СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….2
1. Общие положения о понятии «экология»………………………….…4
1.1 Понятие «экология»…………………………………………………....4
1.2 Понятие «экологизация»……………………………………………....7
2. История экологического законодательства………………………….11
Заключение..................................................................................................19
Список использованной литературы.........................................................20
Введение
Экологическое право сегодня вполне закономерно относится к числу наиболее бурно развивающихся отраслей российского права. Это объясняется, с одной стороны, процессом становления новой правовой системы в России, вызванной происходящими в последние годы преобразованиями экономической и политической систем, изменением всего общественного уклада. А с другой - общим ухудшением экологической обстановки, снижением ассимиляционного потенциала природы, нарастанием проблем, связанных с добычей и использованием природных ресурсов. Нарастание тревожных симптомов экологической катастрофы, достижение в современных условиях той степени деградации биосферы под воздействием цивилизации, которая ставит под угрозу существование самой жизни на Земле, - все это делает отсутствие в данной сфере жизни общества действенного механизма правового регламентирования и реализации экологической функции государства особенно опасным. Не случайно поэтому проблемы экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды находятся сегодня в центре пристального внимания юристов, экономистов, философов, географов, специалистов в области теории управления, представителей других областей научного познания, а также практиков - политиков и управленцев.
Объектом исследования является комплекс теоретических, правовых и практических проблем, касающихся института понятия «экологическое право».
Предметом исследования выступают: нормы Российского законодательства в сфере экологического права.
Цель исследования заключается в раскрытии темы проблемы названия отрасли «экологическое право».
Достижение указанных целей предполагает постановку и решение следующих задач: 1) рассмотреть понятие «экология», «экологизация»; 2) показать историю экологического законодательства.
Проблема экологии и охраны окружающей среды никогда не потеряет своей актуальности.
1. Общие положения о понятии «экология»
1.1Понятие «экология»
Развитие общества за период своего существования воздействовало на окружающую природную среду, преобразовывало ее. Нежелательные последствия для природы, а также для человека потребовали развития определенного спектра знаний, направленных на изучение вопросов восстановления, сохранения, рационального использования и охраны окружающей природной среды, закономерностей обеспечения природных условий жизни человека и др. Международным сообществом были обозначены глобальные проблемы современности: экологический кризис, охрана окружающей среды.
Термин "экология" возник в конце XIX в. Впервые в научную терминологию слово "экология" было введено немецким ученым-биологом Геккелем в 1886 г. и имело сферу своего применения только в рамках науки биологии. Слово "экология" в переводе с греческого означает "наука о доме" (oikos - дом, жилище, logos - учение).
Сначала экология развивалась как часть биологии. "В узком смысле экология (биоэкология) - одна из биологических наук, изучающая отношения организмов (особей, популяций, сообществ) между собой и окружающей средой. Предметом изучения биоэкологии (общей экологии) являются объекты организменного, популяционно-видового, биоценотического и биосферного уровней организации в их взаимодействии с окружающей средой...
В широком смысле экология (глобальная экология) - комплексная (междисциплинарная) наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии природы и общества. Задачи глобальной экологии - изучение законов взаимодействия природы и общества и оптимизация этого взаимодействия"[1].
"Становление науки экологического права в России началось в 70-х годах, хотя и до этого публиковались отдельные работы Г.А. Аксененка, Н.Д. Казанцева, Г.Н. Полянской, И.В. Павлова и других ученых. Знаковой была знаменитая работа О.С. Колбасова "Экология: политика - право", вышедшая в издательстве "Наука" в 1975 г. Конечно, благодаря работам Г.Н. Полянской, Н.Д. Казанцева и других специалистов, некая база была создана, но эколого-правовую парадигму, основу современного экологического права (и именно его) представил и сформулировал О.С. Колбасов. Не менее значительна была и роль В.В. Петрова, представителя университетской науки, написавшего первые учебники экологического права в нашей стране, не только сформировавшего основы преподавания экологического права, но и сыгравшего самую важную роль в создании Закона "Об охране окружающей природной среды", принятого 19 декабря 1991 г.".[2]
Идея разработки Экологического кодекса в России возникла в последней четверти XX в. Заведующий кафедрой Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова профессор В.В. Петров в 1980-х гг. предложил создать Экологический кодекс страны, где сформулировать основные и конкретные положения и предписания природоохранного (экологического) права.
