СОДЕРЖАНИЕ



Введение……………………………………………………………………………..2

            Глава 1. Глобализация в XIX веке…………………………………………………3

            1.1 Понятие глобализации………………………………………………………….3

            Глава 2. Россия в условиях нового мирового порядка……………………………7

            2.1 Основные приоритеты российской правовой политики……………………..7

            2.2 Международно-правовая концепция России………………………………....13

            2.3 Основы нового мирового порядка………………………………………….…20

Заключение.................................................................................................................27

Список использованной литературы.......................................................................28
















Введение


Правовая политика - особая форма выражения государственной политики, средство юридической легитимации, закрепления и осуществления политического курса страны, воли ее официальных лидеров и властных структур. Будучи осознанной, консолидированной, эта политика воплощается прежде всего в законах, Конституциях, кодексах, других основополагающих нормативно-правовых актах, направлена на охрану и защиту данного социального строя, развитие и совершенствование общественных отношений. Правовая политика - мощное средство преобразования общества.

Главная задача российской юридической политики - правовое обеспечение проводимых реформ, демократизации общественной жизни, стабильности и правопорядка в стране. Сегодня с этой задачей она, к сожалению, в полной мере не справляется. Многие важные законодательные акты еще не приняты, хотя потребность в них ощущается весьма остро. Это значит, что соответствующие общественные отношения остаются неурегулированными, пущены на самотек и стихию. Там вольготно себя чувствуют мафиозные структуры, которые пытаются сами их "регулировать" своими правилами и в своих интересах.

Конечно, современная российская правовая политика - это политика переходного периода. В этом ее специфика, и именно данной особенностью объясняются многие ее изъяны, зигзаги, непоследовательность. На ней лежит печать поспешности, "шоковости", нетерпимости или, напротив, пробельности, отставания. Впрочем, иногда она и забегает вперед, стремясь бежать "впереди паровоза". Переходный период, как правило, нестабилен, изменчив, противоречив. А это определяет весь ритм жизни общества.

Объектом исследования является политика России.

Предметом исследования является основные положения политического устройства РФ.

Целью настоящей работы является рассмотрение стратегии России в условиях глобализации.

Для реализации поставленных целей при написании работы ставились следующие промежуточные задачи: 1) рассмотреть понятие глобализации; 2) показать основные приоритеты российской правовой политики; 3) рассмотреть международно-правовую концепцию России; 4) проанализировать основы нового мирового порядка.

Тема работы является актуальной. Данной темой интересовались многие ученые.

В работе нами рассматривается Россия переходного периода.

Глава 1. Глобализация в XIX веке

1.1 Понятие глобализации


Те или иные процессы глобализации внутренне присущи природной среде (предмет исследования естественных наук), древнее происхождение имеют в сфере социальных отношений, хотя само понятие глобализации возникло и утвердилось в научной литературе в прошлом веке.

В сфере социальных отношений под глобализацией понимают решение социально значимых проблем в едином общем ключе, что предполагает определенные объединительные, всеохватывающие, упорядочивающие действия на основе тех или иных взаимовлияний, взаимосогласований.

Существует всеобщая объективная закономерность и причинная обусловленность всех явлений природы и общества, что определяет уровни, формы, степень глобализации как таковой. Это понимали уже в древности, где зародилось представление об общем социальном течении человеческой жизни, ее органическом единстве, целостном развитии. Например, древнегреческое слово "космос" в буквальном переводе означает "упорядоченность", "мировой порядок", "единый строй".

На основе общечеловеческих интересов возникают и утверждаются общечеловеческие материальные и духовные ценности, общечеловеческая культура, в условиях которой формируются общие представления, взгляды, убеждения, идеи, принципы, нормативы, их историческая преемственность. Скажем, в сфере нравственности в качестве общепризнанного основополагающего принципа выступает принцип справедливости, требующий, чтобы человеческие действия, поступки, отношения соответствовали определенной общепризнанной истине, тем или иным религиозным верованиям, были правильными, т.е. соответствующими действительным потребностям, интересам, приводящими к необходимым результатам. В правовых отношениях таким принципом является принцип общего блага, отражающий потребности, интересы всех членов общества, государства и общества в целом. В сфере искусства, отражающего явления действительности образно: в художественной литературе - словом, в изобразительном искусстве - зрительно, в музыке - звуком - в качестве главной общечеловеческой ценности выступает идея прекрасного, т.е. того, что соответствует идеалу красоты, эстетического совершенствования в силу сложившихся представлений, убеждений, национальных традиций, обычаев, верований, практического опыта. Все это способствует общему социальному прогрессу, культивирует чувство человеческой солидарности, активизирует различные способы и формы культурных заимствований, взаимосвязей, взаимодействий, включая государственно-правовые.

Известна, например, интегрирующая роль древнегреческой (эллинистической) культуры в эпоху политического объединения, совершенного Древним Римом (I в. до н.э.), в эпоху европейского Возрождения (XIV - XVI вв.), в более поздний исторический период, когда к общеевропейскому процессу культурного развития подключилась и Россия (XVIII в.).

Особо ценными с точки зрения глобализации явились общечеловеческие измерения социальных отношений в правовых категориях на базе институционального опыта государственных образований. Издревле, формируя нормативно-правовые системы, государства так или иначе заимствовали опыт других народов, наций, что в правоведении расценивалось как положительный фактор всеобщей значимости. Российские правоведы одними из первых (XIX в.) проводили мысль, что "каждое само по себе существующее государство есть только часть постоянно существующего универсального государственного строения... Ни одно государство, - подчеркивалось, - не может ни проявляться, ни существовать само от себя и самим собою: оно всегда может и должно, во всех как физических, так и умственных отношениях, успешно проявляться через свое гармоническое прикосновение и сообщения с прочими государствами"[1].

Как отмечал И.А. Ильин в своей книге "О сущности правосознания" (1956), потребности "правового общения" заставляют человека "осознать общечеловеческую взаимную связь естественно-правового характера", он "вовлекается" в естественно-правовой порядок общечеловеческого братства ("для нормального правосознания весь род человеческий входит в правопорядок"), становится "членом единой всемирной правовой общины - "гражданином вселенной"[2].

Глобальная культурная взаимосвязь народов, наций, государственных образований породила понятие общей, универсальной, всемирной человеческой истории, которая "движется в объединительном направлении", устанавливая определенную преемственность общечеловеческого развития, единство его положительных, прогрессивных начал. В этом процессе каждая определенная часть человечества живет "двойною жизнью", т.е. жизнью своею собственною, местною и особою, и жизнью общею, универсальною, отстоящею, с одной стороны, в том или ином участии в делах других народов, а с другой - в испытывании разнородных влияний, идущих от этих других народов"[3].

