Социальные роли и личность

Содержание


 TOC \o "1-3" \h \z \u Содержание. PAGEREF _Toc230159130 \h 2 #

Введение. PAGEREF _Toc230159131 \h 3 #

1.   Социализация личности. Процесс социализации, его этапы и стадии. Агенты и институты социализации. PAGEREF _Toc230159132 \h 4 #

2. Социальные роли и личность. PAGEREF _Toc230159133 \h 10 #

Заключение. PAGEREF _Toc230159134 \h 13 #

Список использованной литературы.. PAGEREF _Toc230159135 \h 14 #

Введение


Человек, будучи социальным существом, взаимодействует с различными социальными группами, участвует в кооперированных, совместных действиях. Однако практически не бывает такого положения, когда личность полностью принадлежит к какой-либо одной группе. Например, человек состоит членом семьи как малой группы, но он является еще членом и коллектива предприятия, и общественной организации, и спортивного общества. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них разное положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы.

Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них, и его функциональных возможностей по отношению к каждой группе используются понятия социального статуса и социальной роли.

Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним.

Цель работы – отразить значение и взаимосвязь социального статуса и личности.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

—раскрыть этапы социализации личности;

—отразить особенности социальных ролей в современной мире;

—раскрыть взаимосвязь личности и социальной роли человека.

Для написания работы использовались учебные пособия, справочники по политологии и социологии.

1.     Социализация личности. Процесс социализации, его этапы и стадии. Агенты и институты социализации.


Социализация – общенаучный термин, обозначающий процесс приобщения индивида к социуму, включения в общественную жизнь, обучения поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению социальных ролей.

Слово «социализация» по смыслу близко к русскому слову «воспитание», но воспитание подразумевает прежде всего направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация, наряду с воспитанием и обучением, включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным и полноценным членом общества[1].

Социализа­ция охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и вос­питания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализа­ции принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверст­ники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» – источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго» – осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого проис­ходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет четыре этапа, каждый из которых связан с определенными участками тела, так называемыми эрогенными зонами: оральный, анальный, фаллический и этап половой зрелости.

Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познава­тельных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15).

Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс со­циализации продолжается в течение всей жизни человека, и ут­верждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения[2].

Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социа­лизация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих).

Выделяют следующие стадии социализации:

1.     Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2.     Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

3.     Юношеский возраст (18-25) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

4.     Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

·        сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

·        изменение себя, «стать как все»;

·        конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

5.     Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через сою деятельность.

6.     Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям. [9,10]

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни.

Эстафету  социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Но социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен первоначальный процесс социализации личности, почему школа выпускает в жизнь молодых людей, отличающихся не просто представлениями, но и набором ценностей, которые иногда прямо противостоят друг другу?

Социализация той части молодежи, которая приходит на работу после окончания учебных заведений (средних, профессиональных, высших), продолжается в тех конкретных условиях, которые сложились на производстве  под влиянием не только общественных отношений, но и специфических особенностей, присущих данному социальному институту.

Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач[3].

Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.

И наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать знаниями, их предстоит превратить в убеждения, которые представляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности.

Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения  человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни.

В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что осуществление социально-экономических, политических и духовных изменений может быть посильно людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно участвующим в претворении их в жизнь.

Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности требует постоянного совершенствования средств его осуществления. Они нуждаются в обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и ответственность человека при решении как общественных, так и личных проблем.

В-третьих, социализация личности является неотъемлемой  частью решения всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это настолько взаимосвязанный процесс, что он в одинаковой степени может многократно усиливать (или замедлять) общественный процесс, если не учитываются объективные перемены, а также изменения в сознании и поведении людей.

В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление негативных явлений в сознании и поведении людей. До сих пор социология личности не смогла ответить на такие вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое стартовое начало  становится хулиганами, пьяницами, ворами?

И наконец, социализация личности происходит в условиях взаимодействия мировой и национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны ведущими в структуре общественного сознания и поведения, влияние национальных особенностей нередко оказывается решающим фактором, который во многом определяет облик человека. Феномен национального в процесс социализации  хотя поставил перед социологией вопрос о поиске новых резервов его сочетания с общечеловеческими ценностями, привел к необходимости более глубокого понимания социально-психологических механизмов признания особого места в общественной жизни каждого народа, каждой нации и народности и каждого отдельного их представителя. Социализация личности предполагает, что объектом исследования становятся не одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты и т.д. Важное значение имеет преодоление стереотипов, атавизмов в сознании и поведении людей[4].

2. Социальные роли и личность


Говоря о личности, надо различать такие ее характеристики, как ценность и значимость. Каждая личность является безусловной, абсолютной ценностью, как носитель и как созидатель общественной жизни, как обладатель неповторимого, уникального внутреннего духовного мира.

Значимость личности носит относительный, избирательный характер. Конкретная личность, обладая свойственными только ей качествами, может представлять особую ценность для определенного общества, социальной группы, отдельного человека или в конкретный период времени.

Личность, как определенная социальная целостность, представляет собой внутреннее единство двух внешне противоположных начал.

Личность, с одной стороны, – объект, продукт общества, некая вбирающая в себя внешние воздействия субстанция. С другой стороны, личность – это субъект, творец общества и себя самой, революционер, ломающий старое, отжившее, своеобразная живая пульсация человеческой жизнедеятельности. Общество и личность, таким образом, неразрывные, тождественные понятия.

