Введение
Слово кризис вызывает панику у большинства российских руководителей ( и не только российских). Ведь кризис – это крах, неплатежи, паралич банковской и финансовой систем, отток капитала в более спокойные зоны, застой в реальном секторе экономики и т.д. Сохранить работоспособность коллектива, включить коллективный разум, вместе искать выход из кризиса, думать сообща над решением злободневных проблем – вот главные задачи во время кризиса. Все эти задачи можно решить с помощью правильной мотивации сотрудников. Тема мотивации и стимулирования сотрудников сегодня актуальна как никогда. Чтобы выжить и начать развиваться, все члены команды должны работать еще больше и лучше, в ходе этой деятельности развивая существующую, а подчас и формируя новую трудовую мотивацию. Способы мотивации сотрудников во время кризиса отличаются от тех, которые применяются в период благополучия. Тем не менее, даже сегодня компании сохраняют систему материального стимулирования. В особенности для сотрудников внешнего сбыта маркетинговых организаций, компании поощряют их при достижении определенных показателей продаж. В сегодняшней кризисной ситуации уделяется большое внимание согласованности действий на различных рынках и сокращению производственных расходов. Многие понимают, что кризис, помимо социальных и личных трудностей, которые он рождает, создает также новые возможности. Например, побуждает к повышению эффективности производственных процессов. Для этого необходимы квалифицированные и заинтересованные в результатах своего труда сотрудники. Многие компании расширяют свои программы обучения для тех специалистов, которые в этом заинтересованы. Такая возможность является прекрасным мотивирующим фактором. Целью курсовой работы является оценка состояния предприятия по методике ФСФО.
При написании курсовой работы ставились следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме «Антикризисное управление»;
2. Изучить систему мотивации сотрудников в условиях кризиса;
3. Провести анализ угроз неплатежеспособности предприятия по методике ФСФО;
4. Сформулировать рекомендации по преодолению кризисной ситуации на предприятии.
Объектом изучения является бухгалтерский баланс предприятия ЗАО «Востокметаллургмонтаж-1», а предметом - методика ФСФО.
Глава 1. Теоретические основы формирования системы мотивации
1.1Сущность мотивации: содержание и особенности
Одной из составляющих кризисной ситуации экономики является кризис труда, все признаки которого налицо:
· Полностью девальвированные трудовые ценности;
· Труд потерял свою смыслообразующую функцию;
· Труд превратился из основы образа жизни в средство выживания.
Формирование социально ориентированной рыночной экономики не может восприниматься массами как смысл и цель их труда. Смысл труда не может быть сведен так же и к материальной заинтересованности. Для формирования сильной трудовой мотивации необходимо, чтобы смысл труда выходил за рамки удовлетворения только личных материальных потребностей человека.
В общем случае стратегией и тактикой решения этой проблемы являются мотивация трудовой деятельности и стимулирование.
Мотивация как стратегия преодоления кризиса труда представляет собой долговременное воздействие на работника в целях изменения по заданным параметрам структуры ценностных ориентаций и интересов, формирования соответствующего мотивационного ядра и развития на этой основе трудового потенциала.
Стимулирование как тактика решения проблемы является ориентацией на фактическую структуру ценностных ориентаций и интересов работника, на более полную реализацию имеющегося трудового потенциала.
Мотивация-это совокупность внешних и внутренних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.
В управлении персоналом мотивация рассматривается как процесс:
· Активизации мотивов работников (внутренняя мотивация);
· Создание стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду.
В основе теоретических подходов к мотивации лежат представления, сформулированные психологической наукой, исследующей причины и механизмы целенаправленного поведения человека.
С этих позиций мотивация определяется как движущая сила человеческого поведения, в основе которой находится взаимосвязь потребностей, мотивов и целей человека.
Таким образом, мотивация труда – это стремление работников удовлетворить свои потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности.
В понятие мотива труда входят: потребность, которую хочет удовлетворить работник: благо, способное удовлетворить эту потребность; трудовое действие, необходимое для получения блага; цена – издержки материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия.
Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельности человека.
Общую характеристику процесса мотивации можно представить, если определить используемые для его объяснения понятия: цель, потребности, мотивы, стимулы - и показать их взаимосвязь (рис.1).
Цель – это желаемый объект или его состояние, к обладанию которым стремится человек.
Потребности – нужда в чем-то объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы.
Потребности являются источником активности человека, причиной его целенаправленных действий.
Различают биологические и социальные потребности.
Биологические потребности – это потребности в пище, воде, воздухе, продолжении рода, жилище и др., необходимые для поддержания организма в нормальном жизнедеятельном состоянии.
Социальные потребности – это потребности принадлежать к роду, национальности, социальной группе, самовыражаться, строить свою карьеру, быть признанным и проч. Потребности находятся в динамическом развитии и имеют тенденцию к росту, как для отдельного человека, так и для общества в целом.
Мотивы – это побуждения человека к действию, направленному на достижение необходимой цели (результата).
Стимулы – это побуждение к действию или причина поведения человека.
Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека. Большое значение для формирования мотивов труда имеет оценка вероятности достижения целей.
Сила мотива определяется степенью актуальности той или иной потребности для работника. Чем насущнее нужда в определенном благе, чем сильнее стремление его получить, тем активнее действует работник.
Механизм, с помощью которого формируются условия, побуждающие людей к деятельности, получил название мотивационного. Он состоит из двух элементов: механизма внешнего целенаправленного стимулирующего воздействия на человека (побуждения и принуждения) и механизма реализации внутренней психологической предрасположенности к той или иной деятельности. Помимо потребностей и мотивов, мотивационный механизм включает:
1. притязания – желаемый уровень удовлетворения потребностей, детерминирующий поведение. На него влияют ситуация, успехи и неудачи. Если он достигнут, те, скорее всего не превращаются в мотивы;
2. ожидания – оценку личностью вероятности наступления события, которая конкретизирует притязания применительно к ситуации; предположение о том, что результат деятельности будет иметь определенные последствия. Ожидания и притязания нужно тщательно учитывать, чтобы они не стали демотивирующим фактором;
3. установки – психологическая предрасположенность, готовность человека к тем или иным стереотипным поступкам в конкретной ситуации; На основе установок люди действуют спокойнее, быстрее, добросовестнее, тратят меньше сил, лучше усваивают задания и знания. Подобрав человека с заданным уровнем внутренних установок, можно добиться желаемого поведения.
4. оценки – характеристики степени возможного достижения результатов или удовлетворения потребностей;
5. стимулы (лат.stimulus – заостренная палка, которой в Древнем Риме погоняли животных) – блага, возможности и проч., находящиеся вне субъекта, с помощью которых он может удовлетворить свои потребности, если это не требует невозможных действий.
Действие механизма мотивации выглядит примерно следующим образом:
-возникновение потребностей;
-восприятие импульсов, идущих от них;
-анализ ситуации с учетом ожиданий, притязаний, стимулов (последние могут при этом отвергаться или приниматься, если они принимаются, появляется неактуализированный мотив);
-актуализация мотивов;
-формирование определенного состояния личности (мотивированности), обусловливающего нужную активность и интенсивность ее действий ( степень мотивированности определяется актуальностью той или иной потребности, возможностью ее реализации, эмоциональным сопровождением, силой мотива);
определение и осуществление конкретных действий.
