СОДЕРЖАНИЕ



Введение…………………………………………………………………….2

1.     Сущность, структура и функции современной семьи………………..3

2.     Брак……………………………………………………………………..10

3.     Кризис института семьи и брака……………………………………..12

Заключение..................................................................................................15

Список использованной литературы.........................................................16

















Введение


          Семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, в клуб по интересам или спортивную команду, - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Семья – самый распространенный вид социальной организации.

Объектом исследования является комплекс теоретических, правовых и практических проблем, касающихся института семьи и брака.

Предметом исследования выступают семья и брак.

Цель исследования заключается в раскрытии темы семья и брак как социальный институт.

Достижение указанных целей предполагает постановку и решение следующих задач:

1)    рассмотреть сущность, структуру и функции современной семьи;

2)    исследовать понятие «брак» и его формы;

3)    ознакомиться с проблемой  кризиса  института семьи и брака.

Тема семьи и брака остается актуальной на протяжении уже многих десятилетий.






1.     Сущность, структура и функции современной семьи


Семья является ячейкой общества, поэтому на ее функционирование влияют все социально-экономические и культурные процессы (как позитивные, так и негативные), происходящие в нем. На семью и ее нравственное состояние непосредственно воздействуют факторы окружающей социальной среды, то, что происходит на производстве, по месту жительства, в повседневной жизни.

         Анализ реально складывающейся ситуации в семье показывает, что наряду с общими характеристиками требуется рассмотрение социальных ролей супругов, детей, места и роли женщины в семейной жизни.

         Семья – малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж и жена, родители и дети, другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности[1].

         В настоящее время в России насчитывается 40 млн. семей. Примерно 69% семей состоят из супругов с детьми. За период между переписями с 1970 по 1979 год в СССР было заключено примерно 23 млн. браков и оформлено около 7 млн. разводов. В 80-х годах ежегодно заключалось 2,7 млн. и в то же время расторгалось 900 тыс. брачных союзов. Ежегодно без отца остается примерно 300 тыс. детей. Следует отметить еще одну особенность советских семей: если в 1959 году 10% всех семей были национально-смешанные, то в 1979 году их стало уже 15% .

         Семья выполняет прежде всего репродуктивную функцию - воспроизводство людей. Сейчас средняя семья в России состоит из 3,2 человека. Этот показатель существенно различается в зависимости от региона бывшего СССР. Наибольший показатель имеет население Таджикистана и Азербайджана (средняя численность детей составляет 5–6 человек), а наименьший показатель – население стран Прибалтики, Белоруссии. Здесь значительный удельный вес занимает семья с одним ребенком. Наличие единственного ребенка характерно для большинства городских семей.

         И хотя в 80-е годы количество таких семей уменьшилось, даже простое воспроизводство находится под угрозой. Пока этот процесс не остановлен, сохраняется вполне реальная возможность депопуляции населения в ряде регионов страны. Более того, эта возможность в середине 90-х годов стала реализовываться: смертность населения превысила рождаемость в большинстве регионов страны. И это связано не только с увеличением коэффициента смертности, но и с резким сокращением коэффициента рождаемости: появление ребенка для многих семей связано с риском, который очень велик в условиях рыночных отношений.

         На репродуктивную функцию семьи негативно влияют разводы, поэтому общество не может безучастно относиться к этому явлению. Огромное значение придается здоровью супругов, их способности к воспроизводству самих себя. Как свидетельствует статистика, до 15% семей страдают бесплодием, причем 40% из них по причине бесплодия мужа. В то же время увеличение числа двух-, трехдетных семей сдерживается не только личными устремлениями супругов, но и экономическими условиями и правовыми положениями.

