Культурная жизнь общества: поздний "сталинизм", "оттепель", "застой"

годы «оттепели» и «застоя» свои «взлеты» и «падения». Живопись в 30-50-е годах, в начале «оттепельных» времен в наибольшей степени подлежала не только идеологическому, но и эстетическому контролю. – так было то инерции, так что борьба за обновление в живописи, в скульптуре оказалась наиболее идеологически напряженной. В середине 50-х были возвращены зрителю известные, но объявленные «формалистами» мастера. На протяжении 1956 г. в Москве прошли персональные выставки С.Герасимова, М. Сарьяна (в Академии художеств), П.Кузнецова, на групповой выставке показал свои работы А.Гончаров. При первых же признаках «оттепели» начались попытки отразить сам дух меняющегося времени. Легче всех ощущение новизны далось Пименову Ю. Он и в 60-е годы остался тем же, кем стал уже в 50-е – певцом праздничной стороны жизни; влюбленный в повседневность. Его любимая тема – предвкушение праздника: «Между работой и театром» (1960), «Свадьба на завтрашней улице» (1962), «Невеста» (1964) и др. Он был связан с миром кино. Большие выставочные холсты художников этого периода (Нисского, Кончаловского, Фольга и др.) отличались суровой монументальностью, сдержанностью колорита, весомой плотностью неярких красок. «В начале 60-х годов одним из следствий временной «оттепели» был «поэтический бум» в нашей художественной культуры… В 60-е годы выросло целое поколение молодых кинорежиссеров, сценаристов, актеров, С.Бондарчук, И.Таланкин, Г.Чухрай и др. вместе с мастерами старших поколений – М.Калатозовым, Ю.Райзманом, М.Роммом, С.Герасимовым – создали немало значительных фильмов, ставших событием не только в советской, но и в мировой кинематографии: «Баллада о солдате», «Судьба человека», «Летят журавли» и др. Но «чтобы оставаться благополучным, приходилось ограничивать себя лишь «дозволенной» смелостью и тосковать по настоящей».41

Мелочная и постоянна опека деятелей культуры со стороны государственного аппарата приводила к снижению художественного уровня произведений. В то же время в этот период появился ряд кинофильмов, спектаклей, произведений литературы, песен, которые выделялись из основной массы посредственности. Среди писателей можно выделить В.Аксенова, А.Битова, Ф.Искандера, поэтов И.Бродского, Н.Коржавина, А.Галича, художников О.Целкова, М.Шемякина, режиссеров А.Тарковского, Ю.Любимова, А.Германа, Т.Абуладзе, С.Параджанова, братьев Михалковых и др.

Такие будоражившие нашу совесть произведения, как «Протокол одного заседания» А.Гельмана, «Сталевары» Г.Бокарева, «Камень чистой воды» Г.Панджикидзе, «Совесть» А.Якубова, «Гараж» Э.Рязанова, «Змеелов» Л.Карелина и ряд других еще в 70-е – начале 80-х годов предвосхитили борьбу нашего народа против очковтирательства, протекционизма, расхлябанности, вседозволенности, с которой начался революционный по своему духу процесс перестройки нашего общества.

Среди тех, кто обратился к теме о преступлениях против нашего народа, были Лидия Чуковская со своей пьесой «Софья Петровна», Юрий Бондарев – роман «Тишина», Юрий Трифонов – документальная книга «Отблеск костра».

Трифонову так и не удалось глубоко осмыслить и понять драму 37-го года. Трифонов не увидел связи между террором 18-20-х годов и террором 37-го.

Как художник наиболее ярко Трифонов проявился в повестях «московского цикла» - в «обмене», «Предварительных итогах», «Долгом прощании, в историческом романе «Нетерпение».

Драматической оказалась в условиях застоя, когда реальная история была заменена «историей праздников», ритуалом заседаний, судьба такого течения 60-80-х годов, как «деревенская проза. В него входили серьезные писатели реалисты: Е. Носов, В.Овечкин, Ф.Абрамов, ныне работающие В.Астафьев («Последний поклон), В.Распутин («Живи и помни»), В.И.Белов («Привычное дело»).

