Олимпийский спорт и физическое воспитание: взаимосвязи и диссоциации

Доктор биологических наук, профессор В.К Бальсевич, Российская государственная академия физической культуры

Проблема взаимоотношений олимпийского движения, профессионального и любительского спорта, массового физического воспитания и спорта для детей, подростков и молодежи год от года приобретает все большую остроту. Разумеется, на характер дискуссий по данной проблеме оказывают влияние самые разные факторы. Здесь и политические и экономические интересы, корпоративная и профессиональная заинтересованность участников обсуждения этой проблемы. Здесь и эмоциональные доводы людей, преданных воспитанным с детства благородным идеалам олимпиз-ма, и резкие выпады "государственников", осуждающих властные структуры за равнодушие к спортивному престижу страны, за слабую материальную и финансовую поддержку физической культуры, забвение спортивных интересов детей и молодежи. Здесь много правды, но далеко не всей.

Наверное, следует признать вполне понятным и справедливым то, что много внимания при ее обсуждении уделяется прежде всего этической стороне проблемы.

Так, академик И.В. Бестужев-Лада [7] полагает, что квазилюбительский, а фактически профессиональный спорт, характерный для всего олимпийского и родственных ему движений, включает в свою орбиту людей, формально имеющих какую-то профессию, где-то работающих или учащихся (псевдостудент, псевдослужащий и т.п.). На самом деле, полагает он, и фактический и формальный профессиональный спорт является "зрелищным" с одними и теми же законами купли-продажи спортсменов на потеху толпе.

"Ясно также, что наряду с Большим спортом всегда был и будет массовый спорт любителей - не менее, если не более важный для физической культуры человечества. Его нельзя превращать в "концентрационный лагерь" для отбора будущих профессиональных спортсменов: слишком большими моральными потерями оборачивается такой подход. Оба спорта - Большой и массовый - должны быть четко разделены по своим функциям, причем должна быть признана полная самоценность того и другого. В том и другом должны быть особые соревнования, особые разряды, особый чемпионат. Следует решительно пресекать жульнические попытки вторжения в массовый спорт профессионалов, чтобы пожать чемпионские лавры среди любителей. И следует четко отделить любительские занятия спортом в школе (игры, шейпинг, бодибилдинг и пр.) от отбора и подготовки будущих профессиональных спортсменов" [7, с. 30].

Я привел эту обширную ссылку на одного из самых авторитетных представителей отечественного научного истеблишмента не только потому, что она в целом отражает настроение нашей академической научной общественности, но и потому, что разделяю эту точку зрения во многих ее компонентах. Многих, но не всех.

Не стану здесь обсуждать проблему "квазилюбительства" в спорте. Ее по существу теперь уже нет. Подготовка элиты спорта уже давно без всяких тайн переведена на профессиональную основу, и любителям "в эту среду" попасть почти невозможно. Для этого даже самым талантливым требуется десять-пятнадцать лет серьезнейшей профессиональной подготовки почти с полной самоотдачей. На олимпийский пьедестал в большинстве случаев поднимаются действительно лучшие в этом смысле люди планеты. Точно так же, как научного Олимпа достигают только нобелевские и другие лауреаты, а на международных конкурсах балета и музыкального исполнительства не награждаются любители танца и музицирования в свободное время.

Неоднозначно, по-видимому, и "зрелище на потеху толпе". Ну, во-первых, ни одно другое "зрелище" не собирает такую толпу, как миллиарды телезрителей олимпийских игр. А "во-вторых", у этой толпы все-таки не "потеха", а естественный интерес к демонстрации высочайшего совершенства человеческой природы, к накалу страстей, из огня которого выходит победитель - такой же, как мы, человек, но сумевший в этом деле быть лучше всех. Это свет, но есть и тени. Грешат атлеты и допингом, и проявлениями грубости, не всегда бескорыстны судьи, много темных личностей около спорта... Однако так ли безгрешны в этих смыслах другие сферы культуры и жизни вообще?

