Оглавление
Введение........................................................................................................... 3
Глава 1 Теоретические и методологические основы инновационной деятельности.......................................................................................................................... 6
1.1 Понятие инновационной деятельности......................................... 6
1.2 Основные принципы управления инновационной деятельностью на современном этапе........................................................................................... 8
1.3 Элементы инновационной системы............................................. 13
Глава 2 Развитие инновационной деятельности на ОАО «Композит»....... 19
2.1 Характеристика ОАО «Композит»............................................. 19
2.2 Анализ деятельности ОАО «Композит» и оценка ресурсоемкости программы..................................................................................................... 20
2.3 Оценка ожидаемой результативности реализации программы. 27
Заключение.................................................................................................... 35
Список использованной литературы............................................................ 37
Введение
Тенденция к формированию так называемой неоэкономики приобретает в современном мировом хозяйстве все большее значение. Рост секторов хозяйства, связанных с развитием постиндустриальных тенденций – сферы научных исследований и разработок, информатики и телекоммуникаций, профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов, а также растущее значение инновационного процесса в экономике являются наиболее очевидными свидетельствами происходящих перемен.
В механизме обеспечения экономического роста в России в настоящее время главенствующая роль принадлежит благоприятной долгосрочной конъюнктуре на мировом рынке топливно-сырьевых товаров и феномену восстановительного роста. Он основан, во-первых, на вовлечении в процесс производства длительное время не загруженных старых производственных мощностей. Это связано с возможностью расширения производства при сравнительно небольших инвестициях в восстановление работоспособности старых производственных мощностей при относительном недоинвестировании в техническое обновление основного капитала. Во-вторых, этот рост опирается на недооценку рабочей силы, сложившуюся в начальный период «радикальных рыночных реформ». Это, с одной стороны, обеспечивает экономию на оплате труда, и, с другой стороны, постепенное преодоление этой недооценки создает ситуацию длительного расширения платежеспособного спроса, стимулирующего рост внутреннего рынка.
Понятно, что все эти источники так или иначе не беспредельны. Поэтому в последние годы все настойчивее поднимается вопрос об использовании инновационных источников экономического роста, тем более, что это соответствует наиболее перспективным тенденциям мировой экономики.
Значение инновационного процесса в обеспечении развития современной экономики получило признание в России не только в работах специалистов, но и в позиции, заявленной государственными руководителями. Однако от осознания важности инновационного процесса в условиях становления неоэкономики до понимания его реального значения в экономическом развитии страны, а тем более – до выработки эффективной политики, обеспечивающей активное использование инноваций для обеспечения экономического и социального прогресса, пролегает весьма нелегкий путь.
Актуальность темы. В настоящее время в российских предприятиях существуют проблемы модернизации отраслей. Существует процесс формирования современных технологических укладов.
Объект работы – инновационная деятельность предприятий.
Предмет – ОАО «Композит».
В настоящее время необходима активизация региональной научно-технической и инновационной политики в Уральском федеральном округе, так как повышение инновационной активности является в настоящее время одним из ключевых вопросов социально-экономической стратегии России.
Цель работы: провести исследование основных положений региональной инновационной политики.
Данная цель раскрывается с помощью решения следующих основных задач:
1.Определить понятие инновационной деятельности.
2.Выявить основные принципы управления инновационной деятельностью на современном этапе.
3.Рассмотреть элементы инновационной системы.
4. Предложить развитие инновационной деятельности на ОАО «Композит».
В работе использованы: законодательные документы, нормативно-правовые акты.
Развитию инновационного рынка посвящены работы зарубежных и отечественных ученых, среджи которых особо следует отметить таких как 3авлин П.Н., Васильев А.В., Аганина Л.С., Демаков Г.В., Кузнецов Е.Ю., Лосева А.И., Хаустов Ю.И., Соловьев Б.А., Бочаров В.П. и др., а также различные нормативно-правовые акты.
Глава 1 Теоретические и методологические основы инновационной деятельности
1.1 Понятие инновационной деятельности
Инновационной (внедренческой) считается деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке.
В инновационном процессе невозможно выделить наиглавнейшее звено. Удача при создании научного результата должна быть дополнена рентабельностью при производстве научной продукции или внедрении. В конечном итоге должен быть произведен продукт, имеющий коммерческий успех. Только тогда инновационный процесс можно полагать завершенным.
Инновационная деятельность не имеет универсальных субъектов или объектов инновационной деятельности. Инновационная деятельность являет собой особый процесс, при реализации которого один вид деятельности сменяется другим, равно как и один субъект деятельности сменяется другим. При этом все свойства объектов и все результаты отдельных этапов инновационной деятельности одинаково необходимы и важны.
Инновации принято разделять на:
- продуктовые, которые связаны с изменениями в продукции;
- технологические, распространяющиеся на методы производства;
- нетехнологические, затрагивающие факторы социального характера, организационные, экономические формы хозяйственной деятельности.
Процесс распространения инноваций называют диффузией технологий. Скорость диффузии зависит, в основном, от эффективности технологической инновации. Причем, чем больше число предприятий использовало данную инновацию, тем выше потери тех предприятий, которые ее не использовали [4, с.47]. Более того, чем раньше предприятие начнет вести инновационную деятельность, тем быстрее (и дешевле) оно сможет догнать лидеров. В этой связи закономерно возникает необходимость выделения причин, связанных с инновационной активностью предприятий.
Актуальность осуществления технологических разработок обусловлена двумя группами изменений в среде функционирования предприятия, имеющих отечественную и международную природу. Иными словами, на предприятия оказывает давление внешний и внутренний рынок. Это давление выражается в изменении поведения потребителей; развитии рынков товаров и услуг и, как следствие, усилении конкуренции; общемировом развитии новых разнохарактерных технологий; глобализации спроса и предложения. Во всем мире инновации сегодня — это не прихоть, а необходимость выживания, сохранения конкурентоспособности и дальнейшего процветания. [3]
Наиболее широкой сферой создания инноваций является сфера науки, поскольку основные задачи и направления ее функционирования — разработка и реализация инноваций в цикле “исследование-производство”. При этом в научных инновационных процессах уже на ранних стадиях должна быть достаточно полно осознана идея нового продукта или технологии, выявлены возможности и условия их осуществления.
