Религиозное возрождение в Беларуси в постсоветский период
иметь привилегий от государства, а должностные лица органов государственной власти не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.2.3 Поликонфессиональность ситуации в Беларуси
В силу сложившихся культурно-исторических традиций особенности религиозной ситуации в Беларуси в огромной степени определяются ее поликонфессиональностью. Самыми массовыми конфессиями являются православие и католицизм. Соперничество двух церквей за влияние в стране ведет к искушению рассматривать те или иные регионы Беларуси в качестве «своих» канонических территорий, побуждает церковных деятелей, духовенство выходить за рамки отправления религиозного культа, богослужебных проповедей и вторгаться в область политической борьбы.
Вовлекаясь в политическую жизнь, выступая в качестве субъекта политического процесса, церковь вольно или невольно рискует нанести ущерб государственным интересам страны.
Именно поэтому деятельность служителей культа уместно регулировать в той мере, в какой их инициативы и поступки выходят за пределы религиозной практики и сопрягаются с политической конъюнктурой.
«Анализ результатов социологических исследований показывает, что в стране особенно бурно растет религиозность вне церквей и конфессий, возрастает главным образом внецерковная религиозность»[6, С.220].
Иначе говоря, огромное число лиц, сознающих свою религиозность, не связывают ее с какой-либо церковью. Свыше 72 процентов опрошенных считают, что можно быть религиозным человеком (это значит верить в Бога) и в то же время не быть церковным, то есть не участвовать в жизни церкви.
Из этого следует, что преобладающее большинство белорусских граждан ни мировоззренчески, ни морально не склонны рассматривать институт церкви в качестве необходимой посредствующей инстанции между своим «я» и воображаемым божественным миром. Лишь 12,2 процента респондентов настроены традиционалистски, не допускают, что можно быть религиозным и не участвовать в жизни церкви.
Причину такой метаморфозы следует искать не только во внутриконфессиональных проблемах, но и в фундаментальных общественных изменениях, в наступлении индустриальной цивилизации, в массированном воздействии информационного и культурного плюрализма. В последнее десятилетие он сделался мощнейшим фактором социально-политической переориентации многих народов, живущих на огромном посткоммунистическом пространстве. Привнесенный им в общественное сознание дух либерализма способствовал заметному увеличению разрыва между социокультурным контекстом существования людей и традиционными культурными и религиозными смыслами.
В результате сегодня белорусский человек очутился перед лицом небывалого духовно-нравственного кризиса, который и стал одной из причин интенсивного роста внецерковной религиозности. О субъективном переживании упадка духовного содержания жизни, связанного с утратой ранее бытовавших устоев, говорят и другие ответы. Так, 20,6 процента считают, что наше общество переживает глубокий духовный кризис, еще 18,2 - находят, что основная беда нашего общества — недостаток духовности, а 8,6 процента видят в упрочении ее основное спасение современного общества.
Ностальгия, стимулируемая доверием к религиозной морали, а также предчувствием необратимости утраты многих базовых культурных традиций ушедшей эпохи, побуждает 16,5 процента респондентов верить, что возрождение религии будет способствовать упрочению добра и милосердия в нашем обществе, так же как 14,5 процента - думать, что атеистическое воспитание лишило многих людей чего-то очень важного.
Положение традиционных религиозных институтов в современном мире, безусловно, меняется, их былое могущество и влияние ослабевает. Зачастую люди относят себя к разряду сторонников того или иного религиозного направления по обычаю, руководствуясь преимущественно культурно-историческими предписаниями своей социальной среды, в которой издавна господствует тот или иной конфессиональный опыт.
Вместе с тем, большое число православных, католиков, сторонников других конфессий психологически все более дистанцируются от церкви как института. В своей практической жизни они осознанно (или неосознанно) придерживаются мировоззренческих представлений, учитывающих многомерность духовных устремлений современного человека.
2.4 Место церковности и религиозность общества в ближайшем будущем
Произошедшие перемены в понимании смысла и места церковной жизни в человеческом мире несомненно сказались на характере деятельности и облике самой церкви, которая все чаще прибегает к мирскому опыту, пользуется двойными стандартами, легко приспосабливается к меняющимся обстоятельствам. Например, широко известна деятельность коммерческих структур при Минском епархиальном управлении.
Разумеется, все это отнюдь не возвышает церковные институты в глазах верующих и неверующих. Для огромного числа людей они уже безразличны, поскольку представляются не средоточием святости, а космополитическими учреждениями с весьма разветвленной наднациональной структурой, в которых уместны и действуют принципы, свойственные светским организациям.
Опека, которую церковность устанавливает над верующим, делается чрезмерной и неприемлемой в том случае, когда церковная регламентация перестает учитывать потребности индивидуального религиозного опыта и приобретает самодовлеющее значение, когда церковная практика теряет связь с современным ей историческим процессом. В этом случае у верующего формируется протестное умонастроение, которое подталкивает его религиозное поведение к формам внецерковной религиозности.
