Объекты пенитенциарного права Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u
Содержание. PAGEREF _Toc233225679 \h 2 #
Введение. PAGEREF _Toc233225680 \h 3 #
1. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО ПРАВА В РОССИИ.. PAGEREF _Toc233225681 \h 4 #
1.1. Пенитенциарное право в дореволюционной России. PAGEREF _Toc233225682 \h 4 #
1.2. Пенитенциарная система и законодательство периода Временного правительства. PAGEREF _Toc233225683 \h 7 #
1.3. Советский период развития уголовно-исполнительной системы.. PAGEREF _Toc233225684 \h 10 #
2. ОБЪЕКТЫ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО ПРАВА.. PAGEREF _Toc233225685 \h 16 #
2.1. Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. PAGEREF _Toc233225686 \h 16 #
2.2. Виды исправительных учреждений и их задачи. PAGEREF _Toc233225687 \h 20 #
Заключение. PAGEREF _Toc233225688 \h 31 #
Список используемой литературы.. PAGEREF _Toc233225689 \h 32 #
Введение
Пенитенциарная (уголовно-исполнительная) система (от лат. poenitentia — раскаяние) — государственный институт, ведающий исполнением уголовных наказаний, наложенных на граждан в соответствии с законом. Обеспечивает исполнение наказания в виде лишения свободы и содержание подследственных с момента заключения под стражу до суда. В её ведении находятся изоляторы временного содержания, тюрьмы, колонии различного режима.
В современных условиях Российской государственности, когда роль иных средств воздействия на преступность может утрачиваться, снижаться или изменяться, значение основанного на законе уголовно-исполнительного фактора неизбежно возрастает.
В процессе демократизации, гуманизации общества, формирования правового государства и в то же время ухудшения статистических показателей преступности, в том числе террористической направленности, важно избежать чрезвычайных мер и обеспечить верховенство закона во всех сферах, связанных с правами человека и гражданина, а также в уголовно- исполнительной сфере. Обеспечение естественных прав, свобод и безопасности человека, в пенитенциарной сфере - одно из приоритетных современных направлений деятельности международного сообщества, поэтому данная тема работы «Объекты пенитенциарного права» является актуальной для изучения.
Цель работы – отразить сущность и объекты пенитенциарного права.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
—отразить историю формирования пенитенциарного права в России;
—раскрыть систему учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания;
—выявить виды исправительных учреждений и их задачи.
Для написания работы использовалась специализированная литература, в том числе нормативно-правовые акты.
1. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО ПРАВА В РОССИИ
1.1. Пенитенциарное право в дореволюционной России
Становление и формирование уголовно-исполнительного (пенитенциарного) законодательства началось при становлении государственности Древней Руси. Самый известный памятник древнерусского права, содержащий нормы об уголовных наказаниях и их исполнении, - Русская Правда, ранней редакцией которой была Краткая Правда.
Предписания Русской Правды основывались на обычаях и сложившейся практике наказания за опасные деяния.
В качестве наказания за совершенное убийство применялась кровная месть (ст. 1), т.е. разновидность смертной казни, приводимой в исполнение родственниками убитого. Вместе с тем кровная месть могла заменяться штрафом в 40 гривен. Кровная месть либо штраф в три гривны предусматривались альтернативно и за нанесение телесных повреждений (ст. 2).
Сурово наказывалось и воровство. Так, любому (ст. 38) предоставлялось право убить застигнутого на месте преступления ночного вора, либо вора, убившего собственника около своего дома время кражи его имущества (ст. 21).
Во многих статьях Краткой Правды предусматривалось наказание вирой - денежным штрафом, размер которого зависел от тяжести преступления, сословного положения потерпевшего и преступника. Например, за убийство слуг князя, выполнявших функции должностных лиц, следовала повышенная вира: за княжеского управляющего - 80 гривен, за сельского старосту -12 гривен, а за убийство рядовых слуг, смердов и холопов - 5 гривен.
Дальнейшее развитие правоположения об уголовных наказаниях и их исполнении получили в период образования и укрепления Русского централизованного государства. Важными источниками этих норм стали Судебники 1497 и 1550 гг., где были объединены предписания Русской Правды, обычного права и судебной практики.
Судебники предусматривают более суровый характер системы наказаний и процесса их исполнения. Значительная часть применявшихся ранее штрафов вытесняется смертной казнью, телесными наказаниями, лишением свободы.
Новым этапом в становлении российского законодательства в сфере исполнения наказаний стало Соборное Уложение 1649 года.
Оно пошло по пути дальнейшего устрашения за совершенные преступления ярко выраженной мести преступнику. Более пятидесяти разновидностей преступных деяний могли быть наказаны по Соборному Уложению смертной казнью, причем в таких видах, как «казнити смертию залити горло», «казнити, живу окопати в землю», и др. Оно вводит такие виды наказания, как «отсечь руку», «отрезать левое ухо», «порота, ноздри и носы резати» и т.п. Впервые Уложение предусматривает в виде наказания «ссылку в Сибирь на житье на Лену» и другие места, а также «куда государь укажет».