В романах и повестях С.Залыгина, в числе первых обратившегося к этой теме, В.Можаева, К.Воробьева, М.Алексева, М.Скромного, В.Шукшина, И.Акулова, показано, как начинался процесс раскрестьянирования, как стравливали между собой зажиточных, трудолюбивых крестьян и беднейшие слои деревни, что вызывало новые потоки крови и ненависти. К чему это привело, красноречиво свидетельствуют повести Федора Абрамова, Владимира Крупина, Виталия Маслова, Виктора Потанича, Валентина Распутина.

Русская деревня всегда была сильна своей отзывчивостью и соборностью. Он сумела всем миром не только весело справлять свадьбы, но и дружно, с песней браться за важную работу. Но вот началось постепенное разрушение души: самых трудолюбивых крестьян лишали земли и лошадей. У народа отнимали ощущение хозяина. Эта ломка сознания быта, хозяйственного уклада происходила нелегко.

Писатели – «деревенщики» с ужасом увидели исчезновение русской деревни, обесценивание народной культуры, «религии труда» на земле, трагедию очередного превращения народа в молчаливого анонима и социологическую марионетку. Эти произведения – сигнал тревоги и боли. В конце 60-х – начале 70-х гг. было положено начало духовной реакции в стране. Интеллигенции, всему народу ясно давали понять, что идеи ХХ съезда уходят в прошлое. из газет, журналов увольнялись прогрессивно мыслящие редакторы, журналисты. Ужесточилась цензура. Конец 60-х – начало 70-х годов ознаменовались травлей многих советских историков, чьи работы не вписывались в утвержденные каноны официальной идеологии, все более напоминавшей постулаты «Кратного курса» (истории КПСС). Литературные произведения, неугодные режиму, не публиковались, кинофильмы оставались на полках, не доходя до широкого зрителя.

Жесткому контролю Министерства культуры подвергалась театральная деятельность. В таких условиях многие творческие личности уходили в себя, в частную жизнь, другие эмигрировали. В разное время были лишены гражданства и оказались за границей будущие лауреаты Нобелевской премии поэт И.Бродский и писатель А.Солженицын, писатели В.Войнович, Г.Владимиров, В.Некрасов, режиссер Ю.Любимов, кинорежиссер А.Тарковский, художник О.Целков, музыкант М.Ростропович. С принудительного лечения в психиатрической клинике начался путь в эмиграцию известного художника М.Шемяника. Через тюрьмы, ссылки, психлечебницы прошли И. Чабай, генерал П. Григоренко, академик А.Сахаров и др. Преследованиям подвергались сотни деятелей культуры, науки, искусства, осмелившихся мыслить неугодным «системе образом и так или иначе проявлявших свои взгляды.

Началом переворота в сознании, новой ступенью инакомыслия стали рассказы А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Случай на станции Кречетовка». Они явились не только дверью в «круги» сталинского лагерного ада: это был набат, обращенный к народной совести. Личности такого масштаба, как А.Солженицын, и такие публикации не могли никого оставить равнодушными. Они придавали смелости многим, ускоряли процессы самосознания личности, народа и еще раз убедительно свидетельствовали о том, что культура советского периода – это сложная диалектическая целостность, что она никогда не была единым монолитом. Противоречивость присуща и всей системе, и ее элементам. Живое, общечеловеческое в них причудливо соседствовало с тоталитаризмом.

Чтобы получить более полное представление о культуре рассматриваемого периода, небесполезно было бы ознакомиться с рядом цифр и фактов.

