СОДЕРЖАНИЕ



Введение……………………………………………………………………2

1.     Решение задач…………………………………………………………..4

Заключение..................................................................................................12

Список использованной литературы.........................................................16

















Введение


К какой бы исторической эпохе ни принадлежал человек, он нуждается в истине. И первобытные люди, и наши совре­менники, познавая окружающий мир, стремятся ее получить. Обладание истинным знанием одним людям приносит радость и удовлетворение, другим, наоборот, — горе: сильных истина зовет на подвиг, у слабых парализует волю, приводит их к пес­симизму и растерянности. Но, несмотря ни на что, все люди стремятся к истине, получению новой информации о мире, в котором они живут. Обладание истиной продвигает всех нас вперед на нелегком пути познания.

Но добыть истинное знание, пусть даже неполное, неокон­чательное, всегда нелегко. Порой это связано с самопожерт­вованием. Известны подвиги многих выдающихся ученых, от­давших свою жизнь служению людям, добывавшим истину для блага человечества. Итальянский ученый и философ Джордано Бруно, развивавший гелиоцентрическую космоло­гию Коперника и выдвинувший концепцию о бесконечности и бесчисленном множестве миров Вселенной, был обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме. Ряд ученых-физиков, изучавших радиоактивность, подверглись радиоактивному облучению. Некоторые ученые-микробиологи проводили опасные эксперименты на себе.

К сожалению, на сегодняшний день не все научные дости­жения ставятся на службу человеку. Однако хочется верить, что наступит время, когда добытое с таким трудом истинное знание будет использовано только на благо человеку.

Люди хотят познать не только законы природы и сущность общественных явлений, но и тайны человеческого мозга. Еще в XVII в. английский философ Ф.Бэкон говорил, что знание и мо­гущество человека совпадают. Однако тернист путь к истине.

Чтобы расширить возможности познания, человек создал микроскоп и телескоп, радио и телевидение, ЭВМ и космичес­кую ракету, луноход и искусственные спутники планет, кото­рые позволили ему глубже и полнее познавать свойства при­родных и социальных явлений.

Мышление неразрывно связано с языком. Какая бы мысль ни возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, в словах и предложениях. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы, обмениваясь мыслями, добиваются взаимного понимания.















Задание 1

         Произведите последовательную операцию обобщения и ограничения понятий. Изобразите с помощью круговых схем Эйлера:

1.     Физик.

Обобщение: физик – доктор технических наук.

Ограничение понятия: физик – физик-ядерщик – физик-ядерщик института ядерной энергетики  – физик-ядерщик института ядерной энергетики  Иванов К.Л.


2.     Суждение.

Обобщение: его нельзя обобщить.

Ограничение понятия: суждение – простое суждение – атрибутивное суждение.



Задание 2

Определите вид суждения, укажите распределенность терминов с помощью кругов Эйлера:

Все студенты нашего вуза изучают логику. Это общеутвердительное суждение (А). S распределен, а Р не распределен.


Р

S

 





Некоторые животные являются травоядными. Это частноутвердительное суждение ( I ). Ни S, Р не распределены.

S

Р

 





Ни один волк не ест капусту. Это общеотрицательное суждение (Е). S и Р распределены.

S

P

 







Все адвокаты имеют высшее образование. Это общеутвердительное суждение (А). S распределен, а Р не распределен.


P

 

S

PP




Определите вид суждения, дайте форму символической записи:

Цены на бирже складываются под влиянием спроса и предложения. Это соединительное суждение. Союз «и».

Символическая запись: р  ^  д

Если не контролируешь себя сам, то тебя контролирует кто-то другой. Это условное суждение.

Символическая запись: р →  д

Макроэкономика изучает наиболее существенные связи между экономическими процессами и явлениями. Это соединительное суждение. Союз «и».

Символическая запись: р  ^  д


Задание 3

Определить вид суждений, с помощью круговых схем Эйлера определить распределенность терминов, по логическому квадрату установить отношения между суждениями:


Некоторые американские индейцы живут в резервациях. Это частноутвердительное суждение (I и). Ни S, ни Р не распределены.

Подчиняющее суждение:  Все американские индейцы живут в резервациях. (Ал)


Суждение частичной совместимости:  Некоторые американские индейцы не живут в резервациях.  (Ои)


Противоречащее суждение:   Ни один американский индеец не живет в резервациях. (Ел)


Р

S

 





Все студенты нашей группы сдали экзамены. (А и)

Это общеутвердительное суждение. S распределен, а Р не распределен.


Противоположное суждение:   Ни один студент нашей группы не сдал экзамены.  (Ел)

Противоречащее суждение:  Некоторые студенты нашей группы не сдали экзамены.  (Ол)

Подчиненное суждение: Некоторые студенты нашей группы сдали экзамены. (Iи)



P

S

 





Задание 4


1.     Произвести превращение, обращение, противопоставление предикату следующих суждений.

