(№01 2008 года)
Carbofer-Russia” как сбытовая сеть “Евраз-групп”
Интервью с главой Carbofer-Russia Пьером Пиколло Весной 2007 года Evraz Group продала свое сбытовое подразделение («Евразметалл») известной до этого лишь узкому кругу участников рынка швейцарской Carbofer Group. Единственный иностранный участник российского рынка металлоторговли получил неплохие стартовые условия и, судя по дальнейшим действиям компании в России, продолжает только улучшать свои позиции. Carbofer готова увеличивать количество своих складских площадок на пятьдесять в год, а в перспективе может инвестировать и в сталелитейное производство. Такой возможности в первом своем интервью в России, данном корреспонденту РБК daily АЛЕКСЕЮ САДЫКОВУ, не исключил глава Carbofer-Russia и член правления Carbofer Group ПЬЕРО ПИККОЛО. — Господин Пикколо! Что собой представляет сегодня группа, членом правления которой вы являетесь и чьи интересы в России представляете? — Carbofer Group — это компания, зарегистрированная в Люксембурге, но принадлежащая российскому инвестору. Важная часть активов группы (но не все) находится в России. Регистрация в Люксембурге, а не в Панаме или на Кипре — это сигнал рынку о наших долгосрочных и серьезных намерениях. Компания была образована в конце 2004 года, начала работу с марта 2005 года. Родовое имя группы — Carbofer. В ее состав входит несколько «дочек» — Carbofer-Russia, Carbofer Trading и др. Основной бизнес, с которого мы начинали и которым продолжаем успешно заниматься, — сталь и металлопродукция, которую мы продаем во всех регионах своего присутствия. — Группа, насколько известно, была создана одним из основателей и бывших совладельцев Evraz Group Александром Катуниным. Кто является основным акционером компании сегодня? — Александр Яковлевич Катунин. Он владеет 100% акций группы. Вернее так, группа принадлежит материнской холдинговой компании, зарегистрированной в Люксембурге. Катунин является единственным владельцем холдинга, который называется Carbofer. — Он же является и главой компании? — Господин Катунин не вовлечен в управление группой. Функции «коллективного CEO» (генерального директора) исполняет правление, в состав которого входят три человека: я, Марко Галимберти и Дарко Божиновски. Все трое равны по своему статусу, но каждый отвечает за свое направление в деятельности группы. Александр Катунин — таким образом, наш «босс», который оcуществляет общий контроль за бизнесом. — Весной нынешнего года Carbofer приобрела «Евразметалл», продававший продукцию Evraz в России. Чем был обоснован выбор именно этой компании? — Наша тактика в металлоторговле — как в Северной Европе, так и в Италии — ее развитие через приход в регионы. Мы считаем, что очень важно дойти до конечного потребителя. К сожалению, в Европе мы не нашли готовой сбытовой компании, которую могли бы приобрести. И нам приходится там самим выстраивать эти сети, что требует затрат определенного времени и сил. В России же такая компания была. Переговоры прошли достаточно быстро. Мы приступили к ним в конце 2006 года, а уже в середине марта 2007-го были подписаны все контракты, связанные с этой сделкой. — Во сколько вам обошлось это приобретение? — Это закрытая информация. Согласно моему контракту, я не могу ее раскрыть. — Чем для Carbofer интересен российский рынок металлоторговли? — Здесь, как и в Европе, меняются пропорции производства и потребления стали. Кроме того, российский внутренний рынок очень сильный. При этом дистрибуционный аспект бизнеса развит не так хорошо, как в Европе. Мы верим, что знание международного рынка, знание процессов дистрибуции в Европе, которыми мы обладаем, станут для нас конкурентными преимуществами на российском рынке. — Какие перемены произошли с бывшим «Евразметаллом» после приобретения его Carbofer? — Самая большая перемена — это смена названия (смеется). Теперь бывшие сбытовые структуры Evraz называются Carbofermetall. Приобретенная нами сеть по-прежнему состоит из шести филиалов: в Поволжье (Нижегородская область), на Северо-Западе (Санкт-Петербург), в Сибири (Кемеровская область), на Урале (Свердловская область), в Центральной России (Москва) и в Черноземье (Воронежская область). Они объединяют 40 площадок для складирования и последующего сбыта, на которых одномоментно находится от 150 до 200 тыс. т металлопродукции. Россия довольно большая страна. Поэтому мы считаем, что наличие этих подразделений в силу их прочных позиций на региональных рынках также является нашим конкурентным преимуществом. Все шесть филиалов при этом