Расчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплекса

СЕРИИ

ПРОЕКТ: СУХОГРУЗ

ограничения:

одновинтовые суда


5.5 =< Lpp/B =< 8.5


2.5 =< B/T =< 3.5


0.6 =< cb =< 0.8


-2.48 =< xb =< 3.51






исходные данные:






длина между перпендикулярами, м


Lpp=

110,00

м

ширина судна на миделе, м



B=

18,33

м

средняя осадка, м




T=

7,05

м

коэффициент общей полноты



cb=

0,6


абсцисса ЦВ, в % от Lpp

(реком.: -1,94 )

xb=

-0,07

%

длина по ватерлинии, м

(реком.: 111,87 )

Lwl=

114,58

м

расчетная скорость, уз




Vs=

15,00

узл.

смоченная поверхность, м2

(реком.: 2596 )

S=

2620

м2

корреляционный к-т

(реком.: 0,0003 )

Ca=

0,00030


к-т выступ. частей

(реком.: 0,00015 )

Capp=

0,00080


кинематическая вязкость воды



ny=

1,1E-06

м2/с

плотность воды





roh=

1,025

т/м3

Lpp/B=

6,0


B/T=

2,6


U=

0,774










РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЕТА:

Vs, узл.

11,00 12,00 13,00 14,00 15,00 16,00

V, м/c

5,66 6,17 6,69 7,20 7,72 8,23

Fr

0,169 0,184 0,199 0,215 0,230 0,245

U

0,568 0,619 0,671 0,723 0,774 0,826

Y400

-0,975 -1,012 -1,001 -0,972 -1,016 -1,073

CRT400

9,22 8,91 9,01 9,25 8,88 8,40

CT400

0,0027 0,0026 0,0026 0,0027 0,0026 0,0024

U400

0,5454 0,5950 0,6445 0,6941 0,7437 0,7933

CFo400

0,0016 0,0016 0,0016 0,0016 0,0016 0,0016

CR

0,0006 0,0005 0,0006 0,0007 0,0006 0,0005

Rn

5,7E+08 6,2E+08 6,7E+08 7,2E+08 7,7E+08 8,2E+08

CFo

0,0011 0,0011 0,0011 0,0011 0,0011 0,0010

CT

0,0028 0,0027 0,0028 0,0028 0,0027 0,0026

Rt,кН

121 139 166 197 219 237

Pe,кВт

682 860 1108 1422 1687 1948

Сравним эти два способа по диаграмме.



3. Подбор элементов гребного винта для скорости хода 13 - 15 узлов при заданном диаметре по теоретическому чертежу.


3.1 Определение коэффициентов взаимодействия


Одновинтовое морское сухогрузное судно

При практических расчетах используется следующая эмпирическая формула



L, B, T - длина, ширина и осадка судна

Е - высота оси ГВ над ОП

D - диаметр винта

 - коэффициент продольной полноты

q1 - коэффициент, учитывающий форму кормы;

f1 - угол наклона образующей лопасти

Коэффициент засасывания транспортных одновитновых судов вычисляется

по формуле



Тогда коэффициент попутного потока равен

q2 - коэффициент учитывающий форму руля

q2=0.7…0.9 - для обтекаемого

q2=0.9…1.05 - для пластинчатого



Для расчета принимаем: q2= 0,9
Тогда:





t= 0,192214




Для морских судов может также использоваться формула Папмеля:









где





х=1 для средних винтов; х=2 для бортовых винтов.




х= 1
V - водоизмещение судна, м3; V= 8558 м3
D - диаметр винта, м;
D= 4,94 м
 - коэффициент общей полноты;



 - поправка на влияние числа Фруда (только при Fr>=0.2)











0,235





0,003



Тогда





= 0,1904




t= 0,17136




Характерными для одновинтовых сухогрузных судов являются
следующие коэффициенты взаимодействия:

С пластинчатым рулем: С обтекаемым рулем:
= 0.20-0.22 = 0.24-0.26
t= 0.17-0.19 t= 0.15-0.17







В дальнейших расчетах принимаем:


= 0,213572




t= 0,192214




i1 - коэффициент влияния неравномерности поля скоростей на упор;
i2 - коэффициент влияния неравномерности поля скоростей на момент;
Теоренические и экспериментальные исследования показали, что величина
коэффициентов i1 i2 для обычных судов должна быть близка к 1.
В расчетах принимаем:




i1= 1




i2= 1




3.2 Выбор расчетной диаграммы


Для выбора расчетной диаграммы назначим число лопастей равным 3

(для морских судов 3-6).


