Деятельность налоговой полиции по борьбе с налоговыми правонарушениями (на материалах УФСПП РФ)
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
Дагестанский государственный Университет
Дербентский филиал юридического факультета
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: «Деятельность налоговой полиции по борьбе с налоговыми правонарушениями" /на материалах УФСПП РФ но РД/»
Научный руководитель:
Ст. преподаватель Тагиров А.Б.
Выполнил:
Студент 3 курса Дербентского филиала Ю.Ф.
ОЗО на базе в/о Мукаилов Р.
Дербент 2000
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ___________________________________________
ГЛАВА 1 Налоговая полиция как правоохранительный орган
1 Основные задачи и направления деятельности налоговой полиции______________________________________________
2 Система и структура федеральных органов налоговой полиции______________________________________________
3. Принципы деятельности органов налоговой полиции и правовые основы его деятельности_____________________
4 Взаимодействие федеральных органов налоговой полиции с налоговыми органами и иными государственными органами Российской Федерации_________________________
ГЛАВА 2 Формы и методы осуществления борьбы с налоговыми правонарушениями____________________________________
ГЛАВА 3 Изменение уголовного и административного законодательства по вопросам борьбы с налоговыми правонарушениями Практика применения налогового законодательства
ГЛАВА 4 Проблемы совершенствования налогового законодательства______________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Переход к рыночной экономике, реформирование политической структуры власти повлекли за собой глубокие перемены во всех сферах жизни российскою общества.
Изменение экономического курса страны от планово хозяйственной экономики с государственными предприятиями, к свободной экономической деятельности и разгосударствлению хозяйствующих субъектов породило новые экономические отношения, новые формы собственности новые права и обязанности юридических и физических лиц. Появление последних неизбежно влечет за собой появление новых видов общественно - опасных деяний в сфере экономики. Закономерно в этой связи и изменение налоговой ноли гики государства. Законом от 21 марта 1991г- была создана Государственная налоговая служба1 как единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в федеральный и местный бюджеты налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством России и входящих в нее субъектов федерации
Уже па начальном этане ее деятельности остро встал вопрос о массовом уклонении налогоплательщиков от налогообложения Значительная часть сокрытых доходов стала оседать в криминальном секторе экономики, способствуя росту
1 О государственной налоговой службе РФ. Федеральный закон от21 марта 1991 года
Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991 №15 ст. 492
преступности. Для борьбы с противоправными, в том числе преступными, посягательствами на налоговую систему России с 1992 г. стали создаваться специализированные правоохранительные органы. Указом Президента РФ от 15 марта 1992 г. № 262 при Государственной налоговой службе РФ было учреждено Главное управление налоговых расследований
Главное управление налоговых расследовании и подразделения налоговых расследовании на местах дублировали гражданско-правовые функции налоговой службы, в состав которой они входили.
Реализация налоговой системы столкнулась с мощным скрытым и открытым, в том числе преступным, противодействием корыстно заинтересованных лиц. Правонарушения и преступления к сфере налогового законодательства приобрели в России изощрённый и массовый характер, в результате чего в бюджет ежегодно не поступают миллиарды укрытой от налогов прибыли
Практика показала, что нахождение Главного управления налоговых расследований и подразделений налоговых расследований в системе Государственной налоговой службы РФ и налоговых инспекций не обеспечивало эффективности процессов выявления, раскрытия, расследования и предупреждения налоговых преступлений,
Малоэффективная деятельность Главного управления налоговых расследований и подразделений налоговых расследований поставила на повестку дня вопрос о создании самостоятельных структур, специализирующихся на
выполнении гражданско-правовых, административно-правовых, оперативно-розыскных, процессуальных и профилактических функций по борьбе с противоправными ( в том числе преступными) нарушениями налогового законодательства.
24 июня 1993 г. был принят Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции"' реорганизовавший органы налоговых расследований в федеральные органы налоговой полиции, которые стали правопреемниками Главного управления налоговых расследований. В соответствии с этим Законом федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
Вступивший в силу 27 декабря 1995 г Закон РФ "О внесении изменений и дополнений Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР " в Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции" и закрепил за органами налоговой полиции полномочия проведения предварительного следствия, что придало им более стройную систему, расширяя как их права, так и обязанности, а также направлен на кардинальное изменение ситуации по борьбе с налоговой преступностью.
Органы налоговой полиции РД начали создаваться в конце 1992 г. Их основу составили прикомандированные сотрудники
1.О федеральных органах налоговой полиции: Федеральный закон от 24 июня 19923 г №6238-1 //Российская газета 1993 г 15 июня
силовых ведомств и спецслужб
Выбор настоящей темы дипломной работы продиктован
актуальностью данной темы в настоящее время и заинтересованностью автора в исследовании деятельности органов налоговой полиции и причин налоговой преступности.
