«Новый реализм» и его отображение Л. Сычевой

Содержание


 TOC \o "1-3" \h \z \u Содержание. PAGEREF _Toc230157287 \h 2 #

Введение. PAGEREF _Toc230157288 \h 3 #

1. Новый реализм - направление нового века. PAGEREF _Toc230157289 \h 4 #

2. «Новый реализм» и его отображение Л. Сычевой. PAGEREF _Toc230157290 \h 8 #

Заключение. PAGEREF _Toc230157291 \h 13 #

Список используемой литературы.. PAGEREF _Toc230157292 \h 14 #



Введение


В литературе, как и в жизни, десять-двенадцать лет назад произошли поистине революционные изменения. Изменились не только социальный уклад, государственный строй, но и круг чтения; по крайней мере, круг этот очень сильно расширился, обновился.

Ещё недавно понятие "реализм" часто употреблялось в отрицательном, почти ругательном смысле, но сейчас положение изменилось. Реализм снова привлекает и читателей, и издателей, и самих авторов.

Ныне немногочисленная, разновидность реализма – онтологический, или метафизический реализм, расцвет которого пришелся на 70-х годах XX века  российской литературы. Новые, сегодняшние онтологические реалисты также ищут не очевидные причинно-следственные связи жизненных явлений, а мистический и сакральный ее христианский смысл.

Русская литература не знает и не приемлет деления на мужское или женское перо. Критерий один — талант, к которому всегда прикладываются трудолюбие, любовь к слову и сострадание (боль за всех). Представительницы современной русской литературы ставят в своих произведениях больные вопросы нашей жизни: что есть Россия в ее прошлом, настоящем и будущем? Что есть смысл национального сознания? Представительницей «нового реализма» является Лидия Сычева.

Цель работы – раскрыть понятие «Новый реализм» и рассмотреть его отображение в прозе Л.Сычевой.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

—дать понятие «новый реализм» в современной литературе;

—провести обзор писателей реалистов в современной литературе;

—отразить особенности «нового реализма» в творчестве Л. Сычевой.

Для написания работы использовалась специализированная литература и периодические литературные журналы «Молоко», «Московский литератор».


1. Новый реализм - направление нового века


Несколько лет назад, с лёгкой руки писателя и критика Сергея Казначеева, появилось не очень-то благозвучное, но, кажется, меткое словосочетание - новый реализм. Периодически проводятся конференции, на которых литературные специалисты пытаются дать ясное определение, что же такое "новый реализм" и чем он отличается от других литературных течений и направлений. На одной из таких конференций кто-то воскликнул: "Каждое поколение стремится изобрести нечто новое, и новый реализм из того же разряда!.." Вряд ли с этим можно согласиться.

Дело в том, что в литературе, как и в жизни, десять-двенадцать лет назад произошли поистине революционные изменения. Изменились не только социальный уклад, государственный строй, но и круг чтения; по крайней мере, круг этот очень сильно расширился, обновился. Почти одновременно появились сотни книг неизвестных или малоизвестных, запрещённых, не рекомендуемых до того авторов. Владимир Набоков, Гайто Газданов, Луи Селин, Генри Миллер, Чарлз Буковски, Жан Жене, Эдуард Лимонов; книги Борхеса, Кортасара, Пруста, Платонова, Мисимы, Сартра, Камю перестали быть библиографической редкостью.

Это, конечно, сказалось и на читательском вкусе, и на произведениях современных российских литераторов. Вышли из подполья и появились свои сюрреалисты, постмодернисты, авангардисты, мастера филологической прозы. И реализм, естественно, не мог не измениться. Он впитал в себя различные, порой самые экстремальные, литературные течения, оставаясь наиболее удобной для широкого читателя формой[1].

Ещё недавно понятие "реализм" часто употреблялось в отрицательном, почти ругательном смысле, но сейчас положение изменилось. Реализм снова привлекает и читателей, и издателей, и самих авторов. Даже такие экспериментаторы, как В.Сорокин, В.Пелевин, Д.Пригов в новых своих вещах обратились к реалистическому письму. В критике всё реже встречаются высказывания о "смерти реализма", всё слабее восторги по поводу очередного филологического выкрутаса.

Десятилетнее господство постмодернизма, похоже, завершается. Он явился в своё время естественной реакцией, протестом против господства соцреализма, во многом искусственного, выхолощенного направления, подчинённого идеологии Советского государства. Но, как показывает история, и постмодернизм не стал органичным, родным русской литературе направлением.

Не случайно обращение сегодняшних писателей к традиционному языку, традиционной форме, традиционным и, наверное, вечным темам, проблемам. В их произведениях всё ощутимей дыхание наследия И.Бунина, А.Твардовского, Ю.Казакова, Н Рубцова. Литература стала серьёзней, в ней меньше и меньше словесной игры. "Фикшн", "экшн" - непременные движущие силы беллетристики - отступают на второй план. Характерно, что многие современные авторы пишут от первого лица. Это совсем не признак самолюбования и эгоцентризма, а сознательный или бессознательный протест против "чтива", попытка сблизить художественность и документальность.

