Деятельность налоговой полиции по борьбе с налоговыми правонарушениями (на материалах УФСПП РФ)
налоговой полиции» определены следующие принципы:а) соблюдение законности обеспечения правомерности, соответствия законом и по законным актам оперативно-розыскных действий и мероприятий, осуществляемых оперативными работниками, а так же выявление нарушений закона, установление нарушителей и обеспечение неотвратимости их ответственности,
1. Об оперативно – розыскной деятельности: федеральный Закон от 12 августа 1995г //Российская газета 1995г 18 августа. Ст.8.
б) уважение прав и свобод личности. ОРД проводится лишь в отношении лиц, подготавливающих, совершающих, либо совершивших тяжкие преступления. Но даже в отношении таких лиц ряд оперативно-розыскных действий, затрагивающих их конституционные права /контроле почтовых отправлений, обследование жилых помещений, прослушивание телефонных переговоров и др./, могут проводиться лишь по решению суда или с санкции прокурора,
в) соблюдение конспирации предопределяется необходимостью сохранения в тайне от подозреваемых и совершении преступлений лиц планов и действий оперативного работника по их разоблачению, а так же предохранения от расправы со стороны преступников лиц, оказывающих содействие оперативным аппаратам и предотвращения необоснованной и преждевременной заподозренности того или иного лица,
г) сочетание гласных и негласных начал. Несмотря на то, что оперативно-розыскные мероприятия, в основном, носят негласный характер, оперативные работники не могут обойтись и без гласных мероприятий и действий, что обусловливается следующими факторами:
- информация, полученная негласным путем, при ее использовании в уголовном процессе нуждается в «легализации»,
- в определенных ситуациях сбор интересующей оперативного работника информации целесообразно проводить гласным путем,
- одними негласными мероприятиями невозможно решить задачи оперативно-розыскной деятельности уголовного судопроизводства,
- при осуществлении оперативно-розыскной деятельности оперативные работники взаимодействуют с различными субъектами /не наделенными нравом ведения оперативно-розыскной деятельности работы/ органы следствия, государственные организации и общественные формирования/, которые по их поручению проводят в пределах своей компетенции гласные мероприятия, направленные на сбор информации, представляющей оперативный интерес. Таким образом, оперативный работник выбирает оптимальный вариант сочетаний гласных и негласных мероприятий.
Подконтрольность и подотчетность высшим органам законодательной и исполнительной власти РФ обусловливает обязанность органов налоговой полиции предоставлять соответствующим комитетам и комиссиям высших органов законодательной и исполнительной власти сведения о своей деятельности, в том числе и оперативно-розыскной, в объеме и пределах, установленных законом
В организационно-тактическом плане ОРД осуществляется в форме оперативной проверки, предусматривающей ведение соответствующих дел, в которых сосредотачиваются планы оперативно-розыскных мероприятий и результаты их проведения / в виде справок, актов,
объяснений, заключений и других оперативно-служебных документов/.
Оперативная проверка осуществляется в два этапа:
- предварительная оперативная проверка,
- последующая оперативная проверка.
Предварительная оперативная проверка осуществляется в отношении лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, когда имеющаяся оперативная первичная информация в целом носит ориентирующий характер и не позволяет прийти к обставленному выводу о подготовки, либо совершении лицом /группой лиц/ тяжкого преступления и указанные сведения нуждаются в углубленной проверке.
Предварительная оперативная проверка может заканчиваться при условии:
- возбуждении уголовного /цела /оперативная проверка может не прекращаться, если из материалов усматривается, что в действиях проверяемого имеются признаки состава преступления, но которым необходимо осуществление оперативно-розыскных мероприятий/,
- отказа в возбуждении уголовного дела,
- направление материалов по подследственности, подсудности, территориальности,
- направление материалов в соответствующие органы для принятия к проверяемому лицу мер административного, дисциплинарного либо иною воздействия,
Михайлов В.А. Уголовно-процессуальная деятельность налоговой полиции М 1995 г. С85
- в случае смерти проверяемого лица,
- не подтверждения первичной информации.
В случае неполучения в процессе предварительной проверки материалов, являющихся основанием для проведения последующей оперативной проверки, последняя проводится в соответствии с законом.