Для успешного претворения в жизнь инновационных решений, основанных на потребности процесса, требуется наличие пяти основных критериев:
1) автономности процесса;
2) одного "слабого" или "отсутствующего" звена;
3) четкого определения цели;
4) конкретизации решения;
5) высокого уровня восприимчивости или же широкого понимания пользы предложенной инновации. [12, с.92]
Результативная инновационная политика (при наличии вышеуказанных критериев) связана с последовательной реализацией алгоритма, состоящего из следующих действий:
1) анализа возможностей:
2) накопления специализированной информации;
3) разработки простого и функционального изобретения;
4) углубления специализации нововведения, выражающегося в стремлении удовлетворить потребности специфического рыночного сегмента.
1.2 Основные принципы управления инновационной деятельностью на современном этапе
Очевидная необходимость инновационного пути развития общества предъявляет новые требования к содержанию, организации, формам и методам управленческой деятельности в условиях, когда уже практически неоспорима ведущая роль знаний и информации в процессе социально-экономических преобразований. При этом управление инновационной деятельностью становится особой формой управленческой деятельности, направленной на получение высоких экономических, социальных и экологических результатов путём использования инноваций в общественной практике. Важную роль в этом процессе играют институциональные преобразования, направленные на создание инновационной инфраструктуры и способствующие активизации инновационной деятельности как «особого системного вида деятельности коллектива людей, направленного на создание, внедрение и использование новых научных знаний, идей, открытий и изобретений, а также существующих и проверенных наукоёмких технологий, систем и оборудования».
Опыт развитых государств свидетельствует, что разработка стратегии действий необходима всем уровням хозяйствования, в том числе и отдельным регионам страны. В этой связи необходимо отметить, что одним из результатов осуществления социально-экономических преобразований в России стало получение регионом статуса отдельного субъекта Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством это означает признание региона самостоятельной хозяйствующей единицей, наделённой собственной компетенцией, правами, обязанностями и ответственностью, в том числе и в инновационной сфере. Следовательно, встаёт задача эффективного использования существующих возможностей управления научно-технической и инновационной деятельностью, ориентированных на решение территориальных проблем, к числу которых можно отнести неэффективное использование имеющегося природно-ресурсного, производственного, трудового, научно-технического и экспортного потенциала. В данном случае сознательно акцентируется направленность на использование именно существующих возможностей. С учётом данного замечания исходный концептуальный момент можно сформулировать так: ничего не нужно создавать специально, так как можно оптимизировать существующую систему управления инновационной деятельностью.
В рамках выбранного подхода можно выделить ряд этапов с заданной последовательностью выполнения:
Ревизия действующих функций региональных властных структур в области инновационной деятельности.
Оптимизация функций органов власти, направленная на повышение эффективности использования экономического потенциала региона через активизацию инновационной деятельности организаций, расположенных на его территории.
Анализ предложенной схемы показывает, что выполнение первого этапа представляет задачу больше техническую, чем творческую. Сложнее дело обстоит со вторым этапом, поскольку любая оптимизация невозможна без системы критериев, позволяющих с определённой степенью уверенности осуществить выбор наилучшего решения из возможных. Следовательно, необходимо разработать систему критериев оптимизации функций региональных органов власти в области инновационной деятельности. Очевидно, что данная задача должна выполняться в рамках первого этапа, что позволит сократить общие сроки проведения преобразований системы управления. [23, с.65]
Принимая во внимание рисковый характер инновационной деятельности, по моему мнению, следует отказаться от стоимостных критериев оптимальности, которые больше подходят при характеристике инвестиционной активности экономических агентов. В условиях, когда коммерчески эффективной становится лишь малая часть перспективных инновационных проектов, одним из наиболее действенных критериев оптимизации функций региональных органов власти в области инновационной деятельности может быть привлечение к последней как можно большего числа организаций всех форм собственности и видов деятельности. Для количественной характеристики инновационной активности организаций региона целесообразно провести анализ структуры инновационно активных организаций по каждой форме собственности или виду деятельности. В ходе выполнения анализа необходимо выявить статистические закономерности в структуре организаций в зависимости от степени их инновационной активности. Очевидно, что меры активизации, предусмотренные на втором этапе, в первую очередь будут направлены на инновационно менее активные организации. Однако наиболее действенным подходом в данном случае будет сбалансированная политика активизации по всему спектру организаций, независимо от формы собственности или вида деятельности.
Критический разбор предложенных этапов показывает, что при осуществлении анализа структуры инновационно активных организаций могут возникнуть некоторые сложности, поскольку успех в данном случае предполагает разработку специальной статистики инноваций. По моему мнению, в данном случае также следует отказаться от измерения инновационной активности с помощью стоимостных показателей, что объясняется трудностью определения критерия степени инновационной активности для каждой организации региона. Решением проблемы выбора критерия может стать принятие за проявление инновационной активности факта обращения на рынок инноваций. Очевидно, что требуется предварительная работа по организации эффективной модели данного рынка.
Рассмотрим возможную модель рынка инноваций. Для более детальной её оценки необходимо рассмотреть основных экономических агентов рынка инноваций. В качестве них выступают покупатели (производство) и продавцы (наука, производство) инновационных идей. В целях организации эффективного взаимодействия покупателей и продавцов целесообразно разделить последних на типы в зависимости от наличия или отсутствия идеи и необходимого финансирования.
При этом возможны четыре случая:
1) есть идея и финансирование;
2) в наличии только идея;
3) есть свободные финансовые ресурсы, но нет идеи;
4) полное отсутствие идеи и финансирования. [5, с.81]
В качестве основного языка общения между покупателями и продавцами на рынке инноваций мною предлагается использовать Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Принятый в ОКВЭД иерархический метод классификации позволяет описать и закодировать без каких-либо ограничений все известные виды экономической деятельности. Кроме того, к основному стандартизированному классификационному коду вида экономической деятельности может добавляться нестандартизованная часть кода по усмотрению пользователя. В качестве дополнительных критериев отбора взаимосвязанных пар покупателей и продавцов могут выступать другие коды Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации, например, коды ОКАТО, ОКПО, КФС и т.д. При этом меры экономического стимулирования со стороны региональных властных структур также могут быть прикреплены к конкретному коду ОКВЭД инновационной идеи. В дальнейшем можно предусмотреть создание благоприятного инвестиционного климата для определённой категории возможных партнёров согласно ОКВЭД.
