Стратегии крупных германских предприятий в области мобильной коммерции
Эмпирическое исследование компании OC&C Strategy Consultants
Введение
Проведенный в Германии летом 2000 года аукцион лицензий на частоты UMTS принес доход в размере порядка 100 млрд. марок и привлек к себе много внимания. С тех пор широкая общественность с интересом следит за развитием этой отрасли. “Мобильная коммерция” ("Mobile Commerce“ или „m-Commerce“) стала предметом всеобщего обсуждения – ведь, в конце концов, именно перспективы мобильной коммерции и являются той движущей силой, которая побуждает операторов мобильных сетей нового поколения к многомиллиардным инвестициям.
Пока закладывается техническая база мобильной коммерции и пользователи находятся в ожидании появления новых услуг, возникает вопрос об отношении предприятий к мобильной коммерции. Примут ли крупные германские предприятия идею мобильной коммерции и воспользуются ли ее шансами? Данное эмпирическое исследование компании OC&C Strategy Consultants посвящено изучению стратегий в области мобильной коммерции крупных германских предприятий и вовлеченности в этот процесс различных отраслей экономики.
Определение понятия:Мобильная коммерция включает в себя торговлю товарами и услугами, осуществляемую между предприятием и конечным клиентом (В2С), а также между предприятиями (В2В) с использованием мобильных терминалов. Под мобильными терминалами подразумеваются аппараты, подключенные к мобильным радиосетям и выполняющие либо роль “постоянного спутника” человека, либо интегрированные в транспортные средства.
В рамках своего исследования в области мобильной коммерции компания OC&C Strategy Consultants провела во второй половине ноября 2000 года телефонные интервью с сотрудниками 120 крупных германских предприятий, отвечающими за мобильную коммерцию. Исследование охватывает широкий спектр отраслей экономики. 100 крупных предприятий заявили о своем согласии на публикацию анонимных данных. Они и составляют основную базу исследования. Данное исследование впервые дает представительный обзор стратегий германских крупных предприятий в области мобильной коммерции.
Настоящее исследование состоит из трех разделов. Первый раздел отражает современное состояние мобильной коммерции в Германии. Во втором разделе рассматриваются стратегии в области мобильной коммерции крупных германских предприятий. При этом особо выделено значение мобильной коммерции для различных отраслей экономики и сформулированы практические рекомендации для менеджеров, работающих в этих отраслях. Третий раздел посвящен перспективам мобильной коммерции.
1. Мобильная коммерция займет достойное место
Развитие мобильной коммерции в Германии неизбежно. Германское население все больше делает ставку на мобильную связь. Одновременно телекоммуникационные фирмы, производители аппаратного и программного обеспечения заняты созданием технической и инфраструктурной базы для мобильной коммерции.
1.1 Мобильность становится реальностью
Число абонентов мобильной связи за последние годы значительно выросло. Реальность превзошла даже самые смелые ожидания. По прогнозам фирмы Forrester, В Германии в течение ближайших двух лет к сегодняшним абонентам мобильной связи добавятся еще порядка 16 миллионов. Тогда практически все население страны в возрасте от 16 до 65 лет будет располагать мобильными телефонами. Ожидается, что к концу 2005 года общее число абонентов достигнет 61 миллиона. Таким образом, развитие сетей мобильной связи происходит интенсивнее, чем распространение сети Интернет. Ведь мобильных телефонов больше, чем персональных компьютеров.
Рост числа пользователей мобильного доступа в Интернет происходит еще стремительнее. Их доля в общем числе абонентов мобильной связи вырастет с одного процента в конце 2000 года до 72% к концу 2005 года. В Германии к концу 2005 года около 44 миллионов клиентов будут регулярно пользоваться мобильным доступом в Интернет. За тот же период оборот рынка мобильной коммерции будет составлять свыше 10 миллиардов евро.
Пример: “i-mode”
Фирма NTT DoCoMo предлагает в Японии „i-mode“ – сервис, который можно сравнить с WAP. “i-mode” начал действовать в начале 1999 года и с тех пор привлек свыше 15 миллионов пользователей. Клиенты “i-mode” обеспечивают фирме NTT DoCoMo значительный прирост оборота.
NTT DoCoMo, благодаря сервису по передаче данных “i-mode”, получает от каждого пользователя дополнительный ежемесячный доход в размере 20 евро.