Однако для правильного понимания глобализации в сфере социальных отношений необходимо иметь в виду, что взаимовлияние человеческих цивилизаций, в силу различных объективных и субъективных причин, не имеет однозначного характера. В целом прогрессируя, общее развитие человечества протекает неравномерно, прерываясь порой периодами длительного социального застоя, политической реакции. Древний Рим, в частности, объединил во "всемирную империю" чуть ли не все народы планеты военными методами, наложив железное ярмо на всякую национальную самобытность, включая правовую. Совершив определенного рода прогресс в системе социальных отношений, римская монархия в последующие века не стала образцом, идеалом глобализации, пала. На развалинах рабовладельческой античной цивилизации возникли и утвердились совершенно новые человеческие цивилизации с иными институциональными ценностями, принципами социального бытия. Неоценима роль философских и правовых учений эпохи Просвещения (XVII - XVIII вв.) в защите естественных прав и духовных достоинств человека, секуляризации (латин. "saecularis" - светский) его общественной и умственной деятельности, т.е. освобождении его от церковной опеки, которая веками висела над ним как дамоклов меч.

Известно негативное влияние на развитие социальных отношений тоталитарных политических режимов XIX - XX вв., игнорировавших основополагающие правовые принципы институционального обустройства, уважение естественных прав человека, его личностного достоинства в человеческих взаимоотношениях. Глобализация и тоталитаризация тех или иных процессов в системе социальных отношений - это "несовместные", взаимоисключающие понятия.

Глобальные изменения, происходящие на современном этапе общественного развития во всех сферах человеческих отношений, актуализировали проблему общей стратегической солидарности народов, наций, государств планеты. "Особенность стоящих перед человечеством проблем в том, что они являются глобальными и могут быть решены лишь совместными усилиями всех государств"[4].

Растет число факторов, вызывающих всеобщий человеческий интерес, способствующих развитию нового видения, прогнозирования перспектив общественного развития, сближению, взаимосвязям, взаимодействиям, глобальной человеческой интеграции на основе общепризнанных демократических ценностей[5].
























Глава 2. Россия в условиях нового мирового порядка

2.1 Основные приоритеты российской правовой политики


Приоритетов в современной российской правовой политике много. Под приоритетами в данном случае понимаются первоочередные задачи, проблемы, вопросы, которые необходимо решать сейчас и в ближайшей перспективе. К наиболее общим из них относятся такие, как формирование правового государства, гражданского общества, совершенствование законодательства и практики его применения, укрепление принципов федерализма, создание надежной правовой базы проводимых реформ, борьба с преступностью, терроризмом; выработка эффективных антикоррупционных мер, наведение порядка во власти, усиление защиты и гарантий прав человека, преодоление правового нигилизма, воспитание законопослушной личности и др.

Остановимся на некоторых из указанных ориентирах и направлениях, имеющих как теоретическое, так и "прикладное" значение.

1. Реализация идеи правовой государственности предполагает выяснение сложной диалектики соотношения права и государства или государства и права, поиск оптимальных вариантов их взаимодействия в современных условиях. В литературе (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.Н. Кудрявцев, Л.С. Мамут и др.) отмечаются три возможные модели "субординации" между названными феноменами - тоталитарно-этатистская, либерально-демократическая и прагматическая.

Согласно первой из них, государство выше права и им не связано. Эта модель для новой России не подходит, ибо она есть модель вчерашнего дня. Страна все это уже испытала, результаты известны.

Вторая - исходит из того, что право выше государства, господствует над ним. Эта модель выражает лишь идеал, который в настоящее время недостижим. К нему общество должно стремиться как к конечной цели. Попытки же форсировать процесс, "пришпоривать" общественный прогресс могут лишь скомпрометировать саму идею. Это забегание вперед. А как сказано выше, политика есть искусство возможного.

Третья концепция более реалистична: государство создает право, но считает себя связанным им, подчиняется ему, т.е. самоограничивается во имя общего блага. Вот этой модели, по-видимому, и следует придерживаться как более предпочтительной по сравнению с другими и практически осуществимой на данном этапе развития общества.

Задача заключается в том, чтобы "заставить" всех, в том числе власть, уважать и соблюдать собственные законы, которые, в свою очередь, должны быть социально и научно обоснованными, адекватно отражающими насущные потребности жизни. Именно в этом направлении надо постепенно продвигаться все дальше и дальше по пути к подлинно правовому государству, к "правлению права" (И.Ю. Козлихин).

2. За годы проведения "шоковых" реформ, вопреки благим намерениям их зачинателей, образовался чудовищный разрыв между теорией и практикой прав человека. Устранение этого разрыва - важнейший приоритет российской правовой политики сегодня. Страна столкнулась с вопиющими массовыми нарушениями элементарных прав личности, прежде всего таких, как право на жизнь, здоровье, безопасность, оплату труда, социальную защиту, медицинскую помощь и др.

Известно, что мало провозгласить определенные права и свободы, главное - материализовать их, претворить в жизнь. А это более сложная задача. В условиях возникшего в России глубокого социально-экономического, политического и духовного кризиса сам этот институт подвергается серьезным испытаниям. С одной стороны, общество осознало необходимость и безусловную ценность естественных и неотъемлемых прав человека, а с другой - оно пока не в состоянии обеспечить их полное и гарантированное осуществление.

Данное противоречие становится все более острым и болезненным, выступает одним из сильнейших социальных раздражителей, источником недовольства и протестов людей. Все чаще возникают ситуации, когда право есть, а блага нет, закон действует, а цели его не достигаются. Гражданин спрашивает чиновника: "Я имею право?" - "Имеете". - "А я могу?" - "Нет, не можете". Этот журналистский каламбур вполне обоснован.

Поэтому сегодня главный приоритет в рассматриваемой проблеме - это не теоретическая разработка прав человека, не академические споры о дефинициях, концепциях и конструкциях (хотя такая необходимость, конечно, не снимается), а создание надлежащих условий, гарантий и механизмов для их реализации. Научную мысль в данной гуманитарной области необходимо повернуть в несколько иное русло - не словопрения и фанфары, не восторги и ликования по поводу самого факта признания, закрепления, провозглашения прав и свобод человека, не любование их широтой, значимостью, неотчуждаемостью, а трезвая оценка результатов этого долго ожидавшегося поворота, анализ причин кризиса. Необходимо сместить акценты в трактовке "модной" ныне темы в практическую плоскость - в плоскость достижения конечных целей, фокусируемых на личность. Мудрое изречение гласит: "Все процессы реакционны, если рушится человек".

