Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания

где указывает, достигнута ли цель проверки (предупревдено, пресечено или раскрыто преступление; за­держан ли скрывавшийся преступник или обнаружено ли лицо, без вес-

_____________________________________________________________________________________________________

57Горянов К.К.. Кваша Ю.Ф-, Сурков К.В., ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Ком­ментарий. -М.: Новый юрист. -1997. -С. 228. .

43

ти пропавшее; решены ли иные оперативно-тактические задачи). Если цель достигнута и получено разрешение непосредственного руководи­теля оперработника по прекращению рассматриваемого дела, то по письменному указанию этого начальника оно сдается в архив58.

Предварительная оперативная проверка может завершаться ис­пользованием собранных материалов для профилактики противоправ­ного поведения объектов ОРД, а также для нейтрализации преступных замыслов, подготовительных к преступлению действий. Возможно ис­пользование собранных материалов, отражающих реальные признаки правонарушения, путем их легализации в интересах привлечения, на­пример, виновных к ответственности, соответствующей содеянному ими. Однако оперативно-розыскная практика свидетельствует о том, «k что названный исход вероятен не всегда, так как достоверная инфор­мация о преступной деятельности может быть не засвидетельствована, не подтверждена определенными объектами - носителями информации (предметами, документами и т.п.), определяемыми законом в качестве доказательств. Поэтому возникает необходимость в подготовке сле­дующей системы оперативно-розыскных мер в рамках нового этапа оперативной проверки59.

Здесь у оперативного работника единственным выходом из сло­жившейся ситуации является решение о подготовке комплекса новых действий, которые следует предпринять в связи с поступлением в опе- ративный аппарат уже не вызывающей сомнений информации, под­тверждающей наличие противоправной цели не только в намерениях, но и в поведении проверяемых лиц, либо указывающей на событие преступления однако недостаточной дяя дознания, расследования и наказания виновных. Таким образом, сигнальная информация после ее уточнения может послужить объективной и фактической основой для последующей оперативной проверки, обозначаемой в ОРД термине

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

58 см. Указ. Работа – с. 228

59 Доля Е.А. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности – М. “Спарк” – 1996 – С. 67

44

«оперативная разработка», представляющая собой негласное осущест­вление комплекса оперативно-розыскных мероприятий, проводимых только при наличии обоснованных данных и признании подготавли­ваемых преступлений, а также указывающих на преступления, совер­шенные или совершаемые, для их пресечения либо раскрытия^ .

Поручение следователя органу дознания о производстве следст­венных действий также является важной процессуальной формой их взаимодействия при расследовании преступлений. Возможности этой формы определяются:

1. пределами самих поручений;

2. кругом тех следственных действий, проведение которых мо­жет быть поручено по делам, находящимся в производстве у следова­теля.

Начнем с первого. Прямых указаний об этих пределах уголовно-процессуальный закон не содержит.

Совершенно очевидно, что наиболее эффективному комплексу использованию возможностей следователя и органа дознания в про­цессе расследования преступлений непосредственно выполняет все следственные действия по находящемуся у него в производстве делу, а службы органа дознания заняты только осуществлением своих функ­ций. Практически такое положение несущественно потому, что следо­ватель физически не в состоянии выполнить в один и тот же период времени всю совокупность следственный действий, диктуемых кон­кретной ситуацией. Имеются в виду не только сложные или большие по объему дела. Даже по делу, например, о квартирной краже, совер­шенной опытным преступником, в случае раскрытия по оперативно-розыскным данным нередко требуется проведение комплекса следст­венных действий в одно и тоже время.

И, чтобы иметь в резерве более или менее свободных от работы следователей, которых можно было бы в любой момент использовать,

_________________________________________________________________

60 Гориянов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Указ. работа. -С. 228.


45

потребуется резко увеличить следственный аппарат, на что государст­во не пойдет. Да и как быть с институтом процессуальной самостоя­тельности следователя? Ведь речь вдет не о расследовании дела брига­дой следователей в соответствии со ст. 129 У ПК РСФСР, а о разовом их привлечении к выполнению следственных действий по делам, не на­ходящимся в их производстве61.

