СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………2
1. Решение задач…………………………………………………………..4
Заключение..................................................................................................12
Список использованной литературы.........................................................16
Введение
К какой бы исторической эпохе ни принадлежал человек, он нуждается в истине. И первобытные люди, и наши современники, познавая окружающий мир, стремятся ее получить. Обладание истинным знанием одним людям приносит радость и удовлетворение, другим, наоборот, — горе: сильных истина зовет на подвиг, у слабых парализует волю, приводит их к пессимизму и растерянности. Но, несмотря ни на что, все люди стремятся к истине, получению новой информации о мире, в котором они живут. Обладание истиной продвигает всех нас вперед на нелегком пути познания.
Но добыть истинное знание, пусть даже неполное, неокончательное, всегда нелегко. Порой это связано с самопожертвованием. Известны подвиги многих выдающихся ученых, отдавших свою жизнь служению людям, добывавшим истину для блага человечества. Итальянский ученый и философ Джордано Бруно, развивавший гелиоцентрическую космологию Коперника и выдвинувший концепцию о бесконечности и бесчисленном множестве миров Вселенной, был обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме. Ряд ученых-физиков, изучавших радиоактивность, подверглись радиоактивному облучению. Некоторые ученые-микробиологи проводили опасные эксперименты на себе.
К сожалению, на сегодняшний день не все научные достижения ставятся на службу человеку. Однако хочется верить, что наступит время, когда добытое с таким трудом истинное знание будет использовано только на благо человеку.
Люди хотят познать не только законы природы и сущность общественных явлений, но и тайны человеческого мозга. Еще в XVII в. английский философ Ф.Бэкон говорил, что знание и могущество человека совпадают. Однако тернист путь к истине.
Чтобы расширить возможности познания, человек создал микроскоп и телескоп, радио и телевидение, ЭВМ и космическую ракету, луноход и искусственные спутники планет, которые позволили ему глубже и полнее познавать свойства природных и социальных явлений.
Мышление неразрывно связано с языком. Какая бы мысль ни возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, в словах и предложениях. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы, обмениваясь мыслями, добиваются взаимного понимания.
Задание 1
Произведите последовательную операцию обобщения и ограничения понятий. Изобразите с помощью круговых схем Эйлера:
1. Физик.
Обобщение: физик – доктор технических наук.
Ограничение понятия: физик – физик-ядерщик – физик-ядерщик института ядерной энергетики – физик-ядерщик института ядерной энергетики Иванов К.Л.
2. Суждение.
Обобщение: его нельзя обобщить.
Ограничение понятия: суждение – простое суждение – атрибутивное суждение.
Задание 2
Определите вид суждения, укажите распределенность терминов с помощью кругов Эйлера:
Все студенты нашего вуза изучают логику. Это общеутвердительное суждение (А). S распределен, а Р не распределен.
Р S
Некоторые животные являются травоядными. Это частноутвердительное суждение ( I ). Ни S, Р не распределены.
S Р
Ни один волк не ест капусту. Это общеотрицательное суждение (Е). S и Р распределены.
S P
Все адвокаты имеют высшее образование. Это общеутвердительное суждение (А). S распределен, а Р не распределен.
P
S
Определите вид суждения, дайте форму символической записи:
Цены на бирже складываются под влиянием спроса и предложения. Это соединительное суждение. Союз «и».
Символическая запись: р ^ д
Если не контролируешь себя сам, то тебя контролирует кто-то другой. Это условное суждение.
Символическая запись: р → д
Макроэкономика изучает наиболее существенные связи между экономическими процессами и явлениями. Это соединительное суждение. Союз «и».
Символическая запись: р ^ д
Задание 3
Определить вид суждений, с помощью круговых схем Эйлера определить распределенность терминов, по логическому квадрату установить отношения между суждениями:
Некоторые американские индейцы живут в резервациях. Это частноутвердительное суждение (I и). Ни S, ни Р не распределены.
Подчиняющее суждение: Все американские индейцы живут в резервациях. (Ал)
Суждение частичной совместимости: Некоторые американские индейцы не живут в резервациях. (Ои)
Противоречащее суждение: Ни один американский индеец не живет в резервациях. (Ел)
Р S
Все студенты нашей группы сдали экзамены. (А и)
Это общеутвердительное суждение. S распределен, а Р не распределен.
Противоположное суждение: Ни один студент нашей группы не сдал экзамены. (Ел)
Противоречащее суждение: Некоторые студенты нашей группы не сдали экзамены. (Ол)
Подчиненное суждение: Некоторые студенты нашей группы сдали экзамены. (Iи)
P S
Задание 4
1. Произвести превращение, обращение, противопоставление предикату следующих суждений.