         Одновременно растет число неполных семей – по данным переписи 1989 года в России они составляли 14% от всех типов семей. Кроме того, по данным выборочного исследования, в конце 1992 года 2% семейных пар вообще не хотели иметь детей. Всероссийский опрос, проведенный ВЦИОМ в марте–апреле 1995 года, показал, что 3/4 сельских жителей не намерены в ближайшие 2–3 года иметь детей. Одновременно растет число внебрачных детей – с 10,8% в 1980 году до 19,6% в 1994 году. И, наконец, увеличивается число фактических браков и союзов. По данным Т.А.Гурко, обследование молодых матерей в 1992 году в четырех городах России показало, что 13% из них заявили о фактическом, но юридически не оформленном брачном союзе. Все это позволяет утверждать, что мы наблюдаем четкую, тенденцию разделения институтов брака и семьи.

Что касается хозяйственно-потребительской функции семьи, то она охватывает такие стороны семейных отношений, как ведение домашнего хозяйства, единого бюджета.

         Среди различных аспектов этой функции можно особо выделить проблему «семейной власти» и социализации ребенка при его подготовке к будущей самостоятельной жизни.

         Тенденция к установлению равноправия в семье позитивна по своей сути. В то же время перекос в сторону феминизации семейного управления в связи с возросшей экономической самостоятельностью женщины, ее определяющей ролью в воспитании детей ведет к нарушению психологического комфорта.

         Если говорить о ребенке, то в семье он получает первые трудовые навыки: занимается самообслуживанием, оказывает помощь по дому, приобретает опыт заботы о родителях, братьях и сестрах, а главное, учится разумному потреблению материальных и духовных благ.

         Эффективность семейного воспитания зависит, с одной стороны, от социально-экономического потенциала семьи, с другой – от нравственно-психологического климата в ней (И.Плотниекс).

         И, наконец, говоря о воспитательной функции семьи, следует отметить, что, как никакая другая социальная группа, семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. Это особенно доверительная нравственно-эмоциональная атмосфера между ее членами, наглядный пример родителей в выполнении общественных и семейных обязанностей, совместный труд, беседы с детьми на интересующие их темы, наконец, авторитет родителей в решении сложных и важных для ребенка и подростка проблем и т.д.

         Семья легче и эффективнее всего осуществляет индивидуальный подход к человеку, реагирует на просчеты в воспитательной деятельности, активно стимулирует проявляющиеся (порой очень рано) положительные качества и борется с отрицательными чертами характера.

         На поведение молодежи влияет знание о всех сторонах семейной жизни. Как показывают социологические исследования, уровень культуры половых взаимоотношений между супругами, как правило, очень низкий. Между тем формирование правильных установок молодых людей в интимной сфере является одной из важных составляющих их воспитания (И.С.Кон).

         Ранее значительная часть молодежи или совсем не получала информацию о семье, об этой сложной стороне межличностных отношений, или получала ее очень недостаточно, что отрицательно сказывалось и на дееспособности семьи, и на стабильности браков. К сожалению, открытость информации по взаимоотношениям полов в условиях ложно понятой демократии и свободы имела следствием тот же эффект, что и полная неинформированность молодых людей об этой стороне жизни: внимание уделялось интимным взаимоотношениям полов, но при этом почти полностью не рассматривались социальные аспекты будущих супружеских обязанностей, их эмоциональной, психологической готовности, культуры межличностных отношений, на которой зиждется семья. Такая эмоциональная подготовленность – основа умения любить, бережно, внимательно, чутко относиться к ближнему, стараться понимать других и правильно оценивать свое поведение в семье[2].

         Оптимизировать процесс самоопределения молодежи в сфере личной жизни одна семья, конечно же, не в состоянии. Это задача, которую призваны решать и воспитание, и искусство, и массовая информация, и общественное мнение, и социальная среда.

