Расчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплекса
СЕРИИПРОЕКТ: СУХОГРУЗ
ограничения: |
одновинтовые суда | |||||||
5.5 =< Lpp/B =< 8.5 | ||||||||
2.5 =< B/T =< 3.5 | ||||||||
0.6 =< cb =< 0.8 | ||||||||
-2.48 =< xb =< 3.51 | ||||||||
исходные данные: |
||||||||
длина между перпендикулярами, м |
Lpp= |
110,00 |
м | |||||
ширина судна на миделе, м |
B= |
18,33 |
м | |||||
средняя осадка, м |
T= |
7,05 |
м | |||||
коэффициент общей полноты |
cb= |
0,6 |
||||||
абсцисса ЦВ, в % от Lpp |
(реком.: | -1,94 | ) |
xb= |
-0,07 |
% | ||
длина по ватерлинии, м |
(реком.: | 111,87 | ) |
Lwl= |
114,58 |
м | ||
расчетная скорость, уз |
Vs= |
15,00 |
узл. | |||||
смоченная поверхность, м2 |
(реком.: | 2596 | ) |
S= |
2620 |
м2 | ||
корреляционный к-т |
(реком.: | 0,0003 | ) |
Ca= |
0,00030 |
|||
к-т выступ. частей |
(реком.: | 0,00015 | ) |
Capp= |
0,00080 |
|||
кинематическая вязкость воды |
ny= |
1,1E-06 |
м2/с | |||||
плотность воды |
roh= |
1,025 |
т/м3 | |||||
Lpp/B= |
6,0 |
B/T= |
2,6 |
U= |
0,774 |
|||
РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЕТА: |
Vs, узл. |
11,00 | 12,00 | 13,00 | 14,00 | 15,00 | 16,00 |
V, м/c |
5,66 | 6,17 | 6,69 | 7,20 | 7,72 | 8,23 |
Fr |
0,169 | 0,184 | 0,199 | 0,215 | 0,230 | 0,245 |
U |
0,568 | 0,619 | 0,671 | 0,723 | 0,774 | 0,826 |
Y400 |
-0,975 | -1,012 | -1,001 | -0,972 | -1,016 | -1,073 |
CRT400 |
9,22 | 8,91 | 9,01 | 9,25 | 8,88 | 8,40 |
CT400 |
0,0027 | 0,0026 | 0,0026 | 0,0027 | 0,0026 | 0,0024 |
U400 |
0,5454 | 0,5950 | 0,6445 | 0,6941 | 0,7437 | 0,7933 |
CFo400 |
0,0016 | 0,0016 | 0,0016 | 0,0016 | 0,0016 | 0,0016 |
CR |
0,0006 | 0,0005 | 0,0006 | 0,0007 | 0,0006 | 0,0005 |
Rn |
5,7E+08 | 6,2E+08 | 6,7E+08 | 7,2E+08 | 7,7E+08 | 8,2E+08 |
CFo |
0,0011 | 0,0011 | 0,0011 | 0,0011 | 0,0011 | 0,0010 |
CT |
0,0028 | 0,0027 | 0,0028 | 0,0028 | 0,0027 | 0,0026 |
Rt,кН |
121 | 139 | 166 | 197 | 219 | 237 |
Pe,кВт |
682 | 860 | 1108 | 1422 | 1687 | 1948 |
Сравним эти два способа по диаграмме.
3. Подбор элементов гребного винта для скорости хода 13 - 15 узлов при заданном диаметре по теоретическому чертежу.
