Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Филиал в г. Туле
Курсовая работа
по дисциплине: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
на тему:
«Учет денежных средств и документов»
Вариант № 16
Выполнил: студентка 4 курса
Факультета: УС
Специальность: БУА и А
Группы: дневной
Носова Юлия Игоревна
№ л/ д 04убд 13316
Проверила: Зайцева Л.А.
Тула 2007
Содержание.
Введение……………………………………………………………………………...3
1.Учет денежных средств и денежных документов в кассе………………………5
2.Учет операций по расчетным счетам…………………………………………...16
3. Учет операций по специальным счетам………………………………………..23
4. Учет переводов в пути…………………………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………………30
Список литературы………………………………………………………………...31
Приложения
Введение.
В процессе хозяйственной деятельности предприятия постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности и оказанные услуги; с покупателями за купленные ими товары, с кредитными учреждениями по ссудам и другим финансовым операциям; с бюджетом и налоговыми органами по различного рода платежам, с другими организациями и лицами по разным хозяйственным операциям.
Поэтому важное значение для благополучия предприятий имеет своевременность денежных расчетов, тщательно поставленный учет кредитных и расчетных операций.
Целью бухгалтерского учета денежных средств является контроль за соблюдением кассовой и расчетной дисциплины, правильность и эффективность использования денежных средств и кредитов, обеспечение сохранности денежной наличности и документов в кассе.
Целью работы является изучение организации бухгалтерского учета движения денежных средств согласно требованиям и нормам, установленным Законодательством Российской Федерации, на примере организации ООО «ЭВИТАПРОМ».
Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:
-своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;
-контроль за сохранностью денежных средств в кассе предприятия;
-использованием денежных средств по их целевому назначению;
-своевременность расчетов с поставщиками, покупателями (заказчиками), бюджетом, банками, органами социального страхования, рабочими и служащими и др.;
-своевременная проверка расчетов с дебиторами и кредиторами для предупреждения просроченной задолженности;
-своевременное выявление результатов инвентаризации денежных средств, документов и расчетов.
Общество с ограниченной ответственностью «ЭВИТАПРОМ» является юридическим лицом, действует в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об обществах с ограниченной ответственностью", утвержденным приказом Минфина РФ № 138 - ФЗ от 8 июля 1999 года Гражданским Кодексом Российской Федерации, другими законодательными актами Российской Федерации и Уставом.
Основной вид деятельности ООО «ЭВИТАПРОМ» торгово-оптово- закупочная. Для достижения целей своей деятельности ООО «ЭВИТАПРОМ» вправе приобретать, продавать и сдавать в аренду, от своего имени совершать сделки и иные юридические действия, закупать за наличный и безналичный расчет материальные ресурсы, осуществлять хозяйственную деятельность и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, утверждать цены на продукцию, осуществлять внешнеэкономическую деятельность в установленном законом порядке, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет генеральный директор организации. Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией организации, возглавляемой главным бухгалтером ООО «ЭВИТАПРОМ». Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и предоставлению в бухгалтерскую службу документов и сведений обязательны для всех работников организации.
1.Учет денежных средств и денежных документов в кассе.
Кассовые операции связаны с хранением и движением наличных денежных средств в отечественной и иностранной валюте, а также денежных документов. Основными нормативными документами, регулирующими совершение и учет операций с денежными средствами в кассе, являются:
• Федеральный
закон от 22 мая
• Письмо Центрального банка РФ «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации»;
• Положение
о правилах организации наличного денежного обращения
на территории РФ (от 5 января
• акты, определяющие предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами.
В бухгалтерском учете движение наличных денежных средств и денежных документов учитывается на активном счете 50 «Касса». Сальдо счета указывает на наличие суммы денег и денежных документов в кассе предприятия на начало и конец месяца; оборот по дебету — суммы и документы, поступившие в кассу, а по кредиту — выданные суммы и документы. При ведении бухгалтерского учета в журнально-ордерной форме кассовые операции, записываемые по кредиту счета 50, отражаются в журнале-ордере № 1. Обороты по дебету этого счета записываются в соответствующих журналах-ордерах и в ведомости № 1. Основанием для заполнения журнала-ордера №1 и ведомости №1 служат отчеты кассира. К счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета:
50-1 «Касса организации»
50-2 «Операционная касса»
50-3 «Денежные документы»
50-4 «Касса в иностранной валюте» и др.
На субсчете 50-1 «Касса организации» учитываются денежные средства в кассе организации. Свободные денежные средства организаций хранятся на расчетных счетах в банках. Хранение наличных денежных средств ведется в пределах лимитов, установленных обслуживающим банком. Лимит — это сумма наличных денежных средств, которая может содержаться в кассе в течение суток финансово-экономической деятельности. Превышение лимита в кассе разрешается в течение трех дней (пяти дней для районов Крайнего Севера) для выплаты заработной платы, пособий по социальному страхованию и стипендий. Организации, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с банком могут использовать ее на собственные нужды. Размер лимита устанавливается на основании расчета по форме № 0408020 «Расчет на установление лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в кассу». Наряду с остатком наличных средств банк контролирует целевое использование наличных денежных средств (в чеке на корешке указывается предназначение получаемых из банка сумм)[17, с.117].
