Акты гражданского состояния

  1. Общие положения "Об актах гражданского состояния"


Акты гражданского состояния - это действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.

Государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния1:

1) рождение;

2) заключение брака;

3) расторжение брака;

4) усыновление (удочерение);

5) установление отцовства;

6) перемена имени;

7) смерть гражданина.

Регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния (далее ЗАГС) путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей. Исправление и изменение записей актов гражданского состояния производятся органом ЗАГС при наличии достаточных оснований и отсутствии спора между заинтересованными лицами, а при наличии спора между заинтересованными лицами либо отказе органа ЗАГС в исправлении или изменении записи спор разрешается судом. Аннулирование и восстановление записей актов гражданского состояния производятся органом ЗАГС на основании решения суда.

Органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, порядок регистрации этих актов, порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формы актовых книг и свидетельств, а также порядок и сроки хранения актовых книг определяются законом об актах гражданского состояния.2


1.1 Органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния


Государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами ЗАГС, образованными органами государственной власти субъектов РФ. Вопросы образования и деятельности органов ЗАГС на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании Федерального закона3.

Руководитель органа исполнительной власти субъекта РФ, в компетенцию, которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта РФ, назначается высшим должностным лицом соответствующего субъекта РФ по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями РФ, которые передаются органам государственной власти субъектов РФ, финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Органы местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых отсутствуют органы ЗАГС, образованные в соответствии с Федеральным законом4, законом субъекта РФ могут наделяться полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе органы местного самоуправления сельских поселений - на государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, смерти. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Законом субъекта РФ определяются также место хранения записей актов гражданского состояния и место восстановления утраченных записей актов гражданского состояния, составленных органами местного самоуправления сельских поселений.

Контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных им полномочий осуществляется органами государственной власти субъектов РФ.

Государственная регистрация актов гражданского состояния граждан РФ, проживающих за пределами территории РФ, производится консульскими учреждениями РФ за пределами территории РФ в соответствии с Федеральным законом5. На эти консульские учреждения РФ и их должностных лиц при осуществлении ими государственной регистрации актов гражданского состояния распространяются права, обязанности и ответственность, возложенные на органы ЗАГС и их должностных лиц. Контроль и надзор в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, производимой консульскими учреждениями РФ за пределами территории РФ, осуществляются федеральным органом исполнительной власти.

Контроль за деятельностью по государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния:

  • координирует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществляет ее методическое обеспечение;

  • осуществляет контроль за осуществлением полномочий РФ на государственную регистрацию актов гражданского состояния;

  • осуществляет надзор за соблюдением законодательства РФ при государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе проводит проверки деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, истребует документы и вносит предписания об устранении нарушений законодательства РФ.

Средства на реализацию передаваемых полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются на счета бюджетов субъектов РФ, а так же на счета местных бюджетов согласно распределению, установленному органами государственной власти субъекта РФ. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством РФ. В случае наделения законом субъекта РФ полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния органов местного самоуправления их финансовое обеспечение осуществляется за счет субвенций, предусмотренных для соответствующего субъекта РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, отчет о расходовании предоставленных субвенций.

Средства на реализацию полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Контроль за расходованием субвенций из Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния и Счетной палатой РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния. Иные полномочия, возложенные на органы ЗАГС нормативными правовыми актами субъектов РФ, осуществляются за счет средств бюджетов субъектов РФ. В случае ненадлежащего осуществления полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъектов РФ, указанные полномочия могут быть временно изъяты Правительством РФ по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. В случае изъятия этих полномочий их временное осуществление возлагается на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, с передачей необходимых материальных и финансовых средств. Порядок изъятия переданных органам местного самоуправления полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния в связи с ненадлежащим осуществлением указанных полномочий либо в связи с образованием органов ЗАГС устанавливается законом субъекта РФ.