SHAPE \* MERGEFORMAT
Рисунок 1 - Взаимосвязь понятия мотивации
1.2 Методы управления персоналом
Методы управления персоналом (МУП) – способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации.
Наука и практика выработали три группы МУП: экономические, административные и социально-психологические.
1.2.1 Неэкономические методы управления персоналом
Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «методы кнута». Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов и по способам воздействия известны как «методы пряника».Социально-психологические методы исходят из мотивации и морального воздействия на людей и известны как «методы убеждения».
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, на культуру трудовой деятельности. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
Социально-психологические методы управления строятся на использовании менеджером внеэкономических стимулов к труду. Условно их можно разделить на две основные группы: социальные и морально-психологические. Социальное стимулирование предполагает использование в качестве рычагов воздействия на персонал методов и приемов, позволяющих работнику идентифицировать себя в системе социального взаимодействия, реализовать ожидания в отношении своей роли, статуса в системе социальных связей. Сюда относятся привлечение работника к выработке решений, участию в делах организации. В качестве стимула можно использовать четкие перспективы приобретения квалификации, профессионального роста, опыта, навыков. Морально-психологическое стимулирование строится с учетом ценностной ориентации личности, ее индивидуально-психологических характеристик. Стимулы ориентированы на мотивы трудового поведения высшего порядка.
Подбор и эффективное использование социально-психологических методов формирования трудового поведения персонала – одна из наиболее актуальных и сложных задач современного руководителя.
Методы, поддерживающие интерес к работе, формируют позитивное психологическое состояние индивидуума. К параметрам, повышающим привлекательность выполняемой работы, традиционно относят разнообразие, законченность, значимость, самостоятельность, позитивную оценку со стороны окружения (прежде всего вышестоящего руководства). Предпочтительно, чтобы содержание выполняемой работы соответствовало склонности работника. Используя различные приемы, руководитель должен поддерживать интерес к выполняемой работе, осознавать важность ее выполнения. По мере возможности следует предоставлять работникам право с учетом целей организации формулировать собственные, индивидуальные, и групповые цели, самостоятельно принимать решения и выбирать пути их реализации, поддерживать инициативу при решении проблем.
Социально-психологическое стимулирование кадров предприятий является мощным инструментом формирования модели поведения работников. Однако его эффективность проявляется в наибольшей степени на фоне грамотно организованной системы материального стимулирования персонала.
1.2.2 Экономические методы управления персоналом
Экономические методы - это элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается прогрессивное развитие организации. Важнейшим экономическим методом управления персоналом является технико-экономическое планирование, которое объединяет и синтезирует в себе все экономические методы управления.
Огромное значение в системе материального стимулирования имеет эффективная организация заработной платы в соответствии с количеством и качеством труда.
В условиях рыночной системы хозяйствования и сложного взаимодействия системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения усиливается роль экономических методов управления. Они становятся важнейшим условием создания целостной, эффективной и гибкой системы управления экономикой организации, которая выступает на рынке равным партнером других организаций в общественной кооперации труда.
Экономические стимулы связаны с дополнительными выгодами, которые люди получают в результате выполнения предъявляемых им требований. Выгоды эти могут быть прямыми (денежный доход) или косвенными, облегчающими получение прямых (свободное время, позволяющее заработать в другом месте).
К экономическим методам стимулирования работников, влияющих, с одной стороны, на повышение эффективности производственной деятельности предприятия, а с другой, на увеличение уровня доходов работников, относятся следующие:
- оплата по тарифным ставкам и должностным окладам;
- доплаты и компенсации (характеристика производственной среды, режим работы, ее интенсивность, условия труда);
- надбавки (за высокую производительность, личный вклад в повышение эффективности, выполнение срочных заданий, качество и т.п.);
- премии и вознаграждения (за качественное и своевременное выполнение работы, за изобретения, рационализаторские и организаторские предложения, за конечный результат);
- услуги фирмы работникам (социальные выплаты);
- участие работников в прибылях и создание рабочей собственности.
Их функциями являются привлечение и закрепление сотрудников, повышение эффективности их работы.
Различают две основные формы экономической мотивации: по результатам и по статусу. Мотивация по результатам применяется там, где можно сравнительно точно определить результат деятельности отдельного сотрудника или группы. При этом вознаграждение связывается с выполнением конкретной работы или относительно обособленного этапа работы.
Мотивация по статусу основана на интегральной оценке деятельности сотрудника, учитывающей его квалификацию, отношение к работе, качество труда и другие параметры, определяемые спецификой деятельности человека и организации.
1.3 Мотивация и стимулирование персонала в условиях кризиса
Кризисное состояние организации вынуждает ее руководство изыскивать дополнительные средства стимулирования персонала творческому высокопроизводительному труду. В зависимости от категории работников формы стимулирования могут существенно отличаться. Однако такие различия наступают по достижении некоторого уровня материальных требований членов коллектива (минимума средств существования). Уровни таких требований для разных категорий работников различаются. Перед высшим руководством кризисной фирмы стоит задача балансирования между мотивацией работников к труду, исходя из минимализации заработков, и предупреждением их перехода в другие организации на более высокую заработную плату. Наряду со стимулированием прямой заработной платой существуют и другие формы закрепления работников на рабочем месте, которые в условиях кризисного состояния высокой неопределенности имеют весьма существенное значение.
Мотивация, как одна из базовых функций менеджмента, в условиях организационного стресса становится практически основным инструментом мобилизации работников всех уровней на осуществление целенаправленных изменений по улучшению базовых качеств. В условиях острого дефицита финансовых ресурсов руководство кризисной фирмы должно наряду с материальным широко использовать другие средства стимулирования труда. Этому благоприятствует сложность побуждений человека к активной деятельности, которые не ограничиваются материальными интересами; нередко последние играют второстепенную роль, особенно в условиях неопределенности, характерной для кризисного состояния организации.
В общем виде создание системы мотивации персонала к антикризисной деятельности сводится к следующим мероприятиям:
· Ранжирование членов коллектива по группам, для которых характерен определенный набор специфических факторов мотивации к активной деятельности; обычно это работники примерно равной профессиональной квалификации (рабочие, специалисты, руководители, служащие);
· Создание механизмов стабилизации обстановки в коллективе в условиях кризиса на основе поддержания положительного морально-психологического климата (гашение нервозности, распрей, скандалов, экстремальных неформальных отношений и т.д.);
· Расширение возможностей членами коллектива в раскрытии творческого потенциала, полной реализации производственных возможностей, профессиональном и должностном росте;
· Четкое определение работниками конечных и промежуточных целей в работе и соответствующих вознаграждений;
· Обеспечение равного подхода к оценке работников, их вознаграждению и порицанию ( практика показывает, что в условиях кризиса порицание малоэффективно, а в ряде случаев просто неэффективно);
· Расширение коммуникативных возможностей ( это объясняется тем, что для многих людей существенным фактором притяжения в крупный коллектив является возможность общения).