Соборное Уложение предусматривает отсрочку исполнения смертной казни. Так, подлежавшие смертной казни воры и разбойники в целях покаяния помещались на шесть недель в тюрьму. После этого смертная казнь приводилась в исполнение. Предоставлялась отсрочка до родов и беременным женщинам, после чего они подвергались казни.
При Петре I в России была осуществлена первая систематизация уголовно-правовых норм. В Артикуле 1715 года развивались идеи Соборного Уложения о мести преступнику и устрашении населения. В нем предусматривалось уже более ста преступных деяний, которые влекли за собой применение смертной казни. Артикул, в частности, отказался от существовавшего ранее гуманного положения об отмене смертной казни, если во время ее исполнения преступник сорвался с виселицы.
Широкий размах получила практика лишения свободы, связанная с использованием труда заключенных на крепостных работах, впоследствии получивших название арестантских рот. Нуждаясь в огромном количестве рабочих рук для осуществления своих преобразовательных планов, правительство Петра использует преступников в качестве даровой рабочей силы, не требующей государственных затрат, а, напротив, представляющей широкие возможности для извлечения максимальной выгоды[1].
Несмотря на обилие видов наказаний и способов их исполнения, ни специальных учреждений по управлению исполнением всех видов уголовных наказаний, ни специализированного законодательства в этой сфере создано не было.
Большее внимание к решению этих проблем было проявлено во времена правления Екатерины II. В ходе проводимых ею реформ были образованы так называемые приказы общественного призрения, на которые в соответствии со ст. 390, 391 Учреждения по управлению губерниями Российской империи 1775 года возлагались функции исполнения лишения свободы в работных и смирительных домах.
В июле 1819г. с разрешения и под покровительством Александра 1 в Петербурге было образовано Попечительское о тюрьмах общество. Уставом которого предусматривалось содействие нравственному исправлению преступников и улучшение содержания заключенных. К средствам исправления были отнесены: 1) постоянный надзор за заключенными; 2) размещение их по роду преступлений; 3) наставление их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности, на оном основанной; 4) занятие их приличными упражнениями; 5) заключение провинившихся или буйствующих в уединенное место.
26 мая
Первым систематизированным законодательным актом об использовании лишения свободы стал Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных 1832 года (с изменениями и дополнениями от 1842 года), который развивал и детализировал положения тюремной инструкции.
При Николае I была
осуществлена кодификация уголовного права, завершившаяся принятием 15 августа
К уголовным наказаниям с лишением всех прав состояния были отнесены: 1) смертная казнь: 2) ссылка на каторжные работы с наложением клейма; 3) ссылка на поселение в Сибирь; 4) ссылка на поселение на Кавказ.
В ноябре
Устав получил высокую оценку современников за гуманность, демократизм и простоту применения. Он стал этапным в формировании отечественной уголовной и пенитенциарной политики.
Дальнейшее развитие российское уголовное и уголовно-исполнительное законодательство нашло в Уголовном уложении, принятом 22 марта 1903 г.
Оно предусматривало новую систему наказаний, в которую вошли: 1) смертная казнь; 2) каторга; 3) ссылка на поселение; 4) заключение в исправительный дом; 5) заключение в крепость; 6) заключение в тюрьму; 7) арест; 8) денежный штраф.
1.2. Пенитенциарная система и законодательство периода Временного правительства
Новый этап в реформе исполнения наказаний обозначился после Февральской революции 1917 г. Используя прежнюю пенитенциарную систему, Временное правительство приступило к выработке новой концепции исполнения наказания. Необходимо отметить, что этот период истории российской уголовной и пенитенциарной политики довольно слабо освещен в литературе.
Сохранив в прежнем виде систему исполнения уголовных наказаний, Временное правительство тем не менее приступило к разработке новой доктрины в сфере реализации карательной политики государства. На центральное тюремное ведомство, которое возглавил профессор А.П. Жижиленко, были возложены задачи подготовки и проведения реформы исполнения наказания в виде лишения свободы.
В приказе №3 от 18 марта
Осуществляя меры по
упорядочению системы наказаний, Временное правительство постановлением от 26
апреля
«Пенитенциарный режим, подчеркивалось в одном из циркулярных писем ГУМЗ, - ставящий во главу и социальное перевоспитание человека, имевшего несчастье совершить преступление, и не забывающий в заключенном личного человеческого достоинства, должен, конечно, покоиться на соблюдении известного порядка и дисциплины в месте заключения. Если в местах заключения нет необходимой дисциплины, если заключенные совершают побеги, запасшись доставленными им с воли оружием и другими предметами, если они проводят время в праздности, все меры, направленные к их перевоспитанию, окажутся безрезультатными и напрасными»[2]. К числу основных средств воздействия на личность заключенного был отнесен и труд. Он рассматривался не только как элемент уголовной репрессии, усиливающий или ослабляющий ее в зависимости от тяжести работ, но и как необходимое условие исполнения наказания в виде лишения свободы.
Следует отметить, что многие доктринальные положения о реформировании уголовно-исполнительной системы, разработанные и принятые Временным правительством, были прогрессивными для российской пенитенциарной науки и практики.
