СОДЕРЖАНИЕ



          1. Политическая мысль Древней Индии………………………………….2

2. Политический портрет президента Д.А. Медведева…………………..6

3. США – друг или враг России………………………………………….10

Список использованной литературы.........................................................14




















1.     Политическая мысль Древней Индии

 

Ведущими направлениями в политической и правовой идеологии Древней Индии являлись брахманизм и буддизм. Они возникли в середине I тысячелетия до н.э., когда у арийских племен, покоривших Индию, началось образование классов. Своими корнями оба направления восходили к религиозно-мифологическому мировоззрению, изложенному в Ведах - древних ритуальных книгах ариев. Идейные расхождения между брахманизмом и буддизмом произошли на почве толкования мифов и правил поведения, которые освящала религия. Наиболее острые разногласия между ними были связаны с трактовкой правил для варн - родовых групп, положивших начало кастовой организации индийского общества.

Варн у древних индийцев было четыре - варна жрецов (брахманы), варна воинов (кшатрии), варна земледельцев, ремесленников и торговцев (вайшьи) и низшая варна (шудры) Согласно ведическому преданию, варны произошли из тела космического великана Пуруши, из уст которого родился брахман, из рук - кшатрий, из бедер - вайшья, а из ступней - шудра. Члены первых трех варн считались полноправными общинниками. У них в подчинении находились шудры.

На основе религиозно-мифологических представлений брахманы создали новую идеологию - брахманизм. Она была направлена на утверждение верховенства родовой знати в складывающихся государствах Социально-политические идеи различных школ брахманизма отражены в многочисленных законоведческих и политических трактатах. Наиболее авторитетным среди них был трактат "Манавадхармашастра" ("Наставления Ману о дхарме" - составлен в период II в. до н. э. - II в. н. э.). На русский язык трактат переведен под названием "Законы Ману"[1].

Одним из краеугольных положений религии брахманизма был догмат о перевоплощении душ, согласно которому душа человека после смерти будет блуждать по телам людей низкого происхождения, животных и растений либо, если он провел праведную жизнь, возродится в человеке более высокого общественного положения или в небожителе.

Идеологический смысл учения о дхарме заключался в том, чтобы обосновать кастовый строй и привилегии наследственной знати, оправдать подневольное положение трудящихся. Сословная принадлежность определялась порождению и являлась пожизненной. Переход в высшие варны брахманы допускали лишь после смерти человека, в его "будущей жизни", как награду за служение богам, терпение и кротость Средством, обеспечивающим кастовые предписания, выступало в брахманизме государственное принуждение, понимаемое как продолжение карающей силы богов. Идея наказания была основополагающим принципом политической теории - ей придавалось столь огромное значение, что саму науку управления государством называли учением о наказании "Весь мир подчиняется посредством Наказания", - провозглашали "Законы Ману". Определяя принуждение как главный метод осуществления власти, идеологи жречества усматривали его назначение в том, чтобы "ревностно побуждать вайшьев и шудр исполнять присущие им дела, так как они, избегая присущих им дел, потрясают этот мир".

Государственную власть "Законы Ману" описывают как единоличное правление государя.

Особое место в истории древнеиндийской политической мысли занимает трактат под названием "Артхашастра" ("Наставления о пользе"). Его автором считается брахман Каутилья - советник царя Чандрагупты, основавшего в IV в. до н. э могущественную империю Маурьев. Первоначальная рукопись трактата перерабатывалась и дополнялась примерно до III в. н. э. Трактат воспроизводит положения брахманизма о кастовых предписаниях, о необходимости обеспечения закона дхармы суровыми наказаниями, о превосходстве жречества над другими сословиями, его монополии на отправление религиозного культа. В полном соответствии с постулатами брахманизма авторы проводят идеи господства наследственной знати и подчинения светских правителей жрецам. Царь должен следовать дворцовому Жрецу, говорится в трактате, "как ученик учителю, как сын отцу, как слуга господину".

В то же время трактат содержит идеи, не совпадавшие с традиционным учением жречества. В отличие от ортодоксальных школ брахманизма, настаивавших на верховенстве религиозного закона, авторы трактата отводили главную роль в законодательной деятельности государю. Как подчеркивалось в "Артхашастре", из четырех видов узаконения дхармы - царского указа, священного закона (дхармашастры), судебного решения и обычая - высшей силой обладает царский указ. "Если священный закон не согласуется с дхармой, установленной указом, то применять следует последнюю, ибо книга закона в этом случае теряет силу". При отсутствии разногласий между ними религиозный закон оставался незыблем, и ему отдавалось предпочтение перед судебными решениями и обычным правом.