Хотя надо признать: в традиции русской литературы - повествовать всё же от лица третьего, и это не случайно, ведь только так возможно с наибольшей яркостью показать психологию многих людей, создать типические образы, глубоко и многообразно раскрыть сложность, неоднозначность бытия. Но сегодня главное, кажется, в том, чтобы снова обрести доверие читателя, того российского читателя, который воспитан на русской классике и очень больно обжёгся в начале девяностых годов, когда эта литература была заслонена потоком странных эпатажных, и, как оказалось, бесплодных экспериментов.

В последнее время литературная жизнь в России всё заметней и активней. Появляются новые, вызывающие споры и широкий резонанс произведения уже давно признанных писателей. Роман В.Маканина "Андеграунд, или Герой нашего времени" - наиболее, думается, наглядный пример новых возможностей реализма: синтез традиционного и авангардистского; повесть Б.Васильева "Глухомань", последние произведения Ю.Полякова, А.Варламова, романы А.Волоса "Хуррамабад" и "Недвижимость".

Возрождается литературный процесс, отображением которого в России традиционно, уже без малого двести лет, являются "толстые" журналы. Книжный рынок наполняется новыми, современными произведениями, а не только переизданиями классики или публикациями "возвращённой" и западной литературы.

Но всё-таки проблем достаточно. Не налажена сеть распространения книг (для такой огромной страны, как Россия, это проблема очень острая и важная), частные издательства, борющиеся за выживание, нередко попросту надувают своих авторов, относятся к ним, даже к именитым, мягко говоря, без особого уважения.

Например, в одном из недавних интервью Виктор Астафьев жалуется, что свою книгу "Весёлый солдат" он впервые увидел у человека, попросившего сделать на ней автограф, а из издательства авторских экземпляров он так и не получил. Если так относятся к Астафьеву, - что говорить о начинающих. Большая проблема состоит и в разобщённости российских писателей. Журналы, выходящие в Москве, практически невозможно найти в провинции, даже в республиканских и областных центрах "Новый мир", "Знамя", "Наш современник", "Октябрь" имеются в одной, от силы двух библиотеках. Книг и журналов, издающихся в Тюмени, в Воронеже, Саранске, в Красноярске, Иркутске, к сожалению, не встретишь на прилавках московских магазинов. А ведь как обогатили русскую литературу "Сибирские огни", "Волга", "Родная Кубань", воронежский "Подъём", каким событием стал выход после многих лет забвения романа Ф.Сологуба "Мелкий бес" в Кемеровском книжном издательстве.

И в самой Москве, хоть и выходит огромное количество литературных журналов, многие из них почти неизвестны читателю, их нет в продаже, у них нет возможности себя рекламировать. Создаётся впечатление, что они интересны лишь тем, кто в них печатается. Без читателя, как говорится, нет ни писателя, ни плодов его труда.

Сегодня в литературу входит новое поколение писателей, многим из которых пока нет и двадцати лет. Они росли и воспитывались уже в новой стране, в новых социальных условиях, перед ними изначально открыты широчайшие горизонты отечественной и мировой культуры; и не удивительно, что их произведения нередко глубоки, зрелы, свободны, многогранны. И, что очень отрадно, молодые авторы с первых же своих шагов ориентируются на традиции русской литературы, на обновлённый, очищенный от давящих на писателей старших поколений идеологических табу, реализм[2].













2. «Новый реализм» и его отображение Л. Сычевой


Ныне немногочисленная, разновидность реализма – онтологический, или метафизический реализм, расцвет которого пришелся на 70-х годах XX века  российской литературы. Новые, сегодняшние онтологические реалисты также ищут не очевидные причинно-следственные связи жизненных явлений, а мистический и сакральный ее христианский смысл. Реальность, которая понимается как стоящая перед лицом Божьим, временное в свете Вечности и т.д. В качестве примера в литературе двух последних лет можно привести прозу Лидии Сычевой, Юрия Самарина, Дмитрия Ермакова, Ольги Шевченко, Юрия Горюхина, Владимира Бондаря, где общий знаменатель - их религиозность, их христианский взгляд на мир[3].

В творчестве Сычевой присутствует живая жизнь, ясно прослеживается авторское участие и это является  сильной стороной рассказов писателя.

Недавно вышла новая книга стихов о любви «Ты – моя». Вот одно из  стихотворений из этого сборника, которое написано в духе «нового реализма»:

«За тебя»

Золотой листопад, звоном полны ветра, -

Это жизни моей золотая пора.