При выполнении дипломной работы использованы законодательные и нормативные материалы, учебно-методическая литература, ведомственные нормативные акты статистические данные о работе органов налоговой полиции и практика работы УФСНП РФ по РД
Становление органов налоговой полиции республики проходило в условиях сложной социально-экономической обстановки, ухудшения криминогенной ситуации.
Сегодня Управление федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, по Республике Дагестан это мощная правоохранительная структура, способная с честью выполнить возложенные на него задачи но обеспечению экономической безопасности страны.
.
Глава1. НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ - КАК ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН
1. Основные задачи и направления деятельности налоговой полиции.
В соответствии Закона Российской Федерации «0 федеральных органах налоговой полиции» задачами федеральных органов налоговой полиции являются:
- выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений. О выявленных при этом других экономических преступлениях органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствующие правоохранительные органы;
- обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;
- предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.
- На федеральные органы налоговой полиции не могут
быть возложены задачи не предусмотренные Законом. Для выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений необходимо организовать и провести оперативно-розыскные мероприятия, возбудить уголовные дела и расследовать их, подать на розыск лиц, совершивших
налоговые преступления, или подозреваемых на их совершении, принять меры к возмещению нанесенною государству ущерба.
Работа налоговых органов напрямую зависит от проводимой государством налоговой политики, от того, как работают законы и подзаконные акты по налогообложению. Государство вправе и обязано принимать меры но урегулированию налоговых правонарушений, в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества1.
Наличие властных полномочий и реальные возможности влиять на ход и результаты финансово -экономических процессов в различных государственных и коммерческих структурах создает вокруг налоговой полиции мощное криминогенное ноле. Попытки подкупа сотрудников налоговой полиции, оказание им разною вида услуг со стороны руководителей фирм, предприятий, а также частых лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, имеют далеко идущие планы. Организованные преступные группировки, пытающиеся отмыть незаконно добытые деньги, особо заинтересованы в наличии «своих людей» в налоговой полиции. Поэтому борьба с коррупцией внутри налоговых органов возводится в paнг таких же важных задач, как и борьба с налоговыми преступлениями.
О
1Брызгалин А.В. Налоговое право: Учебное пособие –1998 г с 64
рганы налоговой полиции проходят еще этап становления, но с каждым годом они все прочнее становятся на ноги, уверенно занимая то место среди правоохранительных органов, которое отведено ей согласно законодательства.По мере этого усиливается и борьба с налоговыми правонарушениями и преступлениями.
В 1999 году по Российской Федерации зафиксировано более 1000 посягательств на жизнь и здоровье сотрудников налоговой полиции и работников ГНИ, выявлено 600 фактов угроз и шантажа, 130 случаев нападения и нанесения телесных повреждений, 32 поджога, взрыва и уничтожения имущества, убито 3 налоговых полицейских и 2 работника налоговой инспекции.'1
1Солтаганов В.Г. Ради интересов Государства //Налоговая полиция 2000 г №2
2. Система и структура федеральных органов налоговой полиции
Федеральные органы налоговом полиции являются централизованной системой органов налоговой полиции с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим органам и начальнику Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.
Систему федеральных органов налоговой полиции составляют:
Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации /ФСНП/; на правах Гос комитета РФ
органы налоговой полиции в республиках в составе Российской Федерации /управления:
органы налоговой полиции автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга /управления, отделы/, территориальные органы;
органы налоговой полиции юродов и районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также межрайонные отделы управлений /местные органы налоговой полиции/1
В федеральных органах налоговой полиции в пределах выделенных средств могут создаваться строительные, автотранспортные, медицинские и другие подразделения, необходимые для обеспечения их деятельности.
Общее руководство деятельностью федеральных органов налоговой полиции и координацию их деятельности с налоговыми
О федеральных органах налоговой полиции: Федеральный закон от 24 июня 19923 г №6238-1 //Российская газета 1993 г 15 июня
и иными государственными органами осуществляет директор федеральной службы Российской Федерации
УФСНП РФ и органы налоговой полиции республик в составе Российской Федерации возглавляют начальники.
Начальник ФСНП РФ назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Первый заместитель начальника назначаются и освобождаются от должности Правительством Федерации, но представлению начальника федеральной службы
В соответствии с функциями Федеральной службы налоговой полиции структурную схему центрального аппарата можно условно представить семью блоками подразделений.
В первый блок входят оперативное управление, контрольное ревизионное управление и оперативно-технический поисковый центр.
