СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………….2

1.     Понятие, виды консалтинговой деятельности………………………..4

          2. Внешние источники финансирования деятельности предприятия….8

          3. Кредитный консалтинг…………………………………………………13

Заключение.................................................................................................17

Список использованной литературы........................................................18






















Введение


Как и за рубежом, где с середины семидесятых годов объем консультационных услуг вырос в десятки раз по сравнению с предыдущим двадцатилетием и продолжает стремительно расти, на российском рынке наблюдается взлет популярности консультирования. Отчасти он объясняется повышением информированности предприятий о возможностях применения нового инструмента, отчасти - модой.

Применение консультирования на своем предприятии становится социальным свидетельством о компетентности руководства (достаточные знания об инструменте и умение им пользоваться), прогрессивности предприятия (применение новых технологий, развитие), масштабности и задач (по пустякам консультанта не приглашают), возможности платить за качество (при всех преимуществах консультирования, гонорар консультанта не меньше зарплаты крупного руководителя). Социальная значимость - фактор моды, ее необходимо учитывать в своих действиях и заказчику и консультанту.

Возросший спрос на консалтинговые услуги нельзя однозначно отнести к положительным, либо отрицательным факторам. В “плюс”, несомненно, идет приток в консультирование высокооплачиваемых и компетентных специалистов, способных повышать эффективность консультирования, совершенствовать его теорию и практику. В “минус” - приток охотников за легкими деньгами, способных только дискредитировать консультирование. Их богатым источником являются все те же консультационные агентства, которые тщательно отбирают персонал и, соответственно, многих отсеивают. Никто не мешает “отсеянным” организовать собственное дело.

Объектом исследования является консультационная деятельность.

Предметом исследования является основные положения консультационной деятельности.

Целью настоящей работы является рассмотрение консультационной деятельности в области привлечения внешних источников финансирования деятельности предприятия.

Для реализации поставленных целей при написании работы ставились следующие промежуточные задачи:

- рассмотреть  понятие, виды консалтинговой деятельности;

-показать внешние источники финансирования деятельности предприятия;

-  рассмотреть кредитный консалтинг.

Актуальность исследования вопросов, связанных с возмездным оказанием консультационных услуг, не вызывает сомнений. Судебная практика отражает возрастающую роль консультационных услуг, оказываемых субъектам предпринимательской деятельности, в системе правоотношений, характеризующих современное экономическое пространство России.



















1.     Понятие, виды консалтинговой деятельности


Консультационная деятельность в деловой практике и повседневной жизни становится постоянным явлением современной действительности. С вводом в хозяйственный оборот природных ресурсов, недвижимого имущества, интеллектуальной собственности и т.д. оказались востребованными консультационные (консалтинговые) услуги по различным направлениям, как-то: финансовому, управленческому, информационному, правовому и другим аспектам управления бизнесом. Консультационные услуги также востребованы и гражданами.

В качестве исполнителя (консультанта) выступают юридические, консалтинговые, аудиторско - консалтинговые, аудиторские фирмы, банки, страховые компании, образовательные учреждения, иностранные фирмы, индивидуальные консультанты, а также граждане и другие субъекты, т.е. в рамках договора на оказание консультационных услуг могут выступать юридические лица различных организационно-правовых форм и физические лица. Что же касается физических лиц, то в качестве обязательного условия осуществления ими данного вида предпринимательской деятельности выдвигается регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. Консультационные услуги могут оказываться также и гражданами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, при этом услуга будет носить разовый, случайный характер. К этой категории относятся профессора и преподаватели различных учебных заведений, врачи, ветеринары и другие специалисты.

Консультант - физическое лицо, осуществляющее профессиональную деятельность в конкретной области консультационных услуг, обладающее специальными знаниями, умениями, навыками и отвечающее квалификационным требованиям профессии.

На российском рынке распространено несколько подходов к консультированию, значительно различающихся между собой.

В общих чертах их можно охарактеризовать следующим образом:

Управленческое консультирование имеет целью совершенствование управления предприятием. Подразумевается, что совершенное управление обеспечивает предприятию выбор адекватных методов и способов действия, сбор и анализ необходимой информации, подбор и обучение кадров. Концепция управленческого консультирования полагает, что достижению целей предприятия максимально способствует именно управление.

 Кадровое консультирование имеет целью подбор и расстановку кадров на предприятии. Подразумевается, что квалифицированные кадры обеспечат все необходимые функции предприятия, в том числе адекватное управление, внутренние взаимодействия, эффективную рыночную деятельность. Концепция кадрового консультирования полагает, что успех предприятия - это нужные люди на нужных местах.

