Конституционно-правовой статус личности в ведущих государствах мира

ст.16 говорится примерно то же самое.

Очень важным моментом, который необходимо упомянуть – правовые гарантии личных прав и свобод. Эти гарантии бывают уголовно–правовыми, уголовно–процессуальными, административно–процессуальными, но, проще всего, их обозначить как право на судебную защиту личных прав и свобод. Право на справедливое судебное разбирательство и право на обращение в суд зафиксировано еще в первых поправках к конституции США. Например, 6–я поправка содержит важнейшие права обвиняемого в уголовном процессе, т.е. право на скорый и публичный суд беспристрастными присяжными того штата и округа, где совершено преступление.

Право на информацию о характере и причине обвинения, право на очную ставку со свидетелями, право на принудительный привод свидетеля, право на помощь защитника, т.е. личные права обеспечиваются очень конкретным перечнем возможных действий, которые вправе применить лицо, чтобы уберечь свою неприкосновенность, защитить свои права. В данном случае это очень важно, потому что, с одной стороны, обвинения предъявляет государство в виде органов подавления, и одновременно государство осуществляет гарантии, которые сдерживают эти органы. Если эти гарантии не соблюдаются, то человек имеет право апеллировать к высшей справедливости. Это означает, что в большинстве случаев при нарушении этих основных гарантий лицо будет оправдано и освобождено из–под обвинений и из–под стражи. Например, известен случай, который в американском конституционном праве называется «правилом Миранды». Это правило получило свое название по фамилии подозреваемого, который был задержан в 1966 году. Эрнесто Миранда был обвинен в похищении и изнасиловании. После задержания Миранда признался в совершении этих преступлений, однако он не был предупрежден о праве, согласно 5–й поправке конституции США, не свидетельствовать против себя. Он не был также предупрежден о праве, согласно 6–й поправке, иметь защитника. Через некоторое время Миранда заявил, что он был обманут полицией, что он давал свои показания, находясь в испуганном положении, не осознавая, что он говорит. Он заявил, что поскольку он свидетельствовал сам против себя и не имел юридической помощи, он отказывается от своего признания. Это дело рассматривалось Верховным Судом, аргументы Миранды были признаны достаточно вескими, и он был освобожден, несмотря на вполне очевидную и ранее им признанную виновность. Кстати, с тех пор «правило Миранды» стало обязательным для всех полицейских, и при задержании они непременно произносят ритуальную фразу о том, что арестовываемый имеет право хранить молчание, имеет право иметь защитника и т.д. Без этих слов задержанный будет освобожден, поскольку нарушены его права. Читатели, очевидно, часто видели в полицейских боевиках, как «коп» (полисмен), надевая наручники задержанному, произносит: «Вы имеете право не отвечать на вопросы, иметь защитника» и т.д. Это и есть «правило Миранды».

В категорию личных прав и свобод включают такие права и свободы, как свобода совести, свобода мысли. Это несколько абстрактно сформулированные свободы. Свобода мысли – это свобода, прежде всего, от контроля за сознанием человека, это право человека самому решать, каких взглядов ему придерживаться, что думать, во что верить, во что не верить, какие ценности уважать. Очень важно право свободно выражать свои мысли, хотя это право ближе политическим правам. Свобода мысли, конечно, вещь абстрактная, поскольку мышление происходит в голове человека. Свобода мысли может быть даже в тюрьме самого тоталитарного государства. Поэтому без свободы выражения этих мыслей – это лишь красивые слова.

Свобода совести и свобода вероисповедания – очень близкие понятия. Под свободой совести понимают право исповедывать любую религию либо право не исповедывать никакой, придерживаться атеистических взглядов. Свобода вероисповедания – это свобода исповедывать религию. Во многих зарубежных странах говорится больше о свободе вероисповедания, хотя современные конституции признают и безбожие. В некоторых государствах какой–либо одной из религий придается больший вес, большее значение, чем другим. Например, в республике Болгария в ст.13 конституции говорится, что традиционной религией в Болгарии является восточно–православное вероисповедание. Говорится о господствующей религии в конституции Греции. Мы полагаем, что если, несмотря на такие юридические предпочтения, в стране существует полное равноправие всех конфессий, то это не основание для заявлений, что в государстве нарушаются права и свободы личности в этой сфере. Во многих государствах в конституциях просто фиксируется, что церковь и государство не вмешиваются в права друг друга, говорится, что государство и церковь разделены; закрепляется, что школа и церковь не вмешиваются в дела друг друга. Обычно этого достаточно для гарантии невмешательства либо государства в дела в церкви, либо церкви в дела государства. Такой нейтралитет в конце XX века представляется самым нормальным и положительным явлением.