Оперативное управление осуществляет деятельность, но выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений. Специалисты оперативного управления ведут контрольно-методическую работу, а также оказывают практическую помощь в функциональное руководство оперативными службами региональных органов налоговой полиции,
Управление налоговых проверок производит проверки финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц при получении информации о готовящемся или совершенном налоговом преступлении Оно проводи! также контрольные проверки соблюдения налогового законодательства юридическими и физическими лицами
когда имеется оперативная информация о фактах, взяточничества или коррупции с участием налоговых инспекторов и сотрудников налоговой полиции, ведет методическую работу и осуществляет функциональное руководство аналогичными службами в региональных органах налоговой полиции.
Оперативно-техническое и поисковое управление проводит оперативно-поисковые мероприятия с применением современных технических средств фиксации действий лиц, совершающих налоговые преступления, осуществляет отбор и обработку информации, поступающей при проведении оперативно-технических мероприятий, разрабатывает приемы и методы деятельности оперативно-технических и поисковых подразделений для региональных органов налоговой полиции
Следующий блок подразделений включает организационно-инспекторское управление, управление правового обеспечения и следственный отдел
Оргинспекторское управление фактически выполняет штабные функции. Здесь разрабатываются основные управленческие задачи, аккумулируются предложения по перспективному и текущему планированию деятельности всей Федеральной службы налоговой полиции, готовятся отчеты о проделанной работе, организуются методическая и практическая помощь территориальным органам, определяется реальное состояние оперативно-служебной деятельности в подразделениях Федеральной службы, её соответствие требованиям законов и подзаконным актам, проводится
совместно с другими управлениями и отделами Федеральной службы комплексные н контрольные инспекторские проверки региональных органов налоговой полиции.
Управление правовою обеспечения готовит проекты -законов и подзаконных актов по вопросам деятельности органов налоговой полиции, проверяет соответствие закону и подзаконным актам подготовленных функциональными отделами и управлениями проектов приказов, инструкции, а также договоров, соглашений, контрактов, осуществляет представительство в судах и других инстанциях при рассмотрении споров но искам, предъявляемым Федеральной службой либо но инициативе Федеральной службы, ведет систематизацию нормативных актов по вопросам деятельности налоговой полиции.
Отдел налоговых расследований выполняет в основном контрольно-методические функции, оказывает практическую помощь в расследовании уголовных дел территориальным органам налоговой полиции.
В третий блок подразделений центрального аппарата Федеральной службы налоговой полиции входят информационно-аналитическое управление, отдел регистрации и архивных фондов, главный вычислительный центр.
Информационно-аналитическое управление занимается накоплением, компьютерной обработкой и анализом оперативно-служебной информации о фактах незаконных действий, связанных с уклонением от уплаты налогов и сокрытием прибыли, осуществляет оперативно-аналитическое
сопровождение наиболее важных оперативных разработок, организует информационное взаимодействие между центральным и региональным органами налоговой полиции, а также оперативными службами МВД. ФСБ и ГКТК, выполняет контрольно-методические функции подразделениям в территориальных органах.
Отдел регистрации и архивных фондов разрабатывает проекты ведомственных нормативных актов но учету, хранению и использованию документальных материалов, ведет оперативно-статистическую отчетность по основным направлениям деятельности Федеральной службы налоговой полиции, обеспечивает учет, хранение и использование документов в архиве центрального аппарата, оказывает методическую помощь в организации и совершенствовании работы территориальных подразделений регистрации и архивных фондов.
Главный вычислительный центр занят созданием и эксплуатацией банка данных, по всем формам учета, осуществляемого федеральной службой налоговой полиции, а также разработкой и реализацией единой технической практики в области автоматизации информационных потоков в центральном аппарате и региональных подразделениях.
Четвертым по счету, но не по значимости, можно назвать блок подразделений, куда входят управление собственной
1Налоговая полиция – Лыткарино 1996 с 29
безопасности и подчиненная ему непосредственно служба защиты телекоммуникационной информации и компьютерной безопасности, а также обеспечивает систему мер защиты информации, содержащейся в их компьютерных сетях финансово-экономическое управление осуществляет финансовые операции, ведет бухучет, контролирует расходы Федеральной службы налоговой полиции в соответствии с ассигнованиями, проводит проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности региональных органов.
Шестой блок подразделений центрального аппарата включает управление физической защиты, дежурная часть и отдел связи.
