СОДЕРЖАНИЕ



Введение…………………………………………………………………...2

1. Общие положения об уголовной политике РФ…………………….…4

          1.1 Различные точки зрения на понятие уголовной политики…………4

          1.2 Цели, задачи, содержание уголовной политики…………………...12

1.3Принципы уголовной политики……………………………………..14

          2. Реализация уголовной политики РФ…………………………………19

          2.1 Концепция национальной безопасности……………………………19

          2.2 Судебная практика в сфере национальной безопасности………….25

Заключение..................................................................................................28

Список использованной литературы.........................................................30















Введение


В настоящее время в России идет создание правового государства. Статья 1 Конституции РФ провозглашает Россию демократическим правовым государством. Статья 2 Конституции провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. Государство обязано соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. В наши дни либеральная доктрина - от человека к государству - должна стать краеугольным камнем политики государства, в том числе и уголовной политики. Надо сказать, что это очень трудный процесс, и он в большей степени носит сейчас декларативный характер. Ни для кого не является секретом, что в современной России практически права и свободы человека и гражданина защищаются и соблюдаются государством в сфере действия уголовного права не в полном объеме. Процесс становления правового государства - это процесс очень длительный и болезненный. Привычные либеральные европейские доктрины появились не на пустом месте. Этот процесс происходил в течение сотен лет. На алтарь демократии и свободы были принесены сотни тысяч человеческих жизней, прежде чем человеческая личность со своими правами и свободами стала привычной сакральной ценностью европейского правосознания. Сейчас принято говорить, что исторические традиции России несовместимы с демократией и свободой. Но если вспомнить средневековую историю, когда под человеческими правами и свободами понимали веротерпимость, свободу вероисповедания, можно сказать, что демократия и свобода (разумеется, религиозная в данном контексте) в России существовала.

Объектом исследования является уголовная политика на современном этапе.

Предметом исследования является правовые акты в сфере уголовной политики РФ.

Целью настоящей работы является рассмотрение сущности уголовной политики в РФ.

Для реализации поставленных целей при написании работы ставились следующие промежуточные задачи: 1) рассмотреть различные точки зрения на понятие уголовной политики; 2) показать цели, задачи, содержание уголовной политики; 3) проанализировать принципы уголовной политики; 4) показать  реализацию  уголовной политики РФ.

Тема работы являются актуальной.






















1.     Общие положения об уголовной политике РФ

1.1 Различные точки зрения на понятие уголовной политики


Рассматривая эволюцию взглядов на уголовную политику, а впервые это понятие появилось в 1804 г., т.е. 200 лет назад, в работах известного немецкого криминалиста Ансельма Фейербаха - отца видного представителя классической немецкой философии Людвига Фейербаха, можно прийти к выводу, что в настоящее время она должна включать элементы общегосударственной политики в сфере борьбы с преступностью, принципиальные позиции субъектов гражданского общества по проблемам правопорядка, законности и безопасности, а также нормы закона и практику его применения, специальные меры по профилактике преступности, борьбе с ней и ресоциализации преступников.

Теория уголовной политики опирается и взаимодействует с познаниями из области философии, политологии, социологии, психологии и других фундаментальных наук с позиций ее основных концептуальных параметров, с учетом достижений и открытий, осуществленных на рубеже нового тысячелетия. Вся история познания свидетельствует о наличии мощных потоков знаний, идей, образов, представлений от естественных наук к гуманитарным и от гуманитарных к естественным, о теснейшем взаимодействии между науками о природе и науками об обществе и человеке.

Разработаны новые и оригинальные идеи, учитывающие изменение роли государства в экономической и политической системах общества, в конституционном определении российского государства как социального.

Относительно объема и содержания уголовной политики сегодня, как и раньше, существуют две основные позиции, связанные с пониманием уголовной политики.

Первая была сформулирована А.А. Герцензоном, считавшим, что изучаемым понятием охватывается все, что прямо или косвенно направлено на борьбу с преступностью. Таким образом, трактуя данное понятие уголовной политики, он включал в ее сферу не только специальные меры (уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, криминологические, исправительно-трудовые, но и меры чисто социального характера (экономические, идеологические, медицинские и т.д.)[1].

Кроме этого, была высказана и другая точка зрения, сторонники которой (С.В. Бородин, А.Э. Жалинский, Н.И. Загородников, И.А. Исмаилов, Н.И. Стручков) считают, что только специальные меры социального предупреждения преступности, которые основываются на уголовном, уголовно-процессуальном и исправительно-трудовом законодательстве с привлечением данных науки, включая криминологию и криминалистику, составляют это понятие[2]. Представляется важным в этом контексте определение уголовной политики, предложенное Н.И. Загородниковым и Н.А. Стручковым: "Уголовная политика представляет собой такое направление советской политики, в рамках которого формируются исходные требования борьбы с преступностью посредством разработки и осуществления широкого круга предупредительных мер, создания и применения правовых норм материального, процессуального и исполнительного уголовного права, устанавливающих криминализацию и пенализацию, а когда нужно, декриминализацию деяний, а также посредством определения круга допустимых в борьбе с преступностью мер государственного принуждения"[3]. Следует отметить, что основной акцент в этом определении сделан на исходных требованиях, т.е. принципах борьбы с преступностью, что представляется весьма важным.

Сходно, но с определенной спецификой определяет уголовную политику Н.А. Беляев. По его мнению, уголовная политика осуществляется путем применения наказания или заменяющих наказание мер административного или общественного воздействия к лицам, совершившим преступные посягательства, а также путем предупреждения преступлений при помощи угрозы применения наказания[4].

