" Выборы в современной России"

Содержание


 TOC \o "1-3" \h \z \u Содержание. PAGEREF _Toc238198691 \h 2 #

Введение. PAGEREF _Toc238198692 \h 3 #

1.   Значение выборов. PAGEREF _Toc238198693 \h 4 #

2.   Истоки современных выборов. PAGEREF _Toc238198694 \h 4 #

3.    Принципы современных выборов в России. PAGEREF _Toc238198695 \h 7 #

4.    Роль избирательного законодательство в современных выборах. PAGEREF _Toc238198696 \h 8 #

Заключение. PAGEREF _Toc238198697 \h 14 #

Список используемой литературы.. PAGEREF _Toc238198698 \h 15 #






Введение


Выборы - важнейший компонент современных политических систем. Выборы не что иное, как политический институт, с использованием которого осуществляется закрепленный в Конституции и других законах относительно регулярный, периодичный процесс избрания состава органов государственной власти.

Каждый гражданин сам для себя решает вопрос: участвовать ли ему в выборах или нет. Заметьте, все без исключения хотят и ждут изменений к лучшему в жизни, но не все делают для этого практические шаги. Одним не хочется обременять себя лишними заботами и раздумьями о том, кому доверить управление страной. Другие считают, что их голос не является значительным в процедуре голосования. Однако нельзя так легкомысленно относиться к выборам, потому что каждый голос может стать решающим.

Участие в выборах – это проявление социальной ответственности, политической и правовой зрелости каждого гражданина, неравнодушного к судьбе своей страны, округа, города села.

Цель работы – отразить значение выборов в современной России.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

—выявить сущность понятия выборы;

—отразить исторический аспект выборов в России;

—раскрыть принципы выборов в соответствии с Конституцией РФ.

Для написания работы использовались специализированные учебные пособия и периодические издания.



1.     Значение выборов


Выборы - важнейший компонент современных политических систем. Выборы не что иное, как политический институт, с использованием которого осуществляется закрепленный в Конституции и других законах относительно регулярный, периодичный процесс избрания состава органов государственной власти. Выборы всегда связаны с голосованием. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями[1].

Структура политического института выборов состоит из большой совокупности неравнозначных элементов: политических прав граждан, исторических традиций выборности власти, избирательного права и избирательных систем, господствующих в обществе политических ценностей и типа электоральной культуры, уровня развитости избирательных технологий и политического маркетинга. Возможно включение ещё каких-то элементов.

Выборы — важнейший институт демократического государства. Это испытанный способ обретения правительством доверия и поддержки народа[2].


2.     Истоки современных выборов


Истоки современных выборов лежат в Древней Греции и в Древнем Риме, где свободные граждане обязаны были участвовать в политической жизни, заседая в народных собраниях. Воля народа, выраженная голосованием в собрании, приобретала силу закона.

В Древней Греции применялось открытое голосование и тайная баллотировка с помощью жребия. «Бюллетенем» был боб: белый боб означал «за», черный – «против». В Афинах существовал еще один тип тайного голосования – «остракизм» или «суд черепков»: община имела право изгонять из пределов города любого общественного деятеля, если его популярность угрожала основам демократии. Процедура голосования выглядела так: участник голосования получал черепок и писал на нем имя человека, которого считал нужным изгнать из Афин, а затем помещал черепок в специальное отгороженное место на площади. Тот, чье имя повторялось большее число раз, объявлялся изгнанным. Иногда остракизму подвергались и обычные граждане, ведущие недостойный образ жизни.

В Древнем Риме предвыборная кампания начиналась задолго до дня голосования. Кандидат заявлял органам власти о своем желании баллотироваться. Должностные лица обязаны были проверить, насколько данный гражданин отвечает требованиям закона, и только тогда он вносился в список кандидатов. После этого начиналась предвыборная борьба. Происходило это следующим образом: кандидат облачался в белоснежную тогу, что означало его чистую совесть, и отправлялся на площади и базары, прося поддержки у избирателей. Сопровождал его раб – номенклатор, который подсказывал ему имена избирателей. В день голосования каждый избиратель получал маленькую дощечку - избирательный бюллетень, писал на ней имя кандидата и опускал в урну.

Огромную роль в развитии демократии уже в наше время имела Великая Французская революция. Она способствовала рождению таких понятий как «активное право», «пассивное право», «списки избирателей», «права человека и гражданина». Активное право получали граждане Франции в возрасте 21 года. Декларация прав человека и гражданина – выдающийся документ, оказавший большое влияние на развитие демократии во всем мире. За годы революции французы проделали путь от подданных короля до статуса гражданина. Слово «гражданин» произносилось с гордостью.