В 1975 г. в РСФСР работали: 42 музыкальных театра, 24 симфонических оркестра,; 8 оркестров народных инструментов и других оркестров, 19 профессиональных хоровых коллективов. Подготовкой музыкальных кадров занимались 13 консерваторий, 114 музыкальных училищ; 10 училищ искусств, 2 хоровых училища; в средних специальных школ, около 3000 детских музыкальных школ. В 1960 г. был организован Союз композиторов РСФСР. В города РСФСР проводились многочисленные музыкальные фестивали («Московские звезды» и «Русская зима» - в Москве и «Белые ночи» - в Ленинграде) и музыкальные конкурсы.

Особое место в системе распространения духовных ценностей занимала культурно-массовая просветительская работа, получившая широкие масштабы. Но и здесь нерешенных пробел было много: задачи перестройки подготовки руководителей художественной самодеятельности; была необходима экономическая поддержка, так как не все, например, народные театры могли функционировать из-за отсутствия помещений. Литератор Л.Ю. Гуревич, автор работ о художниках ленинградского андеграунда,42 в свое работе «Неофициальные художники 70-х: время натиска» писала:

«Клише «эпоха застоя» малопригодно для среды неофициального искусства – для нее это было скорее время «бури и натиска». Для художников 70-е гг. – это пик: в 70-е художник-нонконформист так же популярен, как поэт в 60-е. В начале 70-х среда неофициально культуры окончательно стала единым целым: в ней каждый знал о каждом. Само существование этой среды предоставило выбор: имелось некое инобытие, еще один мир, куда можно было уйти из царства совдепа. Этот мир не был зазеркальем, миром перевернутым, миром наоборот, но, как это сейчас очевидно, это был, по отношению к обществу в целом, - мир будущего. Там происходило почти все то, что общество в целом переживет в 1986 г. Там началось с «гласности» - с внимания западных журналистов к этапам подготовки выставки в ДК им. Газа в Ленинграде».43

Рок-н-ролл, начавший распространяться в начале 60-х гг., постепенно стал, моделью молодежной музыки 70-80-х гг. и не отождествлял себя с официальным искусством. Песни, создаваемые рок-группами, носили ярко выраженный социальный характер «Машина времени», «Аквариум», «ДДТ» и др. считали себя наследниками городского фольклора. Петр Мамонов («Звуки Му») на одном из полуофициальных фестивалей заявлял:

«Мы идем от скоморохов, русской ярмарки, где была толчея, было смешно и весело, и обязательно была какая-то сатира на то, что происходит вокруг».44

Главным условием этой музыки стал уход в свой мир, который противопоставлялся нормированному начальством, лицемерному миру.

Рок как культура андеграунда стремился преодолеть нормативность официальность культуры. Ужесточение контроля со стороны власти только усиливало иронию в текстах песен и скоморошничество в исполнения.

В 70-80-е гг., когда возможности для авторской песни, джаза и рок-н-ролла были ограничены, часть их функций приняла на себя эстрада. Эстрада становилась официальной сценой культуры позднего советского общества. Эстрада чутко улавливала специфику социокультурной ситуации.

Один из самых известных актеров-сатириков 70-х гг. – А.И. Райкин создает галерею образов масок, с помощью которых воплощает реалии, которые в официально трактовались в ином свете. Это белое «золотое время» для сатириков эстрады. Выступления А.И. Райкина, позже М.М. Жванецкого, А.А. Иванова, Р.Карцева и В.Ильченко, Г.Хазанова, Е.Петросяна собирали полные залы. На телевидении процветали юмористические передачи.

Официальное и неофициальное пространство культуры приобрело новые очертания, отличные от предыдущих лет.

«Бетонный идол» идеи еще существовал, но уже дал много трещин и не мог требовать столько жертв, сколько требовал прежде. Время «застоя» перешло от двоемыслия и двоедушия к «двоемирию» культуры.

Официальная культура теряла свои позиции. Неофициальное поле культуры расширилось и укрепляло свои позиции за счет андеграунда, диссидентства, (инакомыслия, основанного на несогласии с господствующей идеологией, существующим строем, в диссидентстве обычно сочетается культурное и политическое содержание).

