Как подготовиться к ответу на экзамене
ваших знаний экзаменатор будет судить по тому, насколько быстро вы сообразите, что от вас хотят услышать.5.5.3 Альтернативные вопросы
Их экзаменаторы обычно задают в той же ситуации, что и уточняющие вопросы. Но положение здесь не столь критичное. Во-первых, часто один из ответов явно более предпочтителен, и есть вероятность того, что именно он является правильным. Во- вторых, даже при полном отсутствии знаний ваши шансы будут составлять не менее 50%.
Следует, однако, помнить, что и альтернативные, и уточняющие вопросы экзаменатора свидетельствуют о том, что его начинает раздражать отсутствие четкости в вашем ответе.
5.5.4 Собственно дополнительные вопросы
Очень часто экзаменуемые имеют хорошие знания, но забывают сказать о том или ином аспекте раскрываемого вопроса. Они об этом ЗНАЮТ, но ЗАБЫВАЮТ ВСПОМНИТЬ. В этом случае экзаменатор обычно и задает дополнительные вопросы. Если налицо отличные знания, то ничего страшного в этом нет - абитуриенты молниеносно выдают требуемые сведения. Но все- таки желательно избегать ситуации «не помню, что именно надо вспомнить». Для этого необходимо твердо усвоить все пункты плана, опираясь на которые можно рассказать о любом явлении, законе или теории.
Что нужно знать о том или ином явлении?
Внешние признаки явления; условия его протекания; механизм, сущность явления, его определение; связь с другими явлениями; когда и кем было впервые описано данное явление; количественные характеристики явления и то, как оно используется в практической деятельности; условия управления явлением.
Что нужно знать о законе?
Какую связь между явлениями отражает этот закон; формулировка закона; его математическое выражение (если имеется); какими опытами можно подтвердить закон; когда, кем и при каких обстоятельствах данный закон был открыт; как учитывается закон на практике; границы применения закона.
Что нужно знать о теории?
Опыты, факты, явления, послужившие основой теории; основные понятия и положения теории; используемый для ее описания математический аппарат; круг явлений, которые объясняются или предсказываются данной теорией.
5.5.5 Неожиданные вопросы
Внимательно слушающий вас экзаменатор неожиданно задает вопрос. Что делать в этой ситуации? Ведь если вы не знаете ответ назубок, то молниеносно переключиться и что- нибудь придумать очень сложно. Самое главное в этом случае - не молчать. Можно задать экзаменатору несколько уточняющих вопросов и таким образом выиграть необходимое для обдумывания ответа время.
5.5.6 Теперь рассмотрим, когда отвечать на вопросы и замечания
С вопросами все более или менее понятно. Чем раньше вы начнете отвечать, тем лучше. Это понятно. С замечаниями немного сложнее. Здесь можно предложить следующие варианты: до того, как замечание высказано; сразу после того, как оно сделано; во время замечания, перебив экзаменатора; несколько позднее; никогда.
Отвечать до того, как замечание высказано, следует в случаях, когда вы чувствуете, что экзаменатор рано или поздно сделает определенное замечание. Тем самым у вас появится возможность самим выбрать наиболее подходящий момент для ответа.
Отвечать сразу после высказанного замечания - наиболее принятый метод для ответа, и его нужно использовать во всех нормальных ситуациях.
Отвечать несколько позднее после высказывания замечания необходимо в случае, если вам трудно сразу найти подходящий ответ и вам лучше отложить его на более поздний момент.
Отвечать во время высказывания замечания - вариант, как и предыдущий, не самый удачный.
Не отвечать вообще можно лишь на отдельные виды замечаний (особенно враждебные). Это же относится и к случаям, когда можно без ущерба признать правоту экзаменатора.