 Обучающее консультирование имеет целью повышение квалификации существующего персонала предприятия, от руководителей до торговых агентов. Подразумевается, что обученный персонал в состоянии справиться с существующими и возникающими проблемами, необходимым образом организовать внутренние взаимодействия, эффективно работать с рынком. Концепция обучающего консультирования полагает, что успех предприятия - это обученный персонал.

 Психологическое тестирование имеет целью выявление и использование личностных свойств персонала всех уровней. Подразумевается, что индивидуальный подход к каждому сотруднику способен повысить его отдачу, а общее улучшение психологического климата на предприятии - повысить эффективность последнего. Концепцию психологического тестирования можно сформулировать таким образом: здоровое предприятие - это здоровый психологический климат.

 Маркетинговое консультирование имеет целью достижение предприятием его рыночных целей через построение целесообразного взаимодействия предприятия с рынком. Консультирование направлено, в первую очередь, на разработку и внедрение эффективных методов работы предприятия с рынком, и во вторую - на совершенствование внутренних взаимодействий, обеспечивающих применение этих методов. Совершенствование управления, подбор и обучение кадров не являются самостоятельной целью маркетингового консультирования, а скорее средством для достижения цели. Подразумевается, что успешно действующее на рынке предприятие будет иметь и здоровый психологический климат. Концепцию маркетингового консультирования мы сформулируем следующим образом: достижение рыночных целей предприятием - результат адекватного взаимодействия предприятия с рынком.

В  настоящее время в России сложились 3 четко выраженные группы консультантов.

Первая группа – особо доверенные, как правило, дочерние консультационные компании, ассимилированные в структуру финансово-промышленной группы (ФПГ). Они оказывают услуги широкого профиля, но для ограниченного числа компаний – членов данной ФПГ. Эта группа консультантов имеет достаточно стабильное положение, пока устойчива сама ФПГ. Такие доверенные консультанты существуют почти во всех крупных банках, занимающихся созданием ФПГ.

Вторая группа российских консультантов – крупные консультационные или аудиторско - консультационные компании, не входящие в состав холдингов.

Третья группа российских консультантов – небольшие компании с ограниченным спектром услуг и немногочисленным штатом. Как правило, они оказывают одну-две отработанные услуги (например, маркетинг, помощь в составлении бизнес-планов или только оптимизация финансовых потоков)[1].




















2.     Внешние источники финансирования деятельности предприятия


В условиях рыночной экономики внешние источники финансовых ресурсов имеют огромное значение: предприятие на практике не может обойтись без привлечения заемных средств. Заемные средства в нормальных экономических условиях способствуют повышению эффективности производства, они необходимы для осуществления расширенного производства. Многообразие каналов привлечения заемных ресурсов создает возможность использовать их в различных ситуациях.

К источникам заемных средств относятся: кредиты банков, коммерческие кредиты, факторинг, лизинг, кредиты частных лиц и др.

Привлечение заемного капитала становится необходимым для покрытия потребности предприятия в основных и оборотных фондах. Такая потребность может возникнуть в ходе проведения реконструкции и технического перевооружения производства, из-за отсутствия достаточного стартового капитала, наличия сезонности в производстве, заготовках, переработке, снабжении и сбыте продукции, а также в результате отклонений в нормальном ходе кругооборота средств по независящим от предприятия причинам: необязательности партнеров, чрезвычайным обстоятельствам и т.д.

Заемный капитал подразделяется на краткосрочный и долгосрочный. Как правило, заемный капитал сроком до одного года относится к краткосрочному, а больше года – к долгосрочному капиталу. Как финансировать те или иные активы предприятия – за счет краткосрочного или долгосрочного (заемного и собственного) капитала, решают в каждом конкретном случае. Однако предприятие часто следует правилу, согласно которому элементы основного капитала, а также наиболее стабильная часть оборотного капитала (например, страховой запас, часть дебиторской задолженности) финансируются за счет долгосрочного капитала. Остальная часть оборотных активов, величина которых зависит от товарного потока, финансируется за счет краткосрочного капитала.

Все внешние источники финансирования попадают в одну из двух категорий: финансирования путем получения кредитов либо выпуска ценных бумаг (кроме акций)[2].

Инвестиционное обслуживание – это деятельность кредитно-финансовых институтов по купле-продаже ценных бумаг. Консалтинговая услуга в этой сфере включает в себя: 1) информационное обеспечение процесса аккумуляции денежных средств частных инвесторов и размещение их в ценных бумагах; 2) консультации в сфере рынка ценных бумаг.

Закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26.06.1991г. в редакции ФЗ от 10.01.2003г.  № 15-ФЗ[3] определяет термин «инвестиции» так: «Инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта».

Итак, инвестиции – это долгосрочное вложение капитала в объекты предпринимательской или другой деятельности как внутри страны, так и за рубежом с целью получения прибыли. Соответствующую деятельность осуществляют особые кредитно-финансовые институты – инвестиционные банки и компании по продаже и покупке ценных бумаг (акций, облигаций). Инвестиционные банки аккумулируют денежные средства частных инвесторов путем эмиссии собственных ценных бумаг (обязательств) и вложения этих денежных средств в акции и облигации, т.е. выступают посредниками между выпускающими ценные бумаги фирмами и вкладчиками. Кроме своих основных функций, связанных с размещением ценных бумаг, большинство фирм такого рода предлагают широкой спектр консультационных услуг в области общего и финансового управления[4].

Объектами инвестиционной деятельности являются вновь созданные и модернизированные основные фонды и оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность. Таким образом, инвестиции могут быть направлены как в материальные активы предприятий (основные фонды и т.д.), так и нематериальные (интеллектуальная собственность, товарные знаки и т.д.).

Инвестиции могут быть направлены: 1) на увеличение собственного капитала, приобретение акций с целью получения процентов, вклады на счета банков, вложения в виде пая с целью получения дивидендов; 2) на расширение производственной базы путем приобретения оборудования и земли, а также на капитальное строительство.

Различают инвестиции: 1) производственные – финансовые средства, направленные на реконструкцию старых и строительство новых производств, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий с целью получения прибыли; 2) непроизводственные - финансовые средства, затраченные на жилищное, коммунальное и культурно-бытовое строительство.

По праву в доле участия в управлении различают инвестиции: 1) прямые – дают инвестору право на участие в управлении предприятием и должны составлять не менее 10 % номинального капитала предприятия; 2) портфельные – приобретение инвестором ценных бумаг, составляющих менее 10 % номинального капитала предприятия.

По влиянию на экономические процессы выделяют капиталовложения: 1) экстенсивные – вложения в объекты, которые увеличивают производственные мощности, не изменяя технологии организации производства, т.е. не меняют производительности труда, например в дополнение к одному предприятию сервиса строится другое, точно такое же; 2) интенсивные – капиталовложения в строительство объектов на новой технической основе с более высокой экономической отдачей.

Регулирование инвестиционной деятельности осуществляет государство посредством инвестиционной политики, реализуемой следующими способами: 1) прямым управлением государственными инвестициями; 2) введением системы налогов с дифференцированными ставками и льготами; 3) предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей и производств; 4) проведением соответствующей финансовой и кредитной политики, ценообразования, амортизационной политики.

В соответствии с действующим законодательством РФ государство гарантирует защиту как внутренних, так и иностранных инвестиций независимо от форм собственности.

Предприятия привлекают инвестиционные заимствования в силу того, что для поддержания производства на уровне требований развивающегося рынка ему необходимо увеличить свои основные производственные фонды, а также товарные запасы. Создание и воспроизводство основных фондов могут происходить за счет: 1) собственных финансовых ресурсов (прибыль, амортизационные отчисления, денежные сбережения граждан и юридических лиц, страховые платежи и т.д.); 2) заемных финансовых средств (кредиты, облигационные займы); 3) привлеченных финансовых средств инвестора, полученных от продажи акций; 4) паевых и других взносов членов трудовых коллективов; 5) инвестиционных ассигнований из государственного бюджета и внебюджетных фондов; 6) иностранных инвестиций.

Во всех этих случаях возникает инвестиционный спрос, который в экономике рассматривается как часть совокупного спроса наряду с потребительским. Инвестиционный спрос в той или иной сфере общественного производства определяется потребностью в развитии производства. Большое влияние на него имеют: инвестиционный климат, кредитная политика, реальные процентные ставки (чем они выше, тем инвестиционный спрос ниже, и наоборот), динамика цен, система налогообложений, развитие законодательной базы, эффективность использования ресурсов и т.д.

Любое предприятие рано или поздно сталкивается с необходимостью привлечения капиталовложений, а следовательно, выбора наиболее эффективного инвестиционного проекта.

При этом предприятия должны: 1) определить инвестора; 2) обосновать необходимость ввода новых основных производственных фондов или модернизации действующих; 3) показать привлекательность инвестиционного проекта и доказать его эффективность.

