СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………….2

1.Система правовых актов в сфере технического регулирования………4

2. Технический регламент…………………………………………………8

          3. Технические стандарты………………………………………………..15

Заключение..................................................................................................18

Список использованной литературы.........................................................20


















Введение


Новые условия развития рынка в России требуют пересмотра государственного регулирования деятельности субъектов предпринимательства. В частности, необходимо изменение системы обеспечения безопасности продукции и процессов производства, хранения, перевозки, эксплуатации, реализации и утилизации. Данная система должна быть стабильной, прозрачной и отвечать уровню развития научно-технической базы.

Принятый 27 декабря 2002 г. Федеральный закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании" закладывает основы радикальной реформы всей системы установления обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также оценки и подтверждения соответствия.

Проведение реформы в этой сфере обусловлено необходимостью создания благоприятных условий для функционирования и самоорганизации рыночных механизмов хозяйствования, поскольку изменение всего уклада российской экономики, произошедшее в последние годы, по мнению разработчиков Закона, не может обеспечиваться и поддерживаться устаревшей системой государственной стандартизации и обязательной сертификации.

Изменение российского законодательства в связи с принятием Федерального закона "О техническом регулировании" осуществляется в нескольких направлениях, которые можно условно сгруппировать в следующие блоки:

1) изменение юридической силы документа, устанавливающего обязательные требования, и порядка его разработки и принятия;

2) изменение процедур подтверждения соответствия продукции, услуги и работ обязательным требованиям;

3) изменение статуса и полномочий органов в области технического регулирования, а также прав и обязанностей участников процесса подтверждения соответствия;

4) создание механизма реализации норм Федерального закона "О техническом регулировании". Помимо принятия технических регламентов в качестве федеральных законов, требуется значительное число подзаконных актов, конкретизирующих положения Закона, поскольку Федеральный закон "О техническом регулировании" содержит множество отсылочных норм.

Рассматриваемый Закон предусматривает постепенную ликвидацию системы государственных и отраслевых стандартов и норм и предполагает разработку и принятие в течение семи лет обязательных для всех отраслей технических регламентов, которые, однако, должны содержать лишь минимальные требования к необходимому уровню безопасности продукции и процессам.

Объектом исследования является комплекс теоретических, правовых и практических проблем, касающихся института технического регулирования.

Предметом исследования выступают: нормы Российского  законодательства в сфере технического регулирования.

 Цель исследования заключается в раскрытии темы техническое регулирование.

Достижение указанных целей предполагает постановку и решение следующих задач:

1)    рассмотреть систему правовых актов в сфере технического регулирования;

2)    исследовать понятие и виды технического регламента;

3)    показать сущность технических стандартов в РФ.

Тема технического регулирования остается актуальной на протяжении уже десятилетия, так как идет реформа данной сферы.


1.     Система правовых актов в сфере технического регулирования


Коренное изменение концепции технического регулирования связано,  прежде всего, с повышением роли закона в данной сфере. Закон как форма выражения права содержит нормы, регулирующие общественные отношения, обладающие обязательным характером и обеспеченные принудительной силой государства. Правовые нормы регулируют отношения между людьми, технические нормы - отношение человека к средствам труда, производственно-технологическим процессам, продукции. Обязательность технических норм должна гарантироваться правовыми нормами.

Из содержания Закона о техническом регулировании (п. 1 ст. 4) следует, что в данной сфере действует система правовых актов, которая позволяет охватывать все аспекты регулирования отношений в области установления, применения и исполнения требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и оценки соответствия. Основу составляют конституционные принципы единства экономического пространства (ч. 1 ст. 8 Конституции), установления правовых основ единого рынка (п. "ж" ст. 71 Конституции), закрепления важнейших объектов жизнедеятельности в исключительном ведении Российской Федерации (п. "и", "м", "р" ст. 71 Конституции)[1].

