Задание № 1.

Определить логические отношения между понятиями и изобразить их с помощью кругов Эйлера:

Спутник планеты (А)  – естественный спутник (В) – спутник Земли (С) – Луна  (Д) – спутник Юпитера (Л) – Марс (К).

Это дихотомическое деление понятий.

А

Д

Л

Не-  К

В

С

Овал: Д
 










Задание № 2.


Проверить, правильно ли дано определение. Если неправильно, то указать, какое правило нарушено:

Мир есть отсутствие войны.

Это неправильное определение.

Определение не должно быть отрицательным, определение должно быть соразмерным. Это ошибка слишком узкого определения (А   > Вс).

Мир – это состояние покоя.




Задание № 3.

Правильно ли обобщение? Проверить с помощью кругов Эйлера:

Д

Овал: ДЧислительное «третий» (Д) - порядковое числительное (С) – числительное (В) – часть речи (А).

Это правильное обобщение.

С

В

А

 







Задание № 4.


Правильно ли ограничение? Проверить с помощью кругов Эйлера:

Член предложения – главный член предложения - глагол

Это ограничение не правильное.

Главный член предложения (А)  - член предложения (В)  – сказуемое (С).

А

В

С

 







Задание № 5.

Правильно ли деление? Если неправильно, то указать, какое правило нарушено:

Люди делятся на мужчин и женщин, стариков и детей.

Деление неправильное.

Здесь нарушены правила  деления: 1) деление должно производиться только по одному основанию; 2) деление с лишними членами (старики и дети).

Правильное деление:  Люди делятся по  половому признаку на мужчин и женщин.



Задание № 6.


Сделайте полный анализ суждения: найдите субъект, предикат, связку, кванторное слово, если оно есть, восстановите, если  его нет. Установите структуру суждения, приведите его формулу, укажите его вид согласно принятой классификации (по количеству и качеству), дайте его принятое в логике буквенное обозначение, установите распределенность терминов, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера:

У каждого  человека есть недостатки.

Человек – это субъект. Недостатки – это предикат. Есть – это связка. Каждый – кванторное слово.

По качеству – утвердительное суждение, по количеству – общее суждение.

Это общеутвердительное суждение А. «Все  S суть Р».  Каждый человек имеет недостатки.

S распределен, Р не распределен.



Р

S

 







Задание № 7.

Сделайте вывод путем превращения, составьте схему вывода:

Все студенты 1 группы являются успевающими.

Это общеутвердительное суждение (А).

Общеутвердительное суждение (А) превращается в общеотрицательное суждение (Е).

Схема:                      Все S суть Р

                      Ни одно S  не есть не-Р

Превращение:

Все студенты 1 группы являются успевающими

Ни один студент 1 группы не является не успевающим



Задание № 8.


Сделайте вывод (если это возможно) путем обращения, составьте схему вывода:

Некоторые законы не имеют обратной силы.

Это частноотрицательное суждение (О). Оно не обращается.


Задание № 9.


Проверьте,  правильно ли сделано противопоставление предикату и там, где допущена логическая ошибка, исправьте ее:

Ни одно беспозвоночное животное не является млекопитающим.

Все млекопитающие – позвоночные животные.


Ни одно беспозвоночное животное не является млекопитающим. Это общеотрицательное суждение (Е). По противопоставлению предикату общеотрицательное суждение (Е) преобразуется в частноутвердительное суждение  (I). Это неправильное противопоставление предикату.

Правильное:

Ни одно беспозвоночное животное не является млекопитающим.

Некоторые не млекопитающие являются безпозвоночными животными.



Задание № 10.


Взяв за исходное следующее истинное суждение, сделайте все выводы по логическому квадрату и сформулируйте их:

Некоторые излишества губят здоровье. ( Iи)

Подчиняющее суждение:  Все излишества губят здоровье  (Ал).

Суждение частичной совместимости:  Некоторые излишества не губят здоровье  (Ои).

Противоречащее суждение: Ни одно излишество не губит здоровье (Ел).




Задание № 11.


Произведите отрицание следующего простого суждения:

Бывают учителя не имеющие высшего образования.

Это частноотрицательное суждение (О). «Некоторые S не суть Р».

Некоторые учителя не имеют высшего образования.

Отрицание:

Некоторые учителя имеют не высшее образование.



Задание № 12.