Вместе с тем, между японским “i-mode” и WAP на основе GSM в Германии существует довольно много различий. В “i-mode” применяется процесс передачи данных, который можно сравнить с GPRS, что позволяет работать значительно быстрее, чем доминирующая в Европе комбинация WAP/GSM. Мобильные “i-mode”-телефоны находятся в режиме постоянного подключения. Кроме того, предлагаемые для “i-mode” услуги написаны на языке, который совместим с HTML (HyperText Markup Language – язык разметки гипертекста), а это способствует тому, что провайдеры могут с меньшими затратами перенести свои интернет-услуги на “i-mode”, чем на WAP.
Достигнутый успех можно, конечно же, объяснить пока еще слабым распространением сети Интернет среди конечных японских потребителей. Но основной причиной стала правильная стратегия, ориентированная на предоставление пользователям большого количества разнообразной информации. Это стало возможным, поскольку “i-mode” не взимает с контент-провайдеров никаких сборов за регистрацию на своем портале, а лишь требует соблюдения определенных стандартов качества по документации и поддержке предлагаемых услуг.
Фирма NTT DoCoMo за небольшую комиссию оказывает провайдерам услуг такую помощь, как осуществление расчетов с конечными клиентами по небольшим суммам платежей.
Тем самым, “i-mode” открывает возможность для предложения целого ряда выгодных по стоимости услуг, а это повышает привлекательность всего сервиса для пользователей.
1.2 Формируется техническая база мобильной коммерции
Внедрение новых технологий и создание мобильных порталов закладывает в Германии техническую базу для мобильной коммерции. Провайдеры мобильной связи пока еще воздерживаются от разглашения бизнес–моделей следующего поколения.
1.2.1 Идет формирование технологических предпосылок для мобильной коммерции
Внедрение новых технологий прокладывает дорогу для мобильной коммерции в Германии. Создание новых протоколов передачи данных и внедрение новых услуг позволят мобильной коммерции выйти в дальнейшем на новые рубежы сбыта.
Новые протоколы передачи упрощают мобильный доступ к информации
Сегодня многие пользователи испытывают разочарование от недостаточных возможностей мобильной коммерции. Причиной этого являются прежде всего неудобные методы доступа и ненадежность соединений. Доступ к мобильным услугам до сих пор осуществляется большей частью с помощью WAP (Wireless Application Protocol ) по имеющимся сетям GSM со скоростью передачи данных 9,6 кбит/с.
Увеличение скорости мобильной передачи данных может быть достигнуто в результате внедрения протокола HSCSD(High Speed Circuit Switched Data). Он работает на основе коммутации нескольких каналов GSM и обеспечивает скоростной режим до 43,2 кбит/сек. Однако, остается существенный недостаток: установление связи для передачи данных вполне может длиться порядка 20 секунд, что слишком долго для пользователя, которому “просто надо по-быстрому получить немного дополнительной информации”. Устранить этот недостаток может протокол GPRS (General Packet Radio Service), который обеспечивает не только передачу данных на значительно более высоких скоростях (поначалу 48 кбит/с, а впоследствии даже свыше 100 кбит/с), но и работу в режиме постоянного подключения , поскольку ориентирован на пакетную передачу данных. Это означает, что запрошенная информация сразу же поступает в распоряжение пользователя. Большинство германских операторов сетей мобильной связи намеревались внедрить GPRS к началу 2001 года.
По сравнению с GPRS внедрение UMTS (Universal Mobile Telecommunications System) означает лишь существенное расширение доступной полосы частот. Скорее всего, UMTS будет использоваться в Германии с конца 2002 – начала 2003 года. UMTS тоже основывается на пакетной передаче данных и, соответственно, работает в режиме постоянного подключения. Максимальная ширина полосы передающих частот составляет свыше 128 кбит/с.
Для операторов мобильной связи UMTS может стать лишним бременем
Лицензионные сборы за UMTS означают для операторов мобильной связи существенное финансовое бремя. Уже сейчас большинство германских фирм, которые приобрели данные лицензии, испытывают финансовые затруднения. К тому же, для строительства соответствующей инфраструктуры необходимы многомиллиардные инвестиции. Операторы мобильных сетей надеются на то, что конечные потребители станут пользоваться услугами на базе UMTS также по высоким ценам. Но никаких гарантий этого нет. Лицензионные сборы представляют собой высокий налог, взимаемый в порядке предоплаты, что негативно отразится на распространении UMTS. С другой стороны, провайдеры услуг мобильной коммерции не станут дожидаться внедрения UMTS в 2003 году, а воспользуются уже имеющимися протоколами передачи данных. По этой причине польза от перехода к UMTS может оказаться незначительной – по крайней мере, для конечных потребителей.
