" Господство как форма власти"

Содержание


 TOC \o "1-3" \h \z \u Содержание. PAGEREF _Toc238210567 \h 2 #

Введение. PAGEREF _Toc238210568 \h 3 #

1. Особенности форм власти. PAGEREF _Toc238210576 \h 4 #

2. Политическое господство и легитимность. PAGEREF _Toc238210577 \h 8 #

Заключение. PAGEREF _Toc238210578 \h 14 #

Список используемой литературы.. PAGEREF _Toc238210579 \h 15 #






Введение


Во все времена, а в наши дни особенно, политика оказывает важное, порою судьбоносное влияние на жизнь отдельных людей и целых народов. Она неразрывно связана с самыми глубокими основами человеческой цивилизации. Как отмечал еще в V в. до н.э. величайший ум античности Аристотель, политика коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и «обреченного» взаимодействовать с другими людьми.

Политика воплощается в  различные формы власти. Одной из такой форм власти – господство - будет посвящена данная работа.

Цель работы – отразить господство как форму власти в стране и мире.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

—определить многообразие понятия власть;

—раскрыть сущность господства во власти.

Для написания работы использовались учебные пособия, справочники по политологии.

1. Особенности форм власти


Власть — явление социальное. Социальная власть присутствует (хотя и в скрытой форме) везде, где есть устоявшиеся объединения людей: в семье, производственных коллективах, государстве, то есть там, где возможность влиять на поведение людей с помощью каких-либо средств. Динамика развития любой организованной общности людей являются борьбой между властью и хаосом[1].

В самом широком значении власть — всегда волевые отношения: индивида к самому себе (власть над собой), между индивидами, группами, классами в обществе, между гражданином и государством, между должностным лицом и подчиненным, между государствами. Реализуется она в сфере личной и общественной деятельности — политической, экономической, правовой.

Основными компонентами власти является ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, который приводит к движению все ее элементы (механизм и средства взаимодействия субъекта и объекта).

Власть — всегда двустороннее взаимодействие субъекта и объекта. Власть никогда не является отношениями лишь одного лица (или органа), если не иметь в виду власти человека над собой (но это уже психологический, а не социальный феномен). Власть означает зависимость между людьми: с одной стороны, навязывание воли кого-то другого, из другого — подчинение ей.

Сущностью власти являются волевые отношения (управление /господства/ — подчинение). Власть допускает верховенство, монопольное право субъекта принимать решение («авторитетные решения») и значимые для объекта, и возможность обеспечивать исполнение принятых обязательств, то есть контролировать объект.

Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект имел такие качества:

• волю к власти, то есть желание господствовать и готовность брать на себя связанную с этим ответственность;

• компетентность, то есть знание сущности дела, состояния и настрою подвластных, умение использовать ресурсы, иметь авторитет.

Готовность к подчинению объекта властвования зависит от ряда факторов:

— от его качеств;

— от выдвинутых к нему требований;

— от ситуации и средств влияния, которые имеет субъект;

— от восприятия субъекта объектом в зависимости от наличия (или отсутствию) у него авторитета.

В отличие от ранних эксплуататорских государств, где объект властвования был бесправным и обязанным беспрекословно подчинятся субъекту властвования, в современных демократических державах качества объекта политического властвования определяются в первую очередь его политической и правовой культурой.

Социальная (публичная) власть — волевые отношения между людьми по поводу организации их совместной деятельности, выработки и осуществления общей для данного социального коллектива воли (интересу).

Государственная власть является особенной разновидностью социальной власти. Если в первобытном обществе социальная власть имеет публичный характер, то в классово организованном — политический. В государстве мы имеем дело с политической властью[2].

Отличию политической и государственной власти тяжело выделить, однако они есть.

1. Всякая государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной. Примером может служить двоевластие в России в 1917 г. — власть Временного правительства и власть Советов. Владея политической властью, Советы на то время не имели самостоятельной государственной власти.

2. Государственная власть исполняет роль арбитра в отношениях между разными социальными слоями общества, смягчает их протиборство, выполняет «общие дела». Государство — центральный институт политической власти. Ядром политики как сферы деятельности, связанной с отношениями между классами, нациями и социальными группами, есть проблема завоевания и использование государственной власти.

Политическая деятельность не исчерпывается государственной деятельностью. Она осуществляется в рамках разных политических партий, профсоюзов, международных организаций. С помощью политической власти реализуются жизненно важные интересы значительных и влиятельных групп общества.

3. Политическая и государственная власть имеют разные механизмы воздействия. Государственная власть характеризуется наличием аппарата управления и аппарата принуждения. Она имеет властное влияние на поведение людей и их организаций, обеспеченных государственно-правовыми методами.

В разных обществах и государствах характер власти разнятся: в одних «руководство» со стороны государства означает прямое насильство, в других — скрыто принуждение, в третьих — организацию и убеждение.

Господство, систематическое насилие, принуждение — власть антидемократична.

