Как подготовиться к ответу на экзамене

можно понять - они стремятся продемонстрировать уверенность в собственных знаниях. Но уверенность необходимо проявлять в поведении, а не в высказываниях.

С пафосом заявляя в самом начале ответа какую-нибудь спорную идею, вы очень рискуете. Во-первых, вы ставите экзаменатора в оборонительную позицию - ведь он может придерживаться и противоположной точки зрения. В связи с этим свой ответ лучше начинать с описания событий или явлений, а не с оценки их. Особенно это касается вопросов, на которые существуют различные точки зрения,

Во-вторых, безапелляционность опасна и с чисто технической точки зрения. Стоит вам заявить, что законы Ньютона выполняются всегда и везде, как экзаменатор подумает, что до электродинамики Максвелла вы просто «не дошли». Поэтому гораздо безопаснее почаще употреблять выражения, начинающиеся со слов: «как правило», «чаще всего», «практически без исключений». Заметьте, что таким языком написаны многие книги, в том числе и эта.

Ну и, наконец, чисто психологически безапелляционность высказываний воспринимается как признак ограниченности.


3.3 Несколько нестандартных способов начала ответа


3.3.1 Способ первый. «Знай и люби своего экзаменатора»

Это самый трудный и одновременно самый результативный способ, так как он позволяет установить тесный контакт с экзаменатором. Однако при использовании этого способа необходимо очень строго соблюдать чувство меры и использовать его только при благоприятных условиях.

Суть его заключается в искусстве определять и отмечать достоинства человека (и объяснять объективными причинами его недостатки). Например, если вы случайно или, тем более, хорошо знаете преподавателя и круг его научных интересов - доведите это до его сведения в форме комплиментов тем работам, о которых вы хотя бы слышали что-то, подчеркните вашу заинтересованность той проблемой, над которой работает экзаменатор. Для этого вам будут необходимы две вещи: иметь как можно больше информации о преподавателе и, собственно, уметь делать комплименты. Помните, что комплимент - это совсем не обязательно льстивое высказывание, возносящее экзаменатора до небес. Более того, подчеркивание несуществующих достоинств редко может вызвать благодарность у человека, способного представить ту же ситуацию с несуществующими недостатками. Нередко вполне достаточно упоминания одной из книг преподавателя, чтобы он подумал о вас: «Гм, какой эрудированный молодой человек!»

В качестве примера приведем такую историю.

Авторам известен случай, когда один абитуриент, поступавший на физический факультет, случайно забрел на ВДНХ. Следует отметить, что перед экзаменами абитуриенты нередко могут забрести в удаленные места города, так как именно в этот период у них очень развита своеобразная ориентационная активность. Так вот, этот абитуриент в одном из павильонов случайно увидел и запомнил фамилию автора какого- то нового абразивного порошка. Каково же было его удивление, когда на следующий день в расписании экзаменов он заметил ту же фамилию! Конечно же, на экзамене он воспользовался этим подарком судьбы - и начало своего ответа посвятил именно этой проблеме. Дальнейшее не вызвало никаких затруднений.


3.3.2 «Шутить невредно»

Еще один вариант начала ответа - юмор. Если вы видите, что экзаменатор склонен к шутке (а экзаменаторы тоже люди, и им необходима разрядка в течение многочасовой напряженной работы), можете при ответе отважиться на юмористическое замечание. Если же экзаменатор сам задает шутливый вопрос, то тут уж вы просто обязаны не только улыбнуться в ответ, но и поддержать его шутку. Помните: ничто так не обижает собеседника, как отсутствие реакции на его юмористическое замечание.

Кроме того, если вы заставите себя улыбнуться в этот тяжелый для вас час, то вы получите некоторое облегчение. Удерживаемая на лице улыбка взбодрит то, что осталось от ваших нервов, и улучшит ваше настроение, ведь между мимикой и эмоциями существует прямая связь. Действительно, исследования показывают, что улыбка способствует повышению количества артериальной крови, протекающей через мозг.

