СОДЕРЖАНИЕ



Введение…………………………………………………………………….2

1.     Социальные последствия криминализации российской экономики...3

2.     Соотношение власти, политики и социальных интересов………….10

Заключение..................................................................................................14

Список использованной литературы.........................................................16



















Введение


         Наши оценки современной политической жизни крайне противоречивы, то нам кажется, что в политике царит хаос, то начинают терзать сомнения, не разыгрывается ли перед нами очередной политический фарс. В условиях нестабильности, экономических трудностей мы надеемся, что политики смогут решить возникшие проблемы, и быстро разочаровываемся в них, когда понимаем, что их действия не приносят желаемого результата.

Объектом исследования является социология.

Предметом исследования является основные положения социальной науки.

 Целью настоящей работы является раскрытие социальных последствий криминализации российской экономики, соотношение власти, политики и социальных интересов.

Для реализации поставленных целей при написании работы ставились следующие промежуточные задачи: 1) дать характеристику законодательства о техническом регулировании; 2) рассмотреть понятие и виды технических регламентов; 3) исследовать технические стандарты.

Актуальность исследования вопросов, связанных с криминализацией российской экономики, соотношения власти, политики и социальных интересов не вызывает сомнений.







1.     Социальные последствия криминализации российской экономики


Виды преступности в сфере экономики.

Профессиональная преступность – совершение преступлений с целью извлечения средств к существованию, получения постоянного дополнительного или основного дохода. Профессиональная преступность представляет собой относительно замкнутую общественно опасную подсистему, обладающую рядом признаков и характеристик, способную к самовоспроизводству криминальной деятельности.

  Уголовная преступность представляет наибольшую социальную опасность. Она классифицируется по видам: особо опасные государственные преступления, бандитизм, изготовление и сбыт поддельных денег или ценных бумаг; нарушение правил о валютных операциях; хищении государственного или общественного имущества; должностные преступления и т.д.

 Хозяйственная преступность наносит невосполнимый ущерб экономике страны. Это должностные и так называемые хозяйственные и финансовые преступления, систематические уклонения от уплаты налогов, криминальные сделки по перераспределению сырья и материалов из государственных и частных предприятий, крупномасштабные банковские аферы. Одним из проявлений такой преступности выступает создание финансовых «пирамид». Сильным криминогенным фактором стал «чеченский» синдром: выделенные на военные операции и восстановление хозяйства государственные средства перетекают в частные руки, служат обогащению нефтебаронов.

Корыстная преступность совершается с целью материального обогащения путем завладения чужим имуществом (собственностью, недвижимостью, деньгами, банковскими счетами) либо преимуществ (устранение с высокой должности одного человека ради освобождения к ней доступа другому). К проявлениям  корыстной преступности относятся такие деяния, как фиктивные хозяйственные операции, создание лжепредприятий, махинации с ценными бумагами, незаконная эмиссия ценных бумаг, хищения путем внедрения в телекоммуникационные и компьютерные сети банков, промышленный шпионаж, посягательства на интеллектуальную собственность, нарушения патентных прав, нецелевое использование кредитов и т.д.

В современной России наблюдается усиление корыстной направленности преступности. Продолжается усиление криминальной направленности в коммерции. Многие предприниматели, имеющие опыт деятельности в подпольном бизнесе и теневой экономике, где конфликты интересов не могли разрешаться правовыми методами, привнесли его в легальные экономические отношения.

Организованная преступность стала представлять реальную угрозу национальной безопасности. Специалисты отмечают рост криминального профессионализма. Дестабилизирующее влияние оказывают тысячи активно действующих организованных преступных сообществ.

На высшей стадии организованная преступность ставит перед собой политические цели: проникновение в органы государственной власти и управления.

Организованная преступность в хозяйственной сфере проявляется в поставках незаконных товаров и услуг (оружие, алкоголь, наркотики, секс-бизнес и др.), контрабандном ввозе и вывозе высокодоходных товаров, металлов, энергоресурсов, сырья и т.д. Российская организованная преступность захватила транснациональные сферы криминального бизнеса, вышла на международный уровень[1].

Политическая преступность – злоупотребления властей, направленные против своего народа, в политических целях. Крайний ее вариант – сталинский режим. Подобные приемы использовались не только в 30-е, но и в 90-е годы, когда существующий режим боролся за укрепление своей власти.