На первый план в "Артхашастре" выдвинута идея сильной централизованной царской власти. Государь предстает здесь неограниченным самодержавным правителем. Каутилья рекомендует царям руководствоваться в первую очередь интересами укрепления государства, соображениями государственной пользы и не останавливаться, если того требуют обстоятельства, перед нарушением религиозного долга. Основное внимание создатели трактата уделяют не религиозному обоснованию царской власти, а практическим рекомендациям по управлению государством. "Артхашастра" - наиболее полный в индийской литературе свод прикладных знаний о политике, своего рода энциклопедия политического искусства[2].

Эти новые для брахманизма идеи были направлены на то, чтобы освободить деятельность государства от стесняющих ее религиозных традиций, избавить правителей от необходимости сверять каждый шаг с догматами религии. В этом были заинтересованы как светские правители, стремившиеся упрочить государство и ослабить влияние жрецов на политику, так и определенные круги самого жречества, готовые поступиться частью своих привилегий ради консолидации господствующих сословий. Идеи "Артхашастры" выражали программу взаимных уступок со стороны светской власти и жречества. Можно предположить, что необходимость таких взаимных уступок была вызвана повышением политической активности господствующих классов при объединении древнеиндийских государств в империю Маурьев.

В борьбе против жреческой религии сформировался буддизм. Он возник в VI-V вв. до н.э. Его основателем, согласно преданию, был принц Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой, т. е. Просветленным. Самый ранний из дошедших до нас сводов буддийского канона - "Типитака" (буквально "Три корзины" - название, видимо, произошло от того, что тексты канона были тематически разделены на три части) "Типитака" датируется II-I вв. до н.э.

Ранний буддизм представлял собой религиозно-мифологическое учение. В качестве центральной им была выдвинута идея освобождения человека от страданий, причиной которых являются мирские желания.

Предварительным условием спасения буддисты объявили выход человека из мира и вступление его в монашескую общину. В раннем буддизме существовали две системы религиозно-моральных предписаний: одна - для членов монашеской общины, другая - для мирян.

В буддийские монашеские общины допускались только свободные (рабов не принимали). Вступающий в общину должен был отказаться от семьи и собственности, перестать соблюдать предписания своей варны.



2. Политический портрет президента Д.А. Медведева


Дмитрий Анатольевич Медведев родился 14 сентября 1965 года в Санкт-Петербурге.

В 1987 года Дмитрий Медведев окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. В 1990 году аспирантуру в том же университете, тогда же он защитил кандидатскую диссертацию, получил степень кандидата юридических наук, стал доцентом кафедры гражданского права.

С 1990 по 1999 год он работал преподавателем на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета. Одновременно с 1990 по 1995 год был советником председателя ленсовета – экспертом комитета по внешним связям мэрии г. Санкт-Петербурга.

В 1999 году он получил должность заместителя руководителя аппарата правительства России.

С 1999 по 2000 год – заместитель руководителя администрации президента РФ. С 2000 по 2003 год – указом Президента В.В. Путина был назначен первым заместителем руководителя администрации президента России.

С 2000 года – председатель совета директоров ОАО ГазПром.

С октября 2003 года по ноябрь 2005г. – руководитель администрации президента России.

21 октября 2005 года был назначен первым заместителем председателя правительства России.

2 марта 2008 года избран Президентом РФ. По данным ЦИК после обработки 100 % протоколов участковых избирательных комиссий Дмитрий Анатольевич Медведев набрал 70,28 процентов голосов. Явка на выборах составила 69,78 %.

Дмитрий Медведев женат, у него есть сын Илья 1996 года рождения.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, какие чувства россияне испытывают к кандидату в президенты Дмитрию Медведеву; какими качествами он, по мнению опрошенных, обладает; какие ценности отстаивает; каковы его шансы на президентских выборах  2008г.

Чуть больше года назад, в октябре 2006г., о Д.Медведеве что-то знали, помимо фамилии, две трети россиян (66%), в январе 2008г. - уже три четверти опрошенных (78%), в их числе 17% внимательно следят за его деятельностью. Пристальный интерес к работе первого вице-премьера для старшего поколения ("60+") более характерен (26%), чем для молодежи 18-24 лет (8%).

Д.Медведев интересует россиян в первую очередь не как политик, а как человек: 14% опрошенных хотели бы больше знать о его биографии, семье; 5% о личных качествах. Интересовались его предвыборной программой 9% респондентов, результатами работы - 6%. Считают, что информации о Д.Медведеве у них уже достаточно, только 6% опрошенных. Большинство (64%) затрудняются сказать, что они хотели бы узнать о нем. Доверие избирателей к Д. Медведеву растет: в октябре 2006 г. ему доверяли 55% опрошенных (в том числе 12% полностью), сейчас - 64% (полностью - 15%). Доля тех, кто не доверяет ему, сократилась за это время с 21% до 13%.