Тогда разгорелись и позднее продолжались жаркие дискуссии о названии отрасли права и законодательства, об учебной дисциплине для юридических вузов. Предлагались "природоохранное", "природоохранительное", "природоресурсное", "природоресурсовое" право, законодательство "об охране природы", "об охране окружающей природной среды", "право окружающей среды" и др. Отдел Института именовался отделом законодательства об охране природы и земельного, лесного, водного, горного законодательства.
В то время применялся Закон РСФСР 1960 г. "Об охране природы в РСФСР", еще ранее подобные законы были приняты в Латвийской, Литовской, Эстонской ССР. Аналогичные законы были приняты в Украинской, Грузинской и других союзных республиках. Ими обозначались направления политики, формы и виды природопользования, объекты охраны, необходимость природоохранного просвещения, деятельности общественных объединений и юридической ответственности в области охраны природы.
Несмотря на излишнюю декларативность, эти законы сыграли свою положительную роль и заняли достойное место в становлении природоохранного законодательства в нашей стране. Принятый в США спустя десять лет, то есть в 1970 г., аналогичный закон был подкреплен многочисленными иными законами и подзаконными актами, прежде всего об информации и возможности исков в области охраны окружающей среды, и стал переломным моментом в организации конкретной охраны природы в США.
В нашей стране в конце концов возобладало наименование "экология", которое вошло в Конституцию Российской Федерации 1993 г. (упоминаясь в ней пять раз - см. ч. 2 ст. 41, ст. 42, п. "е" ст. 71, п. "д" ст. 72, п. "в" ч. 1 ст. 114), стало научной специальностью для защиты кандидатских и докторских диссертаций и обозначением кафедр высших учебных заведений и подразделений научных учреждений.
Так или иначе, любые общественные отношения должны осуществляться посредством правового регулирования. И сегодня экологическое право является самостоятельной юридической дисциплиной, одной из отраслей права, прошедшей свой этап формирования и развития. Кроме того, экологическое право является наукой и учебной дисциплиной. С принятием и вступлением в силу Федерального закона "Об охране окружающей среды", интенсивным развитием земельного законодательства, проведением административной реформы органов государственной власти Российской Федерации за последние два года наступил новый этап в развитии экологического права. Сегодня наступил процесс "экологизации" отдельных отраслей права.
Эффективными средствами обеспечения соблюдения экологических требований законодательства могут быть только нормы международного, административного, уголовного, гражданско-правового законодательства, принимаемые и изменяемые с учетом анализа судебной практики, а также иного практического опыта применения норм экологического права лицами, участвующими в процессе природопользования.
Экологическое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений[3].
1.2 Понятие «экологизация»
Регулирование отношений в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов нормами других отраслей, о чем писал О.С. Колбасов, получило название экологизации.
Экологизация - одно из направлений развития российского законодательства, развития и совершенствования экологического права.
Экологизация - доктринальное понятие. Оно получило развитие не только в науке экологического права, но и в других отраслях науки и практики. Процесс экологизации охватывает практически все сферы производственной, общественной и бытовой жизни. Говорят об экологизации производства, общественного сознания, знаний и т.п. Это вытекает из приоритетов законов развития природы в жизни общества, которые должны соблюдаться в ходе хозяйственной и иной практической деятельности, влияющей на состояние естественной среды обитания человека[4]. Как правильно отмечал видный российский ученый-эколог профессор Н.Ф. Реймерс, "общая экологизация означает разносторонний более системный, чем ранее, подход к объективному миру и большее осознание роли природы в жизни человека, т.е. новый этап "экологической" культуры"[5].
В науке экологического права в понятие "экологизация" вкладывается более конкретное содержание. Профессор В.В. Петров одним из первых стал употреблять это понятие. Он писал: "...под экологизацией нормативно-правовых актов надо понимать внедрение эколого-правовых требований в содержание, правовую ткань нормативно-правового акта"[6]. Профессор И.Ф. Панкратов конкретизировал это понятие: "...экологизация законодательства - включение экологических требований в законодательные и иные правовые акты (гражданского, административного, аграрного и другого законодательства)"[7].
Уже в 1979 г. он рассматривал "экологизацию" как внедрение требований сохранения и улучшения жизненной среды во все сферы общественной деятельности человека[8].