Многие из них остаются актуальными и для нашей действительности, а потому представляют не только теоретический, но и практический интерес.
Подводя итог сказанному, можно констатировать, что к моменту Октябрьской революции 1917 г. пенитенциарная теория и практика России получили достаточное развитие, впитали ряд прогрессивных демократических идей, была создана серьезная законодательная база для совершенствования пенитенциарного права.
1.3. Советский период развития уголовно-исполнительной системы
Основными положениями были идеи об исправлении осужденных - главной цели наказания и общественно полезном труде как ведущем средстве исправления. Именно эти идеи легли в основу новых институтов: «исправительно-трудовое законодательство» и «исправительно-трудовое право».
Первым крупным нормативным актом, направленным на изменение системы исполнения наказаний, была Временная инструкция о лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания таковой от 23 июля 1918г. Она отменила ранее действовавшие нормативные акты и определила новую систему мест лишения свободы. В нее вошли: 1) общие места лишения свободы (тюрьмы); 2) реформатории и земледельческие колонии как учреждения воспитательно-карательные в особенности для молодых преступников; 3) испытательные заведения для лиц, по отношению к которым имеются основания для послабления режима или для досрочного освобождения; 4) карательно-лечебные заведения для помещения арестантов с заметно выраженными психическими дефектами; 5) тюремные больницы.
Наиболее распространенными из этих видов лишения свободы оказались общие места заключения, тюремные больницы и земледельческие, а затем - фабрично-заводские колонии. Кроме вышеуказанных мест лишения свободы, существовали еще и тюрьмы-изоляторы и лагеря принудительных работ. В тюрьмах-изоляторах содержались: 1) наиболее опасные контрреволюционеры, спекулянты и бандиты; 2) особо опасные преступники; 3) заключенные, переводившиеся из общих мест заключения за допущенные там нарушения.
Следующим важным нормативным актом, регулирующим исполнение наказаний, стало Положение об общих местах заключения РСФСР, которое представляло собой инструкцию о деятельности и управлении общими местами заключения. В нем подробно регламентировались вопросы применения общественно полезного труда, учебно-воспитательной и культурно-просветительской работы, продовольствия, лечения и других элементов быта заключенных. Оно определяло и правовой статус администрации мест заключения.
В 1922 г. был введен в действие Уголовный кодекс РСФСР на основе которого началась разработка проекта исправительно-трудового кодекса. 16 октября 1924г. был принят первый в России кодифицированный акт, регулирующий исполнение наказаний - Исправительно-трудовой кодекс (ИТК).
Места заключения подразделялись на три группы:
А. Учреждения для применения мер социальной защиты исправительного характера: 1)дома заключения; 2) исправительно-трудовые дома; 3) трудовые колонии - сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные; 4) изоляторы специального назначения; 5) переходные исправительно-трудовые дома.
Б. Учреждения для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера: 1) трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи.
В. Учреждения для применения мер социальной защиты медицинского характера: 1) колонии для психически неуравновешенных, туберкулезных и других больных заключенных; 2) институты психиатрической экспертизы, больницы и т.п.
В кодексе отмечалось, что исправительно-трудовое воздействие должно проводиться путем дальнейшего усовершенствования и максимального развития (вместо оставшихся от прежнего времени тюрем) сети трудовых колоний и переходных исправительно-трудовых домов, т.е. провозглашалось движение от тюрем к исправительным учреждениям. При этом все места заключения должны были составить единую систему исправительно-трудовых учреждений с различными видами режима.
На практике некоторые положения Кодекса оказались нежизнеспособными. В частности, не была реализована прогрессивная система отбывания наказания. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 30 октября 1921 г. были ликвидированы распределительные комиссии, функции которых частично перешли к наблюдательным комиссиям.
Вместе с тем получила дальнейшее развитие сеть исправительно-трудовых колоний как основного вида мест лишения свободы. 30 октября 1924 г. были приняты Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, которые оказали серьезное влияние и на исправительно-трудовое законодательство.
В Основных началах, например, к мерам социальной защиты судебно-исправительного характера были отнесены: а) объявление врагом трудящихся с лишением гражданства СССР и изгнанием из пределов страны навсегда; б) лишение свободы со строгой изоляцией; в) лишение свободы без строгой изоляции; г) принудительные работы; д) поражение прав; е) удаление из пределов СССР на срок; ж) удаление из пределов союзной республики или отдельной местности с запрещением проживать в тех или иных местностях или без такового (ссылка и высылка); з) увольнение от должности; и) запрещение занятия той или иной должности или занятия той или иной деятельностью или промыслом; к) общественное порицание; л) конфискация имущества; м) штраф; н) предостережение[3].
22 ноября 1926г. был принят новый Уголовный кодекс РСФСР, который воспринял и развил положения Основных начал.