1.2 Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния консульских учреждений РФ за пределами территории РФ


Консульские учреждения РФ за пределами территории РФ:

  • производят государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти;

  • по заявлениям граждан РФ, постоянно проживающих за пределами территории РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства принимают решения о внесении исправлений и изменений в записях актов гражданского состояния, составленные на территории РФ;

  • вносят исправления и изменения в записях актов гражданского состояния, находящиеся у них на хранении;

  • выдают на основании находящихся у них на хранении записей актов гражданского состояния повторные свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния и иные подтверждающие факты государственной регистрации актов гражданского состояния документы;

  • выполняют иные полномочия, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния и предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами.


1.3 Государственная регистрация актов гражданского состояния


Государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства.

Государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом ЗАГС посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Сведения, подлежащие внесению в запись акта о рождении, заключении брака, расторжении брака, об усыновлении (удочерении), установлении отцовства, о перемене имени или смерти и в выдаваемые на основании данных записей свидетельства, определяются Федеральным законом6. В запись акта гражданского состояния могут быть включены и иные сведения, обусловленные особыми обстоятельствами государственной регистрации конкретного акта гражданского состояния.

Формы бланков записей актов гражданского состояния и выдаваемых на основании данных записей бланков свидетельств, порядок их заполнения; формы бланков иных документов, подтверждающих факты государственной регистрации актов гражданского состояния, а также формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния устанавливаются Правительством РФ. Бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния выполняются типографским способом на гербовой бумаге, являются документами строгой отчетности; каждый такой бланк имеет серию и номер.

Делопроизводство в органах ЗАГС ведется на государственном языке РФ - русском языке. В случае установления субъектом РФ (республикой) своего государственного языка делопроизводство ведется на русском языке и государственном языке субъекта РФ (республики).

Работник органа ЗАГС не вправе производить государственную регистрацию актов гражданского состояния в отношении себя, своего супруга, его и своих родственников (родителей, детей, внуков, дедушек, бабушек, родных братьев и сестер). Государственная регистрация актов гражданского состояния в таких случаях производится другим работником органа ЗАГС или в другом органе ЗАГС.

Ответственность за правильность государственной регистрации актов гражданского состояния и качество составления записей актов гражданского состояния возлагается на руководителя соответствующего органа ЗАГС.

За государственную регистрацию актов гражданского состояния взимается государственная пошлина, размер и порядок уплаты (освобождения от уплаты) которой определяются законодательством РФ о налогах и сборах.


1.4 Запись акта гражданского состояния


Для составления записи акта гражданского состояния должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документ, удостоверяющий личность заявителя.

Документы иностранных граждан и лиц без гражданства, выданные компетентными органами иностранных государств и предъявленные для государственной регистрации актов гражданского состояния, должны быть легализованы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, и переведены на государственный язык РФ (русский язык). Верность перевода должна быть нотариально удостоверена.

Запись акта гражданского состояния составляется в двух идентичных экземплярах.

Каждая запись акта гражданского состояния должна быть прочитана заявителем, подписана им и составляющим запись работником органа ЗАГС, скреплена печатью органа ЗАГС. На печати органа ЗАГС изображаются Государственный герб РФ и написание наименования органа ЗАГС на русском языке и государственном языке субъекта РФ (республики).

Первые экземпляры записей актов гражданского состояния (по каждому типу записей актов гражданского состояния отдельно), составленные в пределах года, собираются в хронологическом порядке в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния (актовую книгу). В таком же порядке собираются в актовую книгу вторые экземпляры записей.


1.5 Свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния


Свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается в удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния. Свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния подписывается руководителем органа ЗАГС и скрепляется печатью органа ЗАГС.

Бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния изготавливаются организацией, уполномоченной Правительством РФ.

В случае утраты свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния орган ЗАГС, в котором хранится первый экземпляр записи акта гражданского состояния, выдает повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

В случае если первый экземпляр записи акта гражданского состояния не сохранился, повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается органом исполнительной власти субъекта РФ, в котором хранится второй экземпляр записи акта гражданского состояния.

Повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается:

  • лицу, в отношении которого была составлена запись акта гражданского состояния;

  • родственнику умершего или другому заинтересованному лицу в случае, если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умерло;

  • родителям или представителю органа опеки и попечительства в случае, если лицо, в отношении которого была составлена запись акта о рождении, не достигло ко дню выдачи повторного свидетельства совершеннолетия;

  • иному лицу в случае представления нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего в соответствии с настоящей статьей право на получение повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния не выдается:

  • родителям (одному из родителей) ребенка, в отношении которого они лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, - свидетельство о рождении ребенка;

  • лицам, расторгнувшим брак, и лицам, брак которых признан недействительным, - свидетельство о заключении брака.

По просьбе указанных лиц им выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка или заключения брака.

Лицу, обратившемуся в орган ЗАГС лично, повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается в день обращения.

В случае если лицо обращается в орган ЗАГС с запросом в письменной форме, повторное свидетельство высылается по указанному таким лицом адресу. Одновременно с запросом в письменной форме необходимо представить квитанцию об уплате соответствующей государственной пошлины.


1.6 Отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния


Отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния допускается в случаях, если:

  • государственная регистрация противоречит Федеральному закону7;

  • документы, которые представлены в соответствии с Федеральным законом8, не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним Федеральным законом9 и иными нормативными правовыми актами.

По требованию лица (его представителя), которому отказано в государственной регистрации акта гражданского состояния, руководитель органа ЗАГС обязан сообщить данному лицу (его представителю) причины отказа в письменной форме.

Отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния может быть обжалован заинтересованным лицом в орган исполнительной власти субъекта РФ, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния, в территориальный орган уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния или в суд.


1.7 Неразглашение сведений, ставших известными работнику органа ЗАГС в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния


Сведения, ставшие известными работнику органа ЗАГС в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат.

Руководитель органа ЗАГС сообщает в орган социальной защиты населения, налоговый орган, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, орган Пенсионного фонда РФ и орган Фонда социального страхования РФ в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ, сведения о государственной регистрации смерти. Руководитель органа ЗАГС обязан сообщить сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия либо Уполномоченного по правам человека в РФ и в других случаях, установленных федеральными законами.


1.8 Признание действительными в РФ документов, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния


Документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории РФ по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в РФ при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором РФ.


2. Государственная регистрация рождения


Происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств. Если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение трехсот дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное. Отцовство супруга матери ребенка удостоверяется записью об их браке.

Основания для государственной регистрации рождения

1. Основанием для государственной регистрации рождения является:

  • документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы (далее - медицинская организация), в которой происходили роды;

  • документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией, врач которой оказывал медицинскую помощь при родах или в которую обратилась мать после родов, либо лицом, занимающимся частной медицинской практикой (далее - частнопрактикующий врач), - при родах вне медицинской организации;

  • заявление лица, присутствовавшего во время родов, о рождении ребенка - при родах вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи.

2. Лицо, присутствовавшее во время родов, может сделать заявление о рождении ребенка устно или в письменной форме работнику органа ЗАГС, производящему государственную регистрацию рождения.

При отсутствии у указанного лица возможности явиться в орган ЗАГС РФ его подпись заявления о рождении ребенка данной женщиной должна быть удостоверена организацией, в которой указанное лицо работает или учится, жилищно-эксплуатационной организацией или органом местного самоуправления по месту его жительства либо администрацией стационарной медицинской организации, в которой указанное лицо находится на излечении.

3. Заявление, оформленное в порядке, установленном пунктом 2 статьи 14 Федерального Закона10, может быть представлено в орган ЗАГС РФ родителями (одним из родителей) ребенка или другим заявляющим о рождении ребенка лицом, а также может быть направлено в орган ЗАГС РФ посредством почтовой связи, электрической связи или иным способом.

4. При отсутствии оснований для государственной регистрации рождения, предусмотренных пунктом 1 статьи 14 Федерального Закона11 государственная регистрация рождения ребенка производится на основании решения суда об установлении факта рождения ребенка данной женщиной.

Государственная регистрация рождения производится органом ЗАГС РФ по месту рождения ребенка или по месту жительства родителей (одного из родителей). В записи акта о рождении указывается фактическое место рождения ребенка или наименование места, в котором ребенок был найден.

