Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания
следственно-оперативной группы на примере СОГ по пресечению и расследованию деятельности организованных преступных групп.Данная СОГ (бригада) создается в целях объединения усилий следственных, оперативных, технических и других служб и расследованию деятельности организованной преступной группы.
Инициатором создания СОГ (бригады) может быть надзирающий прокурор, следователь, принявший дело к своему производству, либо орган, осуществляющий проверку реализацию материалов оперативно-розыскной деятельности89.
Руководителем СОГ назначается прокурор, начальник ОВД, начальник следственного подразделения или один из следователей, в производстве которых находится дело. При значительном объеме работы и большой численности СОГ, могут назначаться заместители руководителя, создаваться штаб во главе с начальником штаба. Сотрудники группы подчиняются ее руководителю независимо от их ведомственной принадлежности.
Начальник ОВД, начальник следственного подразделения, оперативных подразделений (последние только в части проведения оперативно-розыскных действий) организованное руководство осуществляют в силу своего должностного положения. Они постоянно контролируют деятельность СОГ путем наблюдения за выполнением согласованных планов проведения следственных и оперативно-розыскных действий, заслушивают следователя - руководителя (ежедневно или еженедельно) и других членов группы о результатах их работы, а также, иногда, лично участвуют в производстве расследования, проводят допросы основных фигурантов по деду. Одновременно они осуществляют координацию действий СОГ с другими служебами90.
_________________________________________________________________
89 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н. Кожевникова, А.Я. Качанова. Изд. 2. -М.: «Спарк». -1997. -С. 652.
90 Петелин БЯ. Указ. работа. -С. 13.
63
При этом руководителем должен быть не просто начальник по должности, а работник следственного подразделения, то есть должностное лицо, являющееся следователем по профессии: заместитель прокурора по следствию, начальник отдела надзора за следствием и т.п.91
Следователи СОГ выполняют необходимые следственные действия от своего имени с указанием наименования группы и в объеме, установленном ее членами. Следователи осуществляют свою деятельность в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, а оперативные работники в соответствии с законодательством РФ. При этом в ходе взаимодействия между следователем, оперативными работниками и руководителем СОГ могут возникнуть некоторые противоречия по вопросам расследования преступлений. Такие противоречия подлежат незначительному разрешению, так как они могут повредить расследованию Большинство таких противоречий разрешаются на рабочих совещаниях руководителей и членов следственно-оперативной группы. Однако положительные результаты в таких случаях достигаются не всегда92.
В соответствии со ст. 127 УПК РСФСР следователи обладают широкой процессуальной самостоятельностью в принятии решений при производстве предварительного расследования, за исключением случаев, когда предусмотрено получение санкции прокурора; руководитель СОГ (прокурор или начальник следственного отдела) вправе давать следователю указания о производстве предварительного следствия. Такие указания даются следователю в письменной форме и являются обязательными для исполнения (ст. 127' УПК РСФСР). Однако, в случаях несогласия следователя с указаниями о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела (ч. 2 ст. 127 УПК РСФСР) следователь вправе представить дело вы-
_________________________________________________________________
91Синевский О.В. Виды следственных и следственно=оперативных групп: сравнительный анализ/Государство и право -№ 1. -1997. -С.66.
92 Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов внутренних дел- Метод, пособие под ред. Л.М. Кар-неевой -М.: ВНИИ МВД СССР. -1981. -С. 47.
64
шестоящему прокурору с изложением своих возражений и приостановить их выполнение. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора (начальника следственного отдела) или исключает данного следователя из состава следственно-оперативной группы по данному делу и поручает его производство другому следователю.
Подобным образом обстоит дело и при возникновении разногласий между следователем и оперативным работников. Давая поручения о производстве оперативно-розыскных действий, следователь в общем виде ставит задачу по установлению обстоятельств, подлежащих выяснению по делу, органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Такие поручения являются для них обязательными. При этом следователь не вправе указывать, какие конкретно мероприятия должны быть для этого выполнены. Обжалование этих поручений не приостанавливает их исполнения. В этом случае прокурор вносит представление об устранении нарушений начальнику органа внутренних дел или начальнику следственного отдела, которые полномочны применить к лицу, допустившему нарушение меры дисциплинарного воздействия и отстранить его от дальнейшего участия в расследовании данного дела93.
Таким образом, положительные стороны работы следственно-оперативных групп состоит в сочетании следственных, поисковых и оперативно-розыскных действий по конкретным делам, незамедлительном использовании оперативной информации для получения документов по делу, изобличения виновных лиц и возмещении материального ущерба. При этом сокращаются сроки следствия и повышается качество расследования в целом.
_________________________________________________________________
93 Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов внутренних дел. Метод. пособие под ред. Л.М. карнеевоЙ. -М.: ВНИИ МВД СССР. -1981. -С. 103.
