Гражданско-правовая охрана информации
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Содержание. PAGEREF _Toc233228086 \h 2 #
Введение. PAGEREF _Toc233228087 \h 3 #
1. ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ.. PAGEREF _Toc233228088 \h 4 #
1.1 Понятие информации. Уровни информации. PAGEREF _Toc233228089 \h 4 #
1.2 Конфиденциальная информация. PAGEREF _Toc233228090 \h 7 #
1.3 Правовые режимы информации. PAGEREF _Toc233228091 \h 13 #
2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ИНФОРМАЦИИ.. PAGEREF _Toc233228092 \h 18 #
2.1. Защита информации. PAGEREF _Toc233228093 \h 18 #
2.2. Взаимосвязь уголовного наказания и других видов ответственности. PAGEREF _Toc233228094 \h 25 #
за нарушения коммерческой тайны.. PAGEREF _Toc233228095 \h 25 #
Заключение. PAGEREF _Toc233228096 \h 30 #
Список используемой литературы.. PAGEREF _Toc233228097 \h 31 #
Введение
Современная цивилизация не мыслима без информационных технологий. Необходимость осмысления новыми поколениями многовекового человеческого опыта, глобализация социальных отношений и развитие на базе трансграничных информационных систем всемирного информационного пространства, с одной стороны, глубокая информатизация межличностных коммуникаций, осознание и использование людьми информации в качестве ресурса, обеспечивающего мощное конкурентное преимущество при решении коммерческих, политических и даже военно-политических вопросов, с другой стороны, предопределяют значение информации как жизненно необходимого ресурса развития любого общества. Естественно, информационная сфера, как сфера отношений формирующихся по поводу информации, не может оставаться вне рамок правового регулирования – основного инструмента упорядочивания современных общественных отношений. Сегодня практически все развитые страны мира в той или иной форме регламентируют информационные отношения. Исключение не составляет и отечественное право.
Действующее информационное законодательство Российской Федерации представлено целым блоком нормативно-правовых актов самого различного уровня и юридической силы. Прогрессивные для своего времени законы не только закрепили легальное определение базовых понятий информационного законодательства, но и установили многие принципиальные нормы, регулирующие оборот информационных ресурсов и защиты информации.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что изучение темы «Гражданско-правовая охрана информации» является интересным и актуальным в современной мире.
Цель работы – изучить процесс гражданско-правовой охраны информации.
Для написания работы использовалась специализированная литература и нормативно – правовые акты.
1. ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
1.1 Понятие информации. Уровни информации
В последние полвека понятие «информация» получило необычайную популярность и стало своеобразным символом прогресса. С недавних пор информация является и правовой категорией — объектом гражданских прав.
Каждому из объектов гражданских прав должен быть придан свой правовой режим. Но если, например, недвижимые и движимые вещи, ценные бумаги, результаты интеллектуальной деятельности тщательно изучены с правовой стороны и пущены в гражданский оборот в рамках веками отрабатывавшихся юридических механизмов и схем, то информация, будучи феноменом по значимости нисколько не меньшим, подобного внимания к себе не испытала.
Отсутствие должного внимания к информации со стороны цивилистики и иных областей юриспруденции привело к размыванию сущностного смысла информации как правовой категории. В таком «размытом» значении информация возвращается в законодательные и иные нормативно-правовые акты под видом, например, объекта права собственности (ст. 27 Закона РФ «О недрах»), смешиваясь таким образом по режиму правового опосредования соответствующих отношений с предметами материального мира, в частности, с вещами.
С одной стороны, это можно объяснить тем, что включение информации сферу правового регулирования общественных отношений в качестве объекта гражданских прав и придание ей товарных признаков произошло сравнительно недавно, в период бурного развития систем связи, средств вычислительной техники, телекоммуникаций и появления новых информационных технологий, причем формирование так называемого информационного пространства и глобализация происходящих в нем процессов оказались существенно динамичнее темпов регламентации фактически сложившихся отношений в некоторых секторах информационной сферы[1].
С другой стороны, содержание понятия «информация» отличается сложностью, многоплановостью и неоднозначностью; оно привнесено в юридическую науку, будучи: военным и приспособленным к нуждам математики, кибернетики, теории связи, философии, социологии, психологии, биологии и ряда других отраслей знания, которые используют специальный категориальный аппарат и выделяют те стороны и признаки информации, которые сопряжены с предметной областью этих наук.
Понятие информации в юридической науке следует конституировать в рамках представлений о ней, очерченных в иных областях знания, но с пользованием частных категорий юриспруденции и в единстве с ними.
Наибольшее единство взглядов достигнуто в определении уровней («аспектов») информации, отражающих сущность данного феномена и характеризующих его с трех точек зрения, а именно, синтатики, семантики и прагматики. Иногда к анализу содержательной информации подключают еще уровень сигматики и алфавитный уровень.
На уровне синтатики (синтаксический аспект) информация рассматривается как совокупность знаков и отношений между ними. Синтатика интересуется исключительно формальными аспектами языка, поэтому считается, что статистическая теория связи Винера—Шеннона дает количественное описание информации именно на синтаксическом уровне.
На уровне семантики (семантический аспект) информация рассматривается как отношение между знаками и обозначаемыми ими объектами. Семантику рассматривают иногда как «теорию значения», поскольку информация в данном случае считается неким замещением отражаемого объекта..5
На уровне прагматики (прагматический аспект) информация рассматривается как продукт, создаваемый и используемый людьми в конкретных обстоятельствах. На прагматическом уровне решаются вопросы ценности и полезности информации, т. е. ее значения для конкретных лиц и общества в целом.