Ситуация распада советской культуры продолжалось. Расхождения культуры и власти стало более заметным после того, как стало ясно, что «оттепель» закончилась. Очередной запрет на свободу породил диссидентство как форму духовного протеста.

Поэт Вознесенский писал о трудной ситуации, создавшейся в 70-е годы, о том, что поэты уходят в дворники и в истопники. Появляется много людей, которые принципиально не хотят идти в общей упряжке, выбирают полную свободу от официальной культуры. Они не читают газет, не смотрят телевизор, но зато им доступны свежие видеофильмы и западные журналы, старые книги и современные рок-ансамбли; они формируют свое альтернативное культурное пространство, со временем сформировавшееся и выразившееся в инакомыслии, а затем и в диссидентстве. К диссидентству относилось издание «самиздатовской литературы, например журнала «Синтаксис» (редактор – поэт Е.Гинсбург, осужденный в 1960 г.), деятельность «антисоветчиков первого поколения диссидентов – Б.Гананскова, Б.Буковского, Э.Кузнецова и др.

Диссидентство имело ряд специфических черт. Во-первых, оно создало новую социокультурную и политическую ситуацию в открытом поединке с системой, а не только с ее крайностями. Во-вторых, диссидентство отказалось от идеализации культуры 20-х, близко подошло к их объемной оценке, преодолевая романтизм «шестидесятников». В-третьих, диссидентство активно политизировало катакомбную культуру, придало ей статус «главной», «гонимой», сделало ее известной на Западе. В этом были свои «плюсы» и минусы: Запад не знал и нашей культуры «в тени» официоз, которая оставалась негромкой, человечной, традиционно русской, лишенной политизированной шумихи и полускандальной славы. Критерием диссидентства стало отрицание, разоблачение, непринятие, перечеркивание всего, что и в сложные годы семидесятилетий спокойно и твердо было традицией русской идеи и культуры. Диссидентская «пена» сыграла дурную роль в обновленческих процессах и в 80-х. Уроки культурного диссидентства 60-х показали, что одно отрицание вне национальной традиции и идеи не может быть позитивным, а способно активизировать люмпенско-маршнальные представления о культуре инакомыслия в целом. Культура диссидентов создала особый социальный тип «шестидесятников». Один из них, поэт Б.Окуджава пишет о своем поколении, что оно баррикад не строило, бомб не бросало, оно выполнило свою задачу – разбудило общество, заставило его думать. За уходящей оттепелью начиналось время мучительных испытаний и проверок шестидесятников – совестью, долгом, чувством Родины, пониманием народных нужд. Не все это выдержали, наступал фарсовый и трагический последний акт тоталитарной драмы брежневского застоя. Помпезные собрания на высшем уровне, которые так любил Брежнев, сочетались с тайным усилением репрессий и борьбы с инакомыслием. Развернувшееся в 70-е годы диссидентское движение имело две стороны: 1) выезд за рубеж части граждан (эмигранты) и 2) попытки индивидуальной борьбы против тоталитарного режима (диссиденты). Если эмиграция в целом завершалась успешно, то представители второго направления, как правило, попадали в тюрьмы, психбольницы и только в лучшем случае высылались за рубеж. Мощным толчком к повороту «верхов» вправо стали события 1968 г. в Чехословакии, которые внутри страны СССР обернулись «закручиванием гаек» в идеологии и культуре, преследованиями диссидентов, проработками и усилением догматических тенденций в общественных науках, изменениям всей общественно-политической атмосферы в стране.

И как начало «оттепелей» было связано с искусством, так и их окончание связано с социокультурными реальностями: процесс над А.Синявским и Ю.Даниэлем (февраль 1966 г.) означал новую фразу неототалитаризма брежневского застоя.