2.     Установить отношения между названными суждениями по логическому квадрату.


     Все философы являются хорошими ораторами. Это общеутвердительное суждение. S распределен, а Р не распределен.

Противоположное суждение: Ни один философ не является хорошим оратором.  (Ел)

Противоречащее суждение:   некоторые философы не являются хорошими ораторами. (Ол)

Подчиненное суждение:  некоторые философы являются хорошими ораторами.  (Iи)


Превращение: общеутвердительное суждение (А) превращается в общеотрицательное (Е).

Все философы являются хорошими ораторами.  Ни один философ не является хорошим оратором.

Обращение: общеутвердительное суждение (А) обращается в частноутвердительное  (I).

Все философы являются хорошими ораторами. Некоторые философы являются хорошими ораторами.

Противопоставление предикату: общеутвердительное суждение (А) противопоставляется общеотрицательное суждение (Е).

Ни один не философ не является хорошим оратором.


Некоторые из моих знакомых являются бизнесменами. Это частноутвердительное суждение ( I ). Ни S, Р не распределены.


Подчиняющее суждение: Все мои знакомые являются бизнесменами.   (Ал)


Суждение частичной совместимости:  Некоторые из моих знакомых не являются бизнесменами.  (Ои)


Противоречащее суждение:   ни один из моих знакомых не является бизнесменом.  (Ел)


Превращение: частноутвердительное суждение (I) превращается в частноотрицательное суждение (О).

Некоторые из моих знакомых являются бизнесменами. Некоторые из моих знакомых  не являются не бизнесменами.

Обращение: частноутвердительное суждение (I) обращается в частноутвердительное суждение (I).

Некоторые из моих знакомых являются бизнесменами. Некоторые бизнесмены являются одними из моих знакомых.

Противопоставление предикату: частноутвердительное суждение (I) посредством противопоставления предикату не преобразовывается.


Задание 5

Определить всеми возможными способами истинность следующих высказываний:



1.     Все старинные частные письма – памятники разговорно-бытовой речи своей эпохи.

Новгородские берестяные грамоты суть старинные частные письма

Новгородские берестяные грамоты суть памятники разговорно-бытовой речи своей эпохи.

Правильный ответ:

Все старинные частные письма  (а) – памятники разговорно-бытовой речи своей эпохи (в).

Новгородские берестяные грамоты суть старинные частные письма (а)

Новгородские берестяные грамоты суть памятники разговорно-бытовой речи своей эпохи. (в)

Это условно-категорическое умозаключение. Это утверждающий модус.

Отрицающий модус.

Все старинные частные письма  (а) – памятники разговорно-бытовой речи своей эпохи (в).

Новгородские берестяные грамоты не суть памятники разговорно-бытовой речи своей эпохи. (не - в)

Неверно, что новгородские берестяные грамоты суть старинные частные письма (не -а).


2.     Ни одна книга, написанная в ХУШ веке, не использует шахматную нотацию

Учебник шахматной игры Филидора – книга, написанная в ХУШ веке.

Учебник шахматной игры Филидора не использует шахматную нотацию.

Правильный ответ:

Отрицающий модус.

Учебник шахматной игры Филидора – книга (а), написанная в ХУШ веке. (в)

Ни одна книга, написанная в ХУШ веке, не использует шахматную нотацию

Учебник шахматной игры Филидора не использует шахматную нотацию.


Это утверждающий модус.

Учебник шахматной игры Филидора – книга (а), написанная в ХУШ веке. (в)

Учебник шахматной игры Филидора – книга

Значит, она написанна в ХУШ веке.


3.     Все дельфины обладают высокоразвитым мозгом.

       Все дельфины живут в воде.

   Некоторые из живущих в воде, обладают высокоразвитым мозгом.

   Правильный ответ:

   Некоторые из живущих в воде, обладают высокоразвитым мозгом.

   Все дельфины живут в воде.

   Все дельфины обладают высокоразвитым мозгом.









Заключение


Логической культурой мышления овладевают в ходе общения, учебы в школе и вузе, в процессе чтения литературы. Встречаясь неоднократно с теми или иными способами рассуждения, мы постепенно начинаем ус­ваивать, какие из них правильные, а какие — нет. Затем начинаем сами рассуждать в соответствии с правильными способами рассуждения. На­ша культура мышления повышается. Однако такой стихийный путь фор­мирования логической культуры не является лучшим. Люди, не изучав­шие логику, как правило, не владеют теми или иными логическими приемами. Кроме того, у таких людей разная логическая культура, что не способствует взаимопониманию. Это подтверждают исследования, в ходе которых студентам до начала изучения логики давалось задание проанализировать ряд рассуждений. Требовалось ответить, какие рассу­ждения студент считает правильными, какие — неправильными, а о ка­ких не имеет определенного мнения. Кроме того, предлагалось сооб­щить, какими способами, соответствующими данным правильным рас­суждениям, он владеет активно, т. е. сам так рассуждает, а какими актив­но не владеет. Ответы разных студентов относительно одних и тех же рассуждений оказывались разными. После изучения логики логическая культура и повышалась, и выравнивалась.