юридически самостоятельны. Нам удалось избежать неизбежного «проседания» по результатам деятельности компании после ее приобретения. — Как удалось этого добиться? — Мы сохранили весь менеджмент компании, который был до нас. Поэтому переход после приобретения оказался плавным. Стратегия была проста, а простые вещи обычно помогают в успехе. Мы сохранили прежнее руководство на своих местах, подкрепили вновь приобретенную структуру имеющимися у нас связями с международными банками и решили не менять структуру компании в течение как минимум первого года. Стратегия на второй год — приобретение как можно большего числа площадок в России. — Каковы будут темпы расширения присутствия Carbofer в России? — Сейчас довольно сложно приобретать новые площадки в России, поэтому трудно сказать определенно. Наша цель — от пяти до десяти в год. На это мы можем тратить ежегодно по 10—20 млн долларов. Все будет зависеть от роста. Мы не считаем, что нам нужно какое-то огромное количество площадок, может быть, остановимся на цифре 60 по всей стране. Количеством мы удивлять не собираемся. Мы хотим усовершенствовать логистику с возможностью развития наших площадок до полноценных сервисных металлоцентров — сейчас это просто склады. Решение о развитии в сторону металлосервиса в России уже принято акционерами, идет разработка бизнес-плана и обсуждение необходимого для этого бюджета. Думаю, что он будет утвержден до конца первого квартала 2008 года. — Carbofer будет развивать в России только металлоторговлю и металлосервис или есть какие-то более обширные планы? — Мы планируем завершить нашу инвестпрограмму в следующие три—пять лет. Carbofer открыта для покупки активов в тех областях, которыми компания занимается и сейчас (горнорудная отрасль, производство и продажа сырья и металлопродукции). Если вы спросите меня, намерена ли компания инвестировать в производство металлопродукции, то могу сказать лишь: «Я не исключаю этого». Мы также собираемся расширять номенклатуру продаваемой продукции, увеличивать и объемы продаж, и добавленную стоимость продукции за счет услуг сервисных центров. Чтобы больше продавать, нужны большие объемы оборотных средств. — Входит ли в ваши планы проведение IPO, выпуск евробондов или любые другие заимствования — как на фондовом, так и на долговом рынке — средств для дальнейшего развития компании? — IPO пока не предвидится, финансовая ситуация для Carbofer сейчас складывается комфортно. У нас также нет намерений выпускать бонды. Мы продолжим развитие за счет собственных инвестиций акционеров, по крайней мере, в среднесрочной перспективе. Очень хорошо для компании не перегружать ее заемными средствами. Последствия кризиса ликвидности слишком наглядная иллюстрация того, что компаниям не следует увлекаться инвестициями за счет заемного капитала. — Есть ли у Carbofer интересы в лесной промышленности в России? — Думаю, что это личные планы Александра Яковлевича (Катунина. — РБК daily). Все, что я могу сказать по этому поводу, — это то, что он работает в этом направлении и имеет амбициозные намерения. — Какое место среди российских металлоторговцев занимает Carbofer? — Если брать российский рынок металлопродукции для строительной отрасли, то Carbofer занимает на нем 10%. Наши показатели сопоставимы с другими лидерами рынка металлоторговли. В 2006 году мы продали 1,3—1,4 млн т металлопродукции. В 2007 году планируемый объем продаж — более 1,3 млн т. Думаю, что в 2008 году мы далеко уйдем от цифры в 1,5 млн т. По итогам 2007 года мы получим оборот около 1 млрд долл. Свободные средства компании в нынешнем году — 60—70 млн долл. — В России Carbofer продает только продукцию Evraz? — Не только. Хотя Evraz — это один из самых важных наших поставщиков. При заключении сделки по приобретению «Евразметалла» мы подписали с Evraz пятилетний контракт на покупку у них минимум 1,1 млн т металлопродукции в год. Сейчас Evraz продает через Carbofer более 35% от объема продаж собственной металлопродукции на российском рынке. Оставшаяся часть наших продаж — это продукция «Северстали», «Макси-групп», НЛМК, белорусских и молдавских металлургов. — Есть ли какая-то основная черта, характеризующая сегодня рынок металлотрейдинга в России? — Существует некий дефицит металлопродукции. В 2008 году, например, дефицит арматуры в России составит 15%, или 1 млн т. То же самое относится и к другим видам продукции. Если посмотреть на конечную продукцию сервисных металлоцентров, то дефицит там будет даже выше. Поэтому потребность в них есть уже сейчас и в ближайшие годы будет