СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………….2
1. Анализ инвестиционного климата РФ на основе американской методики……...4
2. Сравнительная характеристика российского и немецкого инвестиционного климата………………………………………………………………………………17
3. Перспективы развития инвестиционного климата в России………………….…21
Заключение.......................................................................................................................24
Список использованной литературы..............................................................................26
Введение
Современная Россия сравнительно поздно встала на путь привлечения зарубежных инвестиций в свою экономику. Лишь в 1991 г. был принят Закон об иностранных инвестициях.
Тормозом инвестирования зарубежными компаниями в экономику России является повышенный инвестиционный риск политического, юридического и инфляционного характера. Иностранные инвесторы, работающие в производственной сфере, особо отмечают неполноту и отрывочность, а зачастую и недоступность объективной информации о потенциальных объектах крупных вложений капиталов.
Как показывает практика, далеко не всегда на отечественном рынке присутствует четкое понимание того, каким образом происходит непосредственное влияние рейтинговых оценок агентств, специализирующихся на составлении рейтингов кредитоспособности и инвестиционной привлекательности, на привлечение внешних инвестиций и развитие инвестиционно - банковской деятельности внутри страны. Как правило, это связано с недостаточно глубокой информированностью относительно критериев, которые лежат в основе рейтинговых методик.
Принятие инвестиционных решений потенциальным инвестором неразрывно связано с оценкой риска, который несет в себе объект вложений, и готовностью инвестора принять его на себя. Однако если речь идет об индивидуальном инвесторе или даже крупном институциональном инвесторе, оценка инвестиционной привлекательности отдельных вложений может быть довольно затратна даже при наличии собственной аналитической службы и не всегда точна. Для начала разберемся с понятием риска.
В строго математическом определении риск - это вероятность наступления неблагоприятного события в определенном обозримом будущем. Соответственно, в качестве меры риска должна быть выбрана вероятность, или математическое ожидание, такого события. Данное определение риска абсолютно верно с точки зрения математики, но далеко не всегда приемлемо в процессе расчета инвестиционных рисков по следующим причинам:
- довольно трудно ясно обозначить, что представляет собой данное неблагоприятное событие;
- таких событий может оказаться множество, все их учесть затруднительно, а также трудно определить их влияние во взаимосвязи;
- даже выделив группу возможных значимых негативных событий, практически невозможно вычислить вероятность их наступления;
- невозможно точно оценить, как скажется неблагоприятное событие на рыночной стоимости конкретной ценной бумаги (при портфельном инвестировании).
В экономическом же смысле под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных природных явлений и видов деятельности общества. Эти риски могут касаться как отдельных стран (политические, транспортные, валютные, инфляционные и дефляционные риски), так и конкретных эмитентов (имущественные, производственные, финансовые риски). При портфельном инвестировании необходимо учитывать инвестиционные риски: риск упущенной выгоды, риск снижения доходности (процентные и кредитные риски), риск прямых финансовых потерь (биржевой риск, риск банкротства). Важное место занимают природно-естественные и экологические риски.
В экономическом контексте нельзя полагаться исключительно на закон вероятности, поскольку вышеобозначенные риски невозможно оценить с точки зрения чистой математики. В современных условиях массовые ожидания инвесторов и их настроения, новостной фон, успехи отдельных эмитентов играют зачастую решающую роль и часто идут вразрез с законами точных наук. Все это заставляет искать иные подходы к оценке инвестиционных рисков.
Выход состоит в профессиональном расчете этих рисков и присвоении соответствующих рейтингов и инвестиционных категорий как странам, так и конкретным эмитентам. Обычно подобными исследованиями занимаются рейтинговые агентства, различные финансовые издания и прочие специализированные организации, а не сами участники рынка.
Объектом исследования является инвестиционный климат в РФ.
Предметом исследования являются пути исследования и перспективы развития инвестиционного климата в РФ.
Целью настоящей работы является рассмотрение инвестиционного климата в РФ.
Для реализации поставленных целей при написании работы ставились следующие промежуточные задачи: 1) дать анализ инвестиционного климата РФ с использованием американской методики; 2) показать сравнительную характеристику российского и немецкого инвестиционного климата; 3) рассмотреть перспективы развития инвестиционного климата в России.
Тема работы являются актуальной, так как с формированием и развитием рыночной экономики использование инвестиций, кредитования будет только расширяться.
1. Анализ инвестиционного климата РФ на основе американской методики
С точки зрения права инвестиционный климат государства характеризуется прежде всего правовым режимом деятельности иностранных инвесторов, установленным национальным законодательством, а также международными договорами и соглашениями, в которых участвует государство.
Правовой режим - это совокупность правил, регулирующих ту или иную сферу деятельности.
В практике правового регулирования иностранных инвестиций выделяют два основных типа правовых режимов: абсолютные и относительные[1].
Методики оценки инвестиционного климата весьма разнообразны. В США инвестиционный климат оценивается с помощью четырех показателей, характеризующих:
- деловую активность;
- потенциал развития хозяйственной системы;
- экономическую эффективность инвестиций;
- основные составляющие налоговой политики.
Большой известностью в настоящее время пользуются комплексные рейтинги инвестиционной привлекательности, публикуемые ведущими экономическими журналами - "Euromoney", "Fortune", "The Economist". В частности, рейтинг журнала "Euromoney" определяется на основе расчета следующих групп показателей:
- эффективности экономики;
- уровня политического риска;
- состояния задолженности;
- способности к обслуживанию долга;
- кредитоспособности;
- доступности банковского кредитования;
- доступности долгосрочного ссудного капитала;
- вероятности возникновения форс-мажорных обстоятельств.
Однако наиболее важными ориентирами для иностранных инвесторов являются международные кредитные рейтинги трех агентств - Standard & Poor's, Moody's Investors Service и Fitch Ratings. Каждое из этих агентств ведет постоянный мониторинг всех важных рыночных факторов, производит сбор экономических и политических данных, на основании анализа которых и присваивается рейтинг. Помимо суверенного рейтинга (присваиваемого отдельным странам) рейтинг может быть присвоен различным областям и регионам, а также крупным корпорациям.