3. Важнейший приоритет - наведение порядка во власти. Об этом, в частности, весьма откровенно говорилось в президентском Послании Федеральному Собранию 1997 г., которое так и называется "Порядок во власти - порядок в стране!". Всем своим содержанием оно свидетельствует о глубине и масштабах охватившего страну политического кризиса. Оздоровление государственного организма - магистральное направление правовой политики России на современном этапе.

Не случайно в настоящее время новым Президентом России принимаются экстренные меры по реформированию законодательной и исполнительной власти в стране, укреплению российской государственности, принципов федерализма, восстановлению управляемости обществом, совершенствованию взаимоотношений центра и мест, созданию с этой целью федеральных округов, изменению порядка формирования Совета Федерации, повышению ответственности региональных лидеров и т.д. Все эти меры давно назрели и их необходимость очевидна.

4. Неотложная и крайне злободневная задача современной российской правовой политики - укрепление законности и правопорядка в стране, неукоснительное соблюдение всеми органами, организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами правовых норм. Сегодня это - наиболее слабое место во всей государственной деятельности. Общество испытывает самый глубокий кризис законности и правопорядка за последние годы.

В названном выше Послании Президента РФ Федеральному Собранию 1997 г. отмечается: "России нужен порядок. Абсолютное большинство возникших у нас проблем порождено, с одной стороны, пренебрежительным отношением к правовым нормам, с другой - неумелыми действиями власти. В этих условиях порядок в стране начнется только с наведения порядка в самом государственном механизме. Общество подошло к рубежу, когда самое главное и самое конструктивное - последовательные меры по созданию твердого порядка. Нельзя допустить, чтобы неизбежные издержки переходных процессов стали необратимыми. Даже если не произойдет серьезных срывов, остается опасность медленного вползания в такой режим, в котором нынешний беспорядок станет устойчивой формой "порядка". Наш выбор - это порядок, основанный на праве"[6].

Тем не менее, само слово "законность" почти исчезло из лексикона работников органов внутренних дел, силовых структур, спецназа, ОМОНа. Сами руководители указанных органов признают, что в их рядах, мягко говоря, не все благополучно: превышение власти, злоупотребление полномочиями, применение недозволенных методов допросов и обращения с гражданами, избиение и пытки задержанных; сращивание с преступным миром, коррупция, поборы, вымогательство - таков далеко не полный букет прегрешений.

На специальных парламентских слушаниях в Государственной Думе (октябрь 1997 г.) российская законность была охарактеризована как "коррупционная". Не от хорошей жизни в системе МВД и прокуратуры созданы особые структуры по собственной безопасности. Понятие "законность" размыто и почти забыто. Более того, оно дискредитировано. Торжествует не законность, а целесообразность, произвол, субъективизм, самоуправство. Особенно на местах. В прессе опубликована серия кричащих статей на эту тему. В данной связи представляется более чем оправданным создание независимых окружных прокуратур, призванных обеспечивать единообразное понимание и строгое соблюдение законности в субъектах Федерации.

5. Одним из безусловных приоритетов российской правовой политики является преодоление правового нигилизма и правового идеализма, которые представляют собой в конечном итоге две стороны "одной медали", а именно острого дефицита юридической культуры. Многие изъяны советской, а также постсоветской правовой политики, прошедшей в послеоктябрьский период весьма извилистый и тернистый путь, объясняются как раз указанным ключевым недостатком. Искаженное правосознание общества не раз заводило эту политику в тупики беспределов, порождало разного рода уклоны и перегибы. Это относится не только к сталинским временам репрессий (борьба с "врагами народа", "кулаками", "контрреволюционерами"), но и к последним десятилетиям, когда торжествовала "социалистическая законность" (разоблачение "антисоветчиков", "диссидентов", "идеологических диверсантов").

В 60 - 70-е гг. в результате проведения очередной линии на усиление борьбы с "расхитителями госсобственности" пострадали тысячи хозяйственников, пытавшихся вырваться из тисков сплошного запретительства. В начале "перестройки" (середина 80-х гг.) проявлением явной правовой "маниловщины" (по меньшей мере) было принятие так называемых антиалкогольных указов, с помощью которых руководители КПСС (Коммунистическая Партия Советского Союза) и СССР с ходу попытались разрешить сложнейшую социальную проблему - покончить с пьянством в России.

Правовая политика, конечно, должна не плестись в хвосте у экономической и других видов политики (хотя она в значительной мере ими обусловлена), а, напротив, по возможности прокладывать им путь, заглядывать в будущее, предупреждать негативные явления и процессы, не забегая вместе с тем вперед там, где условия для правового вмешательства не созрели. В юридической политике, как нигде, важен прогноз и предвидение. Правовая политика должна обладать способностью диагностировать болевые точки жизни общества и своевременно их профилактировать.

Примером непродуманной и поспешной юридической политики может служить приватизация госсобственности, "ваучеризация". Во время слушания данного вопроса в Государственной Думе предыдущего состава были, в частности, приведены следующие данные: от продажи 54% госпредприятий в российскую казну поступило всего лишь 5 млрд. долл., в то время как, к примеру, в Великобритании от приватизации только 3% предприятий в бюджет поступило 65 млрд. долл.

Эти цифры и оценки говорят, во-первых, о масштабах криминала в данной области; во-вторых, о непрофессиональной правовой политике тех, кто планировал и проводил приватизацию. Не случайно российскую приватизацию называют преступлением века. Она с самого начала носила жульнический характер. Это не просто правовой нигилизм, неуважение законов - это беспредел.

Современная российская правовая политика призвана (просто обязана) всемерно противодействовать "бандитскому капитализму", "халявной приватизации", направлять реформы в более гуманное, человеческое, социально ориентированное русло, ибо ускоренного построения "развитого капитализма" не получилось. Общим лозунгом должно быть: "Реформы с человеческим лицом! ", "Реформы для народа, а не за счет народа!" Только в этом случае они обретут всеобщую и мощную поддержку.

Правовая политика - это перевод на юридический язык объективных потребностей развития общества, прежде всего экономических. Необходимо всемерно стимулировать честный бизнес, предпринимательство, но решительно противодействовать хищническим инстинктам, криминальным устремлениям. Мафиозный рынок несовместим ни с нормальным правовым регулированием, ни с разумной правовой политикой. Напротив, он опрокидывает, ломает любые рамки и нормы законной деятельности. В этих условиях государство, власть, закон должны проявить свои "лучшие качества", "свой характер", остановить стихию и неуправляемость, что предпринимается сейчас новым руководством страны.