Конец 60-х, все 70-е и начало 80-х годов ознаменовались у нас в стране широкой компанией по борьбе с так называемыми диссидентами или «узниками совести», чьи высказывания объявлялись клеветой на советский общественный строй. Для усмирения инакомыслящих использовались психиатрические больницы, куда направляли совершенно здоровых людей. Историк Р.Медведев долго ходил в тунеядцах и диссидентах. Его работу над книгой «Перед судом истории» Ю.В. Андропов в бытность свою секретарем ЦК КПСС посоветовал продолжать. Однако, став вскоре председателем КГБ предупредил, чтоб он свое исследование продолжал, но не издавал рукопись за рубежом. Медведев не внял совету, и свой первый большой труд, посвященный Сталину и сталинщине, издал в США, после чего «был исключен из партии за «клевету на советский общественный строй».45

Итак, в очередной период запретов на свободу «родилось» диссидентство. Инакомыслие всегда существовало в обществе, но в эпоху тотального государственного контроля перешло из сферы культуры в политическую сферу. Новые «культурные герои», представлявшие невостребованные образцы поведения в позднесоветском обществе, продолжали давние традиции интеллигентного фрондерства. Культура снова делала «заявку на человека» как естественный «мотор культуры». Не имея возможности реализовать ее в действительности, культура уже не впервые вместо гражданина личности производила оппозиционера власти.

Многие литераторы, ученые, художники, скульпторы, объявленные властью диссидентами, были едины лишь в одном – в праве на инакомыслие, свободу творческого самовыражения. Они не считали себя политическими борцами и нередко пополняли ряды новой интеллектуальной эмиграции. За границей они, как правило, оказывались против собственной воли. Главная причина, вынуждавшая многих уехать за границу, состояла в том внутреннем расхождении с советским мировоззрением, которое делало несовместимым жизнь и творчество.

Э.И. Неизвестный (скульптор?) в статье «Катакомбная культура» писал:

«Иногда меня называют диссидентом. На это я обычно отвечаю, что я – не диссидент. Я не диссидент в том смысле, что у меня не было никаких предложений, как переделать советскую власть… В СССР я мог делать большие официальные вещи, использовать свои формальные приемы, но не мог делать того, что хотел».46

А.Д. Синявский в статье «Диссидентство как личный опыт» (1982) отмечал, что его диссидентство состояло только в писательстве. Занятие литературой в СССР он называл «рискованным и подчас гибельным делом», ибо писатель, совмещающий литературу с жизненным благополучием, очень часто в советских условиях перестает быть настоящим писателем. Литераторы, приходившие на смену «шестидесятникам», продолжали отстаивать право на самовыражение. Наверное, поэтому они не хотели считать себя андеграундом.

Осенью 1978 г. молодые литераторы Москвы и Ленинграда объединились для издания альманаха «Метрополь». В.П. Аксенов, Б.А.Ахмадулина, А.Г.Битов, Ф.А. Искандер и др. – более 20 талантливых литераторов и публицистов разных эстетических взглядов решили бросить вызов эстетическим принципам социалистического реализма, серости и тоске литературной жизни 70-х гг.

По воспоминаниям В.П. Аксенова, это был «яркий литературный союз, вдохновляемый общей идеей. Это был клуб литературного маскарада, озорства и вдохновения».47

Многих из тех, кто был обвинен в идеологической диверсии против советской литературы, стали вытеснять за границу.

Но и там диссидентская литература не готовила политических рецептов уничтожения советского строя (в чем ее часто обвиняли). В лучших образцах этой литературы был заложен потенциал интеллектуального, духовного и нравственного сопротивления тоталитаризму. В этом состояла главная причина жесткого преследования диссидентства со стороны власти. Культурное расхождение перешло в область политики. Ситуация неприятия, необходимость сопротивления давлению негативно сказалась и на мировоззрении самих литературных кругов «диссидентского направления».

