Предмет философии

Содержание


 TOC \o "1-3" \h \z \u Содержание. PAGEREF _Toc228209676 \h 2 #

Введение. PAGEREF _Toc228209677 \h 3 #

1. Аспекты философского знания. PAGEREF _Toc228209680 \h 4 #

2. Предмет философии. PAGEREF _Toc228209681 \h 9 #

Заключение. PAGEREF _Toc228209682 \h 13 #

Список используемой литературы.. PAGEREF _Toc228209683 \h 15 #

Введение


Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеологию), проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии.

Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационно и педагогически, дифференцировались ее разделы. Разумеется, это деление носит в известной мере условный характер: все эти разделы образуют некое едино-цельное образование, в котором все составляющие тесно переплетаются друг с другом.

Предмет философии - не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Цель работы  -  отразить аспекты философского знания и изучить предмет философии.

Для написания работы использовалась специализированная литература по философии.

1. Аспекты философского знания


Сегодня, несмотря на то затухающую, то усиливающуюся дискуссию о предмете и сущности философского знания, наибольшее распространение имеет точка зрения, что ее предмет синтетичен. Это объясняется тем, что философские знания многоаспектны, что и предопределяет синтетичность предмета этой системы знаний.

Действительно, для синтетичных знаний "однозначно" определить предмет весьма затруднительно. Наиболее часто встречающиесяся трактовки философии рассматривают ее как:

·       мировоззрение, т.е. наиболее общее знание о мире и месте человека в этом мире;

·       науку о предельно общих законах природы, общества и мышления;

·       духовную ценность, элемент культуры любой цивилизации;

·       форму общественного сознания, отражающую мир с точки зрения всеобщего, соотношения материального и духовного;

·       всеобщую методологию, предельно общий способ, путь познания и преобразования действительности.

По-видимому, в каждой точке зрения есть рациональное зерно, по поводу каждой из них можно спорить, но бесспорно то, что философия действительно многоаспектное знание. Эта многоаспектность обусловлена многообразием различных сторон знания об общем, что подтверждается и усиливается внутренним делением, наличием множества "субфилософий" внутри "общей" философии.

Так, по месту возникновения философских учений различают индийскую, китайскую, греческую, римскую, английскую, немецкую, русскую, французскую, египетскую и другие философские системы (знания).

По авторам, создавшим оригинальные философские учения, можно назвать философии Пифагора, Конфуция, Сократа, Платона, Аристотеля, Бэкона, Гоббса, Локка, Канта, Маркса, Конта, Шопенгауэра, Ницше, Соловьева, Бердяева, Бахтина, Бергсона и др.

В зависимости от исторического времени различают философию эпохи рабовладения (до V в.), Средневековья (V-XV вв.), Возрождения (XV-XVI вв.), Нового времени (XVII-XVIII вв.), эпохи капитализма (XIX в.), современной эпохи (XX-XXI вв.) и т.д.

По широте распространения и доступности философию делят на доступную всем, предназначенную для широких слоев, и доступную лишь "избранным", "посвященным".

По тематике философию можно разделить (весьма условно) на классическую (основания ее содержания заложены в античности, включают проблемы первоосновы мира, его познаваемости, изменчивости, роли разума в освоении мира человеком, смысл жизни человека, его ценности и т.д.) и неклассическую, рассматривающую другие вопросы - роль подсознательного в жизни человека, степень научности философии и др.

По исходным установкам устройства мира различают монистическую философию, утверждающую, что первоосновой мира выступает какое-либо единое начало (monos - один) - материя, Бог, дух, идея, Логос; дуалистическую, которая в основу мирового устройства кладет два (dualis - двойственный) начала, как правило, природу и Бога, материальное и духовное; и плюралистическую (pluralis - множественный), которая рассматривает мир как образование, в основе которого лежит множество факторов.

По подходу к первоосновам мира, т.е. выяснению того, что является первичным, философия делится на материалистическую и идеалистическую.

