СОДЕРЖАНИЕ



Введение…………………………………………………………………….2

1.     Основные положения региональной политики в социальной сфере..4

2.     Проблемы демографии…………………………………………………6

3.     Региональная политика в области повышения уровня жизни населения………………………………………………………………..9

4.     Региональная политика в сфере занятости…………………………..11

5.     Региональная политика в сфере обеспечения экологической безопасности…………………………………………………………...15

Заключение..................................................................................................17

Список использованной литературы.........................................................18













Введение


Социальная политика в регионах РФ в настоящее время является предметом пристального внимания исследователей. Это связано с пониманием того, что целостность и независимость государства зависит не только от характера политико-административных отношений между центром и регионами, но и от качества жизни населения в каждом субъекте Федерации, городе или поселке. Не случайно вопросы региональной политики, геополитики, государственного управления, государственного устройства, отражающие социальную проблематику, объединены термином "социальная безопасность".

Традиционно считается, что социальная политика - это прерогатива государства, именно государство является гарантом и проводником единой социальной политики на всей своей территории. С другой стороны, центральная власть не в состоянии учесть все нужды и интересы населения на местах, а также изыскать способы и ресурсы для их удовлетворения, поэтому в каждом регионе социальная политика приобретает свои характерные черты. На местном уровне реализуется муниципальная социальная политика, отражающая интересы местного сообщества. Таким образом, согласно традиционному подходу в социальной политике также существует властная вертикаль, а основными субъектами социальной политики являются уровни власти: федеральный центр, региональная власть и местное самоуправление. В то же время, несмотря на укрепление вертикали власти, разрыв в уровне жизни граждан в масштабах страны продолжает увеличиваться.

Одной из причин, препятствующих реализации эффективной социальной политики, являются значительные диспропорции регионального развития, и прежде всего в экономической сфере.

       Объектом исследования является региональная политика в социальной сфере.


Предметом исследования являются основные положения региональной политики в социальной сфере.

Целью настоящей работы является рассмотрение сущности региональной политики в социальной сфере.

Для реализации поставленных целей при написании работы ставились следующие промежуточные задачи:

- раскрыть основные положения региональной политики в социальной сфере;

- рассмотреть проблемы демографии;

- раскрыть  приоритеты в области повышения уровня жизни населения;

- проанализировать основные положения региональной политики в сфере занятости;

- показать региональную политику в сфере обеспечения экологической безопасности.

Тема работы является актуальной.














1.     Основные положения региональной политики в социальной

сфере


        Данный вопрос регулируется Указом Президента РФ от 03.06.1996г. № 803 «Об основных положениях региональной политики в РФ»[1].

Региональные особенности процессов социального развития требуют адекватного отражения при формировании системы мер государственного регулирования, направленных на создание равных условий для социального развития населения всех регионов Российской Федерации и предотвращение возникновения очагов социальной напряженности.

Задачи региональной социальной политики.

Большинство вопросов развития образования, здравоохранения и культуры, жилищного и коммунального хозяйства, социально-бытового обслуживания населения и ряд других должны решаться на уровне органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В решении крупномасштабных и острых социальных проблем требуется участие федеральных органов государственной власти, в том числе в проведении активной государственной политики, направленной на:

противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, острым проявлениям депопуляции населения;

предотвращение обнищания населения и минимизацию отрицательных последствий безработицы, особенно в слаборазвитых регионах;

сдерживание процесса имущественного расслоения в наиболее "бедных" и наиболее "богатых" регионах;

регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в районах, располагающих для этого необходимыми условиями, в соответствии с федеральной и региональными миграционными программами;

содействие развитию и совершенствованию системы образования на региональном уровне во взаимодействии с федеральной системой высшего и послевузовского образования;

оказание помощи населению регионов, попавших в кризисную ситуацию в результате стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов.

























2.     Проблемы демографии


Особое место в региональной социальной политике занимают проблемы демографии. Их решение должно включать в себя:

регулирование миграционных процессов с учетом стратегических задач развития регионов и их геополитического положения, сдерживание оттока населения из северных и восточных районов страны;

регулирование потоков вынужденных мигрантов и беженцев, создание условий для их рационального размещения на территории Российской Федерации;

осуществление мер экономического и социального характера, направленных на увеличение продолжительности жизни и естественного прироста населения в регионах России.

О Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года  издан Указ Президента РФ от 09.10.2007 №  1351[2].

Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.