Первоначальную мотивацию протестного умонастроения образует критическое отношение верующего к той роли, которую играет церковь в вопросах религиозной пропедевтики и распространения идейного содержания религии. Альтернативными каналами идейного религиозного просвещения становятся источники, не имеющие прямой связи с церковью, такие, как книги, искусство, философия, газеты, радио, телевидение, внецерковные религиозные организации.
Современные люди нередко вообще самостоятельно, минуя посредничество церкви, осмысливают волнующие их религиозные темы.
79 процентов опрошенных в возрасте до 30 лет утверждают, что можно быть религиозным (это значит верить в Бога), но в то же время не быть церковным, то есть не участвовать в жизни церкви. Однако и в возрастной группе старше 65 лет так думают 66 процентов респондентов.
Молодое поколение, которому предстоит определять характер и особенности религиозности белорусов в XXI веке, явно отличается от старшего поколения меньшей приверженностью традиционным церковным ценностям.
Вероятность того, что какая-либо из традиционных для Беларуси христианских конфессий в перспективе сумеет значительно расширить число своих приверженцев, не велика. Вероятно другое. Будет расти число тех, чье индивидуальное восприятие религиозных идей находится в противоречии с церковным пониманием религиозности и потому побуждает их дистанцироваться от церковной жизни. В то же время было бы большим преувеличением утверждать, будто социальная база основных для, Беларуси конфессий сузится настолько, что можно говорить о скором приближении конца их духовного и культурного влияния.
Будущее за теми верующими, для кого религиозное отношение реализуется на уровне преимущественно субъективного переживания представлений о Боге. Мир тотального отчуждения, в котором обречен существовать современный человек, побуждает его погружаться в себя, заниматься саморефлексией, углублять свою субъективность. В результате индивидуальное сознание приходит к убеждению, что оно в состоянии само справиться с проблемой религиозной связи, не нуждается в услугах церкви.
По этой причине большинство прохристиански настроенных белорусов уже сегодня отвергают некоторые ключевые догматы и процедуры доминирующих в Беларуси конфессий. Так, верят во Второе пришествие Христа только 24,4 процента приверженцев православия и 38 процентов - католицизма (но 90,5 процента - евангельских христиан-баптистов). Молитва занимает очень значительное место в жизни лишь около 13 процентов опрошенных православных и около 18 - католиков (зато 85,7 процента - приверженцев протестантизма).
Это еще раз свидетельствует, что степень религиозности, значительно более выражена среди приверженцев протестантских течений. Это результат большей идейной гибкости, организационной динамичности и проповеднической целеустремленности протестантских религиозных организаций по сравнению с католическими и православными, их приспособляемости к социально-экономической и культурной жизни Беларуси, к условиям народного быта.
Подводя итоги сказанному, следует еще раз подчеркнуть, что решающую роль в феноменальном скачке религиозности белорусов сыграли огромные исторические и социокультурные сдвиги, произошедшие в нашей стране в связи с переходом от постсоциалистического общества, с его тоталитарной идеологией и организацией, к обществу, которое стремится сбросить тоталитарно-авторитарные путы, раскрепостить человеческий дух, научить его демократии и свободе.
Религиозность, как мировоззренческая ориентация на поиск духовного смысла бытия, усиливает нравственную составляющую человека, побуждает его совершенствовать свою субъективную, внутреннюю природу.
Заключение
Анализируя вышеизложенный материал хочется отметить мысль о том что существование в современном обществе материалистического и религиозного мировоззрения — объективная реальность не только нынешнего, но и будущего времени. Поэтому существующий в обществе широкий спектр мировоззренческих убеждений должен быть отображен в законе. Формирования гражданского общества, правового и светского государства это не простая задача и есть несколько путей развития. Будем надеяться, что выбор останется за вариантом правового государства с гражданами, имеющими свободу вероисповедания.
Восстановление в Беларуси прав личности сопровождалось стремительным религиозным возрождением традиционных конфессий и появлением новых религий. Новому общественному строю необходима значимая идеология, а она формируется через восприятие мира и себя в этом мире. Здесь мы говорим о духовной идее нашего общества и о месте в этом обществе людей с разными религиозными убеждениями. Хочется верить, что знание мировоззренческих представлений, учитывающих многомерность духовных устремлений современного человека, даст возможность духовному росту человечества.
Список использованных источников
Гурко А.В. Новые религии в Республике Беларусь: Этнологические исследования. - Мн., 2003.
Основные закономерности в религиозном сознании населения Республики Беларусь в современных условиях.- Мн., 1995.
Пучков П.И., Казьмина О.Е. Религии современного мира. - М., 1998.
Республика Беларусь. Энциклопедия Т. 1, - Мн.: Белорусская энциклопедия, 2005, - 1040 с.
Этноконфессиональные процессы в Беларуси и формирование патриотизма. Мн., 2004.
Религиозные профили Беларуси //Неман 2002, №3-4, С. 218-231
Болезни роста // Белорусская думка 2002, №3, С. 110-115