Последующая оперативная проверка осуществляется в отношении лиц, обоснованно подозреваемых в совершении тяжких преступлений, если недостаточно поводов и оснований для возбуждения уголовною дела, либо при наличии проверенных фактов, указывающих на совершение тяжкого преступления, когда лицо, совершившее его, не установлено или скрылось с места происшествия. Помимо этого, последующая оперативная проверка может проводиться по материалам уже возбужденного уголовного дела в случае, если процессуальным путем раскрыть преступление невозможно либо крайне затруднительно.
Согласно Закона «0б оперативно-розыскной деятельности» основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
1 Наличие возбужденного уголовного дела,
2 Ставшие известными оперативным аппаратам сведения о подготавливаемом /совершаемом, совершенном/ преступлении, по которому обязательно проведение предварительного следствия, когда имеющиеся данные недостаточны для возбуждения уголовного дела, данных о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда.
3. Поручения следователя, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в производстве.
4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
5. Запросы международных правоохранительных органов и правоохранительных органов иностранных государств, в соответствии с договорами /соглашениями/о правовой помощи
Оперативная проверка реализуется посредством проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятии, в процессе которых используются предусмотренные законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и ведомственным нормативным актом Федеральной службы налоговой полиции РФ оперативно-розыскные действия. Это:
1 Опрос граждан - представляет собой сбор информации в процессе непосредственной беседы оперативного работника с гражданином располагающим сведениями, представляющим оперативный интерес.
2. Наведение справок - собирание оперативным работником /или но его поручению другими лицами информации посредством изучения относящихся к делу документов и направления запросов в различные информационные системы.
3. Сбор образцов для сравнительного анализа - получение объектов - носителей информации для последующего изучения, описания и сравнения с ранее добытыми.
4. Контрольная закупка - разновидность сбора образцов для сравнительного исследования.
5. Исследование предметов и документов - способ получения информации о назначении предметов и их отождествление, содержании документов, лицах, исполнявших документы /изготовивших предметы/.
6. Отождествление личности - установление лиц, причастных к совершению налоговых преступлении.
7. Негласные оперативно-технические и оперативно-розыскные мероприятия. В их число входят:
обследование помещении, здании, сооружении, участков местности и транспортных средств, исследование предметов и документов, прослушивание телефонных и иных переговоров, снятие информации с технических средств связи, контроль почтовых отправлений, опрос граждан с использованием специальных технических средств. Организация и тактика проведения указанных действий регламентированы специальными нормативными актами
Федеральной службы налоговой полиции РФ и составляют государственную тайну.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий
обеспечивает:
- получение первичной информации о признаках преступлений,
- установление источников доказательств;
- установление лиц совершивших /подготавливающих, совершающих/ налоговые преступления,
- решение частных задач оперативно-розыскной деятельности.
Сотрудниками оперативных аппаратов органов налоговой полиции к участию оперативно-розыскных мероприятии могут привлекаться различные лица, в том числе и на конфиденциальной основе.
Общим итогом проведения оперативно-розыскных действий является выполнение тех задач, которые стоят перед органами налоговой полиции - выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушении, коррупции в налоговых органах, обеспечение безопасности сотрудников налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей.
Основными количественными показателями, характеризующими результаты проводимых оперативно-розыскных действий являются количество проведенных проверок финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, суммы доначисленных налогов, количество возбужденных уголовных дел и т.д.
Несмотря на короткий срок функционирования органов налоговой полиции и сравнительно небольшой состав оперативных сотрудников, оперативно-розыскная работа развивается и совершенствуется изо дня, вдень.
Д
1993
1995
1996
1997
1998
1994
1999
1995
1996
1997
1998
1994
1999
50
100
50
150
200
250
300
350
135
220
277
266
271
288
314
Количество проверок (документальных) УФСНП РФ по РД
Количество возбужденных уголовных дел УФСНП РФ по РД
100
300
500
200
400
600
7
32
71
30
117
393
инамика изменения количественных характеристик за 1993-1999 г.г. представлена следующими диаграммами и графиками:ГЛАВА III
Действующая налоговая система сложилась в Российской Федерации в 1991-1992 г.г. и уже не отвечает в полной мере требованиям современного периода. Полому в настоящее время проводится налоговая реформа и 31 июня 1998 г. утвержден президентом РФ с 01.01.99 г вступила в силу ч.1 Налогового кодекса РФ, которое явился важным шагом к экономической стабильности государства.
