Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Филиал в г. Туле











Курсовая работа

по дисциплине: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

на тему:

 «Учет денежных средств и документов»

Вариант № 16




                                                               Выполнил: студентка 4 курса

                                                                                   Факультета: УС 

                                                                 Специальность:        БУА и А

                                                                                    Группы: дневной

                                                                 Носова Юлия Игоревна

                                                            №  л/ д                 04убд 13316

                                                            Проверила:   Зайцева Л.А. 


Тула 2007

Содержание.


Введение……………………………………………………………………………...3

1.Учет денежных средств и денежных документов в кассе………………………5

2.Учет операций по расчетным счетам…………………………………………...16

3. Учет операций по специальным счетам………………………………………..23

4. Учет переводов в пути…………………………………………………………..28

Заключение…………………………………………………………………………30

Список литературы………………………………………………………………...31

Приложения




































Введение.


В процессе хозяйственной деятельности предприятия постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности и оказанные услуги; с покупателями за купленные ими товары, с кредитными учреждениями по ссудам и другим финансовым операциям; с бюджетом и налоговыми органами по различного рода платежам, с другими организациями и лицами по разным  хозяйственным операциям.

Поэтому важное значение для благополучия предприятий имеет своевременность  денежных расчетов, тщательно поставленный учет кредитных и расчетных операций.

Целью бухгалтерского учета денежных средств является контроль за  соблюдением кассовой и расчетной дисциплины, правильность и эффективность использования денежных средств и кредитов, обеспечение сохранности денежной наличности и документов в кассе.

Целью работы является изучение организации бухгалтерского учета движения денежных средств согласно требованиям и нормам, установленным Законодательством Российской Федерации, на примере организации ООО «ЭВИТАПРОМ».

Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:

-своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;

-контроль за сохранностью денежных средств в кассе предприятия;

-использованием денежных средств по их целевому назначению;

-своевременность расчетов с поставщиками, покупателями (заказчиками), бюджетом, банками, органами социального страхования, рабочими и служащими и др.;

-своевременная проверка расчетов с дебиторами и кредиторами для предупреждения просроченной задолженности;

-своевременное выявление результатов инвентаризации денежных средств, документов и расчетов.

Общество с ограниченной ответственностью «ЭВИТАПРОМ»  является юридическим лицом, действует в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об обществах с ограниченной ответственностью", утвержденным приказом Минфина РФ № 138 - ФЗ от 8 июля 1999 года Гражданским Кодексом Российской Федерации, другими законодательными актами Российской Федерации и Уставом.

Основной вид деятельности ООО «ЭВИТАПРОМ» торгово-оптово- закупочная. Для достижения целей своей деятельности ООО «ЭВИТАПРОМ» вправе приобретать, продавать и сдавать в аренду, от своего имени совершать сделки и иные юридические действия, закупать за наличный и безналичный расчет материальные ресурсы, осуществлять хозяйственную деятельность и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, утверждать цены на продукцию, осуществлять внешнеэкономическую деятельность в установленном законом порядке, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет генеральный директор организации. Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией организации, возглавляемой главным бухгалтером ООО «ЭВИТАПРОМ». Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и предоставлению в бухгалтерскую службу документов и сведений обязательны для всех работников организации.



1.Учет денежных средств и денежных документов в кассе.

Кассовые операции связаны с хранением и движением наличных де­нежных средств в отечественной и иностранной валюте, а также денеж­ных документов. Основными нормативными документами, регулирую­щими совершение и учет операций с денежными средствами в кассе, являются:

•   Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расче­тов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;

•   Письмо Центрального банка РФ «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации»;

•   Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ (от 5 января 1998 г., в ред. от 22 января 1999 г.),

•   акты, определяющие предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами.

В бухгалтерском учете движение наличных денежных средств и денеж­ных документов учитывается на активном счете 50 «Касса». Сальдо счета указывает на наличие суммы денег и денежных документов в кассе пред­приятия на начало и конец месяца; оборот по дебету — суммы и докумен­ты, поступившие в кассу, а по кредиту — выданные суммы и документы. При ведении бухгалтерского учета в журнально-ордерной форме кассовые операции, записываемые по кредиту счета 50, отражаются в журнале-орде­ре № 1. Обороты по дебету этого счета записываются в соответствующих журналах-ордерах и в ведомости № 1. Основанием для заполнения журна­ла-ордера №1 и ведомости №1 служат отчеты кассира. К счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета:

50-1   «Касса организации»

50-2   «Операционная касса»

50-3   «Денежные документы»

50-4   «Касса в иностранной валюте» и др.

На субсчете 50-1 «Касса организации» учитываются денежные средства в кассе организации. Свободные денежные средства организаций хранятся на расчетных счетах в банках. Хранение наличных денежных средств ве­дется в пределах лимитов, установленных обслуживающим банком. Ли­мит — это сумма наличных денежных средств, которая может содержаться в кассе в течение суток финансово-экономической деятельности. Превы­шение лимита в кассе разрешается в течение трех дней (пяти дней для районов Крайнего Севера) для выплаты заработной платы, пособий по социальному страхованию и стипендий. Организации, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с банком могут использовать ее на собственные нужды. Размер лимита устанавливается на основании расчета по форме № 0408020 «Расчет на установление лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, по­ступающей в кассу». Наряду с остатком наличных средств банк контроли­рует целевое использование наличных денежных средств (в чеке на ко­решке указывается предназначение получаемых из банка сумм)[17, с.117].