Из всех перечисленных уровней (аспектов) информации только прагматика интересуется конкретными пользователями информационного продукта и той областью общественных отношений, участниками которых они выступают. Иными словами, прагматический аспект характеризует ту сторону информации, которая придает ей качество блага. В этом отношении прагматический аспект информации в отличие от синтаксического и семантического следует признать юридически значимым, поскольку именно благо, а не отношения между знаками и обозначаемыми ими объектами есть имманентная понятию объекта гражданских прав категория. Таким образом, информацию следует рассматривать как объект гражданских прав в образе блага, характеризующего ее полезность для участников гражданских правоотношений.
К какой разновидности благ следует относить информацию? Отсутствие неопровержимых и непротиворечивых доказательств сводимости информации к материальному или идеальному явлениям действительности свидетельствует, что благо, представленное информацией, особого рода: оно материально в том смысле, что материя способна переносить, отражать или содержать информацию, и нематериально, поскольку не является особым видом материи.
Материальная и нематериальная стороны информации, делающие ее благом особого рода, проявляются в ее связи с материальными носителями.
Проблема существования такой связи давно занимала ученых и рассматривалась с точки зрения существования свободной и связанной информации — понятий, введенных в научный обиход Леоном Бриллюэном в 50-х годах прошлого века.
Под свободной информацией понимают информацию, связанную с процессом познания и свободно циркулирующую между различными материальными носителями (например, передаваемое по радио сообщение либо опубликованная статья). Свободная информация представляет собой наиболее распространенное как в науке, так и в обыденном применении значение термина «информация», поскольку именно с ним отождествляется содержательный аспект информации, фигурирующий как сведения.
Связанная информация характеризует организованность, упорядоченность какой-либо системы. Примерами связанной информации являются информация генетического аппарата клетки и информация, зафиксированная в техническом устройстве в виде определенного сочетания его конструктивных элементов, а также эстетическая информация, которую несут в себе произведения скульптуры, живописи, архитектуры. Связанная информация может, как объективно существовать в природе, так и являться «рукотворной»[2].
1.2 Конфиденциальная информация
Весьма жизнеспособный и реальный механизм охраны установлен и для конфиденциальной информации (служебная и коммерческая тайна, в том числе ноу-хау). Он достаточно прост, но подвергнут в ряде публикаций неточному толкованию.
Служебная и коммерческая тайна — это, прежде всего, обусловленные экономическими интересами и интересами конкурентной борьбы преднамеренно скрываемые от третьих лиц сведения (содержательная сторона информации), которые могут легально выступать в качестве товара и тем самым, участвовать в гражданском обороте наряду с другими благами, признаваемыми объектами гражданских прав. Все прочие сведения, признаваемые тайнами (государственная, военная, медицинская, переписки, следствия и т. п.), объектами гражданских прав не являются и не могут быть предметами легальных гражданско-правовых сделок, хотя и имеют, как любая информация, свою цену.
Из определения, данного в п. 1 ст. 139 ГК следует, что служебная и коммерческая тайна — это особый (закрытый) вид информации, т. е. некий ансамбль сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, дающий его обладателю возможность, которой не имеют третьи лица, выбирать варианты будущих действий из первоначально неопределенного их спектра. Тематика этих сведений может быть самой различной и иметь характер производственной, хозяйственной, финансовой, научно-технической, технологической, управленческой и т. п. При этом достоверность сведений выступает как юридически безразличный параметр информации, который в данном случае не играет самостоятельной роли значимого признака при отнесении ее к разряду служебной и коммерческой тайны.
Юридически значимыми признаками, необходимыми и достаточными для признания информации служебной и коммерческой тайной, являются:
1) действительная или потенциальная коммерческая ценность, обусловленная фактором неизвестности содержания сведений третьим лицам;
2) отсутствие свободного доступа к информации на законных к тому основаниях;
3) наличие мер, принимаемых обладателем информации к охране ее конфиденциальности.
Обращаясь к первому признаку, подчеркнем, что обладатель информации (хранитель тайны), располагая ему одному известными сведениями, может не только использовать их в собственной сфере деятельности, но и предложить их выбранному им лицу, для которого данные сведения будут являться субъективно новыми в содержательном плане, т. е. неизвестными. Субъективная новизна сведений будет в данном случае выступать своеобразным товаром, а в коммерческой сфере деятельности — и потенциальным источником получения прибыли. Факт приобретения информации (равнозначный доступу к составляющим ее сведениям) на предложенных ее обладателем условиях свидетельствует о ее действительной (реальной) ценности.
Потенциальной коммерческой ценностью информация будет обладать в случае ее невостребованности возможными приобретателями в данный период времени (мертвая информация) в силу, например, недостаточности рекламных усилий обладателя закрытых сведений, направленных на пропаганду эффекта от их применения. Будучи востребованной, информация из разряда потенциально ценной перейдет в действительно ценную. При этом важна лишь коммерческая сторона ценности информации, отражающая ее свойство служить источником получения прибыли, а не иная, например научная, которая в сфере товарно-денежных отношений не является или очень редко является надлежащим показателем ценности.
Отсутствие доступа к информации, за исключением легальной возможности осуществления подобного действия, выступает вторым признаком служебной и коммерческой тайны. Данный признак характеризует меру свободы получения сведений, обладатель которых притязает на их закрытость.