Концепция Закона о техническом регулировании исходит из признания верховенства федерального закона в данной сфере. В п. 1 ст. 9 установлено, что технический регламент принимается федеральным законом. Для правильного понимания и применения этой нормы необходимо учитывать отличительные признаки закона. К их числу относятся: а) высшая юридическая сила, б) регулирование основных общественных отношений, в) принятие в особом порядке Федеральным Собранием Российской Федерации, г) стабильность.

При подготовке законопроектов в сфере технического регулирования следует исходить из содержания Постановления Правительства РФ от 2 августа 2001 г. № 576 "Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов". Имеются в виду требования правильного определения цели и предмета регулирования закона, его места в системе действующего законодательства, характеристика состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений, оценки затрат и последствий реализации закона.

Содержание федеральных законов в сфере технического регулирования определено в ст. 1, 3, 4, 7 Закона о техническом регулировании[2]. В этой сфере могут действовать нормы других федеральных законов (ГК РФ, Градостроительного кодекса РФ и др.). Но при этом установлен принцип приоритета названного Федерального закона, поскольку положения иных федеральных законов применяются в части, ему не противоречащей. Это - важное положение, исключающее дублирование норм и юридические коллизии.

Согласно ст. 10 Закона о техническом регулировании в исключительных случаях Президент РФ вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения. Следует иметь в виду, что указы Президента издаются по вопросам его компетенции, которая установлена в Конституции РФ (ст. 80, 83, 84, 86, 89, 90)[3], в федеральных конституционных законах и федеральных законах.

В соответствии с п. 3 ст. 10 Закона о техническом регулировании Правительство РФ вправе издать постановление о соответствующем техническом регламенте. Основания, порядок подготовки и принятия постановлений установлены в ст. 114 и 115 Конституции РФ, в ст. 13 - 18, 20, 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"[4], а также в Постановлении Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации". В данном случае, на наш взгляд, Правительством РФ должны утверждаться специальные технические регламенты, учитывающие особенности отдельных видов продукции и процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Отсутствие подобных технических регламентов чревато негативными последствиями для населения и экономики.

Реализации принципа верховенства закона в системе правового регулирования служит норма об утрате силы техническим регламентом, принятым указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ, со дня вступления в силу соответствующего федерального закона (п. 4 ст. 10 Закона о техническом регулировании). Это означает либо возможность частичного и полного использования норм ранее утвержденного технического регламента, либо их пересмотр.

Важно строго следовать правилу: федеральным органам исполнительной власти разрешено издавать в сфере технического регулирования только акты рекомендательного характера (п. 3 ст. 4 Закона о техническом регулировании). Это означает, во-первых, запрет на издание актов в виде приказов, инструкций, распоряжений, постановлений, имеющих императивный обязательный характер. Исключением являются основания, предусмотренные для требований в отношении оборонной продукции (работ, услуг) или сведений, составляющих государственную тайну (ст. 5 Закона о техническом регулировании). Во-вторых, допускается принятие актов в виде методических рекомендаций, руководств, пособий, содержащих своего рода ориентирующие и информационные положения. Их использование может быть полезным для разработчиков и иных лиц и организаций, участвующих в разработке и обсуждении технических регламентов.





























2.Технический регламент


Под контролем качества понимается проверка соответствия количественных или качественных характеристик продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным техническим требованиям. Контроль качества продукции является составной частью производственного процесса и направлен на проверку надежности в процессе ее изготовления, потребления или эксплуатации. Суть контроля качества продукции на предприятии заключается в получении информации о состоянии объекта и сопоставлении полученных результатов с установленными требованиями, зафиксированных в чертежах, стандартах, договорах поставки, ТЗ, НДТ, ТУ и др. Контроль предусматривает проверку продукции в самом начале производственного процесса и в период эксплуатационного обслуживания.