Управление физической защиты призвано решать задачи, по обеспечению физической защиты налоговых инспекторов и сотрудников налоговой полиции в ходе проверок юридических и физических лиц, а также обеспечивать безопасность их родственников, если имеется реальная угроза их жизни, здоровью или имуществу. Оно разрабатывает специальные приемы и тактику действий сотрудников подразделений физической защиты в различных ситуациях, готовит предложения но совершенствованию деятельности подразделений физической защиты, их вооружению, оснащению спецсредствами и экипировкой, организует подготовку и повышение квалификации инструкторов боевой подготовки и физкультурно-оздоровительной работы, оказывает помощь региональным органам налоговой полиции в деле организации физической защиты.
Дежурная часть осуществляет оперативную связь с дежурными частями региональных органов налоговой полиции МВД, ФСБ, ГКТК, другими ведомствами, получает, обрабатывает и докладывает руководству федеральной службы полученную с места информацию о нарушениях налоговою законодательства, оперативно реагирует на сообщения о чрезвычайных происшествиях в системе органов налоговой полиции и налоговой инспекции, организует учет, хранение и выдачу оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудникам подразделений центрального аппарата
Отдел связи устанавливает и обслуживает линии городской и внутренней связи в подразделениях федеральной службы, обеспечивает подключение аппаратов к правительственной и оперативной связи руководства федеральной службы, организует радийную и иную связи для нужд структурных подразделений центрального аппарата.
Еще одним блоком в структурной схеме федеральной службы налоговой полиции являются управление материально-технического обеспечения, хозяйственное управление и их структурные подразделения, выполняющие обеспечительные функции.
В соответствии Закона «О федеральных органах налоговой полиции» в качестве совещательного органа в федеральной службе налоговой полиции образуется коллегия, персональный состав и порядок работы которой по представлению начальника федеральной службы утверждается Правительством РФ. На заседании коллегии рассматриваются наиболее важные вопросы организации и
деятельности органов налоговой полиции, проблемы подбора и расстановки руководящих кадров, заслушиваются отчеты начальников управлений и отделов центрального аппарата, а также руководителей региональных органов.
Структура и организация деятельности управлений налоговой полиции республик в составе РФ, а также управлений /отделов/ федеральной службы налоговой полиции автономной полиции автономной области, автономных округов, краев, областей, юродов Москва и Санкт-Петербурга строится, но приему федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации. Особенности и отличия связаны с непосредственными задачами каждой структуры, объемами выполняемых работ и штатной численностью подразделений1
Районные, межрайонные и городские отделы налоговой полиции возглавляются начальниками, назначаемыми на должность начальником управления налоговой полиции республики в составе РФ, начальниками управлений /отделов/ налоговой полиции автономной области и автономных округов, краев, областей городов Москвы и Санкт-Петербурга
В зависимости от экономической характеристики и других факторов определяется штатная численность и межрайонных отделов, их структура и принципы организации работы.
У
1Брызгалин А.В. Налоговое право: Учебное пособие –1998 г с 64
правление федеральной службы налоговой полиции Российской федерации по Республике Дагестан состоит из центрального аппарата и 15 подразделений на местах. Сотрудники этих 15 межрайонных отделов и отделенийОсуществляют борьбу с налоговыми преступлениями и правонарушениями и выполняют иные задачи возложенные на органы налоговой полиции по всей территории нашей республики
СТРУКТУРА ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА УФСНП по РД
Руководство УФСНП по РД
Оперативная служба
Отдел безопасности и борьбы с коррупцией
Служба физической защиты
Служба документирования налоговых правонарушений
Следственный отдел
Информационно – аналитический отдел
Оперативно технический и поисковый отдел
Финансовый отдел
Секретариат
Отдел кадров
Пресс служба
Хозяйственный отдел
Отделение связи
Орг. Инспекторское отделение
Группа правового обеспечения
Архив
Дежурная часть
3.Принципы деятельности органов налоговой полиции и правовые основы его деятельности
Деятельность федеральных органов налоговой полиции осуществляется на основе принципов;
законности:
уважения прав и свобод человека и гражданина:
подконтрольности и подотчетности высшим органам налоговой законодательной и исполнительной власти Российской федерации:
сочетания гласных и негласных форм деятельности.
В федеральных органах налоговой полиции не допускаются создание и деятельность политических партий и других общественных объединений Сотрудники налоговой полиции не могут быть ограничены в своей служебной деятельности решениями политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.
Федеральные органы налоговой полиции осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами, а также налоговыми службами других государств на основе международных договоров и обязательств Российской федерации.