Современная система тайного голосования, при которой избирательная комиссия печатает избирательный бюллетень типографским способом, выдает ее голосующему, а тот делает отметку в бюллетене, была разработана и применена во второй половине 19 века в Австрии.

В Древней Руси царила прямая демократия: вечевые собрания. Особенно ярко это проявилось в Новгороде (Новгородское вече) и Пскове. На Новгородской земле была сформирована феодальная республика. Выборные органы власти здесь присутствовали с 12 по 15 века. Высшая власть в республике формально принадлежала общегородскому вечевому собранию, в котором современники видели своеобразный символ новгородской государственности. Его созывали по мере необходимости по инициативе князя, посадника, тысяцкого или архиепископа. В экстраординарных случаях вече собирали сами граждане. Летописцы свидетельствуют, что в сложные периоды истории число таких сходов учащалось.

На вече рассматривались наиболее важные вопросы государственной жизни: избирались, назначались и смещались должностные лица, принимались законопроекты, обсуждались межтерриториальные и международные отношения. Вече распоряжалось земельным фондом, устанавливало повинности, льготы и привилегии, вершило судопроизводство, рассматривало различные жалобы. Все решения на нем принимались посредством выборного принципа: присутствующим предлагалось высказаться «за» или «против» предложений, сформулированных исполнительной властью республики.

Первая Государственная Дума была создана в России после издания Николаем Вторым Манифеста 17 октября 1905 года. Но выборы в Думу не были прямыми всеобщими и равными, а были косвенными и много ступенчатыми. К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25- летнего возраста. Избирательные права не получали женщины, военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни – «бродячие инородцы», должностные лица – губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники, служащие полиции.

Сравним: сегодня выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие граждан Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным[3].

В годы советской власти избиратели не выбирали, а избирали – в бюллетене стояла только одна фамилия, что превращало выборы в формальность, хотя они были прямыми и тайными. И только в 1989 году впервые выборы прошли на альтернативной основе[4].


3. Принципы современных выборов в России


В соответствии со статьей 32 Конституции Российской Федерации с 18 лет гражданин России получает право участвовать в государственных делах. 

Принцип всеобщего избирательного права обеспечивает гражданам России по достижении установленного законом возраста права избирать и быть избранным, при этом не учитывается пол, раса, национальность, имущество, должность, язык, место жительства и иные обстоятельства. Только федеральным законом могут быть установлены ограничения пассивного и активного избирательного права (признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда).

Принцип свободных выборов означает, что граждане участвуют в выборах добровольно, без какого-либо принуждения со стороны государства или других лиц.

Принцип прямого избирательного права означает, что граждане России участвуют непосредственно в формировании органов государственной власти и местного самоуправления, в решении вопросов государственного и местного значения.

Принцип равного избирательного права означает, что каждый гражданин России, достигший 18-летнего возраста, имеет право участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, в референдумах[5].

Современные   выборы   невозможно   проводить,   не   обладая   вполне определенным   набором   качественной,   полной   и   актуальной   информации.

Социологическое сопровождение, обеспечивая получение достоверного знания об электоральных процессах различного уровня и характера, позволяет выявить предпочтения, настроения, ожидания избирателей.


          4. Роль избирательного законодательство в современных выборах

         

          Особую роль в управлении выборами играют правовые нормы, призванные организовать и провести избирательный процесс в соответствии с установленными законодательством порядком и правилами, снизить конфликтный потенциал между участниками, разрешить возникающие конфликтные ситуации, а также способствовать политической стабилизации общества и избранию наиболее достойных кандидатов[6].

          Существующее федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации в целом создает необходимые юридические предпосылки для проведения избирательных кампаний без существенных нарушений, способствуя предотвращению возникновения и развития конфликтов в ходе выборов. Так, например, в законе о выборах прописаны положения, способствующие обеспечению участникам избирательного процесса равных прав и возможностей на этапах выдвижения и регистрации кандидатов, политических партий и избирательных объединений, проведения предвыборной агитации посредствам массовых мероприятий и СМИ, финансирования избирательной кампании, а, соответственно, и одинаковой ответственности за их нарушения.

          Значимую роль в снижении конфликтного потенциала выборов также оказывают избирательные комиссии всех уровней, обязанности которых определены избирательным законодательством и предполагают контроль за соблюдением порядка и правил проведения предвыборной агитации, анализ поступивших в ходе избирательных кампаний обращений о нарушениях, проведение  проверок по этим обращениям, пресечение возможных нарушений, вынос предупреждений, информирование населения о нарушениях через средства массовой информации. Согласно законодательным нормам в избирательную комиссию всем участникам выборного процесса также необходимо предоставлять сведения личного характера (ФИО, адрес места жительства, образование, место работы, занимаемая должность, паспортные данные, гражданство, судимость), сведения о размере и источниках доходов, вкладах в банках, ценных бумагах, имуществе, принадлежащем на праве собственности, сведения о партийной принадлежности.