В 1977 г. в Постановлении ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему повышению политической бдительности советских людей» диссидентство определялось как «вредное» течение, дискредитирующее советский государственный строй, а уличенные в нем привлекались к уголовной ответственности. В 60-70-е гг. за инакомыслие было осуждено свыше 7 тыс. человек. В эмиграции оказались А.И. Солженицын и В.П. Некрасов, авторы первых произведений о сталинизме; виолончелист М.Л. Ростропович, певица Г.П. Вишневская, кинорежиссер А.А. Тарковский, режиссер театра на Таганке Ю.П. Любимов и многие другие. Остававшиеся в стране инакомыслящие также были подвергнуты жесткому идеологическому давлению.

Диссидентское движение внутри страны вышло за рамки культурного инакомыслия и стало формой политической оппозиции. Политический смысл нравственного диссидентства ярко проявился в феномене А.Д. Сахарова, ведущего советского физика, академика, трижды Героя социалистического труда, лауреата Сталинской и ленинской премий за научные открытия, лауреата Нобелевской премии 1975 г., несгибаемого правозащитника.

Сосланный в Горький, лишенный советских наград и академических званий, он остался верен своим нравственным принципам, проявив стойкость в сопротивлении системе.

В борьбе с диссидентством тоталитарное государство 70-х гг. некоторое время достигало двух целей: во-первых, в общественном сознании активно насаждался «образ врага», а во-вторых, борьба с реальным и надуманным инакомыслием позволяла предельно консолидировать силы.

После разноса, устроенного Хрущевым в Манеже (на художественной выставке). Художникам неофициального искусства было разрешено организовывать «квартирные выставки». Но в 1974 г. при организации очередной выставки в Битцевском парке в Москве власть вывела бульдозеры против картин, а авторы были объявлены «политическими провокаторами».

С середины 80-х годов начался новый этап в развитии советского общества, основным содержанием которого стало обновление всех сторон жизни.

Начавшиеся в апреле 1985 г. революционные преобразования во всех сферах общественной жизни создавали новые условия культурного развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека, формировала новый духовный климат, включая в себя перестройку работы отраслей культуры.

История отечественно культуры – наше духовное богатство. В культуре заключена память народа, через культуру каждое новое поколение, вступая в жизнь, ощущает себя частью этого народа.

«Если природа необходима человеку для его биологической жизни, - писал академик Д.С. Лихачев, - то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности».44

Культура развивается непрерывно, и каждое поколение людей опирается на то, что было создано предшественниками.

Заключение


Великая Отечественная война оказала огромное воздействие на духовный климат советского общества. Однако поколение победителей не соответствовало роли «винтика» государственного механизма, которую отводила человеку сталинская административно-командная система. В позднесталинскую эпоху это означало, что автономной личности в культуре быть не могло. А есть коллектив-общество, которому подчиняется все. Культура конца 40-х – начала 50-х гг. – это единообразный, единомышленный, неперсонифицированный поток.

Окончательно утверждается система нравственных ценностей, где ключевым звеном является обожествление личности вождя как воплощение коллективного идеала.

В конце 40-х гг. апофеоза своего могущества достиг метод социалистического реализма. Именно в этот период литература социалистического реализма обладала не только стереотипами образов, но и рядом языковых штампов. Авторский язык нивелировался, терял характерную для русского языка эмоциональную насыщенность и красочность. Культурный официоз заполнил практически все жизненное пространство общества.

Но именно тогда в литературе стали появляться такие имена, как М.А.Шолохов, К.М. Симонов, А.Т.Твардовский, которые не укладывались в императивные нормы и правила сталинизма. В их произведениях, чаще в завуалированной форме, имелось то, что свидетельствовало о неприятии социалистического реализма.

В целом же культура позднего сталинизма переживала глубокий кризис, обусловленный тем, что социалистический реализм оказался псевдореализмом, поскольку имел слишком мало общего с жизнью и реальными чувствами людей.