Присвоение кредитного рейтинга позволяет эмитентам расширить возможности доступа к заемным средствам и другим источникам капитала, тем самым повышая их финансовую гибкость.
Потребность российских предприятий в краткосрочных заимствованиях довольно успешно в настоящее время удовлетворяется внутри страны, но в настоящее время российский бизнес испытывает все более острую потребность в дешевых длинных финансовых ресурсах. Привлечение отечественными предприятиями долгосрочных кредитов затруднительно не только в связи со слишком большой стоимостью "длинных" денег, но также из-за необходимости предоставлять дорогостоящий залог в виде ликвидного актива. Средний срок средств, привлекаемых российскими банками внутри страны, составляет менее одного года. Для роста же предприятиям нужны долгосрочные проекты, требующие серьезных финансовых вложений. Не столь активно и развитие системы синдицированного кредитования в силу слабого взаимного доверия банков.
Чем выше оценивается кредитоспособность заемщика, тем более длинные и дешевые ресурсы он может привлечь. Присвоение предприятию кредитного рейтинга может повлечь за собой снижение издержек эмитента по привлечению заемных средств за рубежом. Для тех эмитентов, которые привлекают средства под гарантии третьих лиц, кредитный рейтинг может снизить стоимость такой гарантии.
Как отмечает агентство Standard & Poor's, кредитный рейтинг помогает менеджменту компании определить стоимость заимствований в будущем. Кредитный рейтинг, будучи независимым мнением, может защитить компанию и ее ценные бумаги от неадекватных подозрений в неплатежеспособности, вызванных дефолтом других компаний на рынке. Для управляющих пенсионными, попечительскими паевыми фондами и другими формами доверительного управления финансовыми средствами кредитные рейтинги являются прекрасным инструментом системы мониторинга. Изменения кредитных рейтингов могут означать необходимость соответствующей корректировки инвестиционного портфеля.
Инвестиционные банки и другие финансовые посредники, действующие на рынке облигаций, могут использовать кредитный рейтинг при планировании и размещении эмиссий облигаций. Кредитный рейтинг может способствовать размещению новых облигационных займов, направленных на расширение круга инвесторов, а также снизить неопределенность информации о кредитоспособности эмитента[2].
Кредитный рейтинг также может использоваться финансовыми посредниками, которые действуют как по поручению клиента, так и в собственных интересах в качестве инструмента для мониторинга собственных активов на предмет кредитного риска.
Рейтинги играют важную роль в формировании цен инвестиционных инструментов. Крупные зарубежные участники инвестиционного рынка (пенсионные фонды, страховые компании, различные паевые фонды) действуют на рынке в соответствии с разработанными для них правилами и внутренним регламентом, часто ограничивающим вложения в бумаги, не имеющие инвестиционной категории. Любое изменение рейтинга объекта инвестиций автоматически ведет к изменению лимитов инвестирования на него, а следовательно, приводит к возникновению покупок или продаж и влияет на движение цены. Поэтому необходимо внимательно следить за изменениями рейтингов и еще внимательнее - за изменениями прогнозов этих рейтингов.
Международные кредитные рейтинги пользуются огромным доверием как у различных групп кредиторов и инвесторов, так и у органов государственной власти. Так, Приказ Минфина России от 08.08.2005 № 100 "Об утверждении Правил размещения страховщиками средств страховых резервов"[3] среди прочих выдвигает требования к активам, принимаемым для покрытия страховых резервов. Согласно Приказу страховщик вправе передавать страховые резервы доверительным управляющим, которые имеют рейтинг международных рейтинговых агентств Standard & Poor's, Moody's Investors Service и Fitch не менее двух уровней от суверенного рейтинга Российской Федерации, но не ниже уровня ВВ-, Ва3 и ВВ- соответственно или рейтинг аналогичного уровня российских рейтинговых агентств. Для покрытия страховых резервов могут быть приняты и ценные бумаги, выпущенные эмитентами, имеющими рейтинг международных рейтинговых агентств не менее двух уровней от суверенного рейтинга РФ, но не ниже уровня ВВ-, Ва3 и ВВ- соответственно или рейтинг аналогичного уровня российских рейтинговых агентств.
Кредитный рейтинг часто используется банками и другими финансовыми посредниками для принятия решений по финансированию. Это становится особенно актуально с учетом того, что многие компании предпочитают не раскрывать свою финансовую информацию в процессе деловых переговоров. В этом случае кредитный рейтинг эмитента служит надежным ориентиром кредитоспособности. Не стоит также забывать, что для самого банка оценка кредитоспособности может стать дорогостоящим и трудоемким мероприятием.
Но одно дело - присвоить рейтинг, другое - оценить, как данные оценки влияют на инвестиционную активность и привлекательность отдельных эмитентов. Кроме того, стране или корпорации могут быть присвоены различные рейтинги по шкалам разных агентств. В чем же тут дело, кто из них более объективен? Из таблицы 1.1 видно, насколько разные оценки давались кредитоспособности Российской Федерации тремя ведущими рейтинговыми агентствами начиная с 1997 г.
Таблица 1.1
История присвоения суверенных рейтингов РФ
рейтинговыми агентствами
Год |
S&P |
Fitch |
Moody's |
1997 |
B+ |
BB+ |
Ba2 |
1998 |
CC+ |
CCC |
Ca |
1999 |
SD |
CCC |
Ca |
2000 |
B- |
B |
Caal |
2001 |
B+ |
B+ |
B2 |
2002 |
BB |
BB- |
Ba2 |
2003 |
BB+ |
BB+ |
Baa3 |
2004 |
BB+ |
BBB- |
Baa3 |
2005 |
BBB- BBB |
BBB |
Baa3 Baa2 |
|
В этих условиях необходимо разобраться в методологиях различных рейтинговых агентств. Для начала необходимо обозначить критерии, которым должна соответствовать методика составления рейтинга.