Наиболее высокий уровень доверия к Д.Медведеву демонстрируют сторонники партий " Единая Россия" (+81%, -4%) и " Справедливая Россия" (+58%, -18%). Мнения избирателей ЛДПР разделились почти поровну (+34%, -36%). А среди сторонников КПРФ, доверяющих этому политику чуть меньше, чем не доверяющих ему (+32%, -36%). Д.Медведев вызывает у респондентов в основном положительные эмоции. По сравнению с октябрем 2006г. возросла доля тех, кто связывает с ним такие чувства, как надежда (с 26% до 43%), симпатия, уважение (с 13-15% до 21%), доверие (с 2% до 19%). Сократилась доля безразличных к нему (с 26% до 13%). Значительно реже первый вице-премьер вызывал негативные эмоции - недоверие (5%), скепсис (3%, разочарование, антипатию, осуждение (по 1%).

За это время увеличилась и доля опрошенных, отмечающих позитивные качества Д.Медведева - его ум, интеллект (с 33% до 43%), профессионализм (с 31% до 38%), активность (с 16% до 31%), уравновешенность (с 14% до 22%), близость к народу (с 10% до 17%), простоту, скромность (с 6% до 13%), честность (с 6% до 11%). Различные отрицательные характеристики называют лишь от 1% до 3% респондентов.

Ключевые параметры образа Д.Медведева - интеллект (74%), энергия (73%), компетентность (72%), широкий кругозор (71%), доброжелательность (71%), решительность (67%), забота о благе страны (62%). Несколько меньше уверенности общества в его простоте, доступности (51% против 9%), честности, порядочности (53% против 11%), прямодушии, искренности (44% против 11%), прямолинейности, критичности (42% против 9%). Воспринимают его как независимого, принципиального человека 41% респондентов, как коррумпированного политика - 12%, как генератора идей - 38%, как обычного чиновника средних способностей вдвое реже - 19%.

Д.Медведев ассоциируется у опрошенных с идеями и ценностями, связанными с социальной сферой, национальными проектами. Для 11% респондентов это идеи улучшения качества образования, медицинского обслуживания, для 7% повышение уровня жизни населения; для 5% - возрождение России, для 3% - демократические ценности. По мнению 9% опрошенных, Д.Медведев отстаивает те же ценности, что и В. Путин.

Большинство респондентов (77%) считали, что Д.Медведев победит на президентских выборах 2008г. В их числе 58% полагали, что это будет уверенная победа, 19% ожидали, что он выиграет, но в трудной борьбе. Не уверены были в его победе только 5% опрошенных. И лишь 1% ожидали, что он проиграет выборы. Среди сторонников каждой из ведущих политических партий большинство прогнозировало, что Д.Медведев будет избран президентом. В электоратах "Единой России" и "Справедливой России" такой прогноз звучал чаще (84% и 78%), чем среди сторонников ЛДПР и КПРФ (68% и 64%).

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ был проведен 12-13 января 2008г. и в феврале 2009 г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%[3].






















3. США – друг или враг России


Данное утверждение является риторическим и на него в разные годы можно ответить по-разному. Отношения в международной политике между различными странами то охлаждаются, то теплеют. Это зависит от многих причин и так будет всегда, так как каждая страна имеет свою точку зрения на различные вопросы, проблемы, идеи и т.д. Это касается и отношений США и России. Если в период правления Дж. Буша говорили о прохладных отношениях с РФ, то новый президент США Б. Обама внес «теплую нотку» и повернулся лицом к России, но пока что можно немного сказать о его президенстве, т.к. оно только началось. Россия становится сильным государством, играющим одну из главнейших ролей в политической жизни мира. Уже сейчас Россия перестала быть «придатком» различных стран и имеет свой «вес» в мире. Но Россия пока что находится в переходном состоянии  и многое еще предстоит сделать. По-нашему мнению США не является врагом, а скорее всего другом.  

Интересным является по данному поводу совместное заявление президента РФ В.В. Путина и президента США Дж. Буша о новых отношениях между Россией и США, оно как раз отвечает на наш вопрос.

«Наши страны вступили на путь новых отношений для XXI столетия, основанных на приверженности ценностям демократии, свободному рынку и верховенству закона. Россия и США преодолели наследие "холодной войны". Ни одна из Сторон не рассматривает другую в качестве противника или источника угроз. Сознавая свою ответственность за обеспечение международной безопасности, мы преисполнены решимости осуществлять совместные усилия и сотрудничество с другими государствами и международными организациями, включая ООН, в деле укрепления безопасности, экономического благосостояния и обеспечения мира, процветания и свободы в мире.