Рассмотрение личности как продукта общественных отношений позволяет провести социальную типологию личностей. Надо отметить, что социология изучает не индивидуальные особенности человека, а то типичное, социальное, что характеризует его как представителя и участника определенной социальной группы[5]. Современная социология предлагает довольно много критериев выделения личностных типов:

1) по степени соответствия социальной сущности конкретного

общества:

а) идеальный,

б) базисный,

в) модальный;

2) по направленности и наиболее яркой социальной проявленности:

а) теоретический,

б) экономический,

в) политический,

г) социальный,

д) эстетический,

е) религиозный;

3) по национальному признаку;

4) по месту в социальной структуре;

5) по уровню жизни и другие.

Типология личности дает обобщенную социальную характеристику индивидов. Для большей ее конкретизации используются понятия социального статуса и социальной роли, которые фиксируют место, занимаемое человеком в определенной социальной группе, в обществе в целом и выполняемые им соответствующие функции и роли.

Социальный статус может представлять собой обобщающую, разностороннюю характеристику положения индивида в обществе: это и его профессия, и квалификация, и материальное положение, и национальность, и возраст, и семейное положение, и религиозность и т.д., т.е. все то, что называют статусным набором или обобщенным статусом[6].

Однако главным показателем статуса человека в обществе принято считать престиж профессии, уровень доходов и уровень образования. Социальный статус предполагает определенный круг обязанностей, прав, привилегий, свобод, властных полномочий, иногда статусную символику. Человек может входить и входит в разные социальные группы и занимает там разные социальные статусы (муж, художник, начальник, член какой-либо

партии и т.п.). Социальные статусы подразделяются на «предписанные», т.е. полученные независимо от субъекта, чаще всего от рождения (раса, пол, национальность, родство и др.) и «достигаемые», т.е. приобретенные

собственными усилиями человека.

Если социальный статус дает представление о статичной характеристике личности, то о ее динамическом проявлении можно судить по ее социальной роли.

Социальная роль – это ожидаемое поведение от человека, занимающего

определенный социальный статус. Это находит свою конкретизацию в таких

понятиях, как «ролевые требования» и «ролевые ожидания», т. е. требования и ожидания, выдвигаемые обществом или социальной группой перед личностью с определенным социальным статусом. Ролевые требования и ожидания определяются, в конечном счете, социальными нормами групп, общества в целом. Социальные роли могут опираться, как и нормы, на силу закона или на силу общественного мнения, обычаев, нравов. Для успешного выполнения роли важно, чтобы эти нормы были внутренне усвоены личностью, т.е. интернализированы. От этого зависит реальное выполнение или невыполнение социальной роли. Разные статусы предполагают выполнение разных ролей.

Таким образом, социальный статус и социальная роль представляют собой наиболее видимое, измеряемое, конкретное выражение социальной сущности человека. Статусно-ролевая концепция личности является сейчас наиболее популярной в западной социологии. Однако все большее число ученых-социологов, в том числе и российских, склоняются к необходимости учитывать и внутренний, духовный мир личности, без которого трудно понять: почему человек стремится к достижению определенного статуса или нет, почему хорошо (плохо) выполняет свою роль.

 

Заключение


Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.

Социализация личности начинается с первых лет жизни и процесс социализации продолжается всю жизнь.

В самом общем виде под социализацией понимается процесс передачи человеку социальной информации, опыта, культуры, накопленных в обществе.

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Этот путь называется социализацией.

Каждая личность является безусловной, абсолютной ценностью, как носитель и как созидатель общественной жизни, как обладатель неповторимого, уникального внутреннего духовного мира.

Типология личности дает обобщенную социальную характеристику индивидов. Для большей ее конкретизации используются понятия социального статуса и социальной роли, которые фиксируют место, занимаемое человеком в определенной социальной группе, в обществе в целом и выполняемые им соответствующие функции и роли.

Социальный статус может представлять собой обобщающую, разностороннюю характеристику положения индивида в обществе: это и его профессия, и квалификация, и материальное положение, и национальность, и возраст, и семейное положение, и религиозность и т.д., т.е. все то, что называют статусным набором или обобщенным статусом.

Социальная роль – это ожидаемое поведение от человека, занимающего

определенный социальный статус. Это находит свою конкретизацию в таких

понятиях, как «ролевые требования» и «ролевые ожидания».

Список использованной литературы:


1.     Волков Ю.Г., Нечипуренко В.П., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: курс лекций: учебное пособие. – Ростов-н/Д: Феникс,      2002 г.

2.     Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Ростов-н/Д: «Феникс», 2003 г.

3.     Климов Е.А.  Общая психология. Общеобразовательный курс: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 г.

4.     Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск, 2003

5.     Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М.: 2006

6.     Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: 2003



[1] Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: 2003


[2] Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М.: 2006


[3] Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск, 2003


[4] Волков Ю.Г., Нечипуренко В.П., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: курс лекций: учебное пособие. – Ростов-н/Д: Феникс,      2002 г.


[5] Климов Е.А.  Общая психология. Общеобразовательный курс: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 г.


[6] Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Ростов-н/Д: «Феникс», 2003 г.