ТЕСТ – КАДРОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ


Вопрос 1

Как соотносятся понятия «государственная кадровая политика» и «управление персоналом»?

а) это равнозначные понятия;

б) управление персоналом – механизм реализации государственной кадровой политики;

в) управление персоналом – это кадровая политика на практике;

г) управление персоналом – это кадровая деятельность.

Правильный ответ: в) управление персоналом – это кадровая политика на практике



Вопрос 2

В каком нормативно-правовом акте установлены принципы формирования кадрового состава гражданской службы?

а) в Конституции РФ;

б) в Федеральном законе «О системе государственной службы РФ»;

в) в Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ»;

г) в Концепции реформирования системы государственной службы РФ.

Правильный ответ: в) в Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ».



Вопрос 3

Что в главе 7 закрепляет Федеральный закон № ФЗ-79 «О государственной гражданской службе РФ»?

а) содержание кадровой работы;

б) принципы кадровой работы;

в) цели и задачи кадровой работы;

г) структуру кадровой службы государственного органа.

Правильный ответ: г) структуру кадровой службы государственного органа.




Вопрос 4

В чем сущность механизма кадровой политики и управления персоналом государственной службы?

а) это система нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу;

б) это органы управления персоналом государственной службы;

в) это формы и методы реализации кадровой политики и управления персоналом;

г) это система кадровой деятельности субъектов кадровой политики, осуществляемая через управленческий процесс и направленная на объект управления (персонал).

Правильный ответ: г) это система кадровой деятельности субъектов кадровой политики, осуществляемая через управленческий процесс и направленная на объект управления (персонал).



Вопрос 5

Каким образом должен производиться отбор персонала на гражданскую службу?

а) по результатам конкурса, если иное не установлено законом;

б) только по результатам конкурса;

в) конкурс может проводиться по усмотрению руководителя;

г) конкурс проводится только для отдельных групп должностей гражданской службы.

Правильный ответ: а) по результатам конкурса, если иное не установлено законом;



Вопрос 6

Каковы оптимальные способы мотивации государственных служащих?

а) принуждение;

б) страх;

в) материальное стимулирование;

г) материальное и моральное стимулирование.

Правильный ответ: г) материальное и моральное стимулирование.



Вопрос 7

Что такое «вертикальная мобильность» в процессе продвижения по службе?

а) присвоение служащему более высокого классного чина;

б) назначение на вышестоящую должность государственной службы;

в) назначение на равнозначную должность, но с более высокими полномочиями и денежным содержанием;

г) переход на выборную государственную должность.

Правильный ответ: а) присвоение служащему более высокого классного чина;



Вопрос 8

Может ли гражданский служащий быть членом политической партии?

а) не может, поскольку государственная служба внепартийна;

б) может, как любой гражданин страны;

в) может, но с ограничениями, установленными Федеральным законом № ФЗ-79;

г) право имеет, но фактически не может.

Правильный ответ: в) может, но с ограничениями, установленными Федеральным законом № ФЗ-79;



Вопрос 9

Какие качества государственного служащего должны подлежать оценке, прежде всего?

а) организаторские и интеллектуальные;

б) профессиональные, деловые и нравственные;

в) знания, навыки и умения;

г) политические убеждения.

Правильный ответ: б) профессиональные, деловые и нравственные.



Вопрос 10

Что лежит в основе конфликта интересов на государственной службе?

а) потребности;

б) исполнение служебных полномочий;

в) служебные споры;

г) личная заинтересованность.

Правильный ответ: г) личная заинтересованность.




ТЕСТ – УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Вопрос 1

Что такое «кадровый потенциал государственной службы»?

а) постоянный штатный состав государственных органов;

б) штатный состав государственных органов, организаций и учреждений;

в) постоянный штатный состав государственных органов и кадровый резерв;

г) основной состав органов, учреждений, обеспечивающий их успешное функционирование.

Правильный ответ: в) постоянный штатный состав государственных органов и кадровый резерв.


Вопрос 2

Как соотносятся понятия «государственная кадровая политика» и «управление персоналом государственной службы»?