Где же выход? Он видится в разумном целесообразном привле­чении работников органов дознания для производства следственных действий по делам, расследуемым следователем. Благодаря такому привлечению обеспечивается быстрота и оперативность проведения следственных действий, что самым благоприятным образом сказывает­ся на возможностях по сбору доказательств в целях последующего изо­бличения всех виновных лиц и установление всего объема их преступ­ной деятельности. Вместе с тем, нужно подчеркнуть, что нередко зна­чительный объем следственной работы по делам находящимся в про­изводстве у следователей, без достаточных к тому оснований выполня­ется работниками органами дознания. Такую практику никак нельзя признать правильной, так как поручения о производстве тех или иных следственных действий следователи зачастую дают только потому, что не желают заниматься «черновой» с их точки зрения работой62 . На­пример, уже стало традицией поручать оперработникам производство всех обысков, независимо от того, имеет ли следователь возможность сделать это лично или нет; поручать истребование характеристик на подозреваемых и обвиняемых, копий судебных приговоров, справок о судимости и т.п.

Подобная практика является ни чем иным, как злоупотреблени­ем со стороны следователей своими процессуальными правами. Этим в значительной мере и объясняется то, что к выполнению таких поруче-


_________________________________________________________________

61 Дербенев А.П. Взаимодействие следователя и органа дознания при расследовании преступле­ний. -М-: МФЮЗО при Академии МВД СССР. -1983. -С. 47.

62 Там же. -С. 47.


46

ний оперработниками нередко относятся формально63 . Из сказанного видно, что свои поручения органу дознания о производстве следствен­ных действий следователь должен давать, как правило, в случаях от­сутствия у него возможности провести их лично (например, при необ­ходимости провести несколько таких действий в сжатые сроки или од­новременно выполнить серию следственных действий). Это поручение может быть дано и тогда, когда данное следственное действие работ­ник органа дознания проведет быстрее и оперативнее, чем следователь.

На практике нередко имеют место случаи, когда следователи поручают оперработникам производство того или иного следственно­го действия по тактическим соображениям. Характерно, что в этих случаях сами оперработники проявляют инициативу в получении по­ручений подобного рода, выполняют их исключительно добросовест­но, быстро и, как правило, при надлежащем качестве64.

В основе указанных тактических соображений могут лежать и психологические факторы. Например, «задержание в принципе может быть осуществлено лично следователем. Однако оно неминуемо связа­но с острым психологически конфликтом, который надолго осложняет установление необходимого контакта с задержанным во время после­дующих допросов»65. Чтобы предотвратить этот конфликт или свести его на нет, следователь, при наличии к тому оснований, поручает про­извести задержание органу дознания.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что под пределами поручений следователя органам дознания о производстве следственных действий нужно понимать также границы использования или своих процессуальных полномочий, в рамках которых достигается наиболее эффективное и целесообразное привлечение органов дознания к уча­стию в предварительном следствии, причем без ущерба для выполне­ния и других возможных на них законом функций. Речь идет о случаях,

__________________________________________________________________________________________________________________

63 Там же. -С. 48.

64 Там же. -С. 49.

65 Быховский И.Е. Процессуальные и тактические вопросы проведения следственных действий. -Волгоград. -1997. -С- 28.

47

когда возникает необходимость в одновременном комплексе или серии одних и тех же следственных действий, когда они непосредственно вы­текают из розыскных или следователь по тактическим соображениям считает проведение данного следственного действия лучше органом дознания, либо когда оно будет выполнено органом дознания быстрее, оперативнее и без ущерба для своей основной работы66.

По смыслу уголовно-процессуального закона органам дознания не может быть поручено производство таких процессуальных дейст­вий, которые составляют исключительную компетенцию следователя (предъявление обвинения, избрание меры пресечения, допрос обвиняе­мого, назначение экспертизы, признание лица потерпевшим, граждан­ским истцом, гражданским ответчиком, ознакомление обвиняемого с материалами дела и др.). Строгое разграничение компетенции следо­вателя и органа дознания является необходимым условием эх эффек­тивного взаимодействия.