6. Последний штрих
6.1 Обобщение ответа
Ответ почти закончен, но именно на этом этапе на сцену выходит такая важнейшая вещь, как правильное завершение ответа. Оно, как последний штрих в рисунке, в пределе может сделать его или гениальным - или бездарным. Ответ, конечно же, нужно обобщить. Обобщение, однако, не должно сводиться к простому повторению наиболее важных положений ответа - важно лишь то, что произведет на экзаменатора наибольшее впечатление. Здесь недопустимы расплывчатые формулировки, лишние слова - преподавателю должна быть ясна и понятна каждая деталь вашего вывода. Должна преобладать одна- единственная мысль - четко выделенная, изложенная ярко и убедительно. Все, что было сказано вами ранее, должно подчиняться этой основной мысли, ведь бледный и нечеткий финал ответа может с легкостью развеять еще недавно хорошее от него впечатление.
Многие абитуриенты в конце ответа приводят хорошие, убедительные примеры, но забывают впоследствии сделать выводы из основных положений своего выступления и преподнести их в яркой форме. Часто можно наблюдать ответы, в которых отдельные тезисы не взаимосвязаны, а просто наслаиваются один на другой. В результате вместо «эффектной мозаики» получается «куча кубиков».
6.2 Техника завершения ответа - тактические тонкости
Поскольку окончание ответа в силу его значимости требует наибольшего внимания, мы советуем абитуриентам при подготовке к ответу записывать несколько финальных фраз или хотя бы одну заключительную. Важно также отделить завершение ответа от предыдущего текста, например с помощью следующих выражений: «Так можно прийти к выводу, что,..»; «Таким образом...»; «Подводя итоги...» и т. п.
Многие считают, что существует некий «психологически удобный» момент, когда можно и нужно подтолкнуть экзаменатора к завершению работы с вами. Опыт показывает, однако, что почувствовать, уловить этот момент очень сложно, хотя и ждать его спонтанного наступления слишком долго тоже не стоит.
Существует ряд необходимых и достаточных условий «выхода» в решающую фазу завершения ответа и принятия экзаменатором решения о том, «сколько стоят» ваши знания.
Они просты, эти условия:
а) вы успешно справились с замечаниями и возражениями экзаменатора;
б) вы совсем-совсем ничего не можете более сказать по данному вопросу;
в) вы сумели установить контакт с экзаменатором и создать благоприятную эмоциональную атмосферу для завершения экзамена (то есть, например, вы настолько исчерпывающе ответили на очень сложный вопрос или принципиальное замечание, что удовлетворение экзаменатора вашим ответом стало очевидно).
Когда все вышеперечисленные условия выполнены, необязательно подталкивать экзаменатора к принятию решения, иногда можно обойтись без этого. Постарайтесь научиться внимательно наблюдать и анализировать поведение преподавателя на экзамене - это поможет вам быстро сориентироваться в ситуации и принять верное решение.
Среди признаков, свидетельствующих о том, что ваш экзамен близится к концу, можно выделить следующие. Ваш преподаватель:
а) пребывает в расслабленном состоянии, наклоняется вперед с выражением заинтересованности или, наоборот, слегка отклоняется назад;
б) проявляет знаки общей дружеской реакции;
в) слушает ваше выступление с выражением одобрения, иногда кивает головой;
г) снова просматривает ваш листок, ваши записи и графики;
д) изменяет степень своей вовлеченности в дискуссию, темп своих высказываний.
Все эти признаки показывают, что экзаменатор уже принял решение. Какое - он вам скоро скажет сам.
Иногда, даже если вы довольно долго высказывались по данному вопросу и неплохо его осветили, экзаменатор с незавиимо-бесстрастным лицом может холодно спросить: «Это все?»
Что в таких случаях делать?
Во-первых, не теряйтесь и не впадайте в панику.
Во-вторых, ни в коем случае не отвечайте: «Да, это все».
В-третьих, не молчите виновато.
Можно ответить «нет» - и начать ответ по второму кругу. Но лучше задать встречный вопрос экзаменатору, взяв инициативу в свои руки: «Вы считаете, что я недостаточно осветил вывод второй формулы?» и т.п. Экзаменатор втянется в дискуссию, во время которой вы уясните, чем он недоволен, и попытаетесь исправить упущенное.