а) это одно и то же;

б) управление персоналом – это механизм реализации ГКП;

в) управление персоналом – это механизм формирования ГКП;

г) ГКП – это стратегия управления персоналом государственной службы.

Правильный ответ: г) ГКП – это стратегия управления персоналом государственной службы.


Вопрос 3

Управление персоналом государственной службы это:

а) система мер руководящего состава, направленная на активизацию служебной деятельности персонала;

б) публично-правовые отношения между руководством государственного органа и персоналом;

в) деятельность руководства, направленная на обеспечение служебного роста персонала;

г) деятельность руководящего состава, направленная на мобилизацию, мотивацию и профессиональное развитие персонала.

Правильный ответ: а) система мер руководящего состава, направленная на активизацию служебной деятельности персонала.

Вопрос 4

В каких нормативно-правовых актах персонал государственной гражданской службы рассматривается как объект управления?

а) в Конституции РФ;

б) в ФЗ-58 «О системе государственной службы РФ»;

в) в ФЗ-79 «О государственной гражданской службе РФ»;

г) в Концепции реформирования системы государственной службы РФ.

Правильный ответ: в) в ФЗ-79 «О государственной гражданской службе РФ».


Вопрос 5

Система работы с кадрами государственной службы это:

а) совокупность мер и действий, направленных на формирование кадрового состава государственной службы;

б) кадровая работа государственного органа;

в) единство теоретических подходов, нормативных, организационных и технологических мер и действий в кадровой сфере;

г) система мер по профессиональному развитию государственных служащих.

Правильный ответ: б) кадровая работа государственного органа.


Вопрос 6

В каком нормативно-правовом акте сформулированы основные принципы формирования кадрового состава гражданской службы РФ?

а) в ФЗ-79 «О государственной гражданской службе РФ»;

б) в ФЗ-58 «О системе государственной службы РФ»;

в) в Конституции РФ;

г) в Указе Президента РФ № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ»

Правильный ответ: а) в ФЗ-79 «О государственной гражданской службе РФ».

Вопрос 7

Какова структура механизма управления персоналом государственной службы?

а) государственные органы и их структурные подразделения;

б) формы, методы, технологии управления персоналом;

в) совокупность теоретических, нормативных и технологических основ управления персоналом;

г) субъекты управления персоналом, кадровые процессы и объекты управления.

Правильный ответ: г) субъекты управления персоналом, кадровые процессы и объекты управления.

Вопрос 8

Каковы уровни (сверху-вниз) механизма реализации ГКП и механизма управления персоналом государственной службы?

а) нормативно-правовой, технологический, концептуальный;

б) организационный, информационно-аналитический, технологический;

в) кадровый, нормативно-правовой, концептуальный;

г) концептуальный, нормативно-правовой, организационный, технологический.

Правильный ответ: а) нормативно-правовой, технологический, концептуальный.


Вопрос 9

Отбор персонала на государственную службу это:

а) поиск и конкурсный отбор людей на вакантные должности;

б) подбор под человека соответствующей должности;

в) поиск людей под соответствующие должности;

г) подбор для конкретного человека должности в соответствии с его способностями.

Правильный ответ: г) подбор для конкретного человека должности в соответствии с его способностями.

Вопрос 10

Каковы способы замещения должности?

а) конкурс, избрание, назначение, выборы;

б) назначение, выборы, конкурс;

в) выборы, конкурс, ротация;

г) выдвижение, конкурс, назначение, выборы.

Правильный ответ: б) назначение, выборы, конкурс.


Вопрос 11

Что лежит в основе мотивации человека?

а) идейные побуждения;

б) потребности и интересы;

в) традиционализм;

г) наличие примера, образца для подражания.

Правильный ответ: б) потребности и интересы;


Вопрос 12

Каковы наиболее перспективные способы мотивации служебной деятельности?

а) принуждение;

б) материальная заинтересованность;

в) моральное стимулирование;

г) сочетание материального и морального стимулирования.

Правильный ответ: г) сочетание материального и морального стимулирования.