Настоящей Концепцией, разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области народонаселения и с учетом отечественного и зарубежного опыта, определяются цели, принципы, задачи и основные направления политики Российской Федерации в области народонаселения на период до 2025 года.

Современная демографическая ситуация в Российской Федерации в значительной степени обусловлена социально-экономическими процессами, происходившими в XX веке.

По показателю ожидаемой продолжительности жизни населения, особенно мужчин, Россия все больше отстает от экономически развитых стран: в 2006 году ожидаемая продолжительность жизни в Российской Федерации составила в среднем 66,7 года, в том числе мужчин - 60,6 года, женщин - 73,1 года.

Основной причиной низкой продолжительности жизни населения в Российской Федерации является высокая смертность граждан трудоспособного возраста.

Уровень смертности обусловлен также высоким уровнем заболеваемости населения, распространенностью алкоголизма, наркомании, табакокурения. Не созданы условия, побуждающие людей бережно относиться к собственному здоровью и здоровью своих детей. Недостаточно развиты формы досуга, способствующие ведению здорового образа жизни (физическая культура, спорт, туризм, активный отдых и другие).

Начиная с 2000 года в Российской Федерации отмечается рост рождаемости. Вместе с тем уровень рождаемости пока еще недостаточен для обеспечения воспроизводства населения.

На рождаемость отрицательно влияют: низкий денежный доход многих семей, отсутствие нормальных жилищных условий, современная структура семьи (ориентация на малодетность, увеличение числа неполных семей), тяжелый физический труд значительной части работающих женщин (около 15 процентов), условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий уровень репродуктивного здоровья, высокое число прерываний беременности (абортов).

Низкий уровень рождаемости ведет к демографическому старению населения. Если в 1992 году численность женщин в возрасте старше 55 лет и мужчин в возрасте старше 60 лет составляла 19,3 процента всего населения, то в 2006 году - 20,4 процента.

Наряду с общими демографическими тенденциями, характерными для Российской Федерации в целом, имеются значительные различия между регионами.

В ряде субъектов Российской Федерации демографическая ситуация требует незамедлительного реагирования. За последние 15 лет более чем на 15 процентов сократилась численность населения в Республике Коми, Камчатском крае, Архангельской, Магаданской, Мурманской и Сахалинской областях. На 10 - 15 процентов сократилась численность населения в Республике Карелия, Республике Мордовия и Республике Саха (Якутия), Приморском и Хабаровском краях, Амурской, Владимирской, Ивановской, Кировской, Костромской, Курганской, Курской, Новгородской, Псковской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Читинской областях.

Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.

Достижение целей демографической политики Российской Федерации в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.

3.     Региональная политика в области повышения уровня

жизни населения


Важнейшие задачи региональной политики - создание прочной основы для повышения уровня жизни населения, государственная поддержка малоимущих слоев населения в районах, не имеющих возможности собственными силами выполнить эту задачу.

Основным элементом социальной политики является поэтапное повышение уровня минимальных государственных гарантий - минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен.

Главными целями региональной политики в области доходов являются:

обеспечение максимально благоприятных экономических, правовых и организационных условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов граждан России;

стабилизация уровня жизни населения, создание прочной основы для его повышения во всех регионах Российской Федерации.

Субъектам Российской Федерации, которые не имеют достаточных средств для обеспечения гарантированного минимума доходов своего населения, необходимо дополнительно выделять государственные ресурсы, величина которых должна определяться с учетом региональных различий в минимальных социальных стандартах.

В целях минимизации отрицательных последствий расслоения общества региональная политика должна быть ориентирована на:

совершенствование налоговой системы путем постепенной отмены налогов на средства, направляемые организациями на потребление, при одновременном усилении налоговой нагрузки на индивидуальные, особенно сверхвысокие, доходы и имущество физических лиц;

расширение прав субъектов Российской Федерации в регулировании вопросов оплаты труда на основе региональных соглашений между объединениями профсоюзов, работодателями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

введение на региональном уровне системы страхования заработной платы на случай неспособности работодателей выполнять обязательства по оплате труда.


























4.     Региональная политика в сфере занятости


Важнейшим условием повышения уровня жизни граждан России является сохранение относительной стабильности в сфере занятости.

На ближайший период основными задачами региональной политики в сфере занятости являются:

перевод высвобождаемых работников на предприятия развивающихся отраслей, организация профессиональной подготовки кадров для новых прогрессивных производств;

защита трудовых прав работников несостоятельных предприятий, эффективная поддержка граждан, потерявших работу, их профессиональная переориентация.