65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Четко налаженное, деловое и рациональной взаимодействие органов расследования и оперативных аппаратов служит одним из основных условий, обеспечивающих успешное раскрытие и расследование преступлений. Вследствие того, что следственные, оперативно-розыскные и экспертно-криминалистические подразделения обладают специфическими, только им присущими средствами и методами раскрытия преступлений, чрезвычайно важно, чтобы эти возможности были использованы не разрозненно, а в комплексе.
Одним их существенных признаков взаимодействия выступает согласованность, которая достигается в работе посредством рационального сочетания мер, предпринимаемых субъектами взаимодействия. Однако взаимодействие предполагает также и четкое разграничение прав и обязанностей между участниками такой совместной деятельности. Каждый из них, действуя в пределах своей компетенции, используя свои средства и методы, в конечном итоге стремится к достижению единой цели - быстрому и полному раскрытию преступлений и изобличению виновных.
Таким образом, основой взаимодействия следователя и органа дознания должно быть установленное законом разграничением компетенции взаимодействующих органов при наиболее целесообразном сочетании присущих им средств и методов работы.
Взаимодействие следователя и оперработника, обеспечивающее успешное сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при расследовании преступлений предлагает: четкое разграничение их полномочий, совместный выезд на место преступления в целях выявления и закрепления следов преступления, розыска и задержания преступника; совместное участие в разработке плана расследования по делу и плана отдельных, наиболее сложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; систематическую взаимную информационную связь о вновь полученных данных, касаю-
66
щихся обстоятельств расследуемого преступления и лица, его совершившего; совместный анализ и оценку результатов деятельности следователя и оперативного работника.
Привлекаемые для участия в расследовании преступления работники оперативно-розыскных и экспертно-криминалистических подразделений должны: активно использовать свои специфические средства и методы доя быстрого и полного раскрытия преступлений, четко и своевременно выполнять поручения и указания следователя о производстве розыскных и следственных действия, немедленно уведомлять следователя и прокурора об обнаруженном преступлении, когда производство предварительного следствия обязательно, принимать безотлагательные меры по охране места происшествия, выявлению и закреплению вещественных доказательств, розыску преступника по горячим следам и осуществлению других действий, оказывать научно-техническую помощь, своевременно обращать внимание следователя на вновь полученные оперативно-розыскные данные для использования их при подготовке и проведении следственных действий. Следователь, в свою очередь в целях наиболее оптимального сочетания следственных действий и оперативно-розыскных мероприятиях должен ставить в известность соответствующих оперативных работников о результатах выполнения плана расследования, о вновь полученных оперативно-розыскных данных для использования при подготовке оперативно-розыскных мероприятий; своевременно и в конкретной форме давать оперативным работникам поручения о проведении необходимых оперативно-розыскных мероприятий; приглашать оперативных работников для участия в подготовке и проведении ареста или задержания обвиняемого, обыска и других мероприятий, связанных с рыском сопротивления со стороны подозреваемого (обвиняемого), его побега или самоубийства и уничтожения вещественных доказательств; а также на совещаниях следователей, ведущих расследование по делу, обсуждать причины и условия, способствовавшие совершению престу-
67
пления и соответствующие профилактические мероприятия. Данные, полученные оперативно-розыскным путем, позволяют не только своевременно о обоснованно производить следственные действия, но и тщательно подготовиться к ним, обеспечивая осведомленность следователя об объекте поиска, о местах хранения орудий преступления и похищенного имущества, о поведении преступника перед его задержанием и т.д. Все это дает следователю возможность быстро, эффективно и неожиданно для преступника их использовать. Сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий содействует также своевременному пресечению готовящихся преступлений. Следователи также могут оказать большую помощь оперативным работникам выявляя в ходе расследования данные, которые можно использовать для организации и успешного выполнения оперативно-розыскных мероприятий. К такого рода данным могут относиться сведения о готовящихся преступления, способах и орудиях их совершения, намеченных объектах преступного посягательства, способах сокращения следов преступления, способах связи между соучастниками и многие другие сведения, которые не относятся к составу данного расследуемого преступления, но могут быть использованы а организации оперативно-розыскных мероприятий. Допрашивая свидетелей, обвиняемого, выполняя другие следственные действия, следователь выясняет необходимость сведения и незамедлительно сообщает о них оперативным работникам.
Эффективности взаимодействия способствует создание следственно-оперативных групп, положительные стороны работы которых состоят в сочетании следственных, поисковых и оперативно-розыскных мероприятий по конкретным делам, незамедлительном использовании оперативной информации для получения доказательств по делу, изобличения виновных лиц и возмещения материального ущерба. При этом сокращаются сроки следствия и повышается качество расследова-
68
ния в целом. Все это в конечном итоге позволяет успешно бороться в с преступностью.
Вместе с тем, мне бы хотелось выдвинуть некоторые идеи совершенствования уголовно-процессуального кодекса РСФСР.