Вопрос 13

Продвижение по службе, служебная карьера это:

а) назначение на другую должность;

б) присвоение госслужащему более высокого классного чина;

в) вертикальный должностной рост;

г) вертикальная и горизонтальная мобильность кадров.

Правильный ответ: б) присвоение госслужащему более высокого классного чина.


Вопрос 14

Имеет ли гражданский служащий законное право на должностной рост, служебную карьеру?

а) да, имеет без каких-либо ограничений;

б) да, имеет, но на конкурсной основе;

в) по закону не имеет – служебная карьера зависит от его начальника;

г) на должностной рост имеет, а на служебную карьеру нет.

Правильный ответ: б) да, имеет, но на конкурсной основе.

Вопрос 15

Что такое «политическая нейтральность» как нравственный принцип государственной службы?

а) запрет быть членом какой-либо политической партии;

б) неучастие в предвыборных и выборных компаниях;

в) строгое выполнение согласно должностного регламента своих административных функций;

г) служение государству и обществу, а не политическим партиям и их лидерам.

Правильный ответ: б) неучастие в предвыборных и выборных компаниях.


Вопрос 16

Что запрещено гражданскому служащему согласно требований к служебному поведению гражданских служащих?

а) быть членом политической партии;

б) посещать церковь;

в) участвовать в забастовках;

г) подвергать публичной критике решения государственного органа и его руководителей.

Правильный ответ: г) подвергать публичной критике решения государственного органа и его руководителей.

Вопрос 17

Какова периодичность проведения аттестации государственных гражданских служащих?

а) не чаще одного раза в два года и не реже одного раза в четыре года;

б) один раз в три года;

в) по решению администрации государственного органа;

г) по заявлению государственного служащего.

Правильный ответ: б) один раз в три года.


Вопрос 18

Каковы нормативно закрепленные кадровые технологии оценки персонала гражданской службы?

а) аттестация, конкурс, квалификационный экзамен, испытание;

б) аттестация, конкурс, квалификационный экзамен, тестирование;

в) аттестация, конкурс, квалификационный экзамен, стажировка;

г) аттестация, конкурс, индивидуальное собеседование, мониторинг.

Правильный ответ: а) аттестация, конкурс, квалификационный экзамен, испытание.


Вопрос 19

Что такое конфликт интересов на государственной службе?

а) индивидуальный служебный спор;

б) ситуация, при которой личная заинтересованность служащего влияет на надлежащее исполнение им должностных обязанностей;

в) ситуация, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей;

г) неурегулированные между руководителем и подчиненным разногласия по вопросам прохождения государственной службы.

Правильный ответ: в) ситуация, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей.


Вопрос 20

Кто должен обязательно входить в состав комиссии по урегулированию конфликта интересов?

а) руководитель государственного органа, уполномоченные им гражданские служащие и независимые эксперты;

б) представители общественности и представители государственного органа;

в) наряду с другими представителями, представители суда;

г) руководитель государственного органа, уполномоченные им гражданские служащие, представитель органа по управлению государственной службы, независимые эксперты-специалисты.

Правильный ответ: г) руководитель государственного органа, уполномоченные им гражданские служащие, представитель органа по управлению государственной службы, независимые эксперты-специалисты.




ЗАДАЧИ:


1. Мэр г. Москвы определением Московского городского суда был признан состоящим на государственной службе.

В чем состоит судебная ошибка? Докажите это на основе действующих правовых норм.

 

В соответствии с Законом  г. Москвы «Устав города Москвы» от 28.06.1995г.  устанавливается, что:

    Статья 40. Мэр Москвы

1. Мэр Москвы является высшим должностным лицом города Москвы.

 

Статья 47. Должностные лица исполнительной власти города Москвы и организация государственной гражданской службы города Москвы

1. Должностными лицами исполнительной власти города Москвы являются Мэр Москвы, члены Правительства Москвы, руководители органов исполнительной власти города Москвы и их заместители, а также другие служащие органов исполнительной власти города Москвы, в установленном порядке наделенные административно-распорядительными полномочиями.