В соответствии с Законом "О техническом регулировании"[5] такое регулирование должно сопровождаться принятием и введением в действие соответствующих нормативных правовых актов. В идеальном случае по объектам регулирования в разных отраслях экономики должны быть приняты: 1) технический регламент - это может быть федеральный закон или постановление Правительства либо указ Президента Российской Федерации; 2) стандарт - это документ, в котором устанавливаются для добровольного многократного использования правила, общие принципы, характеристики процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации, работ или услуг; 3) декларация о соответствии или сертификат соответствия - это документальное удостоверение того, что продукция, процессы (методы) производства, эксплуатации и утилизации, работы или услуги соответствуют установленным требованиям технических регламентов или положениям стандартов, условиям гражданско-правовых договоров.

      Техническое регулирование отношений, указанных в Законе, должно осуществляться практически во всех сферах экономической (хозяйственной) деятельности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

В целях доведения указанных сведений до заинтересованных лиц была создана единая информационная система по техническому регулированию.

Технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Примечательно, что принятие технических регламентов в иных целях не допускается (п. 2 ст. 6 Закона "О техническом регулировании"). С учетом степени риска причинения вреда технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; промышленную безопасность; термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; ядерную и радиационную безопасность; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений[6].

Требования технических регламентов не могут служить препятствием к осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, которые преследуются принятием таких регламентов. В связи с этим установлено, что технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и не подлежит расширительному толкованию. Указанные регламенты имеют прямое действие на всей территории РФ и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент. Не включенные в технические регламенты требования не могут носить обязательный характер.

Законом "О техническом регулировании"[7] установлено, что технический регламент, принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства РФ, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения технических регламентов, разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции в течение шести месяцев со дня официального опубликования технических регламентов и утверждаются Правительством РФ.

Правительство РФ разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам. В этих целях Правительством РФ утверждается программа разработки технических регламентов, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться.

Предусмотрено, что в РФ должны действовать общие и специальные технические регламенты.

Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Общие технические регламенты принимаются по вопросам: безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования; безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; пожарной безопасности; биологической безопасности; электромагнитной совместимости; экологической безопасности; ядерной и радиационной безопасности.

Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых цели, определенные Законом "О техническом регулировании" для принятия технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов, а также степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.

В статье 9 Закона "О техническом регулировании"[8] достаточно подробно изложен порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента. Так, технический регламент принимается федеральным законом в порядке, установленном для принятия федеральных законов, с учетом положений указанного Закона. Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Установлены требования, которые предъявляются к уведомлению о разработке проекта технического регламента. С момента опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента соответствующий проект технического регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта технического регламента.

С учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц разработчик должен доработать проект, провести его публичное обсуждение и составить перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.

Срок публичного обсуждения проекта технического регламента со дня опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовывать в своем печатном издании уведомления о разработке проекта технического регламента и завершении публичного обсуждения этого проекта в течение десяти дней с момента оплаты опубликования уведомлений.

Детальнейшим образом в Законе "О техническом регулировании" описана процедура принятия регламентов Государственной Думой и доведения информации до всех заинтересованных лиц о каждой стадии обсуждения и принятия регламента. Такой порядок, с одной стороны, свидетельствует о достаточно демократичной процедуре принятия общеобязательных регламентов, а с другой - о достаточно продолжительной по времени процедуре принятия технического регламента. Последний фактор имеет в настоящее время существенное значение.

Следует отметить, что Закон "О техническом регулировании" является, по сути, реформаторским и призван заменить действующие ГОСТы на технические регламенты, которые будут носить обязательный характер. Однако следует признать, что реформа не удалась. Предполагалось, что к 2010 г. замена ГОСТов на технические регламенты будет завершена полностью, но в настоящий момент принято не так уж и много регламентов.

В настоящее время одними из новых, приняты следующие регламенты: технический регламент на молоко и молочную продукцию № 88-ФЗ от 12 июня 2008 г.; технический регламент на масложировую продукцию № 90-ФЗ от 24 июня 2008 г.; технический регламент о требованиях пожарной безопасности № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г.; технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей № 178-ФЗ от 27 октября 2008 г.; технический регламент на табачную продукцию № 268-ФЗ от 22 декабря 2008 г.