только возрастать. Мы полагаем, что дефицит сохранится в ближайшие несколько лет. Я учитываю в том числе и те проекты и планы, которые есть у наших конкурентов. Возможно, недостаток металлопродукции будет покрываться в том числе за счет импорта с учетом больших инфраструктурных проектов наподобие «Сочи-2014», которые будут реализованы в России. — Carbofer — единственный иностранный игрок на российском рынке металлотрейдинга. Как вы оцениваете возможность и необходимость создания собственных сбытовых подразделений в России крупными международными металлургическими компаниями? — Если взять для примера ArcelorMittal, то они могут организовать поставки в Россию своей продукции из Украины и Казахстана. Я предполагаю, что крупные металлургические компании будут искать стратегического партнера в России для сбыта своей продукции, поскольку строить сбытовую сеть с нуля очень трудно. Во-вторых, у некоторых иностранных инвесторов есть психологический барьер перед инвестициями в Россию. Впрочем, я не вижу проблем в инвестировании иностранными компаниями средств в капиталоемкие отрасли, но есть проблемы в инвестировании в трудоемкие отрасли. И это применимо ко многим странам мира, не только к России. Carbofer — трейдинговая компания, созданная в 2004 году. Зарегистрирована в Люксембурге. В 2006 году 60% продаж группы составила металлопродукция. Имеет представительства в Европе, Северной и Латинской Америке, на Ближнем Востоке. После приобретения «Евразметалла» (эксперты оценивают сделку более чем в 100 млн долл.) один из ведущих металлотрейдеров в мире. Оборот группы в 2007 году составит около 2,5 млрд долл.
Мировой рынок стали: 13-20 декабря
Цены на мировом рынке стали мощно накатывают на финиш. В середине декабря, накануне рождественско-новогодней праздничной паузы, стоимость стальной продукции продолжали подниматься. Быстрее всего они по-прежнему растут в Восточной Азии и на Ближнем Востоке, однако и меткомпании из США и Западной Европы настроены достаточно оптимистично в отношении января. Большинство аналитиков рассчитывают на активизацию спроса в начале 2008 г., что позволит производителям стали компенсировать ожидаемое увеличение затрат.
Полуфабрикаты
Стоимость заготовок в середине декабря просто взлетела вверх. Производители из СНГ, готовясь к праздничной паузе, напоследок взвинтили цены на $10-25/т и обещают новый скачок в январе. Стоимость украинских заготовок дошла до $550-560/т FOB, а некоторые предложения поступают уже по $570/т FOB. Российские длинномерные полуфабрикаты также котируются на уровне $560-570/т FOB. Продолжается подъем и в Турции. Местные компании повысили цены для внутреннего рынка до $580-600/т ex-works, примерно, столько же стоят заготовки из СНГ на условиях C&F. Ближневосточные компании пока неохотно приобретают эту продукцию дороже $630-640/т C&F, но постепенно им приходится идти на уступки и подтягивать цены к $650/т C&F и выше с поставкой в феврале-марте. На региональном рынке по-прежнему отмечается нехватка как полуфабрикатов, так и готового проката, а ожидаемое сокращение поставок в конце декабря - начале января заставляет потребителей проявлять удвоенное рвение. В Северной Африке достаточно активны поставщики из Латинской Америки, но в Персидском заливе конкуренция с их стороны практически не ощущается. Из-за высоких затрат на транспортировку экспортерам и так приходится снижать цены FOB до не более $500-520/т. Еще выше могут вскоре оказаться цены в Восточной Азии. Китайские компании практически не сомневаются в увеличении экспортных пошлин с начала января и закладывают в цены эти будущие затраты. Стоимость заготовок китайского производства в результате взлетела до $650-660/т C&F и, по словам трейдеров, будет расти и дальше. Потребители пока отказываются платить больше $640/т C&F, но понимают, что сила не на их стороне. Поставки из Тайваня, Японии и других стран невелики, да и подорожание металлолома тянет полуфабрикаты вверх, а на металлургов из СНГ надежды мало, поскольку им выгоднее отправлять свою продукцию на Ближний Восток. Обеспокоенность выражают и восточноазиатские покупатели слябов. Китайские поставщики уже привели свои цены в соответствие с котировками компаний из СНГ и Латинской Америки - $580-600/т C&F и не скрывают своего желания прибавить еще $40-50/т в январе. В этой связи производители плоского проката в странах региона все чаще предпочитают размещать заказы в России или Украины. Стоимость слябов из СНГ, конечно, высока, но она вряд ли так сильно подскочит в январе, как китайская продукция.