Существует Закон г. Москвы «О государственной гражданской службе г. Москвы» № 3 от 26.01.2005г. в котором, подробнейшем образом раскрывается данный вопрос.

Указ Мэра  от 31.03.2005г. № 20-УМ «О реестре должностей государственной гражданской службы г. Москвы» в котором четко расписаны  название должностей. В данном реестре нет среди должностей государственной гражданской службы г. Москвы – должности Мэра г. Москвы.



2. Общественный помощник депутата Волгоградской областной Думы Селиванов обратился в суд о признании его состоящим на государственной службе. Он требовал выплаты ему денежного содержания за время исполнения данных обязанностей на протяжении полугода. В ходе разбирательства выяснилось, что он является сотрудником частного охранного агентства, часто выезжает в командировки и свои обязанности в качестве помощника депутата исполняет нерегулярно. На этом основании суд отказал в его просьбе.

Кто в данной ситуации прав?

Институт общественных помощников главы муниципального района (далее - Глава района) и заместителей главы администрации  муниципального района (далее - заместители Главы администрации) создается с целью оказания содействия Главе района и заместителям Главы администрации в осуществлении их полномочий на территории  муниципального района.

Общественным помощником может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, не привлекавшийся к уголовной ответственности, годный по состоянию здоровья житель  муниципального района, имеющий высшее образование и обладающий общественным авторитетом, необходимыми знаниями и опытом и не являющийся государственным или муниципальным служащим, а также имеющий активную гражданскую позицию.

Количественный состав общественных помощников определяется следующим образом:

- Глава района самостоятельно определяет число общественных помощников;

- заместитель Главы администрации может иметь до десяти общественных помощников.

Количественный состав общественных помощников определяется следующим образом:

- Глава района самостоятельно определяет число общественных помощников;

- заместитель Главы администрации может иметь до десяти общественных помощников.

Общественный помощник осуществляет свою деятельность на общественных началах на безвозмездной основе на принципах законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности, делового сотрудничества со структурными подразделениями администрации муниципального района и организациями, расположенными на закрепленной территории  муниципального района. Общественный помощник не является муниципальным служащим.

Общественный помощник приобретает свой статус на срок до одного года на основании распоряжения Главы района по представлению заместителя Главы администрации.

В связи с вышеизложенным, Селиванов не может быть по закону ни муниципальным,  ни  государственным служащим. Необоснованным также является требование Селивановым денежного содержания за полгода его работы, т.к. общественный помощник действует на безвозмездной основе и работа его является постоянной, а не периодичной, как в его случае.



3. Два студента Волгоградской академии государственной службы поспорили между собой о том, может ли государственная служба осуществляться в органах местного самоуправления.

Разрешите их спор.

Нет, не может. В органах местного самоуправления осуществляется муниципальная служба.



4. К каким видам государственной службы относится деятельность служащих:

·           государственного архива РФ – государственная гражданская служба;

·           налоговой инспекции по г. Волгограду - государственная гражданская служба;

·           службы внешней разведки – военная служба;

·           администрации губернатора Волгоградской области - государственная гражданская служба ;

·           Центрального банка России - государственная гражданская служба ;

·           отдела вневедомственной охраны Центрального УВД г. Волгограда – правоохранительная служба;

·           Урюпинской таможни – государственная служба;

·           Уставного суда Волгоградской области – государственная служба.


5. Прокурор района вынес представление главному государственному санитарному врачу района Мартынову о необходимости отменить свой приказ о назначении начальником отдела районного центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора сына Мартынова, поскольку это противоречит законодательству о государственной службе.

Мартынов в ответе прокурору пояснил, что он не является государственным служащим, поскольку работает в государственном учреждении, а его должность не включена в Реестр государственных должностей государственной службы РФ.

Дайте юридический анализ ситуации.

В соответствии с п. 5  ст. 16 ФЗ № 79-ФЗ от 27.07.2004г. «О государственной гражданской службе РФ» гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Главный государственный санитарный врач района Мартынов является отцом  Мартынову.