Помимо приведенных выше формулировок в юридической литературе имеется множество различных определений уголовной политики. Так, например, по мнению И.А. Исмаилова, уголовную политику можно охарактеризовать как "направление деятельности государства, осуществляемой на уровне политического руководства, управления, принятия и реализации конкретных решений и имеющей основным назначением определение и проведение в жизнь задач, форм и содержания, целенаправленных мер борьбы с преступностью (воздействия на нее), организацию и обеспечение оптимального функционирования и развития этой системы на надлежащей идеологической, правовой, информационной, ресурсной базе и во взаимодействии с другими социальными системами".

Представляют несомненный интерес определения, иллюстрирующие современный взгляд на проблему. С.С. Босхолов считает: "Под уголовной политикой следует понимать: 1) государственную политику (доктрину) борьбы с преступностью, выраженную в соответствующих директивных актах (законах, указах Президента, постановлениях правительства); 2) научную теорию и синтез соответствующих политических, социологических и правовых знаний; 3) особый вид социальной деятельности, направленной на активное, наступательное противодействие преступности и другим правонарушениям"[5]. В.П. Ревин подчеркивает: "Уголовная политика - это целенаправленная активная деятельность государства по защите общества от преступности, разработка и реализация оптимальной стратегии, призванной обеспечить достижение цели стабилизации и ограничения уровня преступности, создания предпосылок позитивных тенденций преступности"[6].

Обобщенно, в структурном плане уголовную политику определяет Я.Г. Стахов. По его мнению, это государственная программа борьбы с преступностью и ее реализация в деятельности государственных и общественных организаций, а также сложное, многогранное социально-политическое образование, объектом воздействия которого является преступность[7].

Анализируя понятие уголовной политики, необходимо отметить главное - ее ведущую роль по отношению к материальным и процессуальным отраслям права антикриминального цикла, управление применением норм которых является одной из форм реализации уголовной политики[8].

В отраслевом контексте данные понятия направлены на то, чтобы выделить из правовой сущности уголовной политики как системы направления, обслуживаемые отдельными отраслями права и решающие задачи, которые ставятся соответствующими кодексами для применения своих норм и институтов.

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что все авторы рассматривают уголовную политику как направление государственной деятельности, определяющее стратегию и тактику борьбы с преступностью на базе уголовного материального, процессуального и исполнительного права. Однако наряду с традиционными определяющими уголовной политики - деятельностью государства, профилактикой правонарушений, борьбой с преступностью, юридическими составляющими и ресоциализацией преступников - в настоящее время появились факторы, которые нельзя не учитывать при определении понятия, раскрытия содержания и сущности уголовной политики Российской Федерации.

Общепризнанными понятиями современной общественно-политической жизни являются: политика, внутренняя политика, внешняя политика и международная политика. В свою очередь, внутренняя (внутригосударственная, национальная) политика подразделяется на социальную, экономическую, экологическую и некоторые иные. Внутренняя политика - это направления деятельности государства и общества (как через государство, так и через иные политические и неполитические образования), связанные с решением задач, касающихся населения в целом, отдельных групп населения, государства в целом или его частей (субъектов федеративного государства). Иными словами, тот или иной вопрос является (становится) политическим, когда он затрагивает большие массы людей, страну, государство, части государства. Вопрос может быть политическим какое-то время, затем перестать быть таковым.

Правопорядок, борьба с преступностью, безопасность личности в зависимости от их состояния могут быть вопросами социальными (социальной политики) и могут быть вопросами внутригосударственной политики в целом, но во всех случаях они касаются всего общества и государства и требуют принятия специальных мер государственного и общественного характера, которые традиционно можно назвать уголовной политикой. Причем на нынешнем этапе состояния и развития российского общества и государства это элемент внутригосударственной политики в целом, что объясняется следующими общенациональными и общегосударственными обстоятельствами, а также активным включением России в антитеррористические усилия ООН и других организованных форм сообщества, в сферу международного сотрудничества по борьбе с транснациональными преступлениями.

1. В связи с появлением различных форм собственности в Российской Федерации (ст. 8 Конституции РФ, ст. 212 Гражданского кодекса РФ) и соответственно сокращением участия государства в производительных сферах (не всегда оправданное) возросла ответственность предпринимателей и иных собственников (особенно собственников (фактических и формальных) средств производства) за безопасность, сохранность и эффективность использования этой собственности. Переложить полностью на государство ответственность за собственность, за правопорядок (условие нормального всестороннего развития общества), за преступность, за безопасность личности невозможно и нецелесообразно. Следовательно, собственники должны принимать участие в выработке и проведении в жизнь уголовной политики. Естественно, не только предприниматели, объединенные в союзы, но и иные звенья политической системы российского общества, а также все субъекты развивающегося гражданского общества должны участвовать в ее разработке и проведении в жизнь. Государство определяет политико-правовую составляющую уголовной политики и обеспечивает через правоохранительные органы ее осуществление при поддержке участников всех организованных форм российского общества.

2. Российская Федерация находится в процессе становления как подлинно сложное - федеративное - государство. И федеральный центр, разрабатывая основы уголовной политики РФ, должен тщательно учитывать особенности положения дел в субъектах РФ - республиках, краях, областях, автономных округах и автономной области в сфере обеспечения правопорядка, борьбы с преступностью и безопасности личности.

3. Конец XX и начало XXI в. характеризуется увеличением числа и повышением степени общественной опасности ряда "новых" и "старых" преступлений - терроризма и международного терроризма, наркомафии и незаконного оборота наркотиков, различных форм организованной преступности и т.п. Причем в условиях существования оружия массового поражения эти общеуголовные деяния угрожают и покушаются не только на правопорядок и безопасность личности, но и на национальную безопасность конкретных государств и международную безопасность.