Закон от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» определял налоговую систему, как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке1
Такое определение оставляет без внимания иные аспекты налоговой деятельности, в частности исключает из понятия налоговой системы порядок осуществления контроля за исполнением налогового законодательства и налоговую ответственность.
Новый уголовный Кодекс не оправдал ожиданий
следователей налоговой полиции2 Он не только не ужесточил наказания за налоговые преступления, но в отдельных случаях и смягчил, исключив конфискацию имущества виновных, а так же ответственность за противодействие налоговым органам /имеется ввиду статья 162-3 УК РСФСР/, значительно увеличены минимальная сумма сокрытого налога, за которую можно привлечь к уголовной ответствен нести/ с 50
м
1 Об основах государственной системы в РФ от 27 декабря 1991 г //Российская газета 1992 г 10 марта ст. 6
2 Уголовный кодекс РФ М 1998 ст. 1
инимальных размеров оплаты труда до 1000/Кроме того, отсутствие законодательных разъяснений, некоторых понятий, содержащихся в статье 199 УК РФ, не позволяет расследовать многие дела, либо усложняет процесс их расследования.
Таким образом, большая масса налоговых нарушений из разряда налоговых преступлений попадает в разряд административных нарушений.
Говоря о налоговых преступлениях нельзя не коснуться административной ответственности за налоговые правонарушения.
Контрольными функциями в этой области наделено так же и Министерство по налогам и сборам -единая независимая система контроля за своевременным полномочным сбором налогов и других платежей, предусмотренных законодательством.
Для реализации своих функции налоговым органам предоставлены достаточно широкие нрава по проверке правильности начисления налогов, своевременности и полноты из уплаты всеми категориями плательщиков. непосредственному сбору налогов, по применению установленных налоговым законодательством санкций - мер административного воздействия.
Права налоговых органов по применению санкции в административном порядке предусмотрены cт. .7 Закона РФ «О Государе таенной налоговой службе РФ» /в редакции Закона РФ от 25 февраля 1993 г, «О внесении изменений в Закон РФ» О государственной налоговой службе РФ/1
О государственной налоговой службе РФ Закон РФ от 21 марта 1991 г. ст. 7
//Ведомость съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991 г №15 ст. 492
Административные штрафы применяются в тех случаях, когда в результате проведения проверки предприятии, учреждений, организаций и физических лиц /граждан/ налоговыми органами выявлены нарушения, предусмотренные и 23 ст.7 Закона РФ «О государственной налоговой службе РФ» и др. допущенные должностными лицами, а так же физическими, виновные в:
1. Сокрытии /занижении/ или сокрытии /неучтенные/, иных объектов налогообложения.
2. Непредставление, несвоевременное представление или представление, но не установленной форме бухгалтерских отчетов, балансов и других документов.
3. Нарушение гражданами законодательство о предпринимательской деятельности
4. Отсутствие бухгалтерского учета или ведение с нарушением установленного порядка, а так же искажения бухгалтерских отчетов, балансов и других документов.
5. не предоставление или несвоевременное представление
- декларации о доходах, а также в представлении ее с искаженными данными.
П
1 О государственной налоговой службе РФ Федеральный закон от 21 марта 1991 ст. 11
//Ведомость съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991 г №15 ст. 492
ри рассмотрении и вынесении Постановлений по делам об административной ответственности в отношениируководителей и гл. бухгалтеров хозяйствующих субъектов необходимо учитывать, что руководитель предприятия и организации производит наем и увольнение главного бухгалтера на одинаковых основаниях с руководителями других структурных подразделений, в связи, с чем у главного бухгалтера снижены права но своей защите,
В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете и отчетности в РФ» ответственность за состояние бухгалтерского учета несет в первую очередь руководитель предприятия, учреждения, организации. Кроме того, в соответствии с Законом РФ «О государственной налоговой службе РФ» налоговым службам в соответствии со ст.7 предоставляется право налагать административные штрафы:
1
О бухгалтерском учете и отчетности в РФ федеральный закон от 21 ноября 1996г №123-ФЗ
//Российская газета 1996 г 4 декабря
. На должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, виновных в сокрытии /занижении/ прибыли /дохода/ или сокрытие /неучтение/ иных объектов налогообложения, а так же в отсутствии бухгалтерского учета или ведение ею с нарушением установленною законодательством порядка и искажении бухгалтерских отчетов, в непредставлении, не своевременном представлении или представлении но не установленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций - в размере от 2-х до 5-ти минимальных оплат труда, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, в размере от 5-ти до 10-ти минимальных оплат труда2. На руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а так же граждан, не выполняющих требования государственных налоговых служб - в размере от 2-х до 5-ти минимальных оплат труда.