Право, как это ни печально, оказалось "жертвой" неудачных реформ, ибо оно "освящало" и благословляло этот курс: принимались соответствующие законы, указы, постановления, создавалась необходимая правовая среда, иными словами, проводилась определенная правовая политика. Юридическая форма была нужна политикам для претворения в жизнь своих нежизненных, субъективистских лозунгов.

История показывает, что право в его "писаном" и "неписаном" виде использовалось в разное время по-разному и в разных целях - в зависимости от ситуации. Когда надо было, призывали к "строжайшему соблюдению норм права и законности", когда не надо - объявляли все это "юридической формалистикой и казуистикой" или устаревшим, отставшим, не соответствующим новым условиям. Иными словами, понятием права можно манипулировать.

6. В современных условиях одним из основополагающих приоритетов российской правовой политики является конституционная реформа, о необходимости которой много говорят и пишут сегодня в средствах массовой информации, в парламентских, политических и научных кругах. Проводятся теоретические дискуссии, "круглые столы".

Суть всех предложений об изменении Конституции - перераспределение власти. Последнее можно свести к четырем главным пунктам: а) ограничение полномочий Президента; б) усиление контрольных функций парламента; в) расширение компетенции и самостоятельности правительства; г) формирование кабинета министров на коалиционной основе, утверждение парламентом вице-премьеров и ключевых министров.

Обсуждаются и другие аспекты, например о сокращении числа субъектов Федерации, об отказе от "этнического" принципа территориального устройства России, о включении органов местного самоуправления в систему государственной власти, об упрощении процедуры импичмента, о практике заключения двусторонних договоров между центром и территориями, об установлении жесткой управленческой вертикали. Но особое неприятие вызывает положение Конституции, согласно которому Президент в любой момент и без всякого объяснения причин (проснувшись однажды в плохом настроении) может отправить Правительство в отставку.

При этом подчеркивается, что все предлагаемые изменения Конституции не должны вести к превращению президентской республики в парламентскую. Речь идет лишь о выравнивании баланса власти и совершенствовании механизма сдержек и противовесов в рамках президентской республики. Возражения направлены в основном против суперпрезидентской республики и носят конструктивный характер. Причем если раньше пересмотра Конституции РФ требовала в основном лишь оппозиция, то сейчас Конституцию РФ критикуют со всех сторон. В настоящее время, после ухода в отставку Б.Н. Ельцина, некоторые перекосы в Конституции страны исправляются.

Правовая политика России, будучи составной частью ее общегосударственной политики, обусловлена объективными закономерностями современного общественного развития, теми потребностями, которые лежат в основе всех проводимых в стране преобразований. Она направлена на дальнейшее углубление демократических реформ, подъем экономики, становление рыночных отношений, оздоровление социальной сферы, последовательную защиту национальных интересов, прав и свобод человека.

Правовая политика есть политика, проводимая с помощью правовых средств. Поэтому крайне важно всемерно совершенствовать эти средства, повышать их эффективность, надежность, четкость и безотказность функционирования. Это касается прежде всего законов, указов и правительственных постановлений, других нормативных актов, механизма правового регулирования, правоприменительной деятельности, судебной, прокурорской и следственной практики, прав и обязанностей граждан, юридической ответственности, правовой культуры - всех элементов, составных частей и институтов, образующих российскую правовую систему.






























2.2 Международно-правовая концепция России



Россия несет свою долю ответственности за формирование демократического мирового порядка. Для реализации этой ответственности, для обеспечения в новых условиях национальных интересов страны необходима концепция внешней политики, которая отражала бы реалии нашего времени и намечала пути решения глобальных проблем. Серьезными препятствиями в достижении этой цели являются абсолютное доминирование внутренней политики над внешней, а также консервативность политического мышления. Между тем сегодня внешняя политика приобрела первостепенное значение для решения и внутренних проблем страны. Надежное обеспечение национальных интересов невозможно без взаимодействия с мировым сообществом. Это принципиальное положение отмечается и руководителями МИД РФ[7] (Министерство Иностранных Дел РФ).

Наиболее сложная проблема заключается в оптимальном сочетании интересов внутренней и внешней политики. При нынешнем состоянии России абсолютным приоритетом не могут не обладать интересы упрочения национальной системы. Нельзя вместе с тем не учитывать, что решение многих внутренних проблем напрямую зависит от внешней политики. Последняя призвана обеспечить благоприятные внешние условия и содействовать привлечению в страну как можно большего объема внешних ресурсов. Решение этих задач предполагает развитую систему международного сотрудничества, устойчивость которой обеспечивается международным правом. Обеспечение национальных интересов требует высокоэффективной внешней политики. Возможности внешней политики России существенно ограничены состоянием ее общества. Следует вместе с тем учитывать, что в значительной мере это может быть компенсировано активностью и качеством внешней политики. Истории известно немало тому примеров.

Так, в весьма сложной обстановке Россия приняла Декрет о мире 1917 г., идеи которого, несмотря на сопротивление многих держав, оказали влияние как на мирное урегулирование после Первой мировой войны, так и на последующее развитие международного права. Другим примером может служить Индия времен Дж. Неру, когда, не будучи серьезной экономической военной силой, она играла видную роль в мировой политике.

Опыт свидетельствует, что в политике нельзя отставать, необходима определенная степень опережения. Особенно важно это в наше время, когда закладываются основы нового мирового порядка. Такое опережение должно быть присуще концепции внешней политики России. Особый ее раздел следует посвятить нашему видению будущего мирового порядка.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию 1999 г. говорилось: "Только активное участие в выработке принципов мироустройства позволит нашей стране занять место, достойное ее огромного научного, духовного и оборонного потенциала».

Частью концепции внешней политики должна быть международно-правовая концепция России. В наше время международное право становится все более важным инструментом политики. Разработка такой концепции требует активного взаимодействия теории и практики. МИД РФ, в принципе, не раз признавал значение этого взаимодействия. Однако реально в этом направлении сделано мало. Ответственность за это несет и наука. Пока можно говорить лишь о первых шагах в разработке международно-правовой концепции России[8].

Для решения стоящих перед Россией на международной арене задач необходимо обеспечить достаточно высокий интеллектуальный уровень политики. В новых условиях от этого зависит ее эффективность, влияние на мировую систему и способность обеспечить национальные интересы. Завтра значение интеллекта как решающего фактора еще более возрастет. Даже небольшие страны смогут играть активную роль.