3.1 Определение коэффициентов взаимодействия
Одновинтовое морское сухогрузное судно
При практических расчетах используется следующая эмпирическая формула
L, B, T - длина, ширина и осадка судна
Е - высота оси ГВ над ОП
D - диаметр винта
- коэффициент продольной полноты
q1 - коэффициент, учитывающий форму кормы;
f1 - угол наклона образующей лопасти
Коэффициент засасывания транспортных одновитновых судов вычисляется
по формуле
Тогда коэффициент попутного потока равен
q2 - коэффициент учитывающий форму руля
q2=0.7…0.9 - для обтекаемого
q2=0.9…1.05 - для пластинчатого
Для расчета принимаем: | q2= | 0,9 | ||||
Тогда: | ||||||
t= | 0,192214 | |||||
Для морских судов может также использоваться формула Папмеля: | ||||||
|
||||||
где | ||||||
х=1 для средних винтов; х=2 для бортовых винтов. | ||||||
х= | 1 | |||||
V - водоизмещение судна, м3; | V= | 8558 | м3 | |||
D - диаметр винта, м; | D= | 4,94 | м | |||
- коэффициент общей полноты; | ||||||
- поправка на влияние числа Фруда (только при Fr>=0.2) | ||||||
|
||||||
0,235 | ||||||
0,003 | ||||||
Тогда | ||||||
= | 0,1904 | |||||
t= | 0,17136 | |||||
Характерными для одновинтовых сухогрузных судов являются | ||||||
следующие коэффициенты взаимодействия: | ||||||
С пластинчатым рулем: | С обтекаемым рулем: | |||||
= | 0.20-0.22 | = | 0.24-0.26 | |||
t= | 0.17-0.19 | t= | 0.15-0.17 | |||
В дальнейших расчетах принимаем: | ||||||
= | 0,213572 | |||||
t= | 0,192214 | |||||
i1 - коэффициент влияния неравномерности поля скоростей на упор; | ||||||
i2 - коэффициент влияния неравномерности поля скоростей на момент; | ||||||
Теоренические и экспериментальные исследования показали, что величина | ||||||
коэффициентов i1 i2 для обычных судов должна быть близка к 1. | ||||||
В расчетах принимаем: | ||||||
i1= | 1 | |||||
i2= | 1 |
3.2 Выбор расчетной диаграммы
Для выбора расчетной диаграммы назначим число лопастей равным 3 | |||||||
(для морских судов 3-6). | |||||||
Величина дискового отношения, обеспечивающего отсутствие развитой кавитации, | |||||||
определится по формуле: | |||||||
|
|||||||
0,466199 | |||||||
где | 371,39 | кН | - упор винта при расчетной скорости | ||||
R= | 250 | кН | - сопротивление движению судна при расчетной | ||||
скорости | |||||||
zp= | 1 | - число гребных винтов | |||||
t= | 0,1922 | - коэффициент засасывания | |||||
|
|||||||
146,08 | кПа | - разность давления на оси ГВ и давления | |||||
насыщенных паров | |||||||
D= | 4,935 | м | - диаметр гребного винта | ||||
z= | 3 | - количество лопастей ГВ | |||||
Минимально необходимое дисковое отношение, обеспечивающее прочность лопасти | |||||||
при заданной относительной толщине лопасти в самом широком месте (r=0,6R) | |||||||
определяется по формуле: | |||||||
|
|||||||
0,326016 | |||||||
где | |||||||
0,2 | - относительный диаметр ступицы ГВ | ||||||
m= | 1,15 | - коэффициент учитывающий характер нагрузки | |||||
зад= | 0,085 | - задаваемая относительная толщина лопасти ГВ | |||||
доп | 60000 | кПа | - допускаемые напряжения материала лопасти ГВ | ||||
(латунь ЛМцЖ55-3-1) | |||||||
Для расчета принимаем наиболшее, округденное до ближайшего, для которого | |||||||
построены диаграммы, из полученных значений дискового отношения. | |||||||
расч | 0,5 | ||||||
при | z= | 3 |
4. Расчет гребного винта для оценки потребной мощности и оптимальной частоты вращения. Подбор СЭУ
Для расчета примем следующие значения диаметра винта и скорости.
D=4,94 м
V=15 уз
Расчет выполниим в расчетной форме
Таблица 2
Приведенное сопротивление: | R*, кН | 300,0 | ||
Полезная тяга: | Ре, кН | 300,0 | ||
Скорость судна: | V, м/с | 7,7 | ||
Поступательная скорость винта: | Vp, м/с | 6,1 | ||
Коэффициент упора диаметра: | kd' | 1,75 | ||
По диаграммам | ||||
- | относительная поступь: | p | 0,640 | |
- | шаговое отношение: | H/D | 0,630 | |
- | КПД свободного винта: | p | 0,675 | |
Пропульситвный коэффициент: | | 0,4 | ||
Потребная мощность двигателя: | Ne, кВт | 5532,4 | ||
Опримальная частотавращения: | n, об/мин | 118,1 |
где
R*=1,2R
Pe=R*/zp
V=0,514Vs
kd'=VpD(/P)^(1/2)
nопт=60Vp/(p*D*a)
а=0,974
0,2
0,3
0,5
0,975
а
- определяется по таблице:
0,975
0,97
0,96
По полученным згачениям оплтмальной потребляемой мощьности и частоты оборотов
подбираем малооборотный дизель:
kWmin^-1MassLBHr
6195450112000905032004500
Firma -производитель / разработчик
Typ -тип двигателя
kW -мощность 100% в кВт
min-1 -обороты в минуту
Mass -масса сухого двигателя в кг
L -длина двигателя максимальная в мм
B -ширина у основание (фундамент) в мм
Hr -высота ремонтная или двигателя (как дано в
каталогах) отчитана от середины оси вала в мм
5. Определение параметров гребного винта, обеспечивающего наибольшую скорость хода судна
Расчёт гребного винта представлен в таблице 3
Расчёт гребного винта, обеспечивающего наибольшую скорость хода судна
Таблица 3