Для ведения кассовых операций предусматривается должность кассира. При малом объеме операций эти обязанности может выполнять по поручению руководителя любое должностное лицо или главный бухгалтер. При назначении работника на должность кассира руководитель обязан ознакомить его под расписку с порядком ведения кассовых операций и заключить договор о полной материальной ответственности.
Для получения денежных средств из банка с расчетного счета организация получает в банке чековую книжку по заявлению специальной формы. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество кассира и дается образец его подписи. Заявление подписывается руководителем и главным бухгалтером, заверяется печатью организации. После проверки правильности составления заявления в бухгалтерии банка оно передается в расходную кассу банка, где кассир под расписку получает чековую книжку на 25 или 50 чеков. Организация получает денежные средства в банке через кассира или другое уполномоченное лицо. В день получения бухгалтер заполняет реквизиты чека и корешок к нему, подписывает его у главного бухгалтера и руководителя и под роспись передает кассиру, который получает наличные деньги в банке.
На каждую полученную в банке сумму в бухгалтерии выписывается приходный кассовый ордер на имя получателя денег с указанием номера чека (Приложение №1 ф.№ КО-1), который заполняется бухгалтером и подписывается главным бухгалтером и руководителем. Квитанция приходного кассового ордера прикладывается к выписке банка, а сам приходный ордер — к отчету кассира.
Например, получение из банка денежной суммы в размере 50 000 рублей, отражается проводкой [18, с.256.]:
Корреспонденция счетов |
Документ-основание |
Сумма,руб. |
Д-т сч.50 «Касса» |
Приходный кассовый ордер |
60000 |
К-т сч. 51 «Расчетные счета» |
Выписка банка |
|
Выдача наличных денежных средств оформляется расходным кассовым ордером (Приложение №2 ф.№ КО-2) с приложением к нему оформленных документов, например, расчетно-платежной ведомости, заявления на выдачу денег и т.п., подписанных руководителем и главным бухгалтером. Если на документах, прилагаемых к расходному кассовому ордеру, имеется разрешительная надпись руководителя организации, то его подпись на расходном ордере не обязательна. Выдача денег по кассовым ордерам производится на основании документов, удостоверяющих личность получателя. Кассир должен отметить в ордере номер этого документа, кем и когда он выдан. Во всех случаях обязательна расписка получателя в получении выданной суммы. Все кассовые ордера после их исполнения погашаются штампом «Получено» или «Оплачено» с указанием даты, документы подписываются и регистрируются в кассовой книге. Какие-либо исправления, хотя бы и оговоренные, в кассовых ордерах не допускаются. Если в кассовом ордере обнаружена ошибка, то его оформляют заново.
Например, выдача денежных средств в сумме 5000 рублей под отчет сотруднику отдела снабжения для приобретения расходных материалов оформляется расходным кассовым ордером, который подписывается главным бухгалтером и руководителем организации, регистрируется в журнале и служит основанием для выдачи денежных средств из кассы и следующей записи в бухгалтерском учете [18, с.257.]:
Корреспонденция счетов |
Документ-основание |
Сумма,руб. |
Д-т сч.71 «Расчеты с подотчетными лицами» |
Расходный кассовый ордер |
5000 |
К-т сч. 50 «Касса» |
|
|
При получении или выдаче денег по каждому кассовому документу кассир делает записи в кассовую книгу (Приложение №3 ф. № КО-4), которая относится к регистрам аналитического учета и предназначена для отражения операций по движению наличных денег в кассе. Каждая организация ведет только одну кассовую книгу. Эта книга должна быть прошнурована и опечатана печатью организации, а страницы в ней пронумерованы. Записи в кассовой книге обычно производятся кассиром в двух экземплярах через копировальную бумагу сразу после получения или выдачи денег по каждому ордеру или документу. Ежедневно в конце дня кассир подсчитывает итоги операций за день по графам «приход» и «расход», выводит остаток по кассе и переносит его на следующий лист на первую страницу по графе «приход». Внизу каждого листа кассир указывает количество приложенных приходных и расходных ордеров и расписывается. После этого одна половина листа кассовой книги отрывается и с приложенными документами как отчет кассира передается под расписку главному бухгалтеру. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера организации.
Способы обработки кассовых отчетов в бухгалтерии зависят от количества кассовых операций в день и от частоты сдачи отчетов. Если число операций невелико, то данные отчетов после группировки их по корреспондирующим счетам заносятся в учетный регистр по счету 50 «Касса», а если в день выполняется 3—15 операций, то по счету 50 «Касса» открывается оборотно-сальдовая ведомость. Если в день выполняется более 15 операций, причем по нескольку операций на один корреспондирующий счет, к отчету прикладываются расшифровки, в которых общим итогом показываются суммы поступивших и выданных средств по данному счету. Информация расшифровок заносится в оборотно-сальдовую ведомость одной строкой.
Приходные и расходные кассовые документы, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (Приложение №4 ф.№ КО-3) и кассовая книга могут вестись как ручным, так и автоматизированным способами.