         Неблагоприятно влияют на воспитание подрастающего поколения слепая родительская любовь и вера в безгрешность своих детей, прощение им любых неблаговидных поступков. «Культивирование в некоторых семьях принципов собственной выгоды в ущерб общественным интересам, безграничное потакание капризам подрастающего ребенка (в силу или сознательно реализуемого «педагогического принципа», или неумеренной родительской любви, или семейных распрей, или безволия – не столь важно) – таковы основные условия для формирования сугубо индивидуалистического, эгоистического образа мышления, граничащего с преступным. Создается своего рода вилка между сформированными притязаниями, потребностями и возможностями их удовлетворения за счет собственного труда», когда ребенок не умеет ограничивать свои потребности, считаться с близкими и окружающими его, когда он может встать на путь нарушения общественных норм.

         Этому могут способствовать и другие противоречия в семейном воспитании. Например, некоторые родители опираются на такие «методы воспитания», как окрик, брань, побои. В результате растет отчуждение ребенка, особенно в подростковом возрасте, появляются озлобленность, обида, даже агрессивность, что и становится почвой для антиобщественных поступков. Воспитание же, основанное на материальном поощрении, приводит к развитию у подростков и молодых ребят потребительских, накопительских ориентации, бездуховности, корыстного подхода ко всему и ко всем, жадности и т.д.

         Конечно, у каждой семьи, каждого взрослого свои формы и свои возможности в работе с детьми. Это зависит не только от экономического базиса семьи, образованности и общей культуры ее членов и даже не всегда от педагогических способностей того или иного родителя (они могут быть направлены и на воспитание ханжеских и корыстных качеств). Эти возможности определяются всей совокупностью духовно-нравственных, личностных черт каждого из членов семьи, ее морально-психологической атмосферой.

Наиважнейшие функции семьи и брака

Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе. Культурные нормы, помимо всего прочего, предписывают количество супругов, которое может иметь один человек, правила выбора брачных партнеров, роль главы семейства и права и обязанности родственников, начиная с близких и кончая дальними, место поселения и генеалогию.

Универсальность семьи как института раскрывается в понятии «функции семьи». Под социальными функциями подразумеваются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья. К наиважнейшим функциям семьи и брака относятся следующие[3].

1.     Регулирование сексуальных отношений. Брак и семья упорядочивают сексуальные отношения благодаря тому, что законодательство или обычаи предписывают, кто с кем и при каких условиях может вступать в половые отношения.

2.     Воспроизводство населения. Общество не может существовать, если нет налаженной системы замещения одного поколения другим. Семья – это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения новыми поколениями.

3.     Социализация. Новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья – ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, модальные установки, прививают принятые в этом обществе («хорошие») манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют действия детей.

4.     Забота и защита. Семья обеспечивает своим членам опеку, защиту, социальную безопасность. Дети нуждаются не только в крыше над головой, пище и одежде, но им необходима и эмоциональная поддержка отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает. Семья поддерживает тех своих членов, которые по инвалидности, старости или юным годам не могут позаботиться о себе.

5.     Социальное самоопределение. Узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя и отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Он принадлежит к тому же классу, расе, этносу и религиозной группе, к которым принадлежит родительская семья. Она же определяет социальный статус индивида.

Кроме перечисленных, к важнейшим функциям семьи относятся: организация быта, организация личного потребления, психологическая и материально-бытовая поддержка членов семьи и т.д.



2.     Брак


Брак – это институт, регулирующий отношения между полами, тогда как семья – институт, регулирующий отношения между супругами, между родственниками и детьми.

Брак представляет собой совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии в отношениях мужа и жены между собой, а также в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом.

Брак – это контракт, который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством.

Институт брака, самим фактом своего существования, свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство  - на разрешенные и не разрешенные.

Брачные отношения регулируются нормами юридическими и культурными. К юридическим нормам обычно относятся вопросы о владении имуществом, о материальных обязательствах супругов по отношению к детям и друг к другу, о минимальном возрасте вступления в брак и некоторые другие. В обществе также предусмотрен комплекс норм, регулирующих расторжение брака.  Они определяют юридические основания для расторжения брака, характер бракоразводной процедуры, права и обязанности бывших супругов, связанных с материальным содержанием и воспитанием детей, владением имуществом после развода.