Убеждение, авторитет, служение обществу, соблюдение общечеловеческих ценностей — власть демократическая.

Признаки (черты) государственной власти:

1) публичная власть — выступает от имени всего общества (народу), имеет «публичную» основу своей деятельности (казенное имущество, собственные прибыли, налоги);

2) аппаратная власть — концентрируется в аппарате, системе органов государства и через эти органы осуществляется;

3) верховная власть — юридическое олицетворяет волю всего общества, имеет в своем распоряжении монопольное право выдавать законы и опираться на аппарат принуждения как на одно из средств соблюдения законов и других правовых актов;

4) универсальная власть — распространяет властные решения на все государство: они являются общеобязательными для всех коллективных и индивидуальных субъектов;

5) суверенная власть — отделенная от других видов власти страны (от партийной, церковной и др., от власти других государств). Она независима от них и имеет исключительное монопольное положение в сфере государственных дел;

6) легитимная власть — юридическое (конституционное) и признанная народом страны, а также мировым сообществом. Например, представительские органы приобретают легитимность в результате проведение выборов, предусмотренных и регламентированных законом.

Нелегитимная власть считается узурпаторской. Узурпацией являются нарушения правовых процедур при проведении выборов или своя фальсификация. Злоупотребление легитимной властью ее в противозаконных целях на беду обществу и государству, превышение властных полномочий, является также узурпацией власти.

7) легальная власть — узаконенная в своей деятельности, в том числе в применении силы в пределах государства (наличие специально созданных органов для содержания власти и воплощения ее решений в жизнь). Легальность — это юридическое выражение легитимности: способность воплощаться в нормах права, функционировать в пределах закона. Деятельность легальной власти направлена на стабилизацию общества. Нелегальная власть (например, мафиозная, преступная) действует вне рамок закона, вносит беззаконие и беспорядок в общество. Какое соотношение государства и государственной власти? Понятие «государство» и «государственная власть» — близкие и во многом совпадающие. В ряде случаев они употребляются как тождественные[3].


2. Политическое господство и легитимность


Проявления власти в обществе чрезвычайно многообразны, изменчивы и относительны. Для того чтобы упорядочить их, стабилизировать власть в обществе и сделать ее функционально способной, ее необходимо институциализировать, закрепить в форме политического господства. Многие политологи, особенно европейские, считают категорию господства центральной, базовой для понимания политики, а изучение системы политического господства — одной из первейших задач политологии.

Политическое господство означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, организационное и законодательное оформление факта разделения в обществе управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий — с одной стороны, и исполнительской деятельности — с другой. Оно возникает тогда, когда власть институциализируется, превращается в устойчивые отношения, когда в организации устанавливаются позиции, занятие которых позволяет принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать. «Господство, — писал Вебер, — означает шанс встретить повиновение определенному приказу».

Господство неразрывно связано с властью, является формой ее организации в обществе. Политическая власть, опираясь на вооруженную силу, может возникнуть и до установления господства. Однако в этом случае она не сможет долго продержаться и выполнять свои функции в обществе.

Научное понимание господства, в отличие от его трактовки в повседневном языке, этически нейтрально и не связано с такими негативными атрибутами, как эксплуатация, угнетение, подавление. Господство — это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых. Такой порядок может соответствовать интересам не только управляющего меньшинства, но и всего общества или, по крайней мере, его большинства, хотя в истории человечества политическое господство проявлялось обычно как форма закрепления и (или) средство приобретения социального господства, т.е. привилегированного положения в обществе, связанного с социальным неравенством.

В современных правовых социальных государствах связь политического господства с социальными привилегиями ослабла, хотя и не исчезла полностью. Альтернативой политическому господству является самоуправленческая организация общества, осуществление которой в обозримой перспективе нереально[4].

Господство как институциализировавшаяся власть может по-разному оцениваться гражданами. Положительная оценка, принятие населением власти, признание ее правомерности, права управлять и согласие подчиняться означает ее легатимность. Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, ее соответствием ценностным представлениям большинства граждан, с консенсусом общества в области основополагающих политических ценностей.

Сам термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» или «узаконенность». Такой перевод не совсем точен. Законность, понимаемая как действие через закон и в соответствии с ним, может быть присуща и нелегитимной власти.

Большой вклад в теорию легитимации господства (власти) внес Макс Вебер. В зависимости от мотивов подчинения он выделил три главных типа легитимности власти:

Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий. По своей мотивации оно во многом схоже с отношениями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном повиновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений между главой семьи и ее членами. Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому, считал Вебер, для стабильности демократии полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности. Харизматический способ легитимации часто наблюдается в периоды революционных перемен, когда новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или же демократически выраженной воли большинства. В этом случае сознательно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого освящает институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Харизматическая легитимность базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.