Постановлением СНК СССР от 7 апреля 1930 г. утверждается Положение об исправительно-трудовых лагерях, которое поставило перед ними задачу охраны общества от особо социально опасных правонарушителей путем их изоляции, соединенной с общественно полезным трудом и приспособлением их к условиям трудового общежития. В исправительно-трудовые лагеря направлялись лица, осужденные судом к лишению свободы на срок не менее 3 лет, либо лица, осужденные Особым постановлением Объединенного государственного политического управления (ОГПУ), в ведении которого лагеря и находились. Поступающие в лагерь заключенные подразделялись на три категории: 1) из трудящихся (рабочие, крестьяне, служащие), пользовавшиеся избирательными правами, осужденные впервые на срок не свыше 5 лет за контрреволюционные преступления; 2) те же, но осужденные на срок свыше 5 лет; 3) нетрудовые элементы и лица, осужденные за контрреволюционные преступления (имелись в виду в основном представители бывших имущих классов). Заключенные третьей категории не могли занимать административно-хозяйственные должности в лагере, а также подлежали иной дискриминации.
Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 1 августа 1933 г. был введен в действие новый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР.
В предвоенные годы укрепление основ государства требовало жесткой централизации управления его органами, особенно аппаратом принуждения и репрессии. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 10 июля 1934 г. был образован общесоюзный Наркомат внутренних дел, в который вошло ОГПУ с его Главным управлением лагерей и трудовых поселений.
В период с конца 20-х и до середины 50-х годов вместо исправительно-трудового законодательства деятельность органов и учреждений, исполняющих наказания, регулировалась исключительно ведомственными актами, большинство из них были с грифом «секретно» и «совершенно секретно». В этот период отсутствовал прокурорский надзор за деятельностью этих органов. Отчетность по линии ИТУ и другим направлениям деятельности НКВД была закрытой, доступ к ней строго ограничен. Все это препятствовало изучению и анализу исправительно-трудового дела. Начиная со второй половины 30-х гг., прекратились научные исследования, в юридический учебных заведениях перестали преподавать курс исправительно-трудового права и готовить специалистов для исправительно-трудовых учреждений.
Во время войны и после ее окончания в системе НКВД (а затем МВД) СССР были созданы лагеря для военнопленных иностранных армий, воевавших против СССР.
В первые послевоенные годы места лишения свободы пополнились лицами, осужденными на длительные сроки. Это прежде всего результат активного применения указов Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. «Об усилении охраны личной собственности граждан» и, в особенности, «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества».
25 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР утвердил Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и поручил привести уголовное законодательство союзных республик в соответствие с ними. 27 октября 1960 г. Верховным Советом РСФСР был принят новый УК РСФСР, который вступил в силу с 1 января 1961 г.
В 1963 г. система советских исправительно-трудовых учреждений была дополнена колониями-поселениями для содержания в них осужденных, твердо вставших на путь исправления.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 марта 1977 г. в ИТК был введен новый раздел III-А, который регулировал исполнение условного осуждения к лишению свободы и условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду. Исполнение иных видов наказания (за исключением направления в дисциплинарный батальон) оставалось неурегулированным до 1983 г.
15 марта 1983 г. этот пробел был ликвидирован принятием союзного Положения о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных. На его основе в 1984г. было принято республиканское Положение, регламентирующее исполнение: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; штраф; общественное порицание; конфискация имущества; лишение воинского или специального звания; увольнение от должности; возложение обязанности загладить причиненный вред.
Таким образом, к середине 80-х годов сформировались по существу два направления законодательства, регламентирующего исполнение уголовного наказания: 1) исправительно-трудовое законодательство; 2) законодательство об исполнении наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных.
После развала Союза ССР
Законами РСФСР от 18 февраля, 29 апреля и 6 июля
С принятием 12 декабря
2. ОБЪЕКТЫ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО ПРАВА
2.1. Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания
Исполнение уголовных наказаний является одной из функций государственной исполнительной власти. Поскольку уголовное наказание назначается в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений, их достижение является общей задачей учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Достижение целей наказания в процессе его исполнения относится к числу важных и сложных проблем и предполагает создание специальной системы уголовно-исполнительных государственных учреждений и органов, подлежащих комплектованию подготовленными кадрами, обладающими глубокими знаниями права, педагогики, психологии и хорошими организаторскими способностями.
К исполнению уголовных наказаний привлекаются также органы и должностные лица некоторых государственных и хозяйственных учреждений и организаций, основная деятельность которых связана с осуществлением иных функций. Они, как правило, реализуют возложенные на них обязанности по исполнению наказаний под контролем правоприменительных органов на основании норм уголовно-исполнительного права.
Учреждения и органы, исполняющие наказания, перечень которых содержится в ст. 16 УИК РФ, делятся на две группы.
Первую группу составляют те, для которых исполнение уголовных наказаний является основной функцией:
а) учреждения уголовно-исполнительной системы: уголовно- исполнительные инспекции; исправительные центры; арестные дома; исправительные учреждения;
б) дисциплинарная воинская часть;
в) гауптвахты для осужденных военнослужащих или соответствующие отделения гарнизонных гауптвахт;
г) судебные приставы-исполнители.
Уголовно-исполнительная инспекция является учреждением в структуре органов Минюста РФ, исполняющим в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества. В своей деятельности уголовно-исполнительная инспекция руководствуется помимо УИК РФ Положением об уголовно-исполнительной инспекции.