Говоря о политических правах и свободах, в XIX веке и примерно до середины XX века имели в виду право избирать и быть избранным. Практически все политические права сводились к избирательным правам. Это вполне справедливо, потому что для абсолютного большинства граждан главным политическим правом является право один раз в два, три, четыре года прийти на избирательные участки и выбрать достойных представителей, чтобы они потом представляли его интересы, защищали его права в парламенте, в местных органах власти. Это всегда было очень ценное право, и всеобщим оно стало сравнительно недавно. Первоначально избирательное право было цензовым. Оно ограничивалось требованием наличия определенного имущества, суммами доходов, налогов. Женщины исключались из числа избирателей и т.д. Короче говоря, избирательное право прошло довольно долгую эволюцию, и прежде, чем было дополнено еще рядом других политических прав, оно как бы олицетворяло все возможные политические права и свободы.

Избирательное право делят на активное избирательное право (иногда его называют общим избирательным правом) и пассивное избирательное право.

Активное избирательное право – это право избирать своих представителей в органы власти или самоуправления, право избирать президента, а в некоторых случаях – премьер–министра.

Пассивное избирательное право – это право быть избранным в выборные органы государства либо органы самоуправления. Это право выдвигать свою кандидатуру либо давать свое согласие на выдвижение.

В большинстве стран мира избирательным правом обладают все взрослые граждане, достигшие определенного возраста (18, 20, 21 год). В некоторых же странах, например, в странах Ближнего Востока, еще до сих пор не обладают избирательным правом женщины (Кувейт). Кстати, и в Европе есть одна страна, в которой женщины не обладают избирательным правом – княжество Лихтенштейн.

Важным политическим правом является право на объединение в общественные организации. Иначе его называют свобода союзов и ассоциаций. Право граждан на создание союзов и ассоциаций подразумевает и право на создание политических партий, потому что под союзами и ассоциациями в большинстве стран понимают любые объединения граждан – как политического характера, так и неполитического. Число различных политических партий, союзов, ассоциаций в высокоразвитых странах очень велико. Естественно, не все из них принимают участие в реальной политической жизни. Но в данном случае для граждан важно вообще право объединиться со своими единомышленниками. Нужно сказать, что в большинстве стран для такого объединения не требуется каких–то специальных условий – скажем, минимума членов (иногда союз могут составить хоть 3 человека). Совсем не обязательно получать разрешение где–нибудь в министерстве юстиции. Достаточно направить извещение о том, что создана общественная группа, и получить ответ о получении письма. Другое дело, что в некоторых случаях потребуются некоторые дополнительные действия, например, для открытия счета в банке. Здесь потребуются более сложные юридические процедуры, поскольку это будут операции с деньгами, а для этого нужны определенные гарантии, чтобы в случае необходимости государство могло проконтролировать финансовые стороны работы этой организации, партии, возможно, взыскать налоги, оказать финансовую помощь и т.д. К этому праву примыкает право образовывать профессиональные союзы.

Профессиональные союзы – это объединение работников с целью борьбы за свои права, с целью противостояния работодателю. Профессиональные союзы, как правило, также достаточно просто регистрируются, какого–то специального разрешения не требуется, но при проведении финансовых операций также нужны гарантии подписи, заполнение определенных форм и т.д.

Праву на объединения в союзы и ассоциации посвящены статьи ряда современных конституций. Например, ст.39 конституции Италии, ст.23 конституции Греции, часть 2 ст.37 конституции Испании и ряд других. В некоторых случаях требуется, чтобы внутренняя организация партии или общественного объединения была построена по демократическим принципам. Государство требует, чтобы демократия была не только в рамках государства, но и внутри тех организаций, которые создаются в этом государстве. Подразумевается необходимость выборности руководящих органов, их периодическая отчетность, открытость документов и т.д. Полагаем, что это является справедливым, потому что без выполнения таких обязательств и правил, возможно нарушение прав граждан, а государство заботится о правах граждан во всех сферах, в том числе и в сфере деятельности общественных объединений.