В соответствии с Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц» предусмотрено, что граждане, имевшие в течение года или определенного отчетного периода доходы, как по месту основной работы, так и без нее, обязаны представить декларацию о совокупном доходе1
Налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство несет ответственность:
1. За непредставление или несвоевременное представление декларации о совокупном доходе в налоговый орган - штраф в размере от 2-х до 5-ти минимальных размеров месячной оплаты труда
2. За сокрытие или занижение доходов, подлежащих отражению в и.4 декларации о доходах «Доходы, полученные плательщиков в иностранном государстве или из иностранного государства в иностранной валюте», и 3 «Доходы, полученные в виде авторских вознаграждений»:
- финансовая санкция в виде сокрытого или заниженного дохода:
- штраф в размере сокрытого или заниженного дохода,
- административный штраф в размере от 2-х до 5-ти минимальных размеров месячной оплаты труда
О подоходном налоге с физических лиц Закон РФ от 7 декабря 1991 г. //Российская газета 1993 5 июня
В случае установления судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода решении суда может быть взыскан штраф в пятикратном размере.
Кроме того, граждане, виновные в нарушении законодательства о предпринимательстве, виновные в отсутствии учета доходов или введении ею с нарушением установленного порядка, привлекаются к административному ответе I вен нести в виде штрафа от двух до пяти минимальных размеров месячной оплаты труда. За те же действия, совершенные повторно в течении года - в размере от пяти до десяти минимальных размеров месячных размеров месячной оплаты 1 руда.
В случае задержки уплаты налога с физических лиц взыскивается пеня в размере 1V300 ставки рефинансирования ЦБ (но не более O,1 %) за каждый день просрочки, начиная с установленного срока уплаты.
Граждане, виновные в нарушении законодательства о нарушении предпринимательской деятельности, пли занимающиеся ею, в отношении которой имеется специальное запрещение, а гак же, граждане, виновные в отсутствии учета с нарушением установленною порядка, привлекаются к административной ответственности в виде штрафа от двух до пяти минимальных месячных размеров оплаты труда.
Налоговые органы в случаях нарушения налогоплательщиком налогового законодательства вправе:
- возбуждать ходатайство о запрещении заниматься предпринимательской деятельностью:
- приостанавливать операции граждан по лицевым счетам в банках учреждении;
- изымать у граждан документы, свидетельствующие о сокрытии доходов /прибыли/ и иных объектов налогообложения с одновременным производством осмотра документов, фиксации задержания.
Граждане, виновные в сокрытии доходов /прибыли/ и иных объектов налогообложения в крупных размерах /более двести минимальных окладов/, привлекаются уже не к административной ответственности/, а к уголовной и наказываются штрафом от двухсот до пятисот минимальных размеров месячной оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода за период от двух до пяти месяцев. либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов либо лишением свободы на срок до одного года.
Статья 198 УК РФ в части второй предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налога в особо крупном размере более пятисот минимальных размеров оплаты труда, или лицом, ранее совершившим преступление, предусмотренное данной статьей.
Здесь законодатель устанавливает наказание в виде штрафа в размере от пятисот до тысячи минимальных размеров оплаты груда или в размере заработной платы или иного дохода за период от пяти месяцев, до одного года лишения свободы на срок до трех лет.
Когда речь идет о налогах с организацией, то действует ст. 199 УК РФ. Но по сравнению с аналогичной статьей
«старого» Уголовного Кодекса 162-2, чтобы вменить гражданину деяние, предусмотренное этой статьей, необходимо, чтобы минимальная сумма неуплаченною налога превышала тысячу минимальных размеров оплаты труда, а по ст. 162-2 эта сумма равнялась пятидесяти минимальным размерам оплаты труда. Законодатель не случайно поднял нижнюю планку, ограничивавшую уголовное преступление от административного нарушения.