В связи с этим следует различать санкционированный и несанкционированный доступ к информации, составляющей служебную и коммерческую тайну. Санкционированный доступ характеризуется законными основаниями получения закрытых сведений, например, путем знакомства с ними в силу прямых служебных обязанностей. Этот вид доступа не порочит конфиденциальности сведений и не снижает их коммерческой ценности. Несанкционированный доступ характеризуется незаконными действиями по сбору сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну, например путем хищения документов, содержащих данные о потенциально патентоспособном техническом решении.
Третьим признаком служебной и коммерческой тайны выступают действия ее хранителя, свидетельствующие о принятии им мер, направленных на охрану конфиденциальности сведений и пресечение несанкционированного доступа к ней. Характер данных мер может быть самым различным (организационные, технические, режимные, правовые), главное, чтобы они были превентивными[3].
Формально служебная и коммерческая тайна не отнесены к числу объектов интеллектуальной собственности, что в целом правильно, поскольку не информация является частью интеллектуальной продукции, а результаты интеллектуальной деятельности выступают одной из сторон проявления информации, причем не самой существенной. В научной литературе существуют различные точки зрения на отнесение информации, составляющей служебную и коммерческую тайну, к объектам исключительных прав (результатам интеллектуальной деятельности), в том числе такие, согласно которым служебная и коммерческая тайна рассматривается в качестве самостоятельного объекта интеллектуальной собственности. Последняя концепция внутренне противоречива, поскольку ставит знак равенства между монополией dejure (исключительным правом) и монополией de facto, пределы которой не устанавливаются законом, а определяются характером самостоятельных превентивных мер, принимаемых обладателем информации.
Как правило, интересы обладателя информации, содержащей сведения об объекте интеллектуальной собственности, и интересы обладателя информации, содержащей сведения закрытого характера, противоположны. Первый из них заинтересован в распространении существа произведения, технического решения или обозначения своих товаров, а в ряде случаев просто обязан доводить сведения о них неопределенному кругу лиц (исключение составляют секретные изобретения), а второй заинтересован в принятии мер, препятствующих распространению соответствующих сведений, и обязан принимать эти меры.
Интересы обладателя информации об объекте интеллектуальной собственности соблюдаются посредством возможности самостоятельного использования результата интеллектуальной деятельности и возможности устранения всех третьих лиц от подобного использования. Возможность устранения от использования известного и признанного результата интеллектуальной деятельности и запрет на подражание его автору являются ключевыми признаками исключительных прав (интеллектуальной собственности). Поэтому непременным условием установления режима исключительных прав будет выступать презумпция знания третьими лицами предмета того, что может быть ими использовано либо подвергнуто подражанию (копированию). Нет знания — нет основания для исключения, нет оригинала — нет копии. Иными словами, предмет использования — в данном случае результат интеллектуальной деятельности — должен быть верифицирован, т. е. доподлинно известен.
Если же предмет (для интересующего нас случая — сведения, составляющие служебную и коммерческую тайну) находится «за семью печатями», или неверифицирован, то в высшей степени абсурдно запрещать использование того, что неизвестно, путем установления режима исключительных прав. Поэтому в случае с информацией, составляющей служебную и коммерческую тайну, юридический механизм охраны интересов ее обладателя основывается не на запрете использования результата интеллектуальной деятельности третьими лицами, а на запрете на доступ к сведениям третьих лиц, понимаемом как блокирование техническими и иными средствами действий по «снятию» информации, осуществляемое фактическим ее обладанием. Здесь налицо альтернативный исключительному праву вариант механизма охраны информации от ее несанкционированного использования, именуемый обычно фактической монополией.
Признаки служебной и коммерческой тайны сами по себе еще не дают ответа на вопрос, что такое тайна вообще. Информация, точнее сведения, посредством которых строится юридическая модель тайны, видимо, не единственный объективный эквивалент, которым может оперировать правовая наука, определяя существо служебной и коммерческой тайны. Специфика отношений, которые складываются в обществе по поводу информации, лежащей в основе гражданско-правового понятия тайны, отражает универсальные закономерности, открытые в иных областях научных знаний, в частности в теории информации. Зададим в связи с этим вопрос, дает ли неизвестная третьим лицам информация какие-либо реальные сведения для них? Строго говоря, такие сведения являются информацией только для их обладателя. Данное утверждение будет тем более справедливо, если рассматривать информацию, составляющую служебную или коммерческую тайну как знание, как меру устранения неопределенности представления о чем-либо.
Следовательно, неизвестность (незнание) — это не информация, а нечто ей противоположное. В теории информации (синтаксический аспект) — это нечто обозначается как мера неопределенности сведений и именуется энтропией. Таким образом, логично предположить, что любая тайна, в том числе служебная и коммерческая, выступает в качестве информации для ее обладателя, но для третьих лиц до момента получения соответствующих сведений такая тайна будет выступать в качестве «энтропии». В этом проявляется диалектика феномена тайны, ее двойственный, полярный характер. И вот эта сторона служебной и коммерческой тайны, характеризующая ее как меру неопределенности, выступает препятствием для регламентации отношений, возникающих по поводу данного объекта гражданских прав, нормативными средствами, аналогичными тем, которые используются применительно к вещам, объектам интеллектуальной собственности и иным объектам. Сегодня не существует удовлетворительно отработанных юридической наукой путей формализации объективных границ коммерческой и служебной тайны (кроме закрытия сведений), поскольку ее характер не позволяет установить самого содержания информации в качестве объекта охраны, т. е. идентифицировать его без угрозы раскрытия. В этом случае нельзя нормативно определить меру возможного поведения обладателя информации, кроме общего правила об установлении этой меры им самим.