Ситуация в Чеченской Республике ярко показала, что бороться с террористической угрозой и актами международного терроризма, контрабандой оружия, бандитизмом в рамках "старой" уголовной политики весьма затруднительно. Российское Правительство, выполняя внутригосударственные и международные обязательства по обеспечению национального и международного правопорядка, пресечения преступности и охраны прав и свобод человека, уже не может действовать, опираясь лишь на органы уголовной юстиции.

При разработке и проведении в жизнь российской уголовной политики необходимо ориентироваться на взаимодействие и взаимное дополнение систем уголовной юстиции, правоохранительных органов системами национальной и международной безопасности. С одной стороны, важно, чтобы каждая система действовала в пределах, определенных законом, с другой - занимаясь специфическими вопросами, например, борьбы с терроризмом, они должны взаимодействовать. Хороший пример в российской практике - создание Федеральной антитеррористической комиссии, где представлены не только органы, обеспечивающие национальную безопасность, но и МВД России и другие структуры, занимающиеся борьбой с общеуголовной преступностью и обеспечением безопасности личности[9].

4. Центральной составляющей уголовной политики являются уголовно-правовая, уголовно-процессуальная и уголовно-исполнительная отрасли. Однако их создание и успешное функционирование (применение), выработка и осуществление государственных директив в сфере обеспечения правопорядка, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности личности, разработка и организация предупреждения преступности и ресоциализация преступника должны строиться на полинормативной основе. Уголовная политика как часть внутригосударственной политики должна строиться и осуществляться на основе политических директив, норм права, морали (нравственности), религиозных норм, обычаев, а также корпоративных норм. Нельзя забывать и о положениях ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Иными словами, при выработке уголовной политики необходимо учитывать и политические решения международных организаций типа ООН, СНГ и др., и программы борьбы с преступностью и терроризмом, и нормы и стандарты ООН в области уголовной юстиции.

Таким образом, обобщая все то, что было наработано советской и российской наукой, опираясь на реалии сегодняшнего дня в России и в мире, можно дать следующее определение понятия уголовной политики.

Уголовная политика - это система принципов, политических и политико-правовых предписаний, правовых и иных социальных норм антикриминального цикла, криминологических программ и программ ресоциализации преступника, выработанных на научной основе и осуществляемых государством совместно с субъектами российского гражданского общества по обеспечению правопорядка, предупреждения и борьбы с преступностью, безопасности личности, в необходимых случаях - национальной безопасности. Уголовная политика предопределяется национальными и международными условиями борьбы с преступностью и терроризмом; выражается в создании и осуществлении единой и разносторонней системы государственных директивных (политических) указаний, норм уголовного права, уголовно-процессуального права, уголовно-исполнительного права, норм ряда иных социальных предписаний; опирается на принципиальные основы предупреждения преступности, борьбы с ней на национальном и международном уровнях и обращения с правонарушителями.




1.2 Цели, задачи, содержание уголовной политики



На основе анализа научных позиций А.И. Александров уголовную политику определяет как "направление деятельности правотворческих и правоприменительных органов государственной власти по выработке общих положений уголовного законодательства, установлению круга преступных деяний и системы наказаний, разработке санкций в конкретных составах преступлений и избранию справедливых и целесообразных мер воздействия в отношении лиц, признанных виновными в совершении преступлений". При этом он выделяет пять составных частей уголовной политики: уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, уголовно-розыскную, уголовно-предупредительную и уголовно-исполнительную.

Целью уголовной политики является воздействие на преступность путем разработки теоретических концепций, направленных на противодействие и предупреждение преступности; формирование согласованного уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и регулирования практики применения.

Задачами уголовной политики являются:

1. Защита личности, собственности, государства и иных охраняемых уголовным законом объектов (интересов) от преступного посягательства.

2. Разработка и принятие нормативных актов, целевых программ, позволяющих осуществлять противодействие и предупреждение преступности.

3. В целях повышения эффективности действия уголовного законодательства своевременное использование различных методов уголовно-правовой политики, а именно: криминализации и декриминализации, пенализации и депенализации, дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности.

4. Толкование действующего законодательства в сфере противодействия преступности с целью выяснения и разъяснения его точного смысла.

5. Выявление эффективности деятельности правоохранительных органов по применению на практике институтов и норм уголовного права.

6. Недопущение нарушения взаимосвязи между нормами уголовного права и нормами различных отраслей законодательства.

Для осуществления этих задач следует руководствоваться принципами уголовно-правовой политики, а также основными положениями, закрепленными в уголовном законодательстве.

Считаем, что в содержании уголовной политики необходимо рассматривать следующие обязательные элементы: научно-концептуальный, законотворческий, правоприменительный и оценочный.

Научно-концептуальный элемент уголовной политики состоит в научном обосновании и законодательном закреплении основ уголовно-правовой политики с учетом особенностей общественных отношений. Уголовное право, как и вся правовая система страны, зависит от политики и существенных ее проявлений. Изменения, вносимые в уголовное законодательство, очень часто становятся результатом политических дискуссий. Общие идеи уголовно-правовой политики должны учитывать состояние, перспективы социально-экономического, политического и духовного развития всего общества.

Законотворческий элемент уголовной политики состоит в ее законодательном закреплении, то есть она оформляется в качестве официальных властных установок государством.