В отличие от писаных юридических законов культурные нормы являются неписанными. Они регулируют брак на основе морали, традиций и обычаев. К их числу относятся нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения, распределения власти и обязанностей между супругами, послеразводного поведения.


Исторические формы брака.

В истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных местах, четыре системы брачных отношений:

1)    Групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и женщин (повсеместно был распространен в первобытном обществе);

2)    Полигиния – один мужчина и несколько женщин (присущ скотоводам –кочевникам);

3)    Моногамия – один мужчина и одна женщина 9преобладающая форма брака у земледельческих народов);

4)    Полиандрия – одна женщина и несколько мужчин (крайне редкий случай, существующий у одного из народов Индокитая).















3.     Кризис института семьи и брака


Постоянный рост числа разводов на протяжении нескольких десятилетий породил в США мнение о кризисе семьи как социального института. Пик таких разговоров приходится на начало 70-х годов. Однако в конце 70-х годов наметился ренессанс семейных ценностей. Возникло так называемое просемейное движение. Сегодня большинство американских социологов перестали драматизировать ситуацию и перешли к серьезному анализу ситуации.

В России обсуждение проблемы кризиса института семьи пришлось на более поздний период. В 90-е годы многие социологи стали поднимать тему кризиса семьи, подразумевая ее неспособность выполнять те функции и ту роль, какую семья призвана выполнять и какую выполняет всегда. Об этом свидетельствуют следующие факты:

1)               Постоянное увеличение удельного веса матерей, воспитывающих ребенка без мужа. По данным выборочной переписи 2004г., в РФ 20% семей с детьми несовершеннолетнего возраста были «неполными», преимущественно материнскими;

2)               Рост числа родителей (отчимов, мачех, приемных родителей), не связанных с воспитываемым ребенком биологическими узами. Вследствие увеличения разводов и внебрачных рождений (19,6% всех новорожденных в 2004г. были рождены вне брака) многие отцы (иногда матери) не проживают с детьми, причем некоторые из них являются «эпизодическими», а другие, не поддерживая никаких контактов с ребенком, так и остаются только биологическими родителями.

3)               Снижение брачности и рождаемости;

4)               Как результат снижения рождаемости увеличивается число однодетных родителей;

5)               Кризис отцовской воспитательной роли;

6)               Увеличение числа разводов, брошенных детей и сирот.

Некоторые исследователи, в частности А.И.Кузьмин[4], считают, что у института семьи в современном российском обществе налицо не только глубочайшие проблемы, которые заставляют говорить о серьезном кризисе, но и несомненные позитивные тенденции:

Формально никакого кризиса семьи в обществе нет, хотя и наблюдается некая напряженность в реализации ее жизнедеятельности и общении между поколениями и супругами. В семьях проживает 9/10 всего населения. Одинокие молодые люди могут быть представлены в качестве потенции семьи, этапа ее формирования. Процесс разводимости затормозился и, можно сказать, по ряду территорий (особенно сельских) стал уменьшаться. Вал брачности по международным стандартам может быть признан высоким. Кроме того, после двух лет экономических реформ в экономически развитых районах России (с высоким уровнем цен, но насыщенным рынком) семья стала адаптироваться к новым формам жизни и нащупала рыночные источники средств существования. В положительной мотивации рождаемости начали звучать новые интонации и осознанное желание родителей иметь ребенка независимо от материальных условий. В отрицательной – на первое место вышли фобиозные переживания за судьбу детей, страх перед будущим… Идеалом семейного благополучия все отчетливее становится семья, в которой муж осуществляет функции «добытчика», а жена тем временем контролирует внутрисемейную и финансовую ситуацию, расходы… Приватизация квартир и земельных участков сделала возможным легальное наследование жилплощади и земли младшими поколениями в семье, что объективно укрепило положение молодой семьи как субъекта наследования фамильной собственности… Снижение роли государственных институтов социального обеспечения пожилых и престарелых, значимости пенсионной поддержки в старости в силу роста цен и инфляции, удорожание питания, квартплаты, затрат на одежду, медикаменты и ритуальные услуги повышают роль детей и подрастающего поколения в целом в качестве залога обеспеченной старости… Дети и подростки начинают «возвращать» себе статус не только потенциальной, но и актуальной рабочей силы, что, конечно же, требует их правовой защиты, но одновременно усиливает мотивационную сторону будущей рождаемости… Происходящие сегодня в экономике изменения повышают роль отца и власть мужчины в семье. В будущем, при трансляции норм репродуктивного поведения на младшие поколения, это может усилить сыновью ориентацию… Включение России в мировое сообщество, возможность выезда за границу на работу и жительство – положительные моменты распада старой политической системы, влияющие на выбор семьей своего жизненного пути. Семья получила не только новые свободы территориального передвижения и миграции, выбора места проживания, но и доступ к мировым стандартам питания, одежды, услуг социальной гигиены, экологии и уровня информированности о среде своего обитания».