По окончании месяца путем сопоставления итогов оборотов по дебету (поступление наличных денежных средств и денежных документов) и кредиту (выплата денежных средств и денежных документов) счета 50 «Касса» выводится сальдо наличных денег на конец месяца, которое сверяется с остатком в кассовой книге.
На субсчете 50-2 «Операционная касса» учитываются средства, получаемые организацией при расчетах с населением. Если организация рассчитывается наличными денежными средствами не только с собственным персоналом, но и с населением и сторонними организациями, она обязана использовать и регистрировать в налоговых органах контрольно-кассовые машины (ККМ). На каждую кассовую машину администрация заводит книгу кассира-операциониста (Приложение №5 ф.№ КМ-4), которая должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписями налогового инспектора, директора и главного бухгалтера организации, а также печатью. Книга кассира-операциониста не заменяет кассовый отчет. Все записи в книге кассира-операциониста производятся в хронологическом порядке без помарок. При внесении в книгу исправлений они должны оговариваться и заверяться подписями кассира-операциониста, директора и главного бухгалтера.
На каждой кассовой машине имеется свой заводской номер, который обязательно указывается во всех документах, относящихся к данной машине (кассовом чеке, отчетной ведомости, паспорте, книге кассира-операциониста и в др.), а также в документах, отражающих перемещение кассовой машины (например, отправку в ремонт, передачу другой организации). Ключи от ККМ (кроме ключей для перевода секционных денежных счетчиков на нули), паспорт кассовой машины, книга кассира-операциониста, акты и другие документы хранятся у директора организации, его заместителя или главного бухгалтера. Ключ для гашения технических прогонов должен находиться у старшего кассира. Ключи для перевода секционных денежных счетчиков на нули передаются директором контролирующей организации (кроме ККМ с фискальной памятью).
По окончании работы или по прибытии инкассатора кассир должен подготовить денежную выручку, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру.
Использованные кассовые чеки и копии товарных чеков хранятся у материально ответственных лиц 10 дней со дня продажи по ним товаров и проверки товарного отчета бухгалтерией. Использованные контрольные ленты, копии чеков и другие документы, подтверждающие суммы принятых наличных денег, должны храниться в упакованном или опечатанном виде в бухгалтерии организации в течение 15 дней после проверки товарного отчета, а в случае выявленной недостачи — до окончания рассмотрения дела. Товарные отчеты и приложенные к ним документы строгой отчетности хранятся не менее трех лет. Правительством РФ утвержден перечень отдельных категорий организаций, которые в силу специфики своей деятельности либо местонахождения могут не использовать контрольно-кассовые машины.
Приход денежных средств оформляется одним приходным кассовым ордером в конце дня с приложением квитанций к корешку. Суммы приходных документов должны соответствовать вывешиваемым ценникам, прейскурантам на продаваемые товары и оказываемые услуги.
На субсчете 50-3 «Денежные документы» учитываются находящиеся в кассе организации денежные документы, ценные бумаги (оплаченные курортные путевки, оплаченные авиабилеты, почтовые марки, марки госпошлины, вексельные марки и др.), приобретенные на стороне.
Для учета денежных документов открывается отдельная кассовая книга, на каждый вид документов выделяются соответствующие страницы. Учет поступления денежных документов осуществляется по накладной. Она выписывается кассиром в двух экземплярах при приеме денежных документов. Выдача денежных документов из кассы осуществляется на основании требования, которое выписывается бухгалтером. При движении денежных документов составляется отдельный кассовый отчет и передается бухгалтеру. [18, с.281.]
Учет денежных документов ведется по фактической стоимости приобретения. Бухгалтер должен в аналитическом учете отражать две оценки — номинальную (отраженную на самом документе) и фактическую. Относительно расхождения этих оценок должна быть сделана справочная запись.
Оплаченные наличными деньгами путевки в санатории отражаются бухгалтерской записью:
Д-т сч. 50 «Касса», субсчет 50-3 «Денежные документы»
К-т сч. 50 «Касса», субсчет 50-1 «Касса организации».
При выдаче путевок персоналу бесплатно или с частичной оплатой делается запись:
Д-т сч. 50 «Касса», субсчет 50-1 «Касса организации» — на сумму частичного платежа, внесенного работником
Д-т сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» — на суммы, оплаченные организацией
К-т сч. 50 «Касса», субсчет 50-3 «Денежные документы».
Приобретенные почтовые марки и проездные билеты (Д-т сч. 50-3 «Денежные документы» К-т сч. 50-1 «Касса», 51 «Расчетные счета», 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами») списываются по мере их расхода, их стоимость в зависимости от характера расходов включается в соответствующие издержки (Д-т сч. 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» К-т сч. 50-3 «Денежные документы»), в состав прочих расходов (Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы» К-т сч. 50-3 «Денежные документы»), погашаются за счет средств целевого финансирования (Д-т сч. 86 «Целевое финансирование» К-т сч. 50-3 «Денежные документы»).