Конструкционная сталь
Одновременно с заготовками идет вверх и длинномерный прокат. Экспортеры арматуры из СНГ подняли цены до $580-590/т FOB и, возможно, еще до конца года доведут их до $600/т FOB. Стоимость катанки, спрос на которую ощутимо меньше, отстает на $10-20/т. Трейдеры по-прежнему сообщают о высоких объемах закупок длинномерного проката в Восточном Средиземноморье и в странах Персидского залива. При этом, потребители, похоже, смирились с неизбежным ростом цен в начале 2008 г. Турецкие компании предлагают арматуру с поставкой в январе по $670-675/т C&F, а на февраль-март указывают котировки в пределах $700/т C&F и более. На товарной бирже в Дубаи котировки на арматуру на март уже достигли $720/т (с доставкой в Джебель-Али). В Восточной Азии цены на длинномерный прокат также прибавили порядка $30-50/т по сравнению с началом декабря. Стоимость арматуры и в этом регионе превысила $660/т C&F, а в ближайшей перспективе может достичь и $700/т C&F. Внутренние цены на сортовой прокат на Тайване уже превысили $720/т ex-works. В Китае длинномерный прокат взлетел в декабре на $60-90/т, стоимость данной продукции там зачастую выше, чем на мировом рынке, что, естественно, ведет к сокращению объемов экспорта. Американский рынок конструкционной стали несмотря на не стихающий кризис на рынке недвижимости тоже на подъеме. Импорт арматуры в США сократился в последние месяцы 2007 г. более чем вдвое по сравнению с аналогичными показателями годичной давности, что помогло стабилизировать рынок. Ведущие компании отрасли анонсировали на январь повышение цен на арматуру на $25 за короткую т (907 кг), а на катанку -- на $40 за короткую т и более. Ожидается, что в январе стоимость арматуры на американском рынке превысит $600 за короткую т ex-works, а низкоуглеродистая катанка будет продаваться по $650 за короткую т ex-works и дороже. Впрочем, импортная продукция из-за крайне дорогостоящей транспортировки стоит еще дороже. В середине декабря арматура турецкого производства поступала на американский рынок по ценам свыше $680 за метрическую т CIF, а цены на импортную катанку mesh начинались от $690/т CIF. Даже в Европе, где спрос минимальный, а многие производители уже ушли на каникулы, остановив выпуск продукции на своих предприятиях, металлурги собираются в январе прибавить к своим ценам около €10/т. Таким образом, стоимость арматуры в странах северной части Европы достигнет €430-450/т с доставкой. Европейцы, как и их американские коллеги, получают выгоду от сокращения объемов импорта: по сравнению с Ближним Востоком рынок ЕС сейчас неконкурентоспособен и не представляет особого интереса для поставщиков.
Листовая сталь
В середине декабря некоторые китайские компании начали прощупывать почву насчет радикального повышения цен на листовую сталь в 2008 г., предложив иностранным покупателям горячекатаные рулоны по $660-730/т FOB с поставкой в феврале-марте. На первый взгляд, такие предложения выглядят смехотворными, ведь реальные поставки китайского горячего проката в Корею будут осуществляться в январе по $580-590/т FOB, а японские компании готовы ограничить свои цены $590/т FOB. Ведущие меткорпорации Кореи и Тайваня, как ожидается, повысят цены в январе не более чем на $20-30/т. Тем не менее, претензии китайцев не такие беспочвенные, как может показаться. Местные аналитики полагают, что подорожание железной руды, коксующегося угля, энергоносителей, рост транспортных расходов приведут к увеличению себестоимости в металлургии страны не менее чем на треть. Кроме того, с 1 января ожидается повышение экспортной пошлины на горячий прокат от 5 до 10%. Эти расчеты, которых никто пока не опровергал, заставляют задуматься и других производителей стали в регионе. Характерно, что японские компании, которые ранее были готовы продавать свою продукцию по указанным ими в прайс-листах ценам в течение всего I квартала, сегодня оговариваются, что эти цены, оказывается, действуют только на январь. Некоторые поставщики уже сообщают, что в феврале-марте г/к рулоны будут, скорее всего, продаваться за границу дороже $600/т FOB. А корейским компаниям, приобретающим в Японии горячий прокат для производства х/к продукции, возможно, придется смириться со скачком цен до $680-700/т FOB а апреле. Так что, не исключено, что китайские компании своими заявлениями просто честно предупреждают покупателей, что их ждет через несколько месяцев. Считая грядущее повышение цен в Восточной Азии неизбежным, китайские компании прекратили поставки своей продукции в Европу. Из-за огромных расходов на доставку, превышающих $100/т, такие операции стали не выгодными. К тому же, европейские компании сообщили, что не будут пытаться поднимать цены в январе, хотя, при этом, все же выражается намерение вернуть цены на уровень начала IV квартала - €480-500/т ex-works для г/к рулонов. Пока что предприятия продают данную продукцию, примерно, на €20-25/т дешевле. Правда, эти самоограничения китайцев не остановили процесс антидемпингового расследования против поставщиков оцинкованной стали из Китая, стартовавший в ЕС. Первые результаты должны быть получены уже в феврале. Европейская метассоциация Eurofer готовит новые иски, что весьма обеспокоило потребителей стальной продукции, заявившие, что в случае ограничения поставок из КНР на рынке возникнет дефицит, а цены подскочат вверх.