Если родители (один из родителей) проживают в сельском поселении, по их желанию вместо фактического места рождения ребенка может быть указано место жительства родителей (одного из родителей).

Родители (один из родителей) заявляют о рождении ребенка устно или в письменной форме в орган ЗАГС РФ. А если родители не имеют возможности лично заявить о рождении ребенка, заявление о рождении ребенка может быть сделано родственником одного из родителей или иным уполномоченным родителями (одним из родителей) лицом либо должностным лицом медицинской организации или должностным лицом иной организации, в которой находилась мать во время родов или находится ребенок. Одновременно с подачей заявления о рождении ребенка должен быть представлен документ, подтверждающий факт рождения ребенка, а также должны быть предъявлены документы, удостоверяющие личности родителей (одного из родителей) или личность заявителя и подтверждающие его полномочия, и документы, являющиеся основанием для внесения сведений об отце в запись акта о рождении ребенка. В случае если рождение ребенка подтверждается заявлением лица, присутствовавшего во время родов, такое заявление должно быть представлено в орган ЗАГС РФ в соответствии с правилами, установленными пунктами 2 и 3 статьи 14 Федерального закона12.

При государственной регистрации рождения ребенка по заявлению супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребенка, должен быть представлен документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), на запись указанных супругов родителями ребенка.

Заявление о рождении ребенка должно быть сделано не позднее чем через месяц со дня рождения ребенка.

Порядок внесения сведений о родителях в запись акта о рождении ребенка:

1. Отец и мать, состоящие в браке между собой, записываются родителями в записи акта о рождении ребенка по заявлению любого из них. Сведения о матери ребенка вносятся в запись акта о рождении ребенка на основании документов, указанных в статье 14 Федерального Закона13, сведения об отце ребенка - на основании свидетельства о браке родителей.

2. В случае если брак между родителями ребенка расторгнут, признан судом недействительным или если супруг умер, но со дня расторжения брака, признания его недействительным или со дня смерти супруга до дня рождения ребенка прошло не более трехсот дней, сведения о матери ребенка вносятся в запись акта о его рождении в порядке, установленном пунктом 1 статьи 17 Федерального закона14, сведения об отце ребенка - на основании свидетельства о браке родителей или иного документа, подтверждающего факт государственной регистрации заключения брака, а также документа, подтверждающего факт и время прекращения брака.

3. В случае если родители ребенка не состоят в браке между собой, сведения о матери в запись акта о рождении ребенка вносятся в порядке, установленном пунктом 1 статьи 17 Федерального Закона15.

Сведения об отце ребенка в данном случае вносятся:

  • на основании записи акта об установлении отцовства в случае, если отцовство устанавливается и регистрируется одновременно с государственной регистрацией рождения ребенка;

  • по заявлению матери ребенка в случае, если отцовство не установлено.

  • фамилия отца ребенка записывается по фамилии матери, имя и отчество отца ребенка - по ее указанию. Внесенные сведения не являются препятствием для решения вопроса об установлении отцовства. По желанию матери сведения об отце ребенка в запись акта о рождении ребенка могут не вноситься.

Запись фамилии, имени и отчества ребенка при государственной регистрации рождения:

1. При государственной регистрации рождения фамилия ребенка записывается по фамилии его родителей. При разных фамилиях родителей фамилия ребенка записывается по фамилии отца или по фамилии матери по соглашению родителей.

2. Имя ребенка записывается по соглашению родителей.

3. При отсутствии соглашения между родителями имя ребенка и (или) его фамилия (при разных фамилиях родителей) записываются в записи акта о рождении ребенка по указанию органа опеки и попечительства.

4. Отчество ребенка записывается по имени отца, если иное не основано на национальном обычае.

5. В случае если мать не состоит в браке с отцом ребенка и отцовство в отношении ребенка не установлено, имя ребенка записывается по желанию матери, отчество - по имени лица, указанного в записи акта о рождении в качестве отца ребенка, фамилия ребенка - по фамилии матери. В случае если по желанию матери, не состоящей в браке с отцом ребенка, сведения об отце ребенка не вносятся в запись акта о рождении, отчество ребенка записывается по указанию матери.