Широко употребляемые термины «секрет промысла», «ноу-хау», «коммерческая тайна» и иные, в основу которых положены слова «тайна» и «секрет», не могут, строго говоря, обозначать объекты правовой охраны и гражданских прав. Это режимы отдельных блоков сведений. Информация не может составлять тайны, как это зафиксировано в п. 1 ст. 139 ГК, она может находиться в тайне, т. е. особом правовом режиме. Тайна — это не объект права, а правовой режим объекта. Кроме того, мера неопределенности сведений характеризует такой существенный их параметр, как достоверность. Достоверность информации, являясь юридически безразличным показателем совокупности сведений, между тем далеко не безразлична для их приобретателя и наряду с субъективной новизной информации оказывает прямое влияние на ее товарную ценность[4].
1.3 Правовые режимы информации
Возможность и целесообразность иных механизмов правовой охраны интересов обладателей информации зависит от определения той части спектра информационной продукции и содержания общественных отношений, возникающих по ее поводу, которые еще не урегулированы или урегулированы ненадлежащим образом нормами гражданского законодательства. По мнению В. А. Дозорцева, новый этап развития общества «определяется товаризацией информационных отношений, содержанием которых является ознакомление с какими-то сведениями, их познание, которое в процессе углубляющегося разделения труда выделилось в самостоятельную стадию. Это в свою очередь обусловило следующий этап развития системы прав на интеллектуальный продукт». Данный этап должен венчаться формированием трех одновременно существующих механизмов, а именно, традиционных исключительных прав, имеющих абсолютный характер, квазиабсолютных исключительных прав и прав, основанных на сочетании ослабленных исключительных прав с обязательственными отношениями.
Таким образом, информация как объект гражданских прав (с учетом того, что результаты интеллектуальной деятельности согласно ст. 128 ГК терминологически выведены за «пределы информации») оказывается, с одной стороны, формально «задействована» в чрезвычайно узком спектре своих многочисленных значений, а с другой — без введения ограничений по материальным носителям — в весьма широком. Уходя от прямого установления правового режима информации, законодатель оперирует терминами «документированная информация», «информационные ресурсы», придавая им статус объекта права собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления (ст. 6 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»). Здесь, как и в упоминавшемся Законе РФ «О недрах», решение вопроса о правовом режиме информации дальше вещных прав и, так сказать, передовых методов документалистики не продвинулось ни на шаг. Более того, благодаря названным и другим законам, касающимся информационной сферы, сформировалась своего рода «проприетарная» концепция информации, имеющая, правда, свою ахиллесову пяту: для признания этой концепции жизнеспособной необходимо или отождествить информацию с вещью, или доказать, что право собственности является не только вещным правом.
Отождествление практически и произведено, но оно выполняет скорее административные функции по управлению потоками документированной информации, не создавая должных предпосылок ее гражданского и тем более коммерческого оборота. «Упаковав» информацию в материальный носитель и тем самым фактически обособив отдельные ее блоки друг от друга, законодатель решил задачу, аналогичную по существу варианту закрытия информации, «подменив» фактическую монополию механизмом вещных прав.
Каковы последствия такой подмены, делают ли они данный вариант оптимальным по сравнению с режимом фактической монополии? Право собственности на документированную информацию и все те юридические возможности, которые вытекают из этого права, как-то: передача в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду, доверительное управление, залог, дарение, наследование и т. п., не могут обеспечить информации той товарной ценности, какую придает фактор ее неизвестности третьим лицам. Вещные права не являются и не могут являться юридическим инструментом, обеспечивающим надлежащую правовую охрану и режим сведений как содержательной стороны информации (формальная сторона охраняется нормами авторского права), поскольку содержанием нельзя ни владеть, ни пользоваться, ни распоряжаться. Фиксация сведений на конкретном носителе ничего не меняет, ибо одни и те же сведения могут циркулировать по разным носителям. Сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах юридически безразличны к названным возможностям собственника и иного титульного владельца. Поэтому меры, принимаемые самим обладателем информации к охране ее конфиденциальности, не только эффективнее мер по наделению его титулом собственника, но и служат самым подходящим из двух возможных способов обеспечения охраны содержательной стороны информации (второй способ предусмотрен нормами патентного законодательства через механизм исключительного права).
Третьего полезного варианта правового режима информации, за исключением режима общественного достояния, просто не существует, точнее, его невозможно сконструировать в силу известного эффекта регенерации информации при пуске ее в оборот. Информация воспроизводится актом своей передачи, и этот эффект неустраним использованием материального носителя и появлением фигуры его собственника.
Таким образом, существуют три базовых правовых режима информации, отвечающих ее природе как блага особого рода. Первый из них заключается в применении механизма запрета использования преднамеренно открытых сведений, в основу которого положен институт исключительных прав. Второй состоит в применении механизма запрета на доступ к преднамеренно закрытым сведениям, в основу которого положен институт тайны. Третий реализуется через механизм общего дозволения на равный доступ к преднамеренно открытым сведениям, в основу которого положен институт общественного достояния. При этом изменение правовых режимов информации может осуществляться только в направлении от режима тайны к режимам исключительных прав или общественного достояния. Обратный процесс невозможен. Эти режимы характеризуют статику информационных отношений, объектом которых являются сведения. Динамика информационных отношений лежит в сфере обязательственного права. Ее общей основой выступают нормы ст. 129 ГК. Данный аспект информационных отношений в настоящей работе мы не затрагиваем, ибо он является предметом отдельного анализа, как и иные проблемные стороны информационного законодательства.