          Получение подобной информации обеспечивает прозрачность, честность и открытость избирательного процесса в глазах электората, способствуя, в том числе, формированию электоральных предпочтений. Следовательно, такие сведения, с одной стороны, могут снизить уровень их недоверия к претендентам на должностные посты и  институту выборов в целом, а, с другой, наоборот, стимулировать рост социального напряжения.

          В избирательном законодательстве также определены обязанности иностранных наблюдателей и судебных органов в избирательном процессе, которые призваны оказывать воздействия на участников с целью разрешения конфликтных ситуаций и выработку решений по поводу спорных вопросов, носящих обязательных характер для исполнения. В связи с широким распространением нелегитимных избирательных технологий, повсеместным нарушением избирательного законодательства, привлечение нейтральных сил для регулирования избирательных конфликтов становится нормой. И если иностранных наблюдателей привлекают для утверждения легитимности результатов выборов в рамках международного сообщества, то судебные органы с целью устранения явных нарушений норм права, отменой или признанием итогов избирательного процесса недействительными.  Следует отметить, что действия иностранных наблюдателей и судебных органов не всегда приводят к снижению конфликтного потенциала выборов, а иногда провоцируют и стимулируют новые конфликтные ситуации и избирательные споры.

          Важную роль в обеспечении стабильности избирательного процесса играет внесение изменений и дополнений в действующие законы о выборах. Реформирование избирательного законодательства, проходившее в 2001-2006гг., в основном было направлено на уточнение его положений, конкретизацию принципов обязательности и периодичности выборов, правовых механизмов обеспечения независимости избирательных комиссий, возможности общественного контроля за предвыборной агитацией, при голосовании, подсчете голосов и подведении итогов, нового порядка формирования органов государственной власти. Так, например, избрание губернаторов возлагается на законодательные органы субъектов РФ, которые по представлению Президента РФ будут наделять полномочиями данное должностное лицо. Такое нововведение, с одной стороны, решает вопрос  конфликтности выборов, фактически упразднив прямое избрание глав регионов, с другой стороны, увеличивает конфронтацию, повысив значимость регионального парламента, его влияние на формирование исполнительной власти субъекта РФ и определение его политического курса[7].

          Другая реформа законодательства коснулась избирательной системы России. Переход к пропорциональной избирательной системе на выборах в федеральные и региональные парламенты существенно повлиял на конфликтность избирательного процесса. В качестве положительных тенденций изменений законов о выборах можно выделить такие, как повышение роли партийной системы в государстве, уменьшение распространения нелегитимных избирательных технологий, формирование более слаженного и дееспособного законодательного собрания. В то же время на фоне отказа от межличностных конфликтов, имеющих тяжелые моральные, психологические, правовые последствия, возрастает значимость межгрупповых и внутригрупповых конфликтов. А поскольку развитие конфликтных отношений в ходе парламентских выборов связано с получением наибольшего количества депутатских мест с целью влияния на формирование политического и социально-экономического курса, принятие политических решений, деятельность органов исполнительной власти, то межгрупповые и внутригрупповые конфликты могут быть еще более интенсивными и острыми.

          Изменения избирательного законодательства также были направлены на регулирование участия граждан в избирательном процессе. На федеральных и региональных выборах достаточно часто было распространено абсентеистское и протестное поведение избирателей, что выражалось в их низкой политической активности, отказе от участия в избирательном процессе с целью их срыва и голосовании «против всех» баллотирующихся лиц. Отмена порога явки избирателей и исключение из бюллетеня графы «против всех» позволили законодателям и организаторам выборов уйти от проблем признания выборов несостоявшимися. В то же время результативность выборов остается спорным и противоречивым вопросом, поскольку не в полной мере отражает настроения электората, сохраняя его неудовлетворенность условиями жизни и невниманием властей, разочарованностью деятельностью власти и правящей элиты, недоверием к политическим институтам. Следовательно, данные коррективы способствуют подавлению существующих проблем в обществе и их накоплению в массах, что может привести к «взрыву» социальной напряженности.

          Следует также заметить, что сопровождающие избирательный процесс различные конфликтные ситуации свидетельствуют о существующих недостатках и пробелах избирательного законодательства, что влечет со стороны участников выборов всевозможные нарушения его положений. Анализируя российские выборы, наиболее частыми являются нарушения при сборе подписей, проведении и организации предвыборной агитации, в момент голосования и т.д., которые сопровождаются юридическими разбирательствами между кандидатами, способствуя увеличению конфликтного потенциала выборов. Так, наблюдается постоянный рост числа обращений граждан в суды с требованиями о защите их избирательных прав:  в 1998 году судами всех уровней было рассмотрено 1017 жалоб; в 1999 году - 2320 жалоб, в 2003 году - 3300 жалоб. В 2008 году также произошло увеличение числа рассмотренных дел о нарушениях избирательных прав граждан по сравнению с предыдущими периодами на 22, 6%. Несоблюдение правовых норм является не только причиной возникновения  конфронтации между участниками, но и фактором эскалации самого выборного конфликта, переходом его на более глобальный уровень.

