании в целом и по каждому виду ее деятельности необходим финансовый анализ, который проводится по данным бухгалтерской отчетности.

Таким образом, с расширением в Российской Федерации круга лиц, заинтересованных в полной и достоверной информации об имущественном и финансовом положении организации, происходит переосмысление роли и значения бухгалтерской отчетности, изменяются подходы к ее составлению.


Список используемых источников


1.     Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп.).

2.     Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н (с изм. и доп.).

3.     Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".

4.     План счетов бухгалтерского учета финансово–хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

5.     Бакаев А.С. Годовая бухгалтерская отчетность коммерческой организации. - "Бухгалтерский учет", 2008 г.

6.     Пучкова С.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Учебное пособие. - "ФБК-ПРЕСС", 2007 г.

7.     Фомичева Л.П. Бухгалтерская отчетность за полугодие 2008 года. - СПС "Гарант", 2008 г.

8.     Гейц И.В. Бухгалтерская отчетность за 2008 год. Порядок формирования отчетных показателей на основе новых нормативных актов // Консультант бухгалтера. - N 1. - 2009 г.

9.     Бондарь Е. Особенности заполнения промежуточной бухгалтерской отчетности // Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь"// 2008. – №14. – С. 24-26.

10.           Ефремова А.А., Басалаева М.А. Составление пояснительной записки к бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет. – 2009. – №4. – С. 12-14.

11.           Пласкова Н., Тойкер Д. Бухгалтерская отчетность как информационная база финансового анализа // Финансовая газета. Региональный выпуск. - N 35. - 2008 г.

12.           Семенова М.В. Процедуры закрытия отчетного периода // Бухгалтерский учет. – 2007. – С. 36.

13.           Трубников А. Представление в налоговые органы копии учетной политики организации // Финансовая газета. -2008. - N 26. – С. 30.

14.           Фомичева Л.П. Годовая отчетность: формы требуют содержания. Заполняем отчетность по данным Главной книги // Учет, налоги, право. – 2008. – №7. – С. 7-8.