Опыт нашей страны подтверждает значимость интеллектуального уровня внешней политики в обеспечении национальных интересов. В ходе мирного урегулирования после Второй мировой войны СССР не смог с достаточной полнотой использовать имевшиеся возможности. Достаточно упомянуть проблему Курильских островов, которая могла быть окончательно решена в наших интересах сразу же после войны.

Другой пример. Мы не обеспечили в должной мере свои национальные интересы при решении вопроса об объединении Германии. Во всем этом немалую роль сыграло отсутствие необходимых знаний, недостаточный профессиональный уровень наших политиков.

Международно-правовая концепция России имеет принципиальную основу - Конституцию. На ее основе был издан ряд законов, имеющих первостепенное значение для определения содержания концепции: законы о международных договорах, об обороне, о государственной границе, континентальном шельфе и др.

Конституция России по своему характеру является конституцией члена международного сообщества. Народ принял ее, "сознавая себя частью мирового сообщества". В основе вытекающей из Конституции концепции внешней политики лежит интернационализм, уважение общих интересов международного сообщества и национальных интересов его членов. Без уважения законных интересов других невозможно обеспечить уважение собственных интересов.

Согласно Конституции "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора" (ч. 4 ст. 15).

Приведенная норма впервые в истории российской государственности конституционно определила связь международного права с правовой системой страны, и сделано это в соответствии с требованиями современности. Эта норма не только выражает уважительное отношение к международному праву, но и создает конституционные гарантии выполнения его предписаний. В Законе о международных договорах Россия "подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств".

Высказывается мнение, согласно которому роль принципов международного права в правовой системе страны носит лишь символический характер, поскольку они относятся исключительно к международным отношениям. С этим едва ли можно согласиться. Став частью правовой системы страны, принципы образуют правовую основу ее внешней политики. Более того, они имеют и непосредственное значение для формирования и функционирования правовой системы России. Сославшись на упомянутую норму Конституции, Конституционный Суд РФ указал: "В соответствии с принципами правового государства, закрепленными Конституцией Российской Федерации, органы власти в своей деятельности связаны как внутренним, так и международным правом". Это относится и к органам, определяющим и осуществляющим внешнюю политику. Отметим, что при обосновании своих постановлений Конституционный Суд также ссылается на принципы международного права (например, на принципы самоопределения и территориальной целостности).

Значение принципов международного права для правовой системы страны отмечается и теоретиками права. Ю.А. Тихомиров пишет: "Общепризнанные принципы международного права... служат стабильной основой для национальной правовой системы и ее составных частей"[9].

Одним из важнейших требований современного международного права является соблюдение общепризнанных прав человека, как они изложены в универсальных договорах. Только отвечающее этому требованию государство может считаться полноценным членом международного сообщества. Уважение прав человека является одной из основ Конституции РФ. При этом четко обозначена их связь с международным правом: в Российской Федерации "признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией" (ч. 1 ст. 17). Как видим, общепризнанным принципам и нормам о правах человека предоставлен особый статус в правовой системе страны, который, по существу, приравнивает их к конституционным нормам.

Особого внимания заслуживает норма, согласно которой "перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина" (ч. 1 ст. 55). Значит, даже Конституция не может ограничить общепризнанные права и свободы, закрепленные международным правом. Как и международное право, Конституция исходит из постулата о неотъемлемости прав человека. В ней говорится: "Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения" (ч. 2 ст. 17). Круг таких прав и свобод фиксируется общим международным правом.

Расширение комплекса общепризнанных прав и свобод человека на международном уровне влечет за собой соответствующие изменения в российском праве без необходимости принятия каких-либо нормативных актов. В этом видится важный аспект принципиально нового взаимодействия международного и конституционного права.

Конституция предусматривает также международные гарантии прав человека. Закреплено право каждого при защите прав и свобод человека в соответствии с международными договорами России обращаться в межгосударственные органы, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46).

Российская Федерация принимает активное участие в международной защите прав человека. Она разделяет принцип, согласно которому закрепленные международным правом права и свободы должны соблюдаться всеми государствами и не являются исключительно внутренним делом той или иной страны.

После распада СССР миллионы россиян без всякого желания эмигрировать оказались на иностранной территории. Защита их прав - одна из главных и весьма сложных задач внешней политики России. Представляется желательным разработать юридически обоснованные положения, нацеленные на решение этой задачи, и включить их в концепцию внешней политики в качестве самостоятельного раздела.

Важным этапом в формировании российской концепции внешней политики явилось принятие в 2000 г. новой редакции Концепции внешней политики Российской Федерации. В качестве одной из основных целей указывается: "Воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права..." <*>. Подчеркивается необходимость повышения управляемости международной системы. Главным центром регулирования международных отношений должна оставаться ООН. Указывается на недопустимость принижения роли суверенного государства как основополагающего элемента международной системы.

Система международных отношений призвана обеспечить надежную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иных областях.

Обеспечить национальные интересы России должным образом возможно, лишь связав их с общими интересами государств. Поэтому одной из основ концепции внешней политики является идея всеобщей и всеобъемлющей безопасности, указывающей реальный путь к решению глобальных проблем в общих интересах. Речь идет именно о всеобъемлющей безопасности, которая охватывает не только военно-политическую сферу, но также и сферы экономики, экологии, решение проблем продовольствия, здравоохранения, энергетики, сырья, космического пространства и др. Политика такой великой державы, как Россия, не может не носить глобального характера. Идея всеобъемлющей безопасности, как видим, имеет немало общего с концепцией устойчивого развития, получившей широкое признание и нашедшей отражение в позитивном международном праве.

Центральное положение в концепции внешней политики и международного права занимает проблема применения вооруженной силы. Согласно российской Концепции внешней политики наша страна "исходит из того, что применение силы в нарушение Устава ООН (Организация Объединенных Наций) является нелегитимным и угрожает стабилизации всей системы международных отношений. Неприемлемы попытки внедрить в международный оборот концепции типа "гуманитарной интервенции" и "ограниченного суверенитета" в целях оправдания односторонних силовых акций в обход Совета Безопасности ООН". Вместе с тем выражается готовность "к предметному диалогу по совершенствованию правовых аспектов применения силы".

Федеральный закон "Об обороне" 1996 г. (в редакции Федерального закона от 30 декабря 1999 г.) установил, что Вооруженные Силы России предназначены для отражения агрессии, защиты целостности и неприкосновенности территории страны, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами России. Закон относит к понятию "отражение агрессии" также непосредственную угрозу России (п. 4 ст. 4). Это не вполне соответствует Уставу ООН, согласно которому право на самооборону возникает лишь в случае, если вооруженное нападение произойдет (ст. 51). Представляется более корректной позиция, изложенная в Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 706.