Бланки строгой отчетности (трудовые книжки и вкладные листы к ним, квитанции путевых листов автотранспорта) учитываются на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности»
Инвентаризация кассы проводится в сроки, определенные руководством организации, но не реже, чем установлено нормативными документами (не менее одного раза в месяц). Результаты инвентаризации оформляются актом инвентаризации (ревизии) кассы (Приложение №6 ф.№ИНВ-15), составляемым в двух экземплярах, один из которых остается в делах бухгалтерии, второй — у кассира [14, п.15.].
Излишки денег, выявленные инвентаризацией, приходуются в кассу и зачисляются в доход организации:
Д-т сч. 50 «Касса»
К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы».
Недостача денег (денежных документов) в кассе (организации, операциониста) подлежит взысканию с материально ответственного лица (кассира), что отражается проводками:
Д-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
К-т сч. 50 «Касса» (50-1, 50-2, 50-3) — в сумме недостачи согласно акту инвентаризации
Д-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — в сумме, предъявленной к возмещению кассиру, согласно приказу руководителя организации
Если во взыскании с виновных лиц отказано судом или они не найдены, убытки списываются в прочие расходы:
Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»
К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
В ООО «ЭВИТАПРОМ» применяется счет 50 субсчет 1 «Касса организации».
Поступление наличных денег в кассу отражаются следующими бухгалтерскими проводками:
1. Получены наличные деньги со счетов в банках:
Дебет 50 «Касса»
Кредит 51 «Расчетный счет»;
2. Поступления наличных денег от реализация продукции, основных средств, прочих активов:
Дебет 50 «Касса»
Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
90 «Продажи»;
91 «Прочие доходы и расходы».
3. Возврат в кассу ранее выданных авансов, излишне выплаченных сумм заработной платы, неизрасходованных подотчетных сумм:
Дебет 50 «Касса»
Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Выбытие наличных денег оформляются следующими бухгалтерскими проводками:
1. Оплачены из кассы расходы по приобретению оборудования, требующего монтажа, объектов основных средств, материалов, товаров, а также расходы основных и вспомогательных цехов общепроизводственного и общехозяйственного назначения, обслуживающих производств и хозяйств, будущих периодов, коммерческие расходы, затраты на реализации готовой продукции, основных средств, прочих активов:
Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы »;
20 «Основное производство»;
26 «Общехозяйственные расходы»;
41 «Товары»;
44 «Расходы на продажу»;
90 «Продажи»;
91 «Прочие доходы и расходы»;
97 «Расходы будущих периодов».
Кредит 50 «Касса»
2. Сданы в кассу денежные средства для зачисления на расчетный и валютный счета, для приобретения денежных документов и на денежные переводы:
Дебет 51 «Расчетный счет» Кредит 50 «Касса»
3. Оплачены наличными краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения, задолженность поставщикам по авансам полученным, различным внебюджетным фондам, бюджету, по отчислениям в социальные фонды:
Дебет 08 «Вложения во внеоборотные актива»;
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
58 «Финансовые вложения»;
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
68 «Расчеты по налогам и сборам»;
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
Кредит 50 «Касса»
4. Выданы из кассы заработная плата, подотчетные суммы, займы работникам, начисленные дивиденды сторонним работникам, суммы по исполнительным документам:
Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
75 «Расчеты с учредителями»;
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кредит 50 «Касса»
2.Учет операций по расчетным счетам
В соответствии с законодательством Российской Федерации каждая организация вправе открывать в любом банке по своему усмотрению расчетные и другие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления через эти счета расчетных, кредитных и кассовых операций. Основным нормативным документом, регулирующим совершение и учет операций с безналичными денежными средствами, является Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации №2-П.
Обособленным подразделениям по ходатайству головной организации могут быть открыты в их регионе расчетные субсчета или текущие счета. На расчетном субсчете подразделения осуществляются операции, разрешаемые головной организацией (в частности, зачисление выручки, перечисление средств в головную организацию). Текущие счета предназначены только для операций, связанных с выдачей наличных денег обособленным подразделениям.
Согласно ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны в 10-дневный срок сообщить в налоговый орган об открытии или закрытии расчетного счета в банке. Нарушение установленного срока влечет за собой взыскание штрафа (ст. 118 НК РФ).
Порядок совершения и оформления операций по расчетным счетам регулируется действующим законодательством, а также правилами, инструкциями и положениями Центрального банка РФ. Расчеты в безналичном порядке могут производиться по товарным операциям (оплата за продукцию, товары, работы или услуги) и нетоварным (коммунальные платежи, расчеты с бюджетом, фондами),
На расчетных счетах отражаются свободные денежные средства, поступления за проданные товары, продукцию, выполненные работы и оказанные услуги, полученные кредиты банков, займы, поступившие средства целевого финансирования и другие поступления. С расчетных счетов производятся практически все платежи, включая платежи поставщикам за поставляемые материальные ресурсы, выполненные работы и оказанные услуги, платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, погашение задолженности по полученным кредитам и ссудам, другие перечисления.
Схема расчетов платежными поручениями на предприятии ООО «ЭВИТАПРОМ» представлена на рисунке 1.