Величина дискового отношения, обеспечивающего отсутствие развитой кавитации,

определится по формуле:
















0,466199

















где

371,39 кН - упор винта при расчетной скорости










R= 250 кН - сопротивление движению судна при расчетной






скорости


zp= 1
- число гребных винтов


t= 0,1922
- коэффициент засасывания













146,08 кПа - разность давления на оси ГВ и давления






насыщенных паров

D= 4,935 м
- диаметр гребного винта

z= 3

- количество лопастей ГВ








Минимально необходимое дисковое отношение, обеспечивающее прочность лопасти

при заданной относительной толщине лопасти в самом широком месте (r=0,6R)

определяется по формуле:


























0,326016
















где








0,2
- относительный диаметр ступицы ГВ









m= 1,15
- коэффициент учитывающий характер нагрузки

зад= 0,085
- задаваемая относительная толщина лопасти ГВ

доп 60000 кПа - допускаемые напряжения материала лопасти ГВ





(латунь ЛМцЖ55-3-1)
Для расчета принимаем наиболшее, округденное до ближайшего, для которого

построены диаграммы, из полученных значений дискового отношения.

расч 0,5





при z= 3




4. Расчет гребного винта для оценки потребной мощности и оптимальной частоты вращения. Подбор СЭУ


Для расчета примем следующие значения диаметра винта и скорости.

D=4,94 м

V=15 уз

Расчет выполниим в расчетной форме


Таблица 2

Приведенное сопротивление: R*, кН 300,0
Полезная тяга:

Ре, кН 300,0
Скорость судна:

V, м/с 7,7
Поступательная скорость винта: Vp, м/с 6,1
Коэффициент упора диаметра: kd' 1,75
По диаграммам



- относительная поступь: p 0,640
- шаговое отношение: H/D 0,630
- КПД свободного винта: p 0,675
Пропульситвный коэффициент: 0,4
Потребная мощность двигателя: Ne, кВт 5532,4
Опримальная частотавращения: n, об/мин 118,1

где

R*=1,2R

Pe=R*/zp

V=0,514Vs



kd'=VpD(/P)^(1/2)







nопт=60Vp/(p*D*a)

а=0,974

0,2

0,3

0,5

0,975

а

- определяется по таблице:

0,975

0,97

0,96

По полученным згачениям оплтмальной потребляемой мощьности и частоты оборотов

подбираем малооборотный дизель:


kWmin^-1MassLBHr


6195450112000905032004500

Firma -производитель / разработчик

Typ -тип двигателя

kW -мощность 100% в кВт

min-1 -обороты в минуту

Mass -масса сухого двигателя в кг

L -длина двигателя максимальная в мм

B -ширина у основание (фундамент) в мм

Hr -высота ремонтная или двигателя (как дано в

каталогах) отчитана от середины оси вала в мм


5. Определение параметров гребного винта, обеспечивающего наибольшую скорость хода судна


Расчёт гребного винта представлен в таблице 3

Расчёт гребного винта, обеспечивающего наибольшую скорость хода судна

Таблица 3

1 Скорость судна Vs уз 12 13 14 15 16
2 Скорость воды в диске ГВ Vp м/с 4,85 5,25 5,66 6,06 6,47
3 Тяга винта Pe кгс 17737 21407 25810 30581 37309
4 Упор винта P кгс 21958 26501 31952 37858 46187
5 Число оборотов ГВ n с-1 1,88 1,88 1,88 1,88 1,88
6 Испр. значение упора P` кгс 21958 26501 31952 37858 46187
7 Коэфф-т числа оборотов k`н
0,93 0,96 0,99 1,01 1,03
8 Относит. поступь (с диаг.) p`
0,57 0,585 0,605 0,63 0,645
9 Испр. значение p` p
0,555 0,570 0,589 0,614 0,628
10 Оптимальный диаметр ГВ D м 4,66 4,92 5,12 5,27 5,49
11 Коэфф-т упора K1
0,128 0,124 0,127 0,134 0,139
12 КПД ГВ p
0,672 0,679 0,686 0,695 0,7
13 Шаговое отношение H/D
0,74 0,77 0,78 0,81 0,825
14 Коэфф-т влияния корпуса к
1,027 1,027 1,027 1,027 1,027
15 Пропульсивный коэфф-т
0,670 0,677 0,683 0,692 0,697
16 Потребная мощность двиг. Ne лс 2179 2819 3623 4540 5866
17 Потребная мощность двиг. Ne кВт 2960 3830 4923 6168 7970
где:









скорость воды в диске гребного винта


- коэффициент попутного потока



= 0,214














тяга гребного винта




Zp- количество ГВ Zp=1



Rx принимается равным рассчитанному в пункте 4 для



максимальной осадки













упор ГВ






t - коэффициент засасывания


t = 0,192















коэффициент числа оборотов





















исправленное значение относительной поступи


a = 0,974