Россия намерена принимать активное участие в миротворческих операциях, о чем свидетельствует сам факт принятия в 1995 г. Федерального закона от 23 июня 1995 г. № 93-ФЗ "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности"[10].

Основной сферой участия России в миротворческих операциях является территориальное пространство СНГ. В большинстве случаев они носят двусторонний характер, например в Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии. Только в Таджикистане были сформированы коллективные миротворческие силы. Наиболее детально статус Коллективных сил по поддержанию мира определен в Положении о них, принятом в 1996 г. Эти силы представляют собой временное коалиционное формирование, создаваемое на период проведения определенной операции по поддержанию мира. Задача - содействие урегулированию конфликта на территории государства - участника СНГ.

Существенное значение в определении концепции внешней политики России имеет Концепция национальной безопасности РФ, новая редакция которой была принята в 2000 г. Ряд ее положений представляет интерес для понимания и международно-правовой концепции РФ. Констатируется факт сохранения общности "интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности". Внешняя политика России должна быть направлена на "упрочение ключевых механизмов управления мировыми политическими и экономическими процессами". Отсюда ее полноправное участие "в глобальных и региональных экономических и политических структурах". В предотвращении войн и вооруженных конфликтов главная роль отводится политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам.

Международно-правовая концепция России конкретизируется и развивается также законодательством, не имеющим прямого отношения к внешней политике. В качестве примера можно указать новый УК РФ, содержащий раздел "Преступления против мира и безопасности человечества". Раздел отражает не только позитивное международное право, но и тенденции его развития. Свидетельством тому может служить отнесение к преступлениям против мира и безопасности человечества такого преступления, как экоцид.

Таким образом, можно считать, что заложены основы международно-правовой концепции России. Для претворения ее в жизнь необходима достаточно широкая поддержка общества. Между тем в стране ощущается значительная утрата интереса к внешней политике у широких слоев населения. По данным опросов, лишь 10% населения интересуются международной жизнью. Значительную ответственность за сложившееся положение несут средства массовой информации. Внешней политике, не говоря уже о международном праве, уделяется предельно мало внимания. Да и качество информации не выдерживает критики. Необходимо с учетом программы Десятилетия международного права ООН разработать комплекс мер относительно преподавания этого права и распространения международно-правовых знаний. Весьма актуальна задача повышения интернациональной культуры общества, и в первую очередь тех его членов, которые непосредственно участвуют в управлении государством. Народ должен реально осознать себя членом мирового сообщества, обладающим вытекающими из этого правами и обязанностями.



2.3 Основы нового мирового порядка


Процесс определения основ нового мирового порядка происходит в ходе сложного взаимодействия государств. В своих внешнеполитических актах государства подчеркивают значение тех или иных аспектов этого порядка. Но достаточно целостные концепции встречаются редко. Одной из наиболее разработанных является Концепция внешней политики Российской Федерации 2000 г., которая в значительной мере посвящена "формированию нового мироустройства"[11].

Новый миропорядок призван обеспечить решение глобальных проблем. Гарантия его эффективности и надежности - взаимный учет интересов. "Миропорядок XXI века должен основываться на механизмах коллективного решения ключевых проблем, на приоритете права и широкой демократизации международных отношений". Подчеркивается усиление роли международных институтов и механизмов в мировой экономике и политике, включая "Группу восьми". Главным центром регулирования международных отношений должна оставаться ООН. Россия будет противодействовать попыткам принизить роль ООН и ее Совета Безопасности в мировых делах. Значительное внимание Концепция уделяет информационной деятельности, которой принадлежит важная роль в формировании политического мышления.

Характерной чертой современного процесса формирования нового политического мышления и соответствующего мирового порядка является его многосторонний характер, участие в нем широкого круга государств. Центральную роль здесь играет ООН. Особое место в этом процессе заняла сессия Генеральной Ассамблеи 2000 г. - Сессия тысячелетия. В принятых ею резолюциях достаточно четко определены основные параметры мирового порядка века глобализации[12]. В первую очередь это относится к Декларации тысячелетия ООН. В Резолюции, посвященной реализации Декларации, ее положения рассматриваются как возлагающие морально-политические обязательства (commitments), подлежащие претворению в жизнь на национальном, региональном и международном уровне. Подчеркивается, что правительства несут ответственность, индивидуально и коллективно, за осуществление Декларации. Вся система ООН призывает к оказанию помощи государствам в этом деле (Резолюция 55/162).

В основу мирового порядка положены цели и принципы Устава ООН, которые доказали свой непреходящий и универсальный характер. Более того, "их возможности и способность вдохновлять возросли в условиях, когда государства и народы стали более взаимосвязаны и взаимозависимы". Последнее положение специально подчеркивается ООН. Ему посвящена особая Резолюция Генеральной Ассамблеи "Содействие демократическому и справедливому международному порядку" (Резолюция 55/107, 2000 г.). Заслуживает внимания положение Резолюции о том, что "каждый имеет право на демократический и справедливый международный порядок".

При перечислении принципов особое внимание уделено принципу уважения прав человека. Отметим формулировку принципа самоопределения, он касается лишь народов, остающихся под колониальным господством или под иностранной оккупацией. В этом нашла отражение озабоченность обеспечением территориальной целостности государств.

Среди задач, которые должны решаться в условиях нового мирового порядка, центральное место отведено тем, что поставлены глобализацией. Необходимо, чтобы она стала позитивной силой для всех народов мира. Констатируется, что глобализация открывает огромные возможности. Однако в настоящее время налицо весьма неравное распределение плодов и бремени.

Решение соответствующих проблем требует путем широких и настойчивых усилий создать общее будущее, основанное на единстве человечества при всем его разнообразии. "Эти усилия должны включать политику и меры на глобальном уровне, которые отвечали бы потребностям развивающихся стран и стран с переходной экономикой и которые разрабатывались бы и осуществлялись при их эффективном участии". В этом видится одно из проявлений справедливого и демократического характера мирового порядка.

В основу мирового порядка положены основные ценности, "имеющие важное значение для международных отношений в XXI веке". К ним относятся:

- свобода: обеспечение прав человека, лучшей гарантией которых является демократическая форма правления, основанная на широком участии и воле народа;

- равенство: ни один человек и ни одна страна не должны лишаться возможности пользоваться благами развития;

- солидарность: глобальные проблемы должны решаться при справедливом распределении издержек и бремени в соответствии с фундаментальными принципами равенства и социальной справедливости.