Это говорит о том, что изучение логики — наиболее продуктивный способ формирования и повышения логической культуры мышления. Логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также ти­пичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет логические средст­ва для точного выражения мыслей, без чего оказывается малоэффектив­ной любая мыслительная деятельность, начиная с обучения и кончая на­учно-исследовательской работой.

Не зная логики, человек может чувствовать, что или он сам, или кто-то другой рассуждает неправильно. Изучение логики не только помогает убеждать людей в ошибочности их рассуждений, но и ускоряет нахождение ошибок в рассуждениях. Изучив типичные ошибки и приобретя навыки их обнаружения, их замечают мгновенно, почти автоматически.

Являясь теоретической наукой, логика объясняет, почему тот или иной способ рассуждения является правильным или неправильным. Это дает возможность анализировать способы рассуждения, с которыми ра­нее человек даже не встречался.

Особенно полезно знать логику педагогическим работникам, по­льку эффективность учебного процесса во многом определяется чет­костью понятий, которые должны усвоить учащиеся, правильной фор­мулировкой проблем, разрешить которые предполагается в процессе обучения, аргументированностью утверждений преподавателя. Многие выдающиеся педагоги придавали логической подготовке учителя такое же значение, как и его специальной («предметной») подготовке. Такого мнения придерживались К.Д.Ушинский и В. А. Сухомлинский. Первый из них отводил логике роль пропедевтики всех наук, а второй ставил пе­ред учителем задачу формирования логической культуры школьника и процессе обучения. В. А. Сухомлинский писал: «Я стремился к тому... чтобы законы мышления дети осознавали как стройное сооружение, ар­хитектура которого подсказана еще более стройным сооружени­ем — природой».

Знание логики является неотъемлемой частью юридического образования. Это обусловлено спецификой работы юриста (будь то прокурор, судья, следователь, адвокат, юридический консультант, ученый-правовед и т. д.), которая заключается в постоянном применении особых логиче­ских приемов и методов (определений и классификаций, аргументаций и опровержений и т. д.).

Знание логики помогает правильно строить судебно-следственные версии, составлять четкие планы расследования преступлений, намечать системы оперативных действий, не допускать ошибок при составлении официальных документов: протоколов допроса и осмотра места престу­пления, обвинительных заключений, решений и постановлений, рапор­тов и т. д.

Знаменитые юристы всегда использовали знание логики. Если в суде они обнаруживали ошибку в рассуждениях, например, обвинителя, они объясняли, какая ошибка допущена, говорили, что эта ошибка специ­ально рассматривается в логике и имеет особое название. Такой довод оказывал большое воздействие на присутствующих, даже если они нико­гда не изучали логики.

В последние десятилетия возник раздел логики, называемый логикой норм. Логика норм позволяет упростить решение многих вопросов права, например, легко находить противоречия в кодексах и других норма­тивных актах, выяснять, вытекает ли данная норма из других норм и не является ли ее включение в нормативный акт ненужным, делает ли вновь принятый нормативный акт излишним ранее принятый норматив­ный акт или дополняет его и т. д. Эти вопросы решают при совершенст­вовании законодательства.

Высокой логической культурой должны обладать руководители. Про­водя служебные совещания, руководитель выступает в роли организато­ра дискуссий и арбитра споров. Знание правил аргументации и критики, допустимых и недопустимых приемов спора позволяет ему направлять ход дискуссий на достижение истины.

Одной из функций руководителя является разработка и принятие управленческих решений. Знание логики управленческих решений по­зволяет организовать их разработку группой специалистов, а затем пока­зать членам коллектива, как решения разрабатывались, и вместе с члена­ми коллектива как бы повторить весь процесс их разработки, что убеж­дает людей в правильности принимаемых решений.

Логика используется также при конструировании и эксплуатации электронно-вычислительной техники и автоматизированных систем управления, в экономике, языкознании.

Значение изучения логики не сводится только к повышению культу­ры мышления и ее приложениям вне этой сферы. Тот факт, что логика первой из всех наук оформилась в качестве строгой системы научного знания, указывает на потребность человечества не только решать конкретные познавательные проблемы прикладного, практического характера, но и осмысливать сам феномен познания и на этой основе устанав­ливать правила, нормы и идеалы для рациональных познавательных про­цедур.










Список используемой литературы:


1.             Демидов И.В. Логика: Учебное пособие для юридических вузов/ под ред. проф. Б.И. Каверина. 2-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 272 с.

2.             Ивин А.А. Логика: Учебник. – М.: Гардарика, 2002. -352 с.

3.             Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических институтов. – М.: Юристъ, 1995. – 256 с.