6. В случае если законом субъекта РФ, основанным на нормах Семейного кодекса РФ16, предусмотрен иной порядок присвоения фамилии и определения отчества ребенка, запись фамилии и отчества ребенка при государственной регистрации рождения производится в соответствии с законом субъекта РФ.

Государственная регистрация рождения найденного (подкинутого) ребенка:

Орган внутренних дел, орган опеки и попечительства либо медицинская организация, воспитательная организация или организация социальной защиты населения, в которую помещен ребенок, обязаны заявить о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны, не позднее чем через семь дней со дня обнаружения ребенка. Лицо, нашедшее ребенка, обязано заявить об этом в течение 48 часов в орган внутренних дел или в орган опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка.

Одновременно с заявлением о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка должны быть представлены:

  • документ об обнаружении ребенка, выданный органом внутренних дел или органом опеки и попечительства, с указанием времени, места и обстоятельств, при которых ребенок найден; документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий возраст и пол найденного (подкинутого) ребенка.

Сведения о фамилии, об имени и отчестве найденного (подкинутого) ребенка вносятся в запись акта о его рождении по указанию органа или организации, указанных в пункте 1 статьи 19 Федерального Закона17. Сведения о родителях найденного (подкинутого) ребенка в запись акта о его рождении не вносятся.

Государственная регистрация рождения ребенка, родившегося мертвым или умершего на первой неделе жизни:

1. Государственная регистрация рождения ребенка, родившегося мертвым, производится на основании документа установленной формы о перинатальной смерти, выданного медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. Свидетельство о рождении ребенка, родившегося мертвым, не выдается. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения мертвого ребенка. Государственная регистрация смерти ребенка, родившегося мертвым, не производится.

2. В случае если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.

3. Обязанность заявить в орган ЗАГС РФ о рождении мертвого ребенка или о рождении и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, возлагается на:

  • руководителя медицинской организации, в которой происходили роды или в которой ребенок умер;

  • руководителя медицинской организации, врач которой установил факт рождения мертвого ребенка или факт смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, либо на частнопрактикующего врача - при родах вне медицинской организации.

4. Заявление о рождении мертвого ребенка или о рождении и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, должно быть сделано не позднее чем через три дня со дня установления факта рождения мертвого ребенка или факта смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни.

Государственная регистрация рождения ребенка, достигшего возраста одного года и более, при наличии документа установленной формы о рождении, выданного медицинской организацией или частнопрактикующим врачом, производится по заявлению родителей (одного из родителей) или иных заинтересованных лиц. По достижении ребенком совершеннолетия государственная регистрация его рождения производится по заявлению самого ребенка, достигшего совершеннолетия. При отсутствии документа установленной формы о рождении государственная регистрация рождения ребенка, достигшего возраста одного года и более, производится на основании решения суда об установлении факта рождения.

Содержание записи акта о рождении

1. В запись акта о рождении вносятся следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения ребенка, мертворожденный, живорожденный;

  • количество родившихся детей (один, двойня или более детей);

  • сведения о документе, подтверждающем факт рождения ребенка;

  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (вносится по желанию заявителя), место жительства родителей (одного из родителей);

  • сведения о документе, являющемся основанием для внесения сведений об отце;

  • фамилия, имя, отчество и место жительства заявителя либо наименование и юридический адрес органа или организации, заявивших о рождении ребенка;

  • серия и номер выданного свидетельства о рождении.

2. В случае рождения двойни или более детей одновременно запись акта о рождении составляется в отношении каждого ребенка с указанием последовательности их рождения.

3. В случае рождения мертвого ребенка сведения о его имени и отчестве в запись акта о рождении не вносятся.

Свидетельство о рождении содержит следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения ребенка;

  • фамилия, имя, отчество, гражданство родителей (одного из родителей);

  • дата составления и номер записи акта о рождении;

  • место государственной регистрации рождения;

  • дата выдачи свидетельства о рождении.

По желанию родителей в свидетельство о рождении может быть внесена запись о национальности родителей (одного из родителей).