Специальные сорта стали
Депрессия на азиатском рынке нержавеющей стали продолжает усугубляться. Экспортные цены на х/к рулоны 304 2В снова снизились и уже не превышают $3800-3950/т C&F, а г/к рулоны предлагаются по $3600-3700/т. Однако потребители все равно считают цены завышенными и требуют новых уступок. Корейская компания Posco объявила, что с декабря уменьшает объемы выпуска нержавеющей продукции на 20%, и призвала к аналогичным сокращениям и другие компании отрасли. Одновременно она снизила более чем на $400 внутренние цены. Новая базовая цена на холоднокатаные рулоны теперь составляет около $3975/т ex-works. В Европе даже менее чем за неделю до Рождества никто из ведущих производителей нержавеющей стали не объявлял своих цен на январь. В принципе, исходя из удешевления никеля, и нержавейка должна упасть в цене, но металлурги, похоже, еще не потеряли веры в поворот к лучшему.
Металлолом
Цены на металлолом на мировом рынке снова пошли вверх. Турецкие компании уже вынуждены приобретать лом 3А из СНГ или американский HMS №1&2 по $370-385/т C&F, причем, рост продолжается по причине как повышенного спроса, так и дальнейшего увеличения тарифов на фрахт. Наименее дорогой сейчас европейский лом, но и он, по мнению трейдеров, должен подорожать в январе на €5-10/т. В Восточной Азии котировки на японский материал Н2 снова прибавили 500-1000 иен/т на внутреннем рынке и до $10/т при экспорте. Тайванские компании платят за него уже $390-400/т C&F. Американский лом HMS №1&2 доставляется в контейнерах из расчета около $375/т C&F, но ставки и здесь постоянно растут.
Трудные времена «Северстали»
Череповецкий меткомбинат переживает сейчас непростые времена. Причина - в резко ухудшившейся рыночной конъюнктуре: цены на металлопродукцию сохранятся, по прогнозам аналитиков, на уровне этого года. Зато сырье, наоборот, будет дорожать. Лихорадит и некоторые подразделения ЧерМК. Эти и другие вопросы стали темами для обсуждения на информационных конференциях, которые проводят сейчас в различных подразделениях меткомбината топ-менеджеры «Северстали». А начинался 2007 год -лучше не пожелаешь. Постоянно растущий спрос (до 25-30 процентов) на внутренних и внешних рынках, высокие цены на металлопродукцию, огромные объемы ее отгрузки. «Опасные тенденции проявились примерно к середине второго квартала, - рассказывал на встрече с металлургами директор ЧерМК по сбыту Дмитрий Горошков. -Цены на мировых рынках резко пошли вниз, в Россию хлынул импорт. Он вырос примерно в 2-3 раза». В условиях падающего рынка зарубежные сталелитейные компании моментально переориентировались на Россию, где продолжающийся экономический бум «перемалывает» сотни тысяч тонн стали. Причем, по словам Горошко-ва, помимо традиционных импортеров из Украины, Казахстана и Китая, на российский рынок «нацелились» компании, ранее его игнорировавшие. Например, из Великобритании и Турции. Немедленным следствием этой экспансии стало падение цен на металлопрокат, теперь уже в России. Но и это бы ничего, если бы почти одновременно с этим не случился другой кризис -ликвидности. Рухнувший рынок ипотеки в США заставил лихорадить всю мировую финансовую систему. Проще говоря, на межбанковском рынке исчезли дешевые деньги. Из-за чего главные российские потребители металла - строители и трубники - «заморозили» многие проекты. А склады меткомбинатов и металло-трейдеров оказались под завязку забиты нереализованной продукцией. Некоторые цеха ЧерМК, например, сортопрокатный, снизили объемы производства едва ли не наполовину. По «Северстали» этот кризис ударил едва ли не больней, чем по ее основным конкурентам. Через Санкт-Петербургский порт на Северо-Запад, традиционную «вотчину» ЧерМК, пошел дешевый импорт. Загруженность порта в Питере в свою очередь «застопорила» потоки экспортной продукции самой «Северстали», сейчас, к примеру, ее дешевле транспортировать через Новороссийский порт. Но неверно было бы во всем винить только внешние обстоятельства. Почти в параллель с ними начались и внутренние проблемы: по разным причинам лихорадило основные цеха. Следующий год, по словам Дмитрия Горошкова, будет нелегким. Непрекращающийся рост цен на сырье (руду, уголь, лом, ферросплавы и