Основными задачами инспекции являются:
а) исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ;
б) контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено отбывание наказание;
в) предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях.
Исправительный центр предусмотрен для исполнения основного наказания в виде ограничения свободы (гл. 8 УИК РФ).
В своей деятельности администрация исправительного центра руководствуется Положением об исправительном центре, утверждаемым Правительством РФ.
Арестные дома — места отбывания наказания в виде ареста всеми осужденными к этому виду наказания, кроме осужденных, состоящих на военной службе на момент вынесения приговора. Порядок исполнения этого вида наказания администрацией арестного дома определен гл. 10 УИК РФ и Положением об арестных домах, утверждаемым Правительством РФ3.
Исправительные учреждения предназначены для дифференцированного размещения и раздельного содержания лиц, осужденных к лишению свободы.
Дифференциация осужденных к лишению свободы осуществляется по признакам пола, возраста, тяжести преступления, за совершение которого виновный осужден; опасности личности преступника, поведения осужденного во время отбывания наказания и по состоянию здоровья[5].
Дифференциация (классификация) осужденных имеет важное значение для групповой индивидуализации исполнения лишения свободы, предупреждения вредного влияния более опасных преступников на лиц, впервые осужденных к лишению свободы на непродолжительные сроки (совершеннолетних и лиц, не достигших 18-летнего возраста); предупреждения возможности распространения опасных инфекционных заболеваний. Предусмотренная УИК РФ классификация лиц, отбывающих наказания, создает благоприятную возможность для проведения индивидуальной воспитательной работы с осужденными, направленной на осознание ошибочности сформировавшихся у осужденного взглядов на принятые в обществе нормы, определяющие поведение человека.
Осознание осужденным справедливости назначенного наказания и применяемых к нему мер государственного принуждения — основное условие достижения целей наказания. К этому и сводится главная задача уголовно-исполнительной системы и других органов, исполняющих наказания. В основу дифференциации положены такие принципы уголовно-исполнительного права, как социальная справедливость, гуманизм, рациональное применение мер принуждения, средств исправления и стимулирования правопослушного поведения осужденных.
Дисциплинарные воинские части (отдельные дисциплинарные батальоны и отдельные дисциплинарные роты) предназначены для отбывания осужденными военнослужащими наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части.
Содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву .
В дисциплинарной воинской части также исполняется приговор суда в отношении военнослужащих, осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Дисциплинарные воинские части (ныне — отдельные дисциплинарные батальоны, а в истории — отдельные дисциплинарные роты) функционируют только в Министерстве обороны Российской Федерации, но в этих частях отбывают наказание также осужденные военнослужащие, входящие в состав воинских формирований и других ведомств (МВД, ФСБ, ФАПСИ, Федеральной службы охраны и др.).
Арест в отношении военнослужащих исполняется командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт.
Судебные приставы-исполнители осуществляют исполнение наказания в виде штрафа.
Ко второй группе относятся учреждения и органы, для которых исполнение наказаний является дополнительной функцией к их основной деятельности:
а) суд;
б) администрация организации, в которой работает осужденный;
в) командование воинских частей и учреждений;
г) орган, правомочный в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью;
д) должностное лицо, присвоившее звание, классный чин или I наградившее государственной наградой, либо соответствующий орган.
Основной функцией суда является осуществление правосудия по уголовным и гражданским делам, что создает правовые основания для исполнения уголовного наказания. Поэтому задачи правосудия и уголовно-исполнительной деятельности во многом совпадают. Суд, рассматривавший уголовное дело в первой инстанции, в соответствии со ст. 393 УПК РФ обращает приговор к исполнению, т.е. после вступления обвинительного приговора в законную силу посылает его копию в то учреждение или в тот орган, на которые возложено исполнение наказания. Суд, рассматривавший дело в первой инстанции, обязан следить за тем, чтобы его приговор, определение и постановление были приведены в исполнение. Это касается всех без исключения видов наказания.
Вместе с тем ст. 16 УИК РФ возлагает на суд, вынесший приговор, исполнение наказания в виде лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Администрация организации, по месту работы осужденного к наказанию, отбытие которого сопряжено с трудовой деятельностью в этой организации, осуществляет совместно с уголовно-исполнительной инспекцией исполнение наказания в виде: обязательных работ; исправительных работ; лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью[6].
2.2. Виды исправительных учреждений и их задачи
Под исправительным учреждением понимается место отбывания наказания лицами, осужденными к лишению свободы. В соответствии со ст. 15 УК РФ наказание в виде лишения свободы может быть назначено за совершение разных по тяжести преступлений (за преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления). Преступления, входящие в перечисленные категории, отличаются друг от друга по характеру и степени общественной опасности. Осужденные к лишению свободы не в меньшей степени различаются по своим социальным, моральным и психологическим качествам. Другими словами, к лишению свободы осуждаются лица, у которых имеет место различная степень негативного отклонения от общепринятых в обществе норм во взглядах, убеждениях, навыках, привычках, в самооценке своей личности, в оценке личности других граждан, во взглядах на понятия зла и добра, дозволенного и запрещенного, в оценке правильного сочетания общественных и личных интересов и иных социальных ценностей. Поэтому возникает потребность дифференцировать осужденных, совершивших преступления, отличающиеся друг от друга по объекту посягательства, целям, мотивам, содержанию субъективной стороны, способам совершения преступления и многим другим признакам, отражающим характер и глубину антиобщественной установки личности преступника.