Во-первых, любая методология должна быть прозрачной. Заинтересованное лицо должно иметь возможность получать исчерпывающую информацию о критериях, на которых базируется процедура присвоения рейтинга.
Во-вторых, это доступность. Любое предприятие по своему желанию может обратиться в представительство рейтингового агентства на территории РФ с просьбой присвоить ему рейтинг по рейтинговой шкале.
В-третьих, подход к эмитентам одной категории должен быть одинаков. Различаться критерии могут для различных групп эмитентов. (Так, например, невозможно точное соответствие критериев определения рейтинга страны и частных эмитентов.)
В-четвертых, должна производиться постоянная корректировка методологии с учетом новых экономических реалий.
Рассмотрим методологию составления международных кредитных рейтингов на примере методики агентства Standard & Poor's (таблица 1.2).
Таблица 1.2
Шкала кредитных рейтингов Standard & Poor's
по международной шкале
Шкала |
Значение кредитного рейтинга |
|
Рейтинги инвестиционного класса
AAA |
Очень высокая способность своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства; самый высокий рейтинг |
AA |
Высокая способность своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства |
A |
Умеренно высокая способность своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства, однако большая чувствительность к воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях |
BBB |
Достаточная способность своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства, однако более высокая чувствительность к воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях |
|
Рейтинги,
обладающие значительными спекулятивными характеристиками
BB |
Вне опасности в краткосрочной перспективе, однако более высокая чувствительность к воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях |
B |
Более высокая уязвимость при наличии неблагоприятных коммерческих, финансовых и экономических условий, однако в настоящее время имеется возможность исполнения долговых обязательств в срок и в полном объеме |
CCC |
На данный момент существует потенциальная возможность невыполнения эмитентом своих долговых обязательств; своевременное выполнение долговых обязательств в значительной степени зависит от благоприятных коммерческих, финансовых и экономических условий |
CC |
В настоящее время высокая вероятность невыполнения эмитентом своих долговых обязательств |
C |
В отношении эмитента возбуждена процедура банкротства или предпринято аналогичное действие, но платежи или выполнение долговых обязательств продолжаются |
|
Дефолтные рейтинги
SD |
Выборочный дефолт по данному долговому обязательству при продолжении своевременных и полных выплат по другим долговым обязательствам |
D |
Дефолт по долговым обязательствам |
|
Standard & Poor's предоставляет различные виды рейтингов:
- долгосрочный кредитный рейтинг эмитента;
- краткосрочный кредитный рейтинг эмитента;
- рейтинг корпоративного управления;
- рейтинг финансовой прозрачности;
- рейтинги привилегированных акций;
- рейтинги фондов денежного рынка;
- рейтинги паевых облигационных фондов;
- рейтинги платежеспособности страховых компаний;
- рейтинги компаний, работающих с производными инструментами.
Долгосрочный рейтинг Standard & Poor's оценивает способность эмитента своевременно исполнять свои долговые обязательства. Долгосрочные рейтинги варьируются от наивысшей категории (ААА) до самой низкой (D). Рейтинги в интервале от АА до ССС могут быть дополнены знаком "+" или "-", обозначающим промежуточные рейтинговые категории по отношению к основным категориям.
Краткосрочный рейтинг представляет собой оценку вероятности своевременного погашения обязательств, считающихся краткосрочными на соответствующих рынках. Краткосрочные рейтинги имеют диапазон от А-1 (для обязательств наивысшего качества) до D (для обязательств самого низкого качества). Рейтинги внутри категории А-1 могут содержать знак "+" для выделения более надежных обязательств в данной категории.
Различным степеням риска соответствуют три группы рейтинга: инвестиционный, спекулятивный и дефолтный. В каждой группе существуют еще подгруппы для более точного описания степени риска, присущего данной стране или данному эмитенту. Самой большой подгруппой является спекулятивная группа рейтингов. С одной стороны (ВВ+), она примыкает к инвестиционной группе, с другой (С) - к дефолтной. Рейтинги от АА до ССС могут различаться путем добавления знака "+" или "-", чтобы показать относительное положение внутри основных категорий рейтингов.
Помимо самого рейтинга (суверенного или корпоративного) Standard & Poor's представляет его прогноз на ближайшее время. Прогнозы рейтинга показывают возможное направление движения рейтинга в ближайшие 2 - 3 года:
- "позитивный" - рейтинг может быть повышен;
- "негативный" - рейтинг может быть снижен;
- "стабильный" - изменение рейтинга маловероятно;
- "развивающийся" - возможно как повышение, так и понижение рейтинга.
Шкала кредитного рейтинга Standard & Poor's позволяет сравнивать эмитентов разной экономической природы (корпорации, регионы, муниципалитеты, банки, страховые компании и др.) по величине кредитного риска, выводит эмитента и его обязательства за пределы узкоотраслевого контекста[4].
Кредитный рейтинг выражает мнение Standard & Poor's относительно способности и готовности эмитента своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства. Кредитные рейтинги могут присваиваться эмитенту (суверенному правительству, региональным и местным органам власти, корпорациям, финансовым институтам, объектам инфраструктуры, страховым компаниям, управляемым фондам) или отдельному долговому обязательству. В России Standard & Poor's присваивает рейтинги по международной шкале (по обязательствам в национальной и иностранной валюте) и по национальной шкале, созданной и откалиброванной специально для России.
Standard & Poor's разработала систему национальных рейтинговых шкал, используемых в разных странах. В частности, разработана шкала кредитного рейтинга по российской шкале.
Национальная шкала позволяет более тонко различать кредитоспособность эмитентов в контексте российского финансового рынка, однако категории национальной шкалы, в отличие от международной, не связаны напрямую с определенной вероятностью дефолта. Национальная шкала кредитного рейтинга исключает некоторые суверенные риски, в частности риск невозможности перевода денежных средств за пределы РФ, и другие системные иски, в равной степени характерные для всех российских эмитентов.