А всегда ли бескорыстны обычные судьи или, например, автоинспекторы..? А все ли благополучно с этикой в науке, или в мире искусства, или на производстве? Мы, что уже покончили с коррупцией везде, кроме спорта? По-видимому, все-таки спорт, и особенно спорт высших достижений, - это только одна из областей пространства человеческой культуры, и в ней происходят те же драмы, побеждают и проигрывают те же зло и добро, те же сильные и слабые, удачливые и невезучие, что и в других ее областях. Может быть, во многом поэтому спорт и может претендовать на свое место в истории как учитель жизни. (Простите за некоторое искажение смысла латинской мудрости.)

Но это все, как говорится, детали, а по большому счету И.В. Бестужев-Лада все-таки прав. Действительно, место спорта в культуре человечества совершенно не соответствует истинным возможностям этого феномена культуры в физическом, нравственном и духовном развитии огромных масс людей. Действительно, для многих он стал только зрелищем, "восхищением", за которым не следует чаще всего никаких конкретных личных действий. Скорее наоборот, становится ясно, что сделать это тебе просто невозможно, что твой поезд уже ушел...

Однако попробуем без эмоций разобраться с тем, почему это происходит. Почему огромный культурный потенциал спорта не оказывает положительного воздействия на личностный культурный потенциал подавляющего большинства людей? Почему школьная физическая культура, физическое воспитание остаются в стороне от ценностей культуры спортивной?

И это происходило и происходит не только в нашей России или бывшем СССР. Это поистине мировая тенденция. По данным исследователей вековой динамики физической подготовленности детей и подростков, оперировавших результатами измерений ее параметров, проведенных в разных странах с середины прошлого века [21], основные характеристики физического потенциала детского и взрослого населения за этот более чем вековой период не претерпели существенных изменений.

Совсем другая картина наблюдается в развитии двигательных способностей людей, регулярно занимающихся физическими упражнениями в спортивно-тренировочных режимах. Динамика достижений в таких видах спорта, как гимнастика, легкая атлетика, плавание, спортивные игры, зимние виды спорта, не только прослеживается в вековой истории олимпийского движения Нового времени, но и ощутима для каждого поколения людей. Рекорды, казавшиеся пределом человеческих возможностей еще нашим бабушкам и дедушкам, давно и многократно перекрыты.

Невольно напрашивается вывод, что спортивная культура преобразования физического потенциала человека действительно преуспела в решении этой проблемы, и, пожалуй, где-то даже слишком, а культура физическая, ценности которой рассчитаны на массовое потребление человечеством, все это время так или иначе топчется на месте. То же происходит и с физическим воспитанием.

Мало кто станет сейчас отрицать, что повышение эффективности физического воспитания подрастающего поколения - важнейшая задача современного общества. Решить эту задачу пытались и пытаются многие ученые, педагоги, учителя, руководители самых разных рангов во многих странах мира [17-20, 22, 23] и, конечно, в нашей стране [1-3, 6, 7, 9, 10, 12-14, 16]. Однако до сих пор это не удалось осуществить в широких масштабах нигде, а отдельные достижения учителей-энтузиастов оставались достоянием небольшого числа их воспитанников ввиду невозможности массового воспроизведения незаурядной и самобытной педагогической практики гениального воспитателя. Не принесли желанной революции в физическом воспитании и крупномасштабные проекты его реформирования в США, Англии, Германии и других странах [5, 11, 17].

Можно предполагать, что основной причиной вышеуказанных неудач инноваций и реформ в сфере физического воспитания явилась общая для современной педагогики нерешенность проблемы сочетания массовости образования в подавляющем большинстве учебных заведений разных типов, базирующаяся на школьном классе как основной форме организации учебного процесса, и необходимости индивидуализации процесса обучения, более настойчиво заявляющей о себе не только в сугубо технологическом смысле, но и в свете современной общемировой этической и правовой парадигме приоритета личности, интересов и потребностей ее свободного своеобычного и своеобразного развития. Поэтому любые квазисистемы тоталитарного, жестко спрограммированного физического воспитания, как и других сфер воспитания подрастающего поколения, могут принести лишь временный, чаще всего только видимый эффект хорошей организации, но никогда не выдержат проверки временем из-за их полного несоответствия его духу.