Что касается остальных следственных действий, то в принципе их производство следователь может поручить органам дознания в за­висимости от конкретной ситуации, обстоятельств расследуемого дела и решаемых задач. Удельный вес их не практике достаточно высок. Так, допросы свидетелей производились работниками органов дозна­ния по 76% изученных архивных уголовных дел, допросы потерпевших - по 42,3%, обыски 0 по 17, 2 %, выемки - по 6 %, задержания в порядке ст. 122 УПК - по 18%, освидетельствование - по 3,7 % и поручение об­разцов для сравнительного исследования - по 2 % дел67.

Здесь уместно привести и полученные данные о принадлежности к тем или иным службам органов дознания, непосредственных испол­нителей следственных действий. Так, по 76,3% уголовных дел были ра­ботники уголовного розыска, по 11,5% - работники ОБЭП, по 25,7% -участковые инспектора, по 6,4% - работники ГАИ, по 2,6% - паспорт-

_________________________________________________________________

66 Дербенев А.П. Указ. работа. -С. 50.

67 Там же. -С. 53.


48

ные работники и по 2,2% дел - работники других служб68.

На практике имеют место случаи, когда (особенно о производ­стве розыскных действий) возникает срочная необходимость провести следственные действия и в то же время не представляется какой-либо возможности немедленно установить связь со следователем и получить от него соответствующее поручение.

Вправе ли тогда работники органов дознания выйти за пределы поручения, то есть совершить следственные действия, не указанные в поручении, но связанные с ним ?

Не трудно представить себе те нежелательные последствия, к ко­торым может привести отрицательный ответ на этот вопрос. Напри­мер, выполняя поручение следователя о выявлении соучастников обви­няемого в квартирной краже, оперработники устанавливают одного из них в момент реализации или части похищенного. То, что такое лицо необходимо задержать и произвести его личный обыск, не вызывает сомнений. Если же они начнут изыскивать возможности для установ­ления связи со следователем и получения от него соответствующих указаний, то за это время преступник может благополучно скрыться69 .

При расследовании хищений, наряду с выполнением поручения следователя о выявлении мест хранения похищенного имущества, оперработники принимаю меры к установлению мест хранения других ценностей, имущества, квитанций принадлежащих обвиняемым и т.д. Эти сведения нужно сразу же реализовать посредством обысков, вы­емок, допросов свидетелей и т.п. Но опять-таки не всегда имеется воз­можность своевременно получить от следователя соответствующее по­ручение70 . При этом во всех подобных случаях необходимо составлять соответствующие процессуальные документы, как этого требует закон.

О причинах производства того или иного следственного дейст-

_________________________________________________________________

68 Там же. -С. 53.

69 Вологин С.М., Сивачев А.В. Взаимодействие следователя, оперработника уголовного розыска и эксперта-криминалиста при установлении лица, совершившего квартирную кражу. -М.: ВНИИ МВД СССР.-1985.-С. 109.

70 Дербенев А.П. Указ. работа. -С. 52.

49

вия, не указанного в поручении следователя, но связанного с ним, оперработник обязан указать в письменном рапорте на имя руководи­теля органа дознания, который по инстанции передается следователю со всеми материалами, относящимися к выполненному заданию Этот рапорт и будет объяснять причину, по которой оно выполнялось.

Подводя итог сказанному, необходимо сделать вывод: следова­тель не может поручить органам дознания производство следственных действий, относящихся к его исключительной компетенции. Производ­ство иных следственных действий следователь вправе поручить органу дознания . Работник органа дознания - непосредственный исполнитель поручения - вправе в пределах своей компетенции совершить диктуе­мые сложившейся ситуацией неотложные следственные действия, не указанные в этом поручении, но связанные с ним, если не представля­ется возможным немедленно установить связь со следователем и полу­чить от него соответствующее поручение.

Содействие органа дознания следователю в производстве от­дельных следственных действий представляет собой помощь, которая оказывается ему работниками этих органов в процессуальных действи­ях, выполняемых самим следователем. Потребность в оказании следо­вателю такой помощи возникает тогда, когда одному ему фактически трудно (а подчас и не возможно) осуществить данное следственное дей­ствие, а также когда в связи с таким действием возникает необходи­мость осуществить функции, присущие органам дознания71 .