Для выравнивания отношений в коллективе могут применяться следующие формы стимулирования:
· Участие в собственности ( члены трудового коллектива, имеющие акции своей фирмы, проявляют повышенную лояльность к жестким антикризисным действиям администрации, поддерживают ее в кадровых перестановках и финансовых ограничениях);
· Гибкие системы организации труда для обеспечения максимальной занятости членов коллектива (они удобны при невозможности полной загрузки особенно высококвалифицированных специалистов и рабочих, которые могут в таких условиях работать на двух и более работах и не покидать кризисную фирму);
· Частичная оплата досуга и отдыха (это можно обеспечить за счет коммерческой деятельности собственной базы отдыха, спортивных сооружений, клубов и т.п.);
· Гарантии по занятости ( такие гарантии обеспечивают не заявления руководителей, а системы «пожизненного найма», «выдавливания пенсионеров» и т.п.)
· Гарантии по заработной плате;
· Скидки цен на собственную продукцию для членов коллектива (при нехватке денежных средств руководство фирмы может выдавать работникам свою продукцию, однако доля заработной платы, выплачиваемой в не денежной форме, не может превышать 20% общей суммы заработной платы).
В решении конкретных антикризисных задач мотивация работников может приобретать сжатые формы, сконцентрированные на достижении узких целей.
Для групп рабочих и специалистов, занятых в крупносерийном производстве, учет их трудового вклада при равномерном функционировании довольно прост, и поэтому здесь могут оказаться эффективными системы прямой зависимости заработной платы от объемов выполненной работы.
В условиях кризиса от персонала фирмы требуется неординарное мышление, новаторство, предпринимательское отношение к выполняемым функциям и делам организации. Одним из средств подъема творческой активности работников ( от высшего управляющего до рабочего) может выступать определенное расслабление связей в организационно-производственной структуре, повышение самостоятельности персонала, ориентирование на человека стиля управления. В общем виде это означает некоторый отказ от порядка для постоянного притока идей. Использование методов стимулирования творческой и предпринимательской активности персонала может выступать эффективным инструментом не только в условиях преодоления кризиса, но и при создании базовых предпосылок для посткризисного развития фирмы в новаторском стиле.
В условиях организационного стресса, в отличие от равновесного состояния фирмы, на смену соревновательным элементам и стимулам приходят согласительные (консенсуальные) как более результативные в мотивации трудовой активности. Это, с одной стороны, способствует стабилизации отношений в кризисном коллективе, а с другой – позволяет избирательно и более точно озадачивать работников в выполнении антикризисных функций. Мотивация рабочих, специалистов и управляющих характеризуется определенной спецификой. Причем в условиях кризисной нестабильности наиболее затруднительно стимулирование результативной деятельности управляющих среднего звена и специалистов.
Вынужденной мерой и в то же время эффективным средством стимулирования персонала к антикризисной активности являются ротации (взаимное перемещение), набор и увольнение работников. Однако мероприятия по ротации, набору и увольнению работников должны предваряться глубокими программными проработками, а в последующем осуществляться под тщательным контролем и с анализом протекания указанных процессов. Это объясняется тем, что кризисная организация, как правило, располагает ограниченными ресурсами для преодоления вышедших из-под контроля кадровых процессов и в случае перехода их в лавинообразную форму может не найти средств для их остановки.
1.3 Роль трудовой мотивации в антикризисном менеджменте
Понятие «мотивация» и «стимулирование» в теории кадрового менеджмента не являются синонимами: стимулирование служит, прежде всего, закреплению существующего положения, а мотивация – его изменению, развитию. На деле же оба вида работы с персоналом идут рука об руку – стимул, как известно из психологии, предшествует мотиву. Сегодня основными видами стимулирования работников принято считать: материальное, моральное, организационное и стимулирование свободным временем. В предкризисные годы коммерческие структуры наряду с программами нематериального стимулирования активно проводили политику монетарной заинтересованности сотрудников в достижении результатов. Сегодня такой подход как минимум требует корректировки, а на первый план выходят нематериальные виды стимулирования работников. Из них нематериальное стимулирование самый распространенный и эффективный вариант. В качестве основного инструмента в данном случае используются предметы и явления, так или иначе являющиеся выразителями общественного престижа сотрудника, его статуса в компании. Наименее затратный и достаточно действенный , этот вид стимулирования давно известен на практике. Речь идет не только об успешном его применении на отечественных предприятиях социалистического периода, но и в коммерческих структурах ряда западных стран. Поощрять работников нужно за любые профессиональные и общественные достижения и инициативы. В этот перечень входит и стремление повысить квалификацию, и самообразование, и активное участие в общественной жизни, не говоря уже о высоких трудовых результатах. Инструментов много: грамоты, благодарственные письма, Доски почета, присвоение званий, учреждение корпоративных наград, объявление благодарности в приказе. Сейчас, в стрессовых для экономики и каждого человека условиях, работодателям необходимо сконцентрировать внимание на методах морального стимулирования и оптимизировать их. Именно они становятся необходимым, а порой и незаменимым средством повышения эффективности труда. Для многих сотрудников чувство удовлетворения от работы является не только стимулом, но порой настоящим адреналином. Развитие творческих и соревновательных элементов в труде, возможность участия в принятии решений – все это повышает чувство сопричастности каждого работника к общему значимому делу и является основой организационного стимулирования. Многие организации за последние годы создавали и успешно развивали корпоративные средства массовой информации. Однако кризис коснулся и этого расцветающего поля деятельности: многие корпоративные СМИ, подобно непрофильным активам, стали закрываться. Между тем их роль в кризисное время необычайно возрастает. Хаос, как известно, начинается в информационном вакууме. Сотрудники должны получать организованную информацию о принимаемых в компании антикризисных мерах, об открывающихся вакансиях, возможностях переобучения. Работа корпоративных органов информации должна быть направлена на оказание психологической поддержки, удержание сотрудников от панических настроений и т.п. Возможность быть представленными в корпоративных СМИ, рассказать о себе, поделиться профессиональными и личностными достижениями воспринимается большинством сотрудников как честь, выражение общественного признания и повышение собственного престижа. Конечно, представленные здесь виды и способы нематериального стимулирования сотрудников не единственные в условиях кризиса. Однако реализация даже этих мер будет способствовать трудовой мотивации персонала, удержанию в компании ключевых сотрудников и сохранению нормального морально-психологического климата в коллективе, поможет с честью и наименьшими потерями пережить нынешние непростые времена. Как это ни парадоксально, но кризис – это не только проверка на зрелость и профессионализм компаний и каждого человека в отдельности. Это – новые возможности. Когда система работает результативно и без сбоев, проявить себя во всей полноте, показать свой профессиональный максимум достаточно сложно. Помочь работникам сделать это сейчас, поддержать их на этом пути – цель современно мыслящего работодателя. Достижение ее невозможно без использования системы нематериального стимулирования и мотивации.