Исправительными учреждениями являются: исправительные колонии; воспитательные колонии; тюрьмы; лечебные исправительные учреждения, лечебно-профилактические учреждения и медицинские части.
Следственные изоляторы (СИЗО) выполняют функции исправительных учреждений в отношении следующих категорий осужденных:
а) впервые осужденных к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима, и оставленных с их письменного согласия в СИЗО для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию;
б) осужденных на срок не свыше шести месяцев, и оставленных в следственных изоляторах с их согласия;
в) осужденных к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьме и оставленных в СИЗО или переведенных в СИЗО из указанных исправительных учреждений при необходимости участия этих осужденных в следственных действиях в качестве свидетеля, по терпевшего, подозреваемого (обвиняемого).
Исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. По строгости условий отбывания лишения свободы исправительные колонии подразделяются на:
· колонии-поселения;
· исправительные колонии общего режима;
· исправительные колонии строгого режима;
· исправительные колонии особого режима.
В одной исправительной колонии могут создаваться изолированные участки с различными видами режима.
В колониях-поселениях отбывают наказания лица, осужденные к лишению свободы:
а) за преступления, совершенные по неосторожности;
б) за умышленные преступления небольшой и средней тяжести, если ранее лицо не отбывало лишение свободы;
в) переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов.
В исправительных колониях общего режима отбывают наказание:
а) мужчины, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, ранее не отбывавшие лишение свободы;
б) женщины, осужденные к лишению свободы за совершение \ тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе при любом виде рецидива;
в) лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности; а также за умышленные преступления небольшой и средней тяжести (если ранее они не отбывали лишение свободы), которым суд с учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновного мотивированно не назначил отбывание наказания в колониях-поселениях;
г) осужденные, переведенные судом за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания из колонии-поселения;
д) осужденные за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления в несовершеннолетнем возрасте, которые на момент постановления приговора достигли совершеннолетия;
е) осужденные к лишению свободы, достигшие возраста 18 лет, которые по решению суда были ввиду отрицательного поведения переведены из воспитательной колонии в исправительную колонию общего режима;
ж) осужденные, достигшие возраста 21 года, которые были переведены для дальнейшего отбывания наказания из воспитатель ной колонии либо из изолированного участка воспитательной колонии, функционирующего как исправительная колония общего режима, в исправительную колонию общего режима по постановлению начальника воспитательной колонии.
В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание:
а) мужчины, осужденные к лишению свободы за совершение
особо тяжких преступлений, ранее не отбывавшие лишение свободы;
б) мужчины при рецидиве или опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы;
в) осужденные, переведенные судом за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания из колонии-поселения;
г) осужденные, переведенные из исправительной колонии особого режима, по отбытии ими в исправительной колонии особого режима не менее половины срока, назначенного по приговору суда.
В исправительных колониях особого режима отбывают наказание мужчины:
а) осужденные к пожизненному лишению свободы;
б) при особо опасном рецидиве преступлений;
в) которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы.
В тюрьмах отбывают наказание мужчины:
а) осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, а также при особо опасном рецидиве преступлений. При этом суд засчитывает время содержания осужденного под стражей до вступления в законную силу обвинительного приговора в срок отбывания наказания в тюрьме. После отбытия указанного срока наказания в тюрьме осужденный оставшуюся часть срока лишения свободы должен отбывать в колонии строгого режима, если совершено особо тяжкое преступление, или в колонии особого режима при особо опасном рецидиве преступлений;
б) переведенные за злостные нарушения порядка отбывания наказания из исправительных колоний общего и строгого режимов на срок не свыше трех лет с отбыванием оставшегося срока наказания в исправительной колонии того вида, из которой они были направлены в тюрьму. Осужденные женщины переводу в тюрьму не подлежат.
В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией лечебные исправительные учреждения.
Приемы и методы воздействия на несовершеннолетних правонарушителей с учетом степени их зрелости, завершенности формирования социально-психических качеств личности, характера совершенных преступлений, допреступного образа жизни и других факторов должны быть адекватными особенностям личности осужденных и совершенным ими деяниям. Это обстоятельство обусловило необходимость введения раздельного содержания осужденных к лишению свободы лиц, не достигших 18-лет-него возраста, и взрослых преступников.
Раздельное содержание в местах лишения свободы преследует цель не только избавить несовершеннолетних от преступного воздействия на них совершеннолетних, но и организовать процесс исправления несовершеннолетних в местах лишения свободы на принципиально иных по сравнению со взрослыми преступниками началах. Это отличие проявляется во всех средствах воздействия на осужденных, в обобщенном же виде оно находит отражение в наименовании учреждений, в которых отбывают лишение свободы несовершеннолетние, — воспитательные колонии. В самом наименовании учреждения подчеркивается главное средство воздействия на осужденных к лишению свободы несовершеннолетних — воспитание, которому должно быть подчинено содержание остальных средств воздействия на осужденных. Эта сущностная сторона средств воздействия не всегда учитывается органами, исполняющими наказание в виде лишения свободы, назначенное судом несовершеннолетним.