SHAPE
\* MERGEFORMAT Материальные
ценности, работы, услуги Платежное
поручение Выписка с
расчетного счета о зачислении денежных средств Платежное поручение Выписка с
расчетного счета о списании средств 6661111 Поставщик (Получатель
денег) Покупатель
(Плательщик) Банк
поставщика Банк
покупателя
Рис.1 Схема расчетов платежными поручениями в ООО «ЭВИТАПРОМ».
Взаимоотношения между организацией и банком строятся на основании договора на расчетно-кассовое обслуживание, в котором фиксируется: перечень услуг, тарифы комиссионных вознаграждений за услуги, сроки обработки платежных документов, условия размещения средств, права, обязанности и ответственность сторон. За несвоевременное или неправильное списание и зачисление средств владелец счета вправе требовать от банка уплату штрафа в размере 0,5% от суммы за каждый день задержки, если иное не установлено договором. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем рассматриваются сторонами без участия банка.
Платежи с расчетных счетов организаций осуществляются в последовательности, определенной Гражданским кодексом РФ (ст. 855, п. 2):
Операции по расчетным счетам банки производят с согласия и по поручению владельцев счетов. Без согласия организации в бесспорном порядке делается списание денежных средств по инкассо в соответствии с решением государственного арбитража, народного суда, налоговых или финансовых органов (недоимки, пени по налогам и сборам), списание таможенными органами сумм таможенных платежей и пеней, в иных случаях, предусмотренных договором между банком и клиентом (ГК РФ, ст. 854, п 2). В безакцептном порядке оплачиваются счета за коммунальные услуги. Акцепт — согласие владельца счета на оплату.
Гражданским кодексом предусмотрено, что клиент может дать распоряжение банку о списании денежных средств со счета по требованию третьих лиц (например, расчеты по инкассо, когда банк производит операцию на основании инкассового поручения, выставленного поставщиком клиента). Банк принимает эти распоряжения, если указанные в них данные позволяют идентифицировать лицо, имеющее право требовать списания средств со счета согласно договору банковского счета [19, с.102.].
Не допускается ограничение прав клиента
на распоряжение денежными ресурсами, находящимися на счете, за исключением
наложения ареста на денежные средства либо
приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом. Наложение ареста представляет
собой временное прекращение операций по списанию средств с банковского счета;
при этом договор на
расчетно-кассовое обслуживание не расторгается. Федеральным законом «О банках и банковской
деятельности» от 2 декабря
К основным документам, используемым в безналичных расчетах, относятся:
• договор (поставки, купли-продажи и др.);
• заявление на открытие счета (ф. № 0401025);
• карточка с образцами подписей и оттиска печати (ф. № 0401026);
• платежное поручение (Приложение №7 ф. № 0401060);
• сводное платежное поручение;
• платежное требование-поручение (ф. № 0401064);
• платежное требование (Приложение №8 ф. № 0401061);
• заявление на аккредитив (ф. № 0401063);
• заявление на выдачу чековой книжки;
• чековая книжка;
• реестр чеков (ф. № 0401007);
• выписка из расчетного счета.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению для обобщения информации о наличии и движении денежных средств на расчетном счете организации используется балансовый активный счет 51 «Расчетные счета». Сальдо счета 51 «Расчетные счета» указывает на наличие суммы свободных денег на расчетном счете организации на начало и конец месяца; оборот по дебету характеризует суммы, поступившие на расчетный счет, а по кредиту — суммы, перечисленные со счета. Учет движения денежных средств на счете 51 организуется с использованием субсчетов.
При ведении бухгалтерского учета в журнально-ордерной форме операции, записываемые по кредиту счета 51 «Расчетные счета», отражаются в журнале-ордере № 2. Обороты по дебету этого счета записываются в соответствующих журналах-ордерах и ведомости № 2. Основанием для заполнения журнала-ордера № 2, ведомости № 2 и других аналогичных регистров служат банковские выписки из лицевого счета организации об остатках и движении денежных средств на расчетном счете на определенный момент времени. В выписке указывается: остаток средств на счете на дату, предшествующую выписке; суммы, зачисленные на счет; суммы, списанные со счета; остаток на дату выписки. При чтении банковской выписке следует иметь в виду, что остатки и поступления (увеличение) денежных средств указываются с точки зрения банка по кредиту расчетного счета, а выбытие (уменьшение) средств — по дебету.
Поступление денежных средств на расчетный счет отражается следующими проводками:
1. Получено на расчетный счет из кассы организации:
Дебет 51 «Расчетный счет» Кредит 50 «Касса»;
2. Поступили платежи от покупателей продукции, товаров, услуг, имущества организации, в том числе авансы под поставку товара:
Дебет 51 «Расчетный счет» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
3. Получены краткосрочные кредиты и займы:
Дебет 51 «Расчетный счет» Кредит 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;
4. Получены долгосрочные кредиты и займы:
Дебет 51 «Расчетный счет» Кредит 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;
5. Получены суммы вкладов в уставный капитал:
Дебет 51 «Расчетный счет» Кредит 75 «Расчеты учредителями»;
6. Получена разная дебиторская задолженность, выручка за проданное имущество организации от покупателей имущества, оказанные услуги и выполненные работы от покупателей:
Дебет 51 «Расчетный счет» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
8. Сумма, поступившая на расчетный счет излишне перечисленных налогов и сборов в бюджет:
Дебет 51 «Расчетный счет» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
8. Сумма возврата излишне перечисленных отчислений и возмещения фондами:
Дебет 51 «Расчетный счет» Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
9. Поступили денежные средства в счет причитающейся прибыли по договору доверительного управления имуществом:
Дебет 51 «Расчетный счет» Кредит 79 «Внутрихозяйственные расчеты»;
10. Отражены доходы, поступившие в счет будущих периодов:
Дебет 51 «Расчетный счет» Кредит 98 «Доходы будущих периодов».