Для ведения кассовых операций предусматривается должность кассира. При малом объеме операций эти обязанности может выполнять по пору­чению руководителя любое должностное лицо или главный бухгалтер. При назначении работника на должность кассира руководитель обязан ознако­мить его под расписку с порядком ведения кассовых операций и заклю­чить договор о полной материальной ответственности.

Для получения денежных средств из банка с расчетного счета органи­зация получает в банке чековую книжку по заявлению специальной фор­мы. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество кассира и дается образец его подписи. Заявление подписывается руководителем и главным бухгалтером, заверяется печатью организации. После проверки правильно­сти составления заявления в бухгалтерии банка оно передается в расход­ную кассу банка, где кассир под расписку получает чековую книжку на 25 или 50 чеков. Организация получает денежные средства в банке через кассира или другое уполномоченное лицо. В день получения бухгалтер запол­няет реквизиты чека и корешок к нему, подписывает его у главного бух­галтера и руководителя и под роспись передает кассиру, который получает наличные деньги в банке.

На каждую полученную в банке сумму в бухгалтерии выписывается приходный кассовый ордер на имя получателя денег с указанием номера чека (Приложение №1 ф.№ КО-1), который заполняется бухгалтером и подписывается главным бухгалтером и руководителем. Квитанция приходного кассового ордера прикладывается к выписке банка, а сам приходный ордер — к от­чету кассира.

Например, получение из банка денежной суммы в размере 50 000 руб­лей, отражается проводкой [18, с.256.]:

Корреспонденция счетов

Документ-основание

Сумма,руб.

Д-т сч.50 «Касса»

Приходный кассовый ордер

60000

К-т сч. 51 «Расчетные счета»

Выписка банка


Выдача наличных денежных средств оформляется расходным кассовым ордером (Приложение №2 ф.№ КО-2) с приложением к нему оформленных документов, например, расчетно-платежной ведомости, заявления на выдачу денег и т.п., подписанных руководителем и главным бухгалтером. Если на доку­ментах, прилагаемых к расходному кассовому ордеру, имеется разреши­тельная надпись руководителя организации, то его подпись на расходном ордере не обязательна. Выдача денег по кассовым ордерам производится на основании документов, удостоверяющих личность получателя. Кассир должен отметить в ордере номер этого документа, кем и когда он выдан. Во всех случаях обязательна расписка получателя в получении выданной суммы. Все кассовые ордера после их исполнения погашаются штампом «Получено» или «Оплачено» с указанием даты, документы подписываются и регистрируются в кассовой книге. Какие-либо исправления, хотя бы и оговоренные, в кассовых ордерах не допускаются. Если в кассовом ордере обнаружена ошибка, то его оформляют заново.

Например, выдача денежных средств в сумме 5000 рублей под отчет сотруднику отдела снабжения для приобретения расходных материалов оформляется расходным кассовым ордером, который подписывается глав­ным бухгалтером и руководителем организации, регистрируется в журнале и служит основанием для выдачи денежных средств из кассы и следую­щей записи в бухгалтерском учете [18, с.257.]:

Корреспонденция счетов

Документ-основание

Сумма,руб.

Д-т сч.71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Расходный кассовый ордер

5000

К-т сч. 50 «Касса»



При получении или выдаче денег по каждому кассовому документу кассир делает записи в кассовую книгу (Приложение №3 ф. № КО-4), которая относится к регистрам аналитического учета и предназначена для отражения операций по движению наличных денег в кассе. Каждая организация ведет только одну кассовую книгу. Эта книга должна быть прошнурована и опечатана печатью организации, а страницы в ней пронумерованы. Записи в кассо­вой книге обычно производятся кассиром в двух экземплярах через копи­ровальную бумагу сразу после получения или выдачи денег по каждому ордеру или документу. Ежедневно в конце дня кассир подсчитывает итоги операций за день по графам «приход» и «расход», выводит остаток по кас­се и переносит его на следующий лист на первую страницу по графе «приход». Внизу каждого листа кассир указывает количество приложенных приходных и расходных ордеров и расписывается. После этого одна половина листа кассовой книги отрывается и с приложенными документами как отчет кассира передается под расписку главному бухгалтеру. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалте­ра организации.

Способы обработки кассовых отчетов в бухгалтерии зависят от количе­ства кассовых операций в день и от частоты сдачи отчетов. Если число операций невелико, то данные отчетов после группировки их по коррес­пондирующим счетам заносятся в учетный регистр по счету 50 «Касса», а если в день выполняется 3—15 операций, то по счету 50 «Касса» открыва­ется оборотно-сальдовая ведомость. Если в день выполняется более 15 операций, причем по нескольку операций на один корреспондирующий счет, к отчету прикладываются расшифровки, в которых общим итогом показываются суммы поступивших и выданных средств по данному счету. Информация расшифровок заносится в оборотно-сальдовую ведомость од­ной строкой.

Приходные и расходные кассовые документы, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (Приложение №4 ф.№ КО-3) и кассовая книга могут вестись как ручным, так и автоматизированным способами.

По окончании месяца путем сопоставления итогов оборотов по дебету (поступление наличных денежных средств и денежных документов) и кре­диту (выплата денежных средств и денежных документов) счета 50 «Касса» выводится сальдо наличных денег на конец месяца, которое сверяется с остатком в кассовой книге.