Правоприменительный элемент уголовной политики включает в себя вопросы, связанные с реализацией и применением на практике законодательства, иначе говоря, с правоприменительной деятельностью.

Оценочный элемент уголовной политики образуют ее итоги и перспективы. Все усилия заинтересованных субъектов направлены на то, чтобы добиться решения тех задач, которые рассматриваются действующей властью как наиболее важные, существенные и сегодня, и в перспективе.

Мы согласны с предложенными Н.А. Лопашенко методами уголовно-правовой политики: криминализация и декриминализация, пенализация и депенализация, дифференциация и индивидуализация уголовной ответственности[10].





1.3 Принципы уголовной политики


Российская уголовная политика должна строиться на разработанных и научно обоснованных принципах. По этому поводу А.И. Коробеев отметил: политика, для того чтобы оправдать свое предназначение, должна иметь систему руководящих идей, начал - систему определенных принципов... Понять уголовно-правовую политику без знания формирующих ее принципов невозможно: принципы в конкретизированном виде выражают саму политику. В равной степени нереальна и реализация уголовно-правовой политики вне и помимо системы ее принципов: во многом она претворяется в жизнь именно через принципы, закрепленные в праве[11].

Производность принципов уголовного права от принципов уголовной политики обосновывают многие ученые-процессуалисты. Например, по мнению М.И. Ковалева, в отличие от принципов уголовного права, которые определяют уголовно-правовые методы и средства борьбы с преступностью, принципы уголовной политики, кроме этого, призваны решать профилактические задачи социальными, организационными, идеологическими и иными средствами[12].

Высказываются и противоположные суждения. Так, В.В. Мальцев считает, что "принципы уголовно-правовой политики и уголовного права по содержанию очень близки друг к другу, различия между ними все же имеются. Принципы уголовного права первичны. Принципам же уголовно-правовой политики принадлежит подчиненная, служебная роль, которая в этом аспекте в том и заключается, чтобы точнее и полнее отразить содержание принципов уголовного права в уголовном законодательстве".

В этом вопросе более убедительной представляется точка зрения Ю.Е. Пудовичкина и С.С. Пирвагидова, которые указывают, что "принципы уголовной политики есть руководящие идеи, общие начала, присущие всем ее направлениям: уголовно-правовому, уголовно-процессуальному, уголовно-исполнительному и криминологическому. Они выступают общим понятием по отношению к принципам, определяющим отдельные направления деятельности государства в рамках уголовной политики. Принципы уголовной политики нормативно закреплены в ст. 3 - 7 УК РФ, ст. 8 УИК РФ, в гл. 2 УПК РФ. К таким принципам следует отнести законность, гуманизм, справедливость, равенство граждан, демократизм"[13].

Автор определяет значение принципов уголовно-правовой политики и в том, что сам процесс законотворческой деятельности должен преломиться через призму руководящих идей уголовно-правовой политики; они выступают регулятором правоприменительной деятельности. Такая аргументация необходимости теоретической разработки и законодательного закрепления принципов уголовно-правовой политики является, на наш взгляд, достаточной.

Полагаем, что принципы уголовно-правовой политики не могут идти вразрез с принципами, сформулированными в общей теории права и государства, а также с принципами, разработанными наукой уголовного права и нашедшими отражение в УК РФ, в Конституции РФ, с принципами, закрепленными в основных положениях международных правовых актов в сфере уголовного права, ратифицированных Россией.

Так сложилось, что принципы уголовного права были закреплены первыми в УК РФ 1996 года в статьях 3 - 7. До сих пор не выработано основных начал по уголовно-правовой политике РФ, а следовательно, и не обнародованы легально ее принципы. Положения о принципах уголовно-правовой политики РФ и их содержании находятся в стадии научной разработки.

Мы думаем, что принципы уголовно-правовой политики являются ведущими и определяющими по отношению к принципам, закрепленным в уголовном законодательстве. Следовательно, принципы уголовно-правовой политики должны включать в себя все принципы, уже обозначенные в УК РФ, в силу того, что последние являются производными от первых.

Поэтому можно согласиться со стройной, логичной, основанной на учете содержания российских и международных норм уголовного права, вобравшей в себя принципы, предложенные А.И. Коробеевым, позицией Н.А. Лопашенко и отнести к ним: 1) социальную обусловленность, 2) научную обоснованность, 3) устойчивость и предсказуемость, 4) легитимность, демократическую сущность, 5) гуманность и нравственность, 6) справедливость, 7) гласность, 8) сочетание интересов личности и государства, 9) приоритетность прав человека, 10) соответствие международным стандартам, 11) экономию репрессий, 12) неотвратимость ответственности[14].

Уголовно-правовая политика должна являться стержнем законодательной и правоприменительной деятельности, обеспечивая их единство и взаимодействие в вопросах правового регулирования. Она создает такие условия для реализации воли законодателя, которые позволяют сосредоточить государственные усилия на наиболее важных участках уголовно-правового регулирования; стимулирует принятие таких нормативно-правовых актов, которые отвечают задачам правового регулирования и при этом учитывают возможности и потребности юридической практики.

К сожалению, современные реалии таковы, что законодательный элемент уголовно-правовой политики живет своей жизнью и чаще всего лишен внешнего классового содержания, а отдельные поползновения в сторону внесения классовых приоритетов учеными быстро обнаруживаются, вызывают дискуссию в обществе и вынуждены пресекаться государством. Как это, например, произошло 8 декабря 2003 года при исключении конфискации из перечня видов наказаний. Тогда, как отмечает Ю.В. Голик, во главу угла были поставлены интересы несправедливо обогатившегося меньшинства[15]. Правоприменительный элемент уголовно-правовой политики очень деформирован и зачастую носит классовый характер.