Для решения этих задач разрабатывается инвестиционная политика предприятия, включающая: 1) систему предварительного отсева инвестиционных проектов, не отвечающих стратегической направленности предприятия; 2) принципы и критерии отбора инвестиционных проектов; 3) минимально приемлемую норму прибыли на капитал, вложенный в предприятие; 4) нормы пределов допустимого риска при различных вариантах инвестиционной политики.

Один из показательных примеров – привлечение инвестиций к г. Сочи – столице ХХII Олимпийских игр 2014г. В Сочи все спортивные объекты будут построены по самым современным технологиям и в соответствии с самыми жесткими требованиями к комфорту и безопасности спортсменов и зрителей, некоторые из спортивных объектов будут уникальными, например, санно-бобслейные и горнолыжные трассы.






3.     Кредитный консалтинг


Кредитный консалтинг - оказание консультационных услуг в сфере привлечения кредитного и инвестиционного финансирования для юридических и физических лиц. Это - новый вид бизнеса, который сегодня получает активное распространение. В связи с ним возникла объективная необходимость в развитии такого вида услуг, как консультирование по кредитам.

Наряду с этим растет и предложение банками различных кредитных программ. Каждая из них не только предлагает клиенту особые условия, но и требует от него предоставления определенного набора документов и гарантий. Потенциальному получателю кредита становится все сложнее ориентироваться самостоятельно в этой сфере.

Консалтинг - вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента. Консалтинг решает вопросы управленческой, экономической, финансовой, инвестиционной деятельности организаций, стратегического планирования, оптимизации общего функционирования компании, ведения бизнеса, исследования и прогнозирования рынков сбыта, движения цен и т.д. Иными словами, консалтинг - это любая помощь, оказываемая внешними консультантами, в решении той или иной проблемы[5].

Общими основаниями для приглашения консультанта являются:

наличие проблемы;

недостаток временных или человеческих ресурсов для ее решения;

недостаток специальных знаний для решения;

высокая цена вопроса.

Нет необходимости говорить о том, что приглашенный консультант должен быть добросовестным профессионалом - это обязательное условие. Однако существует ряд принципиальных факторов, обусловливающих успех взаимодействия клиента с консультантами, в частности следующие.

1. Правильный подбор консультанта. Ни один консультант не может знать всего. Одни консультанты хороши для решения одних видов проблем, другие - для других.

Поэтому правильный подбор консультанта под конкретную проблему крайне важен. При этом необходимо учитывать, что известное название не всегда гарантирует правильность подбора. Существует много узкоспециализированных и просто малоизвестных консультантов, о которых клиент не может знать, пока не столкнется с проблемой, требующей их участия. Главное здесь - оценить методологию и практический опыт, которые предлагает консультант для решения проблем клиента.

2. Коммуникация. Консультант с клиентом должны пользоваться сходным понятийным аппаратом или, иными словами, говорить на одном языке. В противном случае может возникнуть ситуация, когда консультант, пользуясь своим аналитическим инструментарием, сможет определить проблему и найти пути ее решения, а вот клиент может не понять рекомендаций консультанта. Поэтому необходимо заранее договориться о значении тех понятий и терминов, которыми пользуются и клиент, и консультант.

3. Уровень подготовки. Рекомендации приносят эффект, если они внедрены. Но для того, чтобы использовать рекомендации консультанта, клиенту порой необходимо обладать соответствующим минимальным уровнем подготовки. Подобно тому, как внедрение даже детально расписанного технологического процесса требует определенного уровня технической подготовки, внедрение самых подробных управленческих рекомендаций требует определенного уровня управленческой подготовки. Если такая проблема возникла, то следует принять дополнительные меры для обеспечения подобной подготовки.

4. Понимание целей и задач. Бывают ситуации, когда клиент неясно представляет, чего именно он хочет. Это обычно приводит к наиболее серьезным проблемам во взаимодействии клиента с консультантом. Поэтому необходимо совместными усилиями определить цели и задачи и только затем приступать к работе.

Услуга по получению финансирования в кредитных организациях пользуется спросом у организаций, реализующих инвестиционные проекты, стоимость которых значительно превышает стоимость проектов, реализованных ранее, а также в случае отсутствия собственного опыта банковского кредитования. Реализация таких проектов может включать план работ по повышению инвестиционной привлекательности предприятия-заемщика.

Команда консультантов, в которую входят разнопрофильные высококвалифицированные специалисты (финансисты, юристы, экономисты, маркетологи и др.), может обеспечить клиенту весь комплекс услуг - от подготовки бизнес-плана до поиска и определения финансового источника (банк, инвестиционная компания, инвестиционный фонд, частные инвесторы и т.п.) с целью оказания помощи организациям - потенциальным заемщикам в подготовке документов на получение кредита, выбора форм и методов кредитования, поиска инвесторов и организации финансирования[6].