2. Установить отношения между названными суждениями по логическому квадрату.
Все философы являются хорошими ораторами. Это общеутвердительное суждение. S распределен, а Р не распределен.
Противоположное суждение: Ни один философ не является хорошим оратором. (Ел)
Противоречащее суждение: некоторые философы не являются хорошими ораторами. (Ол)
Подчиненное суждение: некоторые философы являются хорошими ораторами. (Iи)
Превращение: общеутвердительное суждение (А) превращается в общеотрицательное (Е).
Все философы являются хорошими ораторами. Ни один философ не является хорошим оратором.
Обращение: общеутвердительное суждение (А) обращается в частноутвердительное (I).
Все философы являются хорошими ораторами. Некоторые философы являются хорошими ораторами.
Противопоставление предикату: общеутвердительное суждение (А) противопоставляется общеотрицательное суждение (Е).
Ни один не философ не является хорошим оратором.
Некоторые из моих знакомых являются бизнесменами. Это частноутвердительное суждение ( I ). Ни S, Р не распределены.
Подчиняющее суждение: Все мои знакомые являются бизнесменами. (Ал)
Суждение частичной совместимости: Некоторые из моих знакомых не являются бизнесменами. (Ои)
Противоречащее суждение: ни один из моих знакомых не является бизнесменом. (Ел)
Превращение: частноутвердительное суждение (I) превращается в частноотрицательное суждение (О).
Некоторые из моих знакомых являются бизнесменами. Некоторые из моих знакомых не являются не бизнесменами.
Обращение: частноутвердительное суждение (I) обращается в частноутвердительное суждение (I).
Некоторые из моих знакомых являются бизнесменами. Некоторые бизнесмены являются одними из моих знакомых.
Противопоставление предикату: частноутвердительное суждение (I) посредством противопоставления предикату не преобразовывается.
Задание 5
Определить всеми возможными способами истинность следующих высказываний:
1. Все старинные частные письма – памятники разговорно-бытовой речи своей эпохи.
Новгородские берестяные грамоты суть старинные частные письма
Новгородские берестяные грамоты суть памятники разговорно-бытовой речи своей эпохи.
Правильный ответ:
Все старинные частные письма (а) – памятники разговорно-бытовой речи своей эпохи (в).
Новгородские берестяные грамоты суть старинные частные письма (а)
Новгородские берестяные грамоты суть памятники разговорно-бытовой речи своей эпохи. (в)
Это условно-категорическое умозаключение. Это утверждающий модус.
Отрицающий модус.
Все старинные частные письма (а) – памятники разговорно-бытовой речи своей эпохи (в).
Новгородские берестяные грамоты не суть памятники разговорно-бытовой речи своей эпохи. (не - в)
Неверно, что новгородские берестяные грамоты суть старинные частные письма (не -а).
2. Ни одна книга, написанная в ХУШ веке, не использует шахматную нотацию
Учебник шахматной игры Филидора – книга, написанная в ХУШ веке.
Учебник шахматной игры Филидора не использует шахматную нотацию.
Правильный ответ:
Отрицающий модус.
Учебник шахматной игры Филидора – книга (а), написанная в ХУШ веке. (в)
Ни одна книга, написанная в ХУШ веке, не использует шахматную нотацию
Учебник шахматной игры Филидора не использует шахматную нотацию.
Это утверждающий модус.
Учебник шахматной игры Филидора – книга (а), написанная в ХУШ веке. (в)
Учебник шахматной игры Филидора – книга
Значит, она написанна в ХУШ веке.
3. Все дельфины обладают высокоразвитым мозгом.
Все дельфины живут в воде.
Некоторые из живущих в воде, обладают высокоразвитым мозгом.
Правильный ответ:
Некоторые из живущих в воде, обладают высокоразвитым мозгом.
Все дельфины живут в воде.
Все дельфины обладают высокоразвитым мозгом.
Заключение
Логической культурой мышления овладевают в ходе общения, учебы в школе и вузе, в процессе чтения литературы. Встречаясь неоднократно с теми или иными способами рассуждения, мы постепенно начинаем усваивать, какие из них правильные, а какие — нет. Затем начинаем сами рассуждать в соответствии с правильными способами рассуждения. Наша культура мышления повышается. Однако такой стихийный путь формирования логической культуры не является лучшим. Люди, не изучавшие логику, как правило, не владеют теми или иными логическими приемами. Кроме того, у таких людей разная логическая культура, что не способствует взаимопониманию. Это подтверждают исследования, в ходе которых студентам до начала изучения логики давалось задание проанализировать ряд рассуждений. Требовалось ответить, какие рассуждения студент считает правильными, какие — неправильными, а о каких не имеет определенного мнения. Кроме того, предлагалось сообщить, какими способами, соответствующими данным правильным рассуждениям, он владеет активно, т. е. сам так рассуждает, а какими активно не владеет. Ответы разных студентов относительно одних и тех же рассуждений оказывались разными. После изучения логики логическая культура и повышалась, и выравнивалась.