Это противоречит законодательству о государственной службе. 1. Заполнить пропуски: “Государственная должность – должность в … органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с …, с установленным кругом обязанностей по …полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за … этих обязанностей”.

Ответы: выборных, федеральных, законодательством РФ, Конституцией РФ, непосредственному исполнению, должному обеспечению, исполнению и обеспечению, неисполнение, ненадлежащее исполнение, исполнение.

“Государственная должность – должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с законодательством РФ, с установленным кругом обязанностей по  исполнению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за  ненадлежащее исполнение этих обязанностей”.



2. Определите, за счет каких средств обеспечивается денежным содержанием должность уполномоченного по правам человека Волгоградской области:

за счет федерального бюджета;

из собственных средств администрации Губернатора;

за счет бюджета субъекта РФ;

за счет внебюджетных фондов.

Обоснуйте ответ со ссылками на действующее законодательство.

В соответствии со ст. 5 ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ» от 26.02.1997г. указывается, что:

В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.

Финансирование деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации и его аппарата осуществляется из средств бюджета субъекта Российской Федерации.



3. Почтальон Петров обратился в отдел кадров Волгоградского главпочтамта с просьбой выдать ему справку о том, что он состоит на государственной службе, для уменьшения оплаты услуг детского сада. Начальник ОК сказал, что он не вправе выдавать такую справку, т.к. Петров не является государственным служащим и его должность не является государственной должностью. Петров обратился к адвокату.

Дайте ему квалифицированный ответ.

Действия начальника ОК главпочтамта мы считаем правильными.

Главпочтамт не является учреждением государственной гражданской службы и соответственно все сотрудники главпочтамта не госслужащие.

Работа главпочтамта регулируется ФЗ РФ «О почтовой связи» № 176 –ФЗ от 17.07.1999г.

В соответствии со статьей 8. Предметы ведения органов местного самоуправления в области почтовой связи:


Органы местного самоуправления:

оказывают содействие организациям почтовой связи в размещении на территории муниципального образования объектов почтовой связи, рассматривают предложения данных организаций о выделении нежилых помещений или строительстве зданий для размещения отделений почтовой связи и других объектов почтовой связи;

способствуют созданию и поддержанию устойчивой работы местных почтовых маршрутов, оказывают содействие операторам почтовой связи в доставке почтовых отправлений в труднодоступные населенные пункты в установленные контрольные сроки;

оказывают содействие организациям почтовой связи в размещении почтовых ящиков на территории муниципального образования, контролируют обеспечение организациями, эксплуатирующими жилые дома, собственниками жилых домов сохранности и поддержания в исправном состоянии абонентских почтовых шкафов и почтовых абонентских ящиков.

Органы местного самоуправления вправе вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложения о развитии сети почтовой связи на территории муниципального образования.


Статья 9 Закона о  почтовой связи

Виды почтовой связи в Российской Федерации


В Российской Федерации действуют:

почтовая связь общего пользования, осуществляемая государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями почтовой связи, а также иными операторами почтовой связи;

специальная связь федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи;

федеральная фельдъегерская связь;

фельдъегерско-почтовая связь федерального органа исполнительной власти в области обороны.

         Соответственно главпочтамт относится к почтовой связи общего пользования.



4. Определите видовые характеристики следующих должностей: председатель Правительства Свердловской области, советник Президента по экономике, полномочный представитель Президента по Уральскому федеральному округу, старший судебный исполнитель Чкаловского районного суда, главный казначей, заместитель министра юстиции РФ.


Председатель Правительства Свердловской области – федеральная государственная гражданская служба, советник Президента по экономике – федеральная государственная гражданская служба, полномочный представитель Президента по Уральскому федеральному округу - федеральная государственная гражданская служба, старший судебный исполнитель Чкаловского районного суда – государственная гражданская служба субъекта РФ, главный казначей - федеральная государственная гражданская служба, заместитель министра юстиции РФ - федеральная государственная гражданская служб.