Нельзя не заметить, что включение в число принципов мирового порядка принципа социальной справедливости представляет собой новеллу большого значения. Высшим достижением мирового порядка прошлого было утверждение формального равенства государств;

- терпимость: люди должны уважать друг друга при всем многообразии вероисповеданий, культуры и языков. Особого внимания заслуживает положение о том, что "культура мира и диалог между всеми цивилизациями должны активно поддерживаться";

- уважение к природе: совместными усилиями обеспечить сохранение природы. Нынешние методы производства и потребления должны быть изменены "в интересах нашего будущего благосостояния и благополучия наших потомков";

- общая ответственность: ответственность за управление мировой экономикой и социальным развитием, а также за обеспечение мира и безопасности должна быть общей для всех государств и реализоваться на многосторонней основе.

Последнее положение заслуживает особого внимания. Оно характеризует новый мировой порядок. Необходимость признания общей ответственности подчеркивается не первый год. Генеральный секретарь ООН К. Аннан говорит, что "государства должны прочно осознать свою двойную роль в нашем глобальном мире. В дополнение к своей самостоятельной ответственности, которую каждое государство несет в отношении своего общества, государства совместно являются гарантами нашей общей жизни на этой планете... Нет ни одного образования, способного конкурировать или заменить государство"[13]. Не случайно общая ответственность подчеркивается в актах ООН неоднократно. В Декларации тысячелетия руководители государств и правительств заявили, что наряду с ответственностью перед своими обществами они несут коллективную ответственность перед народами мира за обеспечение их благополучия.

Есть в отмеченном положении и другой важный аспект - ответственность за обеспечение должного уровня управления мировой системой. Достаточно высокий уровень управления - одна из характерных черт нового мирового порядка, определяемая необходимостью решения стоящих перед человечеством важных и сложных проблем. Речь идет о более высокой организации общества на национальном и интернациональном уровне, о более совершенном управлении. К. Аннан заявил: "Мы должны лучше управлять на национальном уровне, а на международном уровне мы должны научиться управлять лучше совместно". Значение управления нашло отражение во многих положениях резолюций Генеральной Ассамблеи.

В качестве основных целей мирового порядка Декларация определила:

1) мир, безопасность и разоружение: освободить народы от угрозы войны, как между государствами, так и внутри государств. Стремиться устранить угрозу, порождаемую оружием массового поражения.

Для достижения этого предусмотрены конкретные пути. Заслуживает внимания тот факт, что на первое место поставлено повышение общего уровня законности, обеспечение верховенства права в международных и внутренних делах. Подчеркивается значение выполнения решений Международного суда. Должно быть обеспечено выполнение договоров относительно разоружения и контроля над вооружениями, международного гуманитарного права и прав человека. Все государства призываются ратифицировать Статут Международного уголовного суда. Особо указана необходимость согласованных действий против международного терроризма. Государства призываются как можно скорее присоединиться к соответствующим конвенциям.

Предусматривается существенное повышение роли ООН и расширение ее возможностей. Ставится задача сделать ООН более эффективным средством поддержания мира и безопасности, предоставив ей средства и инструменты, которые нужны для предотвращения конфликтов, мирного разрешения споров, миротворчества, миростроительства и восстановления. ООН должна усилить сотрудничество с региональными организациями. Как видим, в данном, как, впрочем, и в других случаях, международным организациям придается самое существенное значение. Заслуживает внимания, что к методам обеспечения мира и безопасности отнесена борьба с транснациональной преступностью;

2) развитие; ликвидация бедности. Выражена решимость сделать реальным право на развитие для каждого и освободить от нужды все человечество; создать необходимые для этого условия на национальном и глобальном уровне. При этом подчеркивается, что достижение поставленных целей зависит от хорошего управления в каждой стране и на международном уровне. Многосторонняя система торговли и финансов должна быть открытой, справедливой, основанной на нормах, предсказуемой и недискриминационной. Особое внимание будет уделено нуждам наименее развитых стран.

Во имя решения этих задач будет развиваться надежное партнерство с частным сектором и общественными организациями;

3) защита общей окружающей среды. Выражена решимость с этой целью принять новую этику сохранения окружающей среды и соответствующее управление, в частности принять все меры к вступлению в силу и проведению в жизнь соответствующих конвенций. Нельзя не заметить, что положения о защите окружающей среды весьма ограничены. Не определено решение главной проблемы - распределение материального бремени. Впрочем, это замечание относится и к другим положениям. Развитые страны воздержались от принятия более или менее конкретных обязательств;

4) права человека, демократия и хорошее управление. Этим вопросам, как мы видели, уделено внимание и при решении иных проблем. В данном же случае выражена решимость не жалеть усилий для поощрения демократии и усиления верховенства права, а также уважения всех международно - признанных прав человека и основных свобод, включая право на развитие;

5) защита тех, кто особенно в ней нуждается. Речь идет об особых мерах по защите детей и всего гражданского населения, терпящих неизмеримые лишения в результате природных бедствий, геноцида, вооруженных конфликтов и иных гуманитарных катастроф. Предусмотрено предоставление помощи и защиты с тем, чтобы могла быть восстановлена нормальная жизнь. В этом видится одно из проявлений социального характера нового мирового порядка, проявляющегося в заинтересованности в общем благополучии;

6) особые нужды Африки. Выражено намерение содействовать упрочению демократии в Африке и помогать африканцам в их борьбе за прочный мир, ликвидацию нищеты и устойчивое развитие. На первое место среди путей решения проблем Африки, как видим, ставится упрочение демократии;

7) усиление Организации Объединенных Наций. Выражено намерение не жалеть усилий с тем, чтобы сделать ООН эффективным инструментом достижения перечисленных целей. В данном случае вновь более обстоятельно подтверждается центральное положение ООН в организационной системе международного сообщества. Предусмотрены конкретные меры по совершенствованию ее деятельности.

Следует отметить такую особенность нового мирового порядка, как содействие утверждению демократии не только на международном, но и на национальном уровне. Демократия рассматривается как необходимое условие нормального функционирования общества и государства. В подтверждение можно сослаться на такие регулярно принимаемые Генеральной Ассамблеей резолюции, как "Поддержка системой Организации Объединенных Наций усилий правительств поощрять и укреплять новую или восстановленную демократию", "Поощрение и упрочение демократии" и др. В них говорится, что "международное сообщество должно поддерживать упрочение и поощрение демократии" (Резолюция 55/96, 2000 г.).