В связи с экологизацией законодательства в науке и практике возникает ряд существенных теоретических вопросов. Они касаются, в частности, общих закономерностей необходимости экологизации, масштабов и пределов (ограничений) ее осуществления; наличия правовых норм, устанавливающих требования по экологизации; критериев научной и правовой обоснованности решения по экологизации; места экологизации в механизме экологического права; целей и задач экологизации.
В некоторых работах по экологическому праву экологизацию рассматривают как специфический метод правового регулирования экологических отношений[9]. Как пишет профессор С.А. Боголюбов, "особым, присущим данной отрасли права методом считается метод экологизации, направленный на гармонизацию отношений общества и окружающей среды"[10]. Профессор Б.В. Ерофеев в контексте экологизации писал: "...необходимо придать правовой статус экологическим связям природных объектов, имеющим большую значимость; уровням плодородной силы земли; закрепить ландшафтный подход в отводе земель и формировании регионов и т.п. Только при этом природоресурсные нормы превратятся в экологические и будет реализован первый элемент метода экологизации"[11].
Сам вопрос о методе правового регулирования в науке остается дискуссионным. С моей точки зрения, экологизация не является методом экологического права[12], так как при этом главным является установление мер, средств по охране природы в той или иной сфере общественной жизни, а не реализация, тем более установление способов правового воздействия на регулируемые общественные отношения. Хотя между одним и другим существуют связи. Посредством регулирования и осуществления тех или других мер охраны природы реализуется и метод правового регулирования.
В связи с тем что в действующем экологическом законодательстве недостает положений по охране того или иного природного ресурса, в научной литературе по экологическому, особенно по природоресурсному, праву можно встретить суждение о необходимости экологизации земельного, водного, лесного и иного природоресурсного законодательства или даже экологического. Такая постановка задачи представляется научно недостаточно необоснованной. Земля, воды, леса являются органическими частями природы (окружающей природной среды). Соответственно, земельное, водное, лесное законодательство является частью экологического законодательства. Если в природоресурсном законодательстве недостает каких-то мер по охране того или другого природного объекта, то это говорит лишь о пробельности соответствующего закона. Устранение пробелов будет осуществляться не в порядке экологизации Земельного, Водного или Лесного кодекса, а в рамках совершенствования правового регулирования отношений по охране и использованию земли, вод, лесов.
2. История экологического законодательства
Во многих учебниках по экологическому праву история либо не затрагивается вовсе, либо только выделяется периодизация развития экологического законодательства начиная с 1917 г. (издания Декрета "О земле").
Так, Б.В. Ерофеев утверждает, что формирование экологического права прошло три основных этапа:
возникновение, становление и развитие экологического права в рамках "земельного права в широком смысле";
развитие экологического права в рамках природоресурсовых отраслей;
современный период развития экологического права, его выход за рамки природоресурсовых отраслей.
"Первый этап охватывал 1917 - 1968 гг., до принятия Основ земельного законодательства, статьей второй которых были отпочкованы иные природоресурсовые отрасли (горные, лесные, водные); второй - с 1968 по 1987 г., когда создаются многочисленные законодательные акты, вовлекающие в сферу регулирования и экологические связи природных объектов (Закон об охране атмосферного воздуха, Закон об использовании и охране животного мира и др.), и наконец, коллективно признано наличие экологического права как правовой общности; третий период - с 1988 г., когда было издано первое пособие по советскому экологическому праву"[13] Другие авторы выделяют шесть периодов экологического законодательства:
1917 - 1922 гг. - возникновение и становление законодательных актов об охране и использовании природных ресурсов;
1922 - 1957 гг. - активное развитие союзного законодательства природно-ресурсового направления;
1957 - 1963 гг. - принятие во всех республиках СССР законов об охране природы - новой формы природоохранительного законодательства, принятие Закона РСФСР об охране природы в РСФСР от 26 октября 1960 г.;
1968 - 1980 гг. - проведение кодификации союзного и республиканского законодательства о земле, недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном воздухе;
1985 - 1990 гг. - попытка перестроить общественные отношения в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, разработать закон об охране природы в СССР и создать специальные органы управления в СССР и республиках;
1990 г. - до настоящего времени.
Новым этапом является также время принятия Закона РСФСР 1991 г. "Об охране окружающей природной среды" и Федерального закона "Об охране окружающей среды" 2002 г.