Мы совершенно не согласны с неординарным мнением С.Г. Олькова о том, что следует уже сейчас упразднить уголовную политику, отказаться от дегенеративных понятий преступления и наказания... Институт преступления, ответственности и наказания, то есть издевательства и мучения, следует немедленно упразднить[16]. Классическая юриспруденция противоречит всем тем аксиомам и законам и всей логике науки... Эта юриспруденция должна быть ликвидирована, выброшена на "свалку" исторических отходов. Считаем, что такая нигилистическая теория абсолютно не имеет под собой научного обоснования. Полагаем, что если законодательно закрепленной уголовно-правовой политики нет как таковой, то не ясно, что следует упразднять?

Более того, мы убеждены, что исторический опыт, накопленные теоретические знания и существующая правоприменительная практика обеспечивают решение задач настоящего и будущего.




























2.     Реализация уголовной политики РФ


2.1 Концепция национальной безопасности



Принимая во внимание отсутствие какого-либо единого официального документа государства, определяющего как сам термин, так и направления "уголовной политики" России, тенденции изменений уголовной политики как части внутренней политики подлежат осуществлению на основе политических директив (концепций), аналитических и сравнительно-правовых исследований, устоявшихся общественных морально-нравственных предписаний и обычаев, религиозных норм и иных корпоративных норм. Кроме того, при выработке уголовной политики необходимо учитывать принципы и нормы международного права.

Так, одним из таких документов, содержащих предписания, определяющие состояние и направления влияния уголовной политики, является Концепция национальной безопасности Российской Федерации[17], в которой определены угрозы национальной безопасности и предлагается комплекс мер не только уголовно-правового характера, но и политические, экономические, а также меры социальной сферы, необходимые для эффективной борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Указанная Концепция на современном этапе общую обстановку в государстве, т.е. "состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений", в целом характеризует как достаточно сложную. Кроме этого, в Концепции отмечается "отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров". В социальной сфере данные экономические и политические условия способствуют расслоению общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличению удельного веса населения, живущего за чертой бедности, росту безработицы, снижению духовного, нравственного и творческого потенциала.     

Концепция национальной безопасности по своей сущности есть политический документ, в котором сформулированы важнейшие направления государственной политики России. На основе этого документа министерства, ведомства, государственные и общественные организации России формируют или корректируют свою концептуальную базу, а также нормативные правовые документы в части, касающейся их деятельности по обеспечению национальной безопасности России.

На основе Концепции ежегодно в Совете Безопасности РФ готовится доклад Президенту РФ о внутренней и внешней обстановке, а в Администрации Президента РФ - послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Совет Безопасности РФ является органом, способствующим в реализации Президентом РФ своих полномочий по осуществлению контроля за деятельностью органов обеспечения безопасности. Администрация Президента РФ осуществляет функции контроля и проверки исполнения органами исполнительной власти и их должностными лицами федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ и подготовки соответствующих докладов Президенту. В докладе и послании уточняются текущие цели и задачи государства, а также планы министерств, ведомств и организаций, составляющих систему обеспечения безопасности России. Таким образом, Концепция определяет два основных направления деятельности государственных структур. Первое - обеспечение национальных интересов и целей при исполнении своих обычных функций, и второе - обеспечение национальной безопасности путем выявления и нейтрализации внутренних и внешних угроз силами и средствами обеспечения безопасности. При этом понятно, что два упомянутых направления работы взаимосвязаны и взаимозависимы.

Наше государство, расположенное в двух частях света, благодаря своей территории, численности населения, а также как ядерная держава всегда будет занимать не последнее место в общемировом геополитическом раскладе сил, оказывая значительное влияние на развитие международной ситуации.

Одним из принципиальных отличий нашей Концепции от аналогичных документов ряда других стран, в которых речь идет исключительно о внешних аспектах интересов и безопасности, является то, что национальные интересы и безопасность во внутренней и внешней областях рассматриваются в совокупности и во взаимосвязи. Причем наибольшее внимание уделено рассмотрению внутренних факторов.

С момента своего действия Концепция национальной безопасности подвергалась изменениям, которые были обусловлены процессами федерализации, конституционной реформой, проходящими в стране и предопределяющими новые подходы к проблемам национальной безопасности и территориальной целостности России, в связи с чем в Концепцию в 2000 году были внесены изменения[18].

Концепция национальной безопасности, наряду с такими нормативными актами, как Конституция РФ, федеральные законы, другие нормативные правовые акты РФ, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней политики, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры составляют правовую базу Концепции внешней политики РФ. Концепция внешней политики Российской Федерации представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России. Совокупность действий обеих Концепций способствует наиболее полному укреплению территориальной целостности и суверенитету нашего государства. Концепция национальной безопасности создает установки, которые используются и конкретизируются применительно к различным сферам обеспечения национальной безопасности, например в Военной доктрине РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 21.04.2000 № 706, Морской доктрине РФ на период до 2020 года, утвержденной Президентом РФ 27.07.2001 (№ Пр-1387), и Основах пограничной политики Российской Федерации, которые являются составной частью Концепции национальной безопасности и представляют собой систему официально принятых взглядов на цели, задачи, принципы, основные направления и механизм реализации пограничной политики РФ. Перечень данных документов не является исчерпывающим, документы, относящиеся к различным аспектам национальной безопасности России, регулируют сферу международной безопасности, экономической и информационной, государственной и общественной, а также антитеррористическую деятельность.