В воспитательных колониях для завершения процесса обучения или воспитания могут содержаться осужденные до достижения ими возраста 21 года. В воспитательных колониях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как исправительные колонии общего режима, для содержания осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет. Порядок создания указанных участков определяется Минюстом РФ.
Задача всех исправительных учреждений единая — исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы, в процессе которого разными по содержанию средствами воздействия необходимо добиться исправления осужденных, предупреждения ими и другими гражданами совершения новых преступлений и восстановления социальной справедливости, на которую покушалось лицо, осужденное к лишению свободы за совершенное преступление. Порядок направления осужденных в исправительные учреждения определяется Минюстом РФ. Администрация следственного изолятора по получении извещения суда о вступлении приговора в законную силу обязана: объявить его под расписку осужденному; сообщить ему когда, в какое исправительное учреждение он будет направлен; спросить у осужденного, кому из его родственников он желал бы, чтобы администрация сообщила, куда он направляется для отбывания наказания; а также поставить в известность одного из родственников по выбору осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания.
Осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу. В течение этого срока осужденный имеет право на краткосрочное свидание с родственниками или иными лицами.
Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта РФ[7].
При отсутствии по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях (они могут быть переполнены, частично закрыты на ремонт и т.д.) осужденные направляются в ближайшие исправительные учреждения, расположенные на территории данного субъекта РФ, либо по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого ближайшего субъекта РФ, в котором имеются условия для их размещения.
Исключение из данного правила сделано для:
· осужденных при особо опасном рецидиве преступлений;
· осужденных к пожизненному лишению свободы;
· осужденных к отбыванию лишения свободы в тюрьме;
· осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;
· осужденных женщин;
· несовершеннолетних осужденных;
· а также осужденных — иностранных граждан и лиц без гражданства, которые направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений.
Осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем. Порядок перемещения осужденных определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с УИК РФ. В ст. 76 УИК РФ закреплены основные требования, характеризующие порядок перемещения осужденных к лишению свободы:
а) раздельное содержание: мужчин и женщин; несовершеннолетних и взрослых; приговоренных к смертной казни и других
категорий осужденных; осужденных за совершение преступления в соучастии;
б) раздельное и отдельное от здоровых осужденных (а необходимых случаях в сопровождении медицинского работника) перемещение осужденных: больных открытой формой туберкулеза; не прошедших полного курса лечения венерического заболевания; осужденных, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости;
в) обеспечение: необходимых материально-бытовых и сани тарно-гигиенических условий; одеждой по сезону, а также питанием по установленным для осужденных нормам на весь период следования;
г) перемещение осужденных за счет государства.
Соблюдение перечисленных требований должностными лицами, осуществляющими перемещение заключенных, является важным положительным фактором, влияющим на сознание осужденных в интересах их исправления. Ознакомление осужденного с названными выше правилами формирует в нем убеждение, что государство считает его полноценным гражданином, которому надо помочь искупить свою вину и встать на путь честной трудовой жизни, помогает осужденному обрести веру в возможность достижения этой цели.
Несоблюдение администрацией, исполняющей уголовные наказания, данных требований может породить у осужденных убеждение, что государство их более не считает достойными людьми, и неверие в возможность исправления.
Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана не позднее десяти дней со дня поступления осужденного в исправительное учреждение направить уведомление об этом одному из его родственников. Эта норма права является не только реализацией принципа гуманизма, но и важным средством воспитательного воздействия на осужденного. Воспитание вниманием к человеку — самое эффективное средство положительного воздействия на его сознание.
Важное значение имеет процедура приема осужденного к лишению свободы в исправительное учреждение. Отношение к осужденному при его поступлении для отбывания наказания в исправительном учреждении может сформировать как положительную, так и отрицательную установки ко всему уголовно-исполнительному процессу.
Поэтому порядок приема осужденных к лишению свободы в исправительное учреждение детально регулируется Правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения. Указанные правила на основании УИК РФ регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности учреждений в целях создания наиболее благоприятных возможностей для реализации предусмотренных законом порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, охраны прав, законных интересов осужденных и исполнения ими своих обязанностей.
В ст. 79 УИК РФ закреплено важное положение, относящееся к размещению осужденных, прибывших в исправительное учреждение для отбывания лишения свободы, — помещение прибывшего в исправительное учреждение в карантинное отделение на срок до 15 суток, в котором установлены обычные условия отбывания наказания.