Деятельность федеральных органов налоговой полиции основывается на Конституции Российской Федерации, Конституциях республик в составе Российской Федерации, на
законе «О федеральных органах налоговой полиции»1 и иных законодательных и правовых актах Российской федерации, регулирующих отношения в области налогообложения и правоохранительной деятельности, принимаемых в пределах их полномочий. Сотрудники налоговой полиции вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия, возбуждать уголовные дела, относящиеся к их посредственности, проводить следствие, розыск лиц, подозреваемых в совершении преступлений
Налоговая полиция, являясь, но своему характеру и функциям правоохранительным органом, одновременно представляет собой элемент системы органов исполнительной власти. Возможность применения сотрудниками налоговой полиции мер принуждения при осуществлении предоставленных им полномочий служит достаточной гарантией выполнения законных требований должностного лица.
Правовые основы деятельности ФОНП получили серьезное развитие и укрепление со вступлением в действие федерального закона «О внесении изменений и дополнений УПК РСФСР в Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» Он открывает качественно новый этап становления полиции как правоохранительной структуры2
О федеральных органах налоговой полиции: Федеральный закон от 24 июня 19923 г №6238-1 //Российская газета 1993 г 15 июня
О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» Федеральный закон от 17 декабря 1995 г №200 ФЗ // С3 РФ 1995 №47 ст 4923
Налоговой полиции предоставлено право осуществлять предварительное следствие. Кроме того. Закон наделяет налоговую полицию правом проводин, судебно-экономические и связанные с исследованием документов криминалистические экспертизы, выносить письменные предостережения руководителям организаций независимо от организационно правовых форм и форм собственности безопасности, а также физическим лицам о необходимости своевременной и полной уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Правовым актом, регламентирующим деятельность федеральных органов налоговой полиции является, Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности от 12 августа 1995 г. Этот закон, определяющий сущность и содержание оперативно-розыскной деятельности: форм контроля и надзора за ее проведением: ее финансовое обеспечение.
Об оперативно розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995№144-Ф3
//Российская газета 1995г 18 августа
4. Взаимодействие федеральных органов налоговой полиции с налоговыми органами и иными государственными органами Российской Федерации
Федеральные органы налоговой полиции решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с налоговыми органами и иными государственными органами.
Основой взаимодействия федеральных органов налоговой полиции, налоговых органов и иных государственных органов является обеспечение контроля за соблюдением налоговою законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов, сборов и других обязательных платежей.
Государственная налоговая служба Российской Федерации, ее органы на местах и иные государственные органы обязаны оказывать содействие федеральным органом налоговой полиции в решении задач, определенных Законом.
Государственная налоговая служба Российской Федерации, государственные налоговые органы но мотивированному запросу федеральных органов налоговой полиции выделяют специалистов своих ведомств для осуществления совместных проверок при реализации оперативных материалов и проведения контрольных проверок при реализации оперативных материалов и проведения контрольных проверок правильности уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей юридическими и физическими
лицами. Принятые решения о выделении специалистов по мотивированному опросу федеральных органов налоговой полиции осуществляется в течение пяти дней с момента поступления запроса.
В тe же сроки при возникновении оперативной необходимости органы налоговой полиции но мотивированному запросу Государственной налоговой службы Российской Федерации, государственных налоговых инспекций на местах, других государственных органов выделяют сотрудников налоговой полиции для проверки фактов налоговых правонарушений.
Налоговые органы при выявлении фактов сокрытия доходов /прибыли/ или иных объектов налогообложения налогоплательщиками в крупных и особо крупных размерах обязаны в 10-ти дневный срок направлять материалы в территориальные органы налоговой полиции для проведения дознания и принятия решения по ним в соответствии с законодательством1.
В целях защиты интересов налогоплательщиков споры. возникающие между федеральными органами налоговой полиции и налоговыми органами по результатам контрольных проверок юридических и физических лиц, проведенных
Налоговый Кодекс РФ ч.1. М. 1998. ст. 32(В редакции Федерального закона от 09,07,99 №153-ФЗ)
федеральными органами налоговой полиции, разрешаются вышестоящими органами налоговой полиции и вышестоящими налоговыми органами. В случае разногласий между указанными ведомствами решение по предмету спора принимается Министерством финансов Российской Федерации, а при несогласии одной из сторон с указанным решением окончательное решение принимает Высший арбитражный суд Российской Федерации.
Высший арбитражный суд Российской Федерации принимает материалы по указанным спорам к своему производству в первоочередном порядке
Федеральные органы налоговой полиции извещают налоговые органы о реализации оперативных материалов по фактам выявления и пресечения налоговых преступлений, о контрольных проверках налогоплательщиков.
Федеральные органы налоговой полиции по мотивированному запросу Министерства по налогам и сборам Российской Федерации, государственных налоговых инспекций на местах обеспечивают личную безопасность сотрудников налоговых органов и членов их семей
Руководители, органов налоговой полиции, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства, при нарушении положений частей четвертой, пятой и шестой статьи 6 Закона «О Федеральных органах налоговой полиции» несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.