Глава 2. «Оценка и анализ угрозы неплатежеспособности предприятия по методике ФСФО»
2.1. Оценка состояния основных средств предприятия
Таблица 1
Наименование |
Алгоритм расчета |
Абсолютное значение финансовых коэффициентов |
|||
Числитель, тыс.руб. |
Знаменатель, тыс. руб. |
||||
Начало периода |
Конец периода |
||||
Доля осн. ср-в в имуществе предприятия |
Основные средства |
Имущество (активы) |
0,18 |
0,16 |
|
Начало периода |
Конец периода |
Начало периода |
Конец периода |
||
30263 |
75608 |
168100 |
455585 |
||
Коэффиц. инвестирования |
Собственный капитал |
Внеоборотные активы |
3,19 |
4,33 |
|
Начало периода |
Конец периода |
Начало периода |
Конец периода |
||
106798 |
344720 |
33430 |
79444 |
||
Индекс постоянного актива |
Внеоборотные активы |
Капитал и резервы |
0,31 |
0,23 |
|
Начало периода |
Конец периода |
Начало периода |
Конец периода |
||
33430 |
79444 |
106798 |
344720 |
||
Уровень капитала, отвлеченного из оборота предприятия |
Долго и краткосрочные финансовые вложения |
Валюта баланса |
0,0000118 |
0,0000043 |
|
Начало периода |
Конец периода |
Начало периода |
Конец периода |
||
2 |
2 |
168100 |
455585 |
Оценка состояния оборотных средств предприятия
Таблица 2
Наименование |
Алгоритм расчета |
Абсолютное значение финансовых коэффициентов |
|||
Числитель, тыс.руб. |
Знаменатель, тыс. руб. |
||||
Начало периода |
Конец периода |
||||
Для оборотных средств в активах предприятия |
Оборотные активы |
Активы (имущество) |
0,8 |
0,82 |
|
Начало периода |
Конец периода |
Начало периода |
Конец периода |
||
134670 |
376144 |
168100 |
455585 |
||
Уровень чистого оборотного капитала |
Чистый оборотный капитал |
Имущество (активы) |
0,43 |
0,58 |
|
Начало периода |
Конец периода |
Начало периода |
Конец периода |
||
73360 |
265276 |
168100 |
455585 |
||
Коэффициент устойчивости структуры оборотных активов |
Собственные оборотные средства |
Текущие активы предприятия |
0,54 |
0,7 |
|
Начало периода |
Конец периода |
Начало периода |
Конец периода |
Продолжение таблицы 2
|
73360 |
265276 |
134670 |
376141 |
|
|
Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами |
Собственные оборотные средства |
Запасы товарно-материальных ценностей |
0 |
0 |
||
Начало периода |
Конец периода |
Начало периода |
Конец периода |
|||
73360 |
265276 |
0 |
0 |
Оценка платежеспособности предприятия
Таблица 3
Наименование |
Алгоритм расчета |
Абсолютное значение финансовых коэффициентов |
|||
Числитель, тыс.руб. |
Знаменатель, тыс. руб. |
||||
Начало периода |
Конец периода |
||||
Коэффиц. абсолютной ликвидности, денежное покрытие |
Наличные средства и денежный эквивалент |
Краткосрочные обязательства предприятия |
0,73 |
1,27 |
|
Начало периода |
Конец периода |
Начало периода |
Конец периода |
||
44724 |
140786 |
60999 |
110172 |
||
Коэффиц. быстрой ликвидности, финансовое покрытие |
Оборотные средства в денежной форме |
Краткосрочный долговой капитал |
1,78 |
0 |
|
Начало периода |
Конец периода |
Начало периода |
Конец периода |
||
44724 |
140786 |
25000 |
- |
||
Коэффиц. текущей ликвидности, общее покрытие |
Текущие оборотные активы |
Краткосрочные пассивы предприятия |
4,44 |
4,97 |
|
Начало периода |
Конец периода |
Начало периода |
Конец периода |
||
134670 |
376141 |
30263 |
75608 |
||
Коэффиц. «критической оценки» |
Оборотные средства без производственных запасов |
Краткосрочные долговые обязательства |
2,2 |
3,1 |
|
Начало периода |
Конец периода |
Начало периода |
Конец периода |
||
134670 |
376141 |
60999 |
110172 |
Оценка состояния задолженности предприятия
Таблица 4
Наименование |
Алгоритм расчета |
Абсолютное значение финансовых коэффициентов |
|
Числитель, тыс.руб. |
Знаменатель, тыс. руб. |
||
Начало периода |
Конец периода |
Продолжение таблицы 4
Ликвидность дебиторских задолженностей |
Дебит. задолженности |
Оборотные активы |
0,46 |
0,45 |
||||
Начало периода |
Конец периода |
Начало периода |
Конец периода |
|||||
63130 |
171666 |
134670 |
376141 |
|||||
Риск дебиторской задолженности |
Дебит. задолженности |
Активы предприятия |
0,375 |
0,376 |
||||
Начало периода |
Конец периода |
Начало периода |
Конец периода |
|||||
|
|
|
|
|||||
63130 |
171666 |
168100 |
455585 |
|||||
Риск кредиторской задолженности |
Кредит. задолженность |
Денежный капитал |
0,14 |
0,04 |
||||
Начало периода |
Конец периода |
Начало периода |
Конец периода |
|||||
6692 |
6673 |
44724 |
140786 |
|||||
Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности |
Дебит. задолженности |
Кредит. задолженность |
1,75 |
1,55 |
||||
Начало периода 63130 |
Конец периода 171666 |
Начало периода 35999 |
Конец периода 110172 |
|||||
2.2. Финансовый анализ состояния предприятия
Таблица 5
Наименование статьи |
Коды строк |
Абсолютные значения руб. |
Изменение абсолютных значений, |
||
На начало периода |
На конец периода |
Руб. |
% |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Внеоборотные активы |
190 |
33430 |
79444 |
46014 |
237,6 |
2. Запасы и затраты |
210+220 |
2779 |
7183 |
4404 |
258,4 |
3. Дебиторская задолженность |
240 |
63130 |
171666 |
108536 |
271,9 |
4. Краткосрочные финансовые вложения |
250 |
2 |
2 |
0 |
0 |
5. Денежные средства |
260 |
44722 |
140784 |
96062 |
314,7 |
6. Итого оборотные активы |
290 |
134670 |
376141 |
241471 |
279,3 |
7. Стоимость имущества (без убытков) |
190+290 |
168100 |
455585 |
287485 |
271 |
8. Уставный капитал |
410 |
121 |
121 |
0 |
100 |
9. Добавочный капитал и резервный капитал |
420+430 |
6722 |
6703 |
-19 |
99,7 |
10. специальные фонды и целевые финансирования |
440+450+ +460 |
0 |
0 |
0 |
0 |
11. Капитал и резервы (собственный каптал) |
490 |
106798 |
344720 |
237922 |
322,7 |
12. Долгосрочные пассивы |
590 |
303 |
693 |
390 |
228,7 |
13. Краткосрочные заемные средства |
610 |
25000 |
0 |
-25000 |
0 |
14. Кредиторская задолженность |
620 |
35999 |
110172 |
74173 |
306 |
15. заемный капитал |
590+620 |
36302 |
110865 |
74563 |
305,3 |
16. Итого баланс |
300 =700 |
168100 |
455585 |
287485 |
271 |
17. Величина собственных средств в обороте |
490–190 |
73368 |
265276 |
191908 |
361,5 |
1 этап. Построение и анализ сравнительного аналитического баланса
1.1. Схема аналитического баланса
1.2.