Пример: Предприятию ООО «ЭВИТАПРОМ» оказана финансовая помощь в сумме 1000000 рублей. Бухгалтером организации было выписано объявление на взнос наличными и денежные средства сданы в банк.
Бухгалтер сделал проводки:
Дебет 51 «Расчетный счет» Кредит 50 «Касса» - 1000000 рублей.
Выбытие денежных средств с расчетного счета отражается следующими бухгалтерскими проводками:
1. Получены наличные деньги в кассу:
Дебет 50 «Касса» Кредит 51 «Расчетный счет»;
2. Перечислены наличные деньги с расчетного счета на валютный счет:
Дебет 52 «Валютный счет» Кредит 51 «Расчетный счет»;
3. Оплата счетов и векселей поставщикам, перечисление аванса:
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 «Расчетный счет»;
4. Перечисление ЕСН в Федеральный бюджет и в социальные фонды:
Дебет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» Кредит 51 «Расчетный счет»;
5. Перечисление налогов и сборов бюджет (по видам налогов и сборов):
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит 51 «Расчетный счет»;
5. На сумму заработной платы, перечисленной работникам:
Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит 51 «Расчетный счет»;
7. На сумму денежных средств, перечисленных учредителям организациям:
Дебет 75/1 «Расчеты с учредителями» Кредит 51«Расчетный счет»;
Перечислено разным кредиторам:
Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 51 «Расчетный счет».
Пример: Согласно платежному поручению перечислен платеж налога на землю за 2003 год на сумму 424756 рублей. Бухгалтером ООО «ЭВИТАПРОМ» были сделаны следующие записи по счетам бухгалтерского учета:
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит 51 «Расчетный счет» - 424756 рублей.
Из банка получена выписка банка с приложением платежного поручения.
3.Учет операций по специальным счетам.
Специальные счета открываются банком для обособленного хранения части безналичных денежных средств клиента, предназначенных для конкретных целей.
К активному счету 55 «Специальные счета в банках» могут быть открыты субсчета:
55-1 «Аккредитивы»;
55-2 «Чековые-книжки»;
55-3 «Депозитные счета»;
55-4 «Корпоративные банковские карты» и др.
С принятием ПБУ 19/2002 «Учет финансовых вложений» операции по депозитным счетам могут отражаться на счете 58 «Финансовые вложения».
На субсчете 55-1 «Аккредитивы» учитывается движение средств, находящихся в аккредитивах. Зачисление денежных средств в аккредитивы отражается следующей бухгалтерской проводкой:
Д-т сч. 55 «Специальные счета в банках», субсчет 55-1 «Аккредитивы»
К-т сч. 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и другие аналогичные счета.
По мере использования этих средств (согласно выпискам банка) производится запись:
Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т сч. 55 «Специальные счета в банках», субсчет 55-1 «Аккредитивы».
Восстановление на расчетном счете неиспользованных средств в аккредитивах отражается бухгалтерской записью:
Д-т сч. 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»
К-т сч. 55 «Специальные счета в банках», субсчет 55-1 «Аккредитивы».
Аналитический учет по субсчету 55-1 «Аккредитивы» ведется по каждому отдельно выставленному аккредитиву.
На субсчете 55-2 «Чековые книжки» учитывается движение средств, находящихся в чековых книжках. Депонирование средств при выдаче чековых книжек отражается бухгалтерской проводкой:
Д-т сч. 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Чековые книжки»
К-т сч. 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».
Суммы, полученные в банке по чековым книжкам, списываются по мере оплаты выданных организацией чеков (согласно выпискам банка):
Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
К-т сч. 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Чековые книжки».
Суммы по чекам, выданным, но не оплаченным банком (не предъявленным к оплате), остаются на счете 55 «Специальные счета в банках»; сальдо по субсчету 55-2 «Чековые книжки» должно соответствовать сальдо по выписке банка.
Суммы по возвращенным в банк чекам (оставшимся неиспользованными) отражаются бухгалтерской проводкой:
Д-т сч. 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»
К-т сч. 55 «Специальные счета в банках», субсчет 55-2 «Чековые книжки».
Аналитический учет по субсчету 55-2 «Чековые книжки» ведется по каждой полученной чековой книжке.
На субсчете 55-4 «Корпоративные банковские карты» учитываются средства, перечисленные на специальный карточный счет. В настоящее время в России активно распространяется новая для юридических и физических лиц форма расчетов с использованием банковских корпоративных (пластиковых) карт. Корпоративные банковские карты бывают двух видов — расчетные и кредитные. Расчетная карта — это банковская карта, использование которой позволяет держателю распоряжаться денежными средствами со счета организации в пределах расходного лимита. Кредитная карта позволяет ее держателю осуществлять операции в размере предоставленной банком кредитной линии [20, с.315.].