В соответствии с ведомственными актами содействие органа дознания следователю может выражаться72:

1. в обеспечении условий успешного проведения отдельных следственных действий;

2. в непосредственном участии оперработника в производстве следователем отдельного следственного действия;

_________________________________________________________________

71 Ларин А.М. Расследование по уголовному делу. Планирование, организация. -М- -1970. -С. 119.

72 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н. Кожевникова, А.Я. Качанова. Изд. 2. -М-: «Спарк». -1997. -С. 233.

50

3. в выделении органам дознания специалистов для участия в производстве отдельных следственных действий;

4. в предоставлении органом дознания следователю научных и технических средств, необходимых для надлежащего выполнения от­дельных следственных действий;

5. в применении органом дознания принудительных мер в целях обеспечения следователю возможности производства отдельных след­ственных действий;

6. в проведении оперативно-розыскных мероприятий, направ­ленных на повышение эффективности производства отдельных следст­венных действий.

Рассмотрим каждую из указанных форм:

1. Принятие органом дознания мер по обеспечению условий для успешного проведения следователем отдельных следственных дейст­вий. К этой группе форм содействия относятся:

• оцепление и охрана места происшествия районными органами дознания. Чаще всего необходимость в этом возникает до прибытия туда следователя, а своевременность такого содействия создает необ­ходимые условия для сохранения, обнаружения и изъятия следов пре­ступления и др. улик, имеющих значение для дела.

Не принятие (и даже несвоевременное принятие) мер со стороны работников милиции к оцеплению и охране места происшествия зачас­тую приводит к утере или уничтожению важных доказательств;

• оцепление жилого дома, здания или иного помещения, где бу­дет проводиться обыск. Данные меры направлены на то, чтобы поме­шать скрыться лицу, которое находится по месту предстоящего обы­ска, а также предотвратить возможность выноса, уничтожения заинте­ресованными лицами искомых объектов. С требованием об оказании такого содействия следователь обращается к органу дознания в период подготовки к производству обыска;

• сопровождение обвиняемого, содержащегося под стражей,

51

при выходе с ним на место происшествия с целью проверки данных им показаний путем проведения следственного эксперимента, а также при производстве других следственных действий с его участием;

• сопровождение обвиняемого, содержащегося под стражей, на допрос к следователю, при проведении очной ставки или предъявления для опознания, когда имеются основания опасаться эксцессов со сто­роны данного лица.

2. Непосредственное участие оперработника в производстве сле­дователем отдельного следственного действия. УПК РСФСР не содер­жит прямых указаний о праве следователя привлекать работников ор­гана дознания к непосредственному участию в производстве отдельных следственных действий. Однако по смыслу ч.4 ст. 127 УПК РСФСР он может привлекать их к такому содействию. Участвуя в производстве того или иного следственного действия, работники органа дознания выполняют часть работы, входящей в содержание этого действия. На­пример, при осмотре места происшествия, проведенном на отдельной территории, оперативный работник может возглавить одну из поиско­вых групп, а при производстве обыска его участие может выражаться в совместных со следователем поисках спрятанных объектов, наблюде­нии за обыскиваемым в то время, когда следователь лично производит обыск или наоборот73 . При этом может быть получена информация, которая с точки зрения следователя к делу не относятся, но окажется исключительно полезной для проведения дальнейших оперативно-розыскных мероприятий. Однако, каким бы ни было активным участие работников органа дознания в производстве того или иного следст­венного действия, соответствующий протокол всегда должен быть со­ставлен от имени следователя.

3. Выделение органом дознания специалистов для участия в производстве следователем отдельных следственных действий. В каче­стве таких специалистов чаще всего выступают эксперты-

_________________________________________________________________

73 Дербенев А.П. Указ. работа. -С. 59.