3. Государственная регистрация брака


Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах ЗАГС. Основанием для государственной регистрации заключения брака является совместное заявление лиц, вступающих в брак. Государственная регистрация заключения брака производится любым органом ЗАГС на территории РФ по выбору лиц, вступающих в брак. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет. Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов РФ.

Лица, вступающие в брак, подают в письменной форме совместное заявление о заключении брака в орган ЗАГС.

В совместном заявлении должны быть подтверждены взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака. В совместном заявлении о заключении брака также должны быть указаны следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, возраст на день государственной регистрации заключения брака, гражданство, национальность (указывается по желанию лиц, вступающих в брак), место жительства каждого из лиц, вступающих в брак;

  • фамилии, которые избирают лица, вступающие в брак;

  • реквизиты документов, удостоверяющих личности вступающих в брак.

Лица, вступающие в брак, подписывают совместное заявление о заключении брака и указывают дату его составления.

Одновременно с подачей совместного заявления о заключении брака необходимо предъявить:

  • документы, удостоверяющие личности вступающих в брак;

  • документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, в случае, если лицо (лица) состояло в браке ранее;

  • разрешение на вступление в брак до достижения брачного возраста в случае, если лицо (лица), вступающее в брак, является несовершеннолетним.

В случае если одно из лиц, вступающих в брак, не имеет возможности явиться в орган ЗАГС для подачи совместного заявления, волеизъявление лиц, вступающих в брак, может быть оформлено отдельными заявлениями. Подпись заявления лица, не имеющего возможности явиться в орган ЗАГС, должна быть нотариально удостоверена.

Государственная регистрация заключения брака производится при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 12, статьями 13 и 156 Семейного кодекса РФ18.

Заключение брака и государственная регистрация заключения брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи совместного заявления о заключении брака в органы ЗАГС.

При наличии уважительных причин орган ЗАГС по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц. По совместному заявлению лиц, вступающих в брак, срок, может быть изменен руководителем органа ЗАГС по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 11 Семейного кодекса РФ19.

По желанию лиц, вступающих в брак, государственная регистрация заключения брака может производиться в торжественной обстановке.

В случае если лица, вступающие в брак (одно из лиц), не могут явиться в орган ЗАГС вследствие тяжелой болезни или по другой уважительной причине, государственная регистрация заключения брака может быть произведена на дому, в медицинской или иной организации в присутствии лиц, вступающих в брак. Государственная регистрация заключения брака с лицом, находящимся под стражей или отбывающим наказание в местах лишения свободы, производится в помещении, определенном начальником соответствующего учреждения по согласованию с руководителем органа ЗАГС.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

Руководитель органа ЗАГС может отказать в государственной регистрации заключения брака, если располагает доказательствами, подтверждающими наличие обстоятельств, препятствующих заключению брака. Отказ органа ЗАГС в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).

При государственной регистрации заключения брака супругам в записи акта о заключении брака по выбору супругов записывается общая фамилия супругов или добрачная фамилия каждого из супругов. В качестве общей фамилии супругов может быть записана фамилия одного из супругов или, если иное не предусмотрено законом субъекта РФ, фамилия, образованная посредством присоединения фамилии жены к фамилии мужа. Общая фамилия супругов может состоять не более чем из двух фамилий, соединенных при написании дефисом.

В запись акта о заключении брака вносятся следующие сведения:

  • фамилия (до и после заключения брака), имя, отчество, дата и место рождения, возраст, гражданство, национальность (вносится по желанию лиц, заключивших брак), место жительства каждого из лиц, заключивших брак;

  • сведения о документе, подтверждающем прекращение предыдущего брака, в случае, если лицо (лица), заключившее брак, состояло в браке ранее;

  • реквизиты документов, удостоверяющих личности заключивших брак;

  • дата составления и номер записи акта о заключении брака;

  • наименование органа ЗАГС, которым произведена государственная регистрация заключения брака;

  • серия и номер выданного свидетельства о браке.

В случае если брак расторгнут или признан недействительным, в запись акта о заключении брака вносятся сведения о расторжении брака