Рационально-правовая (демократическая) легитимность. Ее источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур. В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств. Это преимущественно структурная или институциональная легитимность, основанная на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельным личностям (персональная легитимность). Хотя нередко, особенно в молодых демократиях, легитимность власти может основываться не столько на уважении к выборным институтам, сколько на авторитете конкретной персоны руководителя государства. В современном мире легитимность власти нередко отождествляют лишь с ее демократической легитимностью.

Легитимность власти не ограничивается ее тремя, ставшими классическими типами. Существуют и другие способы легитимации и, соответственно, типы легитимности. Один из них — идеологическая легитимность. Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеология обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса, ее право управлять. В зависимости от того, к кому апеллирует идеология и какие идеи она использует, идеологическая легитимность может быть классовой или националистической.

В странах командно-административного социализма была широко распространена классовая легитимность. Во второй половине XX в. многие молодые государства в попытках получить признание и поддержку населения очень часто прибегают к националистической легитимации своей власти, нередко устанавливая этнократические режимы.

Идеологическая легитимация основывается на внедрении в сознание и подсознание людей определенной «официальной» идеологии с помощью методов убеждения и внушения. Однако, в отличие от рационально-правовой легитимации, апеллирующей к сознанию, разуму, она — однонаправленный процесс, не предполагающий обратных связей, свободного участия граждан в формировании идеологических платформ или их выборе.

Легитимность власти коренится в политической культуре населения и означает соответствие ее устройства ценностным представлениям граждан. Однако их отношение к власти может быть не только ценностным — с позиций норм нравственности, но и инструментальным — оценивающим ее с точки зрения того, что она дает или может дать людям. Такое инструментальное отношение между гражданами и властью характеризуется понятием эффективности.

Эффективность власти — это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий (экспектаций) граждан и прежде всего наиболее влиятельных слоев — элит. В современных условиях легитимность и эффективность власти — два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.

Несмотря на мотивационные различия легитимность и эффективность власти взаимосвязаны. В конечном счете любые типы легитимности власти очень во многом определяются надеждами населения на ее эффективность, т.е. удовлетворение его требований. Многие авторитарные режимы, первоначально страдающие дефицитом легитимности, например в Чили, Южной Корее, Бразилии, впоследствии в значительной мере приобрели ее благодаря успешной экономической политике, укреплению общественного порядка и повышению благосостояния населения.

Однако достичь эффективности, не обладая легитимностью, т.е. одобрением и поддержкой граждан, достаточно сложно. В наши дни большое число государств переживает кризис легитимности. На протяжении многих десятилетий особенно остро он проявлялся в форме политической нестабильности, частых государственных переворотов в «третьем мире». В последние годы проблема легитимности стала крайне актуальной для большинства посткоммунистических стран. Это связано с разрушением там традиционных, идеологических и харизматических механизмов легитимации, с отсутствием многих зрелых предпосылок, необходимых для демократии, и с низкой эффективностью власти, сформированной по демократическим процедурам.

Неспособность правящих режимов таких государств вывести свои страны из кризиса подрывает доверие населения к рационально-правовым способам легитимации. Для большинства из них, относительно слабо укорененных в политической культуре демократических ценностей, укрепление легитимности власти возможно прежде всего на пути практической демонстрации способности решать острые экономические и социальные проблемы. Политическая власть распределена в обществе неравномерно. В любой стране мира, как в древности, так и сегодня, большинство людей не принимает непосредственного систематического участия в политике и управлении государством. Даже в условиях демократии, основанной на признании граждан, народа источником власти, реальными повседневными ее носителями являются политические элиты и лидеры[5].

Заключение


Власть — всегда волевые отношения: индивида к самому себе (власть над собой), между индивидами, группами, классами в обществе, между гражданином и государством, между должностным лицом и подчиненным, между государствами. Реализуется она в сфере личной и общественной деятельности — политической, экономической, правовой.

Власть — всегда двустороннее взаимодействие субъекта и объекта.

Политическое господство означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, организационное и законодательное оформление факта разделения в обществе управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий — с одной стороны, и исполнительской деятельности — с другой.

Господство неразрывно связано с властью, является формой ее организации в обществе.

Большой вклад в теорию легитимации господства (власти) внес Макс Вебер.

В зависимости от мотивов подчинения он выделил три главных типа легитимности власти:

Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков.

Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар.

Рационально-правовая (демократическая) легитимность. Ее источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам.


Список используемой литературы:


1.    Конституция РФ

2.    Политология: Учебник // Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. М.: Юристъ, 2002. – 511 с.

3.    Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. – М., 2006.

4.    Курс политологии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2005.

5.    Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2008.

6.    Политология. Учебник для вузов / Под ред М.А.Василика. – М., 2007.

7.    Политология. Хрестоматия: Пособие для вузов, юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2008.

8.    Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2007.





[1] Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2008.


[2] Политология. Хрестоматия: Пособие для вузов, юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2008.


[3] Политология: Учебник // Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. М.: Юристъ, 2002. – 511 с.


[4] Политология. Учебник для вузов / Под ред М.А.Василика. – М., 2007.


[5] Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2007