Проанализируйте следующее умозаключение: определите его вид, термины, распределенность терминов в посылках и в заключении, фигуру, модус, правильность вывода, ошибку, если она есть:

Все учебники полезны

Все учебники книги

Следовательно, все книги полезны

Это общеутвердительное суждение (А). Это модус простого категорического силлогизма. Это 1-я фигура – ААА.

В первой фигуре средний термин занимает место субъекта в большей и место предиката в меньшей посылках.

Это неправильное умозаключение.

Правильное умозаключение:

Все учебники (М +) полезны (Р)

«История России» (S)  - учебник (М)

«История России» (S)  - полезна (Р)



Задание № 13.


Определите модус  условно-категорического умозаключения и правильность вывода:

Если Петров – сотрудник налоговой полиции, то он государственный служащий

Петров – сотрудник налоговой полиции

Следовательно, Петров – государственный служащий

Это утверждающий модус условно-категорического умозаключения. Это правильный вывод.

          Если а, то в                                                                            

                а

                в

Схема вывода:       р → д, р

                                                 д



Задание № 14.


Определите, соблюдены ли правила разделительно-категорического умозаключения:

Я могу пойти на государственную службу или заняться коммерческой деятельностью

Я не занялся коммерческой деятельностью

Следовательно, я могу пойти на государственную службу

Это разделительно-категорическое умозаключение. Это отрицающе -утверждающий модус.

Его правила не соблюдены.

Правильное:

Я могу пойти на государственную службу или заняться коммерческой деятельностью

Я не пошел на государственную службу

Следовательно, я могу заняться коммерческой деятельностью

Схема:        а или в

                      Не-а

                        В


        < р   ˇ  д >, ¬ р

                  д


Задание № 15.


Определите вид  дилеммы, сделайте вывод, постройте его схему, проверьте правильность вывода.

Он знает это, потому что если он читал книгу (А) , то в ней об этом факте говорится в предисловии (В); а если он смотрел кинофильм (С), то об этом говорит главный герой фильма(Д); но мы точно знаем, что он прочитал книгу или посмотрел кинофильм.

 Это сложная  конструктивная дилемма.

Схема:           Если а, то в, если С то Д,

                                  А или С

                                    В или Д

  Дилемма:

Если он читал книгу (А) , то в ней об этом факте говорится в предисловии (В),

Если он смотрел кинофильм (С), то об этом говорит главный герой фильма (Д),

Он прочитал книгу (А) или посмотрел кинофильм (С)

Значит, он узнал это из предисловия книги или из слов главного героя фильма.

Вывод правилен.

Схема:        (р → д) ^ (rs),  р  ˇ r

                                д   ˇ  s



Задание № 16.

Восстановите в полный силлогизм энтимему:

Все это говорят, а что говорят все, должно быть правдой.

Это общеутвердительное суждение.  Это фигура 1 – ААА.

Все это говорят

Народ – это все

Все говорят – это правда



Задание № 17.


Определите вид полисиллогизма (прогрессивный или регрессивный), напишите его формулу и проверьте его правильность:


Все растения (А)  – живые организмы (В)

Все цветы (С) – растения (А)

Все цветы (С) – живые организмы (В)

Роза (К)  – цветок (С)

Роза (К)  – живой организм (В)

Это прогрессивный полисиллогизм. Он правильный.



Задание № 18.


Равносильны (эквивалентны ли) следующие сложные суждения:

Или грудь в крестах или голова в кустах. – Неверно, что грудь не в крестах и голова не в кустах.

Это сложное разделительное суждение. Эти два суждения эквивалентны друг другу.


Задание № 19.


Определите вид вопроса и правильность его постановки:

Автомобиль проехал по крайней полосе или по первой?

Это сложный разделительный вопрос. Это неправильный вопрос.

Правильный вопрос:

Автомобиль проехал по крайней правой полосе или по встречной?




Задание № 20.


Охарактеризуйте ответ на вопрос (истинный или ложный, прямой или косвенный, краткий или развернутый, полный или неполный, точный (определенный) или неточный (неопределенный):


На вопрос «Является ли кит рыбой?» был получен ответ: «Нет, кит не является рыбой».

Ответ является: истинным, прямым, развернутым, неполным, точным.

























Список используемой литературы:



1.             Демидов И.В. Логика: Учебное пособие для юридических вузов/ под ред. проф. Б.И. Каверина. 2-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 272 с.

2.             Ивин А.А. Логика: Учебник. – М.: Гардарика, 2002. -352 с.

3.             Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических институтов. – М.: Юристъ, 1995. – 256 с.