Кредитный рейтинг эмитента по национальной шкале выражает текущее мнение Standard & Poor's об общей кредитоспособности эмитента долговых обязательств, гаранта или поручителя, делового партнера, его способности и намерении своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства по мере их наступления относительно других российских эмитентов. Кредитный рейтинг долговых обязательств по национальной шкале Standard & Poor's выражает текущее мнение о кредитном риске по конкретным долговым обязательствам (облигациям, кредитам банков, займам, другим финансовым инструментам) относительно других российских эмитентов.
Российская шкала кредитного рейтинга Standard & Poor's использует традиционные символы Standard & Poor's с префиксом ru для указания на предназначение шкалы исключительно для российского финансового рынка.
Рейтинги от ruAAA до ruССС могут быть дополнены знаком "+" или "-" для обозначения промежуточных рейтинговых категорий по отношению к основным категориям (таблица 1. 3).
Таблица 1.3
ruAAA |
Очень высокая способность своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства относительно других российских эмитентов; самый высокий рейтинг |
|
ruAA |
Высокая способность своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства относительно других российских эмитентов |
|
ruA |
Большая подверженность воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях, тем не менее умеренно высокая способность своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства относительно других российских эмитентов |
|
ruBBB |
Достаточная способность своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства относительно других российских эмитентов, однако более высокая чувствительность к воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях, чем у эмитентов (долговых обязательств) с более высокими рейтингами |
|
ruBB |
Меньший кредитный риск по сравнению с российскими эмитентами (долговыми обязательствами) с более низкими рейтингами, однако неопределенность или влияние неблагоприятных изменений в коммерческих, финансовых и экономических условиях могут привести к недостаточной способности эмитента своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства |
|
ruB |
В текущий момент данный эмитент способен в срок и в полном объеме выполнять свои долговые обязательства, однако неблагоприятные изменения в коммерческих, финансовых и экономических условиях, скорее всего, помешают эмитенту в срок и в полном объеме выполнять свои долговые обязательства |
|
ruCCC |
На данный момент в условиях российского финансового рынка существует потенциальная возможность дефолта по данным долговым обязательствам. Своевременное выполнение долговых обязательств в значительной степени зависит от благоприятных коммерческих, финансовых и экономических условий |
|
ruCC |
Высокая вероятность невыполнения эмитентом своих долговых обязательств относительно других российских эмитентов |
|
ruC |
В отношении эмитента возбуждена процедура банкротства, наложен запрет на осуществление основной деятельности, ожидается вынесение судебного решения о наложении взыскания на имущество или в ином аналогичном случае. В процессе судебного разбирательства (или внешнего управления) соответствующий орган может принять решение о погашении части долговых обязательств и дефолте по остальным обязательствам |
|
ruSD и ruD |
Состоявшийся дефолт по одному или нескольким долговым обязательствам (имеющим или не имеющим кредитный рейтинг). Рейтинг ruD присваивается, когда Standard & Poor's считает, что эмитент не выплатит все или практически все свои долговые обязательства по мере их наступления. Рейтинг ruSD в условиях российского финансового рынка присваивается, когда Standard & Poor's считает, что эмитент допустил дефолт по конкретному выпуску или нескольким выпускам своих долговых обязательств, но будет продолжать своевременные и полные выплаты по другим долговым обязательствам |
|
|
|
|
В применяемой Standard & Poor's методологии оценки кредитоспособности организаций, принадлежащих государству, особое внимание уделяется степени потенциальной государственной поддержки, причем анализируется каждый конкретный случай. В частности, в начале января текущего года был повышен рейтинг Газпрома с ВВ до ВВ+. Такое решение агентства было связано с усилением поддержки газового концерна (принадлежащая государству компания "Роснефтегаз" приобрела у дочерних структур Газпрома его акции на сумму 7 млрд. долл.). Прогноз по рейтингу установлен "позитивный".
15 декабря 2005 г. Standard & Poor's объявила о повышении долгосрочных суверенных кредитных рейтингов Российской Федерации: по обязательствам в иностранной валюте - с BBB- до BBB, по обязательствам в национальной валюте - с BBB до BBB+. Standard & Poor's также повысила краткосрочные суверенные рейтинги Российской Федерации с A-3 до A-2 и подтвердила рейтинг ruAAA по национальной шкале. Прогноз изменения "стабильный".
По словам кредитного аналитика Standard & Poor's Хелены Хессел, "повышение рейтингов отражает усиление финансовой мощи Правительства как результат недавнего необычайно высокого увеличения цен на нефть и успешной управленческой стратегии по выплате долга". По мнению аналитиков Standard & Poor's, взвешенное управление Стабилизационным фондом привело к аккумулированию средств в значительно большей степени, чем предполагалось, создавая достаточно серьезную финансовую защиту для будущего периода. Агентство обращает внимание на высокие налогово-бюджетные показатели и сильную позицию внешней ликвидности. "Продолжающийся бюджетный профицит и очень быстрое увеличение ресурсов Стабилизационного фонда должны поддержать улучшившуюся кредитоспособность в среднесрочной перспективе", - отмечает г-жа Хессел. Как отмечает агентство, российская кредитоспособность в долгосрочном периоде зависит от перехода к более плюралистическому, децентрализованному и подотчетному управлению, которое могло бы через определенный промежуток времени вызвать большую уверенность в государственных институтах и привести к более последовательной политике. Увеличение прозрачности в принятии решений и более независимая судебная система могли бы усилить нынешнюю политическую среду и улучшить способность администрации проводить структурные реформы.
Значительный интерес для корпоративного эмитента (менеджмента), а также для всех заинтересованных лиц (акционеров, кредиторов, сотрудников, клиентов, государственных органов) представляет рейтинг корпоративного управления, присваиваемый эмитенту.