Организационно рынок инноваций может быть оформлен в виде регионального центра содействия инновациям, функционирующего автономно или интегрированного в действующие структуры управления научно-технической и инновационной деятельностью в качестве дополнительной функции. Кроме того, принципиально возможна интеграция с уже действующими региональными органами содействия инновационной деятельности, представленными комиссиями по инновациям при региональных администрациях, филиалами Республиканского исследовательского научно-консультационного центра экспертизы, координационно-информационными центрами регионов, центрами научно-технической информации и некоторыми другими.
Таким образом, в рамках предложенной модели рынка инноваций основными задачами центра становятся: [8, с.29]
1) ведение реестра заявок покупателей и продавцов;
2) консультирование по выбору сферы применения (кодов ЕСКК) для инновационной идеи;
3) построение сети взаимодействующих организаций в соответствии с инновационным циклом конкретной идеи;
4) содействие конкурсному отбору заинтересованных организаций и инновационных идей;
5) мониторинг инновационной активности организаций в разрезе кодов ЕСКК;
6) предоставление информации всем заинтересованным пользователям.
Вернёмся ко второму этапу повышения инновационной активности организаций региона, а именно, к разработке и применению адресных мер активизации инновационной деятельности отдельных хозяйствующих субъектов через механизм оптимизации функций региональных органов власти. Очевидно, что для активизации инновационной деятельности организаций региона необходимо устранить как можно больше «узких» мест, препятствующих эффективному развитию последней. В условиях предложенной мною модели рынка инноваций возможны следующие «узкие» места.
Во-первых, отсутствие предложения инновационных идей (различной степени готовности).
Во-вторых, отсутствие доступных источников финансирования. Принимая во внимание вероятностный характер появления любой инновационной идеи региональным властным структурам целесообразно сконцентрировать своё внимание на организации «дружелюбной» инфраструктуры, которая будет способствовать взаимовыгодному сотрудничеству покупателей и продавцов на рынке инноваций. При решении второй проблемы, а именно, отсутствия финансирования, можно использовать весь накопленный арсенал средств: от прямого бюджетного финансирования до косвенных мер стимулирования инвестиционной активности экономических агентов.
Задачу построения отечественной инновационной системы, поставленную сегодня Главой государства и Правительством Российской Федерации, следует без преувеличения отнести к числу стратегически важных. Она связана с возрастанием роли инноваций как фактора, обеспечивающего технологическую модернизацию производства, высокое качество и конкурентоспособность продукции.
1.3 Элементы инновационной системы
Суть инновационной системы можно охарактеризовать как совокупность эффективно взаимодействующих элементов государственных и негосударственных секторов экономики, которые обеспечивают оперативное преобразование научных знаний в современные технологии, новые материалы и иную конкурентоспособную продукцию.
Элементы инновационной системы представлены на рисунке 1.
|
Рисунок 1 – Элементы инновационной системы[9, с.63]
Основные элементы инновационной системы: это – наука, инновационный сектор производства, образование, ориентированное на подготовку высококвалифицированных специалистов, инновационная инфраструктура, механизмы поддержки инновационной деятельности.
В экономическом отношении сегодня лидируют технологически развитые страны (таблица 1).
Их лидерство – результат продуманной стратегии по созданию инновационно-ориентированной экономики, главным ресурсом которой являются реализованные в новую продукцию знания.
Так, основой построения национальной инновационной системы в США стали инициированные правительством программы поддержки начинающим технологичным компаниям. Во Франции, Германии, Японии принятие широкомасштабных программ развития научно-технологических парков и инновационных центров позволило сформировать мощные опорные «точки» освоения и производства наукоемкой продукции.
Таблица 1
Экономические отношения в развитых странах
Страна |
Общий объем ВВП |
Индекс конкуренто- способности |
К.-во уче- ных и ИТР |
Техноло- гии |
Инновац. политика |
США |
1 |
2 |
6 |
1 |
1 |
Китай |
2 |
39 |
44 |
53 |
46 |
Япония |
3 |
21 |
1 |
23 |
12 |
Индия |
4 |
57 |
59 |
66 |
39 |
Германия |
5 |
17 |
11 |
15 |
7 |
Франция |
6 |
20 |
9 |
17 |
6 |
Канада |
10 |
3 |
14 |
2 |
5 |
Россия |
9 |
63 |
3 |
60 |
52 |
Объем мирового рынка высокотехнологичной продукции стремительно растет. Сегодня его величина оценивается в 2,5-3 трлн.долл., к 2015г., по прогнозам, поизойдет удвоение. Вместе с тем доля России на этом рынке находится чуть выше нулевой отметки. В этой связи задача формирования отечественной инновационной системы как основы современного социально-экономического развития для нашей страны имеет особую значимость.
Экономика России остро нуждается в модернизации, идет старение основных фондов, нарастает технологическое отставание. [14, с.49]
Вместе с тем, научно-технологический потенциал России все еще достаточен, чтобы осуществить технологическую модернизацию производства и обеспечить конкурентоспособность российских товаров. По оценкам экспертов, наша страна до сих пор является мировым лидером по таким перспективным направлениям как лазерные и ядерные технологии, имеет значительные достижения в таких областях, как двигательные установки, специальные и энергонасыщенные материалы и технологии производства новых материалов.
Это очень важно, так как технологии являются огромным ресурсом, позволяющим обеспечить технологическую независимость страны и создавать благоприятные предпосылки для ее успешного экономического развития. Так, «экономическое чудо» Гонконга, Тайваня, Сингапура самым непосредственным образом связано с активным заимствованием этими странами мировых технологий. У нас же имеется ряд собственных уникальных технологий, которые не надо приобретать и за которые не надо платить.