Последнее при сохранении существующих гражданско-правовых режимов информации и отказе от вещно-правовых способов регламентации отношений, возникающих по ее поводу, должно развиваться и совершенствоваться в рамках действующих правовых механизмов, большинство из которых находится в плоскости публично-правовых отношений, в сфере управления документооборотом в различных средах, в том числе цифровой. Это прежде всего механизмы, лежащие в основе решения вопросов совершенствования порядка доступа к открытой информации, необходимой для реализации прав и свобод граждан, установления правил, критериев и процедур перехода закрытой информации в режим общедоступной. Особого внимания требуют проблемы правового регулирования отношений в области информационной безопасности и сфере квалификации информации по категориям доступа.
Конечно, частноправовые взгляды на информацию и ее правовые режимы должны эволюционировать. Следует идти по пути последовательного выявления качественных особенностей информации как объекта общественных отношений, как объекта правового регулирования и, наконец, как специфического элемента, стороны в предметных областях гражданского и коммерческого права, что мы частично и сделали, сфокусировав внимание на ряде вопросов, связанных с информацией как объектом гражданских прав[5].
2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ИНФОРМАЦИИ
2.1. Защита информации
Развитие общества в последнее время явно приобрело так называемый постиндустриальный характер. То есть на смену промышленным (индустриальным) приоритетам в развитии производства и других сфер жизнедеятельности человека приходит информационная экономика как новая система взглядов, ценностей, законов и правил, сопровождающая глобальную информатизацию общества и технологический скачок, наблюдаемый в развитых странах мира. Уже можно смело говорить об "информационной эре", имея в виду этап развития или период из истории цивилизации, к которому человечество приблизилось достаточно близко, чтобы ощутить необходимость регламентации и урегулирования многих вопросов, связанных с информационным обменом и генерированием (производством) новых информационных ресурсов. Несмотря на то, что мы еще не вступили в эту эру, но, возможно, стоим на ее пороге, некоторые проблемы уже стали для многих очевидными и требуют решения, если не сейчас, то в самое ближайшее время.
К совокупности таких проблем можно отнести обострившийся почти внезапно вопрос защиты информации, ставшей одновременно и более уязвимой, и значимой для многих отраслей экономики и политики в результате влияния все тех же главнейших факторов: информатизации общества и ускорения технологического развития.
Под информатизацией общества мы будем понимать процесс распространения и внедрения новейших информационных технологий и средств информационно-вычислительной техники, связи и телекоммуникаций, за счет чего информация перестает быть абстрактной, неуправляемой, не имеющей никаких количественных характеристик субстанцией человеческого сознания, но обретает исчисляемую стоимость и принадлежность определенным субъектам, становясь неотъемлемой частью жизнедеятельности человека.
Таким образом, очевидно, что информации в современных условиях присущи все свойства товара и собственности, которые являются основными компонентами экономики, что делает информацию объектом интересов самого различного характера (коммерческого, социального, криминального и пр.).
Все чаще на страницах многих изданий встречаются такие словосочетания, как "информационная безопасность", "критичная информация", "коммерческая тайна" и пр. Все эти понятия раскрывают сущность проблемы под единым названием "защита информации"[6].
Осмысление проблемы информационной безопасности не может быть достаточно полным и глубоким без представления о существующих видах угроз, которым может подвергаться информация, а также факторах и обстоятельствах, оказывающих влияние на состояние информационной безопасности.
Всем известно, что "подготовка любого преступления начинается со сбора информации". В условиях жесткой криминальной обстановки в нашей стране, острой конкурентной борьбы между предприятиями, фирмами и банками информация становится чрезвычайно критичным их элементом, так как существенно затруднен контроль за ея циркуляцией, обработкой, хранением и использованием, недостаточно развито нормативно-правовое обоснование решений по обеспечению сохранности конфиденциальных сведений, и практически невозможно выявить канал утечки информации сразу - обычно о факте утечки становится известно лишь после проявления какой-либо из угроз информационной безопасности, когда представляются возможными только анализ сложившейся ситуации и выработка решений по предупреждению проявлений угрозы данного вида в дальнейшем. Критичность информации обуславливается еще и хорошо развитым технико-технологическим обеспечением злоумышленников ввиду того, что существует целая отрасль в промышленности, осуществляющая разработку и производство специальных средств и технологий, направленных на нарушение защитных мер и доступ к информации.
Дадим теперь определение "критичной информации". Под этим понятием подразумевается информация, несанкционированное копирование, хищение, разглашение (распространение, опубликование), модификация, уничтожение или использование которой может нанести существенный моральный или материальный ущерб ее собственнику или владельцу, а также третьей стороне, интересы которой данная информация затрагивает. Исходя из этого определения, несложно выделить основные типы угроз информации, осуществляемые путем преднамеренного или непреднамеренного воздействия на нее:
—преднамеренные воздействия
—перехват (в случае реализации данного вида угроз становится возможным копирование, чтение, разглашение или использование сведений закрытого характера);
—хищение (в этом случае злоумышленнику представляются широчайшие возможности осуществления своих намерений);
—модификация (угрозы данного типа осуществляются путем несанкционированного доступа и чреваты уничтожением информации или ее фальсификацией);
—разрушение (угрозы данного типа имеют, как правило, одноразовый характер проявления);
—непреднамеренные воздействия отказы и сбои устройств или программ; угрозы, проявляемые в результате неаккуратности или непрофессионализма сотрудников при обработке, хранении или передаче информации; стихийные бедствия.