Приподнятое эмоциональное состояние, в свою очередь, повышает скорость мыслительных процессов, способствуя интеллектуальной активности, улучшает коммуникативные возможности человека, делает его более приятным и желательным собеседником. Смех может послужить и средством эмоциональной разрядки человека, и возникновению ощущения освещенности. Как показал французский врач В. Рубинштейн, смех способствует более углубленному дыханию и обогащению крови кислородом. При смехе выравнивается ритм сердца, снижается артериальное давление и происходит еще масса полезных и приятных вещей.

Интересный эксперимент провели психологи из университета штата Нью-Йорк. Перед экзаменом по химии они разделили 215 студентов на три группы. В первую группу вошли сильно волнующиеся студенты, во вторую - с меньшими признаками волнения и, наконец, в последнюю группу - не- боящиеся экзамена.

Студенты первой группы получили экзаменационные билеты, в которых все вопросы были составлены в юмористической форме, второй группе предложили билеты, где с юмором была составлена лишь половина вопросов, а третья группа получила вопросы, сформулированные обычным сухим теоретическим языком. В результате почти все студенты двух первых групп успешно справились с экзаменом, в то время как многие студенты третьей группы провалились.

Психологи предполагают, что юмор помогает студентам собраться, подготовиться к ответу. Правда, не каждый вопрос в билете можно окрасить юмором. Как, например, придать шутливую форму такому вопросу: «Влияние молекулярной теории на прогнозирование результатов химических реакций»?

Кроме всего того положительного, что сотворят улыбка и смех с вами, полезную работу они проведут и с экзаменатором. Как известно, положительные эмоции способствуют благожелательному восприятию других людей. В таком состоянии снижается критичность, и любое совпадающее с этой эмоцией событие, в том числе «и ваш ответ, покажется экзаменатору достаточно привлекательным.

Юмор на экзамене - штука, конечно, полезная, но ... – но нет более нелепой и неприятной для вас ситуации, чем та, когда ваша шутка повиснет в воздухе. В этом случае ваш поступок наиболее точно передают глаголы «ляпнул» и «сморозил». Чтобы это не произошло, запомните следующее: шутить первым имеет право лишь тот человек, который обладает равным или более высоким статусом по отношению к собеседнику. Поэтому шутить надо либо в ответ на шутку экзаменатора, либо при его явном приглашении оценить ситуацию как юмористическую.


3.3.3 «Сами спрашиваем - сами отвечаем»

Этот прием предполагает постановку в начале ответа нескольких риторических вопросов по всем проблемам, которые будут рассматриваться в вашем ответе (один из переводов термина «риторический вопрос» - утверждение в форме вопроса). Практически это выглядит так: вы говорите номер и название билета и одну-две фразы, подчеркивающие важность, актуальность и особое значение рассматриваемой вами темы. Затем вы задаете несколько риторических вопросов. Например: «Какой ценностью обладает для нас...?»; «Каким образом удалось получить...?»; «Какое влияние оказали проводимые преобразования на...?».

Вопросы можно ставить как в начале ответа, так и к каждому пункту плана вашего ответа. Естественно, вопросы должны быть подобраны таким образом, чтобы они с максимальной полнотой раскрывали объем ваших знаний.

И еще запомните: для того, чтобы в некоторых ситуациях этот метод не отдавал излишней напыщенностью и театральностью, вопросы надо задавать без пафоса, негромко, избегая слишком сильных интонаций.


3.3.4 «Зацепка»

Данный метод позволяет кратко изложить какую-нибудь ситуацию или проблему, увязав ее с содержанием ответа. В этих целях можно с успехом использовать небольшое сравнение, событие, личное впечатление или необычный вопрос, даже анекдотичный случай. Последнее, правда, требует осторожности и такта.


3.3.5 «Прямой подход»

Если у вас нет возможности пошутить, если вы ничего или почти ничего не знаете о своем экзаменаторе, если метод риторических вопросов совсем не подходит к теме вашего билета используйте метод прямого подхода. Он предполагает непосредственный переход к ответу, без какого-то бы ни было вступления. Схематично это выглядит следующим образом: абитуриент сообщает номер и наименование билета, и начинает подробный ответ по плану. Данный прием холоден и рационален, но зато и не требует много времени на подготовку.