Нахождение заключенных в карантинном отделении преследует цель предупреждения возможности переноса вирусных заболеваний в исправительное учреждение, изучения в этот период личных дел осужденных и принятия решения о направлении их в соответствующие колонии, тюрьмы, а внутри колонии — в отряд (бригаду) с тем, чтобы обеспечить соблюдение принципа дифференцированного исполнения наказания с учетом личности осужденного и совершенных им преступлений, а также размера назначенного срока лишения свободы. В отношении лиц, осужденных к содержанию в тюрьме, а также исправительной колонии особого режима, принимается решение о покамерном их размещении с учетом перечисленных выше факторов.
В исправительных колониях устанавливается раздельное содержание осужденных к лишению свободы: мужчин и женщин; несовершеннолетних и взрослых. В соответствии с требованиями ст. 80 УИК РФ лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы.
Изолированно от других осужденных должны содержаться: осужденные при опасном рецидиве; осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок.
В отдельных исправительных учреждениях содержатся осужденные — бывшие работники судов и правоохранительных органов. В эти учреждения могут быть направлены и иные осужденные. Перечень таких осужденных в ст. 80 УИК РФ не раскрывается. Практика показывает, что в такие исправительные учреждения направляются бывшие адвокаты, служащие частных детективных служб и другие категории осужденных.
Перечисленные требования раздельного содержания осужденных не распространяется на лечебные исправительные учреждения, а также на исправительные колонии, при которых имеются дома ребенка. Осужденные, направленные в указанные учреждения, содержатся на условиях, установленных законом для колоний того вида, который назначен судом.
Осужденные, больные различными инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно между собой и отдельно от здоровых осужденных.
Требования, изложенные в ст. 80 УИК РФ, в первую очередь должны строго соблюдаться администрацией следственного изолятора, которая в соответствии с приговором суда направляет осужденных к лишению свободы в соответствующие исправительные учреждения, указанные в приговоре суда. Однако при поступлении осужденных к лишению свободы в соответствующее исправительное учреждение его администрация обязана установить в период нахождения осужденного в карантинном отделении правильность его направления в данное исправительное учреждение. Если окажется, что была допущена ошибка, то осужденный из карантинного отделения в установленном порядке препровождается к месту нахождения соответствующего исправительного учреждения[8].
Заключение
Становление и формирование уголовно-исполнительного (пенитенциарного) законодательства началось при становлении государственности Древней Руси. Новый этап в реформе исполнения наказаний обозначился после Февральской революции 1917 г. Используя прежнюю пенитенциарную систему, Временное правительство приступило к выработке новой концепции исполнения наказания. 22 ноября 1926г. был принят новый Уголовный кодекс РСФСР, который воспринял и развил положения Основных начал.
С принятием 12 декабря
Исполнение уголовных наказаний является одной из функций государственной исполнительной власти. Поскольку уголовное наказание назначается в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений, их достижение является общей задачей учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Под исправительным учреждением понимается место отбывания наказания лицами, осужденными к лишению свободы. Исправительными учреждениями являются: исправительные колонии; воспитательные колонии; тюрьмы; лечебные исправительные учреждения, лечебно-профилактические учреждения и медицинские части.
Задача всех исправительных учреждений единая — исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы, в процессе которого разными по содержанию средствами воздействия необходимо добиться исправления осужденных, предупреждения ими и другими гражданами совершения новых преступлений и восстановления социальной справедливости, на которую покушалось лицо, осужденное к лишению свободы за совершенное преступление.
Список используемой литературы:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ; принят ГД ФС РФ 24.05.1996 (ред. от 30.12.2008)
2. Михлин А.С. Уголовно-исполнительное право: Краткое пособие и основные нормативные правовые акты: Издательство: ЮстицИнформ, 2008 г., 384с.
3. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX-начала ХХI века. Под ред. Зубкова А.И. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2006. — 720 с.
4. Уголовно-исполнительное право РФ. Хаитжанов А. Пенза: ИИЦ ПГУ, 2006. — 148 с.
5. Уголовный процесс: конспект лекций. Манова Н.С, Францифоров Ю.В. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2007. — 176 с.
6. Уголовный процесс. Курс лекций. Вандышев В.В. СПб.: Питер, 2002. — 528 с.
7. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. Отв. ред. Лупинская П.А. М.: Юристъ, 2005. — 815 с.
[1] Михлин А.С. Уголовно-исполнительное право: Краткое пособие и основные нормативные правовые акты: Издательство: ЮстицИнформ, 2008 г., 384с.
[2] Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX-начала ХХI века. Под ред. Зубкова А.И. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2006. — 720 с.
[3] Михлин А.С. Уголовно-исполнительное право: Краткое пособие и основные нормативные правовые акты: Издательство: ЮстицИнформ, 2008 г., 384с.
[4] Уголовный процесс: конспект лекций. Манова Н.С, Францифоров Ю.В. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2007. — 176 с.
[5] Михлин А.С. Уголовно-исполнительное право: Краткое пособие и основные нормативные правовые акты: Издательство: ЮстицИнформ, 2008 г., 384с.
[6] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ; принят ГД ФС РФ 24.05.1996 (ред. от 30.12.2008)
[7] Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. Отв. ред. Лупинская П.А. М.: Юристъ, 2005. — 815 с
[8] Уголовный процесс: конспект лекций. Манова Н.С, Францифоров Ю.В. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2007. — 176 с.