В долгосрочной перспективе главным направлением региональной политики в сфере занятости является создание новых рабочих мест в развивающихся отраслях, в потребительской сфере, а также в организациях рыночной инфраструктуры.

Основная нагрузка в реализации мероприятий по повышению занятости населения ложится на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Региональная политика в этой сфере заключается в регулировании процесса высвобождения рабочих мест в тех регионах, где в силу структурных особенностей хозяйственного комплекса или изменения государственной экономической политики складывается особенно острая ситуация с занятостью населения, для изменения которой местных сил и возможностей недостаточно. Федеральные органы государственной власти должны активно участвовать в осуществлении мероприятий в сфере занятости в районах концентрации государственных организаций, относящихся к отраслям естественных монополий и военно-промышленного комплекса.

В регионах с высоким уровнем социальной напряженности необходимо контролировать процесс банкротства убыточных организаций, прибегая в случае необходимости к их целевой поддержке путем выдачи льготных кредитов на развитие производства, дотации на выплату минимальной заработной платы. Особое внимание следует уделять организациям, являющимся основой жизнедеятельности населения малых и средних городов.

В слаборазвитых районах, где ситуация осложняется наличием избытка трудовых ресурсов, необходимо оказывать поддержку развитию мелкотоварного производства как в городской, так и в сельской местности, стимулировать малое предпринимательство в сфере услуг и в агропромышленном комплексе.

В Российской Федерации создана основательная правовая база по вопросам регулирования труда и занятости населения. Эти вопросы находят свое отражение в Конституции Российской Федерации[3], в Трудовом кодексе Российской Федерации и в Законе РФ "О занятости населения в Российской Федерации". В статье 37 Конституции РФ установлены основы занятости населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-либо дискриминации, о праве свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Большое место в правовом регулировании занятости населения занимает Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации"[4], принятый 19 апреля 1991 г. С тех пор он претерпел 13 редакций, последняя из которых вступила в силу с 18 октября 2007 г. в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий". В нем определены правовые, экономические и организационные основы политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Вопросы регулирования занятости населения нашли свое отражение в статьях 5, 7, 12, 14.

Большое внимание в политике занятости должно быть уделено обеспечению социальной защиты в области занятости населения, проведению специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Данный вопрос можно рассмотреть на примере республики Марий Эл.

В целях реализации данных правовых положений в Республике Марий Эл за годы экономических реформ принят ряд важных для сферы занятости законодательных актов:

в Программе экономического и социального развития на период до 2008 г. выделены специальные разделы: "Занятость населения и рынок труда", "Содействие занятости и самозанятости населения";

схема действий органов исполнительной власти Республики Марий Эл в условиях чрезвычайной (критической) ситуации в сфере занятости населения;

Концепция государственной политики занятости Марий Эл;

инфраструктура села и занятость населения;

Программа содействия занятости населения Республики Марий Эл;

Подпрограмма содействия занятости населения в населенных пунктах с высоким уровнем безработицы;

схемы создания и сохранения рабочих мест Республики Марий Эл;

Постановление Правительства РМЭ от 6 июля 2001 г. № 242 "О порядке квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов на предприятиях и в организациях Республики Марий Эл".

Это еще раз подтверждает, что правовое регулирование занятости населения является неотъемлемой составной частью социально-экономической политики[5].


























5.     Региональная политика в сфере обеспечения

экологической безопасности


В сфере обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды в условиях развития рыночных отношений на федеральном и региональном уровнях основными направлениями региональной политики являются:

экологически обоснованное размещение производительных сил;

экологически безопасное развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства;

рациональное использование природных ресурсов;

предупреждение возникновения противоречий в экологически неблагоприятных регионах Российской Федерации между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия;

предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;

обеспечение естественного развития экосистем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем;

совершенствование управления в области охраны окружающей среды и природопользования.

Деятельность различных организаций на территории Российской Федерации (РФ) в области охраны окружающей среды в настоящее время регулируется Законом РФ "Об охране окружающей среды"[6]. Наряду с этим законом был принят целый ряд законодательных актов в области охраны окружающей среды: Федеральный закон "Об экологической экспертизе", Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральный закон "О континентальном шельфе РФ", Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" и другие.