На субсчете 50-2 «Операционная касса» учитываются средства, получае­мые организацией при расчетах с населением. Если организация рассчи­тывается наличными денежными средствами не только с собственным персоналом, но и с населением и сторонними организациями, она обяза­на использовать и регистрировать в налоговых органах контрольно-кассо­вые машины (ККМ). На каждую кассовую машину администрация заво­дит книгу кассира-операциониста (Приложение №5 ф.№ КМ-4), которая должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписями налогового инспектора, директора и главного бухгалтера организации, а также печатью. Книга кассира-опе­рациониста не заменяет кассовый отчет. Все записи в книге кассира-опе­рациониста производятся в хронологическом порядке без помарок. При внесении в книгу исправлений они должны оговариваться и заверяться подписями кассира-операциониста, директора и главного бухгалтера.

На каждой кассовой машине имеется свой заводской номер, который обязательно указывается во всех документах, относящихся к данной ма­шине (кассовом чеке, отчетной ведомости, паспорте, книге кассира-опера­циониста и в др.), а также в документах, отражающих перемещение кассо­вой машины (например, отправку в ремонт, передачу другой организа­ции). Ключи от ККМ (кроме ключей для перевода секционных денежных счетчиков на нули), паспорт кассовой машины, книга кассира-операцио­ниста, акты и другие документы хранятся у директора организации, его заместителя или главного бухгалтера. Ключ для гашения технических про­гонов должен находиться у старшего кассира. Ключи для перевода секци­онных денежных счетчиков на нули передаются директором контролирую­щей организации (кроме ККМ с фискальной памятью).

По окончании работы или по прибытии инкассатора кассир должен подготовить денежную выручку, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру.

Использованные кассовые чеки и копии товарных чеков хранятся у материально ответственных лиц 10 дней со дня продажи по ним товаров и проверки товарного отчета бухгалтерией. Использованные контрольные ленты, копии чеков и другие документы, подтверждающие суммы принятых наличных денег, должны храниться в упакованном или опечатанном виде в бухгалтерии организации в течение 15 дней после проверки товар­ного отчета, а в случае выявленной недостачи — до окончания рассмотре­ния дела. Товарные отчеты и приложенные к ним документы строгой от­четности хранятся не менее трех лет. Правительством РФ утвержден пере­чень отдельных категорий организаций, которые в силу специфики своей деятельности либо местонахождения могут не использовать контрольно-кассовые машины.

Приход денежных средств оформляется одним приходным кассовым ордером в конце дня с приложением квитанций к корешку. Суммы при­ходных документов должны соответствовать вывешиваемым ценникам, прейскурантам на продаваемые товары и оказываемые услуги.

На субсчете 50-3 «Денежные документы» учитываются находящиеся в кассе организации денежные документы, ценные бумаги (оплаченные ку­рортные путевки, оплаченные авиабилеты, почтовые марки, марки госпо­шлины, вексельные марки и др.), приобретенные на стороне.

Для учета денежных документов открывается отдельная кассовая книга, на каждый вид документов выделяются соответствующие страницы. Учет поступления денежных документов осуществляется по накладной. Она вы­писывается кассиром в двух экземплярах при приеме денежных документов. Выдача денежных документов из кассы осуществляется на основании тре­бования, которое выписывается бухгалтером. При движении денежных до­кументов составляется отдельный кассовый отчет и передается бухгалтеру. [18, с.281.]

Учет денежных документов ведется по фактической стоимости приоб­ретения. Бухгалтер должен в аналитическом учете отражать две оцен­ки — номинальную (отраженную на самом документе) и фактическую. От­носительно расхождения этих оценок должна быть сделана справочная за­пись.

Оплаченные наличными деньгами путевки в санатории отражаются бухгалтерской записью:

Д-т сч. 50 «Касса», субсчет 50-3 «Денежные документы»

К-т сч. 50 «Касса», субсчет 50-1 «Касса организации».

При выдаче путевок персоналу бесплатно или с частичной оплатой де­лается запись:

Д-т сч. 50 «Касса», субсчет 50-1 «Касса организации» — на сумму час­тичного платежа, внесенного работником

Д-т сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» — на суммы, оплаченные организацией

К-т сч. 50 «Касса», субсчет 50-3 «Денежные документы».

Приобретенные почтовые марки и проездные билеты (Д-т сч. 50-3 «Денежные документы» К-т сч. 50-1 «Касса», 51 «Расчетные счета», 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами») списываются по мере их расхода, их стоимость в зависимости от характера расходов включается в соответст­вующие издержки (Д-т сч. 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяй­ственные расходы», 44 «Расходы на продажу» К-т сч. 50-3 «Денежные до­кументы»), в состав прочих расходов (Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы» К-т сч. 50-3 «Денежные документы»), погашаются за счет средств целевого финансирования (Д-т сч. 86 «Целевое финансирование» К-т сч. 50-3 «Денежные документы»).

Бланки строгой отчетности (трудовые книжки и вкладные листы к ним, квитанции путевых листов автотранспорта) учитываются на забалан­совом счете 006 «Бланки строгой отчетности»

Инвентаризация кассы проводится в сроки, определенные руководством организации, но не реже, чем установлено нормативными документами (не менее одного раза в месяц). Результаты инвентаризации оформляются актом инвентаризации (ревизии) кассы (Приложение №6 ф.№ИНВ-15), составляемым в двух экземплярах, один из которых остается в делах бухгалтерии, второй — у кассира [14, п.15.].