Все перечисленные варианты вступления, однако, вам могут просто не пригодиться, если вы будете сильно волноваться. Для того, чтобы вам было легче взять себя в руки в начале ответа, можно посоветовать следующее:

а) ограничить визуальный контакт с экзаменатором, смотреть преимущественно на свой листок;

б) перед началом ответа вдохнуть несколько раз как можно глубже, стабилизировать дыхание;

в) если вы считаете, что ваши руки выдают ваше волнение, спрячьте их под стол;

г) если вы от волнения часто сбиваетесь на скороговорку, постарайтесь снизить темп высказываний, чтобы иметь больше времени на обдумывание следующих предложений. Как только вы почувствуете, что перестали волноваться, поднимите глаза. Теперь ваша задача будет заключаться в установлении личного контакта с экзаменатором. Ваш успех во многом будет зависеть от того, какую позицию вы займете по отношению к нему.

Основные ошибки сдающих экзамены состоят в том, что они либо уравнивают себя в правах с экзаменатором, либо относятся без должного уважения к собственным знаниям, что вызывает у экзаменатора аналогичную реакцию. Таким образом, искусство устанавливать контакт с преподавателем зависит от умения уважая его - уважать и себя.


3.3.6 Не лишним будет запомнить также следующее

а) в своем ответе старайтесь как можно реже использовать местоимение «я», по возможности замените его на «Вы», «Ваше», «Вам»;

б) если вы обладаете какой-то редкой уникальной информацией по данному вопросу, ни в коем случае не хвастайтесь этим. Вместо фраз: «Вы, наверное, об этом еще не слышали...»; «Вероятно, Вы это еще не читали...» употребляйте формулировки: «Конечно, Вам уже известно...»; «Вы, наверное, уже об этом слышали...».

Ответ на экзамене

4. Сколько и как говорить?


4.1 Доказательство и подкрепление


Приводимые примеры должны быть наглядными, а каждый вывод либо важное высказывание желательно подкреплять хотя бы одним примером

При этом могут использоваться следующие приемы: сравнение - сопоставление двух понятий с целью более яркой характеристики одного из них; метафора. - перенесение качеств, свойств одного предмета или явления на другой предмет по сходству (например: «Царская Россия в войне с Японией оказалась в положении паровоза, у которого хватило пара только на гудок»); гипербола преувеличение, целью которого здесь является привлечение внимания экзаменатора к определенному положению или идее (например: «Предвидеть в деталях будущее общество, все ступени и подробности его развития не в силах,- говоря словами Ленина,- и семьдесят Марксов»).


4.1.1 Впечатляющие приемы, к которым можно отнести повторение («Никто, абсолютно никто не мог в данном случае...»); объяснение («Как показал эксперимент...*); цитаты («Как говорил...»; «Говоря словами...»; «Если вспомнить высказывание...»); инверсия - намеренное нарушение принятого порядка слов в предложении (подлежащее, затем сказуемое), например: «Трудным и долгим был путь нашей страны к...»


4.1.2 Приемы привлечения внимания экзаменатора: отсрочки (необходимо вызвать интерес и любопытство экзаменатора, не сразу отвечая на риторический вопрос); неожиданность (неожиданный, парадоксальный поворот в излагаемой мысли)

4.1.3 Эстетические приемы: игра слов, каламбуры (используются, как правило, лишь при благоприятном общем фоне экзамена); описание яркое и развернутое - вплоть до использования образных деталей при освещении, например, исторических событий; парадокс («Отсутствие результата - тоже результат, и оно позволяет предположить, что...»)


4.1.4 Коммуникативные приемы: прием присоединения, создающий впечатление непринужденности, раздумья вслух (чаще всего присоединение создается использованием союзов «и», «а», «но», «однако»; союзных слов «причем», «а потому», частиц «разве», «даже», «хотя» и т.п.); сегментированные, то есть разделяющие конструкции («что касается», «относительно», «насчет», «возьмем», «рассмотрим», «остановимся», «перейдем»; например: «Возьмем нашу экономику. Здесь несомненно...»); итоговые слова и выражения («итак», «таким образом», «словом», «вот как надо понимать», «теперь мы знаем», «в итоге» и т.п.); предупреждение возражений («В некоторых публикациях утверждается, что..., но...»); риторические вопросы («Что здесь имеется в виду?» и т.п.)