Таким образом, на рубеже нового века международному сообществу коллективными усилиями удалось определить основы соответствующего мирового порядка. Новый порядок призван воплотить идею единства человечества, опираясь на высокоразвитую систему сотрудничества всех государств на базе единых принципов и целей при уважении многообразия участников. Этот порядок будет справедливым, демократическим, он обеспечит высокий уровень управления и законности, создаст условия для решения коренных проблем, поставленных историческим развитием перед человечеством, включая обеспечение мира и безопасности, устойчивое развитие всех стран, мировой экономики, науки и культуры.

Значение всего этого нельзя недооценивать. Вместе с тем обращает на себя внимание то обстоятельство, что утверждение основных целей и принципов не сопровождается достаточно четким определением путей, методов и средств их реализации, прежде всего экономического характера. Сама идея нового экономического порядка, представляющего неотъемлемую часть миропорядка в целом, в основном обойдена молчанием. Это значит, что предстоит решить еще немало проблем при уточнении параметров нового порядка и еще больше при его претворении в жизнь.

В общем, утверждение нового мирового порядка, с которым связаны судьбы человечества, потребует больших усилий государств и народов, мирового сообщества в целом. Без осознания этого обстоятельства трудно рассчитывать на успех.

В ходе развития человеческого общества происходит социализация индивида, что имеет самое серьезное значение. Человек - наиболее созидательное и вместе с тем самое разрушительное живое существо. Социализация стимулирует созидательную деятельность и противодействует разрушительной. В результате социализации человек постепенно постигает свою связь с племенем, общиной, государством, осознает соответствующие обязанности и ответственность. Ныне делает первые шаги наиболее сложный этап социализации - этап осознания человеком связи своих интересов с интересами всего человечества, которое становится все более реальной социальной категорией. Сказанное имеет прямое отношение и к государству. Международное право призвано содействовать социализации как человека, так и государства. Оно побуждает государство уважать общие интересы.




























Заключение


Рассмотрев тему работы, мы пришли к следующим выводам.

Приоритетов в современной российской правовой политике много. Под приоритетами в данном случае понимаются первоочередные задачи, проблемы, вопросы, которые необходимо решать сейчас и в ближайшей перспективе. К наиболее общим из них относятся такие, как формирование правового государства, гражданского общества, совершенствование законодательства и практики его применения, укрепление принципов федерализма, создание надежной правовой базы проводимых реформ, борьба с преступностью, терроризмом; выработка эффективных антикоррупционных мер, наведение порядка во власти, усиление защиты и гарантий прав человека, преодоление правового нигилизма, воспитание законопослушной личности и др.

Правовая политика России, будучи составной частью ее общегосударственной политики, обусловлена объективными закономерностями современного общественного развития, теми потребностями, которые лежат в основе всех проводимых в стране преобразований. Она направлена на дальнейшее углубление демократических реформ, подъем экономики, становление рыночных отношений, оздоровление социальной сферы, последовательную защиту национальных интересов, прав и свобод человека.

Россия несет свою долю ответственности за формирование демократического мирового порядка. Для реализации этой ответственности, для обеспечения в новых условиях национальных интересов страны необходима концепция внешней политики, которая отражала бы реалии нашего времени и намечала пути решения глобальных проблем. Россия пытается и создает такую концепцию.

Глобальные изменения, происходящие на современном этапе общественного развития во всех сферах человеческих отношений, актуализировали проблему общей стратегической солидарности народов, наций, государств планеты. "Особенность стоящих перед человечеством проблем в том, что они являются глобальными и могут быть решены лишь совместными усилиями всех государств. И Россия как одна из главнейших держав на сегодняшний день в мировой политике вносит свой вклад в глобальные изменения.








Список использованной литературы:


1.      ФЗ от 23 июня 1995 г. № 93-ФЗ "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности»// РГ. 1995. 30 июня.

2.      Концепция внешней политики Российской Федерации 2000 г.// Информационный бюллетень МИД РФ. Спецвыпуск. 2000. 10 июля.

3.      Гаджиев К.С. Введение в геополитику. Учебник для вузов, Издательская корпорация «Логос», 2000, 416 с.

4.      Гренберг И. Рассуждение об отношении, в котором находится общее право к положительному праву, к философии положительного права, к политике и этике. Харьков, 1988. – 246 с.

5.      Ильин И.А. О сущности правосознания. М.: Юристъ, 1993. – 340 с.

6.      Кареев Н.И. Общий ход всемирной истории. СПб., 1996. – 246 с.

7.      Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000. – 390 с.

8.      Тихомиров Ю.А. Реализация международно-правовых актов в российской правовой системе // Журнал российского права. 1999. № 3 - 4. 80 с.

9.       Annan K. We the Peoples - The Role of the United Nations in the 21st Century. U.N., 2000. P. 13

10.  Resolutions and Decisions adopted by the General Assembly during its fifty-fifth session. U.N., N.Y., 2001. Vol. 1.










[1] Гренберг И. Рассуждение об отношении, в котором находится общее право к положительному праву, к философии положительного права, к политике и этике. Харьков, 1988, с. 35.

[2] Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 90, 103.



[3] Кареев Н.И. Общий ход всемирной истории. СПб., 1996, С. 6.

[4] Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000. С. VIII.


[5] Гаджиев К.С. Введение в геополитику. Учебник для вузов, Издательская корпорация «Логос», 2000, С. 367.


[6] Российская газета. 1997. 7 марта.


[7] Заместитель министра иностранных дел России С.А. Орджоникидзе подчеркнул: "Одна из примечательных черт эпохи глобализации состоит в том, что без обеспечения общих интересов невозможно гарантировать и интересы отдельных государств" // ДВ. 2002. N 2. С. 114.


[8] Хлестов О.Н. Международное право и Россия // МЖМП, 1994, № 4.

[9] Тихомиров Ю.А. Реализация международно-правовых актов в российской правовой системе // Журнал российского права. 1999. № 3 - 4. С. 92.


[10] ФЗ от 23 июня 1995 г. № 93-ФЗ "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности»// РГ. 1995. 30 июня.


[11] Концепция внешней политики Российской Федерации 2000 г.// Информационный бюллетень МИД РФ. Спецвыпуск. 2000. 10 июля.


[12] Resolutions and Decisions adopted by the General Assembly during its fifty-fifth session. U.N., N.Y., 2001. Vol. 1.



[13] Annan K. We the Peoples - The Role of the United Nations in the 21st Century. U.N., 2000. P. 13