Излишки денег, выявленные инвентаризацией, приходуются в кассу и зачисляются в доход организации:

Д-т сч. 50 «Касса»

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы».

Недостача денег (денежных документов) в кассе (организации, опера­циониста) подлежит взысканию с материально ответственного лица (кас­сира), что отражается проводками:

Д-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

К-т сч. 50 «Касса» (50-1, 50-2, 50-3) — в сумме недостачи согласно акту инвентаризации

Д-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — в сумме, предъявленной к возмещению кассиру, согласно приказу руководителя ор­ганизации

Если во взыскании с виновных лиц отказано судом или они не найде­ны, убытки списываются в прочие расходы:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

В ООО «ЭВИТАПРОМ» применяется счет 50 субсчет 1 «Касса организации».

Поступление наличных денег в кассу отражаются следующими бухгалтерскими проводками:

1.                         Получены наличные деньги со счетов в банках:

Дебет 50 «Касса»

Кредит 51 «Расчетный счет»;

2. Поступления наличных денег от реализация продукции, основных средств, прочих активов:

Дебет 50 «Касса»

Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

90 «Продажи»;

91 «Прочие доходы и расходы».

3. Возврат в кассу ранее выданных авансов, излишне выплаченных сумм заработной платы, неизрасходованных подотчетных сумм:

Дебет 50 «Касса»

Кредит  62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Выбытие наличных денег оформляются следующими бухгалтерскими проводками:

1.      Оплачены из кассы расходы по приобретению оборудования, требующего монтажа, объектов основных средств, материалов, товаров, а также расходы основных и вспомогательных цехов общепроизводственного и общехозяйственного назначения, обслуживающих производств и хозяйств, будущих периодов, коммерческие расходы, затраты на реализации готовой продукции, основных средств, прочих активов:

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы »;

20 «Основное производство»;

26 «Общехозяйственные расходы»;

41 «Товары»;

44 «Расходы на продажу»;

90 «Продажи»;

91 «Прочие доходы и расходы»;

97 «Расходы будущих периодов».

Кредит 50 «Касса»

2.      Сданы в кассу денежные средства для зачисления на расчетный и валютный счета, для приобретения денежных документов и на денежные переводы:

Дебет 51 «Расчетный счет»   Кредит 50 «Касса»

3.     Оплачены наличными краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения, задолженность поставщикам по авансам полученным, различным внебюджетным фондам, бюджету, по отчислениям в социальные фонды:

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные актива»;

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

58 «Финансовые вложения»;

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

68 «Расчеты по налогам и сборам»;

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Кредит 50 «Касса»

4.      Выданы из кассы заработная плата, подотчетные суммы, займы работникам, начисленные дивиденды сторонним работникам, суммы по исполнительным документам:

Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

75 «Расчеты с учредителями»;

76 «Расчеты с  разными  дебиторами и кредиторами»

Кредит 50 «Касса»





















2.Учет операций по расчетным счетам

В соответствии с законодательством Российской Федерации каждая организация вправе открывать в любом банке по своему усмотрению расчет­ные и другие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления через эти счета расчетных, кредитных и кассовых операций. Ос­новным нормативным документом, регулирующим совершение и учет операций с безналичными денежными средствами, является Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации №2-П.

Обособленным подразделениям по ходатайству головной организации могут быть открыты в их регионе расчетные субсчета или текущие счета. На расчетном субсчете подразделения осуществляются операции, разре­шаемые головной организацией (в частности, зачисление выручки, пере­числение средств в головную организацию). Текущие счета предназначены только для операций, связанных с выдачей наличных денег обособленным подразделениям.

Согласно ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны в 10-дневный срок сообщить в налоговый орган об открытии или закрытии расчетного счета в банке. Нарушение установленного срока влечет за со­бой взыскание штрафа (ст. 118 НК РФ).

Порядок совершения и оформления операций по расчетным счетам ре­гулируется действующим законодательством, а также правилами, инструк­циями и положениями Центрального банка РФ. Расчеты в безналичном порядке могут производиться по товарным операциям (оплата за продук­цию, товары, работы или услуги) и нетоварным (коммунальные платежи, расчеты с бюджетом, фондами),

На расчетных счетах отражаются свободные денежные средства, посту­пления за проданные товары, продукцию, выполненные работы и оказан­ные услуги, полученные кредиты банков, займы, поступившие средства целевого финансирования и другие поступления. С расчетных счетов про­изводятся практически все платежи, включая платежи поставщикам за по­ставляемые материальные ресурсы, выполненные работы и оказанные ус­луги, платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, погашение задолжен­ности по полученным кредитам и ссудам, другие перечисления.

Схема расчетов платежными поручениями на предприятии ООО «ЭВИТАПРОМ» представлена на рисунке 1.

 SHAPE  \* MERGEFORMAT


Материальные ценности, работы, услуги

Платежное поручение

Выписка с расчетного счета о зачислении денежных средств


Платежное поручение


      

    

Выписка с расчетного счета о списании

средств


6661111   

Поставщик

(Получатель денег)

Покупатель (Плательщик)

Банк поставщика

Банк покупателя


Надпись: Платежное поручениеНадпись: Выписка с расчетного счета о зачислении денежных средствНадпись: Выписка с расчетного счета о списании 
средств

6661111

Рис.1 Схема расчетов платежными поручениями в ООО «ЭВИТАПРОМ».