так далее) снизит рентабельность всей мировой отрасли. Себестоимость проката, по оценкам мировых аналитиков, вырастет в среднем на 70-75 долларов за тонну. Российские монополисты («Газпром», РАО ЕЭС и РЖД) тоже наверняка поднимут цены, как минимум, на 15-20 процентов. В России все время, в отличие от западных компаний, растет и фонд оплаты труда. При этом численность работников на наших меткомбина-тах в разы больше, чем на Западе. Продолжает укрепляться рубль. Несмотря на сложности, руководство «Северстали» подчеркивает, что все социальные обязательства перед металлургами будут неукоснительно выполняться. Более того, начинается работа по программе «Рабочее место», которая призвана сделать производственный быт металлургов более комфортным. Словом, ситуация сложная, но излишне драматизировать ее не стоит. Поможет с наименьшими потерями преодолеть этот кризис масштабная инвестиционная программа на ЧерМК, уже начавшая приносить отдачу. Как и общая стратегия компании - производство продукции с высокой добавленной стоимостью. Будут строиться мини-заводы под Саратовым и Нижним Новгородом, трубопрофильное производство в индустриальном парке «Шексна», реа-лизовываться проект производства легких стальных конструкций. На самом ЧерМК запускается вторая линия полимеров. В конце концов, любой кризис - это проверка компании на прочность. И возможность сделать из него правильные выводы.
Трейдеры металлопроката переоценили спрос
С начала 2007 г. комбинаты и трейдеры готовились к активному росту спроса на металл. Они заранее сформировали на складах большие запасы проката, надеясь продать их с серьезной наценкой в период дефицита. Но дефицита не случилось. Российские и иностранные производители затоварили рынок. В итоге в самый разгар строительного сезона кривая цены металла пошла вниз и существенно сократила ожидаемую прибыль.
ЭКСПЕРТЫ:
Константин Кислых директор дивизиона Свердловская область Сталепромышленной компании
Виталий Попов коммерческий директор компании «КОМТЕХ-Екатеринбург»
Сергей Третьяков директор компании «Атомпромкомплекс»
ВОПРОСЫ: Почему в разгар строительного сезона цены на металл упали
Зачем комбинатам собственные сбытовые структуры
Что подталкивает трейдеров к слияниям и поглощениям
Вначале года динамика цен на рынке металлоторговли была положительной. Как отмечает компания «Сталь-Энерго 2000», к июлю средняя стоимость проката увеличилась на 20-25%. Трейдеры предполагали, что цена будет расти и дальше, а ближе к осени произойдет незначительная корректировка. Но вопреки всем ожиданиям в разгар строительного сезона средняя стоимость проката начала снижаться. Уже с июля-августа и до конца года, по оценкам экспертов, ежемесячно уменьшалась стоимость всех видов продукции, поставляемой трейдерами. Быстрее всего падала в цене арматура. СЕРГЕЙ ТРЕТЬЯКОВ, директор компании «Атомпромкомплекс», говорит, что за месяц она могла терять до 10-15%. Средние расценки по рынку к концу года фактически сравнялись с прайсом на начало 2007 г. «Проблема состояла в том, что стоимость снижалась ежемесячно, — поясняет г-н Третьяков. — Если бы цены упали одномоментно, трейдеры смогли бы зафиксировать свои убытки и дальше работать в нормальном режиме. Минимальный срок от заказа продукции на комбинате до ее поставки конечному потребителю — три недели. За это время цена проката успевала падать, и металлоторговцы теряли деньги». В периоды, когда цены сокращались сразу на 10-15% (такова средняя наценка металлоторговцев), трейдеры фактически были вынуждены работать в ноль, добавляет Сергей Третьяков. Трейдеры и потребители переоценили динамику цен В качестве главной причины неспрогнозированного падения цен аналитики указывают переоцененный спрос. По словам экспертов, трейдеры и комбинаты ориентировались на показатели 2006 г., когда к середине лета спрос превысил все ожидания. Тогда многие сортаментные группы оказались в дефиците. Та же арматура к середине строительного сезона 2006 г. продавалась по цене оцинкованного листа. Производители и металлоторговцы заблаговременно приготовились к значительному увеличению спроса и в этом году. И те и другие в конце 2006 г. — начале 2007 г. накопили на своих складах значительный объем