2 этап. Анализ данных сравнительного баланса и других форм бухгалтерской отчетности
• Вертикальный анализ
• Горизонтальный анализ
• Трендовый анализ
• Анализ бухгалтерского баланса
2.3. Сравнительный аналитический баланс-нетто 2006 год
Таблица 6
Показатели |
Код |
Сумма, тыс. руб. |
Абсолютное отклонение (+, -) тыс. руб. |
Доля актива, % |
||
на начало года |
на конец года |
На начало года |
На конец года |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
Нематериальные активы |
110 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Основные средства |
120 |
30263 |
75608 |
|
90,5 |
95,1 |
Незавершённое строительство |
130 |
2899 |
3493 |
|
8,67 |
4,39 |
Доходные вложения в материальные активы |
135 |
- |
- |
- |
- |
- |
Долгосрочные финансовые вложения |
140 |
0 |
0 |
|
0 |
0 |
Отложенные налоговые активы |
145 |
268 |
343 |
|
0,8 |
0,4 |
Итого по разделу I |
190 |
33430 |
79444 |
46014 |
|
|
II. Оборотные активы |
|
|
|
|
|
|
Запасы |
210 |
0 |
0 |
|
- |
- |
НДС по приобретённым ценностям |
220 |
2779 |
7183 |
|
2,06 |
1,9 |
Продолжение таблицы 6
Дебиторская задолженность долгосрочная |
230 |
|
|
|
|
|
Дебиторская задолженность краткосрочная |
240 |
63130 |
171666 |
108536 |
46,8 |
45,6 |
Краткосрочные финансовые вложения |
250 |
2 |
2 |
|
0,0014 |
0,00053 |
Денежные средства |
260 |
44722 |
140784 |
96062 |
33,2 |
37,4 |
Прочие оборотные активы |
270 |
3099 |
2528 |
|
2,29 |
0,67 |
Итого по разделу II |
290 |
134670 |
376141 |
241471 |
|
|
Стоимость имущества (БАЛАНС) |
300 |
168100 |
455585 |
|
|
|
III. Капитал и резервы |
|
|
|
|
|
|
Уставный капитал |
410 |
121 |
121 |
0 |
0,11 |
0,03 |
Собственные акции, выкупленные у акционеров |
411 |
-33 |
-2 |
|
-0,03 |
-0,0005 |
Добавочный капитал |
420 |
6692 |
6673 |
-19 |
6,2 |
1,9 |
Резервный капитал |
430 |
30 |
30 |
|
0,02 |
0,008 |
1 |
2 |
|
|
|
|
|
Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток) |
470 |
99988 |
337898 |
|
93,6 |
98 |
Итого по разделу III |
490 |
106798 |
344720 |
237922 |
|
|
IV. Долгосрочные обязательства |
|
|
|
|
|
|
Займы и кредиты |
510 |
|
|
|
|
|
Отложенные налоговые обязательства |
515 |
303 |
693 |
0 |
100 |
100 |
Прочие долгосрочные обязательства |
520 |
- |
- |
- |
- |
- |
Итого по разделу IV |
590 |
303 |
693 |
0 |
|
|
V. Краткосрочные обязательства |
|
|
|
|
|
|
Займы и кредиты |
610 |
25000 |
- |
25000 |
40,9 |
|
Кредиторская задолженность |
620 |
35999 |
110172 |
74173 |
|
|
Задолженность участникам по выплате доходов |
630 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Доходы будущих периодов |
640 |
|
|
|
|
|
Резервы предстоящих расходов и платежей |
650 |
|
|
|
|
|
Прочие краткосрочные обязательства |
660 |
|
|
|
|
|
Итого по разделу V |
690 |
60999 |
110172 |
49173 |
|
|
Итого источников имущества (БАЛАНС) |
168100 |
455585 |
287485 |
|
|
Рисунок 2 - Изменение структуры актива баланса за анализируемый период
Из данной гистограммы видно, что на предприятии увеличилось количество внеоборотных и оборотных активов. Увеличение размеров имущества предприятия (т.е. внеоборотных и оборотных активов) свидетельствует о позитивном изменении баланса.
Наибольший удельный вес в структуре совокупных активов приходится на оборотные активы (80,1% на начало анализируемого периода и 82,5 на конец), поэтому предприятие имеет “легкую” структуру активов, что свидетельствует о мобильности имущества предприятия. Внеоборотные активы предприятия за анализируемый период увеличились на 46014 тыс. руб. или на 137,6%. Прирост внеоборотных активов произошел преимущественно за счет значительного увеличения размеров основных средств, роста объемов незавершенного строительства, появления долгосрочных финансовых вложений, а также увеличения размеров нематериальных активов.
Рисунок 3 - Структура баланса на начало периода
Анализируемое предприятие характеризуется высокой долей оборотных активов в структуре совокупных активов предприятия (80,1% на начало года и 82,5% на конец). Оборотные активы предприятия за анализируемый период увеличились на 241471тыс. руб. или на 179,3%. Увеличение оборотных активов произошло за счет увеличения запасов, денежных средств, НДС и прочих оборотных активов.
Рисунок 4 - Структура баланса на конец периода
Более высокий темп прироста оборотных (мобильных) средств по сравнению с внеоборотными (иммобилизованными) определяет тенденцию к ускорению оборачиваемости всей совокупности средств (имущества) предприятия.
Показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия
Таблица 7
Показатель |
Методика определения |
На начало периода |
На конец периода |
1. Общая стоимость имущества организации |
Баланс – Убытки |
106798 |
344720 |
2. Стоимость иммобилизованных средств |
Итог I раздела Баланса |
33430 |
79444 |
3. Стоимость оборотных активов (мобильных средств) |
Итог II раздела Баланса |
134670 |
376141 |
4. Величина собственного капитала |
Итог IV раздела Баланса |
303 |
693 |
5. Величина заемного капитала |
Сумма итогов V и VI разделов Баланса |
61302 |
110865 |
6. Величина собственного оборотного капитала |
{I–(IV + V)} итогов разделов Баланса |
101240 |
296697 |
Группировка активов баланса по степени их ликвидности
Таблица 8
Степень ликвидности активов |
Статьи баланса |
1 |
2 |
Наиболее ликвидные (А1) (А250+…+А260) |
- Денежные средства в кассе и на расчетном счете -Краткосрочные ценные бумаги |
Быстрореализуемые (А2) А240 Медленно реализуемые (A3) Труднореализуемые (А4) |
- Дебиторская задолженность - Депозиты -Готовая продукция -Незавершенное производство -Сырье и материалы -Здания, оборудование, транспортные средства |
Группировка пассивов баланса по степени срочности их погашения
Таблица 9
Срочность погашения обязательства |
-Статьи баланса или других форм отчетности |
Наиболее срочные (П1) |
- Кредиторская задолженность |
Краткосрочные пассивы (П2) |
-Краткосрочные кредиты и займы |
Долгосрочные пассивы (ПЗ) |
- Долгосрочные кредиты и займы - Арендные обязательства |
Постоянные пассивы (П4) |
- Собственные средства |
3 этап. Анализ ликвидности баланса
Ликвидность баланса: оценка и анализ
Таблица 10
АКТИВ |
ПАССИВ |
Рекоменду емое соотношение |
||
Наименование |
Группа |
Наименование |
Группа |
|
Продолжение таблицы 10
1. Наиболее ликвидные средства. Сумма строк (А250+…+А260) Нач. Кон. |
А1 44724 140786 |
1. Наиболее срочные обязательства. П620 |
П1 35999 110172 |
А1 больше П1 44724>35999 140786>110172 |
2. Быстро реализуемые активы. А240 Нач. Кон. |
А2 63130 171666 |
2. Краткосрочные пассивы. (П610+П670) |
П2 25000 0 |
А2 большеП2 63130>25000 171666>0 |
3. Медленно реализуемые активы (А210+А220+ А230+А270) Нач. Кон. |
А3 5872 9711 |
3. Долгосрочные пассивы П590+П630+П640+П650+П660 |
П3 303 693 |
А3 большеП3 5872>303 9711>693 |
2. Трудно реализуемые активы А190 Нач. Кон. |
А4 33430 79444 |
3. Постоянные (устойчивые) пассивы П490 |
П4 106798 344720 |
А4 меньше П4 33430<106798 79444<344720 |
Условия ликвидности баланса
Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются условия
Ø А1 > П1,
Ø А2 > П2,
Ø A3 > ПЗ,
Ø А4 < П4
В анализируемом балансе все равенства системы имеют одинаковый знак, в соответствии с зафиксированном в оптимальном варианте. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что баланс является абсолютно ликвидным.