Глава II. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БОРЬБЫ С НАЛОГОВЫМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ
Правонарушение - это деяние, нарушающее требования, установленные правовыми нормами соответствующей отрасли права.
Юридическая ответственность проявляется в качестве гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой, дисциплинарной1
Гражданско-правовая ответственность - эта мера принуждения, установленная нормами гражданского права за правонарушение. Так согласно п.1 cт.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может потребовать полного возмещения причиненных ему убытков, Это означает, что для правонарушения /должника/ возникает необходимость возместить не только реальные /фактические/ расходы, произведенные потерпевшим /кредитором/, но и возместить упущенную выгоду, то есть неполученные доходы, которые мог бы получить кредитор, если бы его права не нарушились.
Наряду с возмещением убытков нормы гражданского права предусматривают взыскание в форме неустойки /пени, штрафы/.
Все штрафы как санкции за правонарушения в зависимости от отрасли нрава могут быть;
Гуреев В И Налоговое право М. 1998 –С.144
а) гражданско-правовыми /cт. 330 Основ гражданского законодательства, ст. 187-190 ГК РФ/,
б) административными /ст.24 Кодекса об Административных правонарушениях, п. 12 ст.7 Закона «О государственной налоговой службе РСФСР» ст.114ч.1 НКРФ. гл. 16 ч.1 НКРФ,
г) уголовно-правовыми /ст.21, 162-2, 162-3 УКРФ/.
С экономической точки зрения все штрафы характеризуются общим признаком – принудительным изъятием денежных средств у граждан, юридических лиц в пользу государства.1
С точки зрения юридический штраф – это санкция, применяемая за различные виды правонарушений, определяемые соответствующими отраслями права.
Административно-правовая ответственность –это мера принуждения, установленная нормами административного права за административное правонарушение /проступок/.
Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные Кодексом «Об административных правонарушениях» наступает, если эти нарушения не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
Мера административно-правового принуждения проявляется в форме административного взыскания.
За совершение административных правонарушений согласно ст. 24 Кодекса «Об административных правонарушениях»
Бабрах Д.И. Административное право: М 1993 г С 49
могут применяться следующие административные взыскания:
а) предупреждение, б) штраф; н) возмездное изъятие предмета, являющегося орудием совершения или непосредственным объектом административною правонарушения; г) конфискация предмета, явившеюся орудием совершения или непосредственным объектом административною правонарушения; д) лишение специальною права, представленного данному гражданину /право управления транспортными средствами, право охоты; е) административный арест; ж) исправительные paботы1
В рамках административной деятельности в компетенцию сотрудников налоговой полиции входит право составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах установленных законом полномочий, осуществлять административное задержание и другие меры, предусмотренные законодательством
В соответствии с действующими законами протокол об административном правонарушении составляется в тех случаях, когда руководителя и должностные лица предприятий, учреждений и организаций, не зависимо от форм собственности, физические лица нарушают требования и п 5-10 ст 11 Закона «О федеральных органах налоговой полиции»
Основанием для составления протокола об административном правонарушении может послужить отказ в допуске сотрудника налоговой полиции в производственные, складские, торговые и иные помещения, используемые
Бабрах Д.И. Административное право: М 1993г С 51
налогоплательщиками для извлечения дохода, не предъявление документов, удостоверяющих личность, неявка, в органы налоговой полиции по вызову, невыполнение требовании об устранении нарушений, непредставление необходимой для налоговых органов информации, воспрепятствование в использовании средств связи и транспортных средств сотруднику налоговой полиции в экстраординарных случаях
Любое из перечисленных действий может повлечь за собой применение к правонарушителю такой меры пресечения, как административное задержание, выражающееся в кратковременном /до 3-х часов/ ограничения свободы с доставлением в официальное помещение органов налоговой полиции или внутренних дел.
Административное наказание- не наказание за проступок. Это всего лишь мера пресечения противоправной деятельности, которая позволяет в деловой обстановке уточнить обстоятельства нарушения, выяснить личность виновного, составить соответствующие документы, на основании которых будет решаться вопрос о применении к правонарушителю иных мер административного принуждения общественною воздействия.
Применителю к вышеперечисленным правонарушениям, решение но существу изложенных в протоколе фактов и обстоятельств принимает начальник органа налоговой полиции или его заместитель. Предельная сумма штрафа, который может быть наложен на правонарушителя равняется, стократному минимуму ставки заработной платы.
Начальник органа налоговой полиции или его заместитель так же имеют право применять соответствующие санкции но результатам проверок налогоплательщиков, которые проводятся после проверок, проведенных должностными лицами Государственной налоговой службы.
