" Особенности политической жизни в современной России"



Содержание


 TOC \o "1-3" \h \z \u Содержание. PAGEREF _Toc238218383 \h 2 #

Введение. PAGEREF _Toc238218384 \h 3 #

1. Влияние компонентов власти на политическую жизнь. PAGEREF _Toc238218385 \h 4 #

2. Особенности политической жизни в современной России. PAGEREF _Toc238218386 \h 6 #

3. Оценка качественного состояния современной политической жизни. PAGEREF _Toc238218387 \h 9 #

4. Политический процесс в России. PAGEREF _Toc238218388 \h 12 #

Заключение. PAGEREF _Toc238218389 \h 14 #

Список используемой литературы.. PAGEREF _Toc238218391 \h 15 #

Введение


Политика - это один из основополагающих аспектов человеческого существования, одна из важнейших сфер жизнедеятельности людей. Каждый человек в той или иной форме или степени имеет дело с политикой, будь то в каком-либо государственном учреждении, предприятии, общественной организации, школе, церкви, разного рода клубах и ассоциациях, профсоюзах или политических партиях и т.д.

Особенно возрастают роль и значение политики в переломные исторические периоды, когда радикальной трансформации подвергаются сами основы жизнеустройства людей, их идеалы, ценности, мировоззренческие установки, ориентации и т.д. Именно такой период кардинальных изменений переживает в настоящее время наша страна. Очевидно, что для ее духовного и интеллектуального возрождения особую актуальность приобретают переосмысление и перестройка всей системы социальных и гуманитарных наук, среди которых достойное место занимает политология, изучающая мир политического.

Цель работы – отразить особенности политической жизни в современной России.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

—отразить компоненты власти на политическую жизнь;

—отразить особенности политической жизни в современной России;

—раскрыть сущность политического процесса в России.

Для написания работы использовались специализированные учебные пособия и периодические издания.




1. Влияние компонентов власти на политическую жизнь


Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств, присущих лидеру.

Субъект власти может быть индивидуальным (монарх, президент) и коллективным (совет, комитет). Существует также понятие высшего субъекта - носителя власти или суверена, который распределяет властные функции между различными политическими субъектами[1].

Власть - это двухстороннее асимметричное с доминированием воли властителя взаимодействие субъекта и объекта. Власть невозможна без подчинения. Если такого подчинения нет, то нет и власти.

 Подчинение может основываться:

1. На страхе перед санкциями. Такая власть имеет тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от неприятного эмоционального состояния.

2. На долголетней привычке к повиновению, обычае, традициях подчинения

3. На заинтересованности в выполнении распоряжений.

4. Повиновение на основе убежденности, авторитета и идентификации.

5. Авторитет власти, который формируется на основе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убежденности подчиненных в особых способностях руководителя.

6. Власть, основанная на интересах, убежденности и авторитете перерастает в высший тип мотивации подчинения - идентификацию (отождествление) объекта и субъекта власти.

Субъект воспринимается объектом как свой представитель и защитник. Под ресурсами власти обычно понимают все те средства, которые обеспечивают влияние субъекта на объект власти. Ресурсы могут применяться для поощрения, наказания иди убеждения. Наиболее распространенным в современной политологии является деление ресурсов на утилитарные, принудительные и нормативные[2].


2. Особенности политической жизни в современной России


Введение в политологию понятия политическая жизнь общества позволяет в исследовательских целях:

1.                условно отделить политическую сферу от других сфер жизни общества;

2.                выявить ее основные черты и специфические особенности;

3.                терминологически объединить в единую систему социально-гуманитарного знания ряд наук, в предметную сферу которых входит политика, а именно: философию политики, социологию политики и политологию.

Политической жизни общества в современной России присущи следующие основные черты и специфические особенности:

—            политическая жизнь России при всем ее многообразии представляет собой целостный взаимосвязанный процесс изменения политической реальности;

—            политическая жизнь общества протекает в конкретных пространственно-временных формах.

Политическое пространство - это поле политической деятельности, границы которого задаются потенциальным объемом, силой и направлением властного воздействия (контроля). Каждый субъект политической жизни общества обладает определенным политическим пространством; политическая борьба разворачивается, прежде всего, как борьба за овладение политическим пространством.

Политическое время - это понятие, характеризующее длительность политических процессов. Оно соотносимо с понятиями политическая эпоха, политический период. Каждое общество в конкретные периоды времени развивается в различных направлениях, в различных ритмах и различными темпами. В некоторые исторические периоды политическая жизнь общества протекает исключительно активно, бурно, а в другие ее темпы замедляются.