Материализм - это философский взгляд на мир, утверждающий, что в основе всего сущего лежит материя. Первоначально под материей понималось первовещество (вода, воздух); в последующем - природа, физический мир или его свойства (протяженность); в наши дни под материей понимается все, что противостоит сознанию, духовному, идеальному. Идеализм - философский взгляд на мир, который кладет в основу сущего идеальное начало - Бога, Логос, Мировой разум, Идею. Они либо существуют независимо от человека (объективный идеализм), либо выводятся из разума самого человека или его ощущений (субъективный идеализм). Существуют и промежуточные формы решения этой проблемы - пантеизм, где первоосновой считается Бог, "всеприсутствующий" или отождествляющийся с природой; деизм, где признается создание природы Богом, но утверждается, что после ее сотворения природа уже существует без божественного вмешательства.

С точки зрения познаваемости мира философские системы имеют несколько классификаций. Философские концепции, признающие познаваемость мира, условно называют когнитивистскими. Другие, полностью либо частично отвергающие возможность познания мира и считающие, что человек не в состоянии познать окружающую действительность и самого себя, именуются агностицизмом.

Типологизация когнитивистских подходов продолжается при рассмотрении средств и способов познания. Так, по ведущим средствам познания различают:

а) эмпиризм, который утверждает, что только опыт, эмпирические знания являются истинными и позволяют правильно познать мир;

б) сенсуализм, в качестве ведущего средства познания рассматривающий чувства, ощущения;

в) рационализм, считающий, что опыт и чувства не могут дать достоверного знания, лишь разум позволяет достоверно познать мир, постичь истину;

г) иррационализм, отвергающий и опыт, и чувства, и разум и отводящий ведущее место в познании внерациональному - интуиции, вере, инстинктам, озарению и т.п.

По способу познания выделяют:

а) диалектическую философию, утверждающую, что мир находится в постоянном изменении, развитии, а все его элементы, компоненты, процессы и явления взаимосвязаны между собою;

б) метафизическую философию, которая рассматривает мир в статике, а его фрагменты как изолированные друг от друга и абсолютизирует их;

в) феноменологическую философию, претендующую на универсальный метод раскрытия смысла предметов и постижения истины при помощи непосредственного восприятия идеальных достоверных сущностей (феноменов);

д) герменевтическую философию как теорию интерпретации мира, событий и явлений.

Существуют и другие основания классификации и типологизации философских систем. Конечно, редко какая разновидность философского знания существует в рафинированно чистом виде. Элементы каждой из них присутствуют во многих других. Скажем, иррационалистическая философия, как правило, одновременно выступает как идеалистическая и претендует на то, чтобы быть эзотерической. А эмпирическая философия тесно переплетается с материалистической и т.д.

Кроме того, существует и предметное внутреннее деление философского знания. По этому основанию в современной философии выделяют следующие разделы:

а) история философии - учение о возникновении, становлении и развитии философского знания как мудрости;

б) онтология - учение о бытии, его наиболее общих свойствах, способах и формах существования;

в) гносеология - учение о познании, познавательной деятельности, чувственном и рациональном уровнях познания;

г) эпистемология - учение о логическом уровне познания, теоретическом мышлении, истине и путях ее постижения; д) социальная философия - учение об обществе, его сущностных характеристиках и закономерностях развития; е) философская антропология - учение о человеке, его предназначении, о смысле жизни и способах достойного ее обеспечения; ж) философская аксиология - учение о ценностях, т.е. о том, что имеет значение для человека, об экзистенциалах человеческого бытия.

Существует также ряд философских дисциплин, которые, возникнув в лоне философии, обрели статус самостоятельных, не перестав тем не менее быть философскими. К таким дисциплинам относятся:

Этика - учение о морали, о добре и зле, всеобщих принципах совместной жизни людей.

Эстетика - наука о прекрасном и безобразном, проявляющихся в жизнедеятельности людей, их отношениях к природе и между собой.

Логика - наука о правильном мышлении, его законах и принципах, о формах рационального познания.

Философия права - теория, раскрывающая наиболее общие принципы бытия правовой реальности, взаимосвязи "системного мира" и повседневной реальности личности.