        30 декабря 2008г. был издан  ФЗ № 313 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия».




























3.Технические стандарты


       Важным элементом в управлении качеством продукции является стандартизация.

        Стандартизация – это деятельность по установлению норм, правил и характеристик (требований) в целях обеспечения:

• безопасности продукции и услуг;

• технической и информационной совместимости;

• взаимозаменяемости;

• качества продукции;

• соответствия уровню техники и технологии;

• единства измерений;

• безопасности хозяйственной деятельности;

• обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Закон не дает определения понятию "система стандартизации", но раскрывает в ст. 15 ее составляющие. Система стандартизации состоит из участников работ по стандартизации, национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг (ст. 2 Закона о техническом регулировании).

Одной их правовых новелл Закона явилось отнесение стандартов к разряду добровольно применяемых документов. В связи с этим изменились и цели стандартизации.

Революционность Закона проявляется не только в том, что он изменил статус стандартов как обязательных для исполнения нормативных документов, но изменил и названия документов в области стандартизации. В соответствии с Законом РФ "О стандартизации" к нормативным документам по стандартизации, действующим на территории Российской Федерации, относились:

государственные стандарты;

международные стандарты;

правила, нормы и рекомендации по стандартизации;

общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

стандарты отраслей;

стандарты предприятий;

стандарты научно-технических обществ и других общественных объединений.

Федеральный закон "О техническом регулировании" отменил целый ряд документов, оставив:

национальные стандарты;

правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

стандарты организаций;

своды правил.

Термин "национальный стандарт", в отличие от термина "государственный стандарт", с одной стороны, подчеркивает его негосударственный (добровольный в применении) характер, а с другой стороны - распространяет область действия стандарта на всю территорию Российской Федерации. Если национальный стандарт может применяться в общероссийском масштабе, то стандарты организаций являются нормативными документами локального значения, разрабатываемыми в конкретной организации и являющиеся объектом авторского права. И национальные стандарты, и стандарты организаций должны способствовать осуществлению целей стандартизации и соответствовать ее основным принципам.

Закон включает в национальную систему стандартизации классификаторы технико-экономической и социальной информации. В отличие от национальных стандартов порядок их разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения устанавливается Правительством РФ[9].

Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. № 677 утверждено Положение о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области.

Закон подчеркивает обязательность применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. Общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений.

Статья 14 Закона раскрывает полномочия органа Российской Федерации по стандартизации. Национальный орган по стандартизации наделен правом разрабатывать и утверждать Программу разработки национальных стандартов, а также порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2003 г. № 316 "О мерах по реализации Федерального закона "О техническом регулировании" Госстандарт России определен органом, уполномоченным исполнять функции национального органа Российской Федерации по стандартизации.

    


Заключение


Из названия Закона складывается ошибочное представление, что он имеет сугубо технический характер. Это совершенно не соответствует его содержанию.

Закон имеет огромное социально-экономическое значение, поскольку направлен на установление правил государственного регулирования требований к продукции, включая товары народного потребления, связанных с нею процессов, а также работ и услуг в интересах потребителей. С другой стороны, Закон предусматривает дальнейшую дебюрократизацию экономики, освобождение предпринимателей от мелочной опеки органов исполнительной власти, кардинальное повышение уровня правового регулирования в важной сфере деятельности.

Закон разработан в соответствии с практикой работы в данной области стран с развитой рыночной экономикой, требованиями международных экономических организаций, включая Всемирную торговую организацию. Это обстоятельство является необходимым условием интеграции России в мировой экономический процесс.