Взаимоотношения между организацией и банком строятся на основа­нии договора на расчетно-кассовое обслуживание, в котором фиксируется: перечень услуг, тарифы комиссионных вознаграждений за услуги, сроки обработки платежных документов, условия размещения средств, права, обязанности и ответственность сторон. За несвоевременное или непра­вильное списание и зачисление средств владелец счета вправе требовать от банка уплату штрафа в размере 0,5% от суммы за каждый день задерж­ки, если иное не установлено договором. Взаимные претензии по расче­там между плательщиком и получателем рассматриваются сторонами без участия банка.

Платежи с расчетных счетов организаций осуществляются в последова­тельности, определенной Гражданским кодексом РФ (ст. 855, п. 2):

Операции по расчетным счетам банки производят с согласия и по поручению владельцев счетов. Без согласия организации в бесспорном по­рядке делается списание денежных средств по инкассо в соответствии с ре­шением государственного арбитража, народного суда, налоговых или финансовых органов (недоимки, пени по налогам и сборам), списание таможенными органами сумм таможенных платежей и пеней, в иных слу­чаях, предусмотренных договором между банком и клиентом (ГК РФ, ст. 854, п 2). В безакцептном порядке оплачиваются счета за коммуналь­ные услуги. Акцепт — согласие владельца счета на оплату.

Гражданским кодексом предусмотрено, что клиент может дать распоря­жение банку о списании денежных средств со счета по требованию треть­их лиц (например, расчеты по инкассо, когда банк производит операцию на основании инкассового поручения, выставленного поставщиком клиен­та). Банк принимает эти распоряжения, если указанные в них данные по­зволяют идентифицировать лицо, имеющее право требовать списания средств со счета согласно договору банковского счета [19, с.102.].

Не допускается ограничение прав клиента на распоряжение денежны­ми ресурсами, находящимися на счете, за исключением наложения ареста на денежные средства либо приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом. Наложение ареста представляет собой времен­ное прекращение операций по списанию средств с банковского счета; при этом договор на расчетно-кассовое обслуживание не расторгается. Феде­ральным законом «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (в ред. от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ, ст. 27) предусмотре­но, что решение о наложении ареста принимается судом, арбитражным судом, а также органами предварительного следствия при наличии санк­ции прокурора.

К основным документам, используемым в безналичных расчетах, отно­сятся:

•   договор (поставки, купли-продажи и др.);

•   заявление на открытие счета (ф. № 0401025);

•   карточка с образцами подписей и оттиска печати (ф. № 0401026);

•   платежное поручение (Приложение №7 ф. № 0401060);

•   сводное платежное поручение;

•   платежное требование-поручение (ф. № 0401064);

•   платежное требование (Приложение №8 ф. № 0401061);

•   заявление на аккредитив (ф. № 0401063);

•   заявление на выдачу чековой книжки;

•   чековая книжка;

•   реестр чеков (ф. № 0401007);

•   выписка из расчетного счета.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хо­зяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его примене­нию для обобщения информации о наличии и движении денежных средств на расчетном счете организации используется балансовый актив­ный счет 51 «Расчетные счета». Сальдо счета 51 «Расчетные счета» указы­вает на наличие суммы свободных денег на расчетном счете организации на начало и конец месяца; оборот по дебету характеризует суммы, посту­пившие на расчетный счет, а по кредиту — суммы, перечисленные со сче­та. Учет движения денежных средств на счете 51 организуется с использо­ванием субсчетов.

При ведении бухгалтерского учета в журнально-ордерной форме опера­ции, записываемые по кредиту счета 51 «Расчетные счета», отражаются в журнале-ордере № 2. Обороты по дебету этого счета записываются в соот­ветствующих журналах-ордерах и ведомости № 2. Основанием для запол­нения журнала-ордера № 2, ведомости № 2 и других аналогичных регист­ров служат банковские выписки из лицевого счета организации об остатках и движении денежных средств на расчетном счете на определенный мо­мент времени. В выписке указывается: остаток средств на счете на дату, предшествующую выписке; суммы, зачисленные на счет; суммы, списан­ные со счета; остаток на дату выписки. При чтении банковской выписке следует иметь в виду, что остатки и поступления (увеличение) денежных средств указываются с точки зрения банка по кредиту расчетного счета, а выбытие (уменьшение) средств — по дебету.

Поступление денежных средств на расчетный счет отражается следующими проводками:

1. Получено на расчетный счет из кассы организации:

Дебет 51 «Расчетный счет»     Кредит 50 «Касса»;

2. Поступили платежи от покупателей продукции, товаров, услуг, имущества организации, в том числе авансы под поставку товара:

Дебет 51 «Расчетный счет»    Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

3. Получены краткосрочные кредиты и займы:

Дебет 51 «Расчетный счет»  Кредит 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;

4.  Получены  долгосрочные    кредиты  и  займы:

Дебет 51 «Расчетный счет»   Кредит 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;

5. Получены суммы вкладов в уставный капитал:

Дебет 51 «Расчетный счет»    Кредит 75 «Расчеты учредителями»;

6. Получена разная дебиторская задолженность, выручка за проданное имущество организации от покупателей имущества, оказанные услуги и выполненные работы от покупателей:

Дебет 51 «Расчетный счет»     Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

8. Сумма, поступившая на расчетный счет излишне перечисленных налогов и сборов в бюджет:

Дебет 51 «Расчетный счет»   Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

8. Сумма возврата излишне перечисленных отчислений и возмещения фондами:

Дебет 51 «Расчетный счет»   Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

9. Поступили денежные средства в счет причитающейся прибыли по договору доверительного управления имуществом:

Дебет 51 «Расчетный счет»  Кредит 79 «Внутрихозяйственные расчеты»;

10. Отражены доходы, поступившие в счет будущих периодов:

Дебет 51 «Расчетный счет»  Кредит 98 «Доходы будущих периодов».