Компоненты оценки рейтинга корпоративного управления Standard & Poor's:
- структура собственности и внешнее влияние;
- прозрачность структуры собственности;
- концентрация собственности и влияние со стороны акционеров;
- права акционеров и отношения с финансово заинтересованными лицами;
- порядок проведения собраний акционеров и голосования;
- права собственности и меры защиты от поглощений;
- отношения с заинтересованными лицами;
- прозрачность, раскрытие информации и аудит;
- содержание раскрываемой информации;
- своевременность и доступность раскрываемой информации;
- аудиторский процесс;
- структура и эффективность работы совета директоров;
- инфраструктура рынка;
- правовая инфраструктура;
- информационная инфраструктура.
Рейтинг корпоративного управления - это мнение Standard & Poor's о степени, в которой компания применяет общепризнанные лучшие принципы корпоративного управления, призванные служить интересам финансово заинтересованных лиц, в первую очередь акционеров.
В ходе присвоения рейтинга корпоративного управления исследуется механизм взаимодействия между руководством компании, советом директоров и акционерами, направленный на обеспечение адекватного распределения доходов между всеми заинтересованными лицами.
Рейтинг корпоративного управления, так же как и кредитный рейтинг, служит инструментом оценки и, в конечном счете, снижения рисков инвестирования. Риски нефинансового характера, а именно неэффективное или нечестное управление компанией, могут оказаться решающими для обеспечения возвратности инвестиций.
Standard & Poor's присваивает рейтинг только при наличии достаточной информации, на основе прозрачной методологии, учитывающей количественные и качественные параметры, финансовые и бизнес-риски.
В зависимости от категорий эмитентов и типа рейтинга методика присвоения рейтингов Standard & Poor's различается. Так, в случае компаний анализируются характеристики бизнеса (рынок, позиция в конкуренции, менеджмент и стратегия), финансовый профиль (финансовая политика, прибыльность, структура капитала, показатели денежных потоков, финансовая гибкость); в случае региональных и местных органов власти - экономическое положение (предсказуемость развития и устойчивость поддержки системы государственных и муниципальных финансов, качество управления и институциональный характер процедур, финансовая гибкость, исполнение бюджета, ликвидность и управление долгом, долговая нагрузка, условные обязательства), в случае банков - бизнес-факторы (позиция на рынке, структура собственности, стратегия и менеджмент), финансовые факторы (качество активов, прибыльность, фондирование и управление ликвидностью, капитал).
После присвоения рейтинга аналитики Standard & Poor's постоянно контролируют все факторы, которые могут повлиять на него, такие как изменения в структуре капитала, поглощение других компаний или иные крупные экономические события. Существенные события, связанные с деятельностью эмитента, отслеживаются ежедневно. Обязательное требование Standard & Poor's - проведение ежегодных встреч с руководством (при необходимости эти встречи проводятся чаще). Основываясь на информации, полученной от эмитента или из других открытых источников, рейтинг может повышаться или понижаться так часто, как часто меняется кредитоспособность эмитента. В случае если никаких существенных событий не происходит, пересмотр рейтинга (его подтверждение или изменение) происходит раз в год.
В ноябре 2005 г. Standard & Poor's изменило методику присвоения рейтингов. Если раньше агентство ограничивало уровень рейтинга корпоративного эмитента рейтингом суверенного правительства, то в настоящее время оно может присваивать корпоративным заемщикам рейтинги выше, чем странам их происхождения. Однако пока это нововведение не коснулось ни одного российского эмитента.
Это ограничение долгое время действовало в методологии всех международных рейтинговых агентств. Первым от этого правила отказалось агентство Moody's Investors Service в начале 2005 г. Оно стало учитывать в своей методологии поддержку, которую может оказать государство корпоративным заемщикам. Изменение методики частично объясняется анализом исторических данных, проведенных агентствами[5].
2. Сравнительная характеристика российского и немецкого инвестиционного климата
Одна из глобальных задач начала XXI века — интеграция России, ее бизнеса и образования в европейское экономическое пространство. Важную роль в ее решении играет активное развитие взаимовыгодного сотрудничества с Германией, которая в 2006 году уступила России место председателя в «Большой восьмерке». Именно сегодня отношения России и Германии как никогда стабильны и конструктивны, что дает обеим странам шанс начать плодотворный стратегический диалог, преодолеть напряжение в Европе.
Российско-германские отношения на различных этапах исторического развития претерпевали многочисленные взлеты и падения: периоды открытой военной конфронтации сменялись периодами плодотворного сотрудничества и наоборот. Именно поэтому опыт развития немецкого бизнеса, его инновационный характер, а также направления развития бизнес - образования в Германии до недавнего времени недостаточно полно освещались в российских СМИ. Между тем для современной России, на наш взгляд, интересным является послевоенный период Западной Германии и, в частности, ее опыт по привлечению иностранных инвестиций. Как и всякое сравнение различных стран на разных этапах их развития, это сравнение не идеально. Тем не менее между Россией и Германией много общего.
Во-первых, обе страны пережили глубокие морально-политические потрясения, вызванные крушением прежних идеалов и общественных систем.
Во-вторых, и Западная Германия, и Россия оказались осколками огромных хозяйственных пространств, на которых ранее сложилось интенсивное разделение труда (кооперационные связи между отдельными территориями, входившими раннее в эти экономические пространства, оказались нарушенными).
В-третьих, в обеих странах в результате разрушения хозяйственных связей произошло резкое сокращение объемов производства, выросли безработица, инфляция, теневая экономика.
В-четвертых, обе страны встали перед необходимостью осуществления конверсии производства на предприятиях ВПК, а также процессов децентрализации.
Далее, и в Западной Германии, и в России возник чрезвычайно емкий внутренний рынок в сочетании с массовым предложением высококвалифицированной и дешевой рабочей силы (ресурсы пополнения рынка труда обеих стран были практически неисчерпаемы за счет постепенного переселения с бывших немецких и бывших советских территорий).