Предлагаемые кредитным агентством (кредитным брокером) консультационные услуги и продукты максимально приближены к требованиям инвесторов-банков и других кредитных учреждений и инвестиционных компаний. Активно сотрудничая с различными банками, кредитное агентство предлагает клиентам организацию финансирования - поиск и подбор банков для кредитования инвестиционных проектов, финансирования развития производства, его реорганизации и технического перевооружения, а также получение кредитов для пополнения оборотных средств.

В рамках кредитного консалтинга предлагается сопровождение процедуры получения кредита, а именно:

общее ознакомление с рынком кредитования в регионе;

предоставление информации и выбор наиболее оптимальной кредитной программы и банка;

помощь в сборе и оформление пакета документов для получения кредита;

согласование пакета документов с банком и подача заявки на получение кредита.

Суть услуги кредитного консалтинга заключается в независимой объективной оценке существующих на рынке предложений кредитов с целью выбора наиболее выгодного с точки зрения заемщика кредитного плана.

Инвестиционный, банковский, финансовый и кредитный консалтинг может включать:

экспресс-анализ организации и сущности проекта;

поиск потенциального инвестора или кредитора;

составление необходимого пакета документов для конкретного инвестора или кредитора;

сопровождение рассмотрения кредитной (инвестиционной) заявки.

Заметим, что лидерами на рынке ресурсоемкого долгосрочного кредитования являются иностранные банки. Это неудивительно, так как данный вид кредита на Западе очень развит. Банки, занимающиеся этим видом кредитования, имеют большой опыт и в состоянии привлечь дешевые "длинные" ресурсы материнских банков.




Заключение


Консалтинг" или "консультационные услуги" - эти термины постоянно встречаются в научных и популярных статьях, радио- и телепередачах.

Консалтинг - это самостоятельная отрасль бизнеса, производящая услуги, которые являются предметом купли-продажи.

Главная экономическая функция консалтинга - создать и удержать конкурентные преимущества. Организация учетной политики предприятия, реинжиниринг бизнес-процессов, разработка корпоративной информационной системы или проведение маркетингового исследования - все направлено на создание и удержание конкурентных преимуществ и, следовательно, является консалтингом.

Консалтинг - деятельность по созданию и удержанию конкурентных преимуществ во все усложняющейся бизнес-среде, поэтому консультант должен знать состояние бизнеса заказчика в настоящее время, его бизнес-ожидания, а также способ претворения этих ожиданий в жизнь.

В условиях рыночной экономики внешние источники финансовых ресурсов имеют огромное значение: предприятие на практике не может обойтись без привлечения заемных средств. Заемные средства в нормальных экономических условиях способствуют повышению эффективности производства, они необходимы для осуществления расширенного производства. Многообразие каналов привлечения заемных ресурсов создает возможность использовать их в различных ситуациях.

К источникам заемных средств относятся: кредиты банков, коммерческие кредиты, факторинг, лизинг, кредиты частных лиц и др.






Список использованной литературы:


1.     Закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26.06.1991г. (в ред. ФЗ от 10.01.2003г.  № 15-ФЗ)//Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. - № 29.

2.     Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2004. – 346 с.

3.     Посадский А.П. Основы консалтинга: Пос-е для препод-й. М.: ГУВШЭ, 1999. – 250 с.

4.     Ткалич А.И. Консалтинговый сервис: Учеб. пос-е.  – М.: Альфа – М.: ИНФРА – М, 2007. – 207 с.

5.     Экономика предприятия: Уч-к для вузов/Под  ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 388 с.

6.     Плоскова А., Воронцов Д. Финансовый консалтинг//ФГ. – 2008. - № 13. – 22 с.

7.     Шевчук Д. Кредитный консалтинг//ФГ. – 2006. - № 20. – 22 с.









[1] Ткалич А.И. Консалтинговый сервис: Учеб. пос-е.  – М.: Альфа – М.: ИНФРА – М, 2007. – С. 22

[2] Экономика предприятия: Уч-к для вузов/Под  ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – С. 77.

[3] Закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26.06.1991г. (в ред. ФЗ от 10.01.2003г.  № 15-ФЗ)//Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. - № 29.

[4] Посадский А.П. Основы консалтинга: Пос-е для препод-й. М.: ГУВШЭ, 1999. – С. 144

[5] Шевчук Д. Кредитный консалтинг//ФГ. – 2006. - № 20. – С. 14


[6] Шевчук Д. Кредитный консалтинг//ФГ. – 2006. - № 20. – С. 16