Тем не менее, сегодня в России реально используется в экономике не больше 2% создаваемых научных знаний. И это оборачивается крупным экономическим и стратегическим проигрышем. Если в развитых странах на долю знаний, воплощенных в технологиях, товарных продуктах и образовании в настоящее время приходится 80-95% ВВП, то в России даже в лучшие годы вклад науки в ВВП не превышал 30-40%.
Наукоемкость российского ВВП снижается. В настоящее время она составляет всего 1,3%, в том числе по УрФО – порядка 0,6 %., тогда как к наукоемким принято относить производства, для которых этот показатель составляет не ниже 3,5%, а к высокотехнологичным – не ниже 8,5 %.
Главным препятствием на пути вовлечения научно-технического потенциала в решение задач модернизации российской экономики является существующая разобщенность взаимосвязей хозяйствующих субъектов и научных организаций.
На сегодняшний день в России формируется национальная инновационная система. Это – научный комплекс, высокотехнологичные предприятия ОПК, ряд успешно функционирующих объектов инновационной инфраструктуры (технопарки, инновационные центры и др.). Но пока все эти элементы разрознены, им не хватает объединяющего начала, способного превратить их в действенный инструмент эффективного использования и коммерциализации научных идей.
Сегодня первоначальный этап формирования инновационных систем, связанный с освоением зарубежного опыта, уже пройден. Он показал, что единого рецепта создания инновационной системы не существует. В каждой стране инновационная система должна быть своя, максимально приспособленная именно к ее экономике, науке, особенностям производства, целям и задачам развития, культурно-историческим традициям.
|
Рисунок 2 – Распределение валового внутреннего продукта
Вывод: на настоящий момент в условиях сложившейся экономической ситуации российским предприятиям просто необходимо перейти к практическому этапу создания инновационной системы, поиску механизмов эффективного взаимодействия ее элементов. На федеральном уровне уже предпринят ряд шагов в данном направлении. Идет создание наукоградов, федеральных центров трансфера технологий, формируется сеть информационного обеспечения инновационной деятельности.
Однако, учитывая масштабы нашей страны и существенное различие ее регионов по уровню и возможностям социально-экономического развития, а также состоянию научного потенциала, эффективно решить проблему построения в России инновационной системы только из центра просто невозможно. Необходимо активное участие регионов в данном процессе. Формирование инновационной системы России должно стать улицей с двусторонним движением.
Глава 2 Развитие инновационной деятельности на ОАО «Композит»
2.1 Характеристика ОАО «Композит»
Основными видами деятельности ОАО «Композит» является изготовление и сбыт теплообменников, в том числе: радиаторов для тракторов и самоходных установок и сердцевины к ним.
Страна регистрации: Россия.
Правовое положение фирмы: открытое акционерное общество
Характер собственности фирмы: акционерная
История Проектного института завода начинается с июля 1918 года. Когда на базе фабрики Трындина, в Москве, (именовавшейся с 1907 года заводом "ПАТЭ") при национализации частной промышленности, был организован завод "МЕТРОН", с подчинением его тресту точной механики Высшего Совета Народного хозяйства. Завод тогда представлял собой небольшое предприятие с универсальным оборудованием, выпускающее аналитические и технические весы, гири к ним и термометры; рабочих и служащих насчитывалось не более 70 человек.
Производственная и материально-техническая база предприятия состоит из комплекса производственных, складских, административных и вспомогательных зданий и сооружений.
Предметом деятельности Общества является производственно-хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение общественных потребностей в продукции производственно-технического назначения, в разработке и внедрении новых технологий в производстве; практическая реализация научно-технических достижений; выполнение работ и оказание услуг.
Целями деятельности Общества являются: полное и качественное удовлетворение потребностей российских и иностранных юридических лиц и потребностей населения в насыщении рынка товарами производственно-технического назначения, оказании услуг и реализации на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов его участников и всех работников общества.
На настоящий момент состояние ОАО «Композит» характеризуется крайне неблагоприятными тенденциями показателей ликвидности и рентабельности, финансовой устойчивости. В связи с этим повышение показателей ликвидности и рентабельности продаж и собственного капитала, финансовой устойчивости является для ОАО «Композит» наиболее важной задачей. Резервами для увеличения рентабельности собственного капитала является, прежде всего, повышение прибыльности продаж.
2.2 Анализ деятельности ОАО «Композит» и оценка ресурсоемкости программы
Производственная и материально-техническая база предприятия состоит из комплекса производственных, складских, административных и вспомогательных зданий и сооружений.
Динамика показателей деятельности предприятия представлена в таблице 2.
Таблица 2
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Композит»
Показатель |
Формула для расчета |
2007 |
2008 |
Откло-нение (+/-) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Чистый оборотный капитал |
ТА-ТП |
12674 |
13110 |
+436 |
Коэффициент общей ликвидности |
Лобщ=ТА/ТП >1-2 |
0,5 |
0,8 |
+0,3 |
Коэффициент быстрой ликвидности |
Лб= (ДС+КФВ +ДЗ)/ТП>1 |
0,28 |
0,57 |
+0,29 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
Лабс = (ДС + КФВ)/ТП > 0,2 |
0,25 |
0,002 |
-0,25 |
Коэффициент финансовой независимости |
Кфн=СК/К>0,5 |
0,12 |
0,0045 |
-0,12 |
Коэффициент финансирова-ния |
Кф=СК/ЗК>1 |
0,1 |
0,04 |
-0,096 |
Коэффициент маневренности |
Км=ЧОК/СК=(ТА-ТП)/СК |
4,5 |
4,2 |
-0,3 |
Рентабельность продаж |
Рпр=Прпр/В |
0,0008 |
0,023 |
+0,022 |
Рентабельность капитала |
Рк=ЧП/К |
0,0127 |
0,041 |
+0,03 |
Рентабельность собственного капитала |
Рск=чп/ск |
0,1 |
0,9 |
+0,8 |
Рассмотрим чистый оборотный капитал предприятия.
Наличие и увеличение ЧОК является главным условием ликвидности и финансовой устойчивости предприятия. Величина ЧОК показывает, какая часть оборотных средств финансируется за счет инвестированного капитала.
Если ЧОК положителен, то чем больше его величина, тем более устойчиво финансовое состояние предприятия. Арифметически данный показатель определяется как разница между текущими активами и текущими пассивами (или, что то же самое, как разница между инвестированным капиталом и постоянными активами).