К политическим преступлениям следует отнести убийства депутатов и других государственных должностных лиц; военные авантюры и межнациональные конфликты, развязанные или поощряемые властями, манипулирование голосами избирателей, их подкуп, незаконное финансирование избирательных кампаний, сбор компромата на конкурентов, подкуп журналистов, использование «грязных» избирательных технологий и т.д.

Основным и самым страшным для общества проявлением политической преступности выступает сращивание государственного аппарата с организованной преступностью, когда государственные служащие, чиновники не просто берут взятки за принятие выгодного преступникам решения, но находятся на их содержании, т.е. регулярно оплачиваются после выполнения того или иного заказа.

Направления экономических реформ, ухудшившие положение в России:

1. Наибольшее криминогенное значение для России, оказавшее существенное влияние на становление и развитие организованной преступности, имели следующие направления экономических реформ, осуществляемых в 90-е годы прошлого века:

либерализация цен;

приватизация;

либерализация внешнеэкономической деятельности;

фактический отказ государства от регулирования экономических отношений.

Реализация этих мероприятий привела к такой социальной обстановке в стране, которая характеризовалась:

ухудшением экономической ситуации, повлекшим прогрессирующее снижение уровня жизни основной части населения;

свертыванием государством социальных программ, сокращением финансирования социальной сферы;

ростом и углублением масштабных социальных конфликтов в результате резкого и необоснованного расслоения населения по имущественному признаку;

укреплением позиций теневой экономики;

активным внедрением в социальную практику криминальных методов регулирования общественных, прежде всего хозяйственных отношений;

значительным коррумпированием государственного аппарата; глубокими деформациями правового и нравственного сознания населения;

укрепляющимся неверием людей в способность органов государственной власти решить возникающие проблемы и стремлением значительного слоя населения использовать для получения средств любые, в том числе и незаконные пути решения;

сокращением рабочих мест, приведшим к формированию новых слоев населения с высоким криминогенным потенциалом;

формированием нового слоя собственников и предпринимателей за счет дельцов теневой экономики;

стиранием граней между преступным посягательством на государственную собственность и предпринимательской инициативой;

не всегда законным накоплением капитала. Значительная доля собственности перешла к криминальным структурам либо к лицам, связанным с криминалитетом.

2. Сложившиеся в стране социально-экономические условия способствуют активизации встречных негативных процессов - с одной стороны, внедрения преступных капиталов в легальную экономику, а с другой - ухода в "теневую" экономику легальных предпринимателей. В результате в бизнесе возникла широкая сеть криминально ориентированных хозяйствующих субъектов, в деятельности которых грань между легальным предпринимательством и преступной деятельностью в сфере экономики приобретает весьма условный и расплывчатый характер. Теневые экономические отношения приобретают все больший размах, предпринимательская деятельность уходит в теневую сферу, разрастается экономическая преступность.

3. Особую остроту приобретает угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности. Криминальная экономика - это специфический способ хозяйствования, при котором определенная, относительно небольшая группа лиц получает сверхдоходы, доходы от преступной деятельности, используя в этих целях пробелы и недостатки в законодательстве. Противоправное поведение субъектов хозяйствования становится условием их существования.

Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности.

Опасность расширения криминальной, теневой экономики для государства состоит в том, что ее существование, а тем более развитие снижает управляемость хозяйством, существенно уменьшает налогооблагаемую базу и величину собираемых налогов, способствует проникновению ее представителей во властные структуры[2].

4. Анализ особенностей современной криминальной ситуации в России свидетельствует о том, что экономическая преступность в значительной мере влияет на общий уровень преступности, провоцируя заказные убийства, взрывы, поджоги, другие насильственные действия, связанные с перераспределением собственности, установлением и переделом сфер влияния.

5. Теневой финансовый капитал является экономической основой (базисом) организованной преступности, которая находится на содержании "теневиков". Процессы взаимовлияния организованной преступности и теневой экономики выражаются в следующем:

полученные доходы от преступной деятельности организованных преступных формирований (наркобизнес, криминальный автобизнес, торговля оружием, порнобизнес и пр.) вкладываются в различные теневые сферы экономики (используются в финансово-кредитной сфере, строительстве, нефтебизнесе и пр.);

денежные средства теневой экономики используются для финансирования организованных преступных формирований (отчисляются в "общак", закупается оружие и специальные технические средства и пр.);

организованные преступные формирования используются теневыми дельцами для реализации экономических интересов и разрешения хозяйственных споров (заказные убийства, вышибание долгов, организация "наездов" на конкурентов и пр.)[3].

