Оценка процесса внутренней миграции России
тысяч жителей), Белогородской (76 человек) и Калужской (41 человек). Минимальное в Тамбовской (2 человека), Смоленской (3 человека) областях. В Костромской (-0,4 человек) и Ивановской (-4человек) областях имел место небольшой отток населения. Эти различия в величине миграционного сальдо связаны с неодинаковыми уровнем жизни и экологической ситуацией во взаимодействии с безработицей и возрастной структурой населения. Индекс социального самочувствия (по П.Н. Мадюскину), учитывающий многие факторы жизни, наиболее высок в Москве (выше 3,15 балла), немногим ниже в Московской и Ярославской областях, значительно ниже – в Тверской, Смоленской, Рязанской, Тульской, Брянской и Владимирской. В Ивановской же области он составляет лишь 2,15 – 2,3 балла (при минимальном показателе для регионов России менее 2,15 балла). Необходимо добавить, что высокий уровень безработицы (в Рязанской, Смоленской, Владимирской областях) перекрывает действие фактора возрастной структуру населения, отличающейся здесь очень большой долей лиц пенсионного прироста населения. Низкий уровень безработицы в Москве и Московской области повышает роль возрастной структуры населения.В Северо-Западном районе все области имеют положительное сальдо миграции. При этом максимальная величина миграционного прироста наблюдается в Санкт-Петербурге (72 человека на 10 тысяч жителей в 2008 году), где самый высокий уровень среднедушевого денежного дохода при низкой безработице, а в Ленинградской области (83 человека) с ее большим объемом промышленного строительства. На втором месте Калининградская область (40 человек на 10 тысяч жителей).
Во всех областях Северо-Западного района положительное сальдо наблюдается в сельской местности, что связано не только с развитием там трудоемкого сельского хозяйства, но и с большим объемом строительных работ.
В Северном экономическом районе – отрицательное сальдо миграции населения во всех его северных и северо-восточных частях (Мурманская(-88) и Архангельская (-51) областях, Республика Коми (-94)) и положительное на юге (Вологодская область (5)). Но тогда как в Архангельской области и Республике Коми миграционная убыль населения наблюдается и в городской, и в сельской местности, на юге она происходит только в сельской. Исключение составляет только Мурманская область, где коэффициент миграционного сальдо в 2008 году в сельской местности был положительным (83 человека), а в городской – отрицательным (-88 человек). Миграции в сельской местности Мурманской области связаны не с сельским хозяйством, а с развитием других отраслей экономики.
Миграционная убыль населения в северных регионах связана с уменьшением объема производства и северных надбавок. Здесь выше уровень безработицы по сравнению со средними показателями Российской Федерации. Надо иметь в виду, что с молодым составом населения связана и большая миграционная подвижность. Доля лиц пенсионного возраста колеблется от 13 до 21%, тогда как в центральных от 21 до 26%. Среднедушевой денежный доход населения в регионе выше в Мурманской области, но уровень жизни там относительно не высок.
В большинстве регионов Приволжского экономического района сальдо миграции отрицательное, но по разным причинам. Максимальный отток населения из Кировской области (-28) и Мордовии (-29) происходит за счет сельского населения. Невысок здесь и среднедушевой денежный доход. В Чувашии несмотря на сходный показатель денежного дохода благодаря специализации на трудоемких отраслях наблюдается небольшой миграционный прирост (коэффициент сальдо миграции равен 2). Отток населения из Марий Эл (-15) со значительным сокращением объема промышленного и сельскохозяйственного производства, высоким уровнем безработицы. В какой-то степени ему способствует и более молодой, по сравнению со многими регионами, возрастной состав населения.
Резко дифференцировано сальдо миграции в пределах Южного региона. Положительное сальдо миграции наблюдается во всех регионах за исключением Калмыкии (-102), в последние же годы прирост имеет место в Татарстане (28) и Самарской области (3), в меньшей степени – в Саратовской (3) и Пензенской (2) областях. Татарстан и Самарская область отличаются относительно устойчивой экономикой и значительно более высоким размером среднедушевого дохода. В Саратовской и Пензенской областях, где уровень жизни невысок, в 2008 году наблюдался небольшой миграционный прирост. Но в населении этих регионов больше доля лиц пенсионного возраста, что в какой-то степени влияет на величину миграционного сальдо.
В большинстве регионов Урала сальдо миграции отрицательно. Только в Башкортостане и Свердловской области в 2008 году коэффициент миграционного прироста был положительным (7 и 21). Максимальный отток (-43 и -18 человек на 10 тысяч жителей) в Курганской и Оренбургской областях, минимальный – в Удмуртии. Связи миграционного сальдо с с размером среднедушевого денежного дохода неоднозначна, так как влияние последнего иногда перекрывается действием других факторов. Так, в Пермской и Челябинской областях размер денежного дохода максимальных в регионе, но в них менее благоприятны экологические условия. Приток мигрантов в Башкортостан и Свердловску область связан с относительной устойчивостью их экономики.