5. Глава муниципального образования “Быковский район” своим распоряжением установил должности муниципальной службы для директора и главного бухгалтера в приюте для несовершеннолетних. Прокурор района опротестовал данное распоряжение, указав, что должности муниципальной службы устанавливаются только в органах местного самоуправления, а не в муниципальных учреждениях, а также на то, что в Законе Волгоградской области “О едином реестре муниципальных должностей” данные должности отсутствуют.

Кто, по Вашему мнению, прав в данной ситуации? Обоснуйте ответ Главе муниципального образования.

В статьях 6-8 ФЗ от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» указывается, что:

Статья 6. Должности муниципальной службы


1. Должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

2.Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

3. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.


Статья 7. Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации


1. Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.

2. В реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.


Статья 8. Классификация должностей муниципальной службы


1. Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности муниципальной службы;

2) главные должности муниципальной службы;

3) ведущие должности муниципальной службы;

4) старшие должности муниципальной службы;

5) младшие должности муниципальной службы.

2. Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.


Соответственно в данном споре прав прокурор района.

1. Губернатор Волгоградской области издал распоряжение об отстранении от должности начальника УВД области и о назначении на нее другого лица. Однако отстраненный начальник УВД не согласился с распоряжением, заявив, что его назначал министр внутренних дел России, и поэтому он будет продолжать исполнять обязанности начальника до приказа министра о его освобождении.

Законны ли действия начальника УВД и Губернатора? Каким образом может быть решено дело?

В ст. 11 главы 3 «Организация деятельности» Положения о Министерстве внутренних дел РФ от 19 июля 2004г. № 927 указывается, что:

Назначение лиц на должности высшего начальствующего состава органов внутренних дел и освобождение от этих должностей осуществляет Президент Российской Федерации по представлению Министра, если иное не предусмотрено федеральным законом. Президент РФ издает Указ об этом назначении.

Действия Губернатора не законы, так как в сферу его полномочий не входит решение данного вопроса. Стороны должны решить свой спор в суде. На местном уровне суд должен отменить распоряжение губернатора об отстранении от должности начальника УВД области.




2. Начальнику Управления социальной защиты населения г. Волгограда за его выступление по местному телевидению было выплачено вознаграждение в размере 100 рублей. Выступление было посвящено вопросам реализации Закона об адресной помощи.

Есть ли нарушения закона со стороны участников возникших правоотношений? Если да, то какие? Как, на Ваш взгляд, следует поступать в подобных ситуациях?

Начальник Управления социальной защиты населения г. Волгограда является государственным служащим.  В соответствии с п. 6  ст. 17 (Запреты, связанные с гражданской службой) ФЗ № 79-ФЗ от 27.07.2004г. «О государственной гражданской службе РФ» гражданскому служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 575 ГК  РФ позволяет государственным и муниципальным служащим получать обычный подарок стоимостью не свыше пяти минимальных окладов в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.


3. По просьбе корреспондента газеты “Вечерний Екатеринбург”, в соответствии с Законом “О средствах массовой информации” заместитель начальника ГНИ г. Екатеринбурга передал для опубликования сведения о доходах работников администрации города за 1998 год. В ближайшем номере газеты эти сведения были опубликованы.

Есть ли нарушения закона со стороны участников возникших правоотношений? Если да, то какие? Кто будет нести ответственность в данном случае?

Более сложным является определение служебной тайны. Если исходить из буквального значения этого выражения, то следует считать, что служебная тайна - это информация, которая стала доступна гражданину при исполнении им своих служебных (трудовых) обязанностей. При этом не имеет значения, в какой организации (государственной или негосударственной) работает гражданин. Что касается содержания служебной информации, то это может быть врачебная, банковская, техническая, адвокатская тайна и т.д.

В трудовой договор могут включаться обязательства работника по сохранению сведений, связанных с его профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Трудовой кодекс помимо включения в трудовой договор условия о неразглашении охраняемой законом тайны предусматривает возможность увольнения работника за разглашение государственной, коммерческой, служебной или иной тайны. В соответствии с подп. "в" п. 6 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, выразившегося в виде разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной или иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей. В ФЗ "О коммерческой тайне" под разглашением коммерческой тайны понимается деяние (действие или бездействие), в результате которого информация, составляющая коммерческую тайну, становится известной (раскрытой) третьим лицам без согласия обладателя коммерческой тайны, а также вопреки трудовому или гражданско-правовому договору (ст. 2). Увольнение работника за разглашение коммерческой и служебной тайны возможно только в том случае, если обязанность по сохранению такой тайны была обусловлена заключенным с этим работником трудовым договором.