Таким образом, симбиоз организованной преступности и теневой экономики имеет два направления. Представители теневой экономики используют организованные преступные формирования для решения своих экономических интересов. В свою очередь, организованная преступность использует дельцов теневой экономики для:

а) вложения финансовых средств, полученных от незаконных видов деятельности, в легальный бизнес;

б) финансирования организованных преступных формирований.



























2.     Соотношение власти, политики и социальных интересов


       Становление политических институтов – процесс длительный. Его начало восходит к постепенному появлению качественно нового вида взаимодействия – политической власти, институализация которой и положила начало созданию разветвленной сети современных политических институтов.

       Власть – это всегда взаимодействие, основанное на неравенстве индивидов. Индивид может понуждать другого или других к каким-либо действиям только при условии обладания такими ресурсами (сила, статус, интеллект, опыт и т.д.), которых нет у его партнеров по взаимодействию. Индивид, являющийся объектом власти, должен быть поставлен в такие условия, при которых он не может не подчиняться. Властное взаимодействие не состоится, если один из его участников имеет возможность уклониться. Пресечение уклонения достигается тремя основными способами: 1) насилием, т.е. применением репрессивных мер; 2) различными формами влияниями - зависимости, т.е. требованием каких-либо благ в обмен на подчинение; 3) нормативным порядком, т.е. системой правил, законов.

До недавнего времени социальный строй нашей страны был представлен главным образом рабочим классом, крестьян­ством и интеллигенцией. Второй по численности со­циальной группой была, как правило, группа служащих и ин­теллигенции[4].

Насколько оптимальной была такая социальная структура населения, судить непросто. Во всяком случае, она не обеспе­чивала должной динамики развития общества. Развивающиеся ныне новые социальные группы добавляют обществу дина­мизм, хотя направления их социальной активности иногда рас­ходятся с интересами других социальных групп и общества.       Целесообразность обогащения социальной структуры общества за счет появления новых социальных групп, прежде всего предпринимателей, фермеров, кооператоров сомнений не вы­зывает. Но необходимо обогатить и активизировать деятель­ность давно существующих социальных групп, прежде всего рабочих, крестьянства и интеллигенции. Сегодня это — фунда­ментальная социально-экономическая проблема развития Рос­сии, да и других государств, входящих ранее в СССР.

Из числа новых социальных групп следует отметить новые категории фермеров и представителей индивиду­альной трудовой деятельности в городах и сельской местности. Но прежде всего следует упомянуть предпринимателей, заня­тых в сфере промышленного, больше финансового и посредни­ческого бизнеса, а также собственников совместных предпри­ятий. Эти социальные группы ныне активно действуют в Рос­сии. Идущие процессы разгосударствления собственности и ее приватизации умножают количество коллективных и частных собственников, больше всего в области торговли, услуг и по­среднической деятельности.

Все это существенно меняет социальную структуру совре­менного российского общества и активизирует процессы соци­альной мобильности населения. Правда, пока что названные выше новые социальные группы общества немногочисленны и влияние многих из них на развитие экономики слабое. Мизер­ным является вклад в экономику отечественных бизнесменов. То же можно сказать и о фермерах. Тем не менее новые формы хозяйственной и предпринимательской деятельности развива­ются. А это приведет к росту численности соответствующих социальных групп и, следовательно, к дальнейшим изменениям социальной структуры общества.

Можно отметить две основные тенденции в развитии соци­альной структуры современного общества: 1) активный процесс социальной дифференциации общества, появление новых со­циальных групп и слоев населения; 2) идущие во всем мире процессы интеграции в экономике, что неизбежно сказывается и на социальной структуре общества. Сближаются условия тру­да, его характер и содержание у представителей различных со­циальных групп. Следовательно, сближаются условия их жизни и структура интересов. Все это ведет к их социально-экономичес­кой, а нередко духовной и политической консолидации.

В своей социальной политике государственные деятели должны учитывать обе тенденции, которые органически взаи­мосвязаны и диалектически взаимодействуют между собой. Это необходимо для осознанного воздействия на развитие социаль­ной структуры и социальной динамики в обществе и в какой-то мере для научного управления этими процессами.

Социальная политика — это политика, направленная на регулирование отношений между всеми социальными группами общества. Главное здесь — повышение материального благо­состояния всех социальных групп и слоев населения, обеспече­ние нормальных условий их жизнедеятельности и соблюдение при этом социальной справедливости. Решение данных про­блем составляет основное содержание социальной политики.

