Организация движения: технические средства светофор.урегулир-е.
і і і і іДетекторы і і і і і ітранспорта ГДДЩ ЪДДДДДБДДДДДДДДї і і АДДДДДВДДДДДДЩ іСредства іЪДДДДДДДБДДДДДДДДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДДДДДДДБДДДДї ітелевизионногоіі Транспортные и пешеходные потоки ГДДДДДДґнадзора іАДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЩ АДДДДДДДДДДДДДДЩяD mq9.pdr 4яш0 Рис.2. Общая классификация технических средств организации движения. Дорожные контроллеры имеют различное исполнение в зависимостиот характера выполняемыми ими задач и подразделяются (как былоуказано выше) на контроллеры локального и системного управления. Ите, и другие могут обеспечивать жесткое программное управление, апри наличии обратной связи с транспортным потоком - адаптивное. При автоматическом управлении обратная связь осуществляется спомощью детекторов транспорта. Так как эта связь применяется не вовсех случаях, на рис.2 она показана пунктирной линией. При ручномуправлении (если оператор не находится на перекрестке) для обрат-ной связи могут быть использованы средства телевизионного обзора,телефонной связи и средства отображения информации управляющегопункта. Последние используют информацию, поступающую от детекторовтранспорта. Технические средства обеих групп имеют свою классификацию.Например, деление знаков на группы, разметки на виды, и т.д.- 9 - 2.3. Показатели эффективности применения технических средств. Технические средства организации движения воздействуют натранспортные и пешеходные потоки. При этом параметры потоков меня-ются. Эти изменения могут быть положены в основу показателей, ис-пользуемых для оценки эффективности применения как отдельного тех-нического средства, так и их совокупности. В общем виде, принимая принимая во внимание задачи управлениядвижением, показатели эффективности должны отражать производитель-ность транспортного процесса и безопасность движения. Вместе с темпоиски единого показателя, который был бы универсальным, измеримымв реальных условиях движения и имел бы стоимостное выражение, свя-заны с определенными трудностями. Для разных "потребителей" систем управления на первый планмогут быть выдвинуты различные показатели: число и тяжесть ДТП,пропускная способность улично-дорожной сети, транспортные задерж-ки, число остановок транспортных средств, длина очередей передперекрестками, время выполнения поездки, скорость сообщения, сте-пень загазованности окружающей среды и уровень шума, создаваемоготранспортными средствами. Между перечисленными показателями су-ществует взаимосвязь, однако явный вид этих зависимостей пока не-известен. Кроме этого, некоторые показатели не могут быть опреде-лены сразу. Например, для определения числа и тяжести ДТП необхо-димо время для сбора статистических данных. В зависимости от цели оценки (например, оценка уровня безо-пасности движения или загазованности воздуха) используются те илииные показатели или их совокупность. Для расчетов экономическойэффективности внедрения технических средств организации движенияцелесообразно учитывать множество показателей в их стоимостном вы-ражении. Для целей оптимизации работы технических средств можноограничиться использованием одного-двух показателей, посколькупрактика показывает, что минимизация одного из ведущих параметровэффективности приводит к снижению (или увеличению) других. Такснижение задержки транспортных средств приводит к увеличению ско-рости сообщения, уменьшению времени движения, расхода топлива, за-газованности и шума. При выборе ведущего показателя необходимо учитывать, что внаиболее явном виде об эффективности управления можно судить по
- 10 -характеру работы перекрестков, пропускная способность которых вомногом определяет производительность всей транспортной системы. Для перекрестка таким показателем является среднее время обс-луживания или средняя задержка автомобиля. Этот показатель чащевсего используется как характеристика эффективности различных сис-тем массового обслуживания. Задержка может быть сравнительно прос-то определена в реальных условиях движения и имеет стоимостное вы-ражение. К сожалению, средняя непосредственно задержка не отражаетстепень безопасности движения. Известно, что уменьшение задержекуменьшает раздраженность и психологическую утомляемость водителей,что в конечном счете уменьшает и вероятность возникновения ДТП.Тем не менее только путем уменьшения средних задержек транспортныхсредств добиться снижение числа ДТП невозможно. Поэтому, принимаяуказанный критерий в качестве основного, следует учитывать и дру-гие показатели соответствующие характеру и направленности анализасистем управления. В ряде случаев параметры систем, расчитанные покритерию средней задержки, могут быть ограничены с учетом интере-сов безопасности движения, например длительность минимального раз-решающего, максимального запрещающего и промежуточного сигналовсветофоров, расчетная скорость движения и т.д. Кроме этого, пока-затель безопасности предъявляет определенные требования и к техни-ческим средствам организации движения с точки зрения их безотказ-ности в работе и информативности. С учетом роста уровня автомобилизации особое значение прини-мают экологические показатели. Частые торможения и остановкитранспортных средств повышают вероятность использования водителямипонижающих передач и работы двигателя на не экономичных режимах.это способствует загрязнению атмосферы продуктами неполного сгора-ния топлива и увеличению транспортного шума. Поэтому параметры уп-равления движением должны обеспечивать стабильность скоростногорежима и снижение числа и продолжительности остановок транспортныхсредств..