Ведь, в конце концов, нет уверенности даже в том, сумеет ли UMTS утвердиться в качестве стандарта для мобильной коммерции. До сих пор лидером в области мобильной связи считалась Европа. В США, например, может закрепиться отнюдь не протокол UMTS, как это до сих пор предполагалось, а совершенно иной подход. Слабой стороной всех указанных протоколов мобильной связи является то, что услуги голосовой связи и передачи данных предлагаются в комбинации друг с другом, а это снижает производительность и увеличивает плату. Поскольку мобильная коммерция большей частью базируется на мобильном доступе в сеть Интернет, в США пошли по пути предоставления толькоуслугпо передаче данных. В стране, где нет единого стандарта мобильной связи, этот путь кажется правильным, тем более, что мобильная сеть для передачи данных может быть организована так, что затраты будут незначительны. При этом для предоставления услуг по передаче данных не потребуется никаких дорогостоящих лицензий. Например, фирма Metricom предлагала в 11 важнейших мегаполисах США услуги, обеспечивающие по конкурентоспособным ценам неограниченный высокоскоростной доступ в сеть Интернет.
Пример: Фирма Metricom
Предприятие Metricom с долевым участием телекоммуникационного гиганта Worldcom предоставляло в 11 американских мегаполисах услугу неограниченного мобильного широкополосного доступа в Интернет исключительно для передачи данных за паушальную сумму в размере 79 долларов в месяц. Средняя скорость передачи данных в сетях фирмы Metricom - 176 кбит/с, а ширина полосы передачи данных - 250 Mгц по сравнению с примерно 30 Мгц, применяемых в рамках UMTS. Сети фирмы Metricom, работавшие по схеме коммутации пакетов, обошлись более чем в десять раз дешевле инфраструктуры UMTS и в три раза дешевле, чем стоило бы дооснащение GPRS. Для фирмы Metricom не возникало никаких существенных лицензионных расходов за пользование данным спектром. По аналогичным технологиям (WLAN) и другие провайдеры предлагают в США и Европе мобильный доступ в Интернет, например, Mobilstar предлагает эту услугу в сети кафе Starbucks(США), Wayport– в гостиницах и аэропортах (США), ELSA– Wireless Internet Alliance(а также Netchecking, Accom, Synavion) - в различных пилотных проектах в Германии, IoBox – в гостинице «Четыре времени года» в Германии.
Значит ли это, что технология фирмы Metricom сейчас начнет свое триумфальное шествие по всему миру? – Навряд ли, поскольку в том, что касается сетей UMTS в Европе, интересы производителей мобильных устройств и оборудования для мобильных сетей, таких как Nokia, Siemens, Ericsson и Nortel, совпадают с интересами операторов мобильных сетей. Тем не менее, возникает ряд вопросов относительно экономической целесообразности UMTS. Для операторов мобильной связи это может привести не столько к новым возможностям, сколько к лишним тратам. Важно отметить, что мобильная коммерция будет развиваться в опережение UMTS и независимо от него.
Новейшие технологии открывают перед мобильной коммерцией хорошие перспективы
Появление новых способов высокоскоростной передачи данных и постоянная доступностьтаких услуг дают возможность быстро получать информацию по запросу и спонтанно осуществлять покупки через мобильные устройства.
Технология локализации позволяет определять местонахождение пользователей мобильных устройств. Тем самым провайдеры мобильных услуг могут предлагать свой сервис с учетом местонахождения пользователя в данный момент.(Например, ему можно будет указать путь к ближайшей автозаправочной станции.) С учетом этой тенденции многие предприятия инвестируют крупные суммы денег в технологии локализации, как, например, изготовитель микрочипов фирма Infineon.
В рамках мобильной коммерции появится возможность и для персонализированных услуг. Во-первых, мобильный телефон, в отличие от персонального компьютера, принадлежит одному человеку, а, во-вторых, через SIM–карту этот терминал поддается однозначной идентификации. Американская компания Intel при внедрении своих процессоров “Pentium III” попыталась наладить столь же однозначную идентификацию персональных компьютеров посредством присвоения индивидуальных серийных номеров. Эта попытка встретила в компьютерном сообществе решительный протест, из-за которого компании Intel, в конце концов, пришлось отказаться от этой идеи. В мире же мобильной связи возможность идентификации пользователя до сих пор принималась потребителями без возражений.