На протяжении анализируемого периода наблюдалось отрицательное значение ЧОК и дальнейшее его уменьшение. Такое положение говорит о постоянном снижении финансовой устойчивости.
Проведем анализ показателей ликвидности.
Коэффициент общей ликвидности на протяжении анализируемого периода находится вне пределов нормы, но имеет явную тенденцию к увеличению.
Коэффициент промежуточной (срочной) ликвидности характеризует способность предприятия выполнять текущие обязательства за счет более ликвидной части текущих активов. В течение анализируемого периода коэффициент промежуточной ликвидности варьировался от 0,28 до 0,57 при рекомендуемом значении больше 1.
Коэффициент абсолютной ликвидности, характеризующей возможность предприятия выполнять обязательства за счет свободных денежных средств варьировался от 0,25 до 0,002, что также не превышает рекомендуемую нижнюю границу 0,2. Его столь значительное уменьшение в отчетном периоде свидетельствует о крайне негативынх тенденциях в ликвидности предприятия.
Судя по значению коэффициента абсолютной ликвидности и коэффициента срочной ликвидности, предприятие испытывает значительный недостаток свободных денежных средств для финансирования текущей деятельности.
В целом ОАО «Композит» характеризуется крайне низкой ликвидностью. С экономической точки зрения это означает, что в случае срывов в оплате продукции предприятие может столкнуться с серьезными проблемами погашения задолженности поставщикам. Тем не менее, нужно отметить наличие факторов, влияющих положительно на динамику изменения показателей общей ликвидности, что свидетельствует о возможном росте потенциальной платежеспособности предприятия.
Проведем анализ показателей финансовой устойчивости.
Коэффициент финансовой независимости определяет долю собственного капитала в имуществе предприятия. За исследуемый период этот показатель почти достиг рекомендуемого значения 0,5 к концу 2008г. Чем больше значение этого коэффициента, тем меньше зависимость предприятия от внешних источников финансирования и больше финансовая устойчивость.
Коэффициент финансирования характеризует соотношение собственных и заемных средств. За анализируемый период коэффициент финансирования ОАО «Композит» имел ярко выраженную тенденцию к снижению. Величина данного показателя составила на начало исследуемого периода – 0,1, а на конец – 0,04. Для финансово устойчивого предприятия минимальный уровень данного показателя равен 1. С экономической точки зрения это означает, что все обязательства предприятия не могут быть покрыты его собственными средствами. Значения данного коэффициента свидетельствуют о том, что предприятие работает за счет внешних источников финансирования.
Коэффициент маневренности показывает, какая доля собственных средств предприятия задействована в финансировании наиболее маневренной части активов - оборотных средств. Данный коэффициент представляет собой частное от деления ЧОК и собственного капитала предприятия. Каких-либо устоявшихся в практике нормативных значений коэффициента маневренности не существует. Можно лишь отметить, что чем больше значение данного показателя, тем более маневренно (и, следовательно, более устойчиво) предприятие с точки зрения возможности его переориентирования в случае изменения рыночной конъектуры. Существенным является то, что показатели маневренности ОАО «Композит» имеют отрицательное значение, но увеличиваются.
Проведем анализ показателей рентабельности.
Рентабельность продаж, определяемая как отношение прибыли от продаж к выручке от продаж, в среднем в исследуемом периоде значение данного показателя находилось на крайне низком уровне. 2008 г. характеризуется повышением рентабельности продаж по сравнению с 2007 г.
Высшая точка рентабельности всего капитала за исследуемый период была пройдена по итогам 2008 года.
Рентабельность собственных средств предприятия увеличилась с 0,1 до 0,9. Иными словами, повышался объем чистой прибыли, приходящейся на рубль вложенного в предприятие капитала.
В целом ОАО «Композит» можно охарактеризовать как финансово неустойчивое предприятие.
Состояние ОАО «Композит» характеризуется крайне неблагоприятными тенденциями показателей ликвидности и рентабельности, финансовой устойчивости. В связи с этим повышение показателей ликвидности и рентабельности продаж и собственного капитала, финансовой устойчивости является для ОАО «Композит» наиболее важной задачей. Резервами для увеличения рентабельности собственного капитала является, прежде всего, повышение прибыльности продаж.
Научными и исследовательскими работами было занято около 100 чел., в том числе непосредственно научными исследованиями – порядка 66-68 чел.
Затраты на научные исследования и разработки собственно на ОАО «Композит» выросли в последние два года в 8 раз (табл. 3). Это составляет больше 20% полученной в 2006 г. прибыли.
Таблица 3
Затраты на научные исследования и разработки ОАО «Композит», тыс. руб.
Затраты |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Всего |
438,5 |
4120,7 |
4348,7 |
В том числе: - внутренние |
438,5 |
4042,8 |
3931,1 |
- внешние |
0 |
77,9 |
417,6 |
По отношению ко всем затратам на технологические инновации затраты по отдельным видам деятельности в 2008 г. составляли:
- исследования и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства, новых производственных процессов - 5,6%;
- приобретение машин и оборудования - 30,4%;
- приобретение новых технологий - 1,5%;
- приобретение программных средств - 0,8%;
- производственное проектирование - 38,8%;
- обучение и подготовка персонала, связанного с инновациями - 0,1%;
- маркетинговые исследования - 0,34%;
- прочие затраты на технологические инновации - 22,4%.
В составе расходов на научные исследования и разработки ОАО «Композит» более 90% - внутренние источники финансирования, хотя следует отметить и постепенное наращивание внешних затрат.
В настоящее время на предприятии рассматривается проект по внедрению в производство технологического процесса изготовления сердцевин водяных и масляных радиаторов с шагом охлаждающих трубок 10мм.
Время по подготовке производства водяного радиатора составит -3-6 месяцев.