Мы подтверждаем решимость бороться с угрозами миру в XXI столетии. Среди них - терроризм, новые ужасы которого отчетливо продемонстрировали преступные террористические акты 11 сентября с.г., распространение ОМУ, агрессивный национализм, этническая и религиозная нетерпимость, региональная нестабильность. Эти угрозы подрывают безопасность обеих стран и мира в целом. Противодействие этим вызовам требует создания новых стратегических рамок обеспечения обоюдной безопасности России и США и всего мирового сообщества.

Мы договорились, что нынешние уровни наших ядерных вооружений не отражают сегодняшние стратегические реальности. В этой связи мы подтвердили нашу соответствующую приверженность осуществлению значительных сокращений стратегических наступательных вооружений. По стратегической обороне и Договору по ПРО мы договорились в свете меняющейся обстановки в области глобальной безопасности продолжить консультации в широких рамках новых стратегических взаимоотношений. По вопросам нераспространения мы подтверждаем нашу общую приверженность Конвенциям о запрещении биологического и химического оружия и поддерживаем усилия по укреплению Договора о нераспространении ядерного оружия. Обе стороны согласны, что необходимо по-прежнему уделять большое внимание улучшению физической защиты и учета ядерных материалов во всех ядерных государствах, а также предотвращению незаконного распространения ядерных материалов.

Мы поддерживаем строительство единого, свободного и мирного евро-атлантического сообщества, без исключения кого-либо, при уважении независимости, суверенитета и территориальной целостности всех государств. В этих целях Россия и США вместе с НАТО и другими странами - членами НАТО будут работать над улучшением, укреплением и совершенствованием отношений между Россией и НАТО с тем, чтобы создать новые эффективные механизмы консультаций, сотрудничества, совместного принятия решений и осуществления скоординированных совместных действий. Мы считаем, что эти механизмы должны отражать тот факт, что Россия и члены НАТО во все возрастающей степени выступают как союзники в борьбе с терроризмом, региональной нестабильностью и другими современными угрозами, и что их взаимоотношения должны эволюционировать соответствующим образом. Мы будем также работать над укреплением нашего взаимодействия в ОБСЕ - широко представительной, всеобъемлющей Организации для проведения консультаций, принятия решений и сотрудничества в этом регионе.

Мы исходим из того, что рыночная экономика, свобода экономического выбора и открытое демократическое общество являются наиболее действенными средствами обеспечения благосостояния наших граждан. Россия и США будут сотрудничать, в том числе путем поддержки прямых контактов между деловыми кругами наших стран, в деле развития российско-американских экономических, торговых и инвестиционных связей. Достижение этих целей требует устранения законодательных и административных препятствий на этом пути, прозрачного, предсказуемого инвестиционного климата, верховенства закона, рыночных экономических реформ. Важное значение имеет также дебюрократизация экономики, решительная борьба с экономическими преступлениями и коррупцией.

Подтверждая нашу приверженность продвижению общих ценностей, Россия и США будут и дальше сотрудничать в защите и продвижении прав человека, терпимости, религиозных свобод, свободы слова и независимых СМИ, экономических возможностей и верховенства закона. Следуя этой приверженности, мы приветствуем инициативу руководителей СМИ, журналистов и независимых организаций России и США созвать "Российско-Американский предпринимательский диалог в области СМИ". Мы будем содействовать активизации обменов между людьми как важного фактора расширения взаимопонимания между российским и американским народами. Мы привержены принципам и ценностям, которые воплощают в себе лучшие традиции двух наших народов, а также сотрудничеству для их реализации в настоящем и будущем»[4].





























Список использованной литературы:



1.     Всероссийский опрос ВЦИОМ//Социум. – 2009. - № 3. – 90 с.

2.     История политических и правовых учений. Под ред. О.Э. Лейст. – М.: Зерцало, 2004. – 344 с.

3.     История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. – М.: 2001. – 290 с.

4.     Совместное заявление президента РФ В.В. Путина и президента США Дж. Буша о новых отношениях между Россией и США//РГ. – 2001. – 16 ноября.

5.     Политология. Под ред.  М.А. Василика. – М.: Гардарики,2005. – 306 с.






[1] История политических и правовых учений. Под ред. О.Э. Лейст. – М.: Зерцало, 2004. – С. 102.


[2] История политических и правовых учений. Под ред. О.Э. Лейст. – М.: Зерцало, 2004. – С. 104.


[3] Всероссийский опрос ВЦИОМ//Социум. – 2009. - № 3. – с. 23.

[4] Совместное заявление президента РФ В.В. Путина и президента США Дж. Буша о новых отношениях между Россией и США//РГ. – 2001. – 16 ноября.