К самым общим и наиболее часто обнаруживаемым источникам возникновения угроз относятся:
—люди;
—документы;
—публикации;
—технические носители;
—технические средства обеспечения производственной и трудовой деятельности;
—продукция;
—промышленные и производственные отходы.
Кроме того, критичная информация может несанкционированно передаваться: путем хищения носителей (магнитных дисков, лент, документов и пр.); негласного просмотра информации, отображенной на экране монитора ЭВМ; подключения к устройствам передачи, обработки и хранения информации специально разработанных аппаратных средств; внедрения резидентных программ; регистрации и анализа побочных электромагнитных излучений средств электронно-вычислительной техники, связи и телекоммуникаций; установки подслушивающих и передающих устройств и т.д.
Все сказанное выше только лишний раз подчеркивает необходимость выработки концепции защиты информации, как контрмеры воздействию на информационные системы различных дестабилизирующих факторов и обстоятельств и проявлению всевозможных угроз.
На практике защита информации представляет собой комплекс регулярно используемых средств и методов, принимаемых мер и осуществляемых мероприятий с целью систематического обеспечения требуемой надежности информации, генерируемой, хранящейся и обрабатываемой на каком-либо объекте какой-либо информационной системы, а также передаваемой по каким-либо каналам[7].
Защита должна носить системный характер, то есть для получения наилучших результатов все разрозненные виды защиты информации должны быть объединены в одно целое и функционировать в составе единой системы, представляющей собой слаженный механизм взаимодействующих элементов, предназначенных для выполнения определенных задач по обеспечению информационной безопасности. Иначе говоря, при организации обеспечения информационной безопасности закономерно возникает необходимость в создании комплексной системы защиты информации, включающей в себя:
—организационную защиту информации;
—правовую защиту информацию;
—программно-аппаратную защиту информации;
—инженерно-техническую защиту информации.
Качество (надежность и эффективность) защиты зависит не только от видов составляющих системы, но и от их полноты, которая может быть обеспечена только при учете всех факторов и обстоятельств, сопутствующих функционированию информационной системы. Поэтому комплексная система защиты информации призвана объединить логические и технологические составляющие защиты, учитывая все факторы, которые оказывают или могут оказывать влияние на качество защиты.
Более того, комплексная система защиты информации предназначена обеспечивать, с одной стороны, организацию и обеспечение надежных механизмов защиты, а с другой - управление механизмами защиты информации. В связи с этим, кроме принятия организационных мер и внедрения программно-аппаратных и инженерно-технических средств, руководством должна предусматриваться организация четкой и отлаженной системы управления защитой информации на предприятии.
Сейчас многими специалистами на самых разных уровнях ведутся исследования в области защиты информации, разрабатываются новые средства и методы обеспечения информационной безопасности, зарождается четкая нормативно-правовая основа решения данной проблемы как в государственном масштабе, так и на уровне отдельных сегментов и субъектов экономики.
Налицо тот факт, что в нашей стране происходит переосмысление многих вопросов становления и развития информационного рынка, которые неизбежно сопровождаются возникновением самых разнообразных проблем, главной из которых является обеспечение информационной безопасности, поэтому образование на этом рынке сектора, в задачи которого входит обеспечение защиты информации, является вполне закономерным и весьма необходимым.
Виды информации, которую на практике относят к коммерческой тайне:
—содержание регистров бухучета и внутренней бухгалтерской отчетности. Является коммерческой тайной в соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Указанные документы представляют собой средства регистрации и группировки информации о событиях хозяйственной жизни предприятия. Могут быть в виде бухгалтерских книг (например, журнал проводок, главная книга), картонных карточек (инвентарные карточки), свободных листов (журналы-ордера);
—информация управленческого учета:
— планы развития производства или реализации товаров (к примеру, выход организации или индивидуального предпринимателя на новые рынки, создание филиалов и представительств, создание принципиально нового товара и т. п.);
— планы поставок товара, сведения о движении, сроках, маршрутах и объемах перевозок;
— условия заключаемых договоров;
— сведения о ценообразовании, предполагаемых скидках, акциях, расчетах цен;
— любая информация, связанная с внешнеэкономической деятельностью.
—сведения о полезных моделях, промышленных образцах, изобретениях и иных объектах интеллектуальной собственности, находящихся на стадии разработки (регистрации). Особые меры охраны должны устанавливаться в отношении самого секрета производства или рецептуры продукции, изготавливаемой предприятием;
—состав информационных баз и ресурсов организации (в том числе электронных), возможность и порядок доступа к ним. Данные о партнерах и клиентах (покупателях, поставщиках, посредниках, контрагентах и т. п.), условия работы и объем товарно-денежных оборотов с ними, сведения о переговорах, которые ведет или будет вести руководство организации;
—информация о технических средствах охраны имущества организации, системах охранной и иной сигнализации, методах и приемах обеспечения безопасности организации. Сведения о применяемых или готовящихся к применению аппаратных и программных средствах обеспечения деятельности организации, степени их защиты;
—информация личного характера о руководстве организации — (сведения об источниках доходов, личной жизни руководства, учредителей и главного бухгалтера, членов их семей, адресах и телефонах, маршрутах передвижений, расписание деловых встреч и т. п.);
—персональные данные работников. Любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация (ст. 3 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что защита информации - незаменимое средство обеспечения корректности, добросовестности и законности во всех сферах информационной экономики, рассматривающей и включающей в себя информационный рынок, а также любую деятельности, так или иначе, связанную с генерированием, обработкой, передачей информации и использованием ее в научных, коммерческих, политических и иных интересах. При этом защита информации подразумевает собой защиту авторских, патентных и прочих прав собственников и владельцев информации, защиту сведений личного характера от несанкционированного разглашения или использования и защиту государственной тайны, что способствует укреплению и поддержанию в России как экономической, так и социально-политической стабильности.