- 11 - 3. СВЕТОФОРЫ. 3.1. Значение и чередование сигналов. Светофоры предназначены для поочередного пропуска участниковдвижения через определенный участок улично-дорожной сети, а такжедля обозначения опасных участков дорог. В зависимости от условийсветофоры применяются для управления движением в определенных нап-равлениях или по отдельным полосам данного направления: в местах, где встречаются конфликтующие транспортные, а такжетранспортные и пешеходные потоки (перекрестки, пешеходные перехо-ды); по полосам, где направление движения может меняться на проти-воположное; на железнодорожных переездах, разводных мостах, причалах,па-ромах, переправах; при выездах автомобилей спецслужб на дороги с интенсивнымдвижением; для управления движением транспортных средств общего пользо-вания. Порядок чередования сигналов, их вид и значение, принятые вРоссии, соответствуют международной Конвенции о дорожных знаках исигналах. Сигналы чередуются в такой последовательности: красный -красный с желтым - зеленый - желтый - красный... При отсутствии дополнительной секции красный немигающий сиг-нал запрещает движение по всей ширине проезжей части. остальныеразновидности красного сигнала имеют специальное назначение: контурная черная стрелка на красном фоне круглой формы запре-щает движение в сторону, указанную стрелкой; косой красный крест на черном фоне квадратной формы запрещаетвъезд на полосу движения, над которой он расположен; красный силуэт стоящего человека запрещает движение пешехо-дам; красный мигающий сигнал или два красных попеременно мигающихсигнала запрещают выезжать на железнодорожный переезд, разводноймост, причал паромной переправы и в другие места, представляющиеособую опасность для движения. Желтый немигающий сигнал обязывает к остановке перед стоп-ли-
- 12 -нией всех водителей, за исключением тех, которые уже не могли быостановиться с учетом требований безопасности движения. Желтыйсигнал, подключенный к красному, предупреждает о незамедлительномвключении зеленого сигнала. Желтый мигающий сигнал не запрещаетдвижение и применяется для обозначения перекрестков, которые могутбыть не замечены водителями на расстоянии, достаточном для оста-новки транспортного средства. Зеленый немигающий сигнал при отсутствии каких-либо дополни-тельных ограничений, а также дополнительной секции светофора раз-решает движение по всей ширине проезжей части во всех направлени-ях. Зеленый мигающий сигнал предупреждает о конце разрешающеготакта. Разновидности зеленого сигнала и их назначение следующие: контурная черная стрелка на зеленом фоне круглой формы, атакже зеленая стрелка на черном фоне круглой формы - разрешаютдвижение в сторону стрелки; зеленая стрелка, на черном фоне квадратной формы направленнаявниз, разрешает движение по полосе, над которой расположен свето-фор; сигнал в виде зеленого силуэта идущего человека разрешаетдвижение пешеходов. Зеленая стрелка дополнительной секции светофора разрешаетдвижение в сторону, указываемую стрелкой, независимо от сигналаосновного светофора. При этом красный сигнал основного светофоралишает водителей, движущихся в сторону включенной зеленой стрелкидополнительной секции, преимущественного права проезда. Выключен-ная секция запрещает движение в направлении стрелки этой секциидаже при включенном зеленом сигнале основного светофора. Разрешенное направление движения для транспортных средств за-висит от сочетания включенных сигналов верхнего и нижнего рядаспециального светофора (в случае его применения). При выключенномнижнем сигнале движение запрещено во всех направлениях. 3.2. Типы светофоров. Светофоры можно классифицировать по их функциональному назна-чению (транспортные, пешеходные); по конструктивному исполнению(одно-, двух- или трехсекционные, трехсекционные с дополнительными