4.1.5 Вышеперечисленные приемы, без сомнения, придадут вашему ответу живость и разговорность, но использовать их надо, конечно же, в меру

Например, злоупотребление словами типа «значит», «так сказать», «ну», «вот» и прочими превращает их в слова-паразиты. Речь засоряется ими особенно часто, когда вы волнуетесь. Эмоциональная напряженность приводит к искажению речи, в ней появляются всевозможные «это», «какой-то», «этот самый», паузы с наполнением типа «э-э-э...». В свою очередь, количество слов с четкой позитивной или негативной ориентацией «очень», «совершенно», «прекрасный» может сделать ваш ответ излишне категоричным. Для того, чтобы не употреблять слова-паразиты, не «икать», не щелкать пальцами, мучительно подбирая слова, нужно заранее освоить достаточное количество вспомогательных слов, ведь неумение раскрыть материал, который вы фактически знаете, - это зачастую следствие бедности ваших запасов риторических приемов. Поэтому всех этих союзов, частиц, вводных слов вы должны знать и помнить не менее полусотни, это - минимум.

Если вам трудно дается целостный ответ, то есть вы не умеете долго «работать» с одним цельным «куском» мысли, то на этом тексте и попробуйте потренироваться, просто читая его. На экзамене же при подготовке к ответу заранее соедините пункты вашего плана в логическую цепочку с помощью риторических «мостиков». Например: «Если..., то..., тогда..., а из этого следует...». И вообще: помните, что если умение говорить красиво - для преподавателя долг, то для вас - суровая необходимость.


4.1.6 Приведенные нами средства помогут вам придать соответствующую форму той информации, которую вы собираетесь сообщить, но необходимо помнить и о том, что в природе человека заложено стремление к общению. Здесь нужно помнить один из советов Цицерона: «Не следует завладевать разговором как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого,- напротив, следует стараться, чтобы каждый имел черед в разговоре, как и во всем остальном». Поэтому, если вы заметите, что экзаменатор хочет сделать какое-то замечание, нужно дать ему возможность высказаться полностью. Во время этого необходимы строгий самоконтроль и определенная мера дипломатичности. Отвечать дипломатично - это значит соблюдать соответствующую дистанцию между собой и экзаменатором, не ущемлять его самолюбие, вести себя корректно и при этом в любой момент быть настороже

Еще раз повторяем: ни в коем случае нельзя держаться «на равных» с экзаменатором. Проявляйте уважение к нему, но в то же время соблюдайте чувство собственного достоинства.

4.1.7 Информация, сообщаемая экзаменатору, должна быть полной, ясной и содержательной. Не следует слишком растягивать свой ответ. Примером здесь может послужить притча о спартанцах, которые славились своей лаконичностью. Однажды в их город прибыл посланец далекого греческого государства, в котором свирепствовал голод. Он обратился к спартанцам с длинной речью, в которой содержалась просьба дать ему мешок пшеницы. Спартанцы ему отказали со следующим наставлением: «Мы забыли начало твоей речи, и поэтому не поняли и конец». Тогда подошел второй посланец, показал пустую сумку и сказал: «Видите, сума пуста, наполните ее чем-нибудь». Спартанцы исполнили его просьбу, но заметили: «В следующий раз будь кратким. То, что сума пуста, мы видим. А то, что ты хотел, чтобы ее заполнили, не надо было дополнительно объяснять»

Итак, отвечать следует кратко. Еще ораторы древности говорили о «неполезности» длинных фраз, поскольку они плохо действуют на слух аудитории и на дыхание оратора. Цицерон утверждал, что «величайшее из достоинств оратора - не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно».


4.1.8 Существует оптимальный объем ответа, и краткость речи не тождественна преуменьшению этого объема. Выдающийся судебный оратор А.Ф. Кони свое мнение о соотношении мысли и слова выражал следующим образом: «Краткость речи состоит не только в краткости времени, в течение которого она произносится. Лекция может идти целый час и все- таки быть краткой, она же при десяти минутах может казаться длинной и утомительной»

Таким образом, преуменьшение объема ответа, как и его преувеличение за счет многословия, свидетельствует о низком уровне ваших знаний.

В каждом отдельном случае ориентируйтесь на реакцию экзаменатора, на его нетерпение или, наоборот, на то, что он явно ждет продолжения.