Давая общую оценку содержания Закона, следует сделать вывод о его революционном характере. Закон устраняет еще имевшиеся остатки методов административного управления экономикой в части регулирования требований к продукции (работам, услугам), процессам ее производства и использования. Закон устанавливает принципиально новую систему государственного нормирования в данной области, систему нормативной документации, коренным образом меняет роль и значение стандартизации и стандартов, вносит ясность в многие понятия, порядок функционирования различных институтов в данной области, включая организацию государственного контроля, кардинально меняет порядок установления требований к проведению работ и оказанию услуг.

Закон является комплексным законодательным актом РФ и устанавливает на высшем юридическом уровне на основе Конституции РФ:

- порядок разработки, принятия, применения и исполнения общеобязательных государственных требований к продукции, процессам ее производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации;

- порядок осуществления тех же процедур в отношении необязательных требований к указанным объектам, а также к работам и услугам;

- систему нормативных и рекомендательных актов, в которых закрепляются соответствующие требования к регулируемым объектам;

- порядок осуществления работ по стандартизации регулируемых объектов;

- порядок подтверждения соответствия регулируемых объектов обязательным или необязательным требованиям;

- порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением общеобязательных требований к регулируемым объектам;

- порядок информации и финансирования работ в регулируемой области.

Важно также отметить, что Закон является актом прямого действия и решает практически большинство вопросов, которые ранее регулировались актами федеральных органов исполнительной власти.

В связи с революционностью Закона утратил силу целый ряд нормативно-правовых актов, в том числе Законы РФ "О стандартизации" и "О сертификации продукции и услуг", являющиеся до 1 июля 2003 г. основополагающими базовыми документами в области разработки, установления и соблюдения обязательных требований к продукции, работам и услугам.

Значение данного Закона для всех отраслей промышленности, торговли, различного рода услуг переоценить трудно.




Список использованной литературы:


1.     Конституция РФ (принята всенародным голосованием 1993г.)//РГ. – 1993. - № 237.

2.     ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации»//СЗ РФ. – 1997. - №  51.

3.     ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании» ( в ред. ФЗ № 160-ФЗ от 23.07. 2008г.)//СЗ РФ. – 2002. - № 52 (ч. 1).

4.     Комментарий к ФЗ «О техническом регулировании» (постатейный) – изд. 3 перераб. и доп./Под ред. Т.А. Гусева, Л.Е. Чапкевич. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. –  436 с.

5.     Страунинг Э.Л. «Роль технических регламентов в правовом регулировании рекламных отношений»//Право и экономика. – 2006. - № 6. – 42 с.

6.     Терещенко Л.К., Тихомиров Ю.А., Хабриева Т.Я. «Концепция правового обеспечения технического регулирования»//Журнал российского права. – 2006. - № 9. – 68 с.











[1] Терещенко Л.К., Тихомиров Ю.А., Хабриева Т.Я. «Концепция правового обеспечения технического регулирования»//Журнал российского права. – 2006. - № 9. – С. 12.

[2] ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании» ( в ред. ФЗ № 160-ФЗ от 23.07. 2008г.)//СЗ РФ. – 2002. - № 52 (ч. 1).

[3] Конституция РФ (принята всенародным голосованием 1993г.)//РГ. – 1993. - № 237.

[4] ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации»//СЗ РФ. – 1997. - №  51.

[5] ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании» ( в ред. ФЗ № 160-ФЗ от 23.07. 2008г.)//СЗ РФ. – 2002. - № 52 (ч. 1).

[6] Страунинг Э.Л. «Роль технических регламентов в правовом регулировании рекламных отношений»//Право и экономика. – 2006. - № 6. – С. 21.

[7] ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании» ( в ред. ФЗ № 160-ФЗ от 23.07. 2008г.)//СЗ РФ. – 2002. - № 52 (ч. 1).


[8] ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании» ( в ред. ФЗ № 160-ФЗ от 23.07. 2008г.)//СЗ РФ. – 2002. - № 52 (ч. 1).



[9] Комментарий к ФЗ «О техническом регулировании» (постатейный) – изд. 3 перераб. и доп./Под ред. Т.А. Гусева, Л.Е. Чапкевич. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. – С. 56.