Философия политики - знание о наиболее общих основаниях и возможностях политики в различных ее проявлениях, их причинах и следствиях, связях между собой и другими общественными явлениями и процессами.

Философия науки - теория возникновения и закономерностей функционирования и развития науки и научного знания.

Философия религии исследует веру как социальный феномен, ее роль и функции в обществе.

В этом ряду находятся также философия культуры, философия истории и т.д. [1,2].





2. Предмет философии


Любая система знаний имеет свой объект и предмет. Объект - та сфера или область действительности, которую исследует или объясняет, истолковывает данная система знаний. Наиболее существенные, главные для данной системы знаний стороны (аспекты) объекта составляют ее предмет. Учитывая, что различие объекта и предмета относительно (в разных отношениях одно и то же явление может быть либо объектом, либо предметом), в данном случае целесообразно рассматривать их в единстве, как предметное поле философии.

В контексте интересующей нас проблемы можно сказать, что определить предметное поле философии - это значит установить, что она изучает. Как известно, изначально философия изучала все, она была мудростью как таковой, знанием о природе, обществе и человеке.

Процесс предметной детализации философского знания происходит постоянно. Уже сегодня претендуют на относительную самостоятельность наиболее общие проблемы различных сторон общественной жизни, состояний самого общества и т.д. Например, в стадии становления находятся "вайоленсология" как философия насилия; "полемология" - философия войны; "паксология" - философия мира и др.

Таким образом, философия - это синтетическое знание, охватывающее наиболее общие вопросы природного, социального и человеческого бытия. Естественно, что такая синтетичность затрудняет универсальное определение предмета этой системы знаний.

По мнению многих философов, наиболее удачно предметное поле философии сформулировал И. Кант в своих знаменитых четырех вопросах: "Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что есть человек?". В этих вопросах Кант формулирует предмет философии как проблемы познания, рассматриваемые в контексте долженствования, веры, взаимоотношения мира и человека.

В таком понимании предмета философии фиксируются две взаимодействующие стороны - субъект (человек) и объект (мир). И это очень важно, ибо философия в данном случае характеризуется как гуманистическое, человеческое знание, рожденное человеком и предназначенное для человека. Человек - основа и ядро философии, он - предельная ценность, все иные знания, независимо от их характеристик, рассматриваются через призму человека как меры всех вещей и предназначены для человека.

Развернутую характеристику предмета философии дал английский философ Б. Рассел. По его мнению, сущностными для философского знания являются следующие проблемы: "Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми способностями? Имеет ли Вселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли Вселенная по направлению к некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы, или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется астроному, - крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представляется Гамлету? А может быть, он является и тем и другим одновременно? Существует ли возвышенный и низменный образ жизни, или же все образы жизни являются только тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы его можем достичь? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если Вселенная неотвратимо движется к гибели?.. Исследовать эти вопросы, если не ответить на них, - дело философии".

И у Канта, и у Рассела в принципе речь идет об одном и том же, что и составляет предмет философии - наиболее общие принципы взаимосвязи (взаимодействия) субъекта и объекта, человека и мира, "микрокосмоса" и "макрокосмоса", как говорили древние греки.


Что же является предметом философии? Предмет философского знания, подобно  предмету любой науки, вычленяется из совокупности реальных (материальных и  духовных) объектов и связей, причем конструирующим фактором являются  индивидуальные и общественные потребности в целостной, максимально обобщенной  картине мира, человека и их взаимоотношений.

Предметом философии является  всеобщее в системе "мир - человек". Эта система при первичном подразделении  распадается на две относительно противоположные, но взаимосвязанные подсистемы -  "мир" и "человек". Каждая из сторон, в свою очередь, подразделяется на уровни, а  взаимоотношения между этими сторонами - на четыре аспекта: онтологический,  познавательный, аксиологический, духовно-практический.