Пример: Предприятию ООО «ЭВИТАПРОМ» оказана финансовая помощь в сумме 1000000 рублей. Бухгалтером организации было выписано объявление на взнос наличными и денежные средства сданы в банк.

Бухгалтер сделал проводки:

Дебет 51 «Расчетный счет»  Кредит 50 «Касса» - 1000000 рублей.

Выбытие денежных средств с расчетного счета отражается следующими бухгалтерскими проводками:

1. Получены наличные деньги в кассу:

Дебет 50 «Касса»   Кредит 51 «Расчетный счет»;

2. Перечислены наличные деньги с расчетного счета на валютный счет:

 Дебет 52 «Валютный счет»   Кредит 51 «Расчетный счет»;

3. Оплата счетов и векселей поставщикам, перечисление аванса:

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»   Кредит 51 «Расчетный счет»;

4. Перечисление ЕСН в Федеральный бюджет и в социальные фонды:

Дебет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»  Кредит 51 «Расчетный счет»;

5. Перечисление налогов и сборов бюджет (по видам налогов и сборов):

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам»  Кредит 51 «Расчетный счет»;

5.     На сумму заработной платы, перечисленной работникам:

Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит 51 «Расчетный счет»;

7. На сумму денежных средств, перечисленных учредителям организациям:

Дебет 75/1 «Расчеты с учредителями»  Кредит 51«Расчетный счет»;

 Перечислено разным кредиторам:

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»  Кредит 51 «Расчетный счет».


Пример: Согласно платежному поручению перечислен платеж налога на землю за 2003 год на сумму 424756 рублей. Бухгалтером ООО «ЭВИТАПРОМ» были сделаны следующие записи по счетам бухгалтерского учета:

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам»  Кредит 51 «Расчетный счет» - 424756 рублей.

Из банка получена выписка банка с приложением платежного поручения.



3.Учет операций по специальным счетам.

Специальные счета открываются банком для обособленного хранения части безналичных денежных средств клиента, предназначенных для кон­кретных целей.

К активному счету 55 «Специальные счета в банках» могут быть от­крыты субсчета:

55-1 «Аккредитивы»;

55-2 «Чековые-книжки»;

55-3 «Депозитные счета»;

55-4 «Корпоративные банковские карты» и др.

С принятием ПБУ 19/2002 «Учет финансовых вложений» операции по депозитным счетам могут отражаться на счете 58 «Финансовые вложения».

На субсчете 55-1 «Аккредитивы» учитывается движение средств, нахо­дящихся в аккредитивах. Зачисление денежных средств в аккредитивы от­ражается следующей бухгалтерской проводкой:

Д-т сч. 55 «Специальные счета в банках», субсчет 55-1 «Аккредитивы»

К-т сч. 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и другие аналогичные счета.

По мере использования этих средств (согласно выпискам банка) про­изводится запись:

Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т сч. 55 «Специальные счета в банках», субсчет 55-1 «Аккредитивы».

Восстановление на расчетном счете неиспользованных средств в аккре­дитивах отражается бухгалтерской записью:

Д-т сч. 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»

К-т сч. 55 «Специальные счета в банках», субсчет 55-1 «Аккредитивы».

Аналитический учет по субсчету 55-1 «Аккредитивы» ведется по каждо­му отдельно выставленному аккредитиву.

На субсчете 55-2 «Чековые книжки» учитывается движение средств, на­ходящихся в чековых книжках. Депонирование средств при выдаче чеко­вых книжек отражается бухгалтерской проводкой:

Д-т сч. 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Чековые книжки»

К-т сч. 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».

Суммы, полученные в банке по чековым книжкам, списываются по мере оплаты выданных организацией чеков (согласно выпискам банка):

Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

К-т сч. 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Чековые книжки».

Суммы по чекам, выданным, но не оплаченным банком (не предъяв­ленным к оплате), остаются на счете 55 «Специальные счета в банках»; сальдо по субсчету 55-2 «Чековые книжки» должно соответствовать сальдо по выписке банка.

Суммы по возвращенным в банк чекам (оставшимся неиспользованны­ми) отражаются бухгалтерской проводкой:

Д-т сч. 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»

К-т сч. 55 «Специальные счета в банках», субсчет 55-2 «Чековые книжки».

Аналитический учет по субсчету 55-2 «Чековые книжки» ведется по каждой полученной чековой книжке.