Я считаю необходимым дополнить раздел II УПК РСФСР главой о создании следственно-оперативных групп. В ней должны быть детально урегулированы основания и порядок создания СОГ, полномочия руководителя и других ее членов, механизм разрешения возникающих в ходе работы следственно-оперативной группы противоречий между ее руководителем, следователем и оперативным работником, ответственность данных лиц за допущенные нарушения, а также осуществление контроля за деятельностью работы группы. Здесь должны быть определены и виды следственно-оперативных групп. Это станет более строгим средством регламентирования порядка их деятельности, чем ведомственные нормативные акты.
Надеюсь, что я достиг целей написания дипломной работы на тему «Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования»: полно и всесторонне раскрыл содержание основных ее положений, определил сущность и значение правовых основ и форм взаимодействия следователя и органа дознания.
69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. -М.: Юрид. литература, 1997.
2. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г .//Собрание законодательства РФ - 1995. -№ 33. -Ст. 3349.
3. Об органах Федеральной службы безопасности в РФ: Федеральный закон РФ от 22 февраля 195 г.// Собрание законодательства РФ. -1995. -№5. -Ст. 1269.
4. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон РФ в ред. От 17.11.95//СЗ РФ. -1995. -№ 47. -Ст. 4472.
5. Положение о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп. Утверждено совместным приказом Генеральной прокуратуры, МВД. ФСБ, ФСНП № 32 (1992/73/278 от 22 мая 1995г.).
6. Инструкция «О порядке приема, регистрации , учете и разрешении заявлений и сообщений в органах и учреждениях внутренних дел и другой информации о преступлениях и происшествиях», утверждена приказом МВД СССР № 415 от 11.11.1990 г.
7. Инструкция «По организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений», утверждена приказом МВД РФ № 334 от 20.06.96 г.
8. Бедняков Д.И. Непроцессуальная информация и раскрывание преступлений. -М.: Юрид. литература. -1997.
9. Бердичевский Ф.Ю. Взаимодействие органов следствия и доз* нания как организационная система/Советское государство и право. -1997.-№ 7.
10. Быховский И.Е. Процессуальные и тактические вопросы проведения следственных действий. -Волгоград, -1997.
70
11. Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов внутренних дел. Метод, пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М.: ВНИИ ВМД СССР. -1981.
12. Вологин С.М., Сивачев А.В. Взаимодействие следователя, оперативного работника уголовного розыска и эксперта-криминалиста при установлении лица, совершившего квартирную кражу. -М.: ВНИИ МВД СССР. "1985.
13. Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под общ. ред. И.Н. Кожевникова. Научный редактор А.Я. Качанов. Изд. 2-е. -М.: «Спарк». -1997.
14. Гриянов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Комментарий. -М.: Новый юрист. -1997.
15. Дербенев А.П. Взаимодействие следователя и органа дознания при расследовании преступлений. -М.: МФЮЗО при Академии МВД СССР.-1983.
16. Доля Е.А. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности. -М.: «Спарк». -1996.
17. Ефимичев С.П., Порубов Н.И. Вопросы внедрения НОТ в следственную работу. -Волгоград. -1976.
18. Криминалистика: Учебник для вузов МВД РФ. Т.2: техника, тактика, организация и методика расследования преступлений. Под ред. Б,П. Смагоринского. -Волгоград, ВСМ МВД РФ. -1994.
19. Кругликов А. П. Сущность и правовые формы взаимодействия органов предварительного следствия и дознания. -Волгоград, ВСМ МВД. -
20. Лавров В.П. , Сидоров В.Б. Расследование преступлений по горячим следам. -М. -1989.
21. Ларин А.М. Расследование по уголовному делу. Планирование, организация. -М., -1970.
71
22. Проблемы эффективности предварительного следствия. -Ленинград. -1976.
23. Петелин Б.Я. Следственно-оперативные группы (вопросы организации деятельности). Учебное пособие. -М.: Академия МВД СССР.-1986.
24. Рыжаков А.П. Предварительное расследование. -М.:«Филин». -1997.
25. Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика. -М., -1992.
26. Синеокий О.В. Виды следственных и следственно-оперативных групп: сравнительный анализ/Государство и право. -№ 1. -1997.
27. Чувилев А.А. Взаимодействие следователя органа внутренних дел с милицией. -М., -1981.
28. Хомич В. Предварительная проверка материалов, послуживших поводом к возбуждению уголовного дела/Законность. -№ 12. -1995
29. Архив Сочинского городского суда Краснодарского края уголов-
ное дело № 1-471/98.
30. Архив Сочинского городского суда Краснодарского края, уголовное дело № 1 -069/98.
31. Архив Сочинского городского суда Краснодарского края, уголовное дело №1-538/98.
32. Архив Краснодарского краевого суда, уголовное дело № 62900/98.
72