- 13 -секциями); по их роли, выполняемой в процессе управления движением(основные, дублеры и повторители). В приложении 1 показаны некоторые светофоры, применяемые внашей стране для управления дорожным движением. В соответствии сГОСТ 25695-83 "Светофоры дорожные. Общие технические условия" ониделятся на две группы: транспортные и пешеходные. Светофоры каждойгруппы, в свою очередь, подразделяются на типы и разновидности ис-полнения. Имеются семь типов транспортных светофоров и два типапешеходных. Каждый светофор имеет свой номер. Первая цифра номераозначает группу (1 - транспортный светофор, 2 - пешеходный), вто-рая цифра - тип светофора, третья цифра (или число) - разновид-ность его исполнения. Транспортные светофоры типа 1 (без учета сигналов дополни-тельных секций) и типа 2 имеют три сигнала круглой формы диаметром200 или 300 мм, расположенных вертикально. Как исключение, длясветофоров типа 1 допускается горизонтальное расположение сигна-лов. Последовательность расположения сверху вниз (слева направо):красный, желтый, зеленый. Дополнительные секции применяются только со светофорами типа1 с вертикальным расположением сигналов и имеют сигнал в видестрелки на черном фоне круглой формы. Для лучшего распознавания водителем дополнительной секции(особенно в темное время суток) на линзе основного зеленого сигна-ла светофора наносят контуры стрел, указывающих разрешенные этимсигналом направления движения. С этой же целью при наличии допол-нительных секций светофор оборудуется белым прямоугольным экраном,выступающим за габариты светофора. Расположение секций зависит отнаправления стрелки. Для транспортных светофоров типа 2 контуры стрелок, указываю-щих разрешенное (запрещенное) направление движения, наносят навсех линзах. При этом в отличие от красного и желтого сигналов зе-леный сигнал светофоров этого типа представляет собой зеленуюстрелку на черном фоне. Под светофорами или над ними располагаюттаблички белого цвета с изображением стрелок, указывающих то женаправление, что и контуры стрелок на линзах. Светофоры типа 1 применяются для регулирования всех направле-ний движения на перекрестке. Допускается их использование и переджелезнодорожными переездами, пересечениями с трамвайными и трол-
- 14 -лейбусными линиями, сужениями проезжей части и т.д. Светофоры типа2 применяются для регулирования движения в определенных направле-ниях (указанных на линзах стрелками) и только в тех случаях, когдатранспортный поток в этих направлениях не имеет пересечений илислияний с другими транспортными или пешеходными потоками (бесконф-ликтное регулирование). При достаточно широкой проезжей части счислом полос на подходе к перекрестку более четырех целесообразносветофоры этого типа использовать для регулирования движения пополосам. Специфика использования светофоров типа 2, связанная с бес-конфликтным регулированием, не позволяет их совместную установкусо светофорами типа 1 на одном подходе к перекрестку. Исключениесоставляет случай, когда транспортные потоки отделены друг от дру-га приподнятыми островками, или разделительными полосами. Такимобразом в пределах одной проезжей части водитель должен видетьсветофоры одного типа. Транспортные светофоры типа 3 применяются в качестве повтори-телей сигналов светофоров типа 1. По своему внешнему виду они на-поминают светофоры этого типа, однако в отличие от них имеют мень-шие габаритные размеры и диаметры сигналов 100 мм. Если основнойсветофор (типа 1) имеет дополнительную секцию то светофор-повтори-тель также оборудуется дополнительной секцией естественно умень-шенного размера. Светофоры типа 3 размещают под основным светофором на высоте1,5-2 м от проезжей части, если затруднена видимость сигналов ос-новного светофора для водителя, остановившегося у стоп-линии. Све-тофоры этого типа могут применяться также для управления велоси-педным движением в местах пересечения дороги с велосипедной дорож-кой. В этом случае над ними укрепляют табличку белого цвета сизображением символа велосипеда. Транспортные светофоры типа 4 применяют для управления въез-дами на отдельные полосы движения. Такая необходимость возникает,например, при организации реверсивного движения. Светофоры этоготипа устанавливают над каждой полосой в ее начале. Они имеют гори-зонтальное расположение сигналов: слева - в виде косого красногокреста; справа - в виде зеленой стрелки, направленной остриемвниз. Оба сигнала выполняются на черном фоне прямоугольной формы.Габаритные размеры каждого символа 450 500 мм.