1.2.2 Фирмы, предлагающие аппаратное и программное обеспечение, адаптируют свои продукты к требованиям мобильного рынка
Производители аппаратного и программного обеспечения все больше ориентируются в своей деятельности на мобильную коммерцию. Практически все предприятия, работающие в этой сфере, совершенствуют выпускаемые продукты, дооснащая их приложениями, предназначенными для мобильной коммерции. Например, SAP AG работает над созданием “мобильного рабочего места” („Mobile Workplace“), которое является расширением платформы “my-SAP” и позволяет пользователям получать данные из сети интранет и Интернет с помощью мобильных устройств.
КомпанияHewlett Packard проводила в Сингапуре исследование возможности доступа к электронным документам через мобильные устройства, получившее название „HPWire“. При этом URL таких документов (т.е. название файла и его „адрес”) передавались по беспроводной связи прямо на принтер, который затем загружал соответствующий документ из сети интранет или Интернет.
Одна из ведущих компаний в области кассовых систем и банкоматов разрабатывает способы взаимодействия данной техники с мобильными терминалами. Цель заключается в том, чтобы с помощью мобильного устройства можно было надежно и удобно осуществить процедуру оплаты или выплаты.
Уже сейчас в Скандинавии стало реальностью осуществление платежей с помощью мобильных телефонов. Многие эксперты считают, что „мобильный телефон в качестве кредитной карты“ станет в мобильной коммерции самым перспективным инструментом.
1.2.3 Телекоммуникационные предприятия и СМИ открывают мобильные порталы
Провайдеры мобильной связи открывают собственные порталы и стараются разместить там как можно больше услуг: информационных (новостные ленты), по мобильному банкингу и мобильным биржевым операциям, а также по мобильным развлечениям. Благодаря персонализации информации портала под потребности пользователя (отфильтрованные новости, личный портфель акций), предприятия мобильной связи стремятся покрепче привязать клиентов к себе. Одним из мобильных порталов, который создавался при участии компаний Debitel и Media Markt, является “Jamba.de”.
СМИ также позиционируют себя на рынке мобильных услуг. Если компания Burda предлагает голосовой сервис “Talkingweb”, то компания Gruner & Jahr сделала выбор в пользу 10–процентного участия в мобильном портале “Handy.de”. В ноябре 2000 года этот портал был наиболее часто посещаемым сайтом электронной коммерции после “Amazon” и “BOL”. Фирма Bertelsmann планирует самостоятельно выступить в роли виртуального оператора сетей. Цель состоит в продаже собственного контента через мобильные устройства. К тому же, в мобильную сферу стали проникать такие порталы Интернет-мира, как, например, “Yahoo”.
1.2.4 Идет процесс создания разнобразных бизнес–моделейв области мобильной коммерции
Существует много разнообразных подходов к построению бизнес–моделей в области мобильной коммерции. Если сейчас важнейшей статьей оборота предприятий мобильной связи является оплата за телефонные соединения, то в будущем оборот будут обеспечивать иные бизнес–модели. Фирмам, которые приобрели лицензии UMTS, для амортизации крупных инвестиций нужны новые источники доходов. В центре внимания оказываются три аспекта:
Оплата мобильных услуг: расчет по продолжительности сеанса связи, объему переданных данных или по эпизоду.
С внедрением GPRS устраняются последние препятствия для перехода провайдеров мобильной связи на расчеты с клиентами по объемам переданных данных, а не по продолжительности сеанса связи. Для контроля платежей пользователь должен иметь возможность оценивать и проверять объемы переданных данных, только в этом случае он отнесется к подобной методике расчетов за услуги с доверием. Именно этот аспект имеет решающее значение с точки зрения формирования отношения к мобильной коммерции на массовом рынке.1Альтернативный вариант – расчеты по эпизодам, как это уже практикуется в Японии. Провайдер требует оплаты за заранее определенные события или действия, причем независимо от продолжительности сеанса связи или объема переданных данных.
Что касается владельцев лицензий на мобильную радиосвязь, (например, компании Group 3G), которые еще не располагают собственной клиентурой в Германии, то наряду с формированием собственной клиентской