52

криминалисты. Особенно полезно оказываемое или содействие при производстве осмотра места происшествия74 . Какими бы хорошими познаниями ни обладал следователь в области криминалистической техники, специалист-криминалист всегда может более эффективно применить научно-технические средства в целях обнаружения, фикса­ции и изъятия следов преступления и предметов, могущих быть веще­ственными доказательствами по делу. Кроме того, участие специалиста значительно освобождает следователю время, необходимое для более тщательного изучения и описания места происшествия.

Второе место по степени оказания содействия занимают работ­ники ГИБДД75 . Они участвуют в каждом случае осмотра места происшествии по делам о ДТП, а также при производство следственного эксперимента.

Третью категорию лиц, которые оказывают содействие при производстве осмотра места происшествия по делам о поджоге и пре­ступном нарушении противопожарных правил, составляют работники государственной противопожарной службы. Однако доля их участия при производстве следственных действий невелика. Вызвано это тем, что чаще всего такой осмотр (в случае возникновения пожара) прово­дится работниками государственной противопожарной службы как органа дознания76.

4. Представление органом дознания следователю научных и технических средств, необходимых для надлежащего выполнения от­дельных следственных действий. Хотя на практике научные и техниче­ские средства при производстве отдельных следственных действий пре­имущественно применяются специалистами-криминалистами, тем не менее ими приходится пользоваться и непосредственно следователю. Поэтому он обращается к работникам органов дознания с просьбой о предоставлении тех или иных поисковых средств (металлоискателя,

_________________________________________________________________

74 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н. Кожевникова. А.Я. Качанова. Изд. 2.-М-: «Спарк». -997. -С. 226.

75 Дербенев А.П. Указ. работа. -С. 59.

76Там же. -С. 60.


53

электрощупа и т.п.). особенно часто следователем используют находя­щуюся в ведении органа дознания фото-, аудио -, видеоаппаратуру. Для производства того или иного следственного действия (чаще всего обыска) следователю могут понадобиться предметы и орудия хозяйст­венного назначения (лопаты, лом и т.п.), которые по его требованию должны быть представлены органом дознания.

5. Применение органом дознания принудительных мер в целях обеспечения следователя возможностью производства отдельных след­ственных действий. Наиболее распространенной формой этого вида взаимодействия является доставление приводом обвиняемого (ст. 147 УПК) и свидетеля (ст. 73 УПК) в случае их неявки без уважительной причины к следователю. Он вправе потребовать от работников органа дознания принудительных мер по отношению к подозреваемому, об­виняемому, свидетелю и потерпевшему в процессе производства таких следственных действий, как освидетельствование и получение образцов для сравнительного анализа. Речь идет о тех случаях, когда, например, подозреваемый или обвиняемый отказывается подвергнуться освиде­тельствованию с целью обнаружения на его теле укуса зубов потер­певшей при изнасиловании или получении образцов крови, необходи­мых для сравнительного анализа, а без этого установить истину по де­лу не представляется возможным. Аналогичные ситуации могут быть с потерпевшим или свидетелем. Если следователь еще до начала произ­водства следственного действия имеет основания полагать, что ему бу­дет оказано противодействие, то он заблаговременно обращается с требованием к органу дознания о выделении необходимых работни­ков. Если же противодействие оказалось неожиданным, то с подобным требованием он обращается в процессе проведения следственного дей­ствия.

6. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, направлен­ных на повышение эффективности производства отдельных следствен­ных действий. Необходимость в оказании этого содействия возникает

54

при проведении следственных действий, требующих предварительного изучения тех или иных объектов с помощью специальных средств и ме­тодов, чаще всего в период подготовки к обыску, задержанию и допро­су подозреваемого. Так, органом дознания могут быть получены опе­ративно-розыскные данные об особенностях того или иного строения или помещения, где предстоит провести обыск, о расположении тайни­ков и иных мест хранения разыскиваемых предметов и т.п. Оператив­но-розыскным путем можно получить и весьма ценную информацию об особенностях характера подозреваемого (обвиняемого), его при­вычках, склонностях, о предполагаемой линии поведения и тех улов­ках, к которым он может прибегнуть на допросе.