Ранее следственным подразделениям приходилось заниматься раскрытием так называемой «мелочевки», а на более крупные дела и сложные не оставалось сил.
Квалифицированным видом уклонение от уплаты налогов с организацией является совершение этого деяния повторно, независимо от того, привлекался виновный к ответственности за первый случай или нет. Если лицо не было ранее судимо по статье 199 УК РФ, то для привлечения его к ответственности по ч.2 ст. 199 УК РФ, то для привлечения его к ответственности по ч.2 ст. 199 УК РФ. С данным квалифицирующим признаком, необходимо, чтобы каждое вменяемое ему в вину деяние являлось самостоятельным преступлением, кроме того, совершение группой лиц, или же превышение сокрытых налогов более 5000 МРОТ.
И так, основным критерием, влекущим уголовную ответственность по статьям 198 и 199 УК РФ является размер неуплаченного налога.
Кроме того, ранее по ст. 162-3 УК РФ к уголовной ответственности можно было привлечь при уклонении от явки в
органы Министерства по налогам и сборам для дачи пояснений или отказе от дачи пояснений об источниках доходов /прибыли/ и фактическом их объеме, а равно непредставление документов и иной информации о деятельности хозяйствующего объекта по требованию органов Государственной налоговой службы.
Законодатель устанавливал ответственность в виде штрафа в сумме от ста до ста пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
В качестве примера можно привести самое первое уголовное дело, возбужденное по этой статье в Дагестане в декабре 1994 г. в отношении директора ТОО «ЯГУАР».
Поводом к возбуждению уголовного дела послужил материал о невыполнении требований Государственной налоговой службы директором ТОО «Ягуар» Магомедовым М.М.
Поступивший из налоговой инспекции Магомедов М.М. путем преступного бездействия уклонялся от явки в ГНИ для сдачи отчетов и дачи объяснений об источниках доходов и фактическом их объеме по повестке от 14 июня 1994 года, а так же не представил документы и иную информацию о деятельности хозяйствующего субъекта - ТОО «Ягуар» по требованию органов ГНС от 19 сентября 1994 года. То, что действия Магомедова М.М. были совершены именно в целях сокрытия доходов, доказывает тот факт, что он в 1993 г. перепродал в г. Махачкале за 3 500 000 рублей автомобиль ВАЗ-2105 приобретенный в г. Тольятти за 2 900 000 рублей, что подтверждается выпиской из расчетного счета ТОО «Ягуар» в
коммерческом банке «Анжи - банк» и платежным поручением №18 от 10.02.94 г. и перечислении МП «Рассвет» на его счет 3 500 000 рублей 'за приобретенные материальные ценности.
Согласно Закону РФ «О налоге на прибыль предприятий» Магомедов М.М. обязан был уплатить налог в сумме 610 000 рублей, что им не было сделано. Суд назначил Магомедову М.М. наказание в виде штрафа в сумме ста минимальных размеров оплаты труда.
Другой пример:
Проведённой проверкой налогового законодательства МП «Набат» установлено, что руководитель МП Разаханов Т.Р. в течении 1997 года занимался экспортно-импортными операциями по реализации и покупки продуктов питания, в ГНИ отчётность не представлял и путём сокрытия объектов налогообложения уклонялся от уплаты налогов с организации в крупном размере. Разаханов Т.Р. судом признан виновным по ст. 199 ч. 1 УК РФ и осуждён.
Кроме того УФСНП РФ по РД по поручению Прокуратуры РД расследует экономические преступления, не относящиеся к прямой подследствен нести органов налоговой полиции.
Так, в марте 1998 года coтрудники налоговой полиции в ходе рейда обнаружили подпольный цех по разливу водки «Столичная» в г.Махачкале и изъяли более 1200 бутылок готовой продукции, более 300 литров спирта, оборудование для изготовления фальсифицированной водки. Было возбуждено уголовное дело по ст. 170, 175, I80 УК РФ, по которым гр. Макаев Д.Т. был привлечен уголовной ответственности
ГЛАВА IV
. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Но своей важности и объему, Налоговый Кодекс можно поставить в ряд с такими законодательными актами, как Конституция и Гражданский кодекс, поскольку он не только закрепляет правоотношения, связанные с формированием основных источников доходов государства - налогов, но и затрагивает нрава, интересы и материальное благосостояние всех без исключения граждан и организаций.