В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека (здесь отличие от частных наук - по степени общности законов). Но предмет философии в еще большей степени отличен от предмета частных наук, изучающих материальное бытие и человека, тем, что он  представляет собой отношение человека к миру, мира к человеку. Правда (это следует особо подчеркнуть), такой срез предмета философии также берется в его  всеобщей определенности. Если, к примеру, мы имеем дело с познавательным  отношением человека к миру, то не все, что сюда входит, будет предметом  философии. Изучение частных методик проведения какого-либо эксперимента есть  ведь тоже изучение отношения мышления к бытию, но оно не есть сторона (момент,  уровень, часть) предмета философии. Ими являются эмпирический и теоретический уровни познания, соотношение чувственного и рационального, истины и заблуждения  и т.д. Все эти моменты (формы, закономерности познания) присущи любым отраслям  знания. "Здесь мы имеем дело опять-таки с чем-то общим для всех отраслей знания,  чем-то таким, что обладает той степенью общности, как и сами основные законы  диалектики" (Б. М. Кедров). Столь же общие (или всеобщие) характеристики присущи  и другим формам отношения человека к миру: переживанию, поведению, практике.

К  основным понятиям философии относятся "Истина", "Красота", "Добро", "Действие",  а не только "Мир" и "Человек". Предмет философии в материальном бытии составляет  не всякое всеобщее, а такое, которое связано с отношением к нему человека.

Философски всеобщее имеет важный признак: в нем выражен факт раскола мира на  материальное и духовное (и их взаимосвязь). Иначе говоря, в предмет философии  входит только то из материально-всеобщего, что включено в создаваемую человеком  универсальную картину мира под призмой его понятий об Истине, о Красоте, Добре и  Справедливости. Это все то, что, будучи всеобщим в материальной  действительности, может служить человеку в качестве элемента для формирования  мировоззрения.

Философия - это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру 3,4].

Заключение


Любая система знаний имеет свой объект и предмет. Объект - та сфера или область действительности, которую исследует или объясняет, истолковывает данная система знаний. Наиболее существенные, главные для данной системы знаний стороны (аспекты) объекта составляют ее предмет. Учитывая, что различие объекта и предмета относительно (в разных отношениях одно и то же явление может быть либо объектом, либо предметом), в данном случае целесообразно рассматривать их в единстве, как предметное поле философии.

Сегодня, несмотря на то затухающую, то усиливающуюся дискуссию о предмете и сущности философского знания, наибольшее распространение имеет точка зрения, что ее предмет синтетичен. Это объясняется тем, что философские знания многоаспектны, что и предопределяет синтетичность предмета этой системы знаний.

По мнению многих философов, наиболее удачно предметное поле философии сформулировал И. Кант в своих знаменитых четырех вопросах: "Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что есть человек?". В этих вопросах Кант формулирует предмет философии как проблемы познания, рассматриваемые в контексте долженствования, веры, взаимоотношения мира и человека.

Философия - это синтетическое знание, охватывающее наиболее общие вопросы природного, социального и человеческого бытия. Естественно, что такая синтетичность затрудняет универсальное определение предмета этой системы знаний.

В контексте интересующей нас проблемы можно сказать, что определить предметное поле философии - это значит установить, что она изучает. Как известно, изначально философия изучала все, она была мудростью как таковой, знанием о природе, обществе и человеке.

Процесс предметной детализации философского знания происходит постоянно. Уже сегодня претендуют на относительную самостоятельность наиболее общие проблемы различных сторон общественной жизни, состояний самого общества и т.д.

Таким образом, предметом философии является  всеобщее в системе "мир - человек". В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее,  характеризующее целостное бытие человека (здесь отличие от частных наук - по степени общности законов).

К  основным понятиям философии относятся "Истина", "Красота", "Добро", "Действие",  а не только "Мир" и "Человек". Предмет философии в материальном бытии составляет  не всякое всеобщее, а такое, которое связано с отношением к нему человека.

Список используемой литературы:


1.    Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:  ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 608 с.

2.    Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 2-я редакция, с изменениями и дополнениями. Электронная версия — М., 2005. —  с. 672.

3.    Крюков В.В. Философия: Учебник для студентов технических ВУЗов.- Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006 г.

4.    Философия: Учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002. - 655 с.