На субсчете 55-4 «Корпоративные банковские карты» учитываются средства, перечисленные на специальный карточный счет. В настоящее время в России активно распространяется новая для юридических и физи­ческих лиц форма расчетов с использованием банковских корпоративных (пластиковых) карт. Корпоративные банковские карты бывают двух ви­дов — расчетные и кредитные. Расчетная карта — это банковская карта, использование которой позволяет держателю распоряжаться денежными средствами со счета организации в пределах расходного лимита. Кредит­ная карта позволяет ее держателю осуществлять операции в размере пре­доставленной банком кредитной линии [20, с.315.].

Чтобы стать держателем корпоративной банковской карты, организа­ция должна представить в банк заявление на ее приобретение. В заявлении указываются тип карты, тип валюты, вносимой на специальный кар­точный счет, желаемый порядок получения выписок со счета, имя и пас­портные данные будущего пользователя карты. Все условия пользования картой оговариваются в договоре между банком и держателем карты. Для перечисления денежных средств с расчетного счета на специальный кар­точный счет организация представляет в свой банк платежное поручение на перевод средств. Все записи на субсчете могут производиться только на основании выписок из банка со специального карточного счета.

Пополнение карточного счета отражается по дебету субсчета 55-4 и корреспонденции со счетами учета Денежных средств. Переводы на этот счет могут осуществляться только безналичным путем с расчетных (теку­щих) счетов организации. Не допускается пополнение указанного счет путем перечисления средств третьими лицами.

В зависимости от вида валюты перечисление средств на карточный счет отражается проводками:

Д-т сч. 55 «Специальные счета в банках», субсчет 55-4 «Корпоратив­ные банковские карты»

К-т сч. 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета».

Установлен определенный перечень операций, расчеты по которым мо­гут производиться с корпоративной банковской карты. При выдаче под отчет работнику пластиковой карты на счетах бухгалтерского учета делает­ся следующая запись:

Д-т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

К-т сч. 55 «Специальные счета в банках», субсчет 55-4 «Корпоратив­ные банковские карты».

Сотрудник после пользования пластиковой картой должен представить в бухгалтерию авансовый отчет. Банк, в свою очередь, проверяет целевое использование средств с пластиковой карточки (авансовый отчет). После представления и утверждения авансового отчета подотчетного лица о про­изведенных расходах на счетах бухгалтерского учета делается запись:

Д-т сч. 10 «Материалы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расхо­ды на продажу»

К-т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

В отличие от корпоративной банковской карты, открываемой юридиче­скому лицу, организация может открывать работникам пластиковые карты зарплатные. Банк самостоятельно заключает с каждым сотрудником до­говор о расчетном обслуживании его пластиковой карты, заводит специальные лицевые (депозитные) счета работников и каждый месяц на осно­вании платежного поручения перечисляет на них зарплату.

Д-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

К-т сч. 51 «Расчетные счета».

На отдельных субсчетах, открываемых к счету 55 «Специальные счета в банках», учитывается движение средств целевого финансирования, в част­ности, поступивших бюджетных средств, средств на финансирование ка­питальных вложений и на другие цели.

Получение средств целевого финансирования отражается записью:

Д-т сч. 55 «Специальные счета в банках», соответствующий субсчет

К-т сч. 86 «Целевое финансирование».

При использовании целевых средств делается проводка:

Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,

76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами» и другие счета

К-т сч. 55 «Специальные счета вх банках», соответствующий субсчет.

По окончании строительства или финансирования других расходов (на сумму использованных средств) составляется следующая бухгалтерская за­пись:

Д-т сч. 86 «Целевое финансирование»

К-т сч. 83 «Добавочный капитал».

Наличие и движение денежных средств в иностранных валютах учиты­ваются на счете 55 «Специальные счета в банках» обособленно.

Аналитический учет по счету 55 должен обеспечить возможность полу­чения данных о наличии и движении денежных средств в аккредитивах, чековых книжках, депозитах, других источниках на территории Россий­ской Федерации и за ее пределами.

Для совершения операций по специальным счетам в банке применяют­ся те же первичные документы, что и по расчетному счету. В зависимости от количества операций могут открываться отдельные оборотно-сальдовые ведомости на каждый аналитический счет.

Аналитический учет ведется  в журнале-ордере №3 и ведомости №25-АПК.


4. Учет переводов в пути.

Денежные средства (переводы) в пути — это денежные суммы (преимущественно выручка от продажи товаров организаций, осуществляю­щих торговую деятельность) сданные инкассаторам, внесенные в кассы банков, сберегательные кассы или кассы почтовых отделений для зачис­ления на расчетный или иной счет организации. Для обобщения инфор­мации о движении этих средств применяется активный счет 57 «Перево­ды в пути». По своему характеру это счет расчетов; на нем учитывается дебиторская задолженность инкассаторской службы, банка, почтового от­деления.

Основанием для принятия на учет по счету 57 «Переводы в пути» сумм являются копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки ин­кассаторам, квитанции учреждений банка, сберегательной кассы, почтово­го отделения и другие документы. Порядок отражения в бухгалтерском учете сумм наличных средств, сданных в банки, инкассаторам и почтовым отделениям приведен в табл 3.

Операции по расчетным счетам

Хозяйственная операция

Документ-основание

Дебет счета

Кредит счета

Сумма,руб.

Сдача денежных средств из кассы организации в банк через инкассаторов, почтовое отделение, вечернюю кассу банка

Расходный кассовый ордер, квитанция банка, сберкассы, почтового отделения и др.