Во всех областях и республиках Урала наблюдается отток сельского населения. Особенно велик в Удмуртии (-61), Курганской (-54) и Челябинской (-34) областях. Минимален в Пермской и Оренбургской областях – благодаря развитию интенсивных отраслей сельского хозяйства пригородного типа и специализации твердых сортах пшеницы и подсолнечника.
Главная особенность Сибирского района – большие различия в показателях миграции между северными и южными регионами. В Кемеровской области наблюдается положительное сальдо (28), во всех остальных мезорайонах происходит отток населения. На севере (Тюменская область, включая автономные округа) – положительное сальдо. Коэффициент достиг 32, 47 и 62 человека на 10 тысяч жителей.
Такие различия между северными и южными частями района связаны главным образом с неодинаковыми темпами развития в них промышленности, степенью ее устойчивости, размерами среднедушевого денежного дохода.
Между северными и южными регионами Сибири наблюдаются большие различия и в уровне безработицы.
Дальневосточный регион отличается максимальным оттоком населения. Вместе с тем коэффициент миграционной убыли стал меньше по сравнению с показателями на начало 2000-х годов. Лидером по механической убыли населения в 2008 году была его северная часть (Чукотский автономный округ (-174) и Магаданская область (-144)). Меньше всего отток населения был в Амурской области (-38). В Хабаровском крае наблюдалось положительное сальдо миграции (5).
В пределах Дальнего Востока нет зависимости между величиной коэффициента миграционного сальдо и уровнем среднедушевого денежного дохода, так как последний сравнительно немного превышает прожиточный минимум. Поэтому максимальная убыль населения характерна здесь для территорий с большими денежными доходами. Но с суровыми природными условиями. Там же и более молодой состав населения. Несмотря на, казалось бы, дефицит трудовых ресурсов, безработица находится на уровне средних для России показателей.
Таким образом, различия в величине коэффициента миграции между областями, краями и республиками в пределах того или иного экономического района определяются, как правило, неодинаковыми уровнем среднедушевого денежного дохода с учетом степени устойчивой экономики, ее специализации, масштабов безработицы, возрастной структуры населения. Эффективность экономики, ее специализация и конкурентоспособность во многом завися от природной среды, экономико-географического положения и других географических факторов. С этим связаны и различия в уровне жизни, определяемом не только размером денежного дохода.
3. Пути решения проблем связанные с переселением
Сложившаяся в результате первичной индустриализации система расселения не обеспечивает воспроизводства человеческих ресурсов в большинстве регионов. По оценочным данным, можно обозначить основные потоки и направления миграции. Считается, что существенная доля (около 70%) в миграционном потоке принадлежит российскому межрегиональному обмену населением. Главным межрегиональным вектором миграций в России с начала 90-х годов стало движение с севера и востока на юг и запад. Центр стягивает население со всей территории страны, а Дальний Восток – теряет. Вторым по значимости регионом исхода мигрантов внутри России является Северный Кавказ.
По данным Госкомстата, самым населенным городом России по-прежнему остается Белокаменная Москва (10,4 миллиона человек, 5 место в рейтинге "Самые населенные столицы мира"). Около трети мигрантов, оседающих в Москве на временное или постоянное проживание, поставляет Центральный район, соседние с Московской областью регионы и сама Московская область. С каждым годом официальная численность населения не только столицы, но и большинства ее городов-спутников, только увеличивается, при этом численность всех россиян неуклонно падает.
Сохранение нынешнего уровня рождаемости (при неизменной смертности и отсутствии миграционного прироста) может к 2050 году привести к ежегодной убыли населения в размере 1,8% и увеличение доли населения пенсионного возраста с 20,5% до 34 -35%, при одновременном сокращении доли детей и подростков, населения трудоспособного возраста.
Общее сокращение численности населения Российской Федерации и генеральная тенденция миграции в России с геополитической точки зрения. Они могут привести к образованию "демографического вакуума" в приграничных регионах Сибири и Дальнего Востока и создают объективные предпосылки для замещения населения иммигрантами из соседних стран, что не отвечает экономическим и геополитическим интересам страны.
В стране чрезвычайно мало привлекательных для миграционного притока населения регионов. Низкая мобильность населения внутри страны также постепенно превращается в чрезвычайно острую проблему регионального развития России. Для целого ряда регионов одним из главных барьеров для экономического роста становится дефицит трудовых ресурсов.