Авторы проделали колоссальный труд, но определению структуры Кодекса, формированию понятийного аппарата, разработке целостной им рациональной системы, налогообложения. Особое значение имеет уменьшение числа налогов, и снижение общего налогового бремени. Кодекс предусматривает переход от экстенсивных методов пополнения бюджета к интенсивным методам.
С этой целью занижены общие размеры штрафных санкций за налоговые поручения и введены нормы направленные на повышение собираемости самих налогов.
Важное место в Кодекс занимают вопросы организации учета и контроля. Особо следует отметить универсальный характер статуса налогоплательщика. Исполнение налогоплательщиками своих обязанностей, в т.ч. постановка на учет, представление деклараций и т.д., осуществляется во всех случаях, даже если в течение какого либо промежутка времени
у налогоплательщика отсутствуют объекты обложения и он не уплачивает налоги.
Положительным моментом так же является попытка авторов рационализировать налоговую систему путем объединения налогов, имеющих сходную налоговую базу и налогоплательщиков.
В первую очередь это относится к :
- платежам за право пользования природными ресурсами;
- акцизам на минеральное сырье;
- налогу на реализацию горюче-смазочных материалов и акцизам на моторное топливо;
- отчисления в государственные внебюджетные социальные фонды /кроме пенсионного фонда/
Следует подчеркнуть, что в налоговом Кодексе вместо 100 действующих сегодня налогов, сборов и иных обязательных платежей, предусматривается / с учетом региональных и местных налогов и сборов/, доведено их число до 28. А ограничить /в пределах полномочий по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов/ налоговое время предполагается за счет установления оптимальных размеров ставок федеральных налогов и предельных ставок по основным региональным и местным налогам.
В целом - УК РФ ч.1 - существенный шаг вперед по сравнению с действующим законодательством «Об основах налоговой системы в РФ». Однако, на мой взгляд, проект
содержит ошибочные положения, в т.ч. и концептуального характера.
Главным вопросам налоговой политики является вопрос стимулирования отечественного производителя.
Практически, на сегодняшний день одни и те же налоги платит и тот, кто -создает национальный доход, и тот, кто его перераспределяет. По-видимому, дифференцию надо обеспечить, а главное, понять: пока не работает в полную мощь основные отрасли отечественного производства, нет оснований говорить об общей социальной справедливости и улучшению условий жизни, собираемости налогов, тем более - об их снижении.
Все это должно быть основой налоговой политики.
В Кодексе так же определено понятие «налогового агента», его права и обязанности.
Однако целесообразно было бы дополнить эту статью положением о том, что за выполнение в течение отчетного года обязанностью, по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий орган - бюджет - налога или сбора, налоговые агенты получают комиссионные вознаграждения из соответствующего бюджета в размере определенного процента от перечисленной суммы налогов.
Такая форма обеспечила бы справедливую компенсацию дополнительных затрат агентов, связанных с удовлетворением государственных нужд.
Принятие ч.1 налогового Кодекса в принципе, лини, начальный шаг к проведению в России действенной налоговой реформы, над которой еще надо будет работать Важное значение имеет и принятие 2-й части ИК, которое ожидается в 2000 году.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Преступность исторически присуща обществу, однако, ее содержание подвижно, что особенно остро проявляется в переходные периоды ломки экономических и политических отношений, сопровождающиеся обвальным ростом преступности, когда возникают новые преступления, либо новые формы и способы совершения опасных преступлений
До 1992 г. Уголовный Кодекс РСФСР не знал налоговых преступлений. Но отказ от советских социалистических общественных отношений и переход к рынку неизбежно поставили на повестку дня проблему принципиально нового для России правового регулирования государством налогообложения юридических и физических лиц
Стремлением налогоплательщиков уклоняться от налогообложения и уплаты налогов и обязательных платежей государство противопоставляет, кроме прочих, по возможности адекватные формы и методы правовой защиты, включая установленные уголовной ответственности за общественно-опасные нарушения налогового законодательства и создание федеральных органов налоговой полиции, специализирующихся на предупреждении, пресечении выявлении и расследовании.