2.2. Взаимосвязь уголовного наказания и других видов ответственности
за нарушения коммерческой тайны
Нарушение требований Закона о коммерческой тайне влечет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность (п. 1, 2 ст. 14 Закона).
Дисциплинарная ответственность в виде полной материальной ответственности предусмотрена п. 7 ст. 243 ТК РФ, гражданско-правовая в виде возмещения убытков — ст. 15 ГК РФ, административная ответственность в виде штрафа — ст. 13.14 КоАП РФ, уголовная ответственность в виде штрафа или лишения свободы установлена в ст. 183 УК РФ «Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну».
Следует отметить, что данные виды ответственности не исключают, а, напротив, дополняют друг друга. Если работник разглашает сведения, составляющие коммерческую тайну, которые стали ему известны в связи с исполнением трудовых обязанностей, полная материальная ответственность позволяет взыскать с него материальный ущерб, причиненный в результате этого работодателю. Когда он совершает указанные действия умышленно, его также можно привлечь к уголовной ответственности по ст. 183 УК РФ.
Возможно одновременное привлечение к уголовной и гражданской ответственности. Если в целях незаконного разглашения и использования чужой коммерческой тайны было специально создано юрлицо, гражданско-правовая ответственность в виде возмещения убытков позволяет взыскать с него ущерб, причиненный обладателю. При этом руководители юрлица — орудия преступления, действовавшие в силу корыстной заинтересованности, должны быть одновременно привлечены к уголовной ответственности по ч. 3 ст. 183 УК РФ.
Разграничением административной и уголовной ответственности может послужить указание, содержащееся в ст. 13.14 КоАП РФ: «разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа...». Таким образом, по смыслу закона административным правонарушением является только неумышленное разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну.
Говоря об уголовной ответственности за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, следует упомянуть о причинах установления законодателем столь жестких мер за совершение подобных противоправных действий.
Общественная опасность незаконного разглашения и использования коммерческой тайны заключается в нарушении принципов ведения экономической деятельности, выражающегося в незаконном проникновении в секреты субъектов этой деятельности, в причинении вреда их законным интересам. Возможно, поэтому ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 №?135-ФЗ «О защите конкуренции» относит незаконное получение, использование и разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, к типичным проявлениям недобросовестной конкуренции.
Уголовный кодекс РФ предусматривает несколько действий с коммерческими секретами, которые влекут уголовно-правовые последствия для нарушителя — незаконные собирание, разглашение и использование. При наличии отягчающих признаков (причинение крупного ущерба или наступление тяжких последствий для компании в результате преступления) те же действия наказываются более сурово.
Незаконное собирание
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч.1 ст. 183 УК РФ, заключается в незаконном собирании сведений, составляющих коммерческую тайну.
Незаконное собирание сведений представляет собой процесс их поиска, обнаружения или накапливания у лица, не допущенного к коммерческой тайне, незаконными способами. При этом, как правило, данное действие является всего лишь этапом для дальнейшего разглашения либо использования конфиденциальной информации. Неслучайно некоторые специалисты предлагают ч. 1 ст. 183 УК РФ дополнить таким действием, как промышленный шпионаж, — сбор негласным способом сведений о конкуренте в целях получения нечестным путем секретов производства (ноу-хау). С учетом того, что в законодательстве не предусмотрен фактор «профессионализма» действий лица, втайне добывающего конфиденциальную информацию, данное предложение является более чем оправданным.
Диспозиция ч.1 ст.183 УК РФ содержит указание на отдельные способы незаконного собирания коммерческой тайны.
Похищение сведений может быть совершено в результате кражи, грабежа, разбойного нападения, завладения путем обмана или злоупотребления доверием. При собирании сведений путем похищения документов виновный противоправно и безвозмездно изымает не принадлежащие ему материальные носители информации (договоры, справки, регистры бухгалтерского учета, платежные документы, накладные, диски с клиентскими базами и т.д.). Данный состав преступления конкурирует с ч. 1 ст. 325 УК РФ (похищение документов из корыстной или иной заинтересованности). Однако по правилам квалификации собирание сведений, составляющих коммерческую тайну, путем похищения документов полностью охватывается ст. 183 Кодекса, и дополнительной квалификации по ч. 2 ст. 325 не требуется[8].
Собирание конфиденциальной информации с помощью угроз в законе не раскрывается. В теории и на практике его трактуют довольно широко. Это может быть угроза насилием, уничтожением или повреждением имущества, разглашением сведений, позорящих лицо, допущенное к тайне, или его близких, и т. д.
Подкупом признается передача лицу, имеющему в силу своего служебного положения доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, денег, ценных бумаг, иного имущества, равно как и оказание ему услуг имущественного характера в целях получения указанных сведений.
Наказание за разглашение коммерческих секретов в других странах
В качестве иных способов незаконного собирания сведений, составляющих коммерческую тайну, можно рассматривать перехват информации в средствах радио- и электронной связи, использование подслушивающих приборов и иных специальных технических средств, проникновение в компьютерную систему. При этом собирание сведений, отнесенных к коммерческой тайне, путем неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации, если это повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, следует квалифицировать по совокупности ч. 1 ст. 183 и ст. 272 УК РФ «Неправомерный доступ к компьютерной информации».