Не находят позитивных продолжений и технократические в своей основе проекты повышения эффективности физического воспитания за счет увеличения количества часов, которые школьники используют для своей физической активности. Это и ежедневный "час здоровья" и как бы "самостоятельные" занятия во внеучебное время, и физкультурно-массовая работа по месту жительства. Мало шансов у подавляющего большинства школьников, даже у тех немногих, кто ощущает потребность в физической активности, проявить себя и получить возможность заниматься в детской спортивной школе, поскольку эти учреждения в основном заинтересованы в поиске спортивных талантов, причем только в том виде спорта, который культивируется в ее отделениях. Далеко не каждому ребенку и подростку доступны и платные услуги различных шейпинг-клубов, аэрофитнес-классов, студий бодибилдинга и т.п.

В этой связи оказываются настоятельно необходимыми поиск и экспериментальная апробация таких форм физического воспитания в школе, которые позволили бы преодолеть сложившуюся тупиковую ситуацию на основе использования позитивного опыта и огромного технологического потенциала спорта высших достижений.

Опыт развития детско-юношеского спорта убедительно свидетельствует о высоком уровне стабильности отношения детей и подростков к систематическим занятиям физическими упражнениями. Огромную позитивную роль в воспитании личности играют корпоративные традиции команды, клуба, любой разновидности спортивного коллектива.

По данным ВНИИФКа, 95% школьников хотели бы систематически заниматься спортом [8], однако это желание детей и подростков искусственно сдерживается навязанным мнениями управленцев от спорта, не оправданными ничем, кроме ложно понятых государственных интересов и политических или идеологических амбиций, отделением общеобразовательной школы от школы спортивной [9]. Историческая несправедливость такого антигуманного отношения к детям, изначальное их разделение на "таланты" и "бездарности", явная физкультурно-спортивная дискриминация подавляющего большинства детского населения страны должна, наконец, уступить место принципу равных возможностей в физическом совершенствовании и активном оздоровлении каждого юного гражданина России.

Нет необходимости приводить доказательства разительной разницы в эффективности традиционного физического воспитания в сравнении с уже хорошо отработанными технологиями спортивной подготовки. Здесь же необходимо подчеркнуть, что современной теорией и методикой физического воспитания и спортивной подготовки уже сейчас накоплен такой объем знаний о целенаправленном физическом совершенствовании человека, что можно с полной уверенностью говорить о нашей обреченности на успех в случае использования хотя бы некоторой части того, что мы знаем о путях формирования физически здорового, нравственно устойчивого высокоорганизованного молодого человека средствами физической и спортивной культуры.

Вопрос состоит лишь в том, какие конкретные формы и технологии физической и спортивной подготовки приемлемы в этическом, педагогическом, медико-биологическом и организационном плане для реализации в широкой практике школьного физического воспитания? Какие компоненты спортивной ментальности и мотивации будут полезны для использования в интересах массового физкультурного воспитания школьников? Какие организационные преобразования необходимы для освоения уже доказавших свою состоятельность методов развития и совершенствования физического потенциала ребенка и подростка?

Проанализируем более подробно характер взаимодействия этих двух субкультур, заинтересованных в развитии физического потенциала человека, разумеется, в первую очередь и других сторон человеческой личности, сопутствующих этому процессу.

Вторая половина нынешнего столетия ознаменовалась существенными трансформациями в мировой физической и спортивной культуре. Эти преобразования развивались в различных совпадающих и несовпадающих направлениях и темпах. Общей и для культуры физической и для спорта высших достижений в начале обозначенного исторического периода была тенденция экстенсивного развития.

Для массовой физической культуры и физического воспитания это выразилось в постепенном расширении форм занятий физическими упражнениями, в увеличении арсенала этих упражнений, в появлении новых видов спорта для всех, в развитии туризма и разнообразных новых форм физической рекреации [4].

Для спорта высших достижений наряду с увеличением количества видов олимпийской программы характерным явлением стало изменение содержания процесса многолетней спортивной подготовки, сначала в направлении увеличения объема тренирующих воздействий, в том числе и в результате освоения методов круглогодичной тренировки, а затем и их интенсивности, в том числе и в результате появления новых технологий стимуляции работоспособности атлетов, роста объемов специализированных тренирующих нагрузок и широкого применения разнообразных тренажерных устройств [15].