Несмотря на обнадеживающие тенденции, в целом семья переживает кризис, который, по мнению А.И. Кузьмина[5], следует считать кризисом институциональным и культурологическим. Главной причиной выступает то обстоятельство, что в институте семьи рушатся те исторические скрепы, на которых он всегда держался, прежде всего связи между поколениями, родителями и детьми, семейные и этнические узы.





Заключение


Социология семьи, рассматриваемая в широком смысле как социологическая наука о семье, является старейшей интеллектуальной дисциплиной. Издревле все попытки осмысления общественной жизни людей так или иначе, но неминуемо были связаны с пониманием семейно-ролевой организации. Интерес к происхождению человечества  и к человеческой истории всегда сопровождался интересом к браку, семье как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений.

Семья является ячейкой общества, поэтому на ее функционирование влияют все социально-экономические и культурные процессы (как позитивные, так и негативные), происходящие в нем. На семью и ее нравственное состояние непосредственно воздействуют факторы окружающей социальной среды, то, что происходит на производстве, по месту жительства, в повседневной жизни.

         Анализ реально складывающейся ситуации в семье показывает, что наряду с общими характеристиками требуется рассмотрение социальных ролей супругов, детей, места и роли женщины в семейной жизни.










Список использованной литературы:


1.         Анурин В.Ф. Социология. СПб.: Самиздат,2005. – 302 с.

2.         Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов): Учебн. Пос-е для вузов. – М.: Издат-й Дом «Nota bene», 1998. – 360 с.

3.         Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 3.: Социальные институты и процессы. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 520 с.

4.         Кузьмин А.И. Концептуальные подходы к исследованию жизнедеятельности семьи//Семья в России. – 1996. - № 1. – 80 с.

5.         Общая социология: Учеб. пос-е/Под общ. Ред. проф. А.Г. Эфендеева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 654 с.

6.         Современная западная социология. Под ред. Кураева В.И. –М.: Юристъ, 1990. – 180 с.

7.         Социология. Под ред. В.Н. Лавриненко. М.: Юристъ,2000. – 330 с.

8.         Социология семьи: Учеб. пос-е/Под общ. Ред. проф. А.Г. Эфендеева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 654 с.










[1] Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 3.: Социальные институты и процессы. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 118.


[2] Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 3.: Социальные институты и процессы. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 119.



[3] Социология семьи: Учеб. пос-е/Под общ. Ред. проф. А.Г. Эфендеева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 120.


[4] Кузьмин А.И. Концептуальные подходы к исследованию жизнедеятельности семьи//Семья в России. – 1996. - № 1. – С. 21.


[5] Кузьмин А.И. Концептуальные подходы к исследованию жизнедеятельности семьи//Семья в России. – 1996. - № 1. – С. 23.