На современной международной арене Россия имеет все основания оставаться одной из полноценных великих держав, но для этого в первую очередь необходимо, чтобы стержнем ее политики были коренные национальные интересы. К ним в первую очередь относятся: обеспечение для страны благоприятных внешних условий; обеспечение политическими и военными средствами безопасности страны во всех сферах, включая суверенитет и территориальную целостность, укрепление периметра границ; защита прав, свобод, достоинства и благополучия граждан; формирование взаимовыгодных отношений со странами СНГ; закрепление за Россией достойной роли в мировом балансе сил. Необходимость проведения такой политики высказывает в своей работе и А.К. Шаваев, говоря о том, что "государство осуществляет свою деятельность главным образом в сфере всеобщих, общенациональных интересов и прежде всего занимается проблемами существования и развития общества как единой целостности. Одной из важнейших функций государства является именно защита интересов своих граждан, социальных групп, обеспечение их безопасного существования и жизнедеятельности. По существу, государство обеспечивает свою безопасность через обеспечение безопасности всех элементов (объектов безопасности) общества. И то государство, которое не способно этого добиться, обречено на гибель, исчезновение"[19].

Развитие нашего государства в данном направлении подтверждается и действиями Президента РФ, который в своем Послании Федеральному Собранию 2006 года обращал внимание на следующее: "Современной России нужна армия, имеющая все возможности адекватно реагировать на современные же угрозы. У нас с вами должны быть Вооруженные Силы, способные одновременно вести борьбу в глобальном, региональном, а если потребуется, и в нескольких локальных конфликтах. Должны - при любых сценариях - гарантировать безопасность и территориальную целостность России. Мы должны быть всегда готовы отразить потенциальную внешнюю агрессию и акты международного терроризма. Должны быть способны ответить на чьи бы то ни было попытки внешнеполитического давления на Россию, в том числе - с целью добиться укрепления своих собственных позиций за наш счет. И нужно прямо сказать: чем сильнее будут наши Вооруженные Силы, тем меньше будет соблазн такое давление на нас оказывать, под каким бы предлогом оно ни проводилось"[20]. В Послании 2007 года, опубликованном в "Российской газете" от 27.04.2007, Президент вновь заострил свое внимание на обязанности последовательного укрепления Вооруженных Сил. При этом необходимо соизмерять наши задачи с возможностями национальной экономики (так как решение вопросов военной безопасности требует системного подхода и жесткой увязки с экономическими возможностями страны), а также с характером потенциальных угроз и динамикой международной обстановки.

В настоящее время наша страна старается проводить оптимальную внешнюю политику, укрепляя стратегический и тактический военный потенциал. Современная российская внешняя политика опирается на принципы прагматизма, предсказуемости и верховенства международного права и суверенитета государства. Россия всячески демонстрирует свое стремление стать одной из главных сил, стабилизирующих международную обстановку. На сегодняшний день нашей страной установлены взаимовыгодные отношения со многими странами Азии, особенно с Китаем и Индией, европейскими странами, США. Россия, восстанавливая свой экономический потенциал и осознавая свои возможности, стремится к равноправным отношениям со всеми странами. Президентом взят курс, который сочетает твердое отстаивание российских национальных интересов со стремлением избежать конфронтации с другими странами[21].

В Послании 2006 года Президент в том числе остановился на отношениях России с ближайшими соседями, со странами СНГ, и обратил внимание на то, что до сих пор идут споры вокруг самой целесообразности и дальнейшей судьбы Содружества, но что работа над вопросами реформирования СНГ продолжается. Также Президент подчеркнул очевидность того факта, что Содружество помогло без особых потерь пройти период становления партнерских отношений между вновь образованными, молодыми государствами и сыграло свою позитивную роль в сдерживании региональных конфликтов на постсоветском пространстве. Из опыта СНГ выросло и несколько продуктивных инициатив экономического сотрудничества. Сегодня параллельно - на основе совпадающих интересов сторон - развивается союзное государство с Белоруссией, ЕврАзЭС, Единое экономическое пространство. Сообща решаются различные проблемы, и многостороннее партнерство позволяет это делать с меньшими затратами, с большей эффективностью. Содружество стало хорошей основой и для формирования Организации Договора о коллективной безопасности. В эту структуру вошли страны, по-настоящему заинтересованные в тесном военно-политическом взаимодействии. Не обошел он данной темы и в Послании 2007 года, в связи с чем хотелось бы процитировать его высказывание: "Россия и дальше намерена играть инициативную роль в процессах экономической интеграции на пространстве СНГ. А в более широком плане - и на всем евразийском пространстве. Надо укреплять интеграционные процессы и в ЕврАзЭС, и в Шанхайской организации сотрудничества. Подчеркну: это как раз тот случай, когда экономика является синонимом безопасности, в том числе безопасности наших границ". Сегодня немаловажным представляются вопросы сохранения и укрепления государственного суверенитета, территориальной целостности, развития и совершенствования демократических институтов, достижения политической стабильности, создания эффективной экономики и мирного сосуществования с государствами во всем мире.



2.2 Судебная практика в сфере национальной безопасности


В целях национальной безопасности учреждаются многие институты, запреты.

В этом плане интересны случаи из судебной практики.