Кроме того, как и послевоенная Западная Германия, современная Россия практически отказалась от восстановления старых отношений специализации и кооперации между территориями, входившими ранее в советское экономическое пространство (в рамках бывших республик СССР, а сегодня стран СНГ), и начала строить новый российский комплекс в новых государственных границах с постепенной интеграцией бизнеса и образования в европейскую экономику. В связи с этим в настоящее время в России, как и в Западной Германии 1949 года, возник огромный спрос на долгосрочные инвестиции, в том числе иностранные, а также большой интерес к немецкому бизнес - образованию.
Российское законодательство предоставляет определенные льготы иностранным инвесторам, в том числе немецким, допуская их без ограничений во все сферы деятельности, доступные национальному капиталу. Однако на практике существуют официальные ограничения для иностранных инвесторов в ряде отраслей экономики и регионов страны, хозяйственная деятельность в которых требует получения специальной лицензии.
В настоящее время в Россию, в том числе и в Уральский регион, идет крупный немецкий бизнес — экономическая элита Германии, влиятельные немецкие компании, имеющие филиалы во многих странах мира. Примеры этого — концерн BASF и компания E.ON Ruhrgas, подписавшие с ОАО «Газпром» соглашение о строительстве Северо-Европейского газопровода, который позволит ликвидировать монополию Украины на экспортные маршруты газа из России, а значит устранить «потери» российского газа, имевшие место в начале января 2006, 2009 годов, и сократить платежи за его транзит. Владельцем нового газопровода, который будет доставлять газ в Германию и Европу, станет российско-германское предприятие North European Gas Pipeline Company. ОАО «Газпром» получит 51% акций, его немецкие партнеры — по 24,5%. Мощность первой очереди газопровода, которую собираются ввести в строй в 2010 году, составит около 27,5 млрд. кубометров газа в год. Со временем его пропускную способность планируется увеличить до 55 миллиардов.
Сырьевой базой для Северо - Европейского газопровода станет Южно - Русское месторождение в Ямало-Ненецком АО, запасы которого в пять раз превосходят объем годового потребления газа всей Германией. Участницей разработки данного месторождения станет дочерняя компания концерна BASF — Wintershall AG. В настоящее время это единственная немецкая компания, которую ОАО «Газпром» допустил до разработки месторождений газа на территории России. Об интенсивности развития партнерских отношений между российской и немецкой компаниями в сфере добычи, транспортировки и реализации газа можно судить по тому, что стороны не стали ограничиваться финансовой сделкой, а решили обменяться стратегическими активами.
Другой совместный проект ОАО «Газпром» и Wintershall AG в области разведки и добычи газа, нефти и конденсата — разработка Ачимовской залежи Уренгойского месторождения, при освоении которого будут использоваться новейшие технологии немецкой компании Wintershall AG. При этом объем инвестиций компании для разработки Ачимовской залежи Уренгойского месторождения составит более 700 млн. долларов.
Подобных примеров развития бизнеса в современной России, в частности в Уральском регионе, ведущими немецкими компаниями можно привести много — концерн Siemens, Bosсh, Henkel... Между тем немецкая экономика сильна средним бизнесом. Опыт Западной Германии показывает, что знаменитое «экономическое чудо» было выстроено не гигантами промышленных производств, а средним бизнесом, демонстрирующим всему миру инновационную силу немецкой экономики. Поэтому, только когда в Россию пойдет средний бизнес, можно будет говорить об улучшении инвестиционного климата, а значит, о существенном возрастании инвестиционной активности немецкого бизнеса в российской экономике.
Уральский регион обладает исключительной инвестиционной привлекательностью. Благодаря своему географическому положению на стыке двух континентов — Европы и Азии, регион и его столица — Екатеринбург признаны стать связующим звеном между Западом и Востоком.
Индустриальное развитие, насыщенность экспортоориентированными отраслями, богатые природные ресурсы позволяют отнести Уральский регион к территории, которая имеет благоприятные предпосылки для развития. Кроме того, в регионе работают иностранные дипломатические консульства, зарубежные информационные центры, представительства международных организаций и банков, иностранных фирм. Все это дает основание полагать, что в настоящее время, как никогда ранее, имеются необходимые условия для более тесного экономического сотрудничества и привлечения иностранных инвестиций[6].
Между тем основным препятствием для широкого привлечения инвестиций как в бизнес, так и в образование является неблагоприятный инвестиционный климат России, который, в конечном счете, предопределяет степень риска инвестиций и возможность их эффективного использования. Россия проигрывает конкуренцию по степени благоприятности инвестиционного климата своим ближайшим соседям: Болгарии, Венгрии, Казахстану, Польше, Румынии, Словакии, что связано с рядом причин:
1. Отсутствие благоприятной правовой обстановки, стабильной законодательной базы, обеспечивающей защиту интересов иностранных инвесторов, стимулирование инновационной деятельности, а также развитие инвестиционного бизнес - образования.
2. Отсутствие четкой стратегии развития как бизнеса, так и образования на долгосрочную перспективу с конкретно обозначенными приоритетами и механизмами их реализации.
3. Наличие больших рисков при реализации инвестиционных проектов в сфере бизнеса и образования, которые связаны с сохраняющейся нестабильностью и непредсказуемостью государственной политики в налоговой сфере, что приводит к невозможности осуществления каких-либо прогнозов.
4. Отсутствие государственной инновационной стратегии, то есть государственного инновационного заказа на развитие научно-технического потенциала страны, приоритетных направлений развития бизнеса и образования.
5. Слабая поддержка и стимулирование инвестиционно - инновационного роста через партнерство государства и бизнеса, в том числе в области образования.
6. Отсутствие кадрового обеспечения инновационной деятельности на основе интеграции вузовской академической и отраслевой науки, а также инновационных компаний.
7. Отсутствие преференций для основной массы хозяйствующих субъектов, ведущих бизнес - школ, осуществляющих распространение приоритетных инноваций.