Исход к иному вектору развития культуры был неизбежен. Обозначившиеся признаки либерализации жизни с конца 40-х годов чрезвычайно беспокоили власть. И новым витком усиления идеологического воздействия на культуру явилась борьба с космополитизмом, людьми, преклонявшимися перед Западом. Набиравшая обороты «охота на ведьм» прекратилась лишь после смерти Сталина. Общественные и духовные процессы, начавшиеся после смерти Сталина и получившие название «оттепели» протекали в совершенно новых условиях. Приметой времени становилась тяга людей к неформальному общению. Уходила в небытие атмосфера всеобщей подозрительности, отнюдь не располагавшая к открытости. Свидетельством становления более доверительного стиля общения явилось начало движения авторской («бардоской») песни.

В авангарде духовных устремлений культуры эпохи «оттепели» вновь оказалась литература. Именно с помощью литературы постепенно начали размываться стереотипы о духовной монолитности и безликости светского общества и его культуры.

Тон в литературе задавала поэзия. Общество вдруг узнало об уникальности и самобытности творческих почерков Б.А. Ахмадулиной, Е.Н. Евтушенко, А.А. Вознесенского. В литературе, как в зеркальном отражении общества, обнаружился эффект «раздвоения» или «двоецентрия». Лагерь приверженцев и «охранителей» олицетворял журнал октябрь, лагерь «обновленцев» - журнал «Новый мир».

Но время хрущевской «оттепели» практически не изменило государственную политику по отношению к культуре. Власть по-прежнему подразделяла творения культуры в плоскости «советское – несоветское».

Как результат в обществе продолжали существовать две культуры: официальная и неофициальная. Итог «оттепели» в сфере культуры пессимизм и разочарование.

И логическим развитием в русле устоявшихся тенденций стало культурное «двоемирие» эпохи «застоя».

Партия начинает создавать идеологические барьеры, чтобы оградить советских людей от «тлетворного влияния буржуазной псевдокультуры».

Во имя достижения поставленной цели в начале 70-х гг. активно внедрялось понятие «советский образ жизни», который олицетворял «подлинный коллективизм, дружбу всех нардов, высокую нравственность и социальный оптимизм.

Наиболее рельефно культурное «двоемирие» проявилось в культуре быта, повседневной жизни. В частности, общественному остракизму стали подвергаться так называемые «стиляги», т.е. молодые люди, которые стремились неординарно одеваться и таким образом подчеркивать свою индивидуальность. Внешне статичная культурная жизнь 70-х гг. заключала в себе элементы андеграунда или неформальной культуры, которая существовала полуподпольно и не выдвигала притязаний на официальное признание.

В результате духовных трансформаций официальное и неофициальное пространство культуры приобрело новые очертания, отличные от предыдущих лет. Официальная культура утрачивала свои позиции. Поле неофициальной культуры, наоборот, расширяло и укрепляло свои позиции благодаря андеграунду и диссидентству.

Во время брежневского «застоя» выявилось важнейшее противоречие советской культуры: в контексте идеологического диктата официальная культура полностью исчерпала возможности развития, а неофициальная не обладала почвой для укрепления своего воздействия на общественное сознание. Формировался своеобразный «культурный тупик». Тенденция распада официальной советской культуры нарастала, но масштабы этого процесса в брежневские времена еще не могли быть в достаточной степени осознаны.

Примечания.


Введение.


Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 46. ч. I с. 483-484

Ленин В.И. Полное собрание сочинений т. 38 с 55

см. М.Р.Зезина и др. / История русской культуры. – М., 1999 с.11

Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия Политический портрет И.В.Сталина. – М., 1989.

Шевелев В.Н. Н.С. Хрущев – Ростов-на-Дону. 1999

Шубин А.В. от «застоя» к реформам СССР в 1917-1985 гг. – М.,2001

Горбатов Г. Свидетельство современника. – М., 1991

Яковлев А.Н. Горькая чаша – Ярославль, 1994

Там же. с. 3

Хрестоматия по истории России. – М., 2005


Примечания.


Глава I.

Емельянов Ю.В. Сталин: На вершине власти. – М. 2002 с. 15

см. Хрущев Н.С. Мемуары.//Вопросы истории. 1992 №4

Речь У.Черчилля в Фултоне (США). 5 марта 1945 г.