 

Золотая берёза шумит на пути,

Мне её, золотую, нельзя обойти.

 

Золотая луна закатилась во двор.

Вновь с тобой, золотою, веду разговор.

За тебя выпиваю я чашу до дна

Золотого, как горькая доля, вина!..

Прозаик, лауреат многочисленных литературных премий, романист, драматург и публицист Василий Дворцов отметил лиризм, свойственный творчеству Лидии Сычевой. «…Завораживающая читателя правда описания ею красоты и полноты жизни не есть хорошая, крепкая наученность, она – производное авторской неизбывно-природной принадлежности к тем, среди кого возрастало и лепилось её умение видеть, понимать и судить происходящее. Реализм Лидии Сычёвой истинен вековечной народной определённости относительно неизменных добра и зла, справедливости и совестливости, права, долга или бесчестья. Она не просто понятна, она кровно близка России».

Проза Лидии Сычевой очень органичная, «почвенная», насыщенная силами и соками отчей воронежской земли. На страницах ее рассказов распахнуты родные просторы, пересеченные долгими дорогами и раздумчивыми перепутьями. Ее герои — простые люди, родные нам по духу и по общей земле, с теплым южно-русским говорком, прекрасно переданным писательницей.

В новой книге писательницы представлены разные женские лики России. Чудом уцелевший лик из прошлого — «доброй, дородной, беззлобной деревенской мадонны, пахнущей молоком». И потеряный нынешний лик — юродивой: «Теперь она, полубезумная, остриженная наголо, часто без цели шатается…; зимой ее несколько раз видели в нательной рубахе, босой. Некоторые смеются над ее несчастьем: мол, следует ей, уж больно гордой она была! Но это неправда, она никогда не была гордой, она просто была очень доверчивой».

Такой доверчивой, утверждает Лидия Сычева, была вся страна — в миг ухнувшая в безвременье, в безбудущность[4].

Еще недавнее наше прошлое, по мнению Лидии Сычевой, было временем не только великих строек, время дорог, когда земля стала романтичней, чем море, но и великих надежд: «За каждым полустанком были встречи, открытия, была своя судьба, непременно счастливая — она зависела только от тебя». Мы жили в ладу со временем, чутко его слушали — «часы истории шли в такт с сердцем, и неизвестно, что стучало горячей, громче» («За счастьем»).

Нам казалось желанным то будущее, уверяет писательница, в котором наша нация продолжала бы жить: «…будущее было бездумно, светло и прекрасно. Будущее было придумано: в главном, в основном. “Наш паровоз вперед лети, в коммуне остановка…” ». Страна «летела» в то возможное будущее, которое мы все вместе потеряли. Было особенное внутреннее состояние народонаселения страны, которая «была вечно погружена в будущее», и, в общем, была счастлива, потому что «любовь была растворена в мире», она жила в этом будущем.

Но некто переставил стрелку на «русском пути» и направил его в другую строну. Под откос? «Просто так сложилось, подпало», точно замечает Лидия Сычева о ходе новейшей нашей истории, что мы не заметили, проморгали тот момент, «когда жизнь страны стала опасно крениться так, что в один момент перевернулась вовсе, и тогда все вокруг поняли — будущее исчезло. Навсегда. Так, будто его никогда и не было. …то общее, большое, определенное будущее, связывающее всех от мала до велика, погибло безвозвратно, раз и навсегда. Эта потеря на первый взгляд кажется смешной — будущего как бы нет, оно же будущее, но на самом деле с исчезновением будущего многие лишились и настоящего» («За счастьем»).

Мы, сегодняшние, не находим ни в чем утешения, полагает писательница, потому что произошла «смерть будущего, такая безусловная и безвозвратная» — наше «будущее украдено, спрятано, замыкано». В этом мучении уже прошло десятилетие нашей жизни, ведь с исчезновением будущего многие лишились и настоящего. Разубедив народ в необходимости, а затем и отняв возможность честно трудиться, лишили нас главной нравственной опоры в жизни, превратили сильную нацию — в угнетенных своим жизненным поражением массу людей.

Все, что сегодня происходит, все временно, на скорую руку, все только отсрочка, все готово исчезнуть еще быстрей, чем возникло — потому что беспочвенно, не вышло из недр самой жизни, целиком выдумано как пустая игра политиков, убеждена Лидия Сычева: «…говорят, что теперь снова обозначается какое-то будущее, называемое скучным словом “перспектива”, и что началось “оживление”… и в общем жизнь продолжается. Да, продолжается. Но без нас…» Почему без нас? Потому что становится страшно и одиноко человеку с душой перед грядущей «громадой искусственного мира, которому мы совсем не нужны».