Незаконное разглашение и использование
Часть 2 ст. 183 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе.
Разглашением информации, составляющей коммерческую тайну, является действие, в результате которого эта информация в любой возможной форме (устной, письменной, иной) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору (п. 9 ст. 3 Закона о коммерческой тайне).
Использование предполагает распоряжение указанными сведениями, в том числе в предпринимательских целях.
Несмотря на то что оба эти действия перечисляются в диспозиции одной нормы — ч. 2 ст. 183 УК РФ, следует обратить внимание на союз «или», употребленный законодателем. При вменении разглашения и использования необходимо доказать совершение каждого действия.
Квалифицированные составы
В ч. 3 ст. 183 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконное собирание, разглашение и использование сведений, составляющих коммерческую тайну, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности. На практике под ущербом в данном случае понимаются большие материальные убытки, понесенные хозяйствующим субъектом в конкурентной борьбе, вызванные спадом производства, необходимостью его переориентации, уменьшением клиентуры, потерей рынков сбыта и т.д.
Часть 4 ст. 183 УК РФ определяет другой квалифицирующий признак незаконного разглашения и использования сведений, составляющих коммерческую тайну, — наступление тяжких последствий.
Тяжкие последствия применительно к данному преступлению в научных кругах понимаются более широко, чем причинение материальных убытков. Это может быть банкротство и ликвидация организации, банкротство индивидуального предпринимателя, причинение серьезного вреда здоровью людей, самоубийство потерпевшего и др. — если такие последствия находятся в причинной связи с незаконным разглашением или использованием указанных сведений.
При выявлении факта незаконного разглашения или использования коммерческих секретов или в случае наличия оснований полагать, что таковые оказались в руках конкурента, не следует ограничиваться проведением служебного расследования. Пока доказательства еще возможно собрать, стоит обратиться за содействием к правоохранительным органам.
Завершая рассмотрение проблем привлечения к уголовной ответственности за незаконные действия с «секретной» информацией, следует отметить, что в настоящее время уголовный закон в достаточной степени позволяет защитить интересы предпринимателя в сфере охраны коммерческой тайны. Главная задача связана не с совершенствованием законодательства в этой области, а с распространением судебной практики по ст. 183 УК РФ.
Заключение
В последние полвека понятие «информация» получило необычайную популярность и стало своеобразным символом прогресса. С недавних пор информация является и правовой категорией — объектом гражданских прав.
существуют три базовых правовых режима информации, отвечающих ее природе как блага особого рода.
Развитие общества в последнее время явно приобрело так называемый постиндустриальный характер. Уже можно смело говорить об "информационной эре". Несмотря на то, что мы еще не вступили в эту эру, но, возможно, стоим на ее пороге, некоторые проблемы уже стали для многих очевидными и требуют решения, если не сейчас, то в самое ближайшее время.
К совокупности таких проблем можно отнести обострившийся почти внезапно вопрос защиты информации, ставшей одновременно и более уязвимой, и значимой для многих отраслей экономики и политики в результате влияния все тех же главнейших факторов: информатизации общества и ускорения технологического развития.
На практике защита информации представляет собой комплекс регулярно используемых средств и методов, принимаемых мер и осуществляемых мероприятий с целью систематического обеспечения требуемой надежности информации, генерируемой, хранящейся и обрабатываемой на каком-либо объекте какой-либо информационной системы, а также передаваемой по каким-либо каналам.
Нарушение требований Закона о коммерческой тайне влечет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность
Список используемой литературы:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ; принят ГД ФС РФ 24.05.1996 (ред. от 30.12.2008)
2. Михлин А.С. Уголовно-исполнительное право: Краткое пособие и основные нормативные правовые акты: Издательство: ЮстицИнформ, 2008 г., 384с.
3. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX-начала ХХI века. Под ред. Зубкова А.И. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2006. — 720 с.
4. Уголовно-исполнительное право РФ. Хаитжанов А. Пенза: ИИЦ ПГУ, 2006. — 148 с.
5. Уголовный процесс: конспект лекций. Манова Н.С, Францифоров Ю.В. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2007. — 176 с.
6. Уголовный процесс. Курс лекций. Вандышев В.В. СПб.: Питер, 2002. — 528 с.
7. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. Отв. ред. Лупинская П.А. М.: Юристъ, 2005. — 815 с.
[1] Уголовно-исполнительное право РФ. Хаитжанов А. Пенза: ИИЦ ПГУ, 2006. — 148 с.
[2] Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. Отв. ред. Лупинская П.А. М.: Юристъ, 2005. — 815 с.
[3] Уголовный процесс. Курс лекций. Вандышев В.В. СПб.: Питер, 2002. — 528 с.
[4] Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX-начала ХХI века. Под ред. Зубкова А.И. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2006. — 720 с.
[5] Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. Отв. ред. Лупинская П.А. М.: Юристъ, 2005. — 815 с.
[6] Михлин А.С. Уголовно-исполнительное право: Краткое пособие и основные нормативные правовые акты: Издательство: ЮстицИнформ, 2008 г., 384с.
[7] Михлин А.С. Уголовно-исполнительное право: Краткое пособие и основные нормативные правовые акты: Издательство: ЮстицИнформ, 2008 г., 384с.
[8] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ; принят ГД ФС РФ 24.05.1996 (ред. от 30.12.2008)