И законодательство о налоговой системе, налоговых правонарушениях и преступлениях, и впервые созданная в России налоговая полиция, и её законодательная и ведомственная нормативная база проходят период становления, когда далеко не всем ясны и понятны вопросы оптимального
правового регулирования, правоприменения и управления правоприменительной деятельности в борьбе с налоговыми правонарушениями и преступлениями.
Преступные нарушения законодательства о налогах в современном периоде характеризует ряд особенных признаков.
Уклонение от подачи деклараций о доходах приобрело массовый характер. Сокрытие доходов, противодействие требованиям налоговой службы, либо их неисполнение в целях сокрытия доходов и неуплаты налогов представляет собой обычное явление в жизни предпринимателей, коммерсантов, бизнесменов, да и не только этих лиц. Налоговые преступления и правонарушения латентны, чему в немалой степени способствует неэффективная пока деятельность создаваемых налоговых и правоохранительных органов, которые не обеспечивают решительного пресечения преступных деяний и неотвратимости наказания, имеют мест безответственность, равнодушие, равнодушное отношение к преступникам.
Без должного реагирования остается значительная часть информации о преступлениях и других правонарушениях.
Субъектами налоговых правонарушений и преступлений являются не только обычные физические лица, но и представители, сотрудники юридических лиц.
Формы преступных явлений многообразны. В сфере бизнеса наиболее распространены - лжепредпринимательство, лжебанкротство, уклонение от уплаты налогов
Процветает деятельность преступных групп предпринимателей, заключающих фиктивные договоры на поставку в Россию товаров народного потребления.
При этом, получаемые в качестве предоплаты деньги расхищаются и переводятся на счета в зарубежные банки.
Распространены факты сокрытия прибыли совместными предприятиями и товариществами с ограниченной ответственностью.
Нежелание юридических и физических лиц уплачивать налоги подталкивает их на поиск преступных форм сокрытия доходов /прибыли/ от налогообложения.
Зачастую нарушения налогового законодательства сопровождаются подлогам и, злоупотреблениями, хищениями, взяточничеством и другими преступлениями, совершаемыми должностными лицами, материально ответственными и иными лицами.
Повышенную общественную опасность представляют факты коррупции в системе налоговой службы, преступные связи отдельных сотрудников с коммерческими структурами
Налоговая преступность как явление - прежде всего обусловливается изменениями, происходящими в экономической жизни общества.
В современных условиях именно налоги являются источниками бюджетных расходов- Постоянный рост последних, вызванный в -значительной степени инфляционными процессами, побуждает государство к непопулярным мерам -оно увеличивает налоговый пресс.
Ответная реакция предпринимательско-деловых кругов - уклонение от уплаты налогов.
Впрочем, многие товарно-закупочные посреднические и иные коммерческие структуры избегают налогообложения не только в силу его непомерной тяжести: срабатывает так же и другой фактор крайне низкий уровень правовой, налоговой культуры. Это обходится казне в триллионы.
Немаловажная причина активизации налоговой преступности несовершенство и нестабильность российского налогового законодательства, объемного, сложного, противоречивого. Сегодня нормативно-правовая база но вопросам налогообложения включает в себя более ста законов. указов, постановлений, инструкций и разъяснении.
Время от времени вводятся дополнительные нормы, ухудшающие и без того незавидное положение налогоплательщиков.
Анализ динамики налоговых преступлений по РФ с конца 1992 по 1999 гг. позволяет сделать вывод о резко прогрессирующем их росте. Так, если в 1993 г, возбуждено 617 уголовных дел и осуждено 59 человек, то за 1999 год возбуждено свыше 7,6 тысяч уголовных дел, а осуждено 1840 человек.
Столь заметный скачок в показателях объясняется как повышением эффективности оперативно-служебной деятельности органов налоговой полиции, так и появлением огромного числа новых собственников, не желающих на маневр старых платить в госбюджет.
Приведенные цифры далеко не в полной мере отражают масштабы налоговой преступности в стране, поскольку она характеризуется высокой латентностью.
18 марта 2000 года налоговой полиции исполнилось 8 лет. Восемь лет налоговая полиция стоит на страже экономической безопасности страны. Благодаря работе