Очень важным политическим правом является свобода собраний, митингов и манифестаций. Свобода собраний – это право граждан собираться в закрытых помещениях. Единомышленники, люди, которые хотят обсудить свои проблемы, могут собираться в залах, дворцах и обсуждать свои проблемы. В некоторых случаях законодатели предусматривают уведомительный порядок, т.е. необходимо заранее уведомить, что в таком–то зале будет собрание. А в некоторых случаях не требуется никакого уведомления, просто, если вы имеете подходящий зал, вы в нем собираетесь, а если не имеете – нанимаете. Главное требование – не нарушать ранее установленные законы: не призывать к свержению существующего строя, не высказывать враждебные государству лозунги и т.п. Если закон не нарушен участниками собрания (по крайней мере, никто об этом не сообщал), то государство к этому относится безразлично.

Манифестация – это шествие граждан по улицам либо собрание под открытым небом. Есть очень близкое понятие термину «манифестация» – демонстрация. Демонстрация подразумевается, как шествие по улицам и дорогам. Демонстрация может начинаться митингом (собранием под открытым небом), может завершаться митингом. Понятием «манифестация» может означаться и митинг, и демонстрация. В любом случае, это выражение каких–то массовых чувств. Демонстрации и митинги, порядок их проведения могут регулироваться конкретным законодательством. Т.е. в конституциях очень многих стран мира, как правило, записано, что порядок проведения этих мероприятий предусмотрен законом. В большинстве высокоразвитых стран существует уведомительный порядок проведения шествий, демонстраций и митингов, причем срок уведомления обычно очень невелик – за сутки или двое до начала манифестации городские власти должны получить письменное уведомление о том, что определенная группа граждан хочет провести свое шествие по таким–то улицам. Если нет каких–то сверхординарных причин для запрета, то городские власти, как правило, разрешают проведение подобных демонстраций. Бывает, правда, перечень улиц, площадей, на которых проведение таких мероприятия запрещается. Обычно это связано с нахождением на них зданий парламента, густонаселенного места (вокзала) и т.д. В таких случаях предлагаются другие улицы для подобного мероприятия.

Кроме митингов и демонстраций есть еще такая форма общественного выражения политических пристрастий – пикеты. Пикеты – это стоящие на улице отдельные граждане с плакатами, транспарантами. Граждане стоят или ходят возле какого–то учреждения для того, чтобы обратить внимание властей на свои взгляды. В ряде случаев пикеты также регламентируются законодательством. Например, в некоторых странах запрещаются стоячие пикеты, а пикеты на ходу разрешаются. В каждой стране есть свои особенности, но, в большинстве случаев, правовое регулирование не мешает гражданам выражать свои взгляды путем митингов, шествий, пикетов, поскольку граждане, зная эти правила, их соблюдают.

Классической конституционной формулировкой, предусматривающей право граждан на собрание, является формулировка, которая записана в знаменитой Первой поправке к конституции США – право народа мирно собираться. Затем аналогичные правила появились во множестве других конституций. Например, в конституции Италии в ст.17 говорится: «граждане имеют право собираться мирно и без оружия. Для собрания, включая места, открытые для публики предварительного уведомления не требуется». В ст.8 конституции ФРГ говорится: «Все немцы имеют право собираться мирно и без оружия, без уведомления или разрешения». Такие формулировки стали общим конституционным достоянием.

Разрешенные собрания, шествия обычно охраняются полицией, которая может вмешаться в течение этого собрания, если будут нарушаться общие демократические принципы или специальные законы. Например, если на собрании окажутся вооруженные люди или граждане, призывающие к насильственному свержению властей, употребляющие нецензурную брань или еще каким–либо иным образом нарушающие общественный порядок, что запрещается любой конституцией, любой правовой системы.

Важной частью политических прав является свобода выражения мнений или свобода слова. В последнее время эти свободы часто именуют свободой информации. Свобода слова, свобода печати, иных средств массовой информации, право на получение и пользование информацией – очень важные права, особенно в современном мире. Тоталитарные режимы ограничивают такие права, монополизируя и контролируя средства массовой информации, устанавливая различные запреты. В развитых демократических странах газеты свободны, они не могут принадлежать государству, как, впрочем, не принадлежит государству телевидение и радио.

Четко закрепляет свободу информации конституция ФРГ. В ст.5 говорится: «Каждый имеет право свободно выражать и распространять свое мнение устно, письменно, посредством изображения и беспрепятственно черпать знания из достоверных источников. Свобода печати и свобода информации посредством радио и кино гарантируются. Цензуры не существует.

Границы этих прав указываются предписаниями общих законов, законодательных постановлений об охране молодежи и правом на честь личности.