Как видим, подчеркивается преимущественное развитие блока природоресурсного законодательства над природоохранительным. Но поскольку вместе на сегодняшний момент их объединяют общим экологическим правом, наверное, целесообразнее говорить об истории экологического права не только как об истории природоохранительного законодательства, но и об истории природоресурсного законодательства, понимая при этом их тесное взаимодействие и влияние друг на друга. Из всего блока природоресурсного законодательства, бесспорно, интенсивнее всего развивалось земельное законодательство. "От экологического права земельное отличается тем, что если эколого-правовые нормы регулируют отношения, возникающие в связи с охраной экосвязей природных объектов, то земельное право регулирует преимущественно экономические земельные отношения, возникающие в связи с предоставлением, изъятием земель, порядком их использования. При этом в предмет земельного права входят и отношения, связанные с экологизацией землепользования, однако эта экологизация имеет вспомогательный характер"[14].
Тем не менее, существует и мнение о том, что земельное право является подотраслью экологического права. Обратим внимание также на то, что иные природоресурсные отрасли законодательства (лесное, водное, горное и др.) не получили своего самостоятельного развития в рамках отдельно выделяемой учебной дисциплины и вопросы, связанные с предоставлением, порядком использования данных природных ресурсов, рассматриваются в рамках предмета экологического права. В таком случае скорее можно согласиться с подотраслевой принадлежностью земельного права к экологическому праву - последнее, несомненно, шире по своему значению и содержанию.
Что же является предметом исторического изучения экологического права? На наш взгляд, историей экологического права должны быть все те юридические, правовые предпосылки в развитии законодательства, которые помогли сформировать действующие институты, нормы, принципы современного экологического права, состоящего как из блока природоресурсных норм, так и из блока природоохранительных норм. Неверным было бы, на наш взгляд, начинать историю экологического права России с первого унифицированного документа об охране природы (1960 г.), или с 1917 г. (Декрета "О земле"), или даже с появления самого термина "экология". И термин, и вышеуказанные акты не появились спонтанно, без причинно-следственной связи с общественным развитием общества, проблемами, с которыми оно сталкивается и пытается разрешить хотя бы в форме обычных правил поведения, выраженных в устной форме. Ведь обычаи тоже являются источниками права в широком смысле.
Не следует отбрасывать ранее существовавшее законодательство России - до 1917 г., развивающее нормы пусть даже только природоресурсного права (хотя не доказано отсутствие природоохранительных норм в России до 1917 г.).
Приведем пару примеров из Полного Собрания законов Российской Империи. В Манифесте об учреждении министерств (Собрание 1-е, т. 27) закреплено, что министру финансов вверяется Лесной Департамент. Понятно, что указанный департамент обладал определенной компетенцией и сферой деятельности в области леса.
Интересен также текст Указа от 10 апреля 1832 г. Императора Николая I "О правах Башкирцев на принадлежащие им земли в Оренбургском крае" (Собрание 2-е, т. 7). Вот 3 пункта из текста Указа:
"4. Составление подробнейших правил на продажу Башкирских земель предоставить Оренбургскому Военному Губернатору, который оснуетъ ихъ на местных соображениях.
5. Но дабы разрешение сей продажи не могло обратиться во вред Башкирцам, то постановить, чтобы в каждой волости оставалось от 40 до 60 десятин, по усмотрению главного местного Начальства, на душу такой земли, которую общество не имело право продавать.
Если же откроется, что в некоторых волостях вышеуказанного количества десятин на душу не окажется, то всякая продажа или иное отчуждение земли в сих волостях воспрещается.
7. Если в недрах тех земель, продажа коих по силе ст. 5 воспрещается, оказались земли, содержащие богатства рудныя, то не возбранять Башкирцам отдавать и сии земли в временное содержание желающим учреждать горные заводы и фабрики и пользоваться рубкою леса в тех дачах, но не иначе, как с утверждения Военного Губернатора и ведома Горного Начальства".
В комментариях к Лесному кодексу под ред. С.А. Боголюбова отмечается, что "усиление государственных функций в области лесных отношений и некоторые ограничения частных форм владения лесами можно наблюдать в России уже в конце XIX в.: Лесоохранительный закон 1888 г. и Лесной устав 1913 г. (входившие в Свод законов Российской Империи) предусматривали вмешательство государства в права частного собственника, запрещение бесконтрольного использования леса, право государства на экспроприацию лесов у тех лесовладельцев, которые нарушают законодательство".