Н.С. Хрущев Мемуары // Вопросы истории 1993

И.В. Сталин «Экономические проблемы социализма в СССР».

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1948г. Пункт 1

Постановление от 14 августа 1946 г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград».

Цит. по: «Постановлению о журналах «Звезда» и «Ленинград»

Доклад А.А. Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград»

Цит по: «Постановлению ЦК ВКП(б) о кинофильме «Большая жизнь» от 4 сентября 1946 г.

Приветствие Академии наук в связи с ее 220-летием от СНК СССР и ЦК ВКП(б) СССР». 16 июня 1945 г.

Ж. «Вопросы истории». 1948 №2

см.: Постановление ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба» В.Мурадели от 1948 г.

см. Сталин И.В. Экономические проблемы социализма в СССР».

Хрущев Н.С. Мемуары // Вопросы истории 1993

Второй Всесоюзный съезд советских писателей. Стен. Отчет. – М., 1956 г. с. 374

М. Зезина и др. Указ произв. – М. 1990 с. 374

там же с 377

там же с 382

там же с 384

А.В. Пыжиков. Проблема культа личности в годы хрущевской «оттепели». / Вопросы истории 2003 №7 с. 47

там же с 49

История России. 1938-2002 / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. – М.2003 с. 173

там же // Культура и общественное движение. с. 194

А.А.Вознесенский. Прощание с Политическим – М., 1960

История России. 1938-2002 с. 176

Шевелев В.Н. Н.С. Хрущев – Ростов-на-Дону. 1999 с. 331

там же с 316

там же с 328

там же с 334

Примечания.


Глава II.

Герчук «оттепели». 1954-1964 гг. – М. 1967

см. Материалы съездов партии, пленумов ЦК. Цит. по: Хрестоматия по истории Отечества – М., 1999

Цит.по докладу Н.В. Подгорного на Пленуме ЦК КПСС в ноябре 1964 г. см. хрестоматия «КПСС в резолюциях и решениях конференций, съездов, пленумов ЦК КПСС. – М., 1986 т.9

Цит. по: М.В. Зезина и др. Указ. произв. – М., 1990 с. 406

там же с 419

Из «Записки КГБ и Генеральной прокуратуры СССР в ЦК КПСС. Ноябрь 1972 г. см. Указ. хрестоматию.

Л.И. Брежнев. Речь на праздновании 50-летия октябрьской революции. Цит.по: Хрестоматии КПСС в резолюциях…»

Цит. по: Шевелев В.Н. Н.С. Хрущев. Серия «След в истории». – Ростов-на-Дону. «Феникс». 1999. с. 230-231

см. Конституция (Основной Закон) Союза Советских социалистических республик. – М., 1977

там же с 8

Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. – М., «Высшая школа», 1990 с. 408-409

Ковалев В.А. Наука и тоталитаризм.//ж. Звезда. 1998 №7

см. М.Р. Зезина и др. Указ. произв. с. 394

там же с 402

там же с 408

там же с 401

Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. Т.2 – М., 2002 с. 280

там же с 283

там же с 285

там же с 287

А.М. Вершик Наука и тоталитаризм // Звезда 1998 №8

там же с 185

там же с 184

Вершик Из воспоминаний с. 189

А.Д. Сахаров. Цит.по: А.М. Вершик. Наука и тоталитаризм / Звезда 1998 №8 с. 190

см. Л.Г. Березовая, Н.П. Берлякова. История русской культуры – М.: «ВЛАДОС», 2002. с 289. стих Заболоцкого

М.Р. Зезина и др. История русской культуры с. 217

Р. Рождественский «Утро» см. там же 218

Материалы XXII съезда – М., 1961

Юрий Герчук Искусство «оттепели» 1954-1964 гг.//Новый мир 1954 №5

там же

Цит. Е.А. Евтушенко по: Л.Г. Березовая и др. указ произв. – М.2002 с. 347

там