Получив соответствующую информацию следователь должен тщательно продумать как пути и способы ее использования, так и ли­нию собственного поведения при производстве того или иного следст­венного действия. В этом отношении очень полезными могут оказаться советы и консультации опытных оперативных работников. Практика показывает, что некоторые оперативные работники относят на первое место по своей распространенности непосредственное их участие в производимых следователем отдельных следственных действий, что психологически вполне объяснимо77 и действительно, в большинстве случаев, повышает эффективность производства отдельных следствен­ных действий.

Уведомление следователя о результатах оперативных мероприя­тий по делам, переданным ему органом дознания до установления пре­ступника. Данная процессуальная форма взаимодействия, в отличии от ранее рассматриваемых, применяется не часто. Объясняется это тем, что абсолютное большинство уголовных дел о преступлениях своей подследственности следователи органов внутренних дел возбуждают сами.


_________________________________________________________________

77 Вопросы расследования преступлении. Справочное пособие под ред. И.Н. Кожевникова, АЛ. Качанова. Изд. 2. -М.: «Спарк». -1997. -С. 231.


55

Ведомственными нормативными актами МВД РФ установлено, что следственные подразделения МВД РФ должны организовывать ра­боту таким образом, чтобы дела о преступлениях, связанных с деятель­ностью организованных преступных групп, а также в сфере экономики, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел, как правило, возбуждались ими же78 . И это правильно, поскольку «закон, устанавливая по большинству уголовных дел обязательность предварительного расследования исходит из того, что следователь, а не орган дознания наиболее подготовлен для ведения производства по этим делам»79. Однако на практике всегда имеют место случаи, когда возникает необходимость в производстве неотложных следственных действий, а следователь почему-либо не может немедленно приступить к расследованию.

Когда же следователь приступает к расследованию, он должен знать, какая оперативно-розыскная работа проводится по делу, пере­данному ему органом дознания до установления преступника. Однако следователь, по тем или иным причинам, не всегда может быть осве­домлен о результатах этой работы, а следовательно, не может исполь­зовать их в интересах следствия. Поэтому орган дознания должен про­являть инициативу в том, чтобы своевременно информировать следо­вателя о результатах принятых оперативно-розыскных мер по такому делу80.

Нечто подобное наблюдается и по дедам, приостановленным следователем в соответствии с п.З ч. 1 ст. 195 УПК РСФСР. Так, по 92% таких изученных дел, следователями на разных этапах расследова­ния были даны органам дознания поручения о производстве розыск­ных действий для установления лиц, подлежащих привлечению в каче­стве обвиняемых. Однако письменные ответы о результатах выполне­ния этих поручений имеются лишь в 45% уголовных дел.


_________________________________________________________________

78 Там же. -С. 233.

79 Проблемы эффективности предварительного следствия. -Ленинград. -1976. -С. 95.

80 Дербенев А.П. Указ. работа- -С. 66.


56

Маловероятно, чтобы во всех случаях отсутствия в уголовных делах соответствующих сведений оперработники действительно ничего не делали в целях установления лиц, подлежащих привлечению в-каче-стве обвиняемых. Более того, можно смело утверждать, что по абсо­лютному большинству дел о нераскрытых преступлениях были состав­лены единые согласованные планы следственных действий и оператив­но-розыскных мероприятий, которые рассматривались руководителя­ми следственных подразделений, подразделений уголовного розыска и ОЭП и утверждались начальниками горрайоргана. Однако, каким бы ни был такой согласованный план, он не может заметить поручений следователя органом дознания о производстве розыскных и следствен­ных действий или его требований об оказании содействия при произ­водстве отдельных следственных действий. Ведь план не является про­цессуальным документом, и в уголовное дело его не подошьешь. Это рабочий документ, служащий целям обеспечения согласованной рабо­ты по раскрытию преступления; он ни в коей мере не освобождает сле­дователя от использования предусмотренных законом институтов по­ручений и требований об оказании содействия, а тем более не освобо­ждает орган дознания от обязанности письменно уведомлять следова­теля о результатах выполнения данных ему заданий и применяемых оперативно-розыскных мерах по установлению преступника.