Более подробно соответствующие права и свободы описываются в ст.20 конституции Испании. Там предусматривается право свободно выражать свои мысли, идеи, мнения посредством письма, любого другого средства воспроизведения. Сохраняется право на литературное, художественное, научное и техническое производство и творчество. Закрепляется право свободно передавать и принимать информацию с помощью любого средства распространения. Закон контролирует это право и оговорку относительно профессиональной тайны при осуществлении этих свобод. Здесь же говорится, что цензура также не допускается.

Необходимо упомянуть важный момент – естественное ограничение на свободу слова. Таким естественным ограничением может считаться покушение на честь и достоинство личности, либо на какую–либо тайну (военную, государственную, дипломатическую, коммерческие секреты и т.д.). В этих случаях предусмотрены ограничения. Не зря в конституции ФРГ указывается о законодательных постановлениях об охране молодежи и право на честь личности. Под охраной молодежи подразумевается нераспространение порнографии либо иных изображений, текстов, которые могут повлиять на неустоявшуюся психику молодого поколения (визуальные изображения насилия, порнографические тексты и т.д.). Конечно же, под правом на честь личности подразумевается запрет на порочащие сведения, а если они были распространены, то включается установленная законом защита, и нарушитель этих прав получит наказание по закону (взыскивается материальный и моральный ущерб).

Что касается государственных секретов и тайн, то в большинстве высокоразвитых стран установлены сроки, в течение которых такие секреты не могут опубликовываться (25–30 лет). После истечения этого срока все тайные архивы либо сведения становятся доступными, граждане могут пользоваться ими и на основании архивов создавать документальные и художественные произведения. В некоторых особо исключительных случаях сроки недопущения до архивов и секретов могут быть большими (45–50 лет). Это зависит от категории государственной тайны, от важности секретов и лиц, которых задевают эти секреты и тайны (лица королевских династий, президенты и т.д.).

К политическим правам относится право обращения к властям с письменными требованиями, жалобами, обращениями. Чаще всего, такие права называются правом на петицию. Право на петицию предусмотрено большинством современных зарубежных конституций. Речь идет о том, что граждане не просто имеют право обращаться с жалобами, но на эти петиции государственные власти обязаны давать мотивированные ответы. Например, ст.10 конституции Греции гласит: «Всякое лицо или несколько действующих сообща лиц имеют право в соответствии с законом государства направлять компетентным властям письменные заявления. Органы власти обязаны рассматривать заявления в кратчайший срок согласно действующим постановлениям и дать заявителю мотивированный письменный ответ в соответствии с положениями закона».

Важными представляются гарантии безопасности заявителя, т.е. неответственности за написание жалобы и за ее содержание. Та же ст.10 часть 2 греческой конституции предусматривает: «Преследования заявителя за возможно совершенные нарушения, указанные в заявлении, допускаются только после принятия соответствующего заявления органами, к которым обращено заявление, и с их разрешения». Далее говорится, что всякое обращение за информацией обязывает компетентные органы дать ответ в оговоренных законом условиях. Другие конституции также определяют право обращения, петиции (ст.10 конституции Италии, ст.29 испанской конституции). Впервые, очевидно, такое право предусмотрела Первая поправка к конституции США, в которой записано, что у народа есть право обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб.

Социально–экономические права и свободы можно условно разделить на две группы. Первая группа – экономические права и свободы – была закреплена еще в старейших конституциях. Это были права первого поколения. Их суть – закрепление в конституциях права частной собственности и ее наследования. Право частной собственности и ее наследования было одним из достижений революций. Ради закрепления этого права и писались многие конституции. Это право представлялось настолько важным, что ст.17 французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года предусматривала, что частная собственность есть право неприкосновенное и священное.

Не менее знаменитыми являются строчки Пятой поправки конституции США о том, что никто не может быть лишен жизни, свободы или имущества без надлежащей правовой процедуры. Частная собственность не должна изыматься для общественного пользования без особого и справедливого возмещения. Такой принцип священности и неприкосновенности любой собственности, в первую очередь частной, существовал достаточно долго. Затем появились новые тенденции, и право собственности утратило ореол своей святости. Появились принципы, разработанные в соответствии с требованиями XX века. Наиболее характерен в этом смысле подход конституций ФРГ, Японии и Италии. Например, в ст.14 конституции ФРГ сначала говорится, что «собственность и право наследования гарантируется. Содержание и пределы их устанавливаются законами». Новый здесь момент – пределы. Появились пределы собственности. Далее пункт 2 ст.14 закрепляет: «Собственность обязывает. Пользование ею должно одновременно служить общему благу». Это совершенно новый подход, суть которого в том, что современные технологии, современное производство, способы добычи природных богатств могут быть опасны для окружающих, для окружающей среды. Именно такой подтекст и заложен в данные строки о том, что собственность обязывает. Владелец собственности должен думать не только о своем бизнесе и своих правах, но и о правах других лиц. Поэтому и сказано, что собственность обязывает.