Решение о взыскании сокрытой суммы налога и о наложении штрафа принимается одновременно с утверждением актов проверок.
Основную часть зарегистрированных административных правонарушений составляют нарушения правил ведения бухгалтерского учета и отчетности на предприятиях, предпринимательская деятельноеть1 с нарушением порядка занятия такой деятельности и т.д.
Состояние административных правонарушений за 1998 г. выглядело следующим образом / см. график /.
- количество зарегистрированных административных правонарушений 2180
- сумма вынесенных административных штрафов536 т. руб.
сумма оплаченных административных штрафов 399 т. руб.
Финансовая ответственность- это санкции, примененные
налоговыми органами за нарушение налогоплательщиками налогового законодательства.
Это, прежде всего - бесспорное списание недоимок, взыскание сокрытого или заниженною дохода / прибыли/, либо налога за иной объект налогообложения, Например: согласно п.8 ст.7 Закона «О Государственной налоговой службе РСФСР», налоговые органы /налоговые инспекции/ вправе применять к нарушителям налогового законодательства финансовые санкции в виде взыскания всей суммы сокрытой или заниженной прибыли /дохода/: 10 % причитающихся сумм налогов за отсутствие учета прибыли /дохода/.
В качестве санкции налоговое законодательство предусматривает и пеню ст. 75 ч.1 ИК РФ.
Пеня, применяемая в налоговом праве, отличается от пени, установленной нормами гражданского права тем, что защищает налоговые правонарушения и применяется в случае нарушения налогоплательщиками своих обязанностей в срок уплачивать налоги, тогда как в гражданском праве пеня применяется за ненадлежащее исполнение обязательств.
Уголовная ответственность - это мера принуждения, установленная нормами уголовного права за совершенное преступление. Мера принуждения в таких случаях проявляется в форме уголовного наказания. Привлечение к уголовной ответственности означает возбуждение уголовного дела, последующее расследование и судебное разбирательство. Совершение преступления является юридическим фактом, влекущим возникновение специфических правовых отношений
Налоговый Кодекс РФ 4.1. М. 1998г. Ст.75.
между виновным лицом и государством, осуществляющим
правосудие.
Условная ответственность за налоговые преступления поступает в соответствии со ст.ст.198, 199 Уголовного Кодекса РФ1,
Уклонение от уплаты налогов с организаций признается совершенным в крупном размере, если сумма недоплаченного налога превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.
Оперативно - розыскная деятельность представляет собой нормативную урегулированию, научно-обоснованную и апробированную практикой систему разведывательно-поисковых мероприятий, осуществляемых преимущественно негласно, специально на то уполномоченных оперативными аппаратами и должностными лицами органов налоговой полиции с целью борьбы с налоговыми преступлениями.
Согласно Закону2 органам налоговой полиции предоставлено право проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения от уплаты налогов, а также осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления /подозреваемых в их совершении/, принимать меры к возмещению нанесенною ущерба государству и обеспечивать собственную безопасность сотрудников налоговой полиции.
Претворение в жизнь уголовной политики государства связано с использованием государственными органами
1.Уголовный Кодекс РФ – М., 1998г. ст. 198, 199.
2. О федеральных органах налоговой полиции Закон РФ от 24.06.93 г. №6238-1 // Российская газета 1993 г. 15 июня
комплекса правовых, социально-экономических, воспитательных и специальных мероприятий. К числу последних /в сфере действия налогового законодательства/ в первую очередь относятся те, которые проводятся федеральными органами налоговой полиции в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности. Их необходимость определяется обязанностью оперативных аппаратов вести борьбу с преступлениями, подготавливаемыми и совершаемыми тайно, с применением различных ухищрений. Важной деталью является то, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется преимущественно в отношении лиц, совершивших тяжкие преступления, которые гласным /следственным/ путем раскрыть невозможно, либо крайне затруднительно.
Оперативно-розыскная деятельность имеет достаточно прочную правовую регламентацию. Правовые нормы, регулирующие оперативно-розыскную деятельность носят, в основном, предписывающий характер. Их источник можно условно разделить на два вида.
1 Общефедеральные нормативно-правовые акты /законы РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. их предписания/ обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами на всей территории РФ, определяющие права и обязанности граждан и государственных органов по защите интересов гражданина и государства от преступных посягательств.
Важнейшим правовым актом является принятый 12 августа 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности», который не только является первым нормативно-правовым актом такого рода в России, но и имеет мало аналогов в зарубежных странах. Его основное достоинство заключается в том, что с его принятием оперативно-розыскная деятельность получила статус функции государства по борьбе с преступностью. Данный закон определил:
сущность и содержание оперативно-розыскной деятельности, ее задачи и принципы; права и обязанности объектов оперативно-розыскной деятельности; формы контроля и надзора за ее проведением; ее финансовое обеспечение.