- 15 - Светофоры типа 4 могут применяться со светофорами типа 1, ес-ли реверсивное движение организовано не по всей ширине проезжейчасти. В этом случае действие светофоров типа 1 не распространяет-ся на полосы с реверсивным движением. Запрещается въезд а полосу,ограниченную с обеих сторон двойной прерывистой линией (разметка1.9), при отключенном светофоре типа 4, расположенного над этойполосой. В противном случае возникает возможность выезда навстречудвижения (например, при перегорании ламп красного сигнала одногоиз светофоров полосы). Транспортный светофор типа 5 имеет четыре сигнала бело-лунно-го цвета круглой формы диаметром 100 мм. Подобный светофор приме-няют в случае бесконфликтного регулирования движения транспортныхсредств общего пользования (трамваев, маршрутных автобусов, трол-лейбусов), движущихся по специально выделенной полосе. Однако дажев этих случаях необходимость в установке светофоров типа 5 нередкоотпадает: схема организации движения на перекрестке обеспечиваетбесконфликтный пропуск транспортных средств указанных видов вместес общим потоком, и светофоры типа 5 лишь повторяют значения сигна-лов светофоров типа 1 или 2. При отсутствии специально выделенных полос для транспортныхсредств общего пользования или возможности их бесконфликтного про-пуска применение светофоров типа 5 становится бессмысленным. Уп-равление движением осуществляется светофорами типа 1 или 2. Транспортные светофора типа 6 имеют два (реже один) красныйсигнал круглой формы диаметром 200 или 300 мм, расположенных гори-зонтально и работающих в режиме попеременного мигания. При разре-шении движения транспортных средств сигналы выключаются. Светофорыэтого типа устанавливаются перед железнодорожными переездами, раз-водными мостами, причалами железнодорожных переправ, в местах вы-езда на дорогу транспортных средств спецслужб. Светофор типа 7 имеет один сигнал желтого цвета, постоянноработающий в режиме мигания. Его применяют на нерегулируемых пе-рекрестках повышенной опасности. Транспортные светофоры типа 8 имеют два расположенных верти-кально сигнала красного и зеленого цветов круглой формы диаметром200 и 300 мм. Их применяют при временном сужении проезжей части,когда организуют попеременное движение по одной полосе, а исполь-зование для этих целей знаков приоритета затруднено в силу ограни-
- 16 -ченной видимости на этом участке дороги. Кроме этого, светофорытипа 8 применяют также для управления малоинтенсивным движением навнутренних территориях гаражей, предприятий и организаций, где,как правило, введены ограничения скорости. В перечисленных случаяхдопускается и использование наиболее распространенных светофоровтипа 1, однако светофоры типа 8, отличающиеся от них отсутствиемжелтого сигнала, указывают на специфику условий движения. Пешеходные светофоры имеют два вертикально расположенных сиг-нала круглой или квадратной формы с диаметром круга или сторонойквадрата 200 или 300 мм. Верхний сигнал - красный силуэт стоящегопешехода, нижний - зеленый силуэт идущего пешехода. Оба силуэтавыполняются на черном фоне. Согласно ГОСТ 23457-86, пешеходными светофорами оборудуют всепешеходные переходы на управляемом светофорами перекрестке. Приэтом, если не обеспечен бесконфликтный пропуск пешеходов, зеленыйсигнал должен работать в мигающем режиме, предупреждая пешеходов иводителей о возможности просачивания транспортных средств черезпешеходные потоки. Для всех типов светофоров при наличии двух вариантов сигнала(200 или 300 мм) светофоры с большим размером сигнала устанавлива-ют на магистральных улицах и площадях, на дорогах с максимальнодопустимой скоростью движения более 60 км/ч, а также при неблагоп-риятных условиях видимости. Таким образом обеспечивается лучшеевосприятие сигналов участниками движения. Кроме этого, увеличенныеразмеры сигналов подчеркивают характер дороги, на которой находит-ся водитель. С этой же целью перед пересечениями с указанными до-рогами со стороны, где были светофоры с диаметром сигнала 200 мм,устанавливают светофор с увеличенным диаметром (300 мм) красногосигнала. 3.3. Критерии ввода светофорной сигнализации. Введение светофорного