Анализ ликвидности баланса
Таблица 11
АКТИВ |
ПАССИВ |
Платежный излишек (+) или недостаток (— ) |
В процентах к величине итога группы пассива |
||||||
Группа |
На начало периода |
На конец периода |
Группа |
На начало периода |
На конец периода |
На начало периода (2—5) |
На конец периода (3—6) |
На начало периода (7:5)% |
На конец периода (8:6)% |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
А1 |
44724 |
140786 |
П1 |
35999 |
110172 |
8725 |
30614 |
24,23 |
27,7 |
А2 |
63130 |
171666 |
П2 |
25000 |
0 |
38130 |
171666 |
152,5 |
0 |
А3 |
5872 |
9711 |
П3 |
303 |
693 |
5569 |
9018 |
1837 |
1301 |
А4 |
33430 |
79444 |
П4 |
106798 |
344720 |
73368 |
-265276 |
68,6 |
-76,9 |
Баланс |
168100 |
455585 |
Баланс |
168100 |
455585 |
- |
- |
- |
- |
Таблица 12
Наименование показателя |
Способ расчёта |
Норма |
Пояснения |
Общий показатель ликвидности |
(1) Нач. 1,6; кон. 2,07 |
³l |
Осуществляется оценка изменения финансовой ситуации в организации |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
(2) Нач. 0,73; кон. 1,27 |
³0,2¸0,7 |
Показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может реально погасить в ближайшее время за счёт денежных средств. |
Продолжение таблицы 12
Промежуточный коэффициент покрытия |
Нач. 1,76; кон. 2,83 (3) |
³0,7 |
Отражает прогнозируемые платёжные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчётов с дебиторами. |
Общий текущий коэффициент покрытия |
(4) Нач. 2,16; кон. 3,34 |
³2 |
Показывает платёжные возможности предприятия, не только при условии своевременных расчётов с дебиторами, но и продажей, в случае необходимости, прочих элементов материальных оборотных средств. |
Коэффициент текущей ликвидности |
(5) Нач. 2,2; кон. 3,4 |
³2 |
Характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами. |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
(6) Нач. 0,54; кон. 0,7 |
³0,1 |
Характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. |
Коэффициент восстановления платежеспособности. |
2 (7) |
³l |
Характеризует возможность предприятия восстановить свою платежеспособность через 6 месяцев. Он рассчитывается в случае, если хотя бы один из коэффициентов L4 или L5 принимает значение меньше критического. |
Рисунок 5 - Общий показатель ликвидности
За анализируемый период общий показатель ликвидности на предприятии ЗАО «Востокметаллургмонтаж-1» вырос на 0.47.
Рисунок 6 - Коэффициент абсолютной ликвидности
Коэффициент абсолютной ликвидности, является наиболее жестким критерием ликвидности, показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть погашена немедленно. Коэффициент абсолютной ликвидности превышает допустимые рамки, а хроническое отсутствие денежной наличности приводит к тому, что предприятие становится хронически неплатежеспособным, а это можно расценить как первый шаг на пути к банкротству.
Основным фактором повышения уровня абсолютной ликвидности является равномерное погашение дебиторской задолженности.
Рисунок 7 - Коэффициент текущей ликвидности
Коэффициент текущей ликвидности (промежуточный коэффициент покрытия) показывает, какую часть текущей задолженности организация может покрыть в ближайшей перспективе при условии полного погашения дебиторской задолженности. Полученные значения полностью удовлетворяют заданные ограничения.
Рисунок 8 – Общий текущий коэффициент покрытия
Коэффициент покрытия показывает платежные возможности предприятия, оцениваемые при условии не только своевременности расчетов с дебиторами и благоприятной реализации готовой продукции, но и продажи в случае нужды прочих элементов материальных оборотных средств. В отличие от абсолютного коэффициента ликвидности и промежуточного коэффициента покрытия, показывающих мгновенную и текущую платежеспособности, коэффициент покрытия отражает прогноз платежеспособности на относительно отдаленную перспективу. За анализируемый период коэффициент покрытия увеличился.
Коэффициент восстановления платежеспособности
К в.п.= , (8)
где: К в.п. – коэффициент восстановления платежеспособности,
К т.л.1 и К т.л.0 – соответственно фактическое значение коэффициента ликвидности в конце и начале отчетного периода,
Кт.л.норм – нормативное значение коэффициента текущей ликвидности,
Т н.- период восстановления платежеспособности, по нормативу он принят в размере 6 месяцев,
Т к.- отчетный период, месяцев.
4 этап. Анализ финансовой устойчивости
Таблица 13
Наименование |
Расчетные формулы |
на начало |
На конец |
1. Наличие собственных оборотных средств (СОС) |
СОС=П490—А190 (9) |
73368 |
265276 |
2. Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат |
СДИ=П490+П590 —А190 (10) |
73671 |
265969 |
3. Общая величина основных источников формирования запасов и затрат |
ОВИ= П490+П590+П610 —А190 (11) |
98671 |
265969 |
4. Излишек (+) или недостаток (-) СОС |
ФС = П490— А190 —(А210+А220) (12) |
70589 |
258093 |
5. Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат |
ФСД = СДИ – (Запасы и затраты) =П490+П590 —А190 —(А210+А220) (13) |
70892 |
258786 |
6. Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат |
ФО=ОВИ- (запасы и затраты) = П490+П590+П610 —А190—(А210+А220) (14) |
95892 |
258786 |
Рисунок 9 - Анализ финансовой устойчивости на начало периода
Рисунок 10 - Анализ финансовой устойчивости на конец периода
Анализируемое предприятие, исходя из полученных данных, имеет абсолютную финансовую устойчивость.