Бег за прогрессом загоняет нас в холодную и бесприютную юдоль западной цивилизации, которая жестким панцирем накрывает нас, заставляя биться в жестких ритмах «тяжелого металла». Нас уверяют, что ничто уже не изменит этой развязки, что нужно желать этого, либо вообще ничего не желать, что нужно полюбить свою судьбу, либо отчаяться в будущем и в самой жизни. Строгий энергичный, практичный интеллект грядет, ледяными и абстрактнейшими средствами он ведет борьбу за западную цивилизацию.

Об этом предупреждает нас писательница в рассказе «Соловей»:

«Он правил страной Победившего Стиля, и население его знало — через телеэкраны, газеты, интернет — как Алекса Билла, хотя на самом деле он был Алеша Белов, но он давно уже забыл детство, отца и мать, имя, страну, в которой он родился и жил; он забыл прошлое, потому что оно было глупо и дико; он жил настоящим — мощью власти, и будущим — программой, в которой не было места жалости и неопределенности. Страна шла по пути прогресса и побеждала... Пусть страна его состояла теперь всего лишь из одного огромного города с прилегающими дачными окрестностями, что ж — не в территории дело… Соитие с прогрессом радовало его, потому что рождался Стиль — искусственный отбор вместо естественного…можно было свинтить, собрать новое, непобедимое человечество…»

К счастью, мы пока живем в эпоху, по словам Лидии Сычевой, «когда машинный разум еще не приковал невидимой паутиной каждое сердце к пульсу единого наречия, мысли и музыки». Когда наша родина еще не скукожилась как шагреневая кожа, а все еще остается «большой и по-своему великой».

Лидия Сычева убеждена, что лучшая наша защита в этой трудной жизни-борьбе за выживание — «крепость, охранная грамота, незримая», — любовь: «Она всегда с тобой, отведет беду, даст надежду, лишит уныния». Подтверждает эту вечную, но подзабытую нами истину, ее замечательный лиричный рассказ, давший название и идею всей книге,— «Вдвоем»: «…я думаю: каким же должен быть рай, если в земной жизни столько любви?!»[5].

















Заключение


Десятилетнее господство постмодернизма, похоже, завершается. Он явился в своё время естественной реакцией, протестом против господства соцреализма, во многом искусственного, выхолощенного направления, подчинённого идеологии Советского государства. Но, как показывает история, и постмодернизм не стал органичным, родным русской литературе направлением.

Новые, сегодняшние онтологические реалисты также ищут не очевидные причинно-следственные связи жизненных явлений, а мистический и сакральный ее христианский смысл. Реальность, которая понимается как стоящая перед лицом Божьим, временное в свете Вечности и т.д. В качестве примера в литературе двух последних лет можно привести прозу Лидии Сычевой, Юрия Самарина, Дмитрия Ермакова, Ольги Шевченко, Юрия Горюхина, Владимира Бондаря, где общий знаменатель - их религиозность, их христианский взгляд на мир[6].

В творчестве Сычевой присутствует живая жизнь, ясно прослеживается авторское участие и это является  сильной стороной рассказов писателя.

Проза Лидии Сычевой очень органичная, «почвенная», насыщенная силами и соками отчей воронежской земли. На страницах ее рассказов распахнуты родные просторы, пересеченные долгими дорогами и раздумчивыми перепутьями. Ее герои — простые люди, родные нам по духу и по общей земле, с теплым южно-русским говорком, прекрасно переданным писательницей.

Лидия Сычева убеждена, что лучшая наша защита в этой трудной жизни-борьбе за выживание — «крепость, охранная грамота, незримая», — любовь: «Она всегда с тобой, отведет беду, даст надежду, лишит уныния».

Список используемой литературы:


1.     Кузьмичёв Ф. «Лидия Сычева» // "Молоко" № 4 – 2007 г.

2.     Кувакин  А. Женский взгляд на мир // «Молоко» № 7 – 2008 г.

3.     Маркова Д. Русская современная проза. — М.: Андреевский флаг. – 2005 г.

4.     Румянцев В. "Вдвоем" – о времени и о любви» // Московский литератор № 1 – 2008 г.

5.     Сенчин Р. «Новый реализм - направление нового века»  // Пролог № 3 – 2007 г.

6.     Сушилина И.К. Современный литературный процесс в России: М. – Юниит-Дана, 2007 г



[1] Сенчин Р. «Новый реализм - направление нового века»  // Пролог № 3 – 2007 г.


[2] Маркова Д. Русская современная проза. — М.: Андреевский флаг. – 2005 г.


[3] Румянцев В. "Вдвоем" – о времени и о любви» // Московский литератор № 1 – 2008 г.


[4] Кувакин  А. Женский взгляд на мир // «Молоко» № 7 – 2008 г.


[5] Кузьмичёв Ф. «Лидия Сычева» // "Молоко" № 4 – 2007 г.


[6] Румянцев В. "Вдвоем" – о времени и о любви» // Московский литератор № 1 – 2008 г.