Это говорит о том, что изучение логики — наиболее продуктивный способ формирования и повышения логической культуры мышления. Логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет логические средства для точного выражения мыслей, без чего оказывается малоэффективной любая мыслительная деятельность, начиная с обучения и кончая научно-исследовательской работой.
Не зная логики, человек может чувствовать, что или он сам, или кто-то другой рассуждает неправильно. Изучение логики не только помогает убеждать людей в ошибочности их рассуждений, но и ускоряет нахождение ошибок в рассуждениях. Изучив типичные ошибки и приобретя навыки их обнаружения, их замечают мгновенно, почти автоматически.
Являясь теоретической наукой, логика объясняет, почему тот или иной способ рассуждения является правильным или неправильным. Это дает возможность анализировать способы рассуждения, с которыми ранее человек даже не встречался.
Особенно полезно знать логику педагогическим работникам, польку эффективность учебного процесса во многом определяется четкостью понятий, которые должны усвоить учащиеся, правильной формулировкой проблем, разрешить которые предполагается в процессе обучения, аргументированностью утверждений преподавателя. Многие выдающиеся педагоги придавали логической подготовке учителя такое же значение, как и его специальной («предметной») подготовке. Такого мнения придерживались К.Д.Ушинский и В. А. Сухомлинский. Первый из них отводил логике роль пропедевтики всех наук, а второй ставил перед учителем задачу формирования логической культуры школьника и процессе обучения. В. А. Сухомлинский писал: «Я стремился к тому... чтобы законы мышления дети осознавали как стройное сооружение, архитектура которого подсказана еще более стройным сооружением — природой».
Знание логики является неотъемлемой частью юридического образования. Это обусловлено спецификой работы юриста (будь то прокурор, судья, следователь, адвокат, юридический консультант, ученый-правовед и т. д.), которая заключается в постоянном применении особых логических приемов и методов (определений и классификаций, аргументаций и опровержений и т. д.).
Знание логики помогает правильно строить судебно-следственные версии, составлять четкие планы расследования преступлений, намечать системы оперативных действий, не допускать ошибок при составлении официальных документов: протоколов допроса и осмотра места преступления, обвинительных заключений, решений и постановлений, рапортов и т. д.
Знаменитые юристы всегда использовали знание логики. Если в суде они обнаруживали ошибку в рассуждениях, например, обвинителя, они объясняли, какая ошибка допущена, говорили, что эта ошибка специально рассматривается в логике и имеет особое название. Такой довод оказывал большое воздействие на присутствующих, даже если они никогда не изучали логики.
В последние десятилетия возник раздел логики, называемый логикой норм. Логика норм позволяет упростить решение многих вопросов права, например, легко находить противоречия в кодексах и других нормативных актах, выяснять, вытекает ли данная норма из других норм и не является ли ее включение в нормативный акт ненужным, делает ли вновь принятый нормативный акт излишним ранее принятый нормативный акт или дополняет его и т. д. Эти вопросы решают при совершенствовании законодательства.
Высокой логической культурой должны обладать руководители. Проводя служебные совещания, руководитель выступает в роли организатора дискуссий и арбитра споров. Знание правил аргументации и критики, допустимых и недопустимых приемов спора позволяет ему направлять ход дискуссий на достижение истины.
Одной из функций руководителя является разработка и принятие управленческих решений. Знание логики управленческих решений позволяет организовать их разработку группой специалистов, а затем показать членам коллектива, как решения разрабатывались, и вместе с членами коллектива как бы повторить весь процесс их разработки, что убеждает людей в правильности принимаемых решений.
Логика используется также при конструировании и эксплуатации электронно-вычислительной техники и автоматизированных систем управления, в экономике, языкознании.
Значение изучения логики не сводится только к повышению культуры мышления и ее приложениям вне этой сферы. Тот факт, что логика первой из всех наук оформилась в качестве строгой системы научного знания, указывает на потребность человечества не только решать конкретные познавательные проблемы прикладного, практического характера, но и осмысливать сам феномен познания и на этой основе устанавливать правила, нормы и идеалы для рациональных познавательных процедур.
Список используемой литературы:
1. Демидов И.В. Логика: Учебное пособие для юридических вузов/ под ред. проф. Б.И. Каверина. 2-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 272 с.
2. Ивин А.А. Логика: Учебник. – М.: Гардарика, 2002. -352 с.
3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических институтов. – М.: Юристъ, 1995. – 256 с.