продукции, надеясь, что летом этот прокат продадут с неплохой наценкой. Но эти планы не осуществились, продолжают аналитики. К лету спрос вырос всего на 15-20% (ожидалось не менее 30%). Опасаясь повторения ситуации 2006 г., многие потребители проката постарались обезопасить себя от излишних расходов и закупили продукцию зимой, пока цены не начали расти. На динамике спроса сказались и изменения, произошедшие на рынке недвижимости, добавляет КОНСТАНТИН КИСЛЫХ, директор дивизиона Свердловская область Сталепромышленной компании: «У застройщиков спрос тоже упал. Причем значительно. Продажи недвижимости встали, цены квартир поползли вниз. В результате объемы строительства летом несколько снизились. Некоторые стройки даже заморозили». Эксперты называют одним из ключевых потребителей строительные компании, поэтому сокращение активности застройщиков не могло не сказаться на ценах металлопроката. К середине лета комбинаты столкнулись с проблемой неплатежеспособного спроса, констатирует г-н Кислых. Резко сократить производство металлургическим холдингам не позволяет технология. «Металл копился на складах комбинатов. И, видимо, производственные компании дали указание своим торговым домам продать любой ценой», — предполагает он. В частности, аффилированные с производителями организации «Макси-Е» и «Мечел-Сервис» с июня по октябрь 2007 г. резко увеличивали объемы отгрузок за счет снижения цен на сортовой прокат, конкретизирует ВИТАЛИЙ ПОПОВ, коммерческий директор «КОМТЕХ-Екатеринбург». Расценки, установленные этими трейдерами, он называет демпинговыми. «Чтобы не сработать в убыток, остальные металлотрейдеры вынуждены были снизить объем продаж на тот период», — добавляет г-н Попов. Не последнюю роль в затоваривании рынка летом сыграл импорт. По оценкам профильного информационного агентства «Металл-курьер», поставки металла из-за границы (Турция, Китай, Украина, Казахстан и др.) в январе-июне уходящего года возросли более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. — с 312 до 815-820 тыс. т. За девять месяцев 2007 г. одной только арматуры иностранные производители поставили около 225,8 тыс. т, сообщает интернет-ресурс Metaltorg.ru. В Уральском регионе импортная сталь не превысила 10% от общего объема поставок, отмечает Константин Кислых. Но увеличение потока продукции иностранных комбинатов на внутренний рынок РФ сказалось на общероссийской конъюнктуре и подтолкнуло отечественных производителей к снижению цен, обрисовывает ситуацию Виталий Попов. Комбинаты не спешат отказываться от аффилированных трейдеров Помимо снижения цен в уходящем году трейдеры активно обсуждали продажу сбытовой структуры Evraz Group. Сеть аффилированных с «Евразом» дистрибьюторов — «ЕвразМеталл»1 — приобрела международная группа компаний Carbofer. Решение холдинга о продаже «ЕвразМеталла» Сергей Третьяков считает оправданным: «Евраз» избавился от непрофильных активов и может сосредоточиться на производстве, повысив в конечном счете собственную рентабельность. Того же мнения придерживается г-н Кислых. По его оценкам, к продаже активов «Евраз» могла подтолкнуть недостаточно высокая эффективность сбытовой структуры: «Создавая собственные торговые дома, компании-производители, очевидно, рассчитывали увеличить прибыль. Они полагали, что смогут повысить свою маржу, работая с конечным потребителем и не отдавая наценку сторонним трейдерам. По факту, я думаю, они получили лишнюю головную боль. Бизнес трейдеров отличается от бизнеса производителя. Вряд ли сбытовые структуры комбинатов приносят им солидную прибыль. Я даже не исключаю, что некоторые из них несут убытки». Сейчас собственные торговые дома, сотрудничающие как с трейдерами, так и с конечными потребителями, есть практически у всех комбинатов, отмечают эксперты. Но сбытовые структуры компаний-производителей будут уходить с рынка, уверен г-н Третьяков: «Продажа «ЕвразМеталла» — первая ласточка. Со временем остальные производители осознают низкую эффективность собственных торговых домов и последуют примеру Evraz Group». «Явно выраженной тенденции отказа металлургических комбинатов от своих сбытовых структур не будет», — возражает г-н Попов. По его словам, за счет работы собственных