Изменение методов спортивной подготовки, постоянно подталкиваемое вызываемым им же ростом спортивных достижений, постепенно расширяло пропасть между массовой физической культурой, объединявшей спорт для всех и физическое воспитание, и культурой спортивной, структурно оформившейся в самостоятельное элитарное движение, объединенное олимпийскими идеалами [9]. Эти обстоятельства привели к тому, что естественное взаимодействие физического воспитания и массового спорта со спортом высших достижений, когда наиболее одаренные юные атлеты приходили в большой спорт из школы, армии, студенческой спортивной команды или общедоступного спортивного клуба, коренным образом изменилось [4].

Жесткие требования к задачам этапов многолетней спортивной подготовки требовали все более раннего включения в ее орбиту детей и подростков, что не могло не сказаться на количестве представителей подрастающего поколения, имеющих доступ к высшим ценностям спорта, и прежде всего к высоким технологиям преобразований физического потенциала, в интересах его здоровья и жизненного благополучия.

Одним из наиболее существенных последствий этих тенденций в развитии спорта высших достижений стало создание далекой от гуманистических идеалов системы отбора талантливых юных спортсменов, изначально исключающей возможность реализации своих физических способностей и спортивных талантов для подавляющего большинства детей, подростков и юношей. В этом случае в систему многолетней спортивной подготовки включались, а затем безжалостно выбрасывались из спортивных школ, как правило, лишь те дети, которые казались талантливыми тренеру-селекционеру.

Выдвинутая нами еще в 1965 году [4] идея физкультурно-спортивной ориентации, предполагавшая отбор вида спорта или других форм физической активности для ребенка в противовес отбору детей для вида спорта, долгое время не находила адекватных организационных форм для реализации, а этическая неприемлемость системы отбора спортивных талантов оставалась и остается одной из наиболее неприятных негативных харак-терстик элитной спортивной практики.

Между тем в последнее десятилетие все заметнее (по крайней мере на феноменологическом уровне) становится тенденция изменения векторов взаимодействия физического воспитания, спорта для всех и спорта высших достижений. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки в интересах физического воспитания и спорта для всех в этом смысле оказывается одним из главных механизмов, обеспечивающих начало обратного движения физической и спортивной культур, расходившихся до этого в разные стороны.

Разумеется, главным фактором, инициирующим такую смену векторов взаимодействия системы физического воспитания и спорта для всех, с одной стороны, и спорта высших достижений - с другой, являются те коренные преобразования в современном понимании сущности человека, личности и отношении к нему со стороны общества, которые пока еще не везде находят понимание со стороны правительственных, властных структур. Современная парадигма приоритета человека как главной ценности во всей духовной и телесной неповторимости личности детерминирует смену представлений о физической и спортивной культуре человека, стимулирует поиск путей разрешения этических и правовых несооб-разностей взаимодействия физического воспитания и спорта высших достижений.

Использование в физическом воспитании научно-технологических достижений спортивной культуры оказывается, как нам представляется, наиболее перспективным путем развития уже начавшегося движения физической и спортивной культур к их интеграции на основе общих интересов во имя блага человека.

Формирование принципиально новой концепции многолетней физической подготовки в системе физического воспитания и спорта для всех открывает новые перспективы их совершенствования и усиления их влияния на спорт высших достижений прежде всего по крайней мере на первые этапы многолетней спортивной подготовки и систему выявления и развития спортивного таланта.

Конверсионные проникновения элементов спортивной культуры в культуру физическую создают условия для интенсификации физической подготовки детей и подростков.

Результатом такого преобразования в методике физического воспитания дошкольников и младших школьников, согласно данным наших экспериментальных исследований, оказываются темпы приростов показаний их физической подготовленности, соразмерные, а зачастую и превышающие таковые при спортивной подготовке. Таким образом, пространство для поиска и выявления спортивных талантов олимпийского уровня расширяется во много раз главным образом за счет совершенно новых и чрезвычайно благоприятных условий для их раскрытия в разнообразных видах модельной спортивной