Внимание экзаменатора, как и любого другого человека, во время вашего ответа по силе своей неравномерно. Это можно заметить по выражению его лица, взглядам, жестам и т.д. Иногда во время ответа экзаменатор встает, подходит к окну, делает какие-то записи. Может случиться и так, что в аудиторию зайдет другой преподаватель и завяжет с ним беседу. Если в вашем ответе есть спорные места или сложные и недостаточно освещенные части - старайтесь изложить их именно в этот момент. «Проскочив» сложный участок и подойдя к хорошо подготовленной теме, привлеките к себе внимание экзаменатора интонацией, паузой, сменой ритма высказывания.


4.2 Как лучше говорить? Типы ответов


Тактика ответа на экзамене - дело сугубо индивидуальное. Стилей экзаменационных ответов существует, наверное, столько же, сколько сдающих экзамены. В большинстве случаев эти стили, однако, весьма похожи друг на друга и не учитывают конкретные обстоятельства данного экзамена. В связи с этим мы выделили несколько типов ответов и постарались показать, в какой ситуации они имеют преимущество перед другими.

Первый тип - «Кавалерийская атака»

Он предполагает быстрый поток информации, который, нарастая как снежный ком, обрушивается на экзаменатора. Всем своим видом, высокой скоростью ответа, минимальными паузами абитуриент демонстрирует не только безграничность своих познаний, но и уважительное отношение к времени экзаменатора.

В идеале этот поток информации по интенсивности должен все время нарастать. Реально же, если вы почувствуете, что экзаменатор, поначалу внимательно слушавший вас, начал проявлять нетерпение (пошевелился, откинулся на спинку стула и т.д.), - обозначьте какой-нибудь сложный узел проблем и сделайте вид, что вы сейчас с удовольствием займетесь обсуждением деталей. В этот момент экзаменатор обычно говорит: «Хорошо. Следующий вопрос».

Если же он этого не сделал, вам нужно плавно выйти из этой ситуации и через некоторое время сделать вторую попытку. Риск, что вас не остановят и вам придется сворачивать изложение уже заявленной, но далеко не полностью знакомой вам темы, конечно же, велик, но и преимущества этот метод дает немалые. При грамотном использовании он ведет вас к явной пятерке. В частности, он дает возможность незаметно для экзаменатора «проскочить» неясный, запутанный или просто невыученный фрагмент той или иной темы. Кроме того, он в значительной мере избавляет вас от дополнительных вопросов.

Используя прием «кавалерийской атаки», следует помнить, однако, что, если человек произносит более 2-3 слов в секунду, собеседник, как правило, перестает его понимать. Так что, если вы хотите, чтобы вас поняли, говорите медленнее указанной критической скорости речи, если же в какой-то момент вашего ответа понимание вам ни к чему - говорите побыстрее. Но и здесь, понятно, есть риск, попросту говоря, «нарваться».

Второй тип - «Свободный полет»

Вы садитесь перед экзаменатором, откладываете листок с ответом от себя подальше и, демонстративно не заглядывая в него, начинаете свой ответ. Как правило, это производит очень хорошее впечатление.

Данный тип ответа можно использовать лишь при очень хорошем знании вопроса. Темп ответа в этом случае может быть произвольным, чаще умеренным. В таком ключе хорошо сдавать экзамены по общественным дисциплинам. Экзаменатор при таком ответе неминуемо заинтересуется вами, что даст хорошие шансы на превращение монолога в диалог. Если вам это удастся, можете считать, что вы уже получили отличную оценку,- при условии, конечно, что вы будете корректно вести себя во время диалога, внимательно выслушивать экзаменатора, ни в коем случае не перебивать его и по возможности не спорить с ним (за исключением варианта «провокация», о котором мы расскажем ниже).

Такой тип ответа рекомендуется использовать также при невыгодном вопросе, не дающем возможности показать всю глубину ваших знаний, или при наличии пробела в знаниях по данному вопросу и одновременно большой эрудиции по предмету или проблеме вообще.

Таким образом, основное достоинство этого типа ответа - его гибкость и диалогичность. Диалог всегда лучше монолога - это вам скажет любой студент. При нем, во-первых, вы выигрываете время, а во-вторых, получаете дополнительную информацию от экзаменатора.