Разумеется, у представителей государства, политических партий и движений могут быть и бывают различия в понима­нии этих проблем и способах их решения. Однако основная и наиболее глубокая цель подлинно демократической социальной политики заключается в гармонизации отношений между всеми социальными группами. Мудрость социальной политики стоя­щих у власти политических сил должна заключаться в том, что­бы создать такие условия жизнедеятельности социальных групп, при которых их интересы были бы максимально согла­сованы, разработать и внедрить в социально-экономические и политические отношения оптимальный механизм согласования данных интересов. При этом необходимо учитывать действие объективных социальных законов и конкретных условий развития общества в то или иное время. [5]



























Заключение


Знания об обществе стали формироваться в незапамятные времена, когда человек только начал осознавать свою включенность в группу и зависимость от отношения и поведения других людей. Организация жизнедеятельности и воспроизводства все более сложных сообществ (от племен до государств) вызывала необходимость как-то обобщать и «функционализировать» представления об устройстве общества как объекта управления и о природе человека как адресата организующего воздействия вождей и политической манипуляции элит.

Много тысячелетий назад китайские мудрецы советовали своим властителям: «Держи народ в сытости и невежестве – тогда будет процветать государство». Рационалистическое мышление современной цивилизации гораздо более витиеватым и лукавым путем пришло к обоснованию подобного вывода. Великий социолог Т. Парсонс в своей системной модели функционального устройства общества фактически обосновал, что «умные управляют сильными», т.е. те, кто обладает нужными знаниями, распоряжается ресурсами тех, кто владеет навыками и умениями.

Человек, способный осознать и на практике проверить подобный вывод (жизненный опыт многих людей сплошь состоит из таких подтверждений), весьма значимо воспринимает фразу: «Кто владеет информацией – владеет миром». Иными словами, в социологической интерпретации значение гуманитарного образования приобретает особый – весьма прагматический – ценностный смысл, а социальная компетентность человека рассматривается как несомненный, чрезвычайно весомый индивидуальный капитал, обладатель которого вооружен магической формулой:

Знать – чтобы значить.

Социальная значимость людей является эквивалентом их общественного достоинства, позволяет им реализоваться в обществе себе подобных и осуществить свое предназначение. Знание социологии как необходимый элемент современной гуманитарной культуры важнейшее условие развития человеческого в человеке, которого от других «стадных» животных отличают интеллект, способность к осознанию и духовность, приоритет ценностного мира.

Мы живем в стране, где на фоне острых исторических коллизий представители разных народов много раз шли даже на смерть во имя сохранения чести, достоинства, интересов Родины, своей культуры. Наш коллективный социальный опыт подтверждает, что люди преодолевают самые сильные жизненные инстинкты ради поддержания духовных ценностей, а иногда и условностей, отживших стереотипов. Поэтому современная социология такое большое внимание уделяет изучению социальной культуры, того «эфемерного» поля нормативных стандартов, которое направляет и осознанное, и бессознательное поведение подавляющего большинства людей.

Представляя собой обширную, постоянно развивающуюся в разных направлениях область исследований социальных организаций, событий и явлений, социология совершенствует искусство познания коллективной человеческой природы, строения социальных систем и конструирования новой общественной реальности. Эта наука достигла многого в изучении, интерпретации (объяснении, трактовке), моделировании и конструировании социальных процессов. Поэтому современная социология весьма многолика.








Список использованной литературы:



1.         Анурин В.Ф. Социология. СПб.: Самиздат,2005. – 302 с.

2.         Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 3.: Социальные институты и процессы. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 520 с.

3.         Общая социология: Учеб. пос-е/Под общ. Ред. проф. А.Г. Эфендеева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 654 с.

4.         Современная западная социология. Под ред. Кураева В.И. –М.: Юристъ, 1990. – 180 с.

5.         Социология. Под ред. В.Н. Лавриненко. М.: Юристъ,2000. – 330 с.





















































[1] Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 3.: Социальные институты и процессы. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 110.


[2] Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 3.: Социальные институты и процессы. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 112.


[3] Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 3.: Социальные институты и процессы. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 114.


[4] Анурин В.Ф. Социология. СПб.: Самиздат,2005. – С. 189.


[5] Социология. Под ред. В.Н. Лавриненко. М. Юнити. 2003 – С. 146.