Представляется, что вопрос формирования экологического права в России может стать отдельным предметом исследования. А учитывая Обращение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации к Правительству Российской Федерации о состоянии и задачах исторического образования в России, где отмечена необходимость уделять особое внимание историческому прошлому России с позиций научной истины и патриотического воспитания, а также отсутствие комплексных работ по истории экологического права России, актуальность подобного исследования не должна ставиться под сомнение.
"В 70-е годы прошел процесс бурной кодификации природоресурсного законодательства, начиная от земельного и кончая горным, а в начале 80-х годов в соответствии с Основами были приняты Земельный, Водный, Лесной кодексы и Кодекс о недрах РСФСР, появились и два важнейших природоохранительных закона - Закон РСФСР об охране и использовании животного мира и Закон об охране атмосферного воздуха. В результате относительно стройной системой законодательства было охвачено правовое регулирование практически всей окружающей природной среды. Эта целостность правового регулирования повлекла за собой и изменения во взгляде на земельное право как учебную дисциплину.
В частности, было принято решение перейти к преподаванию не земельного права в широком смысле, а нового предмета - курса природоресурсового права и правовой охраны окружающей среды, в связи с чем не замедлили появиться на свет специальные учебные пособия и учебники.
Однако учебный курс не является консервативным, он непрерывно развивается, стимулируя углубление научных исследований. Выяснилось, что природоресурсовый подход к правовому регулированию не гарантирует безопасности природе, поскольку вне правового регулирования остаются экологические связи природных объектов между собой и экосвязи друг с другом (поресурсовый же подход диктуется экономическими интересами общества, игнорируя интересы обеспечения экологической целостности окружающей среды). Вскоре после этого появились пособия по экологическому праву, а с 1988 г. в учебную программу экологических вузов была включена новая дисциплина "Экологическое право" и был издан первый в России учебник"[15].
Следует отметить, однако, что в соответствии с общероссийским классификатором специальностей научной квалификации в разделе "Юридические науки" отдельно выделяется: природоресурсное право; аграрное право; экологическое право. А в Классификаторе правовых актов, утвержденном Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 акты как природоресурсного, так и природоохранного порядка объединены в разделе актов "Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды". Конституция РФ в ст. 72 по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ отдельно перечисляет земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Таким образом, отдельного "экологического законодательства" в утвержденных нормативных актах не выделяется. Но экологическое право является самостоятельной юридической наукой, и включать в себя эта наука должна в том числе вышеуказанное законодательство. Выделение на сегодня самостоятельной юридической науки природоресурсного права и экологического права одновременно, на наш взгляд, дискуссионно. Практически природоресурсное право на сегодня отдельно от экологического права преподается только в виде земельного права, аграрного права. Ни лесное право, ни водное право, ни право пользования животным миром и т.д. не включены в самостоятельные отраслевые юридические дисциплины для изучения в высших учебных заведениях. Дискуссионным, на наш взгляд, также является вопрос о возможности одновременно в одной учебной дисциплине изучать правовой режим объектов окружающей среды как экономического природного ресурса (природоресурсный аспект) и как экологического объекта в целях охраны и сохранения природного баланса в целом.
"В качестве предпосылок становления и функционирования экологического права можно отбирать разные по масштабам, сфере проявления, значению, силе влияния и эффективности воздействия факторы социальной, экономической, политической и правовой жизни. Такой отбор зависит во многом от целей его проведения, частично - от подхода к понятию данной отрасли права, от определения этапов ее развития и т.п. Но все же бесспорно, что решающими на любом этапе и вне зависимости от широкого или узкого понимания предмета правового регулирования являются: во-первых, социально-экологический кризис (объективный фактор) и, во-вторых, государственная экологическая политика (субъективный фактор). Понятно, что оба они не в меньшей, если не в большей степени подвержены с течением времени (иногда очень быстро) изменениям под воздействием иных являющихся самыми разнообразными по содержанию явлений и процессов"[16]. Вопросы политики, экономики и экологии тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Развитие науки зависит от тенденций в законодательстве, и наоборот. На наш взгляд, только при комплексном изучении всех этих вопросов одновременно можно дождаться положительного эффекта, исключения ошибок, расстановки правильных приоритетов. В рамках Экологической доктрины Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 1225-р) отмечена задача создания эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности, а также совершенствования правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и ее неотвратимости, для чего необходимо в том числе устранить противоречия между природно-ресурсными и природоохранными нормами законодательства Российской Федерации, а также между законодательством в области охраны окружающей среды и нормами иных отраслей права.