Третий тип - «Доклад»

Это самый невыгодный тип ответа. Сдающий экзамен, не сводя глаз с листка, просто зачитывает свои записи. Даже если этот ответ будет правильным и полным, он все равно произведет невыгодное впечатление. Согласно опросам преподавателей, такой тип ответа говорит о том, что абитуриент, хотя и знает материал, но свободно им не владеет.

На самом деле большинство отвечающих «с листка» отличаются, как правило, глубокими знаниями, а отвечают так потому, что не могут справиться с волнением. Дело в том, что с усилением волнения объем внимания человека обычно сокращается. Психолог Истербрук, установивший в 1959 году функциональную зависимость между особенностями внимания и экзаменационной тревожностью, утверждает следующее: тревожность в ситуации экзамена зависит от возрастания взаимосвязанных угнетающих переживаний и мыслей, рождающихся от взгляда на собственные способности «со стороны». Эти переживания не только не вносят вклад в решение задания, но они и отвлекают внимание абитуриента от собственно ответа. В итоге сдающий оказывается просто не в состоянии оторвать взгляд от своих записей.

Если вы испытываете значительные трудности с изложением своих знаний во время устного экзамена, то вам необходимо серьезно заняться этой проблемой. Самый эффективный способ ее решения состоит в том, чтобы научиться без затруднений произносить небольшие монологи в присутствии нескольких человек. Если вы свободно и легко сможете привлечь их внимание своим рассказом, ничего страшного с вами на экзамене не случится. В противном случае попробуйте отработать промежуточные варианты: во время ответа смотрите не на экзаменатора, но и не на листок, а отведите взгляд немного в сторону или, читая свой ответ с листка, периодически поднимайте взгляд на преподавателя. Понаблюдайте, как читают текст профессиональные дикторы информационных телепрограмм.

Четвертый тип - «Эффектная концовка»

Эффектная концовка должна быть необходима при любом ответе, но в этом случае мы имеем в виду тот вариант, когда вам не удалось ни завязать диалог, ни добиться того, чтобы вас остановили. Следовательно, заканчивать ответ придется вам самим - и нужно делать это как можно эффектней. Яркий пример, удачная цитата и глубокие выводы плюс сложный вопрос экзаменатору - вот основные особенности окончания ответа в этом варианте.

Следует учитывать, что внимание экзаменатора к вам во время ответа носит V-образный характер, то есть максимально в начале и в конце ответа. Поэтому удачное вступление и яркая концовка - залог высокой оценки.

Стандартная концовка, применяемая на экзамене по общественным дисциплинам,- это так называемая «связь с современностью». Способность «связать» с современностью тему вашего ответа говорит о том, что вы не только хорошо знаете предмет, но и способны применять свои знания на практике.

Пятый тип - «Квантовый выброс»

Человек не может в течение длительного времени воспринимать информацию на одном и том же уровне. Подъемы и спады внимания со стороны экзаменатора неизбежны. Поэтому полезно «разбить» свой ответ на несколько частей. Содержание каждой части должно носить примерно следующий характер: определение, утверждение, затем аргументация, доказательства, далее примеры, факты и в конце фрагмента - выводы, повторение основных положений. Между этими частями ответа необходимо выдерживать небольшие паузы.

Этот тип ответа мы рекомендуем применять при следующих условиях: структура вопроса предполагает деление его на несколько частей; вопрос относительно сложный, и его необходимо рассматривать постепенно; экзаменатор - человек флегматичный, педантичный и уравновешенный, не любит спешки и уважает рассудительность и последовательность; экзаменатор - человек преклонного возраста.

В последнем случае преподавателю тяжело оценивать объем информации, и, чтобы его внимание не «отключалось», необходимо делать паузы. Тем самым вы создадите предпосылки для адекватной оценки ваших знаний. Кроме того, ваш последовательный ответ произведет на экзаменатора более благоприятное впечатление. Дело в том, что у пожилых людей постепенно снижается скорость мыслительных процессов, зато возрастает объем знаний. Соответственно у них неизбежно меняется иерархия ценностей: в большей степени предпочтение отдается опыту, а не сообразительности. Если 20 лет назад такой преподаватель охарактеризовал бы «идеального абитуриента» как подвижного, смышленого, схватывающего все на лету, то сейчас для него эта характеристика сводится к вдумчивости, рассудительности, последовательности.