Помимо названного Закона правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют и иные нормативные акты субъектов РФ.
Ведомственные нормативные акты /приказы, решения коллегии, инструкции, директивы, указания и т.п./ министерств и ведомств, сотрудники и подразделения которых определены Законом «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ», как субъектов оперативно-розыскной деятельности.
Указанные нормативные акты могут быть разделены на два вида:
регламентирующие общие положения организации и тактики оперативно-розыскной деятельности, применительно к решаемым федеральными органами налоговой полиции задачам:
1. Об оперативно – розыскной деятельности. Закон РФ от 12.08.95г. № 144-93 /Российская газета от 18 авг. 1995г.
- регламентирующие частные организационно-тактические вопросы оперативно-розыскной деятельности в борьбе с определенными видами преступлений.
Оперативно-розыскная деятельность представляет собой один из немногих видов деятельное) и, которая осуществляется в форме противодействия, где с одной стороны выступает оперативный аппарат /в лице его сотрудников/, а с другой - лицо /группа лиц/, подготавливающее, совершающее либо совершившее налоговое преступление и уклоняющееся от предусмотренной законом ответственности. Если действия оперативного работника /в процессе оперативно-розыскной деятельности/ направлены на выявление, предупреждение и раскрытие преступления, то действия лица, совершившего /подготавливающего совершающего/ преступление, носят как раз обратный характер, т.е. направлены на маскировку преступного деяния, сокрытие его следов, уклонение от ответственности и т.д. В силу того, что противодействие
носит внешне скрытый характер, действия оперативного работника направлены на преодоление противодействия, что на первом этапе предусматривает получение различными способами информации о замыслах и деятельности субъекта, представляющего оперативный интерес и далее - на использование этой информации при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению и раскрытию преступления.
1. Михайлов В.А. Уголовно-процессуальная деятельность налоговой полиции. М., 1995г. С. 144.
Оперативно-розыскные действия выполняются как гласно, так и негласно. Негласность не является самоцелью', она продиктована характером задач, решаемых с помощью оперативно-розыскной деятельности. Негласные мероприятия являются более трудоемкими, чем аналогичные гласные, носят более сложный организационный характер. В зависимости от ситуации, оперативный работник определяет характер своей действительности /гласный или негласный / и избирает их оптимальное сочетание.
При решении каждой задачи первоначально рассматривается вариант проведения гласных мероприятий, и, лишь убедившись в невозможности либо существенном затруднении достижения цели гласным путем, оперативный работник принимает решение о проведении мероприятии негласного характера.
Но не все без исключения сотрудники федеральных органов налоговой полиции вправе осуществлять негласные формы и методы работы Конкретный перечень непосредственных субъектов ОРД определяется ведомственными нормативными актами. В них указывается перечень руководителей, допущенных к негласной работе но должности, а так же перечет, оперативных аппаратов, сотрудники которых допускаются к оперативно -розыскной деятельности после сдачи соответствующих зачетов и
1.Гуреев В.И. Налоговое право – М. 1998г. С. 84.
оформления необходимого заключения, помещаемого в личное дело.
Сотрудники оперативных аппаратов наделены соответствующими правами и обязанностями. К основным их правам относятся:
- возможность проводить, оперативно-розыскные
действия,
- устанавливать конфиденциальное сотрудничество с различными категориями лиц,
-создавать и использовать информационные системы оперативно-розыскного назначения, применять специальные технические и иные средства,
-использовать при осуществлении ОРД помещения, имущество, транспортные средства граждан и организаций,
использовать документы, зашифровывающие личность граждан и ведомственную принадлежность помещений и транспортных средств .
В обязанности сотрудников оперативных аппаратов входит:
- принятие необходимых мер для защиты законных прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства,
- исполнение письменных поручений следователя, указаний прокурора, определений суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий,
- выполнение запросов соответствующих международных правоохранительных органов,
- информирование других органов, осуществляющих ОРД о противоправных фактах, относящихся к их компетенции, соблюдение правил конспирации в оперативно-розыскной деятельности,
- обеспечение безопасности своих сотрудников, членов их семей и близких от противоправных посягательств.
Поскольку оперативно-розыскная деятельность в ряде случаев сопряжена с нарушением некоторых нрав граждан, государство прямо предписывает использовать негласные методы исключительно для борьбы с преступностью
Вторжение оперативных работников в охраняемую законом сферу жизнедеятельности физических лиц обусловлено и оправдано лишь при условии совершения последними серьезных уголовных наказуемых правонарушений.