Ст.29 конституции Японии говорит о том, что право собственности не должно нарушаться, и далее – «право собственности определяется законом с тем, чтобы оно не противоречило общественному благосостоянию. Частное имущество может быть использовано в общественных интересах за справедливую компенсацию», т.е. в новых конституциях появляется понятие общественного благосостояния.

Возможно, наиболее характерна в этом плане ст.41 конституции Италии. В ней говорится, что частная хозяйственная инициатива свободна, однако же, она не может развиваться в противоречии с общественной пользой, или так, чтобы причинять опасность общественной пользе или человеческому достоинству. Часть 3 этой статьи говорит: «Закон определяет программы тех мероприятий и контроля, с помощью которых общественная частная экономическая деятельность может быть направлена и координируема в социальных целях». Итак, в середине XX века и ближе к его концу появились разумные ограничения, направленные на то, чтобы собственность не могла быть направлена во вред человеческому сообществу, т.е. другим гражданам.

К социально–экономическим правам второй группы традиционно относят самое знаменитое право – право на труд, которое было предметом гордости всех советских конституций. Под влиянием этих конституций в том или ином виде право на труд стало появляться и в зарубежных конституциях. Так, в той или иной интерпретации, оно закреплено в текстах конституции Дании, Индии, Испании, Италии, Японии. В несколько ретушированном виде, оно имеется в конституции ФРГ. Однако право на труд в этих странах и в этих конституциях понимается, как право личности реализовывать свои умения, способности и таланты. В советском государстве оно понималось, как обязанность государства предоставить человеку гарантированную работу. Нужно сказать, что реального права на труд не было никогда и нигде, потому что в чистом виде это просто утопия. К примеру, семнадцатилетние школьницы всегда мечтали быть кинозвездами, эстрадными певцами и т.д., но государство не может предоставить им такие возможности.

Конституционное право, для того, чтобы быть реальным, должно защищаться в суде. Ни в одной стране и никогда конституционное право на труд в суде не защищалось. Защищалось утраченное место, должность, потерянное место работы. Право на труд в виде какого–то идеала присутствовало лишь в мечтах. Что касается связанного с правом на труд правом на отдых – оно имеется в любой стране, ибо каждый человек должен иметь право отдохнуть после своих трудов. В любой стране граждане имеют право на отпуск, выходные дни, праздники и т.д.

Важным правом является свобода труда или запрещение принудительного труда. Под принудительным трудом понимается принуждение граждан со стороны государства выполнять ту работу, которую он делать не хочет. Есть достаточно интересный и спорный вопрос о том, является ли труд в местах лишения свободы принудительным. Во многих зарубежных высокоразвитых странах труд в местах лишения свободы признается принудительным, если осужденный не желает его делать. Например, были достаточно неприятные для американского правительства моменты, когда некоторые американские либералы призывали не покупать текстильные изделия, изготовленные в Китае, заявляя, что большинство из них изготовлены в местах лишения свободы заключенными.

Важными экономическими правами является право на социальное обеспечение, на охрану здоровья. Мы гордились этими правами, говорили о том, что «бедные» трудящиеся в буржуазных странах этого права лишены. Однако же, при ближайшем рассмотрении, мы можем установить, что в этой области в зарубежных странах все в порядке. Граждане там не умирают без медицинского обслуживания, поскольку либо есть бесплатное медицинское обслуживание, как в Великобритании, либо есть страховая медицина, как в Соединенных Штатах Америки.

К социально–экономическим правам примыкают права на коллективные действия в защиту своих интересов. Это права рабочего класса на забастовку, на образование профсоюзов. Многие современные конституции эти права декларируют, закрепляют, а граждане эти права реализуют на практике. Например, ст.40 конституции Италии гласит: «Право стачек осуществляется в рамках законов, регулирующих это право». Пункт 2 ст.32 конституции Греции гласит: «Забастовка является правом».

Размещено на