В качестве примеров правоотношений имеющих стратегическое значение для национальной безопасности можно привести: 1. Постановление ФАС Дальневосточного Округа от 21.04.2005г. № Ф0з-А73/05 – 2/555 «Энергоснабжающая организация не вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора и прекратить подачу электроэнергии на предприятия, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности»; 2. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.09.2005г. № Ф05-5112/2005 (А45-3153-16) «Поскольку по мировому соглашению передаются основные средства, необходимые для производства продукции, имеющей стратегическое назначение для обеспечения национальной безопасности  государства, оно нарушает права и законные интересы государства, в связи, с чем определение об утверждении мирового соглашения отменено, дело направлено для рассмотрения по существу в суд первой инстанции»; 3. Постановление ФАС Северо - Кавказского Округа от 04.10.2007г. №Ф08-6544/2007 по делу №А61/972/2006-13 «Дело направлено на новое рассмотрение, т.к. согласно Указу Президента РФ от 22.09.1992г. № 179 специальное оборудование, имеющее значение для обеспечения национальной безопасности, не подлежит свободной реализации. Таким образом, свободной реализации не подлежат определенные виды имущества, которое предназначено для осуществления государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности РФ»; 4. Постановление ФАС Уральского округа от 17.07.2006г. №Ф09-6192/06-С6 по делу № А60-4668/2006 «Так как мобилизационные мощности и объекты, как основное состояние национальной безопасности РФ, ограничены в обороте, на них не может быть наложен арест и обращено взыскание в рамках исполнительного производства»; 5. Постановление ФАС Северо – западного округа от 22.06.2006г. по делу №А05-8059/2005-16 «Суд отказал в признании незаконным решения уполномоченного органа о предоставлении обществу права пользования недрами с целью геологического изучения и добычи общераспространенных полезных ископаемых, поскольку администрация субъекта РФ не доказала, что спорный участок недр находится в пределах внутренних морских вод, территориального моря или континентального шельфа России, пользование которыми запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды».

Данные примеры судебной практики указывают на объекты гражданского оборота, которые имеют стратегическое значение для национальной безопасности РФ и показывают как решаются сложные юридические (судебные) дела.








































Заключение


Уголовная политика, по мнению современных российских ученых, формирует содержание норм и институтов уголовного права, а также устанавливает главные направления борьбы с преступностью. Можно сказать, что уголовная политика составляет ту отрасль науки уголовного права, которая имеет своим предметом изучение средств борьбы с преступностью, задачей - целесообразное построение этих средств.

Анализ основных тенденций и особенностей, имевших место в уголовно-правовом законотворчестве последних лет, и происходивших в этой сфере преобразований позволяет отметить неизменную интенсивность процесса развития уголовного законодательства Российской Федерации. Этот процесс, как правило, не прерывается, но имеет отдельные периоды ровного линейного развития, сопровождающегося наращиванием объема норм Особенной части УК РФ, технико-юридическими изменениями, устраняющими некоторые редакционные оплошности законодателя, и периоды интенсивного качественного преобразования закона, когда накопление количественных изменений, проблемных материалов правоприменительной судебной практики требует массированного законодательного регулирования. В эти периоды возрастает необходимость достижения, с одной стороны, стабильности и, с другой - динамики состояния уголовного права, установления их оптимального баланса, своевременного выявления назревших уголовно-правовых проблем, криминализации и пенализации новых общественно опасных проявлений, уголовно-правового отражения угроз национальной безопасности.

Этот процесс не может проходить в отрыве от глобальных социально-экономических преобразований, определяющих состояние макрокриминогенных факторов в стране, к которым относятся увеличение в обществе удельного веса ранее судимых лиц, возрастание значения таких негативных социальных явлений, непосредственно влияющих на формирование общей криминогенной ситуации в Российской Федерации, как терроризм, экстремизм, наркотизация, алкоголизм. В массиве регистрируемой преступности все более значительную часть составляют тяжкие и особо тяжкие преступления. Усиливаются организованность, профессионализм, вооруженность, техническая оснащенность преступности; она приобретает все более дерзкие, изощренные формы. К этому же ряду факторов относятся сложности экономического развития переходного периода, когда возникновение новых рыночных отношений сопровождается переделом собственности на криминальной основе, борьбой корпоративных группировок за овладение природными ресурсами, психологическим состоянием финансовой беззащитности огромных масс населения. В сфере экономической преступности наблюдаются такие явления, как замещение массового мелкого хищения иными видами масштабной противоправной экономической деятельности, в числе которых значительное распространение приняли уклонение от уплаты налогов, посягательства на интеллектуальную собственность, расхищение объектов окружающей среды и т.п. Помимо легализации преступно приобретенных капиталов и ценностей, получили широкое распространение такие новые преступные деяния, как противоправное недружественное поглощение, корпоративный шантаж и мошеннический захват собственности, торговля людьми и их похищение, финансирование терроризма и экстремизма, пропаганда терроризма и экстремистской деятельности как идеологическое сопровождение посягательств на национальную безопасность России.

Угроза еще более широкой криминализации общественных отношений приобрела весьма реальный характер.





Список использованной литературы:


1.     Конституция РФ (принята всенародным голосованием 1993г.)//РГ. – 1993. - № 237.

2.     Указ Президента РФ от 17.12.1997г. № 1300 «Об утверждении концепции национальной безопасности РФ» (ред. от 10.01.2000г.)//РГ. – 1997. - № 247.

3.     Беляев Н.А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. – 290 с.

4.     Босхолов С.С. Основы уголовной политики: Конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. М.: Юристъ, 1999. – 278 с.

5.     Герцензон А.А. Уголовное право и социология. М.: Проспект, 1970. – 320 с.

6.     Голик Ю.В. Социалистическая идея и необходимость ее отражения в уголовном законе и в уголовном праве: Аналитический доклад. СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2007. – 300 с.

7.     Загородников Н.И., Стручков Н.А. Направления изучения советского уголовного права // Советское государство и право. - 1981.- № 7. – 98 с.