Для более конкретного, оперативного и качественного планирования подготовки производства сердцевин водяного и масляного радиаторов с шагом охлаждающих трубок 10 мм необходимо получить следующую информацию:
1. по водяному радиатору:
- объем производства;
- желаемый срок внедрения;
- перспектива радиатора 64-08-235сб (не планируется ли увеличение высоты сердцевины на 40мм)
- как внедрение радиатора 64-08-235сб отразится на объемах поставки на ЧТЗ радиатора 130У. 13.010-1
2. Но масляному радиатору:
- объем производства;
- желаемый срок внедрения;
- заменит ли радиатор 64.09-131сп радиатор, 50-09-151сп, или они будут выпускаться одновременно, тогда в каких объемах?
Таблица 4
План движения денежных средств
показатели |
Сумма, т.р. |
1 |
2 |
1.денежные средства на начало года |
893,91 |
2.поступление (приток) денежных средств |
|
Выручка от реализации продукции без НДС |
5210 |
Кредиты |
|
Прирост устойчивых пассивов |
|
Доходы от прочей реализации |
– |
Доходы от внереализационных мероприятий |
– |
Безвозмездные поступления |
– |
Всего поступлений (приток) |
6343 |
3.платежи на сторону (отток) денежных средств |
|
Затраты на производство продукции (без амортизации) |
4334,2 |
Оплата налогов, отнесенных на финансовый результат |
71,2 |
Затраты на приобретение основных средств |
618,2 |
Оплата % за кредит |
|
Погашение кредита |
0 |
Уплата налога на прибыль |
173,21 |
Дивиденды |
– |
Прочие выплаты |
171,1 |
Итого платежей (отток) |
5367,91 |
Остаток денежных средств на конец периода |
736 |
Окг=Онг+п-Р
Где Онг–остаток денежных средств на начало планируемого года, т.р.
П-приток денежных средств в течении года,т.р.
Р–расход денежных средств в течении года,т.р.
Окг–остаток денег на конец планового периода=736 т.р.
Анализ и оценка результатов деятельности предприятия на 2006 г.
Таблица 5
Прогнозные показатели деятельности ОАО «Композит» по плану 2009 года
Показатели |
Отчет прошлого года |
План 2009 года |
Отклонение плановых показателей от отчетных |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.объем производства продукции, тыс. ед. |
– |
5605 |
– |
2.объем продаж (выручка от реализации), т.р. |
– |
1534 |
– |
3.численность персонала, чел. |
– |
18 |
– |
4. производитель-ность труда, руб./ чел. |
– |
85,2 |
– |
5.средняя зар.плата, руб./чел. |
– |
3677 |
– |
6.затраты на производство, всего тыс.руб. |
– |
1898,1 |
– |
7.себестоимость единицы продукции, руб. |
– |
0,34 |
– |
8.плановая цена, руб. |
– |
5970 |
– |
9.балансовая прибыль, т.р. |
– |
721,71 |
– |
10.чистая прибыль, т.р. |
– |
548,499 |
– |
2.3 Оценка ожидаемой результативности реализации программы
Сравним эффективность привлечения средств на реализацию проекта путем лизинга и кредита.
Условия кредита:
-сумма кредита – 3300 000 руб.;
-срок кредита - 3 года;
-процентная ставка - 23 процента годовых;
-норма амортизации - 10%.
Возможны два варианта схемы кредитования.
Вариант 1. Кредит погашается единовременно в конце срока кредитования, выплата процентов производится ежеквартально.
Вариант 2. Кредит погашается ежеквартально равными долями, выплата процентов производится ежеквартально.
Необходимо отметить, что при расчете всех вариантов кредитования не учитывались платежи по страхованию оборудования. Тем не менее на практике нередко бывает необходимо, чтобы оборудование было застраховано.
Условия лизинга:
-сумма приобретаемого оборудования —3300 000 руб.;
-срок лизингового договора - 3 года;
-ставка процентов по средствам, привлеченным лизингодателем, - 23 процентов годовых;
-норма амортизации - 10%;
- страховка - 0,6% от стоимости имущества;
- вознаграждение лизингодателю -1,5% от суммы амортизации.
Существует два варианта лизинговой схемы.
Вариант 1. Лизинг сроком на три года, имущество на балансе лизингодателя.
Вариант 2. Лизинг сроком на три года, имущество на балансе лизингополучателя.
Для сравнения эффективности перечисленных вариантов кредита и лизинга рассчитываются следующие показатели.
1. Дисконтированная стоимость расходов на приобретение оборудования. В случае приобретения оборудования в собственность за счет использования кредита этот показатель представляет собой дисконтированную сумму ежеквартальных выплат основной суммы долга и процентов в течение трех лет. В случае приобретения оборудования в лизинг этот показатель представляет собой дисконтированную стоимость лизинговых платежей, выплачиваемых в течение трех лет.
2. Дисконтированная стоимость экономии по налогу на прибыль. При лизинге и кредите этот показатель представляет собой дисконтированную стоимость сумм, уменьшающих налог на прибыль (амортизационных отчислений, лизинговых платежей, процентов по кредиту, сумм налога на имущество).
3. Дисконтированная стоимость расходов на приобретение оборудования, уменьшенная на дисконтированную стоимость сумм экономии по налогу на прибыль. Именно этот показатель является результатом, позволяющим сравнить стоимость приобретения оборудования в собственность за счет привлечения кредита и получения его в лизинг.
Алгоритм расчетов для кредитной схемы
1. Сумма квартального платежа компании, приобретающей оборудование, по погашению кредита (П):
П=С%по кредиту+ОСкредита,
где С% по кредиту - квартальная сумма процентов по кредиту; ОСкредита - квартальная выплата основной суммы кредита.
2. Сумма расходов за квартал, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (S расходов):
Sрасходов = С% по кредиту + А + Нимущество
где А - квартальная сумма амортизации в целях налогообложения; Нимущество — квартальный налог на имущество.
3. Сумма квартальной экономии налога на прибыль (S экономии):
Sэкономии = Sрасходов*24%,
где 24% - ставка налога на прибыль.
4. Сумма ежегодных платежей по погашению кредита (Сn):
Cn = П1n+П2n+П3n+П4n,
Сn - ежегодный платеж по погашению кредита за n-й год;
П1n,П2n,П3n,П4n - квартальные платежи по погашению кредита n-го года.
