Рю

рангов можно определить по цвету пояса (оби), который ученики носят поверх тренировочного костюма (ги). Чаще всего используются такие цвета, как белый, жёлтый, зелёный, коричневый, чёрный, красный, пурпурный.

Система рангов в современных школах, наследующих традиции феодального будзюцу

Дан (изначает "шаг" и обычно идентифицируется с чёрным поясом (ч/п))

Кю (означает "класс" и идентифицируется с поясами различного цвета)

Программа каждой школы с самого начала включала в себя как практические аспекты (стойки, смещения, образцы стратегий атаки и т.п.), так и специальные упражнения для развития психического контроля, силы воли, концентрации, решимости и др. Программы подготовки такого типа существовали до периода Токугава, когда образцовым воином считался тот, кто на поле боя мог использовать практически любой предмет для обороны и нападения, а в повседневной жизни встречал любые проблемы с абсолютной невозмутимостью. Т.е. в древних рю подход к обучению был значительно шире, т.к. пытался предусмотреть все возможные варианты развития боевой ситуации, с которыми всесторонне развитая личность должна была справляться стильно и эффективно.

В период же Токугава такой подход использовался всё реже и реже, пока в конце концов не сменился узко специализированным, который позволял овладеть гораздо меньшим количеством умений, при этом доводил изучаемые умения до их высшей степени эффективности и технического совершенства. Проблема узкой специализации рю в период Токугава являлась основным источником соперничества и ожесточённых столкновений между учениками различных школ, которые вспыхивали всякий раз, когда только эти ученики встречались друг с другом. Такая вражда часто длилась многие годы и зародилась ещё до эпохи Токугава, но с приходом к власти нового сёгуна и его последователей были предприняты попытки усмирить "бунтарей". Власти изолировали каждую школу в её владениях, строго наказав следить за учениками. Более того, если ранее в школах нередко проводились смертоносные поединки боевых искусств, то теперь они трансформировались в менее опасное занятие. Те бойцы, которые создавали себе репутацию (или поддерживали её) за счёт поединков с другими мастерами, были вынуждены отвечать за неповиновение закону, либо устраивать такие поединки как можно дальше от Эдо. Знаменитая дуэль между Миямото Мусаси и Сасаки Кодзиро состоялась на маленьком безлюдном островке в проливе Каммон, хотя на исход этого поединка тайно делали ставки управляющий провинцией и другие влиятельные люди.

Характерной особенностью обучения в рю раннефеодальной Японии была атмосфера секретности, доминировавшая почти в каждой школе. Обязательным предварительным условием принятия в школу была клятва хранить тайну, которую давал каждый ученик. Тем не менее все эти "секретные" учения различных рю не представляли из себя ничего таинственного или сверхсекретного и судя по всему состояли из конкретных методов делать что-то в манере, отличающейся от общепринятой и потому "неожиданной". Хидэн (тайные традиции) в фехтовании это не более чем отобранные в результате длительного использования ловкие движения меча, но тем не менее они имели важное практическое значение для воина, т.к. фактически от них нередко зависела его жизнь, а став всеобщим достоянием секретные методы использования какого-либо оружия быстро утрачивали эффект неожиданности. Это, в свою очередь, предъявляло дополнительные требования к мастерству воина, когда/если он встречался в бою с противником, владеющим теми же приёмами, что и он сам.

Но всегда существовало чёткое различие между ловкачом, постоянно изобретающим новые уловки и приёмы, и мастером, способным продемонстрировать исключительно технику, стиль и эффективность даже в пределах общепринятых и самых строгих правил своей боевой специализации. Мастер мало мало думал о том, как ему перехитрить противника при помощи тайной стратегии, то есть извлечь для себя выгоду из его невежества. Скорее можно сказать, что настоящий мастер искренне стремился превзойти противника в том искусстве, в котором они оба достигли совершенства. Вполне естественно, те кто исповедовал такую модель поведения, находились в меньшинстве, на что указывает обилие так называемых секретных приемов, предназначенных для того, чтобы удивить противника и победить его, застав врасплох. Это объяснялось не только тем, что по-настоящему преданные и честные люди (в западном смысле преданности личным принципам или этическим нормам, радикально отличающейся от слепой преданности господину) всегда были большой редкостью, но также и тем, что человеку могла потребоваться целая жизнь на то, чтобы овладеть всеми "физическими" и эзотерическими методами боя, в то время как, с другой стороны, вызов на смертельный поединок мог быть брошен ему неожиданно, в любой момент.

Одной из самых характерных особенностей древних систем боевой подготовки, который до сих пор сохраняется в большинстве школ, где изучают и практикуют древние боевые искусства и современные модификации будзюцу, является абсолютное доминирование главного инструктора или учителя над его учениками и всеми остальными инструкторами в школе. Отдавая дань времени и в соответствии с позаимствованными у западной культуры более демократичными идеями, особенно теми, что связаны с методами обучения, такие крупные институты, как Кодокан в Токио и Будоквэй в Лондоне, попытались обеспечить более коллегиальный и горизонтальный вклад в процесс обучения для лучших инструкторов дзюдо, которые, в идеале, должны принимать совместное участие в развитии своей боевой дисциплины.

Упадок и перерождение

На протяжении периода, когда японская нация жила в относительном мире под бдительным оком сёгуна и когда открытые дуэли между учениками различных школ были запрещены, а сами школы изолированы, произошло заметное снижение уровня мастерства, а в мире будзюцу стало прорастать практически безразличное отношение к обучению и самим боевым искусствам. Поединки на настоящем оружии встречались всё реже и реже, а упражнения с мечом стали напоминать гимнастику или хореографические этюды.

Уровень обучения упал настолько низко, что когда бакуфу наконец это заметило и попыталось восстановить "былое величие", западные державы уже осадили Японию, а на дворе стоял XIX век. Управляющие провинциями стали поощрять проведение дуэлей - как разновидности тренировок, а скрытность и замкнутость различных рю стали подвергаться ярым нападкам правительства. Рю призывали тренироваться вместе, некоторые военные кланы также прилагали собственные усилия по оживлению боевого духа, но возродить ситуацию, веками складывающуюся до сёгуната Токугава, за столь короткий промежуток времени не удалось и вскоре традиционное будзюцу, равно как и рю, утратило своё значение и отошло в область обрядов и обычаев. Параллельно с этими процессами начали зарождаться новые порядки и обычая для открытия новых школ и центров обучения, которые смогли бы выдержать требования эпохи.