8.     Ковалев М.И. Соотношение уголовной политики и уголовного права // Советское государство и право. -1978. - № 12. – 102 с.

9.     Коробеев А.И. Принципы российской уголовно-правовой политики как отражение конституционных основ уголовного права // Конституционные основы уголовного права. Материалы I Всероссийского конгресса по уголовному праву, посвященного 10-летию Уголовного кодекса Российской Федерации. М.: ТК Велби, 2006. – 344 с.

10.                       Лесников Г.Ю. «К вопросу о понятии уголовной политики»//Российский следователь. – 2005. - № 6. – 88 с.

11.                       Лопашенко Н.А. Основы уголовно-правового воздействия: уголовное право, уголовный закон, уголовно-правовая политика. СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2004. – 340 с.

12.                       Миньковский Г.М. Правовая политика в сфере борьбы с преступностью и проблемы законодательного регулирования этой борьбы // Труды Академии МВД РФ: Проблемы формирования уголовной политики Российской Федерации и ее реализации ОВД. М.: Юритстъ, 1995. – 340 с.

13.                       Ольков С.Г. Биосоциальная механика, общественная патология и точная юриспруденция. Новосибирск: Наука; Сиб. предприятие РАН, 1999. – 256 с.

14.                       Стахов Я.Г. Современная уголовная политика и совершенствование взаимодействия правоохранительных органов субъектов Российской Федерации при ее реализации: Монография / Под науч. ред. докт. юрид. наук, проф. В.П. Ревина. М.: Академия управления МВД России, 2003. – 230 с.

15.                       Стручков Н.А. Исправительно-трудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью. Саратов, 1970. – 124 с.

16.                       Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел: Учебник / Под ред. Л.И. Беляевой. М.: Академия управления МВД России, 2003. – 312 с.

17.                       Федоров В.П. «Концепция национальной безопасности как инструмент укрепления территориальной целостности и национальной безопасности России»//Право и политика. – 2007. - № 8. – 98 с.

18.                       Шаваев А.К. Национальная безопасность как сложная комплексная система, ее сущность и структура // Безопасность. 1999.  - № 1 – 2. – 88 с.

19.                       http://www.kremlin.ru








[1] Герцензон А.А. Уголовное право и социология. М., 1970. - С. 179.

[2] Стручков Н.А. Исправительно-трудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью. Саратов, 1970. - С. 4 - 5;

[3] Загородников Н.И., Стручков Н.А. Направления изучения советского уголовного права // Советское государство и право. - 1981.- № 7. - С. 4.

[4] Беляев Н.А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. - С. 15.

[5] Босхолов С.С. Основы уголовной политики: Конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. М., 1999. - С. 32.

[6] Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел: Учебник / Под ред. Л.И. Беляевой. М.: Академия управления МВД России, 2003. - С. 7.

[7] Стахов Я.Г. Современная уголовная политика и совершенствование взаимодействия правоохранительных органов субъектов Российской Федерации при ее реализации: Монография / Под науч. ред. докт. юрид. наук, проф. В.П. Ревина. М.: Академия управления МВД России, 2003. - С. 7.

[8] Миньковский Г.М. Правовая политика в сфере борьбы с преступностью и проблемы законодательного регулирования этой борьбы // Труды Академии МВД РФ: Проблемы формирования уголовной политики Российской Федерации и ее реализации ОВД. М., 1995. - С. 25.

[9] Лесников Г.Ю. «К вопросу о понятии уголовной политики»//Российский следователь. – 2005. - № 6. – С. 12.

[10] Лопашенко Н.А. Основы уголовно-правового воздействия: уголовное право, уголовный закон, уголовно-правовая политика. СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2004. - С. 271.

[11] Коробеев А.И. Принципы российской уголовно-правовой политики как отражение конституционных основ уголовного права // Конституционные основы уголовного права. Материалы I Всероссийского конгресса по уголовному праву, посвященного 10-летию Уголовного кодекса Российской Федерации. М.: ТК Велби, 2006. - С. 268.

[12] Ковалев М.И. Соотношение уголовной политики и уголовного права // Советское государство и право. -1978. - № 12. - С. 70.

[13] Пудовичкин Ю.Е., Пирвагидов С.С. Указ. соч. - С. 73.


[14] Лопашенко Н.А. Основы уголовно-правового воздействия: уголовное право, уголовный закон, уголовно-правовая политика. СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2004. - С. 275.

[15] Голик Ю.В. Социалистическая идея и необходимость ее отражения в уголовном законе и в уголовном праве: Аналитический доклад. СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2007. - С. 31, 41 - 44.

[16] Ольков С.Г. Биосоциальная механика, общественная патология и точная юриспруденция. Новосибирск: Наука; Сиб. предприятие РАН, 1999. - С. 233.


[17] Указ Президента РФ от 17.12.1997г. № 1300 «Об утверждении концепции национальной безопасности РФ» (ред. от 10.01.2000г.)//РГ. – 1997. - № 247.

[18] Федоров В.П. «Концепция национальной безопасности как инструмент укрепления территориальной целостности и национальной безопасности России»//Право и политика. – 2007. - № 8. – С. 09.


[19] Шаваев А.К. Национальная безопасность как сложная комплексная система, ее сущность и структура // Безопасность. 1999.  - № 1 - 2. - С. 181.

[20] http://www.kremlin.ru


[21] Федоров В.П. «Концепция национальной безопасности как инструмент укрепления территориальной целостности и национальной безопасности России»//Право и политика. – 2007. - № 8. – С. 11.