Шестой тип - «Тет-а-тет»

Этот прием «работает» в основном при сдаче экзамена молодым преподавателям.

Для Начала уточним понятие «молодой преподаватель». Здесь мы имеем в виду не столько возраст экзаменатора, сколько его самооценку как преподавателя.

Молодой преподаватель - это тот, кто еще не принял на себя роль экзаменатора, неуверен в своих действиях и от этого испытывает трудности в профессиональном плане. Чтобы эти его личные трудности не отразились на вашей оценке, необходимо тщательно соблюдать статусные границы.

Молодых преподавателей условно можно разделить на две группы.

Первая группа - неагрессивные (преимущественно женщины). Они, как правило, отличаются неуверенностью, которую легко различить в поведении. Взгляд их обычно направлен вниз, мимика бедная и скованная. На абитуриента они предпочитают не смотреть, замечаний почти не делают, дополнительные вопросы задают редко, так как избегают прямого контакта с абитуриентом. Они плохо переносят паузы в ответе, потому что в этом случае от них требуется проявление инициативы.

Рекомендации. При ответе следует быть чрезвычайно осторожным, так как самолюбие такого экзаменатора очень легко задеть. Вообще говоря, все лица с пониженной самооценкой склонны трактовать нейтральные реакции собеседника как отрицательные. Если вместо «да» вы скажете «угу», то вас могут заподозрить в иронии, язвительности, насмешке и т.д., так что следите за тем, чтобы ваши реакции были простыми, понятными и однозначными. Никакого намека на подтекст, никаких двусмысленных интонаций и жестов! Слишком велика вероятность того, что все это будет воспринято как неуважение к экзаменатору. Отвечайте негромко и размеренно, не делайте продолжительных пауз, старайтесь не смотреть долго на экзаменатора, иначе у него возникает ощущение, что его «разглядывают» и «оценивают». При малейшей попытке с его стороны сказать хоть что-либо - прекратите ответ и проявите максимальное внимание.

Вторая группа - агрессивные (преимущественно мужчины). Внешне такие экзаменаторы совсем не похожи на первых. Они в упор рассматривают отвечающего, как бы принимая воображаемый вызов, постоянно вмешиваются в ответ, сопровождая его массой замечаний. Они любят задавать неожиданные вопросы, иногда совершенно искусственные. Отличаются повышенной активностью, неестественными позами, большим количеством манипулятивных действий (стучат по столу ручкой, поправляют волосы или очки, притоптывают ногой, покусывают ручку, прикасаются пальцами к лицу и т.д.).

Рекомендации. Поскольку такие экзаменаторы любят спорить и задавать дополнительные вопросы, в спор абитуриента они втягивают, конечно же, не для того, чтобы выяснить его точку зрения, а для того, чтобы доказать ему, какой он тупица. Самое главное - не ввязываться в спор, все равно вы в нем проиграете.

При ответе чаще давайте ссылки на «авторитеты», при отсутствии однозначного решения какой-либо проблемы - обязательно укажите альтернативные варианты. Если вам задают слишком много дополнительных вопросов, не теряйтесь. Во-первых, не спешите ответить сразу, обдумайте свой ответ. Во-вторых, задавайте экзаменатору уточняющие контрвопросы: отвечать на которые ему скоро надоест. В-третьих, отвечайте подробно, даже слишком подробно - все равно больше определенного времени вас мучить не будут.

Итак, самое главное - не проявлять агрессивной реакции в ответ на агрессию экзаменатора. Вы не должны ни нападать, ни защищаться. Вам нужно вести себя доброжелательно - и просто игнорировать все выпады и придирки.


4.3 Тактические «мелочи»


Знание предмета и удачное построение ответа почти всегда дадут вам стопроцентную гарантию успеха, но не следует недооценивать и «мелочи», которые имеют решающее значение, когда чаша весов колеблется между двумя вероятными оценками. Мы приведем несколько практических рекомендаций, оставляя за читателями право «взять их на вооружение».


4.3.1 Отвечайте последовательно. Старайтесь придерживаться последовательности вопросов