Ситуация могла бы разрешиться за счет мобильности населения – его перетока в регионы и сферы, в которых обеспечивается наивысшая капитализация (производительность) человеческих ресурсов. Но в большинстве российских регионов данная мобильность населения предельно низка. Пространственная мобильность сдерживается совокупностью факторов:
1. институтом регистрации и неразвитостью рынка жилья, неспособного принять значительные массы населения при их перемещениях по стране. В результате, человек не может жить там, где есть работа, а вынужден работать там, где у него есть жилье;
2. частичным сохранением системы натуральных льгот, расширением бюджетного сектора в ряде регионов как способном удержания населения;
3. большими транспортными издержками на перемещения (как для маятниковой, так и для долгосрочной миграции).
В стране степень подвижности населения – как фактор внутренней миграции – находится на уровне начала эпохи индустриализации.
Низкая пространственная мобильность накладывается на низкую квалификационную мобильность населения: ведь если человек не может перемещаться в пространстве, следую за рыночными предложениями в своей профессиональной нише, он вынужден менять профессии, подстраиваясь под предложения в месте проживания.
Миграционная политика – это целенаправленное воздействие государства на миграционные процессы. Она включает в себя, во-первых, некую систему идей и принципов, которыми руководствуются государственные структуры и общественные институту при выборе мер по достижению поставленных целей, во-вторых, программу конкретных мероприятий по обеспечению этих целей; в-третьих, финансовое, кадровое, организационное обеспечение намеченных мероприятий; в-четвертых, ответственность за полученные результаты.
Во внутренней сфере важное значение придается разработке эффективных механизмов перераспределения миграционных потоков с учетом геополитических интересов страны и облегчения интеграции мигрантов в районах вселения; формированию условий для самообустройства вынужденных мигрантов, поддержке их адаптации на новых местах; созданию системы предупреждения ситуаций, ведущих к внезапным массовым недобровольным перемещениям населения и другое.
Для того чтобы привлечь людей в сельскую местность и в регионы на востоке нашей страны (Сибирь, Дальний Восток), нужны привлекательные и комфортные условия для переселения.
Многие граждане нашей страны хотят переселиться в сельскую местность. Но ехать на пустое место, где нет жилья, работы и социальных гарантий отбивает все желание. Для того чтобы это желание переросло в конкретные действия нужно предложить человеку и его членам семьи:
- единовременное денежное пособие на каждого члена семьи для обустройства;
- оплату стоимости проезда и провоза домашнего имущества от прежнего места жительства до места вселения;
- отдельный жилой дом (квартиру) со всеми хозяйственными постройками и приусадебным участком или долгосрочную беспроцентную ссуду на приобретение жилья;
- обеспечить бесплатным медицинским обслуживанием;
- обеспечить или дать возможность приобрести транспорт и бесплатное топливо в течении первого года;
- домашний скот, птицу для организации личного подсобного хозяйства и оказание помощи в приобретении кормов;
- предоставить работу с достойным заработком, детские сады и школы.
Такое переселение, в первую очередь, нужно предлагать специалистам сельского хозяйства, студентам закончившим такого рода учебные заведения, многодетным и малоимущим семьям. Там нужны агрономы, инженеры и техники всех специальностей, зооинженеры и зоотехники, ветеринарные врачи и ветеринарные фельдшеры, биологи и так далее.
Это касается и востока нашей страны. Ведь люди тянутся в центр с целью получить достойную работу и хороший заработок. Но если всем этим обеспечить на Севере, Дальнем Востоке и других мало заселенных районах страны, то люди начнут переселяться.
Человеку также нужно жилье или перспективы получения в ближайшее время. Чтобы его окружала нормальная инфраструктура – спортивные заведения, театры, хорошие дороги, красивые фасады, места отдыха.
Нужно строить современные медицинские центры и, приглашая специалистов, обязательно предлагать квартиры.
И еще – нужно строить жилье для коренных жителей, чтобы они не уезжали и не увозили своих детей. Органы власти должны работать с банками и брать на себя гарантии, риски на себя. Тогда и кредитная ставка будет меньше, а жилье будет доступным и ликвидным.
Можно вновь возобновить программу по распределению студентов после окончания учебы. Молодые люди приобретут работу и жилье, а регион новых жителей.
Также существует программа по добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Программа не ограничивает круг потенциальных переселенцев. Эта программа содействия переселению – одно из направлений решения демографической проблемы нашей страны. Поэтому переселенцы приглашаются туда, где они более всего нужны. В программу не входят крупные мегаполисы. Пилотными регионами являются Красноярский, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Иркутская, Калининградская, Новосибирская, Тверская и Тюменская области.