57 «Переводы в пути»

50 «Касса»

295000

Зачисление денежных средств на расчетный счет

Банковская выписка

51 «Расчетные счета»

57 «Переводы в пути»

295000


Движение денежных средств (переводов) в иностранных валютах учи­тывается на счете 57 «Переводы в пути» обособленно [19, с.130.].

Аналитический и синтетический учет операций по специальным счетам в банках в условиях журнально-ордерной формы учета ведется в журна­ле-ордере № 3 на основании выписок банка.

Использование счета 57 в качестве транзитного в отечественной прак­тике обусловлено тем, что записи на счетах 51 «Расчетные счета» и 52 «Валютные счета» производятся на основании банковских выписок, пере­даваемых в организацию через несколько дней после отправки денежных средств. В зарубежной практике первичным документом для кредитования расчетного (валютного) счета является выписанное платежное поручение, банковская квитанция или сопроводительные ведомости при инкассации. Если такой вариант учета движения денежных средств будет разрешен к использованию в нашей стране, отпадет необходимость в счете 57 «Пере­воды в пути».
















Заключение.

В завершении курсовой работы, хотелось отметить, что в настоящее время бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, организации расчетов и кредитования на производстве. Учет денежных средств имеет значение в укреплении платежной дисциплины и в эффективном использовании финансовых ресурсов предприятия. Поэтому очень важен контроль за соблюдением кассовой дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств, обеспечением сохранности денежных документов, находящихся в кассе предприятия.

 В данной курсовой работе были проведены подробные исследования  методики бухгалтерского учета денежных средств в ООО «ЭВИТАПРОМ». В работе рассматриваются все вопросы, связанные с ведением кассовых операций и расчетного счета предприятия ООО «ЭВИТАПРОМ». Рассмотрен порядок оформления первичных кассовых документов: расходного и приходного кассовых ордеров, кассовой книги, книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств и других форм. Также рассмотрен порядок оформления и ведения операций на расчетном счете.

В ходе исследования были рассмотрены вопросы:

­                                   нормативно – правового регулирования банковской деятельности и ведения кассовых операций;

­                                   документального оформления и движения денежных средств в кассе;

­                                   документального оформления и операции по расчетному счету и специальным счетам в банке.

В ходе изучения данных вопросов было установлено, что:

­        расчеты наличными деньгами между организациями, осуществляемые через кассу, лимитируются законодательством.

­                                   по согласованию с банком устанавливается лимит остатка наличных денег в кассе. Все сверхлимитные остатки сдаются в банк в установленные сроки;

­                                   правила проведения кассовых операций, порядок выдачи и приема наличных денег, а также порядок оформления кассовых документов регламентируются специальной инструкцией ЦБ РФ;

­                                   наличные деньги на командировочные и административно-хозяйственные расходы выдаются только работникам организации. Произведенные ими расходы имеют документальное подтверждение;

­                                   расчеты между организациями производятся в безналичном порядке через их счета, открытые в банковских организациях Российской Федерации. Формы расчетных документов соответствуют установленным стандартам;

­                формы расчетов между предприятиями установлены нормативными документами Банка России.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что с целью ускорения, повышения качества обработки информации и максимального исключения влияния человеческого фактора остро назрела необходимость автоматизации процесса учета денежных средств и документов на предприятиях. Эта задача, на мой взгляд, успешно решается путем активного использования возможностей и ресурсов бухгалтерской программы 1С:Предприятие.

 



















Список использованной литературы.

1.            Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.1 и 2: по состоянию на 25 января 2006г. – М.: Юрайт – Издат, 2006. – 639с. – (Правовая библиотека).

2.            Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 и 2. – М.: ТК Велби, 2004. – 448с.

3.            О бухгалтерском учете: федер. закон от 21.11.1996 №129 – ФЗ//ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл. с экрана.

4.            О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения в РФ : федер. закон от 19.11.1998г. №416-У - ФЗ//ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл. с экрана.

5.            О формах бухгалтерской отчетности организаций РФ: приказ Минфина РФ от 22.07.2003г. №67н - н// ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл. с экрана.

6.            Об утверждении положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации: постановление Центробанка РФ от 5.01.1998г. № 14-П. «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл. с экрана.

7.            Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ: приказ Минфина РФ от 29.07.1998г. №34н н// ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл. с экрана.

8.            Об утверждении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации: решение Совета директоров Центрального банка РФ от 22.09.1993г. № 40 и сообщенное письмом Банка России от 4.10.1993г. №18. ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл. с экрана.

9.            Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: приказ Минфина РФ от 13.06.1995г. №49 - н// ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл. с экрана.

10.       Бухгалтерские проводки: учеб. Пособие /В.П. Астахова [и др.]; под общ. ред. В.П. Астахова. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.-416с.

11.       Бабаева Ю.А. «Бухгалтерский финансовый учет»: учебник для вузов/ М.: вузовский учебник, 2003г. с.525.

12.       Документальное оформление кассовых операций.- М.: Бератор, 2003.-112 с.

13.       Захарьин В.Р. «Справочник бухгалтера - кассира» - М.: Индивидуальный предприниматель Захарьин В.Р.,2004 - 224 с.

14.       Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет»: Учебное пособие-М.: Инфра -М., 2001г. - 584с.

15.       Кутер М.И.. Теория бухгалтерского учета. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003 г.

16.       Федотов А.В. Учет кассовых операций. - М.: ЗАО Издательский дом «Главбух» 2001 г.