Психолог в системе образования: проблемы подготовки

и критерии научности, соотношение научного и вненаучного знания и т.д. Здесь что ни слово – проблема. Обозначу для примера лишь некоторые. Предмет науки. В области психологии есть основания предполагать, что предмет имеет непростое строение: можно выделить декларируемый, реальный и рационализированный [3]. Предмет науки и предмет исследования не совпадают, могут быть выделены различные их взаимоотношения. Даже методы психологии, как ни странно, тоже представляют собой "проблему". Если эмпирические методы достаточно хорошо изучены, разработаны интересные классификации, то о теоретических методах этого сказать явно нельзя. Не исследовано соотношение теории и метода в психологии. В "познавательной" составляющей может быть выделен особый блок, имеющий в настоящее время для нашей психологии чрезвычайную важность. Это своего рода метаметодология. Учитывая то, что в психологии существует множественность понимания предмета психологической науки и множественность объяснения, необходимо осуществление сравнительно-методологического анализа. Без такого анализа практически невозможно соотнесение теорий, концепций, подходов, ориентаций.

"Практическая" составляющая – область методологии, которая начинает складываться сейчас на наших глазах. В нашем обществе происходит бурный расцвет практической психологии: в образовании, в медицине, в бизнесе. Востребованность психологических знаний велика. И совершенно ясно, что и по задачам, и по методам, и по содержанию самого психологического знания практическая психология – особая область. Деятельность психолога – практика, ее методология – важный блок "практической" составляющей. Принципы разработки различных психотехник и психотехнологий – не менее актуальный "модуль", не получивший пока необходимой разработки. Здесь тоже огромное количество нерешенных проблем. Подчеркну – именно методологических проблем. Практическая психология возникает на других основаниях: в отличие от традиционной научной психологии она имеет "объектную", а не "предметную" ориентацию, она более "антропологична", если воспользоваться терминологией П.Фресса.

"Коммуникативная" составляющая представляет собой нетрадиционную сферу методологии психологической науки [2]. Коммуникативная составляющая призвана помочь нахождению взаимопонимания как "внутри" научной психологии, так и в психологии в целом. Смысл коммуникативной составляющей методологии – в соотнесении (в первую очередь в разработке инструментария, аппарата такого соотнесения) теорий разного уровня и разных методологических ориентаций и подходов (более подробно см.[2]).

В перспективе возможно выделение "психотерапевтической" составляющей методологии. Ее функция, как ясно из названия, в осуществлении мониторинга проводимых исследований, диагностика трудностей как исследовательских, так и коммуникативных, оказание помощи... Впрочем, это уже явно XXI век...

Совершенно очевидно, что подготовка высококлассных специалистов-психологов для сферы образования на пороге XXI века не может не предполагать овладения в процессе обучения как всем богатством различных подходов к исследованию личности человека, так и возможностями направленного воздействия на психику. Необходима, таким образом, теоретическая подготовка. Для того, чтобы широта и плюралистичность теоретической подготовки не обернулись эклектикой, механическим соединением разнородных обобщений, требуется глубина подготовки. В области психологической она обеспечивается методологической работой.

Представляется недопустимой подготовка специалистов-психологов для системы образования по принципу лишь практической подготовки. Необходима полноценная теоретическая подготовка, при которой важная роль отводится методологическому знанию. Сейчас стало совершенно ясно, что практическая психология не может быть просто "приложением" к практике теоретических положений, сформулированных в академической науке. Вместе с тем не менее очевидно, что практическая психология не может быть сведена к конструированию психотехнических процедур на основе произвольных допущений (как это сплошь и рядом происходит сегодня в психотехнологиях и психотехниках, широчайше представленных на рынке психологических услуг).

Разработка практической методологии даст возможность конструировать необходимые варианты практической психологии (под определенные задачи), используя для этого готовые модули. Это позволит и сохранить психологию как науку (недопустимо, на наш взгляд, превращать ее в психотехнику, как этого требуют сегодня некоторые психологи), и сделать практическую психологию основанной на научном знании. При этом появляется надежда, что психология, выражаясь языком Карла Густава Юнга, перестанет "парить в стратосфере абстрактных идей" и начнет интересоваться "подробностями человеческой жизни".

Список литературы

Гараи Л., Кечке М. Еще один кризис в психологии! // Вопросы философии. 1997. № 4.

Мазилов В.А. Стены и мосты // Психотехнологии в социальной работе. Вып.2. Ярославль, 1997.

Мазилов В.А. О предмете психологии // Ярославский педагогический вестник. Ярославль. 1997. № 1.

Роговин М.С., Залевский Г.В. Теоретические основы психологического и психопатологического исследования. Томск, 1988.

Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. Киев, 1995.