Таким образом, со вступлением в действие Трудового кодекса РФ у руководителей предприятий появились дополнительные возможности защиты информации - привлечение работников к дисциплинарной ответственности за разглашение охраняемой законом тайны.

Кроме того, ст. 243 ТК РФ устанавливает полную материальную ответственность работника за разглашение сведений, составляющих служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Ст. 238 ТК РФ определяет материальную ответственность работника как обязанность работника возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный ущерб в полном размере. Однако ущерб от разглашения коммерческой или служебной тайны выражается не в виде реального ущерба, а в неполученных доходах.

В соответствии с ФЗ № 79-ФЗ от 27.07.2004г. «О государственной гражданской службе РФ» в статье 15 указывается следующее:

Основные обязанности гражданского служащего

1. Гражданский служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);



4. Инспектор ДПС хотел оштрафовать Игнатьева за неправильный переход улицы. Игнатьев штраф платить отказался, заявив, что он солдат срочной службы, находится в отпуске и поэтому  одет в гражданское. Инспектор возразил, что к нарушителям правил дорожного движения это не относится, кроме того, Игнатьев в данный момент не выполняет воинской обязанности.

Кто из них прав?

 

Глава 3 ст. 47 Указа Президента РФ «Об утверждении общевоинских уставов вооруженных сил РФ» № 1495 от 10.11.2007г. указывает, что:

Глава 3. Дисциплинарная ответственность военнослужащих


47. Военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, который в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Уставом, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях. При этом к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, исправительных работ, а к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы также в виде административного штрафа.

 В КоАП РФ существует статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения


1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

В соответствии с вышеперечисленным, мы можем сделать вывод о том, что Игнатьев несмотря на то, что он является военнослужащим в отпуске несет административную ответственность за нарушение правил дорожного движения на общих основаниях со всеми другими гражданами РФ.

Поэтому в данном споре прав будет инспектор ДПС.


5. Предприниматель Гаврилов обратился в налоговую инспекцию по поводу неправильного начисления НДС. В налоговой инспекции он встретил своего приятеля Соловьева, с которым не виделся несколько лет и который работал старшим инспектором отдела по налогообложению предпринимателей. Узнав, что у Соловьева в этот день был день рождения, Гаврилов подарил ему бутылку коньяка и коробку конфет (общей стоимостью 380 руб.). На следующий день вопрос Гаврилова был благополучно разрешен. Узнав о данном факте, начальник налоговой инспекции отстранил Соловьева от исполнения служебных обязанностей и назначил служебное расследование.

Дайте юридический анализ ситуации.

Старший инспектор отдела по налогообложению предпринимателей Соловьев является государственным служащим.

Статья 575 ГК  РФ позволяет государственным и муниципальным служащим получать обычный подарок стоимостью не свыше пяти минимальных окладов в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Но если вручение "подарка" предшествовало действиям должностного лица либо если такие действия были обусловлены последующим вознаграждением в виде "подарка", его следует квалифицировать как получение взятки. Общая стоимость подарка – 380 рублей – малозначительна.

Мы считаем, что в данном случае отсутствует состав преступлений – дача и получение взятки (ст. 290-291 УК РФ).



Список использованной литературы:



1.      Конституция РФ (принята всенародным голосованием 1993г.)//РГ. – 1993. - № 237.

2.      ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации»//СЗ РФ. – 1997. - №  51.

3.      Указ Президента РФ «Об утверждении общевоинских уставов вооруженных сил РФ» № 1495 от 10.11.2007г.//СЗ РФ. – 2007. - № 34.

4.      Закон г. Москвы «Устав города Москвы» от 28.06.1995г. //СЗ РФ. – 1995. - № 25.