Пакет государственной поддержи переселенцев включает в себя:
- компенсацию расходов на переезд к будущему месту жительства;
- компенсацию расходов на уплату госпошлины за оформление документов о статусе переселенцев;
- компенсацию таможенных платежей и налогов за ввоз имущества из страны выезда;
- единовременное пособие на обустройство и пособие по безработице до приобретения гражданства РФ и так далее.
Существует множество программ и проектов по переселению граждан. Но к сожалению все они не совершенны и не действуют в реальности. А люди продолжают уезжать из дальних районов страны в центр.
Заключение
Проведенные исследования позволяют ответить на поставленные в начале задачи.
Миграция – это перемещение, переселение. Существует два основных типа миграции. Это международная (внешняя) и внутренняя (внутригосударственная).
Миграция оказывает существенное влияние на социально-экономическое и демографическое развитие практически всех регионов России. Это один из самых сложных демографических процессов, так как на миграционное поведение населения воздействует комплекс межнациональных, политических и социальных факторов.
Внутренние перемещения чаще всего связаны со сменой места жительства или поиском работы. На сегодняшний день миграционная ситуация значительно отличается от ее состояния до начала реформирования экономической и социальной сфер в нашей стране. И именно проводимые реформы оказали на нее свое определенное влияние, как положительное, так и отрицательное. И если основными направлениями миграционных потоков были массовая миграция из города в село, в района нового промышленного освоения Сибири, Дальнего Востока и юга, то с началом реформ миграционные процессы стали принимать следующие черты.
1. Произошло значительное снижение общей миграционной активности населения России.
2. Наблюдается отток населения из Сибири и Дальнего Востока в центральные и южные регионы страны
3. Молодое поколение покидает сельскую местность и уезжает в города-миллионики.
4. Появилась вынужденная миграция их районов этнических и вооруженных конфликтов, незаконная миграция.
Безусловно, со временем ситуация должна стабилизироваться. Полная перестройка экономики страны, сдвиг производственных мощностей и капитала в Европейскую Россию, привело к перемещению рабочей силы. Но когда-то этот процесс стабилизируется. И для этого уже сейчас разрабатывается государственная политика регулирования миграционных процессов в Российской Федерации с учетом ожидаемых изменений.
Список использованной литературы
1. Белл М.Л. К вопросу о миграции в Россииъ[Текст]/М.Л. Белл;// Социально-гуманитарные знания. – 2006. - № 5. – С.174-178
2. Бреева Е.Б. Основы демографии. Учебное пособие: 4-е издание. – М., 2008. – С. 448
3. Вишневский А.Г. Население России 2007года. 15 ежегодный демографический доклад. – ГУВШЭ, 2009.
4. Глушкова В.Г. Демография. – М., 2010. – С. 288
5. Глущенко Г.И. Перспективы встраивания миграционной политики в стратегию экономического развития России [Текст]/Глущенко Г.И.// Вопросы статистики. – 2008. - № 7. – С. 20-34
6. Градировский С., Попухина Т. Типологии миграционных процессов/ www.antropotok.archipelag
7. Демографический ежегодник России 2009: Стат.сб. – М.: Росстат, 2009. – С.557
8. Дмитриев А.В. Миграция: конфликтное измерение. – Альфа-М, 2007. – С.416
9. Елиссева И.И. Демография и статистика населения. Учебник. – М., 2006. – С.520
10. Иванова Т.Д. Трудовая миграция: экономические и социальные эффекты (по результатам социологического исследования)/ www.migrocentr
11. Карачурина Л. Демографические факторы динамики миграционной активности населения России: современная ситуация и перспективы. № 585-286/ www.demoscope
12. Корнейчук Б.В. Рынок труда: учебное пособие. – М., 2007. – С. 287
13. Курицын И.И. Региональный аспект миграции населения в Российской Федерации на современном этапе [Текст]/И.И. Курицын; // География в школе. – 2006. - № 6. – С. 16-25
14. Метелев С. Динамика миграционных процессов и стратегия пространственного развития [Текст]/ Метелев С. // Человек и труд. – 2007. - № 9. – С. 74-78
15. Мотрич Е.Л., Найден С.Н. Влияние социально-демографической ситуации на трудовую миграцию: Дальневосточный вектор./ www.institutiones
16. Плисецкий Е.П. Современные миграционные процессы в России/ www.geo.1september
17. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (вопросы теории). – М., 2005. – С. 239
18. Юдина Т.Н. Миграция. Словарь основных понятий. – М., 2007. – с. 472
19. Щербакова Е. Российский барометр № 409-410/ www.demoscope
20. www.fms.gov
21. www.gks