ФСнач.=70589>0; ФСДнач.=70892>0; ФОнач.=95892>0.
ФСкон.=258093>0; ФСД кон.=258786>0; ФОкон.=258786>0.
1. Абсолютная финансовая устойчивость
2. Нормальная устойчивость финансового состояния
3. Неустойчивое финансовое состояние
ФС < 0; ФСД <0; ФО 0
4. Кризисное финансовое состояние
ФС < 0; ФСД <0; ФО <0
Коэффициент собственной платежеспособности
К п = , (15)
где: К п. – коэффициент собственной платежеспособности;
СОС – собственные оборотные средства;
КО – краткосрочные обязательства.
Кп характеризует способность предприятия возместить за счет чистых оборотных активов его краткосрочные долговые обязательства.
Кп нач.= 73368/60999=1,2
Кп кон. = 265276/110172=2,4
Характеристика финансовой ситуации на предприятии
Существует четыре типа финансовой устойчивости:
Первый — абсолютная устойчивость финансового состояния, встречающаяся в настоящих условиях развития экономики России крайне редко, задается условием:
3<СОС+К ,
где 3 - запасы предприятия;
К - кредиты банка под товарно-материальные ценности с учетом кредитов под товары отгруженные и части кредиторской задолженности, зачтенной банком при кредитовании;
Второй - нормальная устойчивость финансового состояния предприятия, гарантирующая его платежеспособность, соответствует следующему условию:
3=СОС+К,
Третий - неустойчивое финансовое состояние, характеризуемое нарушением платежеспособности, при котором сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств и увеличения СОС:
…… 3=СОС+К+ИОФН
где: ИОФН - источники, ослабляющие финансовую напряженность, по данным баланса неплатежеспособности (временно свободные денежные средства, привлеченные средства, кредиты банка на временное пополнение оборонных средств и т.п.).
Финансовая неустойчивость считается нормальной (допустимой) при следующем условии. Величина привлекаемых для формирования запасов краткосрочных кредитов и заемных средств не превышает суммарной стоимости сырья, материалов и готовой продукции, то есть выполняется следующее условие:
Зс.+Зг.п.>=Кз,
где: Зс - сырье и материалы,
Зг.п. - готовая продукция,
Кз - краткосрочные кредиты и займы для формирования запасов,
При этом минимальные условия финансовой устойчивости можно выразить следующим образом:
- I раздел Актива < I I I раздел Пассива, т.е. СОС
- II раздел Актива > IV раздел Пассива.
Четвертый - кризисное финансовое состояние, при котором предприятие на грани банкротства, поскольку в данной ситуации денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность не покрывают его кредиторской задолженности и просроченных ссуд:
3>СОС+К,
К - кредиты банка под товарно-материальные
При наличии данного состояния, необходимы чрезвычайные меры вплоть до введения внешнего управления либо инициации процедуры банкротства.
Определение вероятности наступления кризиса по модели У.Бивера
Таблица 14
Показатель |
Расчет |
Значение показателя |
||
для благополучных компаний |
За 5 лет до банкротства |
З год до банкротства |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Бивера |
Нач.= 0,48 (16) Кон. = 0,63 |
0,4 – 0,45 |
0,17 |
- 0,15 |
Рентабельность активов |
Нач.= 0,24 (17) Кон.= 0,21 |
6 – 8 |
4 |
- 22 |
левередж |
Нач.= 0,45 (18) Кон.= 0,29 |
<37 |
<50 |
<80 |
покрытия активов чистым оборотным капиталом |
Нач.= 0,79 (19) Кон.= 0,7 |
0,4 |
<0,3 |
0,06 |
Коэффициент покрытия |
Нач.= 2,2 (20) Кон.= 3,4 |
<3,2 |
<2 |
<1 |
Проанализировав баланс предприятия по модели У.Бивера можно сделать вывод о том, что наступление кризиса маловероятно.
«Модель Альтмана» (или «Z - счет Альтмана»)
Она представляет собой пятифакторную модель, в которой факторами выступают показатели диагностики угрозы банкротства.
На основе обследования предприятий - банкротов Э.Альтман рассчитал коэффициенты значимости отдельных факторов в интегральной оценке вероятности банкротства.
Z=1,2К1+1,4К2+3,3К3+0,6К4+1,0К5 (21)
Где: Z - интегральный показатель уровня угрозы банкротства;
К1 - отношение оборотного капитала к сумме всех активов предприятия (он показывает степень ликвидности активов);
К2 - отношение нераспределённой прибыли, резервов и фондов к сумме всех активов;
К3 – отношение результата от реализации к сумме всех активов;
К4 – отношение суммы собственного капитала к заемному;
К5 - отношение объема продажи продукции к стоимости активов
(22)
Оценочная шкала для модели Альтмана
Таблица 15
Значение показателя "Z" |
Вероятность банкротства |
до 1.80 |
Очень высокая |
1.81 - 2.70 |
Высокая |
2.71 - 2.99 |
Возможная |
3.00 и выше |
Очень низкая |
Рисунок 11 – Угроза наступления банкротства по модели Альтмана
Вывод: Анализ баланс по модели Альтмана показал, что возможность наступления кризиса очень низкая.
Заключение
Несмотря на нынешнее устойчивое финансовое состояние, в дальнейшем предприятие может столкнуться с не которыми проблемами.
Рост оборотных средств (то есть запасов, краткосрочной и долгосрочной дебиторской задолженности) и замедление их оборачиваемости свидетельствуют о нерационально выбранной хозяйственной стратегии, вследствие которой значительная часть текущих активов иммобилизована, что в конечном итоге может привести к росту кредиторской задолженности и ухудшению финансового состояния предприятия.
Прирост заемного капитала обусловлен ростом кредиторской задолженности на 74173 т.руб. (206%), что может быть вызвано ростом дебиторской задолженности и непоступлением денежных средств на расчетный счет и в кассу предприятия.
Коэффициент заемных средств предприятия увеличился, что свидетельствует об усилении зависимости предприятия от привлечения заемных средств и снижении его финансовой устойчивости. Усилилась зависимость от заемных средств. Таким образом, предприятию необходимо для увеличения прибыли сокращать производственные издержки и управленческие расходы.
Список литературы и источников
1. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э.М. Короткова– М.: “Инфра – М”, 2000.- 432 с.
2. Бродский Б.Е., Жарковская Е.П., - 2-е издание, испр. и доп., Антикризисное управление: учебник.- М.: Омега-Л, 2005 – 375 с.
3. Веснин В.Р. Менеджмент – М.: 2005-504 с.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: «Экономистъ», 2006 – 670 с.
5. Герчикова И.Н. Менеджмент.- М.: «Юнити», 2001- 480 с.
6. Журавлев П.В. Менеджмент персонала. – М.: «Экзамен», 2004 - 448 с.
7. Кнышова Е.Н. Менеджмент.- М.: «Форум-Инфра-М», 2005 – 302 с.
8. Сартан Г.Н и др. Новые технологии управления персоналом. – С.П.: «Речь», 2003- 240 с.