Для более эффективного регулирования выборного конфликта необходимо внесение значительных изменений в избирательное законодательство. В связи с этим, реформирование должно проходить по следующим направлениям:

1)         Разработка механизма привлечения к ответственности за нарушения избирательного законодательства.

2)         Повышение контроля за соблюдением положений избирательного  законодательства кандидатами, избирательными объединениями.

3)         Создание самостоятельного вида процессуального производства в суде, связанного исключительно с избирательным процессом.

4)         Проведение реформирования избирательных комиссий.

5)         Повышение правовой культуры всех участников избирательного процесса[8].

Таким образом, избирательное законодательство остается основным внешним способом управления выборным конфликтом. Существование законов создает значительные ограничения для возможных конфликтов, помогая стабилизировать обстановку в период выборов. От эффективности организации избирательного процесса во многом зависит и уровень конфликтности выборов.


Заключение



    Выборы — важнейший институт демократического государства. Это испытанный способ обретения правительством доверия и поддержки народа. Истоки современных выборов лежат в Древней Греции и в Древнем Риме.

Современные   выборы   невозможно   проводить,   не   обладая   вполне определенным   набором   качественной,   полной   и   актуальной   информации.

  Далеко не все представители молодого поколения изъявляют желание воспользоваться своим правом избирать. Почему это происходит? Почему среди тех, кто приходит к избирательным урнам, так мало молодых людей? По последним исследованиям доля молодежи среди избирателей составляет примерно 10-15 %. Получается, что, по сути дела, самая активная часть нашего общества – молодежь, на самом деле, отлынивает от исполнения своего гражданского долга. Возможно причина в том, что в настоящее время молодежь находится в непростом социальном, политическом и экономическом положении.

Молодому поколению иногда сложно проявить себя активно, участвовать в политической и общественной жизни, так как не везде созданы для этого определенные условия. Иногда часть молодежи проявляет пассивность, безразличие к тому что происходит вокруг. Сделать выбор подчас трудно, особенно когда речь идет о собственной судьбе. Но еще труднее сделать выбор, когда речь идет о судьбе целого государства.









Список используемой литературы:


1.    Конституция РФ

2.    Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» с изменениями и дополнениями

3.    Политология: Учебник // Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. М.: Юристъ, 2002. – 511 с.

4.    Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. – М., 2006.

5.    Курс политологии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2005.

6.    Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2008.

7.    Политология. Учебник для вузов / Под ред М.А.Василика. – М., 2007.

8.    Политология. Хрестоматия: Пособие для вузов, юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2008.

9.    Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2007.

10.                       Грудцына, Л.Ю. К вопросу об отмене всенародных выборов губернаторов / Л.Ю. Грудцына // Законодательство и экономика. – 2008. - №11

11.                       Игнатенко, В. В. Проблемы судебного порядка привлечения к государственно-правовой ответственности за нарушение избирательного законодательства / В.В. Игнатенко, В.Е. Подшивалов // Академический юридический журнал . – 2007.  - № 1

12.                       Мустафин, В.Я. Совершенствование законодательства РФ о выборах / В.Я. Мустафин // Власть. – 2008. - № 6

13.                       Панов, П.В. Реформа региональных избирательных систем и развитие политических партий в регионах России / П.В. Панов // Власть – 2008 - № 5


[1] Курс политологии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2005.

[2] Политология. Учебник для вузов / Под ред М.А.Василика. – М., 2007.


[3] Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2007.

[4] Политология: Учебник // Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. М.: Юристъ, 2002. – 511 с.


[5] Грудцына, Л.Ю. К вопросу об отмене всенародных выборов губернаторов / Л.Ю. Грудцына // Законодательство и экономика. – 2008. - №11

[6] Панов, П.В. Реформа региональных избирательных систем и развитие политических партий в регионах России / П.В. Панов // Власть – 2008 - № 5


[7] Игнатенко, В. В. Проблемы судебного порядка привлечения к государственно-правовой ответственности за нарушение избирательного законодательства / В.В. Игнатенко, В.Е. Подшивалов // Академический юридический журнал . – 2007.  - № 1


[8] Мустафин, В.Я. Совершенствование законодательства РФ о выборах / В.Я. Мустафин // Власть. – 2008. - № 6