8. Недостаточное обеспечение иностранных инвесторов информацией о ситуации в сфере бизнеса и образования.
Все это говорит о том, что российский инвестиционный климат оставляет желать лучшего. Потому необходимы срочные меры по его улучшению. Необходимы меры по осуществлению структурной перестройки российской экономики (превращение ее в инновационную экономику) и повышению эффективности регулирования инвестиционно -инновационными процессами в сфере бизнеса и образования со стороны государственных органов власти и управления.
3. Перспективы развития инвестиционного климата в России
Западные аналитики с повышенным интересом следили за ситуацией в экономической и политической жизни России, стремясь предугадать дальнейший ход событий в так называемый предвыборный период. И как отмечал на проведенном международной рейтинговой компанией Standard & Poor's семинаре "Финансовые услуги в России в 2007 г.: год сдержанного оптимизма" руководитель одной из ее служб Мориц Крамер, хотя риск поражения на выборах "официального" кандидата в президенты был невелик, однако оценить последствия его ожидаемой победы для экономического курса страны на данном этапе было сложно.
Текущая кредитоспособность российских банков, как отметил директор Службы рейтингов финансовых институтов Standard & Poor's Джон Гиблинг, сопоставима с суверенным рейтингом России.
К факторам, позитивно влияющим на рейтинги российских банков, он отнес благоприятный макроэкономический климат, хороший потенциал финансового посредничества, растущую диверсификацию банковского бизнеса, совершенствование риск - менеджмента, хорошее качество активов, которые, однако, чувствительны к негативным изменениям внешних условий.
Рассматривая классифицированные ссуды в процентах от совокупной ссудной задолженности в банковской системе России, Джон Гиблинг пришел к следующим выводам:
- уровень проблемных ссуд остается низким в связи с благоприятным экономическим климатом и незрелостью кредитных портфелей;
- низкая доля проблемных ссуд не означает, что она останется таковой в будущем; скорее она нормализуется.
- банки подвергаются риску повышенной концентрации на отдельных крупных заемщиках. Развитие розничного кредитования должно способствовать снижению концентрации. В крупных банках укрепляются системы риск - менеджмента;
- развитие кредитных бюро и совершенствование информационно-управленческих систем будут способствовать росту надежности заемщиков. Однако банкам необходимы эффективные механизмы резервирования и инкассации.
К факторам, негативно влияющим на рейтинги российских банков, представитель рейтинговой компании отнес относительно слабую систему банковского регулирования и надзора, концентрированную структуру экономики, доминирование банков с государственным участием, значительную концентрацию кредитных портфелей, источников ресурсов и доходов, по-прежнему недостаточную информационную прозрачность, нагрузку на капитал, связанную с ростом кредитных портфелей.
В Standard & Poor's полагают, что российские банки подвергаются рискам из-за слабости системы банковского регулирования и надзора.
Правда, Правительство РФ хочет иметь сильную банковскую систему, которая поддерживала бы рост и диверсификацию российской экономики. Оно предоставляет регуляторам инструменты и средства, необходимые для избавления от слабых банков и криминальных видов деятельности. Однако, считают западные аналитики, инициируя эффективные обязательные реформы, следует внедрять передовой опыт. Прежде всего следует внедрять процедуры, необходимые для соблюдения рекомендаций Базель II в отношении достаточности капитала. Следует также ужесточать регулятивные требования, касающиеся концентрации кредитных операций на отдельных заемщиках и на связанных сторонах. Необходимо повышать прозрачность и качество корпоративного управления в банковской системе.
Остановившись на среднесрочных перспективах российских банков, Джон Гиблинг отметил, что банковская система "смазывает колеса" экономики, поэтому для поступательного ее развития необходима сильная и надежная банковская система. Но для повышения степени финансового посредничества необходимо, чтобы российские банки доказали свою надежность и предоставляли клиентам только качественные услуги.
Вполне понятно, что реальная конкуренция носит здоровый характер и способствует повышению ценности банков в глазах клиентов, поскольку банки стараются улучшать качество своих продуктов и услуг. В России в связи с хорошим потенциалом роста экономики ожидается повышение уровня иностранного участия в банковской системе - это также должно способствовать усилению конкуренции.
В рейтинговой компании пришли к выводу, что в ближайшем будущем в России банки, контролируемые государством, усилят свое влияние в финансовом секторе, в то время как частные банки будут вытесняться. Угроза вытеснения заставит частные банки рационализировать свою деятельность.
В любом соревновании есть победители и побежденные - если банк готов меняться к лучшему и внедрять передовой опыт, тогда у него есть шанс повысить свою кредитоспособность и таким образом улучшить свой доступ к капиталу и финансированию, которые необходимы ему для дальнейшего роста. По мнению Standard & Poor's, разрыв в кредитоспособности между победителями и побежденными будет расширяться.
В целом же в рейтинговой компании с осторожным оптимизмом ожидают, что в 2009 г. российская банковская система изменится к лучшему.
Заключение
Современная Россия сравнительно поздно встала на путь привлечения зарубежных инвестиций в свою экономику. Лишь в 1991 г. был принят Закон об иностранных инвестициях.
Тормозом инвестирования зарубежными компаниями в экономику России является повышенный инвестиционный риск политического, юридического и инфляционного характера. Иностранные инвесторы, работающие в производственной сфере, особо отмечают неполноту и отрывочность, а зачастую и недоступность объективной информации о потенциальных объектах крупных вложений капиталов.
Для создания благоприятного инвестиционного климата в России с точки зрения юриспруденции необходимы:
1. Существование специального законодательства об иностранных инвестициях. Изучение опыта различных стран показывает, что потребность в таком законодательстве велика в странах с многоукладной экономикой, которые стремятся создать льготный режим, благоприятный климат для иностранных инвестиций. Так было в Африке, где принимались кодексы иностранных инвестиций и иные инвестиционные законы, в странах Латинской Америки, где наряду с законами об иностранных инвестициях (Аргентина, Бразилия) принимались и специальные отраслевые кодексы (например, Нефтяной закон 1958 г., Горный закон 1965 г. в Мексике). Известно, что в странах с развитой рыночной экономикой (США, Германия, Англия, Франция) специальных законов об иностранных инвестициях нет.