9. «Менеджмент сегодня»№3 2005
10. «Менеджмент сегодня» №4 2005
11. «Менеджмент сегодня» №6 2005
12. «Методы менеджмента качества»№10 2005
13. Управление персоналом организации /под редакцией А.Я.Кибанова. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003 - 349 с.
14. «Управление персоналом» №12 2009
Приложение 1
Бухгалтерский баланс
┌────────────┐
│ КОДЫ │
├────────────┤
Форма N 1 по ОКУД │ 0710001│
├───┬───┬────┤
на 1 января 2006 г. Дата (год, месяц, число) │01.│01.│06
├───┴───┴────┤
Организация ЗАО «Востокметаллургмонтаж-1» по ОКПО │ 01399145│
├────────────┤
Идентификационный номер налогоплательщика ИНН │ 7450000356│
├────────────┤
Вид деятельности Строительно-монтажные работы по ОКВЭД │ 45.25.4 │
├─────┬──────┤
Организационно - правовая форма / форма │ │ │
собственности Закрытое Акционерное Общество/ │ │ │
│ │ │
Частная по ОКОПФ / ОКФС │ 67│ 16│
├─────┴──────┤
Единица измерения: тыс. руб. по ОКЕИ │ 384/385 │
└────────────┘
Адрес г. Челябинск, ул. 2-я Павелецкая, 12-а
┌────────────┐
Дата утверждения │ │
├────────────┤
Дата отправки │ │
(принятия) └────────────┘
АКТИВ |
Код строки |
На начало отчетного года |
На конец отчетного периода |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы |
110 |
|
|
Основные средства |
120 |
30 263 |
75 608 |
Незавершенное строительство |
130 |
2899 |
3 493 |
Доходные вложения в материальные ценности |
135 |
|
|
Долгосрочные финансовые вложения |
140 |
|
|
прочие долгосрочные финансовые вложения |
145 |
268 |
343 |
Прочие внеоборотные активы |
150 |
|
|
ИТОГО по разделу I |
190 |
33 430 |
79 444 |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы, в том числе: |
210 |
20 944 |
53 978 |
сырье, материалы |
211 |
19 656 |
52 764 |
готовая продукция и товары для перепродажи |
214 |
396 |
354 |
товары отгруженные |
215 |
|
|
расходы будущих периодов |
216 |
892 |
860 |
прочие запасы и затраты |
217 |
|
|
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
220 |
2 779 |
7 183 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) |
230 |
|
|
в том числе: покупатели и заказчики |
231 |
|
|
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) |
240 |
63 130 |
171 666 |
в том числе: покупатели и заказчики |
241 |
63 130 |
171 666 |
Краткосрочные финансовые вложения |
250 |
2 |
2 |
Денежные средства |
260 |
44 722 |
140 784 |
Прочие оборотные активы |
270 |
3 093 |
2 528 |
ИТОГО по разделу II |
290 |
134 670 |
376 141 |
БАЛАНС (сумма строк 190 + 290) |
300 |
168 100 |
455 585 |
ПАССИВ |
Код строки |
На начало отчетного года |
На конец отчетного периода |
1 |
2 |
3 |
4 |
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Уставный капитал |
410 |
121 |
121 |
Собственные акции, выкупленные у акционеров |
411 |
-33 |
-2 |
Добавочный капитал |
420 |
6 692 |
6 673 |
Резервный капитал |
430 |
30 |
30 |
в том числе: резервы, образованные в соответствии с законодательством |
431 |
|
|
резервы, образованные в соответствии с учредительными документами |
432 |
30 |
30 |
Нераспределенная прибыль отчетного года |
470 |
99 988 |
337 898 |
ИТОГО по разделу III |
490 |
106 798 |
344 720 |
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты |
510 |
|
|
Отложенные налоговые обязательства |
515 |
303 |
693 |
Прочие долгосрочные обязательства |
520 |
|
|
ИТОГО по разделу IV |
590 |
303 |
693 |
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты |
610 |
25 000 |
|
Кредиторская задолженность |
620 |
35 999 |
110 172 |
в том числе: поставщики и подрядчики |
621 |
27 501 |
88 748 |
задолженность перед персоналом организации |
622 |
2 253 |
5 595 |
задолженность перед государственными внебюджетными фондами |
623 |
2 166 |
1 851 |
задолженность по налогам и сборам |
624 |
4 072 |
13 975 |
прочие кредиторы |
625 |
7 |
3 |
Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов |
630 |
|
|
Доходы будущих периодов |
640 |
|
|
Резервы предстоящих расходов |
650 |
|
|
Прочие краткосрочные обязательства |
660 |
|
|
ИТОГО по разделу V |
690 |
60 999 |
110 172 |
БАЛАНС (сумма строк 490 + 590 +690) |
700 |
168 100 |
455 585 |
Приложение 2
Отчет о прибылях и убытках
┌────────────┐
│ КОДЫ │
├────────────┤
Форма N 2 по ОКУД │ 0710002 │
├───┬────┬───┤
за год 2005 г. Дата (год, месяц, число) │ 01│ 01│ 06│
├───┴────┴───┤
Организация ЗАО «Востокметаллургмонтаж-1» по ОКПО │ 01399145 │
├────────────┤
Идентификационный номер налогоплательщика ИНН │ 7450000356│
├────────────┤
Вид деятельности Строительно-монтажные работы по ОКВЭД │ 45.25.4 │
├─────┬──────┤
Организационно - правовая форма / форма │ │ │
собственности Закрытое Акционерное Общество / частная │ │ │
│ │ │
по ОКОПФ / ОКФС │ │ │
├─────┴──────┤
Единица измерения: тыс. руб. по ОКЕИ │ 384 │
└────────────┘
Наименование показателя |
Код строки |
За отчет- ный пери- од |
За анало- гичный период предыду- щего года |
1 |
2 |
3 |
4 |
Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
010 |
1 004 104 |
196 870 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
020 |
673 177 |
156 903 |
Валовая прибыль |
029 |
330 927 |
39 967 |
Коммерческие расходы |
030 |
|
|
Управленческие расходы |
040 |
|
|
Прибыль (убыток) от продаж |
050 |
330 927 |
39 967 |
Проценты к получению |
060 |
4 506 |
|
Проценты к уплате |
070 |
1 325 |
|
Доходы от участия в других организациях |
080 |
|
|
Прочие доходы |
090 |
673 |
2 842 |
Прочие расходы |
100 |
15 775 |
17 447 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
140 |
319 007 |
25 362 |
Отложенные налоговые активы |
150 |
76 |
59 |
Отложенные налоговые обязательства |
160 |
-390 |
-283 |
Текущий налог на прибыль (лист 2 нал. декларации стр.250) |
180 |
79 282 |
8 421 |
Текущий налог на прибыль (переходный период) + перерасчет за 2004 год |
181 |
1 501 |
1 030 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
190 |
237 910 |
15 687 |
СПРАВОЧНО Постоянные налоговые обязательства (активы) |
200 |
3 034 |
2 558 |
Базовая прибыль (убыток) на акцию |
201 |
|
|
Разводненная прибыль (убыток) на акцию |
202 |
|
|