Согласно данным документам непременным условием устойчивого развития общества является безопасность человека и окружающей среды, их защищенность от воздействия вредных техногенных, природных, экологических и социальных факторов. Уровень безопасности определяется состоянием общественного развития, научно-техническими и экономическими возможностями по созданию и внедрению во всех сферах хозяйственной и иной деятельности технологий, исключающих или снижающих до приемлемого уровня негативные воздействия внешней среды.

Идущий в России процесс построения правового государства обусловливает необходимость усиления внимания к проблемам обеспечения безопасности отдельно взятой личности. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина объявлены обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ). Одним из прав граждан России является право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ).

К окружающей человека среде относятся: города и другие населенные пункты, промышленные, агропромышленные, сельскохозяйственные зоны, зеленые, пригородные, лесопарковые зоны, курорты, зоны активного отдыха.

Современное состояние окружающей среды Российской Федерации характеризуется наличием крупномасштабного загрязнения атмосферной среды, почв, поверхностных и подземных вод. Загрязненная и деградирующая окружающая среда с каждым годом все больше влияет на здоровье граждан. Угрозы экологической безопасности личности в условиях современного общества возникают также в связи с техногенными авариями, катастрофами. Особо следует отметить влияние на человека физических полей техногенного происхождения[7].

Заключение


Одной из причин, препятствующих реализации эффективной социальной политики, являются значительные диспропорции регионального развития, и прежде всего в экономической сфере. В течение всего переходного периода в нашей стране происходило нарастание региональных различий.

Для многих очевидно, что Россия в обозримом будущем останется страной больших региональных диспропорций. Одни исследователи объясняют это закономерностями неравномерного пространственного развития, другие - противоречиями между огромным потенциалом, которым располагает страна (территориальным, природно-ресурсным, сырьевым, топливно-энергетическим, экономическим), и относительно низким человеческим потенциалом, хотя с последним утверждением многие не согласны и в большей степени следует говорить о последствиях демографического кризиса. Существуют также различные оригинальные концепции, например политическая климатология, в контексте которой рассматриваются ошибки территориального развития нашей страны. Однако, каковы бы ни были причины диспропорций регионального развития, приходится согласиться с результатами исследования, проведенного Независимым институтом социальной политики (НИСП), согласно которым качество жизни и возможности самореализации человека в современной России фактически зависят от места жительства. Это подтверждают и другие исследования, и статистика, в частности официальные данные о доле населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.








Список использованной литературы:


1.     Конституция РФ (принята всенародным голосованием 1993г.)//РГ. – 1993. - № 237.

2.     ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ  РФ "Об охране окружающей среды» (ред. от 24.06.2008г.)//СЗ РФ. – 2002. - № 2.

3.     Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991г. № 1032-1(в ред. от 18.10.2007г.)//СЗ РФ. – 1996. - № 17.

4.     Указ Президента РФ от 03.06.1996г. № 803 «Об основных положениях региональной политики в РФ»//СЗ РФ. – 1996. - № 23

5.     Указ Президента РФ от 09.10.2007 №  1351 «Об утверждении концепции демографической политики РФ на период до 2025 года»//СЗ РФ. – 2007. - № 42.

6.     Низова Л.М. «Правовое регулирование занятости населения в условиях разграничения полномочий (региональный аспект на примере республики Марий Эл)»//Трудовое право. – 2008. - № 1. – 56 с.

7.     Фаддеев А.О. «Правовые проблемы экологической безопасности личности в условиях современного общества»//Безопасность бизнеса. – 2006. - № 3. – 80 с.









[1] Указ Президента РФ от 03.06.1996г. № 803 «Об основных положениях региональной политики в РФ»//СЗ РФ. – 1996. - № 23

[2] Указ Президента РФ от 09.10.2007 №  1351 «Об утверждении концепции демографической политики РФ на период до 2025 года»//СЗ РФ. – 2007. - № 42.

[3] Конституция РФ (принята всенародным голосованием 1993г.)//РГ. – 1993. - № 237.

[4] Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991г. № 1032-1(в ред. от 18.10.2007г.)//СЗ РФ. – 1996. - № 17.

[5] Низова Л.М. «Правовое регулирование занятости населения в условиях разграничения полномочий (региональный аспект на примере республики Марий Эл)»//Трудовое право. – 2008. - № 1. – С. 12.

[6] ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ  РФ "Об охране окружающей среды» (ред. от 24.06.2008г.)//СЗ РФ. – 2002. - № 2.

[7] Фаддеев А.О. «Правовые проблемы экологической безопасности личности в условиях современного общества»//Безопасность бизнеса. – 2006. - № 3. – С. 13.