6.3 Оценка
Какую оценку поставит экзаменатор? Трудно ответить на этот вопрос. Оценка зависит не только от того, ч т о вы сказали на экзамене, но и от того, к а к вы это сказали. Для полноты впечатления от вашего ответа экзаменатор вполне может вас спросить: «Ну, так что будем ставить - 3 или 4?»
Если вы спокойно ответите «3», он поймет, что на эту оценку вы и рассчитывали, и спокойно ее и поставит.
Если с таким же спокойствием вы скажете «4», экзаменатор подумает, что вам нужна «четверка» и свой ответ вы соответственно оцениваете, что, с его точки зрения, является наглостью. Ведь даже он, в десять раз более опытный и знающий, не уверен, что вы «тянете» на 4. И вполне вероятно, за нахальство вам тут же влепят «трояк».
Остается последний вариант: с горечью и скорбью, всем своим видом демонстрируя, что вам позарез нужна «четверка», ответить «три». Ответить, правда, не «на полном серьезе», а как бы с трудом выдавить из себя, словно бы прохрипеть эту неприятную цифру. Можно поступить и иначе: не произносить оценку вслух, а изобразить ее средствами мимики и пантомимы. В этом случае, однако, вы не заработаете очков за мужество.
Поэтому, если у вас спрашивают, что вам поставить, вы должны:
а) активно довести до сведения преподавателя, что вам нужна более высокая оценка;
б) ни в коем случае не оценивать свой ответ выше, чем оценивает его (пока!) преподаватель;
в) не рекомендуется также отвечать: «Не знаю»,-пожимать плечами, спрашивать: «А вы как думаете?» - или притворяться глухим.
Иногда случается, что экзаменатор не называет вам оценку, а молча ставит ее в экзаменационный лист. Как бы вы ни были уверены в свой оценке, сразу же посмотрите, что вам поставили. Нам известен случай, когда абитуриент с блеском ответил на все вопросы билета — и экзаменатор, не став у него ничего больше спрашивать, поставил ему оценку; абитуриент вышел из аудитории и только на улице увидел, что в экзаменационном листе стоит «хорошо».
Если вы увидите, что вам собираются поставить оценку ниже той, на которую вы рассчитываете, действуйте очень быстро. Только не надо кричать: «А почему четверка?!» Любой экзаменатор при желании вам элементарно докажет, почему. Лучше поинтересуйтесь, не согласится ли он задать вам еще несколько дополнительных вопросов.
При поражении ведите себя достойно: не клянчите и не требуйте более высокой оценки - эти два пути никуда вас не приведут. Лучше повторите еще раз ваше предложение о дополнительных вопросах.
Некоторые девушки в критических ситуациях на экзамене дают волю слезам. Но ничего хорошего из этого, как правило, не выходит. Только на первый взгляд кажется, что чем сильнее выражено страдание человека, тем больше он вправе рассчитывать на помощь и поддержку окружающих. Исследования психологов обнаруживают противоположную картину: чем больше страдает человек, тем в большей мере он представляется постороннему наблюдателю неприятным, недостойным и заслуживающим того, что с ним происходит. Так что у экзаменатора слезы вызовут лишь неприязнь и раздражение. Если уж вам так хочется, чтобы вас еще поспрашивали,- лучше скромно и с чувством собственного достоинства «упасть в обморок» (или сделать то, что называется «мне очень плохо»). В этом случае у преподавателя может возникнуть чувство вины за содеянное.
Таким образом, формула: «Смотрите, как мне плохо, как мне нужна эта «четверка» - так же неудачна, как и формула: «Наплевать мне на вашу тройку, можете ставить что угодно». Лучше всего демонстрировать следующее состояние: «Я очень- очень волнуюсь, профессор, мне очень нужна четверка, но я стараюсь держать себя в руках и приму от вас любую оценку, которую вы сочтете нужным поставить. Но все-таки мне очень нужна четверка».
Как лучше всего запоминать материал
Все предыдущие рекомендации в основном посвящены вашему поведению на экзамене, но каким бы психологически верным не было поведение экзаменуемого, без твердых знаний все же не обойтись. Поэтому мы рекомендуем вам изучить эффективные приёмы, методы и техники с помощью которых можно на 100% запомнить любой учебный материал.