5. Дисконтированная стоимость ежегодных платежей по погашению кредита (PVплатежей):
г - ставка дисконтирования - 25% (условно взята ставка, соответствующая средней рыночной стоимости капитала).
6. Сумма экономии по налогу на прибыль в год (S экономии n):
Sэкономии n = S1n+ S2n+ S3n+ S4n,
где S1n,S2n,S3n,S4n — суммы квартальной экономии по налогу на прибыль, полученные в n-й год.
7. Дисконтированная стоимость ежегодной экономии по налогу на прибыль (PV экономии)
Алгоритм расчетов для лизинговой схемы
Нижеприведенные формулы применяются при учете имущества на балансе лизингополучателя. При учете имущества на балансе лизингодателя проводятся аналогичные расчеты, но амортизация и налог на имущество начисляются лизингодателем.
1. Поквартальный лизинговый платеж (ЛП):
ЛП = А + 1/4*C + C%по лизингу + Sвознагр + На/д,
где А - квартальная сумма амортизации в течение срока лизинга, рассчитанная для целей налогообложения;
1/4*С — квартальная сумма страховки;
C%по лизингу - квартальная сумма процентов по привлеченным лизингодателем кредитным ресурсам;
Sвознагр — квартальная сумма вознаграждения ь лизингодателю, вознаграждение лизингодателю (1,5% от начисленных поквартальных амортизационных отчислений);
На/д - квартальный налог на пользователей и автодорог.
2. Сумма квартальной экономии по налогу на прибыль (S экономии):
Sэкономии(л)= (ЛП + Нимущество)*24%,
Где Нимущество - налог на имущество, уплачиваемый лизингополучателем;
24% - ставка налога на прибыль.
Дисконтирование ежегодных лизинговых платежей и суммы экономии по налогу на прибыль при лизинге производится аналогично дисконтированию платежей по погашению кредита и сумм экономии по налогу на прибыль при кредитовании.
Результаты расчета общей суммы дисконтированных расходов при лизинге и кредитовании приведены в таблице 6
Таблица 6
Сравнение стоимости приобретения оборудования за счет привлечения кредита и при лизинге
Наименование |
Варианты кредита |
Варианты лизинга |
||
|
1 |
2 |
1 |
2 |
Дисконтированная стоимость ежегодных платежей по погашению кредита (PVплатежей) |
28914 |
28878 |
28914 |
27568 |
Дисконтированная стоимость экономии по налогу на прибыль PV экономии, тыс. руб |
6148 |
4825 |
6729 |
6783 |
Дисконтированная стоимость расходов на приобретение оборудования, уменьшенная на дисконтированную стоимость экономии по налогу на прибыль, тыс. руб. (строка 1 - строка 2) |
24117 |
24089 |
22150 |
20785 |
Приведенная стоимость экономии по налогу на прибыль в процентах к первоначальной стоимости оборудования (строка 2 : строку 1 х 100%) |
20 |
16 |
22 |
23 |
Согласно технико-экономическому обоснованию проекта общие затраты на реализацию составят 7740,4 тыс. руб., чистая прибыль повысится на 182,5 тыс. руб. и значительно снизятся затраты.
Средства для реализации проекта предлагается частично выделить из собственных средств предприятия и взять оборудование на сумму 3300 тыс. руб. в кредит или на условиях лизинга. Как показали расчеты наиболее экономически эффективными являются варианты приобретения оборудования в лизинг, особенно при учете его на балансе лизингополучателя.
Приведем данные по эффективности внедрения инвестиций в проект в таблице 7:
Таблица 7
Анализ эффективности проекта
Объем инвестируемых средств, тыс. руб. |
7740,4 |
Период эксплуатации инвестиционного проекта, лет |
1 |
Сумма чистого денежного потока всего, тыс. руб. |
10062,5 |
Дисконтный множитель при ставе 10% |
0,91 |
Настоящая стоимость, тыс. руб. |
9156,9 |
Чистый приведенный доход, тыс. руб. |
9156,9-7740,4=1416,5 |
Индекс доходности |
9156,9/7740,4=1,18 |
Период окупаемости, лет |
7740,4/9156,9=0,8 |
В целом анализ показал, что реализация проекта внедрения данной инновации позволит повысить рентабельность предприятия путем совершенствования планирования ТМС, децентрализации складов и т.д.
Формула для расчета экономической эффективности мероприятий имеет вид:
Ээф=(С0-С1)*Оз-Зкап*Ен
где С0 и С1, — себестоимость единицы продукций или работы до и после осуществления мероприятий, руб. или тыс. руб.;
Оз — объем работ или продукции от даты внедрения мероприятия до конца расчетного периода;
3кап — общая сумма капитальных (или единовременных) затрат на осуществление мероприятия, руб. или тыс. руб.;
Ен —— коэффициент сравнительной экономической эффективности капитальных затрат.
Ээф=(0,49-0,34)*5605-3998,9*0,15=840,75-599,835=240,9 тыс. руб.
Реализация предлагаемой инновации позволит повысить прибыль от реализации продукции в среднем на 29.
Рассмотрим влияние внедрения инновации на обобщающие показатели деятельности ОАО «Композит»:
Данный рисунок наглядно показывает значительный рост обобщающих показателей деятельности предприятия.
Рассмотрим влияние предложенных мероприятий на финансовые результаты деятельности предприятия:
Таблица 8
Сравнительная оценка финансовых результатов деятельности предприятия
Показатель |
Ед. изм. |
До внедрения мероприятий |
После внедрения мероприятий |
Отклонения, +- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1.Прибыль на рубль материальных затрат 2.Рентабельность продаж 3.Рентабельность продукции 4.Рентабельность капитала |
Руб. |
1,3 0,023 0,9 0,04 |
1,8 0,4 1,2 0,8 |
+0,5 +0,377 +0,3 +0,76 |
Данная таблица показывает, что в результате внедрения предлагаемой инновации возможно повышение рентабельности, прибыльности деятельности предприятия. Общая эффективность вложения средств в данное предприятие значительно повысится.
Вывод: В целом анализ работы предприятия ОАО «Композит» показал, что реализация проекта внедрения нового инновационного продукта ОАО «Композит» позволит значительно повысить эффективность организации инновационной деятельности предприятия.