Чтобы стать держателем корпоративной банковской карты, организация должна представить в банк заявление на ее приобретение. В заявлении указываются тип карты, тип валюты, вносимой на специальный карточный счет, желаемый порядок получения выписок со счета, имя и паспортные данные будущего пользователя карты. Все условия пользования картой оговариваются в договоре между банком и держателем карты. Для перечисления денежных средств с расчетного счета на специальный карточный счет организация представляет в свой банк платежное поручение на перевод средств. Все записи на субсчете могут производиться только на основании выписок из банка со специального карточного счета.
Пополнение карточного счета отражается по дебету субсчета 55-4 и корреспонденции со счетами учета Денежных средств. Переводы на этот счет могут осуществляться только безналичным путем с расчетных (текущих) счетов организации. Не допускается пополнение указанного счет путем перечисления средств третьими лицами.
В зависимости от вида валюты перечисление средств на карточный счет отражается проводками:
Д-т сч. 55 «Специальные счета в банках», субсчет 55-4 «Корпоративные банковские карты»
К-т сч. 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета».
Установлен определенный перечень операций, расчеты по которым могут производиться с корпоративной банковской карты. При выдаче под отчет работнику пластиковой карты на счетах бухгалтерского учета делается следующая запись:
Д-т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
К-т сч. 55 «Специальные счета в банках», субсчет 55-4 «Корпоративные банковские карты».
Сотрудник после пользования пластиковой картой должен представить в бухгалтерию авансовый отчет. Банк, в свою очередь, проверяет целевое использование средств с пластиковой карточки (авансовый отчет). После представления и утверждения авансового отчета подотчетного лица о произведенных расходах на счетах бухгалтерского учета делается запись:
Д-т сч. 10 «Материалы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу»
К-т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
В отличие от корпоративной банковской карты, открываемой юридическому лицу, организация может открывать работникам пластиковые карты зарплатные. Банк самостоятельно заключает с каждым сотрудником договор о расчетном обслуживании его пластиковой карты, заводит специальные лицевые (депозитные) счета работников и каждый месяц на основании платежного поручения перечисляет на них зарплату.
Д-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
К-т сч. 51 «Расчетные счета».
На отдельных субсчетах, открываемых к счету 55 «Специальные счета в банках», учитывается движение средств целевого финансирования, в частности, поступивших бюджетных средств, средств на финансирование капитальных вложений и на другие цели.
Получение средств целевого финансирования отражается записью:
Д-т сч. 55 «Специальные счета в банках», соответствующий субсчет
К-т сч. 86 «Целевое финансирование».
При использовании целевых средств делается проводка:
Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами» и другие счета
К-т сч. 55 «Специальные счета вх банках», соответствующий субсчет.
По окончании строительства или финансирования других расходов (на сумму использованных средств) составляется следующая бухгалтерская запись:
Д-т сч. 86 «Целевое финансирование»
К-т сч. 83 «Добавочный капитал».
Наличие и движение денежных средств в иностранных валютах учитываются на счете 55 «Специальные счета в банках» обособленно.
Аналитический учет по счету 55 должен обеспечить возможность получения данных о наличии и движении денежных средств в аккредитивах, чековых книжках, депозитах, других источниках на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Для совершения операций по специальным счетам в банке применяются те же первичные документы, что и по расчетному счету. В зависимости от количества операций могут открываться отдельные оборотно-сальдовые ведомости на каждый аналитический счет.
Аналитический учет ведется в журнале-ордере №3 и ведомости №25-АПК.
4. Учет переводов в пути.
Денежные средства (переводы) в пути — это денежные суммы (преимущественно выручка от продажи товаров организаций, осуществляющих торговую деятельность) сданные инкассаторам, внесенные в кассы банков, сберегательные кассы или кассы почтовых отделений для зачисления на расчетный или иной счет организации. Для обобщения информации о движении этих средств применяется активный счет 57 «Переводы в пути». По своему характеру это счет расчетов; на нем учитывается дебиторская задолженность инкассаторской службы, банка, почтового отделения.
Основанием для принятия на учет по счету 57 «Переводы в пути» сумм являются копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам, квитанции учреждений банка, сберегательной кассы, почтового отделения и другие документы. Порядок отражения в бухгалтерском учете сумм наличных средств, сданных в банки, инкассаторам и почтовым отделениям приведен в табл 3.
Операции по расчетным счетам
Хозяйственная операция |
Документ-основание |
Дебет счета |
Кредит счета |
Сумма,руб. |
Сдача денежных средств из кассы организации в банк через инкассаторов, почтовое отделение, вечернюю кассу банка |
Расходный кассовый ордер, квитанция банка, сберкассы, почтового отделения и др. |
57 «Переводы в пути» |
50 «Касса» |
295000 |
Зачисление денежных средств на расчетный счет |
Банковская выписка |
51 «Расчетные счета» |
57 «Переводы в пути» |
295000 |
Движение денежных средств (переводов) в иностранных валютах учитывается на счете 57 «Переводы в пути» обособленно [19, с.130.].