При установлении факта невыполнения органом дознания ука­занной обязанности следователь может прореагировать на это приня­тием таких мер, как:

- обращение в устной форме к оперативному работнику, зани­мающемуся установлением преступника;

- обращение в устной форме к непосредственному начальнику данного оперативного работника;

- напоминание в письменной форме, адресованное руководите­лю горрайоргана;

- выступление на служебных совещаниях, проводимых в горрай-

57

органе при обсуждении вопросов взаимодействия;

- обращение к прокурору, надзирающему за производством предварительного следствия, для принятия необходимых мер согласно ст. 25 УПК РСФСР.

Применение любой из них может вызвать осложнения во взаи­моотношениях следователя и данного оперативного работника, но эти опасения не должны приниматься во внимание когда речь идет об ин­тересах дела, о выполнении служебного долга.


58

глава 4. Организация и деятельность следственно-оперативных групп и их разграничение со следственными группами

Ранее, когда весь следственный аппарат находился в органах прокуратуры (до 1963 г.), на практике возникла такая организованная форма, как группа следователей. Это положение нашло свое закрепле­ние в ст. 129 УПК РСФСР.

Разница между следственными группами и следственно-оперативными заключается в следующем81 : следственные группы соз­даются в случае сложности дела или его большого объема; работа не­скольких следователей по одному делу способствует сокращению сро­ков, достижению полноты и всесторонности расследования. По срав­нению с группой следователей следственно-оперативная группа имеет следующие преимущества:

1. Она дает лучшие результаты в раскрытии преступлений по горячим следам, а также неочевидных, наиболее замаскированных экономических преступлений и нераскрытых преступлений прошлых лет;

2. Обеспечивает систематическое и эффективное взаимодействие следователей и оперработников при расследовании конкретных уго­ловных дел;

3. Следственно-оперативная группа, в отличие от группы следо­вателей может создаваться для производства только одного следствен­ного действия, например, осмотра мета происшествия.

Создание следственно-оперативных групп стало возможным в условиях организованного объединения следственных и оперативных аппаратов в системе органов внутренних дел.

Порядок создания следственно-оперативных групп подробно рассмотрен в главе 1, теперь необходимо также дать и их классифика­цию.


_________________________________________________________________

81 Петелин Б.Я. Следственно-оперативные группы (вопросы организации деятельности). Учебное пособие. -М.: Академия МВД СССР. -1986. -С. 9.


59

В следственной практике сложилось несколько видов следствен­но-оперативных групп, различающихся между собой по задачам (для осмотра места происшествия, раскрытия преступления по горячим сле­дам, расследованию дел прошлых лет), составу (следственные органы и оперативные работники милиции и т.п.), периоду деятельности (для работы по одному делу и постоянно действующие). При этом каждая из них имеет отдельную специфику в их организации. Вместе с тем все следственно-оперативные группы, независимо от этапа и периода дея­тельности, имеют много общего как по составу, так и по порядку их организации82. Рассмотрим некоторые из них.

Следственно-оперативные группы по осмотру мест происшествия (дежурная).

Для быстрого раскрытия преступлений по горячим следам большое значение имеет осмотр места происшествия, это связано с расширением возможностей использования в розыскных и процессу­альных целях материальных следов преступления и др. объектов ос­мотра, а также с внедрением в практику экспертно-криминалистических, следственных и оперативно-розыскных подраз­делений, новых видов научно-технических средств и приборов. Следственно-оперативные группы (СОГ) по осмотру места про­исшествия создаются начальником органа внутренних дел путем изда­ния приказа, утверждения графиков дежурства следователей, опера­тивных работников, экспертов-криминалистов, кинологов. Он же оп­ределяет количество дежурных СОГ, график их работы и отдыха исхо­дя из штатной численности и оперативной установки. С учетом требо­ваний действующих нормативных актов. При этом одна группа в тече­ние суток должна выезжать не более, чем на 2-3 преступления.