Заключение
Инновационная деятельность той или иной направленности и степени новизны в том или ином объеме осуществляется во всех сферах жизни общества и отраслях народного хозяйства, в рамках предприятий и учреждений разного типа, а также большим числом отдельных граждан, выступающих как физические лица, работников инновационных предприятий разного вида, а также рационализаторов, изобретателей, авторов и соавторов интеллектуальных продуктов и инноваций. Однако преобладающая доля инноваций создается в рамках инновационных предприятий, самостоятельных или входящих в более крупные инновационные предприятия и объединения, работающих преимущественно в сфере науки, а также в различных отраслях народного хозяйства. В инновационных предприятиях создаются интеллектуальные продукты, инновации, что обеспечивает научный, технический, социальный и экономический прогресс в обществе.
Главными ограничениями на инновационном рынке являются не ресурсы, а институты – нормы, правила (как формальные, законодательные, так и неформальные, поведенческие), а также институциональные структуры, организации.
Преодоление ограничений инновационного развития России потребует значительного времени и продуманных мер в области экономической политики. Должны произойти изменения в модели экономического роста. Это может быть обеспечено, во-первых, мерами по сокращению недооценки рабочей силы (путем включения в действие механизма минимальной оплаты труда как рыночного стандарта низшего порога нормальных условий воспроизводства рабочей силы). Во-вторых, необходимо налаживание обычного рыночного механизма распределения природной ренты, основанного на оценке продуктивности природных ресурсов. В-третьих, должен обеспечен целый комплекс мер по стимулированию ускоренного технического обновления основного капитала (ускоренная амортизация, освобождение от налогообложения прибыли, реинвестируемой в технологическую модернизацию основного капитала и т.д.).
Проделанный анализ позволяет представить движение к формированию целостной национальной инновационной системы как систему поэтапных мер, имеющих различную протяженность во времени.
Решение ряда этих проблем возможно провести в рамках сложившейся экономической политики (например, восстановление и даже усиление налоговых льгот по прибыли, реинвестируемой на инновационные цели, введение льгот для банковского финансирования инновационных проектов), а других - только при условии ее существенных изменений. Многое требует значительного времени (например, расширение и стабилизация фондового рынка, рост капитализации банковской системы).
Список использованной литературы
1. Постановление Правительства РФ от 31 марта 1998г. N 374 "О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу" (с изм. и доп. от 13 октября 1999г.).
2. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 30 марта 2002 г. N Пр-576)
3. Аганина Л.С. Методы реализации государственной инновационной политики. // Материалы научной конференции "Ломоносовские чтения - 2007". – М.: ТЕИС, 2003, с. 133-134.
4. Белоусов Д. Проектная экономика // Эксперт. – 2009. – №38. – с. 54.
5. Дмитренко С.И. Экономика России реформируется. – М.: Экономика, 2005, с. 131-132.
6. 3авлин П.Н., Васильев А.В. Оценка эффективности инноваций. – СПб.: Бизнес-Пресса, 2008.
7. Иванова Н.И. Национальная инновационная система. – М.: Наука, 2002.
8. Имамутдинов И. Сотрем в порошок; Дан Медовников. Без Белой книги. // Эксперт. – 2007. – №33, с. 56-59.
9. Инвестиции и инновации в России: проблемы в начале XXI века (макроэкон., социал., институцион. и методол.): Сборник статей. / Отв. ред. Н.А. Новицкий. – М., 2006.
10. Инновационный бизнес в России. Аналитическая записка. – М.: "Независимая Аналитическая Консалтинговая Группа", 2007. – 37 с.
11. Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой, – М.: Юнити, 2007
12. Иноземцев В.Л. Инвестиции и производительность в постиндустриальной ситуации // Воспроизводство и экономический рост. – М.: ТЕИС, 2008, – с. 218.
13. Клепач А. Профицит вместо развития // Эксперт. – 2008. – №37. – с. 66.
14. Кузнецов Е.Ю. Инновации и их роль в экономическом развитии: автореферат на соискание степени к.э.н. – СПб.: 2005.
15. Лосева А.И. Управление инновациями. М., 2004
16. Меньшиков С. Анатомия российского капитализма. – М.: Междунар. отношения, 2006, глава 1 (1.10.-1.12.), Глава 2 (2.1.-2.3.) и с. 401-402.
17. Миндели Л.Э., Хромов Г.С. Научно-технический потенциал России. Части I и II. – М.: ЦИСН, 2007.
18. Миндели Л.Э., Хромов Г.С. Научно-технический потенциал России. Часть II. – М.: ЦИСН, 2007, с. 122.
19. Мнеян М. Инновационный вызов России // Сумма технологий. – 2009. – № 2. – С. 4.
20. Основы инноватики и инновационной деятельности / Гамидов Г.С., Колосов В.Г., Османов Н.О. – СПб., 2005.
21. Основы инновационного менеджмента. / Под ред. П.Н. Завлина и др. – М.: ОАО "НПО" "Издательство "Экономика", 2006.
22. Платонов В.В. Стратегия ресурсного обеспечения инновационной деятельности /Под ред. А.И. Муравьева. – СПб.: ГУЭФ, 2009.
23. Проблемы и противоречия воспроизводства в России в контексте мирового развития. Теория. Сопоставления. Поиски. /Под ред. В.Н. Черковца. – М.: ТЕИС, 2009, с. 391.
24. Пузыня К. Ф., Казанцев А. К., Барютин Л. С. Организация и планирование научных исследований и опытно-конструкторских разработок: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2004.
25. Ресурсы инноваций: организационный, финансовый, административный: Учебное пособие /Под ред. проф. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 318 с.
26. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венг. - М.: Прогресс, 2005.
27. Современный менеджмент: принципы и правила. – М.-Нижний Новгород, 2007.
28. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. Сокр. пер. с англ. – М.: Экономика. – 2009
29. Хаустов Ю.И., Соловьев Б.А., Бочаров В.П. Инновационный процесс в системе общественных отношений. – Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2007, с. 189.
30. Хаустов Ю.И., Соловьев Б.А., Бочаров В.П. Инновационный процесс в системе общественных отношений. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2005, с. 195-196