Аналитический и синтетический учет операций по специальным счетам в банках в условиях журнально-ордерной формы учета ведется в журнале-ордере № 3 на основании выписок банка.
Использование счета 57 в качестве транзитного в отечественной практике обусловлено тем, что записи на счетах 51 «Расчетные счета» и 52 «Валютные счета» производятся на основании банковских выписок, передаваемых в организацию через несколько дней после отправки денежных средств. В зарубежной практике первичным документом для кредитования расчетного (валютного) счета является выписанное платежное поручение, банковская квитанция или сопроводительные ведомости при инкассации. Если такой вариант учета движения денежных средств будет разрешен к использованию в нашей стране, отпадет необходимость в счете 57 «Переводы в пути».
Заключение.
В завершении курсовой работы, хотелось отметить, что в настоящее время бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, организации расчетов и кредитования на производстве. Учет денежных средств имеет значение в укреплении платежной дисциплины и в эффективном использовании финансовых ресурсов предприятия. Поэтому очень важен контроль за соблюдением кассовой дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств, обеспечением сохранности денежных документов, находящихся в кассе предприятия.
В данной курсовой работе были проведены подробные исследования методики бухгалтерского учета денежных средств в ООО «ЭВИТАПРОМ». В работе рассматриваются все вопросы, связанные с ведением кассовых операций и расчетного счета предприятия ООО «ЭВИТАПРОМ». Рассмотрен порядок оформления первичных кассовых документов: расходного и приходного кассовых ордеров, кассовой книги, книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств и других форм. Также рассмотрен порядок оформления и ведения операций на расчетном счете.
В ходе исследования были рассмотрены вопросы:
нормативно – правового регулирования банковской деятельности и ведения кассовых операций;
документального оформления и движения денежных средств в кассе;
документального оформления и операции по расчетному счету и специальным счетам в банке.
В ходе изучения данных вопросов было установлено, что:
расчеты наличными деньгами между организациями, осуществляемые через кассу, лимитируются законодательством.
по согласованию с банком устанавливается лимит остатка наличных денег в кассе. Все сверхлимитные остатки сдаются в банк в установленные сроки;
правила проведения кассовых операций, порядок выдачи и приема наличных денег, а также порядок оформления кассовых документов регламентируются специальной инструкцией ЦБ РФ;
наличные деньги на командировочные и административно-хозяйственные расходы выдаются только работникам организации. Произведенные ими расходы имеют документальное подтверждение;
расчеты между организациями производятся в безналичном порядке через их счета, открытые в банковских организациях Российской Федерации. Формы расчетных документов соответствуют установленным стандартам;
формы расчетов между предприятиями установлены нормативными документами Банка России.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что с целью ускорения, повышения качества обработки информации и максимального исключения влияния человеческого фактора остро назрела необходимость автоматизации процесса учета денежных средств и документов на предприятиях. Эта задача, на мой взгляд, успешно решается путем активного использования возможностей и ресурсов бухгалтерской программы 1С:Предприятие.
Список использованной литературы.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.1 и 2: по состоянию на 25 января 2006г. – М.: Юрайт – Издат, 2006. – 639с. – (Правовая библиотека).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 и 2. – М.: ТК Велби, 2004. – 448с.
3. О бухгалтерском учете: федер. закон от 21.11.1996 №129 – ФЗ//ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл. с экрана.
4. О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения в РФ : федер. закон от 19.11.1998г. №416-У - ФЗ//ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл. с экрана.
5. О формах бухгалтерской отчетности организаций РФ: приказ Минфина РФ от 22.07.2003г. №67н - н// ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл. с экрана.
6. Об утверждении положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации: постановление Центробанка РФ от 5.01.1998г. № 14-П. «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл. с экрана.
7. Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ: приказ Минфина РФ от 29.07.1998г. №34н н// ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл. с экрана.
8. Об утверждении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации: решение Совета директоров Центрального банка РФ от 22.09.1993г. № 40 и сообщенное письмом Банка России от 4.10.1993г. №18. ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл. с экрана.
9. Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: приказ Минфина РФ от 13.06.1995г. №49 - н// ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл. с экрана.
10. Бухгалтерские проводки: учеб. Пособие /В.П. Астахова [и др.]; под общ. ред. В.П. Астахова. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.-416с.
11. Бабаева Ю.А. «Бухгалтерский финансовый учет»: учебник для вузов/ М.: вузовский учебник, 2003г. с.525.
12. Документальное оформление кассовых операций.- М.: Бератор, 2003.-112 с.
13. Захарьин В.Р. «Справочник бухгалтера - кассира» - М.: Индивидуальный предприниматель Захарьин В.Р.,2004 - 224 с.
14. Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет»: Учебное пособие-М.: Инфра -М., 2001г. - 584с.
15.
Кутер
М.И.. Теория бухгалтерского учета. Учебник. - М.: Финансы и статистика,
16.
Федотов
А.В. Учет кассовых операций. - М.: ЗАО Издательский дом «Главбух»