Тем самым задаются объемы и границы задействованного в обществе политического пространства и политические временные ритмы. Поэтому анализировать и оценивать политические события и процессы необходимо в их взаимовлиянии, взаимосвязи при обязательном учете конкретных условий места и времени;

—политическая жизнь общества представляет собой структурированную целостность (систему), в которой практически каждый элемент выполняет определенную функцию. Вместе с тем, здесь имеют место и случайные события и процессы, не вписывающиеся в структуру;

—политическая жизнь общества тесно взаимосвязана с другими сферами, прежде всего - с экономической сферой жизнедеятельности общества.

Политическая сфера в политизированном обществе становится доминирующей и может определять (направлять, ускорять, тормозить) развитие экономической, культурной, социальной сфер жизни общества. В не политизированных обществах, а также в периоды стабилизации политической жизни, наоборот, другие сферы жизни общества могут оказывать существенное влияние и предопределять развитие политической сферы[3].

Политическая жизнь современного общества в отличие от других сфер социальной жизни является жестко институциализированной и иерархически организованной. Наиболее развитый политический институт - государство - при помощи специально созданного инструментария (армия, полиция, государственный аппарат, законодательство) в состоянии контролировать все сферы жизни общества, включая духовную сферу. Несмотря на многообразие форм проявления политической жизни общества, можно выделить ее основные составляющие.

Политическая жизнь включает в качестве важнейших составляющих:

1.                      политическую деятельность. Она представляет действия отдельных людей, политических групп, а также политических организаций и институтов, направленную на реализацию их политических потребностей и притязаний;

2.                      политическое сознание и составляющие его элементы, Политические идеи, теории, концепции, взгляды, представления, потребности, чувства, настроения, эмоции, ценности, мотивации, оценки и т.д./, выполняющие функцию содержательного (рационального) и психо - эмоционального обеспечения политической деятельности;

3.                      институциональную политическую систему общества, в которую входят политические институты, политические организации и учреждения, политические партии, общественные организации, и посредством которой осуществляется регуляция политической жизни общества.

         Институциональная политическая система является образующим и систематизирующим элементом политической жизни общества. Политическая деятельность, политическое сознание и институциональная политическая система функционируют как подсистемы некого целого - политической сферы социальной жизни общества. Как и всякое систематизированное целое, политическая жизнь общества может быть представлена в виде процесса борьбы двух тенденция. С одной стороны, имеет место тенденция к сохранению сложившегося структурно-функционального устройства и, следовательно, тенденция к стабильности, устойчивости и самосохранению сложившихся форм политической жизни общества. С другой стороны, как и всякая социальная система, политическая жизнь общества порождает тенденцию к изменению, развитию. Это связано с политическими конфликтами, войнами, революциями либо эпохами политических реформ[4].

3. Оценка качественного состояния современной политической жизни


Оценка качественного состояния и уровня развития политической жизни современного общества обычно осуществляется при помощи понятий политическая культура, политическая стабильность, политическая активность и другие. При этом наиболее широкой категорией является понятие политическая культура, которое включает в себя множество аспектов политической жизни (культура политической деятельности, культура политического поведения, политического сознания и мышления и т.д.). Понятия политическая жизнь и политическая культура неразрывно взаимосвязаны.

Уровень политической культуры определяет качество политической жизни. Культура - это очень широкое понятие. Оно по существу включает все то, что сотворено человеком: производство и быт, традиции и фольклор, нравственные устои, политику и право.

Политическая культура - часть этого общего понятия. Она появилась позднее других видов культуры вместе с возникновением политики и государства. Политическую культуру можно определить как сложное явление, характеризующееся уровнем и качеством политических потребностей, интересов и ожиданий, сознания и поведения различных социальных субъектов (в том числе и отдельной личности), а также уровнем и качеством их политического мышления и деятельности, в основе которых лежит опыт и традиции общества[5].

Таким образом, политическая культура синтезирует весь спектр значимых политических характеристик социальных субъектов общества. Политическая культура - это системное духовно-практическое качество социального субъекта, формирующееся посредством воспроизводства поколениями людей своих устойчивых политических характеристик.

Политическая культура – это сложная система, состоящая из многих взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

Отметим важнейшие из них:

—политические потребности, интересы и ожидания всех социальных субъектов общества;

—знания о политике;

—убеждения, ценностные ориентации, суждения и оценки политических события;

—политическое сознание;

— характер политического мышления, в значительной мере обусловленный состоянием коллективного подсознания общества, его глубинных эмоционально-психических зон (менталитет);

—признанные в обществе политические нормы, традиции, образцы поведения; ж/ навыки и способы политической деятельности, умение и опыт;

—политические символы (гимн, флаг, а также способы отношения к ним общества).

Важно подчеркнуть, что в понятие структуры входит не только совокупность элементов, но и единство устойчивых взаимосвязей между ними, система взаимодействия перечисленных элементов. Все элементы политической культуры органически связаны друг с другом. Только все они в совокупности определяют ее сущность.