трейдеров у производственных компаний есть возможность влиять на уровень цен и рынок в целом, ограждая себя от незапланированных сбоев поставок. Пример, противоречащий прогнозам сокращения сбытовых подразделений комбинатов, — изменившаяся в нынешнем году сбытовая политика металлургического холдинга «Мечел». В 2007 г. эта производственная компания расторгла договоры прямых поставок с двумя крупными екатеринбургскими металлоторговцами — Сталепромышленной компанией и «КОМТЕХ-Екатеринбург» (см. «ДК» № 33 от 10 сентября 2007 г.). «Металлопрокат «Мечела» мы сейчас вообще не продаем, — рассказывает Константин Кислых. — Холдинг прервал поставки как напрямую, так и через свой торговый дом «Мечел-Сервис». Сбытовая структура этого производителя, поясняет он, взяла на себя все продажи конечному потребителю и вообще не работает с посредниками. Лидеры рынка постепенно вытесняют мелких трейдеров Сбытовые структуры промышленных холдингов занимают прочные позиции на рынке. У них есть преференции при поставках проката, поясняют аналитики. Наряду с относительно низкими ценами такие организации, в частности, получают от комбинатов возможность рассрочки платежа, на которую остальные игроки рассчитывать не могут. Помимо аффилированных с комбинатами компаний эксперты относят к числу лидеров старожилов регионального рынка, проработавших на нем не менее десяти лет («Атомпромкомплекс», «Тобол» и др.), и представителей крупных федеральных сетей («КОМТЕХ-Екатеринбург», Сталепромышленная компания и пр.). Всего, по оценкам аналитиков, в регионе около десяти крупных компаний (ежемесячный объем продаж каждой — свыше 5 тыс. т), которые в совокупности контролируют от 60 до 80% всего рынка. Оставшуюся часть пирога делят между собой 30-40 средних (продажи — от 1 до 5 тыс. т в месяц) и мелких (менее 1 тыс. т) трейдеров. И доля последних будет только сокращаться, полагают эксперты. Как считает г-н Кислых, ключевые конкурентные преимущества любого трейдера — это цена и сервис. Лидеры рынка устанавливают относительно невысокие цены благодаря прямым поставкам с заводов и большим объемам закупаемой у комбинатов продукции. Сеть металлобаз, которой обладает фактически каждый крупный трейдер, обеспечивает приемлемый уровень сервиса. «Относительно некрупные игроки ни адекватным уровнем цен, ни качественным сервисом отличиться не могут. Потому их обороты, я думаю, только снижаются», — резюмирует Константин Кислых. Усугубить положение небольших компаний может появление на Урале крупных инорегиональных трейдеров. По оценкам г-на Попова, динамика развития местного рынка для них привлекательна. «В Свердловскую область в 2007 г. пришел «ИНПРОМ»2. В перспективе на региональный рынок, вероятно, выйдет торговый дом «Северсталь-Инвест»3», — конкретизирует Виталий Попов. Эксперты прогнозируют укрупнение рынка через слияния и поглощения. Таких прецедентов пока нет. Но, по словам г-на Кислых, уже сейчас многие крупные трейдеры ведут переговоры о покупке относительно небольших компаний: «Мы сами в этом году рассматривали варианты поглощения некрупных трейдеров. Думаю, это только вопрос времени. Рынок уже готов к покупке солидными игроками более мелких, но пока сложно сформулировать условия слияния, которые бы устроили обе стороны».
----------------------------------------------------------------------------- 1 «ЕвразМеталл» объединял специализированные сбытовые подразделения, официальных дистрибьюторов ООО «Торговый Дом Evraz Group». В структуру «ЕвразМеталл» входили «ЕвразМеталл-Поволжье», «ЕвразМеталл-Северо-Запад», «ЕвразМеталл-Сибирь», «ЕвразМеталл-Урал», «ЕвразМеталл-Центр», «ЕвразМеталл-Черноземье». Все эти активы в 2007 г. перешли группе компаний Carbofer.
2 ОАО «ИНПРОМ» основано в 1996 г. Объем продаж компании в 2006 г. превысил 12 млрд руб. Головной офис — в Санкт-Петербурге. Филиальная сеть — в 28 городах.
3 ЗАО «Торговый Дом «Северсталь-Инвест» образовано в 1994 г. Входит в состав производственного холдинга «Северсталь-групп». По собственным оценкам, контролирует 8% российского рынка металлоторговли. Объем выручки в 2006 г. — 21,5 млрд руб. Головной офис — в Череповце. Филиальная сеть охватывает 26 городов.
Аналитическая группа "MetalTorg.Ru"