В современных условиях, когда желательно, с одной стороны, привлечь иностранные инвестиции в страну, а с другой - проводить политику протекционизма, нашей стране пока необходимо специальное законодательство об иностранных инвестициях.
2. Двусторонние международные договоры (соглашения). Цель любого такого соглашения - именно поощрить взаимные капиталовложения и защитить иностранную собственность. На практике распространена разработка типовых (модельных) соглашений, которые не только облегчают ведение переговоров с другими государствами, но и позволяют обеспечить единообразие их содержания. Специфика ситуации при переговорах с отдельными странами может быть учтена в ходе конкретных переговоров.
3. Многосторонние соглашения. Одним из таких соглашений является Сеульская конвенция 1985 г., подписанная и ратифицированная Россией в 1992 г.
Благодаря этой Конвенции система государственного и частного страхования дополняется международной многосторонней системой страхования иностранных инвестиций.
Второе широко применяемое в настоящее время многостороннее соглашение - Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров. Россия подписала Вашингтонскую конвенцию в 1992 г.
4. Обеспечение приоритета международного права. Когда положения международного договора отличаются от положений законодательства данной страны, подлежат применению положения международного договора.
5. Формирование государственной программы в инвестиционной политике и совершенствование законодательства об иностранных инвестициях. В качестве инструмента государственного регулирования в действующем законодательстве России предлагается использовать перечни приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных проектов, а также регионов, в отношении которых введены льготные условия привлечения иностранных инвестиций. Сюда включаются создание особых экономических зон, организация проведения международных тендеров, подготовка концессионных договоров о разделе продукции, организация работы по наполнению кредитов, получаемых от международных финансовых организаций и иностранных государств.
6. Обеспечение стабильности регулирования иностранных инвестиций. Необходимо обеспечить инвестору гарантии в случае принятия в стране законодательства, ухудшающего условия инвестирования.
Необходима незыблемость договорных условий (условия договоров сохраняют свою силу в течение всего срока его действия). Одностороннее расторжение договора не допускается.
Особо опасна для любого инвестора национализация, то есть возможность отчуждения его собственности и переход ее в собственность государства, применение иных принудительных мер. Государство обязано предусмотреть гарантию от национализации, реквизиции и конфискации.
Россия становится все более привлекательной страной для иностранных инвесторов, объемы инвестиций в отечественную экономику увеличиваются с каждым годом, несмотря на сохранение некоторых неблагоприятных факторов для инвесторов. Создание привлекательного инвестиционного климата, сохранение макроэкономической и политической стабильности - одни из основополагающих задач, поставленных перед Россией на современном этапе развития.
Список использованной литературы:
1. Антипова О.М. Правовое регулирование инвестиционной деятельности (анализ практических и теоретических проблем). – М.: Волтерс Клувер, 2007. – 308 с.
2. Боди З., Кейн А., Маргус Ф. Принципы инвестиций. 4-е изд. М.: Инфра -М, 2002. – 112 с.
3. Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно-правовой комментарий). - М.: Волтерс Клувер, 2001. – 224 с.
4. Гущин В.В. Инвестиционное право: Учебник. М.: Инфра -М, 2006. – 388 с.
5. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Государство и регулирование инвестиций. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 410 с.
6. Зимин В.А. Инвестиции: правовое регулирование. С.: Самараторгдом, 2005. – 256 с.
7. Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования: монография. М.: Волтерс Клувер, 2006. – 160 с.
8. Пушкин А.В. Правовой режим иностранных инвестиций в РФ. – М.: ИГ «Юрист», 2007. – 244 с.
9. Трапезникова В.А. Валютное регулирование в международном инвестиционном праве. М.: Волтерс Клувер, 2004. – 308 с.
10. Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения. М.: Волтерс Клувер, 2005. – 350 с.
11. Беликова А.В. «Методология рейтинговых оценок и анализ их влияния на оптимизацию инвестиционного климата»//Инвестиционный банкинг. – 2006. - № 1. – 88 с.
12. Кузьмичева О.Е. «Пути создания благоприятного климата для привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику»//Безопасность бизнеса. - 2006. - № 4. – 70 с.
13. Марева В.К. «О совершенствовании законодательства о налогообложении прибыли и создании предпосылок для улучшения инвестиционного климата»//Налоговый вестник. – 2001. - № 2. – 90 с.
14. Пиантковский А.В. «Инвестиционный климат и бюджетно-налоговая безопасность в условиях развития предпринимательства» //Налоги. - 2007. - № 3. – 68 с.
15. Смирнов Е.Е. «Инвестиционный климат в России – 2007»//Инвестиционный банкинг. – 2007. - № 2. – 88 с.
[1] Пушкин А.В. Правовой режим иностранных инвестиций в РФ. – М.: ИГ «Юрист», 2007. – С. 23.
[2] Беликова А.В. «Методология рейтинговых оценок и анализ их влияния на оптимизацию инвестиционного климата»//Инвестиционный банкинг. – 2006. - № 1. – С. 18.
[3] Приказ Минфина России от 08.08.2005 № 100 "Об утверждении Правил размещения страховщиками средств страховых резервов"//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2005. - № 36.
[4] Беликова А.В. «Методология рейтинговых оценок и анализ их влияния на оптимизацию инвестиционного климата»//Инвестиционный банкинг. – 2006. - № 1. – С. 21.
[5] Смирнов Е.Е. Инвестиционный климат в России – 2007//Инвестиционный банкинг. – 2007. - № 2. – С. 11.
[6] Кузьмичева О.Е. «Пути создания благоприятного климата для привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику»//Безопасность бизнеса. - 2006. - № 4. – С. 34.