Заключение
Неоценимым достоинством научных достижений О.С. Колбасова является его междисциплинарный подход в формировании экологического права как отрасли науки и учебной дисциплины. В его видении экологическое право представлялось как комплексная правовая сфера, взаимодействующая с различными отраслями права в целостной правовой системе страны, как интегрированная отрасль российского права, отвечающая потребностям современного исторического этапа развития общества.
На современном этапе развития человечества, характерным критерием чего служит непомерная, а нередко и неоправданная экологическая нагрузка техногенного воздействия общества на экологию, необходимо каждому осознать неминуемую разрушительность любого действия, не учитывающего тонкое взаимодействие человеческого и экологического организма единой живой природной системы. Накопленные знания, как отмечают исследователи, создают условия для качественно нового понимания человеком не только самого себя, но и окружающего мира. Суть трансформации знаний в том, что "человек перестает отождествлять себя с какой-либо формой своего бытия и приходит к осознанию единства всех возможных форм (прошедших, настоящих, будущих) существования, к идее "всечеловек». Данные изменения неизбежно должны принципиально изменить систему ценностных ориентаций развития человечества с материальных на нематериальные, с внешней экспансии на окружающую среду на совершенствование внутреннего мира и достижение гармонии и равновесия как в самом себе, так и с природой.
Список использованной литературы:
1. Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов. М.: НОРМА, (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001. – 432 с.
2. Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998. – 360 с.
3. Гусев Р.К., Петров В.В. Правовая охрана природы в СССР: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Высш. школа, 1979. – 280 с.
4. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2003. – 370 с.
5. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник. М.: Юристъ, 1996. – 400 с.
6. Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник для высших юридических учебных заведений. М.: ООО "Профобразование", 2003. - 378 с.
7. Игнатьева И.А. Систематизация экологического законодательства и экологизация иных отраслей российского законодательства // Экологическое право. - 2007. - № 1. – 90 с.
8. Каландаров К.Х. Экологическое сознание. Сущность и способы формирования. М.: Моноли, 1999. – 140 с.
9. Колесников С.И. Основы экологии для инженеров. Ростов н/Д: Феникс, 2003. Серия "Высшее образование" - 290 с.
10. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник. М.: Бек, 1995. – 388 с.
11. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. – 290 с.
12. Сизов В.Е. «К проблеме развития экологического права: экономико-правовой аспект»//Экологическое право. – 2005. - № 3. – 88 с.
13. Экология. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. проф. С.А. Боголюбова. М.: Норма, 2000. – 700 с.
[1] Колесников С.И. Основы экологии для инженеров. Ростов н/Д: Феникс, 2003. Серия "Высшее образование" - С. 5, 6.
[2] Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2003. - С. 51.
[3] Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов. М.: НОРМА, (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001. – С. 65.
[4] Каландаров К.Х. Экологическое сознание. Сущность и способы формирования. М.: Моноли, 1999. - С. 45.
[5] Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. - С. 591.
[6] Петров В.В. Экологическое право России: Учебник. М.: Бек, 1995. - С. 95.
[7] Экология. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. проф. С.А. Боголюбова. М.: Норма, 2000. - С. 407.
[8] Гусев Р.К., Петров В.В. Правовая охрана природы в СССР: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Высш. школа, 1979. - С. 18.
[9] Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник. М.: Юристъ, 1996. - С. 102.
[10] Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998. - С. 12 - 13.
[11] Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник. М.: Юристъ, 1996. - С. 102 - 103.
[12] Игнатьева И.А. Систематизация экологического законодательства и экологизация иных отраслей российского законодательства // Экологическое право. - 2007. - № 1. - С. 5.
[13] Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебник для вузов по спец. "Правоведение". М.: Высшая школа, 1992. - С. 74.
[14] Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник для высших юридических учебных заведений. М.: ООО "Профобразование", 2003. - С. 70.
[15] Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник для высших юридических учебных заведений. М.: ООО "Профобразование", 2003. - С. 147.
[16] Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2003. - С. 40.