Личный состав указанных СОГ придается дежурной части орга­на внутренних дел и подчинен дежурному. Он дает указания о сборе членов СОГ для выезда на осмотр места происшествия обеспечивает их

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

82 Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов внутренних дел. Метод. Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М.: ВНИИ МВД СССР. 1981. -С. 83.


60

транспортом и отправляет на место происшествия83 . С этого момента члены СОГ подчиняются ее руководителю, а оперативный дежурный по ОВД организованно обеспечивает взаимодействие СОГ со всеми служебными нарядами приданными дежурной части84 .

Наряду с проведением осмотра места происшествия. Преду­смотренного ст. 178 У ПК, в задачу СОГ входит и раскрытие преступ­ления, то есть розыск и задержание преступника. Для этого параллель­но с осмотром места происшествия проводятся поисковые и оператив­но-розыскные мероприятия на территории, принадлежащей к месту происшествия. В этом состоит основная особенность деятельности ука­занных СОГ, которые одновременно проводят осмотр места происше­ствия (руководитель - следователь) и поисковые, оперативно-розыскные мероприятия, направленные на розыск и задержание пре­ступника (руководитель - сотрудник уголовного розыска, а по делам о пожарах - сотрудник ОЭП)85.

Специализированные следственно-оперативные группы.

Данные СОГ создаются для расследования и раскрытия опреде­ленной категории преступлений, в том числе по которым лица их со­вершившие, не установлены86 . Такая СОГ является постоянно дейст­вующим формированием, создаваемым в республиках, краях, областях, крупных городах и на транспортных узлах. Количество создаваемых СОГ и пределы обеспечиваемых ими территорий определяются с уче­том сложившейся оперативной обстановки. Специальная следственно-оперативная группа формируется из наиболее квалифицированных следователей и работников уголовного розыска, имеющих достаточный опыт расследования преступлений данной категории. Она состоит из следственной и оперативной групп, а также специалистов.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

83 Инструкция «По организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскры­тии преступлений» Утв. приказом МВД № 334 от 20.06.96.

84 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н. Кожевникова, АЛ. Качалова. Изд. 2. М-: «Спарк».-1997.-С.224.

85 Там же.-С. 641.

86 Инструкция «По организации взаимодействия подразделений и служб ОВД в расследовании и раскрытии преступлений» Утв. приказом МВД РФ № 334 от 20.&6.96.


61

Основной задачей данных групп является раскрытие умышлен­ных убийств, в том числе убийств прошлых лет, дела о которых приос­тановлены за не установлением виновных. Исходя из важности постав­ленных задач перед такой СОГ, включенным в нее следователем и опе­ративным работником не может быть поручена работа не связанная с находящимися в их производстве делам об убийстве87.

Характерной особенностью такой группы является то, что сле­дователь СОГ проводить расследование до момента установления ли­ца, совершившего преступление и, после выполнения неотложных следственных действий по отысканию и проверке доказательств его виновности, по указанию руководителя прокуратуры передает дело для дальнейшего расследования по территориальности88. Следственно-оперативная группа, созданная для раскрытия конкрет­ного преступления (целевая).

Ведомственными нормативными актами предусмотрено созда­ние целевой (временной) СОГ - для расследования преступлений по конкретному уголовному делу.

Такая СОГ создается через некоторое время после обнаружения факта преступления, если к этому времени оно не было раскрыто и прекращает свою деятельность после установления лица, совершивше­го преступление.

Совместная следственно-оперативная группа.

Ведомственными нормативными актами предусмотрено созда­ние совместных следственно-оперативных групп (бригад) - для рассле­дования тяжких преступлений, в том числе совершенных организован­ными преступными группами, либо для расследования сложного уго­ловного дела с большим объемом работы. В состав группы могут включаться по согласованию сотрудники органов прокуратуры, МВД,

_________________________________________________________________

87 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н. Кожевникова, А.Я. Качалова. Изд. 2 -М.: «Спарк» -1997. -С. 637.

88 Синеокий О.В. Виды следственных и следственно-оперативных групп: сравнительный ана­лиз/Государство и право. -№ 1. -1997. -С. 64.


62

ФСБ и федеральной службы налоговой полиции.

Рассмотрим деятельность такой