При изучении структуры политической культуры необходимо учитывать ее многоуровневый характер (личность, социальная группа, государство, общество), а также различия в способах формирования и реализации политической культуры на том или ином уровне. Это означает, что все элементы политической культуры в совокупности определяют уровень и качество функционирования всех элементов политической системы общества (государственных учреждений, лидеров, элит и т.д.). Однако в характере их политической деятельности проявляются не только общие черта политической культуры, но и различия, определяемые спецификой того или иного уровня. Типология политической культуры, как и всякая классификация, зависит от того, какой критерий положен в ее основу.

Наиболее универсальной, на взгляд ученых, является классификация на основе различий в политических ориентациях людей (Г. Алмонд и С. Beрба), согласно которой выделяется четыре типа политической культуры:

—Патриархальный (политические ориентации неотделимы от религиозных и социальных);

—Подданнический (пассивный по содержанию);

—Активистский;

— Культура гражданина (смешанный тип), наиболее предпочтительный для современного демократического общества[6].

Можно провести классификацию по социально-классовому признаку (пролетарская, крестьянская и т.п.), по идеологическому признаку (коммунистическая, социал-демократическая, либеральная и т.п.), по национально-территориальному признаку (западноевропейская, англосаксонская, восточная, азиатская и т.п.), по характеру политического режима (демократическая, авторитарная, тоталитарная и др.)[7].


4. Политический процесс в России


Политический процесс - одна из основных категорий политической науки. Он воплощает тенденцию политического развития, раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы, изменение ее состояний во времени и пространстве. Политический процесс представляет собой совокупность действий институализированных и неинституализированных субъектов по осуществление своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, ведущих к воспроизводству данной политической системы общества, ее развитию или ее упадку.

Политический процесс отображает реальное взаимодействие субъектов политики, сложившееся в результате взаимодействия самых разнообразных внутренних и внешних факторов. Другими словами, политический процесс показывает, как индивиды, группы, институты власти со всеми своими интересами, целями, предрассудками взаимодействуют друг с другом и с государством, реализуя свои специфические роли и функции. Внутреннее содержание политического процесса выражает технологию осуществления власти, представляя собой совокупность относительно самостоятельных, локальных взаимодействий субъектов, структур и институтов, связанных теми или иными специфическими целями и интересами. Таким образом, политический процесс данного общества и государства всегда состоит из множества отдельных взаимосвязанных и сложно переплетающихся процессов. Их можно подразделить на базовые и периферийные. Периферийные политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и др.), развития местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы функционирования власти. Как базовые, так и периферийные процессы различаются по времени и характеру осуществления, могут протекать в открытой и скрытой формах.

Скрытый, теневой политический процесс в отличие от открытого базируется на деятельности публично неоформленных политических институтов власти, а также на властных притязаниях граждан, не выраженных в официальной форме. Каждый политический процесс является циклическим и обладает внутренним ритмом, повторяемостью основных стадий взаимодействия субъектов, структур, институтов[8].


Заключение


Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами.

Политическая жизнь современного общества в отличие от других сфер социальной жизни является жестко институциализированной и иерархически организованной.

Оценка качественного состояния и уровня развития политической жизни современного общества обычно осуществляется при помощи понятий политическая культура, политическая стабильность, политическая активность и другие.

Понятия политическая жизнь и политическая культура неразрывно взаимосвязаны.

Современная Россия живет по Конституции, принятой в результате всенародного референдума 1993 года. Согласно этому Основному Закону, Россия является федеративным, правовым, демократическим государством в форме президентской республики. В Конституции 1993 года был впервые закреплен принцип разделения властей. Законодательная власть представлена следующей системой органов, имеющих и реализующих право на принятие законов: Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата); а также законодательных собраний субъектов РФ. Исполнительную власть представляют Правительство РФ и органы исполнительной власти на местах. Судебная система состоит из трех уровней: Конституционные суды РФ и республик, суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ, арбитражные суды.

Список используемой литературы:


1.    Конституция РФ

2.    Политология: Учебник // Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. М.: Юристъ, 2007. – 511 с.

3.    Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. – М., 2001.

4.    Курс политологии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2009.

5.    Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2008.

6.    Политология. Учебник для вузов / Под ред М.А.Василика. – М., 2008.

7.    Политология. Хрестоматия: Пособие для вузов, юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2008.

8.    Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2007.



[1] Политология. Хрестоматия: Пособие для вузов, юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2008.


[2] Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2007.


[3] Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2008.


[4] Политология. Хрестоматия: Пособие для вузов, юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2008.


[5] Курс политологии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2009.


[6] Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2008

[7] Политология: Учебник // Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. М.: Юристъ, 2009. – 511 с.

[8] Политология. Хрестоматия: Пособие для вузов, юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2008.